Факторы успешности романтических отношений

  • Глава 1
  • Глава 2
  • Глава 3

  • Скачать 51.48 Kb.


    Дата05.03.2018
    Размер51.48 Kb.
    Типдипломная работа

    Скачать 51.48 Kb.


    Введение

    психологический романтический отношение

    Межличностные отношения являются неотъемлемой и значимой частью жизни каждого человека. Взаимодействия с родителями, детьми, родственниками и друзьями вызывают массу переживаний как позитивных, так и негативных. Особняком среди них стоят романтические взаимоотношения, волнующие людей не меньше других видов. Одним из основных аспектов этой стороны жизни человека выступает удовлетворенность отношениями со своим партнером. Несомненно, от данной характеристики зависят как качество и стабильность самих отношений, так и психологический комфорт каждого из партнеров.

    Исследуя отношения, психологи преимущественно изучают показатели совместимости партнеров в том или ином контексте. [11,13] Однако мало внимания уделяется чертам личности, взятым изолированно, исключая сравнение с чертами партнера, которые могли бы оказать влияние на его или ее удовлетворенность отношениями. Хотя, очевидно, что удовлетворенность взаимодействием с партнером, являясь весьма субъективным показателем, во многом зависит от того, как сам человек оценивает и анализирует эти отношения, как он рефлексирует на их счет. В этом заключается первый аспект выделенной нами проблемы (1).

    В контексте нашего исследования как альтернатива удовлетворенности отношениями будет рассмотрено переживание экзистенциальной исполненности в романтических отношениях. Согласно А. Лэнгле, экзистенциальная исполненность отражает отношение к жизни и собственному бытию, степень принятия реальности, осмысленности жизни и внутреннего согласия со смыслом и, в целом, способность личности к наполненному проживанию своей жизни в соответствии с внутренними переживаниями. [18, 19]

    Что касается экзистенциальной исполненности, то в литературе этот феномен преимущественно исследуется в жизни в целом (с помощью Шкалы экзистенции А. Лэнгле и К. Орглера) [31]. Однако в контексте нашего исследования представляется необходимым изучить экзистенциальную исполненность именно в романтических отношениях (с помощью Теста экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях В. Б. Шумского и Е. М. Уколовой), так как на данный момент исследовано весьма мало факторов, связанных с данным конструктом, что вынесено нами во второй аспект проблемы (2).

    Исходя из этого, проблему нашего исследования можно сформулировать как:

    1) необходимость исследования личностных характеристик, принадлежащих одному из партнеров, в романтических отношениях;

    2) необходимость исследования факторов, связанных с экзистенциальной исполненностью в романтических отношениях.

    По последним данным (Росстат, за 2014) в России более 50% браков заканчиваются разводом. Наиболее распространенной причиной этого является то, что одного из партнеров или обоих что-либо не устраивает. Возникает логичный вопрос: почему люди не удовлетворены своими отношениями, и можно ли повысить эту удовлетворенность, чтобы снизить количество разводов? В этом и проявляется социальная актуальность исследования. Практической актуальностью выступает потребность в более точной фокусировке консультативных методик, имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, способных помочь парам избежать разрыва отношений. Что касается теоретической актуальности исследования, то она заключается в дополнении существующих теоретических построений об экзистенциальной исполненности новыми факторами, связанными с ней в контексте межличностных отношений.

    Виктор Франкл в своей модели описывает человека посредством трех ортогональных измерений: соматического, психического и ноэтического [21]. В соответствии с данным подходом в настоящей работе будет сделана попытка изучить психодинамические (психическое измерение) и экзистенциальные (ноэтическое измерение) характеристики личности в контексте предикторов экзистенциальной исполненности в романтических отношениях. В качестве психодинамических характеристик были взяты устойчивые черты личности, в качестве экзистенциальных - самоотношение и субъективное отчуждение. Вследствие чего мы ставим перед собой вопрос: что вносит больший вклад в показатель экзистенциальной исполненности в отношениях - экзистенциальные характеристики личности или же более устойчивые личностные черты.

    Как уже отмечалось, степень удовлетворенности отношениями является субъективным показателем, и логично предположить, что связан он также с субъективными характеристиками личности. Поэтому, помимо основных задач, исследование будет также направлено на выявление связи между экзистенциальной исполненностью, самоотношением и субъективным отчуждением.

    Таким образом, научная новизна данной работы заключается, во-первых, в изучении связи психодинамических характеристик с экзистенциальной исполненностью, во-вторых, в изучении романтических отношений в контексте отношения к самому себе. Объектом исследования являются романтические отношения между мужчиной и женщиной, предметом - предикторы экзистенциальной исполненности личности в романтических отношениях.

    Цель исследования: изучить предикторы экзистенциальной исполненности в романтических отношениях.

    В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

    1) Теоретические

    · провести анализ факторов развития романтических отношений, выявить существенные аспекты их динамики, определить, что обуславливает удовлетворенность отношениями;

    · провести анализ особенностей переживания экзистенциальной исполненности, выявить факторы, связанные с данным феноменом, определить его специфику в контексте романтических отношений.

    2) Методические

    · разработать методический инструментарий адекватный для операционализации основных теоретических понятий;

    · разработать схему эмпирического исследования.

    3) Эмпирические

    · составить и распространить интернет-опросник;

    · собрать и обработать данные;

    · проверить предположение о том, что отношение к самому себе, отчуждение от себя и устойчивые черты характера являются существенными предикторами экзистенциальной исполненности в романтических отношениях между мужчиной и женщиной;

    · проверить предположение о том, что показатель самоотношения и уровень экзистенциальной исполненности в отношениях имеют прямую связь;

    · проверить предположение о том, что степень субъективного отчуждения и уровень экзистенциальной исполненности в отношениях имеют обратную связь;

    · проверить предположение о том, что устойчивые черты характера и уровень экзистенциальной исполненности в отношениях имеют обратную связь;

    · проанализировать и проинтерпретировать результаты;

    · сделать выводы о проверке гипотез и достижении цели.

