Доклад "Профессиональная ИКТ - компетентность педагога".

  • Профессиональная ИКТ-компетентность
  • В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят
  • Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность
  • Отражение требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-компетентности педагога и ее оцениванию .
  • Компоненты ИКТ-компетентности учителя
  • Педагогическая деятельность
  • Представление информации
  • Федерального государственного образовательного стандарта

  • Скачать 73.14 Kb.


    Дата24.09.2017
    Размер73.14 Kb.
    ТипДругие методич. материалы

    Скачать 73.14 Kb.

    Профессиональная ИКТ-компетентность педагога.

    Важные, но фрагментарные элементы ИКТ-компетентности учителя входят в принятые в конце 2000-х гг. квалификационные требования. За прошедшее время российская школа в целом быстро развивается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой.

    Прошедшее время, претерит (лат. praeteritum) - одна из модальностей грамматической категории времени, форма финитного глагола, используемая для описания ситуации, имевшей место до момента речи или до момента, описываемого в речи.
    Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов, сотовым телефоном для отправки кратких сообщений. В своих выступлениях педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т.д.
    Со́товый телефо́н - мобильный телефон, предназначенный для работы в сетях сотовой связи; использует приёмопередатчик радиодиапазона и традиционную телефонную коммутацию для осуществления телефонной связи на территории зоны покрытия сотовой сети.
    Электронная почта Электро́нная по́чта (англ. email, e-mail [iˈmeɪl], от англ. electronic mail) - технология и служба по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма», «электронные письма» или «сообщения») между пользователями компьютерной сети (в том числе - Интернета).

    Во многих регионах России разрешаются или директивно вводятся электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное погружение образо -

    вательного процесса в информационную среду (ИС).

    Электро́нный журна́л - периодическое рецензируемое издание, электронный аналог печатного журнала, доступный для просмотра на мобильных устройствах или компьютере. Распространяется через Интернет или на любых носителях информации (магнитных, оптических, USB накопителях).
    Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России - название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.
    Более полное погружение (предполагающее размещение в ИС основной информации образовательного процесса) обеспечивает дополнительные педагогические возможности, владение этими возможностями – базовый элемент педагогической ИКТ-компетентности, наряду с умением квалифицированно вводить текст с клавиатуры и формулировать запрос для поиска в Интернете.
    Группа компаний «Ба́зовый элеме́нт» (Базэл) - российская промышленная группа. Состоит из компаний, которые контролируются или входят в сферу бизнес-интересов Олега Дерипаски. Структуры «Базового элемента» управляют активами и владеют значительными долями в десятках компаний.
    Образование Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

    ФГОС для начальной школы (как и для других ступеней общего образования) содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя, в частности работу в ИС.

    Профессиональная ИКТ-компетентность

    Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.

    Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.
    Развитые страны Ра́звитые стра́ны (англ. Developed countries) - группа стран, занимающих ведущее положение в мировой экономике. В этих странах проживает 15-16 % мирового населения, но они при этом производят 3/4 валового мирового продукта и создают основную часть экономического и научно-технического потенциала мира.

    В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

    Общепользовательская ИКТ-компетентность.

    Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

    Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

    Де́ятельность - (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

    В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

    Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность

    1. Основана на Рекомендациях ЮНЕСКО «Структура ИКТ-компетентности учителей», 2011 г.

    2. Предполагается как присутствующая во всех компонентах профессионального стандарта.

    3. Выявляется в образовательном процессе и оценивается экспертами, как правило, в ходе наблюдения деятельности учителя и анализа ее фиксации в информационной среде.

    Отражение требования ФГОС к условиям реализации образовательной программы в требованиях к профессиональной ИКТ-компетентности педагога и ее оцениванию .

    Описание профессиональной педагогической ИКТ-компетентности и отдельных ее элементов дается для ситуации, когда выполнены требования ФГОС к материальным и информационным условиям общеобразовательного процесса. Если те или иные требования ФГОС не выполнены, то элементы ИКТ – компетентности могут реализовываться и оцениваться ( проверяться ) в соответственно измененном виде. Также как временная мера возможно оценивание элементов ИКТ – компетентности вне образовательного процесса, в модельных ситуациях.

    Компоненты ИКТ-компетентности учителя

    Общепользовательский компонент

    1. Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.

    2. Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).

    Техника безопасности (ТБ) - устаревший термин, обозначавший часть функции «охраны труда» - управления производственной деятельностью, направленной на предотвращение травм и заболеваний, связанных с производством.
    Пра́во - основное понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.

    3. Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.

    4. Клавиатурный ввод.

    5. Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).

    6. Навыки поиска в Интернете и базах данных.

    Ба́за да́нных - представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчётов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

    7. Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

    Общепедагогический компонент

    1. Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

    • Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

      Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.

    • Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

    • Организации образовательного процесса:

    - выдача заданий учащимся,

    - проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,

    - составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного,

    - дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.

    2. Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования:

    - ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,

    - следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),

    - используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.

    Информационное пространство - совокупность результатов семантической деятельности человечества. Может пониматься как в переносном смысле, так и в идеалистическом, последний подход развивается в философии, а также в пара- и псевдонаучных исследованиях, тогда информационное пространство может пониматься как «мир имён и названий, сопряженный к онтологическому».

    3. Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.

    4. Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.

    5. Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.

    6. Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др.

    Визуáльная коммуникáция - вид общения, при котором передача информации происходит с помощью знаков, изображений, образов, инфографики и т. д. Данный вид коммуникации частично или целиком полагается на зрение.
    диаграмм, видеомонтажа.

    7. Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.

    Стати́стика - отрасль знаний, наука, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

    8. Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

    9. Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.

    10. Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.

    11. Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.

    Предметно-педагогический компонент .

    После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

    1. Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).

    Матема́тика (др.-греч. μᾰθημᾰτικά < др.-греч. μάθημα - изучение, наука) - наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов.

    2. Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).

    3. Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).

    4. Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).

    Геоинформационная система (географическая информационная система, ГИС) - система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах.
    Космические снимки - собирательное название данных, получаемых посредством космических аппаратов (КА) в различных диапазонах электромагнитного спектра, визуализируемых затем по определённому алгоритму.
    Теория распознава́ния о́браза - раздел информатики и смежных дисциплин, развивающий основы и методы классификации и идентификации предметов, явлений, процессов, сигналов, ситуаций и т. п. объектов, которые характеризуются конечным набором некоторых свойств и признаков.

    5. Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).

    6. Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:

    o литературные тексты и экранизации, o исторические документы, включая исто-

    рические карты .

    7. Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).

    8. Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).

    Представление знаний - вопрос, возникающий в когнитологии (науке о мышлении), в информатике и в исследованиях искусственного интеллекта. В когнитологии он связан с тем, как люди хранят и обрабатывают информацию.
    Компози́ция (лат. compositio - составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса», в отличие от текучей вариативности народного творчества-процесса, от импровизации (в древней, восточной, народной, джазовой музыке, некоторых видах музыки XX века).

    9. Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).

    10. Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).

    11. Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.

    Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ- компетентности .

    Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ-компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:

    1. Введение Федерального государственного образовательного стандарта (любой ступени образования, например – начального).

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .

    2. Наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в школе.

    3. Наличие потребности у учителя, установки администрации образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательного учреждения в ИС.

    Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
    Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.)

    4. Начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения.

    Экспе́ртное оце́нивание - процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).