Функция чисел в романе Е.И. Замятина "Мы"




Дата06.06.2019
Размер8.04 Kb.
Типкурсовая работа


Таким образом, в целом символика чисел в романе Евгения Замятина «Мы» обладает особой закономерностью: цифрами-числами возвышается власть цифр и рационально-математического мышления. Заключение В работе была рассмотрена проблема символики чисел в романе Евгения Ивановича Замятина «Мы». В первом разделе была определена роль числа в художественном произведении, а также установлено, что числа играют не менее важную роль и могут нести такую же смысловую нагрузку, что и другие литературные образы и символы.
Евге́ний Ива́нович Замя́тин (20 января [1 февраля] 1884, Лебедянь, Тамбовская губерния - 10 марта 1937, Париж, Франция) - русский писатель, критик и публицист.
Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, киноискусство, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
Также весьма распространённой является скрытая символичность многих чисел в художественных, религиозных, философских, мистических и подобных таковым текстах. Поэтому существуют так называемые слабочисловые и сильночисловые тексты: в первых числа пассивны по отношению к тексту, а сильночисловые несут в себе скрытую семантику. К категории таких текстов относятся философские, мистические, мифологические, религиозные и тексты художественной литературы. Также в одном тексте могут сочетаться качества слабочисловых и сильночисловых одновременно, что представляет большой интерес при изучении литературы с ними. Выделяется два уровня чисел: уровень «ниже», в состав которого входят числа 2, 3 и 4, и уровень «выше», включающий в себя «случайную» возрастную доминанту. Таким образом, в ходе исследования выяснилось, что архаичные представления о числах и в современном художественном сознании продолжают свою жизнь, а также они трансформируются и развиваются, вновь и вновь служа исходным материалом для построения новых мифопоэтических концепций и образов. Во втором разделе курсовой работы исследование обращено сивмолике чисел в художественном пространстве романа «Мы» Евгения Замятина. Было установлено, что шифром ко всему роману является число 13, которым обозначены все те элементы, восстающие против плеромы математического счастья. Наглядно носителем этого числа является R-13. Д обозначен нумером 503. По местоположению в алфавите русское Д соответствует цифре 5, прибавляем эту цифру к остальным и получаем те же 13. Цифры нумера S-4711 в сумме составляют, как и у Д, число 13, которое скрыто по необходимости. У I-330 число 13 обозначено полуоткрыто соединением латинского I с первой тройкой номера. Таким образом, число 13 входит и в построение романа: им отсчитывается ход действия. Как и в книге «Откровения от Иоанна» Бог-отец выступил судьей всех людей, так и число 13 выступило мерилом для всего Единого Государства. Другие цифры в романе имеют второстепенное значение, однако завершают общую числовую символику. Так, число 3 символизирует движение; 9 - полноту, завершенность, сформированность; 6 - совершенство, выигрыш, случай; 40 - предостережение, смерть; 1 - целостность, единство. Таким образом, в романе Евгения Замятина «Мы» числа играют различную роль. В одних случаях они применяются автором в бытовом контексте с объективными целями, а в других - несут в себе скрытый сакральный смысл, то есть Мы выполнили поставленные во введении задачи и достигли желаемой цели. На основе проделанной работы мы убедились в актуальности выбранной темы. Собранный материал может быть использован для обучения в средних и средних специальных учебных заведениях.
Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum - священное, посвященное Богу) - в широком смысле - всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.
Среднее специальное учебное заведение (ссуз) - профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (колледжи, техникумы, училища (медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические)), где даётся средний (между школой, ПТУ и вузом) уровень профессионального образования и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования.
Список использованных источников 1 Карасев, Л. В. «Мы» Е. Замятина: опыт «нумерологии» Л. В. Карасев Вопросы философии. - 2006. - № 7. - С. 61 - 66. 2 Топоров, В. Н. Число и текст В.Н. Топоров Исследования по этимологии и семантике Т. I: Теория и некоторые частные её приложения. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 317 - 331. 3 Топоров, В. Н. Числа В.Н. Топоров Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С. 629 - 631.
Славя́не (ст.-слав. словѣнє, рус. славяне, белор. славяне, укр. слов'яни, болг. славяни, серб. и макед. Словени, хорв. и босн. Slaveni, словен. Slovani, польск. Słowianie, чеш. Slované, словацк. Slovania, кашубск. Słowiónie, в.-луж. Słowjenjo, н.-луж. Słowjany)
Мифы народов мира. Энциклопедия - фундаментальная научная энциклопедия в 2 томах.
4 Агапкина, Т. А. Виноградова, Л. Н. Петрухин, В. Я. Толстая, С. М. Триглав Т. А. Агапкина Славянская мифология: энциклопедический словарь под ред. Л. М.
Энциклопе́дия (новолат. encyclopaedia (не ранее XVI века); от др.-греч. ἐγκύκλιος παιδεία - «обучение в полном круге» от κύκλος - круг + παιδεία - обучение, пайдейя) - приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания или круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания.
Анисова. - М., 1995. - С. 374 - 375. 5 Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. Дж. Холл. - М. : КРОН-ПРЕСС, 1996. - 656 с. 6 Даль, В. И. Пословицы русского народа В. И. Даль Библиотека Гумер: культурология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.gumer.infobibliotek_BuksCulturedal. - Дата доступа: 20.03.2014 7 Замятин, Е. И. Избранные произведения [Текст]: в 2 т. Е. И. Замятин примеч. О. Михайлова. - М. : Худож. лит., 1990. - Т. 2. - 412 с. 8 Суслова, Н. В., Усольцева, Т. Н. Новейший литературоведческий словарь-справочник для ученика и учителя Н. В. Суслова, Т. Н. Усольцева. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. - 152 с. 9 Карасти, Р. П. Отечественный шкаф Р. П. Карасти Звезда. - № 11. - С. 220 - 229. 10 Хетени, Ж. Мифологемы в «Наводнении» Е. Замятина Ж. Хетени Новое о Замятине: сборник материалов сост. Л. Геллер. - М. : МИК, 1997. - С. 9 - 19. 11 Струве, Н. А. Символика чисел в романе Замятина «Мы» Н. А. Струве Православие и культура. - М. : Русский путь, 2000. - С. 367 - 373. 12 Скороспелова, Е. Б. Замятин и его роман «Мы»: в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам Е. Б. Скороспелова. - М. : МГУ, 1999. - 80 с. 13 Энциклопедия символики и геральдики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.symbolarium.ruindex.php. - Дата доступа: 20.03.2014 14 Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета: канонические [Текст]. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1973. - 2357 c. 15 Энциклопедия христианства [Электронный ресурс]: христианская онлайн энциклопедия. - Режим доступа: http:encyclopedia.christian.by. - Дата доступа: 20.03.2014