    Основная гипотеза исследования:

    ь отношение к самому себе, отчуждение от себя и устойчивые черты характера являются существенными предикторами экзистенциальной исполненности в романтических отношениях между мужчиной и женщиной.

    Гипотезы-следствия:

    1) показатель самоотношения и уровень экзистенциальной исполненности в отношениях имеют прямую связь;

    2) степень субъективного отчуждения и уровень экзистенциальной исполненности в отношениях имеют обратную связь;

    3) устойчивые черты характера и уровень экзистенциальной исполненности в отношениях имеют обратную связь.

    Метод исследования: опрос. Для проверки данных гипотез будут использованы следующие опросники:

    · Тест экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях (ТЭММО) В. Б. Шумского и Е. М. Уколовой, предназначенный для измерения экзистенциальной исполненности личности в близких межличностных отношениях;

    · Опросник самоотношения (ОСО) В. В. Столина и С. Р. Пантилеева, предназначенный для измерения отношения личности к себе;

    · Опросник субъективного отчуждения (ОСОТЧ) С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина, предназначенный для измерения переживания личностью отчуждения;

    · Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ - сокращенный вариант ММИЛ) Дж. Кинканнона в адаптации В. П. Зайцева и В. Н. Козюли, предназначенный для измерения устойчивых черт личности.

    Теоретическая значимость данного исследования заключается в обосновании взаимосвязи экзистенциальной исполненности в романтических отношениях с самоотношением, отчуждением и с устойчивыми личностными характеристиками, что обеспечит расширение понимания факторов, влияющих на переживание экзистенциальной исполненности и, в целом, теоретических построений об этом феномене. К практической значимости можно отнести то, что результаты исследования могут быть полезными как непосредственно людям, испытывающим необходимость в повышении качества своих отношений, так и консультирующим психологам в расширении понимания того, на что необходимо направить фокус терапии при работе с парой или одним из партнеров, чтобы помочь ему или ей повысить удовлетворенность отношениями.


    Глава 1. Детерминанты развития и успешности романтических отношений между мужчиной и женщиной



    1.1 Психологические представления об основаниях и динамике романтических отношений



    Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента…

    Карл Густав Юнг

    Прежде всего, необходимо отметить, что в сравнении с отношениями в прежние времена современные романтические отношения, основанные на любви, качественно отличаются от них. Раньше выбор партнеров зависел от решения родителей, прагматических суждений или нормативных предписаний. Общественное, религиозное или экономическое принуждение определяло продолжительность таких отношений. Другими словами, партнерские отношения были обусловлены внешними факторами, а не внутренними субъективными чувствами или самостоятельным решением самих партнеров. Однако люди мирились с таким положением вещей и даже испытывали некоторое облегчение, так как принудительность освобождает от большой доли ответственности.

    В настоящее же время, наоборот, отношения зависят от воли, желания, решения самого человека. Люди вправе руководствоваться собственными чувствами, свободны в выборе партнера и регулировании своих отношений. Но свобода предполагает и ответственность за собственный выбор. Теперь продолжительность отношений определяется не общественными нормами, а свободным решением каждого. Сегодня требование к современным отношениям состоит в том, что пара самостоятельно должна искать ориентиры для вступления в близкие отношения и основания для того, чтобы их сохранить и продлить совместную жизнь. В результате надежность романтических отношений снижается, становится более хрупкой. Любовь, хрупкая, с одной стороны, затрагивает в нас глубину, с другой. В итоге, хрупкость сглаживается эмоциональной привязанностью партнеров, которая не позволяет просто так отказаться от отношений. [14]

    Что же такое романтические отношения? А. А. Кроник и Э. Бершид определяют их как особый вид диадических отношений между мужчиной и женщиной, который характеризуется высокой избирательностью, добровольностью и относительной устойчивостью, основанный на сильных эмоциях, физиологически детерминированный сексуальными потребностями и проявляющийся в стремлении партнеров быть уверенными во взаимности чувств [16].

    Актуальность изучения романтических отношений продиктована их важностью в жизни каждого человека. С одной стороны, в современном мире саморазвитию, самореализации и самоактуализации придается огромное значение, что подрывает уверенность в необходимости романтических отношений для человека, которые требуют от него соотнесения со своим партнером, учет его интересов, а порой и приспособления к нему. Однако исследования обнаруживают, что успешные близкие отношения предсказывают переживание человеком экзистенциальной исполненности в жизни [35]. Также, удовлетворенность романтическими отношениями выступает одним из самых сильных предикторов субъективного благополучия [29]. Кроме того, люди, находящиеся в успешных и удовлетворяющих их отношениях обладают крепким здоровьем, быстро поправляются и, в целом, живут дольше. В противовес этому, неуспешные взаимоотношения являются основной причиной депрессии и патологического одиночества, а также наиболее распространенным поводом обращения за помощью к специалистам. [34]

    На настоящий момент в литературе существует ряд представлений, выявляющих генез и динамику близких отношений, раскрывающих их с разных сторон. Так, в качестве оснований, соединяющих людей друг с другом, психоаналитический подход выделяет принцип подобия и принцип дополнения. Последний из них описан швейцарским психотерапевтом Ю. Вилли, считающим, что вступление в романтические отношения обусловлено компенсацией какого-либо психологического дефицита. Как пример можно представить следующую пару: истеричная женщина, которая легко завязывает многочисленные, но поверхностные контакты с людьми, и робкий, неуверенный в себе мужчина, испытывающий трудности в установлении отношений. По мнению Вилли, проблема подобных взаимоотношений заключается в том, что они связывают партнеров взаимными обязательствами, препятствующими их развитию. В том случае, если какой-либо из партнеров изменяется в силу тех или иных причин, то нарушается баланс отношений, что может привести к их распаду. [12, 36]

