Эффективная подготовка к экзамену по физике в 9-ых классах

  • Темы заданий, на которые следует обратить внимание
  • Результаты ГИА учащихся МАОУ «Гимназия №1»

  • Скачать 58.58 Kb.


    Дата23.09.2017
    Размер58.58 Kb.
    ТипСтатья

    Скачать 58.58 Kb.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО ФИЗИКЕ

    Иванчук Марина Александровна

    преподаватель физики

    МАОУ «Гимназия №1»

    Обсуждать достоинства и недостатки ГИА можно бесконечно долго, но сдавать этот экзамен и готовиться к нему всё равно придётся. Поэтому необходимо подумать, как наиболее эффективно готовиться к этому экзамену. Материалов для подготовки к ГИА сегодня великое множество. Как правильно готовиться к экзамену? Часто этот вопрос становиться серьёзной проблемой для школьников и их родителей. Многие задаются вопросом, нужно ли начинать подготовку к экзамену в 8 классе? Многое ведь ещё не изучено, не проще ли взяться когда будут пройдены все темы? А если готовиться к ГИА в 8 классе, то с чего начинать, и как организовать подготовку?

    Объём материала, входящий в экзаменационную работу очень большой, требуется приложить много усилий, чтобы достигнуть желаемого результата, поэтому эффективнее начинать подготовку уже в 8 классе. Это позволит уменьшить нагрузку по подготовке к экзамену в 9 классе.

    Сразу после изучения новых тем «Тепловые Явления», «Электрические явления», «Световые явления» нужно решать соответствующие задания из пособий, сборников задач, справочников по подготовке к ГИА. Решать задания базового уровня сложности можно и нужно уже в 8 классе. Это позволит не только значительно подвинуться в подготовке, но и обеспечит высокое усвоение тем, а следовательно и отличные текущие оценки по предмету.

    Итак, необходимо начать подготовку в 8 классе, чтобы потом не работать по ночам, в ущерб собственному здоровью, не нервничать перед экзаменом и избежать в дальнейшем многочисленных стрессов.

    Особенностью экзаменационной работы по физике является включение экспериментального задания для проверки сформированности экспериментальных умений (овладения умения использовать измерительные приборы, представлять результат наблюдений и измерений в виде таблиц, графиков).

    Измери́тельный прибо́р - средство измерений, предназначенное для получения значений измеряемой физической величины в установленном диапазоне. Часто измерительным прибором называют средство измерений для выработки сигнала измерительной информации в форме, доступной для непосредственного восприятия оператора.

    Такие лабораторные работы, как «Определение оптической силы линзы», «Измерение сопротивления проводника», «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» и др. могут быть хорошо изучены в 8 классе. Необходимо показать учащимся, как правильно выполнять и оформлять практическую работу.

    Можно в 8 классе решать и задачи высокого уровня сложности, по темам КПД, электрические явления.

    Пример. Транспортёр равномерно поднимает груз массой 190 кг на высоту 9 м за 50 с. Сила тока в электродвигателе равна 1,5 А. КПД двигателя транспортёра составляет 60%. Определите напряжение в электрической сети.

    В 9 классе при изучении новых тем необходимо не только решать задачи из задачника под редакцией А.П. Рымкевича, но и выделять время на отработку тестовых заданий базового уровня сложности. Так как в большинстве школ в 9 классах 2 часа физики в неделю, в программе обучения школьников должен быть элективный курс по подготовке к ГИА, где должно уделяться особое внимание повторению и закреплению наиболее значимых и сложных тем учебного предмета, анализу типичных ошибок, допущенных обучающимися при выполнении экзаменационных заданий.

    Обучающиеся должны быть ознакомлены со структурой и содержанием экзаменационной работы для итоговой аттестации по физике. Они должны хорошо знать инструкцию по заполнению бланков ГИА.

    Темы заданий, на которые следует обратить внимание: давление в жидкостях и газах; равномерное движение по окружности; закон сохранения импульса, механической энергии; КПД простых механизмов; второй закон Ньютона;

    Простейшие механизмы - устройства, служащие для преобразования направления и величины (модуля) силы. Представляют собой элементы более сложных механизмов. Некоторые из простейших механизмов появились в глубокой древности.

    В физике механи́ческая эне́ргия описывает сумму потенциальной и кинетической энергий, имеющихся в компонентах механической системы. Механическая энергия - это энергия, связанная с движением объекта или его положением, способность совершать механическую работу; это энергия движения и сопровождающего его взаимодействия.

    Равномерное движение - механическое движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одно и то же расстояние.(v=const)Равномерное движение материальной точки - это движение, при котором величина скорости точки остаётся неизменной.

    Зако́ны сохране́ния - фундаментальные физические законы, согласно которым при определённых условиях некоторые измеримые физические величины, характеризующие замкнутую физическую систему, не изменяются с течением времени.

