Игровая деятельность, как способ активизации учебно - познавательной деятельности младших школьников

  • МОУ « Александровская школа Марьинского района»
  • Подготовила учитель
  • Костенко С.М.
  • Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку



  • Дата06.05.2019
    Размер47.8 Kb.


    Игровая деятельность, как способ активизации учебно - познавательной деятельности младших школьников.

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках – одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения.

    Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

    Одним из важнейших факторов развития их интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу, большое значение имеет методика преподавания данного материала.

    Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

    В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.

    Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно боятся, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность детей, может привести к пробелам в их знаниях.

    Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

    Проведения дидактических игр на уроках математики.

    Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения..

    Приведу пример игры учащихся II класса, цель которой состоит в объяснении приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

    Украсить елочку шарами.

    Детям предлагается рассмотреть пример под рисунком и нарисовать на первом ярусе елочки число шаров, равное первому слагаемому. Но втором и третьем ярусах нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить остальные шары.

    В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе наглядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу.

    hello_html_d44312a.gif

    Примером такой игры может служить также старинная китайская игра “Танграм”, согласно правилам которой дети по образцу из частей квадрата составляют рисунки гуся, журавля, домика и т.д.

    hello_html_m24cc9638.gif

    Знания, полученные на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, закрепляются системой игровых задании для приобретения учащимися соответствующих умении и навыков. С помощью системы игр и занимательных заданий учитель организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или способов деятельности. Воспроизведение способа деятельности или осознанного правила является главным признаком репродуктивного метода обучения. Он широко используется при формировании устных и письменных вычислений и умений в решении задач.

    Так, в игре “Лучший летчик” ученики I класса практически воспроизводят вычислительный прием прибавления и вычитания трех.

    Содержание игры. До игры провожу небольшую беседу, выясняя у детей: “Кто хочет стать летчиком? Каким дол жен быть летчик? Что он должен хорошо знать и уметь?” Далее обобщает: “Многое должен знать и уметь летчик, чтобы уверенно вести свой самолет к назначенной цели. И прежде всего он должен правильно вести расчеты”.

    Чтобы летчиком стать,
    Чтобы в небо взлететь,
    Надо многое знать,
    Надо много уметь.
    И при этом и при этом,
    Вы заметьте-ка,
    Летчикам помогает
    Арифметика”.

    (В. Корыстылев, М. Львовский)

    На доске записаны 3 столбика примеров, под ними - рисунки самолетов. Над каждым примером - 3 ответа, один из них правильный, другие неверные:

    4 7 6

    3+3

    5 7 6

    4+3

    3 4 5

    2+3

    8 7 9

    10-3

    6 7 8

    5+3

    10 9 7

    8+2

    Класс делится на 3 команды. В каждой команде назначается летчик. Учитель вызывает трех летчиков, остальные - контролеры. Каждый из летчиков производит расчеты (решает свой столбик примеров, начиная с нижнего примера) и правильно ведет свой самолет по намеченному курсу. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (он проводит линию к правильному ответу). Далее каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ.

    В конце игры подводятся итоги. Я показываю на пример, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примеров, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему выдаю рисунок самолета. Допущенные ошибки анализируются.

    К другой группе относятся игры, где ученики производят действия в уме. Это игры, направленные на формирование вычислительных навыков.

    Приведу примеры таких игр.

    Игра “Телефон”.

    Идет соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за партой шепотом называю однозначное число так, чтобы не слышали другие ученики класса. Далее показываю на следующую схему, записанную на доске:

    hello_html_md6ecc7a.gif

    Например, называю шести ученикам, сидящим за первыми партами, числа: 2, 3, 4, 2, 3, 4 – и показываю на первый прямоугольник. Все ученики, получившие от меня числа, прибавляют к нему число 5, и каждый из них поворачивается к ученику, сидящему за ним, и называет ему результат. Далее показываю на следующий прямоугольник. Ученики, сидящие за второй партой, производят действие умножения на 2 и тихо называют ответы ученикам, сидящим за ними, и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ученики не выполняют всех действий по схеме. Сидящие за первыми партами играют роль контролеров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними столами, должны записать окончательные ответы в схему, а сидящие за первыми – утвердить их или отвергнуть.

    Побеждает тот ряд, который правильно и раньше всех выполнит всю цепочку действий. Если обнаружены ошибки, проверяю с учениками всю цепочку действий. К анализу ошибок привлекаются слабые ученики.