    Принцип подобия представлен в работах британского психотерапевта Р. Скиннера, полагающего, что выбор партнера осуществляется за счет неосознанного восприятия сходства семейной истории. При этом человек останавливает свой выбор на партнере с аналогичными семейными проблемами или схожим детством. Это может быть смерть одного из родителей, тяжелый развод и т.п. Сходство прожитого опыта, одинаковые психологические травмы определяют восприятие партнера как «созданного для меня», что позволяет человеку чувствовать себя понятым и принятым рядом с таким партнером. Р. Скиннер убежден, что такие отношения позволяют партнерам развиваться, если они помогают друг другу обнаружить вытесненные эмоции, преодолеть перед ними страх и встроить этот опыт в целостный образ Я. [24]

    Динамика близких отношений, с точки зрения необихевиорального подхода, задается соотношением вознаграждений и издержек. Если партнеры получают друг от друга много вознаграждений, включающих в себя материальную выгоду, сексуальное удовлетворение и т.п., испытывая в то же время минимум издержек таких, как материальные затраты, ссоры и т.п., то отношения сохраняются и развиваются. Но в тот момент, когда количество издержек начинает превышать число вознаграждений, поддерживающих отношения, происходит разрыв. [30]

    Системная семейная психотерапия описывает партнеров как элементы системы, предполагая, что функционирование системы детерминирует функционирование входящих в нее элементов. В результате чего, согласно такому подходу, поведение человека в близких отношениях не зависит от его собственной воли, а определяется закономерностями функционирования систем, частью которых он является, - культурой, государством, семьей. [6]

    Представители экзистенциального подхода полагают, что любовь и поиск экзистенциальной исполненности в романтических отношениях притягивают людей друг к другу. На основе фундаментальных мотиваций А. Лэнгле, близкие отношения должны обеспечивать человека опорой, защищенностью и пространством. Кроме того, человек хочет чувствовать эмоциональную близость и радость жизни в близких отношениях. В то же время он стремится быть самим собой в отношениях, поддерживать свою автономию и индивидуальность, а также чувствовать, что партнер уважает ценности этого человека и его самого, как личность. Будущее отношений также должно быть наполнено смыслом - общими целями и совместными планами, ради которых люди стремятся оставаться вместе друг с другом. [19]

    С точки зрения американского семейного психотерапевта К. Витакера, динамика романтических отношений определяется диалектикой «индивидуация-сопринадлежность». Он характеризует 11 этапов развития отношений в рамках этой дихотомии. При этом Витакер не обозначает эти два вектора как противоречащие друг другу, он подчеркивает парадоксальность данной диалектики, опровергая тем самым противопоставление самоактуализации и близких отношений. Чем успешнее человек движется по пути индивидуации, тем лучше у него удается соотноситься со своим партнером в межличностных отношениях. Такой человек лишен страха потерять себя в слиянии с другим, раствориться в нем. Для того чтобы к этому прийти, необходимо проделать долгий и трудный путь работы над самим собой. Человеку нужно научиться быть частью «Мы», не разрушая собственное «Я». В первую очередь, для этого необходимо полюбить себя, затем - похожего на себя человека, и только потом обнаруживается смелость полюбить непохожего и желание бороться за то, чтобы быть самим собой и в то же время вместе с другим. В итоге, близкие отношения становятся процессом, в котором оба партнера проигрывают и роль индивидуации, и роль сопринадлежности, достигая при этом равенства, подразумевающего право на отделение. [7]

    Современные работы отечественных психологов также демонстрируют разносторонние взгляды относительно динамики и механизмов развития романтических отношений. Так, согласно работам Т. Л. Крюковой и некоторых других авторов, динамика близких отношений обуславливается совладающим поведением партнеров [17]. Наряду с этим, К. А. Бочавер полагает, что развитие романтических отношений определяется особенностями прохождения партнерами трудных жизненных ситуаций, связанных с их личностными особенностями, межличностными конфликтами или внешним давлением [4]. А. А. Кроник и Е. А. Кроник к условиям развития близких отношений относят взаимопринятие, открытость взаимовлиянию и схожий уровень значимости партнеров друг для друга [16]. Помимо этого, О. А. Екимчик утверждает, что динамика отношений между мужчиной и женщиной задается этапами развития романтической привязанности: 1) предпривязанность (симпатия), 2) становление привязанности (влюбленность), 3) четкая привязанность и 4) целекорректируемое партнерство (постромантическая стадия). [8, 9]

    Таким образом, нам удалось выявить, что на настоящий момент исследовано множество факторов, обуславливающих развитие близких отношений. Рассмотренные в данном параграфе подходы раскрывают существенные аспекты, которые определяют основания и динамику романтических отношений с различных сторон.

    1.2 Факторы, определяющие удовлетворенность романтическими отношениями



    Раньше возможность иметь полноценные взаимоотношения с партнером определялась вступлением в брак. В результате чего, множество исследований было направлено на изучение семейных отношений. Так, на данный момент в литературе существует довольно ясное представление о факторах, влияющих на благополучие семьи, качество и успешность брака, семейное счастье. [11, 13] Однако в современном мире необходимость бракосочетания исчезла, появились так называемые «гражданские браки». Поэтому в данном параграфе мы будем рассматривать удовлетворенность браком в контексте удовлетворенности романтическими отношениями. Что касается удовлетворенности браком, то ее характеризуют как внутреннюю субъективную оценку супругов своего брака [2].

