Игровые формы работы на уроках истории как фактор ситуации успеха в учебной деятельности обучающихся.

  • Игровые формы работы на уроках истории как фактор ситуации успеха в учебной деятельности
  • Развитая страна

  • Скачать 47.46 Kb.


    Дата23.09.2017
    Размер47.46 Kb.

    Скачать 47.46 Kb.

    Учитель истории Жангужанова Г.Е.

    КГУ «СОШ № 33 имени Кайрата Рыскулбекова»

    Республика Казахстан, ВКО, г. Семей


    Игровые формы работы на уроках истории как фактор ситуации успеха в учебной деятельности обучающихся.

    Обучение Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.



    В настоящее время весь мир переживает бурные экономические и политические изменения и Казахстан не является исключением. Общество нуждается в творческой, самостоятельной личности, которая не только бы сумела адаптироваться в новых условиях, но, развиваясь, изменила бы само общество. В Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Н.А.Назарбаев отмечает: «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».

    В законе РК «Об образовании» говорится: «Приоритетными задачами системы образования являются: развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащения интеллекта путём создания условий для развития индивидуальности».

    Ра́звитые стра́ны (англ. Developed countries) - группа стран, занимающих ведущее положение в мировой экономике. В этих странах проживает 15-16 % мирового населения, но они при этом производят 3/4 валового мирового продукта и создают основную часть экономического и научно-технического потенциала мира.

    Система образования - модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, др.), основной целью которых является образование обучающихся в них.

    Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

    Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

    В дидактике обоснован целый ряд принципов, на основе которых успешно строится учебно-воспитательный процесс. Это принципы научности, связи обучения с жизнью, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности учащихся при руководящей роли педагога, прочности знаний, умений, навыков и др. Все эти принципы непосредственно вытекают из выявляемых педагогической наукой закономерностей эффективного обучения, неизменно проявляющихся в практике работы учителей. Одна из закономерностей – обусловленность задач и содержания учебно-воспитательного процесса потребностями общества для всесторонне гармонически развитой личности.

    Для того чтобы решить задачи, поставленные государством перед современной школой, необходимо развивать творческие способности учащихся во время учебного процесса. Творческое мышление характеризуется тем, что ученик достигает новых для себя результатов самостоятельно, в процессе поиска.

    Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

    Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

    В развитии творческого потенциала можно выделить три этапа:

    1. Адаптационный этап.

      Творческий потенциал (англ. Creative potential) - совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

    2. Этап индивидуальной творческой работы.

    3. Этап совершенствования творческого потенциала.

    На первом этапе необходимо возбуждать интерес к творческой деятельности, развитие способностей личности к самоорганизации своей деятельности, обучение навыкам работ со СМИ, дополнительной литературой, т.е. необходимо побудить человека к действиям, мобилизовать внутреннюю энергию его действий, поступков.

    Творческая работа - результат творческих усилий человека. Под это понятие попадают изобразительное искусство, литература, живопись, музыка, хореография и т. д.

    Вну́тренняя эне́ргия - принятое в физике сплошных сред, термодинамике и статистической физике название для той части полной энергии термодинамической системы, которая не зависит от выбора системы отсчета и которая в рамках рассматриваемой проблемы может изменяться.

    Для творческой работы учащихся необходимо создать психолого-педагогическое условие – это признание самооценки личности каждого человека, его права, развитие и проявление индивидуальных способностей. В связи с этим можно выделить следующие условия:

      1. Целенаправленное развитие творческого потенциала ученика должно быть в числе первостепенных задач всего процесса подготовки к будущей профессиональной деятельности.

      2. Выработка установки на развитие творческого потенциала в учебной и неучебной деятельности.

      3. Развитие мотиваций для того, чтобы ученики осознали возможность развития творческого потенциала в учебной деятельности.

        Профессиона́л - человек, сделавший определённое занятие своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности специалистом; подготовленный для работы в определённой сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию, а при необходимости и допуск к выполнению обязанностей по своей специальности.

        Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

      4. Для создания благоприятной творческой атмосферы рекомендуется поощрять независимость и самостоятельность, что способствует формированию нестандартного изложения какой-либо проблемы и раскрепощению вне каких-либо рамок.

    Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики.

    Позна́ние - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

    Познавательная активность учащихся относится к числу основных факторов в процессе обучения и оказывает устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной деятельности. Одной из форм активизации познавательной деятельности является игра.

    Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой «оживают» и «действуют» люди – участники исторической драмы.

    Дра́ма (греч. δρᾶμα – действие) - литературный (драматический) и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII-XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенную к обыденной реальности стилистику.

    Главная цель такого занятия – это создание игрового состояния – специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.

    Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Но все источники: телевидение, видео, радио, компьютерные сети – представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.

    Компьютерная сеть (вычислительная сеть) - система, обеспечивающая обмен данными между вычислительными устройствами (компьютеры, серверы, маршрутизаторы и другое оборудование). Для передачи информации могут быть использованы различные физические явления[уточнить], как правило, - различные виды электрических сигналов, световых сигналов или электромагнитного излучения.

    Дидактические же игры помогают школьникам развивать умения самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, служат своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроках и во внеурочное время. Игра органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей учащихся.

    Игру от других форм деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной) отличает наличие условностей. Именно благодаря созданию занимательно-условной ситуации, деятельность приобретает игровой характер. Поэтому игры целесообразно разделять по тому, за счёт чего эта условность достигается.

    Классификация игр по сущностной игровой основе:

    1. Игры с правилами

    2. Ролевые игры

    3. Комплексно-игровые системы

    Классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:

    1. Игры для изучения нового материала

    2. Игры для закрепления

    3. Игры для проверки знаний

    4. Обобщающие игры


    Классификация по межпредметным связям:

    1. Историко-литературные

    2. Историко-филологические

    3. Историко-географические

    4. Историко-математические


    Классификация по источнику познания:

    1. На основе устного изложения учебного материала

    2. На основе работы с наглядностью

    3. На основе практической работы учащихся

    Классификация по количеству участников:

    1. Групповые

    2. Диалоговые

    3. Индивидуальные

    4. Массовые


    Варианты дидактических игр разнообразны. Словесно-логические игры, в которых на основе создания условно игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста. Игры-головоломки, в которых умственная нагрузка замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными необычной формы представления заданий, какой-то «тайной». Эти игры относятся, в основном, к разряду индивидуальных и побуждают школьников стремиться проявить смекалку, ловкость в умственной деятельности. Ролевые игры, в которых участники творчески воспроизводят социальные отношения или материальные объекты – на основе своих жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов.

    Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

    Игры эти носят творческий характер, но имеют на уроках некоторые количественные ограничения.

    Подводя итог необходимо отметить, что игры при изучении нового материала и варианты дидактических игр на повторение, закрепление и обобщение исторического материала на уроках истории позволяют заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, активизировать познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.


    Литература:

    1. Адильгазинов Г.З., Елюбаева Ж.Е. Деловая игра как форма активи­

    зации учебной деятельности обучающихся.

    Деловая игра - метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)

    Журнал «Менеджмент и эко­

    номика», № 4 , 2007.

    1. Антипова И.Ч. Деловая игра как средство активизации познаватель­

    ной деятельности учащихся. Журнал «Учитель», № 1, 2006.

    1. Борзунова . Л. П. Игры на уроках истории. – М. 2004 г.

    2. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М. 2003 г.

    3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М.: Просвещение, 1983.

    4. Смирнова С. А. Педагогика, педагогические теории, системы, техно­

    логии. – М.: Академия, 1999.



    Первая страница
    Наша команда
    Контакты
    О нас

        Главная страница



    Игровые формы работы на уроках истории как фактор ситуации успеха в учебной деятельности обучающихся.

    Скачать 47.46 Kb.