Глобальное изменение климата и мой край

  • Тематический план
  • Всего
  • Тема 2. Погода и ее характеристики (3 часа)
  • Практическая работа № 1
  • Тема 3. Процессы и факторы формирования климата (4 часа)
  • Тема 4. Изучение характеристик климата по статистическим материалам (6 часов)
  • Практическая работа № 3.
  • Тема 5. Причины изменения климата и его последствия (6 часов)
  • Практическая работа № 5.
  • Практическая работа № 6.
  • Практическая работа № 7.
  • Практическая работа № 8.

  • Скачать 66.91 Kb.


    Дата07.10.2017
    Размер66.91 Kb.
    ТипЭлективный

    Скачать 66.91 Kb.

    Пояснительная записка


    Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное изменение климата и мой край», рассчитанного на школьников 5-11 классов, занимающихся в группах дополнительного образования. Программа рассчитана на один год обучения и предусматривает знакомство с одной из составных частей географии - климатологии.

    Элективный курс носит межпредметный характер. Для понимания и положительной реализации курса используются знания по математике (статистическая обработка климатических данных), физике (изучение физических процессов, происходящих в атмосфере), географии (типы климатов, пространственное распределение климатических показателей по территории земли), палеонтологии (изучение палеоклиматов и их влияния на развитие жизни на земле).

    Проведение данного курса определяется тем, что в последнее время проблема глобального изменения климата вызывает как огромный научный интерес, так и затрагивает практическую деятельность человека.

    Фи́зика (от др.-греч. φύσις - природа) - область естествознания: наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении. Законы физики лежат в основе всего естествознания.
    Изменение климата Изменение климата - колебания климата Земли в целом или отдельных её регионов с течением времени, выражающиеся в статистически достоверных отклонениях параметров погоды от многолетних значений за период времени от десятилетий до миллионов лет.

    Цель данного курса – изучение закономерностей изменения климата в истории развития Земли и в настоящее время.

    Задачи данного курса:

    1. Формирование и развитие интереса к изучению географических наук и, в частности, климатологии.

      Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.
      Геогра́фия (др.-греч. γεωγραφία - землеописание, от γῆ - земля и γράφω - пишу, описываю): объединенный под названием физическая география комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…); свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области).

    2. Изучение причин, влияющих на изменение климата исторического прошлого и настоящего.

    3. Изучение роли человека в изменении климата на планете.

    4. Прогноз изменения климата в ближайшем будущем.

    5. Формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы с целью их реализации в разных областях будущей профессиональной деятельности.

      Профессиона́л - человек, сделавший определённое занятие своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности специалистом; подготовленный для работы в определённой сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию, а при необходимости и допуск к выполнению обязанностей по своей специальности.

    Учебные занятия предусматривают разные формы обучения: теоретические - лекции, семинары, и практические - работа с литературными источниками, справочниками. В процессе изучения курса школьники с помощью преподавателя готовят научно-исследовательские проекты по выбранным темам, которые будут защищаться по мере прохождения материала. Конечным результатом работы будет проведение межпредметного урока в виде сюжетно - ролевой игры в виде дискуссии.

    Учебная программа «Глобальное изменение климата и мой край» разработана с целью систематизации и углубления имеющихся экологических знаний у учащихся 5-11 классов.

    Основными принципами отбора и структурирования материала являются:

    • развитие мотивационной сферы - от случайного интереса к устойчивым потребностям интеллектуального развития личности;

    • дифференцированный подход (учитывать различную подготовку учащихся, предусматривать индивидуальный подход к каждому ребёнку, использовать различный набор методов, приёмов и форм работы - принцип гибкости);

    • принципы научности и в то же время доступности материала;

    • принцип межпредметности (связь с историей, географией, экономикой, экологией, культурологией);

    • принцип коллективообразования (активное привлечение учащихся к совместной деятельности, участию в совместных мероприятиях).

    Программа курса направлена на получение первичных научных и профессиональных знаний, призвана способствовать формированию научного мировоззрения, развивать логическое мышление.

    Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
    Научная картина мира - одно из основополагающих понятий в философии науки - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.
    Исследовательская работа позволяет развить у обучающихся умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учётом социальных, экологических и экономических условий, ставить цель, обучает навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации (научная и специальная литература, архивные материалы, периодическая печать). Налаживание контактов с людьми, составление и проведение анкет и опросов развивает не только научные, но и коммуникативные качества.

    Методы работы:

    1. Словесные методы: объяснение, рассказ, указания.

    2. Наглядные методы.

    3. Практические методы.

    4. Социологические: опрос, анкетирование.

    5. Метод научных проектов.

     Формы работы:

    1. Индивидуальная.

    2. Фронтальная.

    2. Групповая.

    В результате изучения теоретического курса и практических занятий кружковцы должны:

    знать:

    • Природные предпосылки изменения климата своего края;

    • методику сбора информации из разных источников;

    • правила оформления собранных материалов;

    • способы первичной отработки краеведческого материала;

    уметь:

    - давать характеристику климата области;

    - вести работу по сбору новой информации;

    - работать с краеведческой литературой, архивными источниками, материалами периодической печати;

    - представлять результаты работы в виде небольших выступлений по вопросу или в виде исследовательской работы на школьных конференциях.