    Факторы удовлетворенности браком систематизированно описаны в модели качества брака, разработанной американскими исследователями Р. А. Левисом и Дж. Б. Спэниером. Проанализировав порядка 300 работ, касающихся успешности брака, авторы выделили 40 факторов, влияющих на семейные отношения, которые впоследствии были объединены в три основные группы:

    1) добрачные факторы;

    2) социальные и экономические факторы;

    3) личностные и внутрисупружеские факторы.

    Первая группа включает показатели однородности партнеров по таким критериям, как возраст, уровень интеллекта, религиозная и расовая принадлежность, социально-экономический статус. К ней также были отнесены «личностные средства» супругов: эмоциональное здоровье, адекватная самооценка, развитые навыки межличностной коммуникации, высокий уровень образования, зрелый возраст при заключении брака, длительное знакомство до брака и пр. По мнению авторов, на качество семейного союза также влияют «особенности родительской модели», в которые входит благополучие брака родителей, успешность отношений с ними и положительная оценка своего детства. Помимо этого, факторы, определяющие качество брака, включают одобрение брака со стороны значимых других, наличие мотивации для вступления в брак, отсутствие беременности до брака и др.

    Ко второй группе факторов, обуславливающих успешность брака, Левис и Спэниер отнесли стабильность экономического положения пары, высокий социальный статус супруга, удовлетворенность супруги своей работой. Кроме того, качество отношений, по их мнению, зависит от участия семьи в деятельности общественных организаций, наличия у партнеров общих знакомых и пр.

    Среди факторов, входящих в третью группу, авторы выделили «позитивное отношение к партнеру», проявляющееся в совместимости ценностей, интеллектуальной, физической и сексуальной привлекательности супруга и т.п. Она также включает «эмоциональную удовлетворенность отношениями», выражающуюся в проявлении уважения, любви, наличии сексуальной удовлетворенности, оказании помощи друг другу в личностном развитии, уровне соответствия партнера идеальному образу супруга. Кроме того, на благополучие семьи влияют «параметры эффективности общения между супругами»: эмпатия, взаимопонимание, точность невербальной коммуникации, степень самораскрытия супругов и пр. К третьей группе факторов также относится «ролевое соответствие», которое проявляется в соответствии ролевых ожиданий и исполнения ролей, в комплиментарности ролей супругов и четкости их разделения, сексуальном соответствии. Наряду с этим, Левис и Спэниер выделяют факторы взаимодействия партнеров такие, как общность их деятельности, совместное времяпрепровождение, эффективность, физическая и эмоциональная близость при взаимодействии и т.п. [32]

    Можно заметить, что большинство рассмотренных ими факторов, определяющих успешность отношений, относятся к психологическим характеристикам. Кроме того, большая часть критериев описывает степень сходства партнеров и согласия в супружеских отношениях по тем или иным параметрам.

    Интересным также является исследование Ю. Е. Алешиной, в котором подтверждается зависимость удовлетворенности браком от стажа совместной жизни. Оказалось, что степень удовлетворенности отношениями постепенно снижается на протяжении порядка 20 лет брака. Так, у разных пар минимальные показатели удовлетворенности варьируются в пределах 12-18 лет супружеской жизни. После прохождения этого порога удовлетворенность начинает резко возрастать, т. е. кривая зависимости представляет U-образную форму [1].

    Изучая социально-психологический климат семьи, отражающий удовлетворенность партнерами основными характеристиками жизнедеятельности семьи, стилем их взаимодействия, О. А. Добрынина обнаружила существенную закономерность. Результаты исследования показали, что между успешными и неуспешными браками наиболее существенные различия наблюдаются по таким показателям, как удовлетворенность общением, психологической атмосферой супружеской жизни и наличием взаимной поддержки партнерами друг друга. Вместе с этим, Добрыниной было установлено, что у мужчин составляющими семейного благополучия преимущественно являются сексуальный и психологический аспект отношений, у женщин - рекреативный, бытовой, психологический и сексуальный.

    Важно также отметить, что между удовлетворенностью отношениями обоих супругов существует взаимосвязь. При высокой удовлетворенности мужа супруга также в большой степени удовлетворена браком и, наоборот, низкой удовлетворенности семейным союзом мужчины соответствует меньшая удовлетворенность жены.

    Кроме того, на удовлетворенность семейными отношениями влияет локус контроля партнера, степень его интернальности. Е. Б. Назарова в своем исследовании обнаружила, что более удовлетворен супружеством тот человек, который в большей степени приписывает себе причины происходящих с ним событий и принимает на себя ответственность за них. [2]

    Значимым фактором качества брака является проявление акцентуаций характера супругов. Удовлетворенность семейными отношениями отрицательно коррелирует с повышенной аккуратностью, педантичностью, излишним акцентированием внимания на событийных факторах, частой сменой настроения. С другой стороны, социальный интеллект приводит к повышению удовлетворенности браком. [5]

    Рассмотрим гендерные различия относительно психологических предикторов удовлетворенности отношениями. Исследования показывают, что более женщины-интроверты скорее оценивают свой брак как успешный, нежели экстравертированные, в группе мужчин подобных корреляций не наблюдалось. Зато среди мужчин обнаруживается взаимосвязь между удовлетворенностью браком и низкой степенью нейротизма, однако тревожные женщины, наоборот, оказываются более удовлетворены семейным союзом. Более того, тревожные интровертированные супруги (или меланхолики) скорее окажутся удовлетворены семейными отношениями, нежели представительницы данного пола, обладающие какими-либо другими характеристиками темперамента. [3]