    С помощью таких игр и подобных учащиеся воспроизводят вычислительные приемы в уме. Эти игры направлены на формирование вычислительных навыков.

    В настоящее время все настойчивее выдвигается задача подлинного развивающего обучения, которое не только бы давало сумму готовых знаний и навыков, но и формировало бы обобщенные умения и способности, дающие возможность овладевать неизвестными ранее способами практической и теоретической деятельности.

    Искусство обучения на современном этапе состоит в том, чтобы подводить учащихся к выполнению все более и более усложняющихся задач. Важно, чтобы обучение вызывало напряжение мысли, давало возможность сделать пусть маленькое, но открытие: найти самостоятельно правило, ответ, решить новую для учеников задачу.

    При обучении математике в начальных классах существуют разные пути поиска новых знаний.

    На этапе объяснения новых знаний ученики осуществляют его на чувственной основе с помощью действий с различными средствами наглядности: предметами, рисунками, схемами, моделями. Преобразуя один вид наглядности в другой, ученики переводят информацию, заложенную в средствах наглядности, на язык математики и словесно описывают подмеченную закономерность, формулируя ее в виде правила, свойства, алгоритма действия.

    Учащиеся II класса могут самостоятельно подметить доступные им математические связи. Например, в игре “По какой тропинке ты пойдешь?” учительница предлагает угадать по цепочкам примеров, в которых зашифрованы две тропинки, по какой из них связь с туристической базой не нарушена (где можно пройти успешно, потому что одна из них “затоплена водой”).

    Учащиеся, “исследуя” цепочки взаимосвязанных примеров, догадываются, что по первой тропинке можно пройти к туристической базе, вторая же “залита водой”, так как во второй цепочке связь между примерами нарушена.

    Широкое поле деятельности для самостоятельного решения представляют собой занимательные упражнения: математические фокусы, математические лабиринты, задания на сообразительность и смекалку. Приведу примеры таких заданий.

    1. Как наиболее простым способом вычислить суммы этих чисел?

    0 11 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    2. Какие цифры закрыты карточками?

    hello_html_m317364fa.gif

    3. Математический лабиринт “Догони-ка!”

    hello_html_6b28f438.gif

    По этому лабиринту мысленно “бегают” Миша и Сережа. Они соревнуются в расчетах: находят суммы 4 произведений несколько раз, получая каждый раз число 60. Миша и Сережа составили 5 примеров с ответом 60. А сколько вы найдете таких ходов?

    4. Задание на смекалку.

    Примечание. Задание целесообразно провести во второй половине дня.

    Разместите числа от 1 до 12 (по одному числу в каждой фигуре) так, чтобы они составляли одну и ту же сумму в следующих направлениях: в каждой из двух средних центральных колонок, в 4 треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе.

    hello_html_839d350.gif

    5. Задачи на сообразительность.

    а) Кто какую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг – Катя, Галя и Оля – опустила в свой “чудесный” мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоненка. Известно, что Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Предлагается узнать, у кого какая игрушка.

    Приведенные примеры игр убеждают в том, что в игре можно запрограммировать любой метод обучения.

    Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.

    В игре (в этой или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер игровой деятельности учащихся зависит от места игры на уроке или в системе уроков (надо сказать, что она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке любого типа).

    Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенком своего участия в игре.

    Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается даже младшими школьниками, и интерес детей к игре быстро угасает.

    В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности.

    В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе. игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

    При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.

    В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом. В своей работе я почти на каждом уроке использую дидактические игры. В приложении можно увидеть несколько фрагментов уроков, с использованием игр на разных этапах урока

    Игровые упражнения по развитию познавательной активности


    Итак, на уроках и во внеурочной деятельности можно использовать следующие формы работы и игровые приемы, а также упражнения.

    «Продолжи узор».

    Состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси, если упражнение вызывает затруднения на первом этапе, то можно использовать зеркало. После того, как подобные задания не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых изображений.

    (Направлено на развитие наглядно-образного мышления).

    «Путаница».

    Послушай внимательно стихотворение:

    Кто на дереве сидит? Кит

    В океане кто плывет? Кот

    В огороде что растет? Рак

    Под водою кто живет? Мак

    Перепутались слова

    Я командую раз-два

    И приказываю вам

    Всех расставить по местам



    Вопросы к ребенку: Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?

    Можно немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

    (Обучение звуковому облику слова).

    Игра «Маленький жук».

    Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может ползти вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать и водить пальцем по полю нельзя. Внимание, начали.

    Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук.

    Если ребенку трудно, можно изготовить жука и передвигать его по полю. Главное - научить ребенка мысленно ориентироваться в клеточном поле. (Навыки ориентирования в пространстве, отработка понятий право, лево, верх, низ, увеличение объема внимания).

    «Свяжи слова».

    Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Педагог зачитывает пару слов, а ребенок запоминает второе слово пары, стараясь установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары. (интервал 5 секунд)

    После прочтения всех пар, через 10 минут, педагог зачитывает левые слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда.

    СЛИВА-ЛАМПА

    СИНИЦА-СЕСТРА

    ЛЕЙКА-ТРАМВАЙ

    МУХОМОР-ДИВАН

    БОТИНКИ-САМОВАР

    ГРАФИН-БРАТ

    ЖУК-КРЕСЛО

    ГРЕБЕНЬ-ЗЕМЛЯ

    КОМПАС-КЛЕЙ

    КИТ-СИГАРЕТА

    СПИЧКИ-ОВЦА

    ТЕРКА-МОРЕ

    ШЛЯПА-ПЧЕЛА

    РЫБА-ПОЖАР

    (Упражнение на развитие смысловой памяти.)

    «Склеенное предложение».

    а) Отдели слова друг от друга вертикальной чертой, пример: шар/корзина

    БОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА

    б) Отдели слова в предложении и предложения друг от друга.

    БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛОМНОГОСНЕГААДЕТИСЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУОТСНЕГАРУКИОЗЯБЛИЗАТОСНЕГУРОЧКАВЫШЛАХОРОША

    (Развитие звуко-буквенного анализа).

    «Графический диктант».

    На тетрадном листе, отступив четыре клетки сверху и слева, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеточек).

    Пример: Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, дальше, до конца строки продолжай самостоятельно.

    Первый узор. Задание: «Поставь карандаш на следующую точку, внимание! Рисуй линию: Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, дальше - самостоятельно».

    Второй узор. Задание: «Поставь карандаш на нижнюю точку, внимание! Рисуй линию: три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, и далее самостоятельно до конца страницы».

    (Упражнение на развитие концентрации внимания, пространственной ориентации, умений выполнять последовательные указания взрослого, вычленять и самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм).

    Необходимо расставить в свободных клетках квадрата №2 в возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке в двенадцати клетках квадрата №1.

    В процессе работы ряд чисел может увеличиться до 30-40.

    (Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания).

    Ребенку предлагается рассмотреть и запомнить предметы, изображенных по одному на трех-четырех картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а ребенка просят назвать их по памяти.

    Затем он должен отыскивать их среди 10-12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Постепенно количество запоминаемых объектов следует увеличить. (Предназначено для тренировки и развития непосредственной произвольной памяти).

    «Классификация».

    В данном упражнении мы предлагаем ребенку самому выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.

    В качестве стимульного материала используется набор карточек с изображением различных предметов, животных, птиц и т.д.

    Инструкция: «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как бы ты это сделал, как можно это сделать?» Необходимо, чтобы ребенок нашел как можно больше оснований.

    (Упражнение на умение классифицировать по разным признакам.)

    «Игра в слова».

    а) назови как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья, цветы и т.д.

    б) Я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, чего этот предмет может делать.

    Метель-метет, а гром- ? Ветер - ?, а снег- ? Дождь - ?, а солнце - ?

    При каждом ответе дополнительно: А что еще? - пусть ребенок подберет как можно больше слов.

    в) Можно повторить игру наоборот - Кто летает? Кто плавает? А кто ловит мышей?

    Подводя итог, всему изложенному выше, необходимо подчеркнуть что используемые приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны.

    С другой стороны, добиться хороших результатов в нашей работе можно только тогда, когда не перестаёшь любить детей, а для этого учитель должен самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.











    МОУ « Александровская школа Марьинского района»





    Выступление на методобъединении учителей начальных классов:



    «Игровая деятельность, как способ активизации

    учебно - познавательной деятельности ученика»





    Подготовила учитель

    начальных классов

    Костенко С.М.




    Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

    Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

    Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

    Скачивание материала начнется через 60 сек.
    А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
    (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
    №3715 от 13.11.2013).
    Получить доступ
    Узнать подробнее
    • Другое

    Первая страница
    Наша команда
    Контакты
    О нас

        Главная страница



    Игровая деятельность, как способ активизации учебно - познавательной деятельности младших школьников