    Преимущества данного курса состоят в том, что занятия можно проводить на базе музеев, архива, библиотеки, располагающих краеведческим материалом.

    Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внешкольной работе общеобразовательных школ.

    Периоди́ческое изда́ние - издание (обычно печатное), выходящее с заявленной периодичностью.
    Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
    Обширность программы позволяет использование отдельных тем в качестве самостоятельных курсов.

    Объем учебной нагрузки по факультативному курсу «Глобальное изменение климата и мой край» составляет 1 час в неделю, весго 34 часа в учебном году.

    Учебный год - период времени от начала занятий до основных каникул, обозначающий годичный цикл учебного процесса (отсюда и название) в образовательных учреждениях. Обозначается номерами двух следующих друг за другом календарных годов, на которые приходится данный учебный год (например, «2017/2018 учебный год»).

    Оценка результативности обучения может производиться следующими методами:

    - отслеживание текущих показателей путем анкетирования, тестирования, наблюдения (рост познавательного интереса, активность учащихся в ходе бесед, дискуссий, степень самостоятельности в работе);

    - учет итоговых показателей (участие в конкурсах и конференциях, подготовка докладов, рефератов, разработка и выполнение исследовательских проектов).



    Тематический план


    Содержание работы и темы занятий

    Кол-во часов

    Из них

    теор.

    прак.

    экскурсия

    I

    Введение

    1

    1



    II

    Погода и ее характеристики

    3

    1

    1

    1

    III

    Процессы и факторы формирования климата

    4

    2

    2


    IV

    Изучение характеристик климата по статистическим материалам

    6

    2

    3


    V

    Причины изменения климата и его последствия

    6

    2

    4


    VI

    Парниковый эффект и его влияние на климат

    3

    1

    2


    VII

    Влияние человека на природу и изменение климата

    6

    1

    5

    1

    VIII

    Гипотезы и прогнозы изменения климата. Киотский протокол

    5

    2

    3



    Всего

    34

    12

    20

    2


    Тема 1.

    Киотский протокол - международное соглашение, дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992), принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года. Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.
    Введение (1 час).

    Знакомство учащихся с целями и задами курса. Географического положение павлодарской области. Особенности погоды и климата Павлодарской области. Знакомства с понятием изменения климата.


    Тема 2. Погода и ее характеристики (3 часа).

    Периодические и непериодические изменения погоды. Погодные явления. Воздушные массы. Циклональная и антициклональная погода. Методы изучения погоды. Организация метеорологических наблюдений.

    Воздушные массы - большие объёмы воздуха в нижней части земной атмосферы - тропосфере, имеющие горизонтальные размеры во много сотен или несколько тысяч километров и вертикальные размеры в несколько километров, характеризующиеся примерной однородностью температуры и влагосодержания по горизонтали.
    Павлодарская область (каз. Павлодар облысы) - расположена на берегу Иртыша, самой крупной реки Казахстана. Образована в январе 1938 года. Областной центр - город Павлодар.
    Метеороло́гия (от греч. μετέωρος, metéōros - атмосферные и небесные явления и -λογία - наука) - научно-прикладная область знания о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физико-химических процессах.
    Фенологические наблюдения для Павлодарской области. Прогноз погоды.

    Учащиеся должны знать: причины формирования погоды, методы изучения погоды.

    Учащиеся должны уметь: вести дневник наблюдения за погодой, вести наблюдения за сезонными изменениями фенологии.

    Практическая работа № 1. Дневник наблюдения за погодой.

    Экскурсия № 1. Организация фенологических наблюдений в пойме реки Иртыш.

    По́йма - часть речной долины, затопляемая в половодье или во время паводков.


    Тема 3. Процессы и факторы формирования климата (4 часа)

    Теплооборот, влагооборот, циркуляция атмосферы, географическое положение, солнечная радиация, влияние морей и океанов, удаленность суши от моря, характер подстилающей поверхности (рельеф, снеговой покров, ледники, растительность и другое).

    Географическое положение - «положение географического объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии…». Оно характеризует «место данного объекта в системе пространственных связей и потоков (вещественных, энергетических, информационных) и определяет его отношения с внешней средой».
    Подстилающая поверхность - компоненты земной поверхности, осуществляющие тепло- и влагообмен с атмосферой и оказывающие влияние на её состояние. Различные типы подстилающей поверхности по-разному поглощают солнечную радиацию и отдают тепло атмосфере, испаряют влагу и воздействуют на силу ветра.
    Циркуляция атмосферы - совокупность воздушных течений над земной поверхностью. Воздушные течения по своим масштабам изменяются от десятков и сотен метров (такие движения создают локальные ветра) до сотен и тысяч километров, приводя к формированию в тропосфере циклонов, антициклонов, муссонов и пассатов.
    Со́лнечная радиа́ция - электромагнитное и корпускулярное излучение Солнца. Следует отметить, что данный термин является калькой с англ. Solar radiation («Солнечное излучение»), и в данном случае не означает радиацию в «бытовом» смысле этого слова (ионизирующее излучение).