    Наряду с этим, удовлетворенность браком у мужчин взаимосвязана со склонностью к компромиссу и сотрудничеству в конфликтных ситуациях. Среди женщин же этот показатель коррелирует со степенью интернальности супруга, жены чувствуют себя более удовлетворенными своими отношениями, если муж оказывается наиболее ответственным и, наоборот. Некоторые авторы соотносят интернальность со зрелостью личности, в связи с чем, можно судить, что женщины более счастливы в браке со зрелыми мужчинами. Однако аналогичных связей в факторах удовлетворенности мужей обнаружено не было. [2]

    Безусловно, рассмотренные факторы нельзя считать равнозначными для любой семьи, в каждой паре они имеют разную степень значимости. Мы можем лишь сделать вывод о том, что среди характеристик, определяющих субъективную удовлетворенность отношениями, психологические факторы играют наиболее значительную роль. Однако на данный момент широко изучены параметры, которые характеризуют степень согласия и сходства в супружеских отношениях партнеров относительно различных критериев, показатели их совместимости и т.п. И лишь немногочисленные исследования изучают связь личностных особенностей каждого из супругов с их удовлетворенностью романтическими отношениями.


    Глава 2. Особенности переживания личностью экзистенциальной исполненности

    2.1 Специфика природы человека в экзистенциальном анализе

    Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам

    Жан Поль Сартр, «Экзистенциализм - это гуманизм»

    Основным понятием экзистенциального анализа является «экзистенция», предполагающая целостную, наполненную смыслом и глубокими чувствами, собственными решениями и реализованными начинаниями жизнь, которую человек воплощает ответственно и свободно в создаваемом им самим мире. Согласно данному подходу, человек является «целостным», лишь когда полностью посвящает себя какому-либо делу или всецело оказывается преданным другому человеку. В связи с чем, задача экзистенциальной терапии состоит в анализе жизненных обстоятельств клиента с целью раскрытия и прояснения скрытого в них потенциала. Реализация ценных возможностей человека и есть экзистенция. В конечном счете, экзистенциальный анализ помогает человеку научиться жить в согласии с собственной жизнью и внутренними переживаниями. [15, 20]

    Основателем экзистенциального анализа традиционно считается австрийский психиатр и невролог Виктор Франкл, также положивший начало известному направлению данного подхода - логотерапии. Разрабатывая свою концепцию, он видел главную задачу в борьбе с психологизмом в психотерапии. Франкл стремился преодолеть ранее сформировавшееся видение природы человека, детерминируемой его инстинктивными влечениями или влиянием социума. Главенствующую роль психиатр отдавал духовности, выражающейся в поиске смысла, а также свободе и ответственности, как определяющих специфику человека качествам. Он считал недопустимым подвергать эти отличительные особенности, присущие только человеку, механистическому редукционизму. [20, 21]

    Рисунок 1 - Трехмерная модель человека по В. Франклу

    На основе моделей, созданных Н. Гартманом и М. Шелером, Франкл разрабатывает собственную модель человека, описывающую его как единство трех перпендикулярных друг другу измерений: соматического, психического и ноэтического (см. Рисунок 1). [28] Такое представление человека дает возможность оценить различия между телесными, психическими и духовными процессами и, в то же время, судить о целостности природы человека.

    Рассмотрим эти измерения более подробно. Соматическое измерение включает в себя материальную сторону человека и его физические характеристики. Как и любое другое живое существо человек направлен на поддержание своего здоровья, которое определяется потребностями в пище, воде, сне, сексе и т.п. Психическая составляющая человека отражает психодинамические характеристики такие как, устойчивые черты личности, настроение и эмоции, не зависящие от воли человека. Здесь для него представляют важность получение удовольствия, разрядка напряжения, ощущение витальной силы и пр. Ноэтическое измерение выражает экзистенциальные характеристики человека, как например, свободу, ответственность, стремление к смыслу, отношение к миру и самому себе. Этот уровень субъективно переживается человеком как внутренняя духовная сила, источник мотивации, определяющий его развитие. С одной стороны, эти измерения взаимосвязаны между собой, с другой - являются относительно независимыми.

    Концепция Франкла дает возможность разделить многие явления человеческой жизни, как например, любовь и сексуальность, которые довольно часто смешиваются в рамках некоторых психологических подходов. Исходя из его модели человека, психосоматический уровень характеризует эти феномены в контексте сексуально-эротического влечения, направленного на разрядку напряжения и получение удовольствия. Т. е. человек воспринимает другого как средство удовлетворения своих потребностей или объект, который легко заменить на аналогичный. Что же касается ноэтической плоскости, то здесь партнер предстает для человека субъектом, характеризующимся уникальностью и незаменимостью. В этой логике, любовь уже не сексуальное влечение, а духовная связь, обладающая творческим потенциалом, который может быть раскрыт благодаря личностному развитию любящих. [21]

    Австрийский психолог и психотерапевт Альфред Лэнгле, который в свое время являлся учеником и коллегой Виктора Франкла, развил и расширил концепцию, предложенную его наставником. В качестве наиболее глубокой мотивационной силы человеческого развития Франкл выделял поиск смысла. Лэнгле описал еще три фундаментальных условия, предшествующих мотивации смысла. Таким образом, согласно экзистенциально-аналитической теории Лэнгле, основными движущими силами развития человека являются:

    - мотивация к преодолению фактических условий бытия-в-мире;

    - мотивация к переживанию собственной жизни как ценности;

    - мотивация к аутентичному и автономному бытию;

    - мотивация к действиям, имеющим смысл.

    Рассмотрим эти четыре фундаментальные экзистенциальные мотивации (ФМ) человека более подробно.

    1-ая ФМ: «Могу ли я быть в этом мире?». Первое условие экзистенции появляется на основе факта рождения человека. В связи с чем, возникает первоначальный фундаментальный экзистенциальный вопрос: «Я есть - но могу ли я быть?». Человек задается вопросом, может ли он быть среди имеющихся условий, обладая собственными возможностями? Для того чтобы мочь быть требуются такие предпосылки, как защита, опора и пространство, которые обретаются человеком, если он ощущает себя принятым. И это делает человека, в свою очередь, способным к принятию и доверию. Когда человек обретает доверие к миру и принимает действительность существования, то он продвигается к следующему уровню.