    Законы Ньютона Зако́ны Нью́то́на - три закона, лежащие в основе классической механики и позволяющие записать уравнения движения для любой механической системы, если известны силы, действующие на составляющие её тела.

    третий закон Ньютона; сила трения скольжения;

    Тре́ние - процесс взаимодействия тел при их относительном кручении (смещении) либо при торможении тела в жидкости или жидкой среде. По-другому называется фрикционным взаимодействием (англ. friction). Изучением процессов трения занимается раздел физики, который называется механикой фрикционного взаимодействия, или трибологией.

    Сила трения скольжения - сила, возникающая между соприкасающимися телами при их относительном движении.

    явление электростатической индукции; явление электромагнитной индукции; закон сохранения электрического заряда; построение в линзах.

    Пример 1. С какой скоростью следует бросить тело массой 200 г с поверхности земли вертикально вверх, чтобы его потенциальная энергия в наивысшей точке движения была равна 0,9 Дж?

    Электростатическая индукция - явление наведения собственного электростатического поля при действии на тело внешнего электрического поля. Явление обусловлено перераспределением зарядов внутри проводящих тел, а также поляризацией внутренних микроструктур у непроводящих тел.

    Электромагнитная индукция - явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, проходящего через него. Электромагнитная индукция была открыта Майклом Фарадеем 29 августа 1831 года.

    Потенциальная энергия U ( r → ) })} - скалярная физическая величина, представляющая собой часть полной механической энергии системы, находящейся в поле консервативных сил. Зависит от положения материальных точек, составляющих систему, и характеризует работу, совершаемую полем при их перемещении.

    Электрический заряд Электри́ческий заря́д (коли́чество электри́чества) - это физическая скалярная величина, определяющая способность тел быть источником электромагнитных полей и принимать участие в электромагнитном взаимодействии.

    Земля Земля́ - третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Она является также крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.

    Сопротивлением воздуха пренебречь. Потенциальную энергию тела отсчитывать от поверхности земли.

    Географи́ческая оболо́чка - основное понятие географии, в российской географической науке под этим понимается целостная и непрерывная оболочка Земли, где её составные части: верхняя часть литосферы (земная кора), нижняя часть атмосферы (тропосфера, стратосфера), вся гидросфера и биосфера, а также антропосфера - проникают друг в друга и находятся в тесном взаимодействии.

    Пример 2. На рисунке изображен ход падающего на линзу луча. Какая из пунктирных линий соответствует ходу прошедшего через линзу луча?V2_12

















    В курсе физики основной школы мало времени уделяется таким вопросам как сила трения и сила упругости.

    Си́ла упру́гости - сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть его в исходное (начальное) состояние.

    Поэтому при подготовке обучающихся к сдаче экзамена необходимо акцентировать внимание на задачи на расчёт силы трения и силы упругости.

    При подготовке к экзамену надо обратить внимание учащихся на анализ и решение графических задач.

    hello_html_m58aecae7.gifПример. на рисунке представлен график зависимости координаты от времени для тела, движущегося вдоль оси ОХ. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения.

    1) На участке ВС тело двигалось равноускоренно с максимальным по модулю ускорением.

    2) В момент времени t3 скорость тела равна нулю.

    Моме́нт вре́мени - точка на временной оси. О событиях, соответствующих одному моменту времени, говорят как об одновременных. В научных моделях моменту времени соответствует состояние системы (мгновенное состояние).

    3) В промежуток времени от t1 до t2 тело изменило направление движения на противоположное.

    4) В момент времени t2 скорость тела равна нулю.

    5) Путь, соответствующий участку ОА, равен пути, соответствующему участку ВС.

    При объяснении заданий повышенной сложности особое внимание следует обратить на такие темы как, «Закон сохранения энергии», «Закон сохранения импульса», «Движение по наклонной плоскости», так как они вызывают серьёзные затруднения у учащихся.

    Большое внимание следует уделять решению качественных задач, представляющих описание явления или процесса из окружающей жизни, для которого учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т.д.



    Пример. Куда следует поместить лёд, с помощью которого необходимо быстро охладить закрытый сосуд, полностью заполненный горячей жидкостью - положить сверху на сосуд или поставить сосуд на лёд? Ответ поясните.

    Результаты ГИА учащихся МАОУ «Гимназия №1»

    Год

    Количество учащихся



    Отметка за тест

    2

    3

    4

    5

    2009

    16

    0

    3

    9

    4

    2010

    11

    0

    0

    8

    3

    2011

    28

    0

    2

    13

    13



    Результаты экзамена могут быть использованы для осуществления отбора в физико-математические классы.



    Список литературы:

    1. Мамонова Е. П., Хламова И. В. Методические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации в 9-х классах по физике в формате ГИА-2012.

    2. Спирин А.С. Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Физике