проводится работа по формированию интонационной выразительности речи. Ритмические упражнения способствуют усвоению логического ударения, правильного членения фразы
Упражнения по развитию ритма
Слушают изолированные удары (П, Ш, ШI и т.д.
Ударе́ние - выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи: слога в
составе фонетического слова - словесное ударение, слова в составе синтагмы - синтагменное ударение, синтагмы в
составе фразы - фразовое ударение, какого-либо слова для подчёркивания его особого значения - логическое ударение.
) Слушают серию простых ударов (П П П П, Ш, Ш, Ш, и т.д.)
Послушать серии акцентированных ударов (тихий удар – громкий удар)
Формирует представление об интонационной выразительности речи (объясняя детям, что голос можно изменять, голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т.д.)
Знакомит с повествовательной интонацией (средствами ее выражения)
Вопросительной интонацией (средствами ее выражения)
С восклицательной интонацией (средствами ее выражения)
Дифференцирует все эти представления в речи
В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи, используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное
расширение диапазона голоса,
развитие его гибкости, модуляции
Нормализации темпа и ритма способствуют занятия логоритмикой, так как речь имеет совместные с музыкой элементы (мелодия, темп, ритм, акцент в речи, логические упражнения, пауза).
Музыка создает эмоциональный настрой, создает детям ситуацию успеха и желание выполнять различные упражнения

Подготовил:
учитель – логопед МБДОУ
детского сада №56
Таран Т.М.
Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в
большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №56
Коррекционная работа учителя-логопеда над просодической стороной речи у детей с дизартрией

ул. Восточная 48 тел: 26-10-26

г.Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в
СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это
учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
Новочеркасск
Работа над формированием у детей просодической стороны речи включает в себя развитие:
дыхания и голоса,
темпа, ритма, мелодики.
Упражнения на развитие дыхания
- Сдуй снежинку (бумажку, ватный колобок, перышко, пушинку с руки или со стола)
- Прокати карандаш (сначала круглый, затем с гранями)
- Чей шарик дальше прокатится?
- Загони мяч в ворота
- Ветряная мельница (предложить ребён- ку дуть на всевозможные вертушки, султанчики и др.)
- «Озеро», «лодочная регата» (приводить дутьем в движение плавающих в широкой миске уточек, рыбок, лебедей, кораблики, лодочки)
- «Чайник закипел» - дуть в пузырьки
- Поддуй вверх мыльные пузыри
- Приводить в движение всевозможные, легкие плоскостные или объемные фигурки птичек, насекомых, самолеты.
Упражнения на развитие силы голоса
Удлинение произношения звуков
У__________У АУ _____________
О __________О АИ _____________
АУИ _________ ОУИ ___________
2.Усиление голоса (беззвучно, шепотом, тихо, громко)
ООО АУИ АУИ АУИ АУИ АААА
3. Ослабление голоса
4. Усиление и ослабление голоса
- Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса 1 2 3 4 5
-. Обратный счет с постепенным ослабление голоса 5 4 3 2 1
- название дней недели с постепенным усилением и последующим ослабле- нием силы голоса:
* Понедельник, вторник – беззвучно
* Среда, четверг – шепотом
* Пятница, суббота – голосом средней силы
* Воскресенье – громко
5. Упражнение «Эхо»:
В лесу кричу АУ!АУ! (громко)
А мне в ответ: АУ! АУ! (тихо)
Горе кричу: АУ! АУ! (громко)
Гора в ответ: АУ1АУ! (тихо)
6. Игра на инструменте
Ударяет тихонечко: стук, стук, стук,
И тогда услышишь ты нежный звук (тихо)
Ударяет сильнее: стук, стук, стук,
И тогда услышишь громкий звук (громко)
7. Проговаривать стихотворение с изменением силы голоса
А сова все ближе, ближе (громко)
А сова все ниже, ниже (средняя сила)
И кричит (громко)
В тиши ночной (тихо)
Поиграй, дружок, со мной (громко)

Упражнения на развитие высоты голоса
1. Укачивание куклы (А-А-А-А)

2. «Ступеньки» (используя лесенку)
3. Проговаривание стихотворений, соблюдая изменение голоса по высоте:
* Бьют часы
- Бьют часы: динь – дон – динь
* На дереве, на веточках воробышки сидят
Чирик – чирик – чирик – чирик – кричит
4. Вопрос – ответ
- Ну весна , как дела? (высоко)
- У меня уборка (низко)
5. Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса
6. Пение песен «Веселые гуси», «Елочка», «Петушок» и.т.д.
У детей с дизартрией наблюдаются нарушения целого ряда просодических элементов речи. В процессе логопедического воздействия.
г. Новочеркасск
Ул. Восточная 48
тел: 26-10-26