    2-ая ФМ: «Нравится ли мне жить?». Положительный ответ на предыдущий фундаментальный вопрос порождает новый: «Я живу - но нравиться ли мне жить?». Переживание жизни как ценности также определяют три условия: соотнесенность, близость и время. Т. е. чувство собственной ценности позволяет ощутить и ценность другого. Когда человек воспринимает другого, уделяет кому-либо часть времени своей жизни и испытывает близость, то он открывается внешнему миру, чувствам и эмоциям, которые он вызывает. Если это происходит, человек переходит на следующий уровень.

    3-яя ФМ: «Имею ли я право быть таким?». На этом этапе человек приходит к вопросу: «Я есть я - но имею ли я право быть таким?». Для признания себя таким, каким человек является, снова необходимы три предпосылки: справедливость, уважительное внимание и признание ценности. И вновь обретение собственного признания дает возможность признавать ценность других. Когда человек уважает себя, относится к себе справедливо и признает свою ценность, т. е. становится аутентичен и позволяет себе быть самим собой, то он способен перейти к следующему наиболее глубокому уровню.

    4-ая ФМ: «Что я должен делать?». Поиск человеком понимания собственного существования приводит к вопросу: «Я здесь - но что я должен делать?». Четвертое условие экзистенции также предполагает три предпосылки: структурную взаимосвязь, возможность для деятельности и будущее. Таким образом, человек обретает смысл благодаря переживанию включенности во взаимосвязи, осуществлению деятельности и устремленности в будущее. Переживание смысла позволяет обрести согласие с миром, а также находить и реализовывать собственный личностный смысл в жизненных ситуациях.

    По сути, реализованные фундаментальные мотивации личности и представляют собой экзистенциальную исполненность. Этот термин был введен еще В. Франклом для описания субъективного переживания человеком качества своей жизни. Таким образом, экзистенциальная исполненность отражает отношение к жизни и собственному бытию, степень принятия реальности, осмысленности жизни и внутреннего согласия со смыслом и, в целом, способность личности к наполненному проживанию своей жизни в соответствии с внутренними переживаниями. [18, 19]


    2.2 Экзистенциальная исполненность личности в контексте романтических отношений



    Для того чтобы изучить экзистенциальную исполненность эмпирически, А. Лэнгле и К. Орглером была разработана, апробирована и валидизирована Шкала экзистенции, направленная на измерение данного показателя [31]. В результате своего исследования авторы обнаружили отрицательные связи между экзистенциальной исполненностью и депрессией, нейротизмом, связей с экстраверсией обнаружено не было. Данное исследование показало, что данный феномен входит во взаимосвязи с характеристиками личности, которые необходимо исследовать шире.

    С точки зрения экзистенциально-аналитического подхода Лэнгле, бытие-в-отношениях входит в сущность экзистенции, в результате чего, фундаментальные экзистенциальные мотивации применимы не только к восприятию личностью своей жизни, но и к межличностным отношениям, в которых состоит человек. Людей влечет друг к другу вследствие того, что в близких отношениях актуализируется бытие личности. С помощью другого у человека появляется возможность прийти к более сущностному и аутентичному бытию, также как и другой становится личностью благодаря взаимодействию с этим человеком.

    Рассмотрим теорию фундаментальных мотиваций Лэнгле касательно романтических отношений. Находясь в них, человек также задается вопросами, связанными с бытием-в-отношениях:

    1-ая ФМ: «Могу ли я быть в этих отношениях?». Человек испытывает необходимость доверять своему партнеру в отношениях. Для этого, они должны обеспечивать человека пространством, защищенностью и опорой. Пространство определяется рамками отношений (т.е. структурой их отношений, правилами и условиями, принятыми обоими партнерами). Это могут быть финансовые и жилищные условия, обязанности партнеров, назначение ролей и т.п. Чувство защищенности обуславливается ощущением принятия своим партнером и уверенностью в том, что он или она всегда на его стороне, что бы ни произошло. Верность и надежность партнера обеспечивает чувство опоры.

    2-ая ФМ: «Нравится ли мне быть в этих отношениях?». Человек испытывает необходимость наслаждаться отношениями и переживать в них ценность жизни. Соотнесение или переживание общности, время, посвященное друг другу, и разделение близости делают партнеров эмоционально открытыми друг другу, а их отношения - наполненными взаимными чувствами и совместно проживаемыми ценностями.

    3-яя ФМ: «Имею ли я право быть в этих отношениях?». Человек испытывает необходимость быть аутентичным, настоящим, самим собой во взаимодействии с партнером. Для этого человеку требуется признание его ценности, уважительное внимание и справедливое отношение, которое он получает со стороны партнера и сам ему отдает. С одной стороны, в таких отношениях партнеры переживают эмоциональную близость и разделяют общие интимные чувства, а, с другой, каждый из них имеет право сохранять свою индивидуальность и самостоятельность. Это - "близость за счет некой дистанции", когда присутствует взаимное уважение интересов и действий друг друга, что образует подходящие условия для личностного развития каждого из партнеров.

    4-ая ФМ: «Что я должен делать в этих отношениях?». Человек испытывает необходимость наполненной смыслом деятельности, осуществляемой вместе с партнером. Это поле их общих возможностей, совместной включенности во взаимосвязи, видение общих ценностей в перспективе и совместного будущего как ценности. Это приводит их к общим планам и целям, ради которых партнеры желают оставаться вместе, к переживанию общего для них смысла и созданию совместного мира, в котором партнеры нужны друг другу, потому что вместе они могут сделать что-либо лучше, чем в одиночку.