    Учащиеся должны знать: основные понятия климатологии.

    Учащиеся должны уметь: объяснять и оценивать роль климатообразующих факторов.

    Практическая работа № 2. Климатообразующие факторы Павлодарской области.


    Тема 4. Изучение характеристик климата по статистическим материалам (6 часов)

    Построение графиков распределения температур, осадков, розы ветров по статистическим материалам.

    Кли́мат (др.-греч. κλίμα (род. п. κλίματος) - наклон; (имеется ввиду наклон солнечных лучей к горизонтальной поверхности) - многолетний (порядка нескольких десятилетий) режим погоды. Погода, в отличие от климата - это мгновенное состояние некоторых характеристик (температура, влажность, атмосферное давление).
    Роза ветров - векторная диаграмма, характеризующая в метеорологии и климатологии режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям и выглядит, как многоугольник, у которого длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях (румбах горизонта), пропорциональны повторяемости ветров этих направлений («откуда» дует ветер).

    Учащиеся должны знать: климатические статистические и справочные материалы.

    Учащиеся должны уметь: работать со справочными материалами, строить графики распределения температур, строить диаграммы распределения осадков, розы ветров.

    Практическая работа № 3. Составление графиков распределения температур за последние 10 лет в Павлодарской области.

    Практическая работа № 4. Роза ветров Павлодарской области.


    Тема 5. Причины изменения климата и его последствия (6 часов)

    Ритмичное изменение климата. Эпохи потепления и оледенения Земли. Изменение климата в послеледниковую эпоху. Потепление климата и изменение растительного и животного мира.

    Живо́тные (лат. Animalia) - традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии.
    Изменение климата в последнее тысячелетие. Вырубка лесов.
    Обезлесение - процесс превращения земель, занятых лесом, в земельные угодья без древесного покрова, такие как поля и пастбища, города, пустоши и другие. Основная причина обезлесения - передача территорий, занятых лесом, под другие цели, в особенности вырубка и выжигание леса под сельхозугодья.
    Осушение болот. Изменение направления течения рек. Опустынивание территорий. Зависимость органического мира от изменений климата.

    Учащиеся должны знать: изменение природных объектов и его влияние на изменение климата.

    Практическая работа № 5. Изменение климатических особенностей и биомассы на суше в различных географических поясах.


    Тема 6. Парниковый эффект и его влияние на климат (3 часа)

    Причины возникновения парникового эффекта.

    Парнико́вый эффе́кт - повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению с эффективной температурой, то есть температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса.
    Парниковый эффект как результат природный процессов. Влияние парникового эффекта на природу Земли. Деятельность человека и парниковый эффект.

    Учащиеся должны знать: роль природных процессов в формировании парникового эффекта, роль деятельности человека в образовании парникового эффекта.

    Учащиеся должны уметь: определять причины образования парникового эффекта и его влияние на изменение климата

    Практическая работа № 6. Формирование парникового эффекта


    Тема 7. Влияние человека на природу и изменение климата (6 часов)

    Последствия глобального изменения климата для жизнедеятельности человека.

    Жизнедеятельность - совокупность процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни.
    Глобальное потепление Глобальное потепление - повышение средней температуры климатической системы Земли. Начиная с 1970-х годов, как минимум 90 % энергии потепления аккумулируется в океане. Несмотря на доминирующую роль океана в накоплении тепла, термин глобальное потепление часто используется для обозначения роста средней температуры воздуха у поверхности суши и океана.
    Повышение уровня моря, усиление ветров, увеличение количества ураганов, засуха для одних районов и сильное увлажнение для других районов.
    Повышение уровня моря Повышение уровня моря - наблюдаемый с середины XIX века процесс, в результате которого на протяжении одного лишь XX века глобальный уровень моря повысился на 17 см. С 1993 года уровень моря ежегодно повышается на 3,2 мм в год.

    Учащиеся должны знать: изменения в окружающей среде, которые может принести глобальное потепление климата.

    Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.

    Учащиеся должны уметь: прогнозировать изменения условий проживания людей за счет потепления климата.

    Практическая работа № 7. Методы энергосбережения


    Тема 8. Гипотезы и прогнозы изменения климата. Киотский протокол (5 часов)

    Гипотезы и прогнозы изменения климата на основе новейших исследований. Использование достижений науки и техники для прогноза изменения климата. Вероятность прогнозов. Киотский протокол. Причины его возникновения. Сторонники и противники его подписания. Роль протокола в сдерживании развития парникового эффекта.

    Учащиеся должны знать: основные гипотезы и прогнозы изменения климата, значение Киотского протокола для предотвращения глобальных изменений климата.

    Практическая работа № 8. Прогнозы влияния изменения климата для степной зоны Павлодарской области