    В соответствии с этим, не так давно Е. М. Уколовой и В. Б. Шумским на основе Шкалы экзистенции был создан и апробирован Тест экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях (ТЭММО), направленный на измерение степени реализации фундаментальных мотиваций в романтических отношениях. Результаты исследования обнаружили различия между дружескими и романтическими отношениями по степени реализации в них 1-ой и 3-ей фундаментальной мотивации. В юношеском возрасте люди оценивают свою дружбу как более надежные отношения, в которых они могут быть в большей степени аутентичны, нежили в любовных отношениях. Кроме того, было выявлено, что уровень экзистенциальной исполненности выше у респондентов, оценивающих свои отношения как любовь, ниже - при переживании влюбленности и минимален в отношениях с безответной любовью. [27] Таким образом, данный опросник открыл пространство изучения экзистенциальной исполненности в контексте близких отношений в паре.

    Позднее те же авторы в сотрудничестве с Е. Н. Осиным подтвердили надежность шкал ТЭММО и существование корреляций между ним и Шкалой экзистенции. Исследователи обнаружили, что реализованность 3-ей и 4-ой фундаментальной мотивации в близких отношениях вносит наиболее существенный вклад в общую экзистенциальную исполненность. Также было установлено, что опросник обнаруживает различия в уровне экзистенциальной исполненности между «успешными» и «неуспешными» отношениями, и между различными типами отношений. Результаты показали, что респонденты находящиеся в «свободных отношениях» менее исполнены, нежели люди в гражданском или официальном браке. Кроме того, оказалось, что женщины воспринимают близкие отношения в более позитивном ключе, т. е. более исполнены в отношениях нежели мужчины. [35]

    Е. А. Карнацкой и В. Б. Шумским с использованием ТЭММО была изучена динамика и этапы трансформации отношений между мужчиной и женщиной, которые продолжают развиваться и которые распались. Авторы обнаружили, что в распавшихся отношениях после этапа «пробного расставания» (которое приводило к воссоединению пары, а затем к окончательному разрыву отношений) у респондентов наблюдалось резкое увеличение показателя экзистенциальной исполненности. Помимо этого, результаты показали, что в распавшихся отношениях у испытуемых был обнаружен дефицит в одной или нескольких фундаментальных мотивациях. Собственные дефициты приводили респондентов к формированию нереалистичного образа партнера, его идеализации. В тот момент, когда испытуемые смогли восполнять свои экзистенциальные дефициты в других жизненных сферах и в соотнесении с самим собой, тот образ партнера рушился, и отношения распадались. [12]

    Наряду с этим, экзистенциальная исполненность изучалась в так называемых зависимых отношениях. Характерными признаками зависимости в близких межличностных отношениях является слияние и растворение личностных границ партнеров, потеря доступа к собственной личности и невозможность равных партнерских отношений, когда один из партнеров доминирует, другой -- подчиняется. Так, С. Н. Скворцова и В. Б. Шумский исследовали феномен зависимости в отношениях, применяя опросник ТЭММО. Им удалось установить, что дифференциация зависимости осуществляется на основе дефицита одной из первых трех фундаментальных мотиваций, который в отношениях компенсирует зависимый партнер. Неисполненная мотивация к смыслу наблюдалась во всех типах зависимости. [23]

    Таким образом, по итогам проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что здоровые, зрелые и успешные межличностные отношения предполагают высокий уровень исполненной экзистенции у партнеров. Когда люди в большинстве своем научились реализовывать фундаментальные экзистенциальные мотивации в жизни и в отношениях, то они способны сохранить свои близкие отношения и в целом остаются ими удовлетворены. То есть успешность отношений и удовлетворенность ими непосредственно зависит от каждого из партнеров, и лишь они сами могут влиять на них, изменять их.

    Однако, как мы видим, на настоящий момент проведено малое количество исследований, раскрывающих экзистенциальную исполненность в отношениях, изучающих связанные с ней факторы. В нашем исследовании мы сделаем попытку изучить взаимосвязь данного феномена с такими характеристиками личности, как самоотношение, отчуждение и устойчивые черты личности, а также оценить степень влияния экзистенциальных и психодинамических черт на уровень экзистенциальной исполненности личности.

    Глава 3. Эмпирическое изучение предикторов экзистенциальной исполненности личности в романтических отношениях



    3.1 Методологический раздел программы исследования



    Романтические отношения стали исследовать не так давно, однако за последние 25 лет удалось накопить немалое количество данных [34]. Что касается удовлетворенности отношениями, то изучение этой характеристики позволило выявить значимость как внешних (объективных и субъективных) факторов - материальные условия, наличие детей и т.п., так и внутренних - эмоциональная привязанность, компетентность в общении и т.п. [11, 13] Если обратиться к внутренним субъективным факторам, то можно заметить, что основной акцент делается на изучении личностно-диадического взаимодействия партнеров - совпадение ценностных ориентаций, выражение любви и уважения, общность ожиданий друг от друга, взаимопонимание и эмпатия в общении и другие, или же на исследовании сходства-различия личностных характеристик партнеров. Другими словами, исследователи преимущественно изучают показатели совместимости партнеров в том или ином контексте. Однако мало внимания уделяется чертам личности, взятым изолированно, исключая сравнение с чертами партнера, которые могли бы оказать влияние на его или ее удовлетворенность отношениями. Хотя, очевидно, что удовлетворенность взаимодействием с партнером, являясь весьма субъективным показателем, во многом зависит от того, как сам человек оценивает и анализирует эти отношения, как он рефлексирует на их счет. В этом заключается первый аспект выделенной нами проблемы (1).

    В контексте нашего исследования как альтернатива удовлетворенности отношениями будет рассмотрено переживание экзистенциальной исполненности в романтических отношениях. А. Лэнгле определяет исполненность, как интегральное переживание актуального момента собственной жизни. Экзистенциальная исполненность, в свою очередь, отражает отношение к жизни и собственному бытию, степень принятия реальности, осмысленности жизни и внутреннего согласия со смыслом и, в целом, способность личности к наполненному проживанию своей жизни в соответствии с внутренними переживаниями. [18, 19] В сравнении со степенью удовлетворенности или субъективным благополучием, понятие экзистенциальной исполненности является более широким и охватывает не только оценку личностью себя и своей жизни, но и выявляет степень реализации фундаментальных мотиваций человека. Поэтому использование данного конструкта представляется более оптимальным для нашего исследования.

    В литературе исследованы связи экзистенциальной исполненности с такими характеристиками личности, как депрессия, нейротизм, экстраверсия и другие (с помощью Шкалы экзистенции А. Лэнгле и К. Орглера) [31]. Однако в контексте нашего исследования представляется необходимым изучить экзистенциальную исполненность именно в романтических отношениях (с помощью Теста экзистенциальных мотиваций в межличностных отношениях В. Б. Шумского и Е. М. Уколовой), так как на данный момент в этой области проведено весьма мало исследований, что вынесено нами во второй аспект проблемы (2).

    Исходя из этого, проблему нашего исследования можно сформулировать как:

    1) необходимость исследования личностных характеристик, принадлежащих одному из партнеров, в романтических отношениях;

    2) необходимость исследования факторов, связанных с экзистенциальной исполненностью в романтических отношениях.

    По последним данным (Росстат, за 2014) в России более 50% браков заканчиваются разводом. Наиболее распространенной причиной этого является то, что одного из партнеров или обоих что-либо не устраивает. Возникает логичный вопрос: почему люди не удовлетворены своими отношениями, и можно ли повысить эту удовлетворенность, чтобы снизить количество разводов? В этом и проявляется социальная актуальность исследования. Практической актуальностью выступает потребность в более точной фокусировке консультативных методик, имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, способных помочь парам избежать разрыва отношений. Что касается теоретической актуальности исследования, то она заключается в дополнении существующих теоретических построений об экзистенциальной исполненности новыми факторами, связанными с ней в контексте межличностных отношений.

    Виктор Франкл в своей модели описывает человека посредством трех ортогональных измерений: соматического, психического и ноэтического. Соматическое (здоровье) измерение включает в себя материальную сторону человека и его физические характеристики; психическое (удовольствие) - отражает психодинамические характеристики такие как, устойчивые черты личности, настроение и эмоции, не зависящие от воли человека; ноэтическое (смысл) - выражает экзистенциальные характеристики человека, как например, свободу, ответственность, стремление к смыслу, отношение к миру и самому себе. [21] В соответствии с данным подходом в настоящей работе будет сделана попытка изучить психодинамические и экзистенциальные характеристики личности в контексте предикторов экзистенциальной исполненности в романтических отношениях. В качестве психодинамических характеристик были взяты устойчивые черты личности, в качестве экзистенциальных - самоотношение и субъективное отчуждение. Вследствие чего мы ставим перед собой вопрос: что вносит больший вклад в показатель экзистенциальной исполненности в отношениях - экзистенциальные характеристики личности или же более устойчивые личностные черты.

    Как уже отмечалось, степень удовлетворенности отношениями является субъективным показателем, и логично предположить, что связан он также с субъективными характеристиками личности. Поэтому, помимо основных задач, исследование будет также направлено на выявление связи между экзистенциальной исполненностью, самоотношением и субъективным отчуждением. Весьма вероятно, что в совокупности субъективное отчуждение и отношение к себе могут оказывать влияние на представления о других и на отношение к ним, что, в свою, очередь, должно быть связано с экзистенциальной исполненностью. Таким образом, мы предполагаем, что чем лучше люди относятся к самим себе, своей личности и жизни в целом, тем лучше они относятся к другим людям и, соответственно, более комфортно чувствуют себя в отношениях с ними, более удовлетворены своими межличностными отношениями.

    Романтические отношения в данной работе рассматриваются как особый вид диадических отношений между мужчиной и женщиной, который характеризуется высокой избирательностью, добровольностью и относительной устойчивостью, основанный на сильных эмоциях, физиологически детерминированный сексуальными потребностями и проявляющийся в стремлении партнеров быть уверенными во взаимности чувств [16]. Под экзистенциальной исполненностью в близких межличностных отношениях понимается реализация фундаментальных мотиваций человека в отношениях с партнером [27].

    Самоотношение определяется как специфика отношения личности к собственному «Я» [25]. Отчуждение - отстраненность, отдаление личности от себя и различных сфер жизни, характеризующееся утратой смысла собственной деятельности [33].

    Таким образом, научная новизна данной работы заключается, во-первых, в изучении связи психодинамических характеристик с экзистенциальной исполненностью, во-вторых, в изучении романтических отношений в контексте отношения к самому себе. Объектом исследования являются романтические отношения между мужчиной и женщиной, предметом - предикторы экзистенциальной исполненности личности в романтических отношениях.

    Цель исследования: изучить предикторы экзистенциальной исполненности в романтических отношениях.

    В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

    1) Теоретические

    · провести анализ факторов развития романтических отношений, выявить существенные аспекты их динамики, определить, что обуславливает удовлетворенность отношениями;

    · провести анализ особенностей переживания экзистенциальной исполненности, выявить факторы, связанные с данным феноменом, определить его специфику в контексте романтических отношений.

    2) Методические

    · разработать методический инструментарий адекватный для операционализации основных теоретических понятий;

    · разработать схему эмпирического исследования.

    3) Эмпирические

    · составить и распространить интернет-опросник;