ИКТ как фактор развития российской экономики


Скачать 55.04 Kb.


Дата15.05.2019
Размер55.04 Kb.
Типдипломная работа

Скачать 55.04 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Кафедра теоретической экономики

Выпускная квалификационная работа

ИКТ как фактор развития российской экономики

Работу выполнил В.В. Елфимов

Факультет экономический

Направление 38.03.05 ? Бизнес-информатика

Научный руководитель

канд. экон. наук, доцент С.М. Геворкян

Нормоконтролер

канд. экон. наук, доцент С.М. Геворкян

Краснодар 2015

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие мировой экономики сопровождается повышением роли науки и инноваций, распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Сегодня ИКТ считаются ведущим фактором организации производства и бизнес-процессов, образования, взаимодействия различных субъектов общества (государства, организаций, населения), получения знаний и информации, проведения досуга. ИКТ укрепляют материально-техническую базу и стимулируют социально-экономическое развитие, повышая конкурентоспособность и производственный потенциал экономики страны и, что особенно важно, наделяя людей новыми знаниями и навыками.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают сегодня центральное место в инновационном развитии ключевых сфер жизнедеятельности общества: государственного и муниципального управления, бизнеса, образования, здравоохранения, культуры, обеспечения безопасности, общественной жизни. ИКТ стирают границы, упрощают транзакции, обмен информацией. Они преобразуют общество и влияют на развитие мировой экономики.

В настоящее время во всех странах мира в большей или меньшей степени осуществляются процессы информатизации. Стремительное внедрение и активное развитие информационно-телекоммуникационных технологий сегодня выступает источником роста экономики страны в целом.

Между тем влияние отрасли ИКТ на экономическое развитие и производительность труда мало исследовано, плохо поддается прогнозированию, и ее реальное комплексное влияние на международную конкурентоспособность пока слабо отражено и разработано в экономической литературе. Существует недостаточно исследований, посвященных проникновению ИКТ в экономику и их эффектам.

Вместе с тем недостаточное развитие ИКТ в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в экономике, развития производства в сфере ИКТ.

Особую актуальность приобретает исследование и формирование концептуальных основ нормативно-правового обеспечения в области ИКТ в целях экономического развития и повышения конкурентоспособности страны.

В современной научной литературе, как правило, рассматриваются отдельные аспекты информационно-коммуникационного рынка. Одна часть работ посвящена социально-экономическим аспектам информационного общества, эффектам внедрения информационно-коммуникационных технологий (А. Аксенов, В.Б. Афанасьев, С. С. Бурков, И.В. Варнавский, Ю.В. Ирхин, А.И. Яковлев, В.Б. Афанасьев, О.В. Львова, О. Ю. Овчухова, С. С. Рябинская); вторая техническим проблемам информатизации (А.В. Грязина); третья часть - анализу секторов информационного рынка (Т.В. Васильева, В.П. Вейлер, О.Н. Вершинская, Ю.И. Горбунова, А.В. Гладышева, О.Н. Горбунова, А. Жучков, И.Н. Полушина, И.В. Варнавский, Ю. А. Мирясов, И.В. Минченкова, Г.И. Абдрахманова, Г.Г. Ковалева, К.А. Говорухина, Е.В. Пресняков, Т.В. Васильева, И.В. Минченкова, И.Н. Симонова), таким как связь, интернет, телевидение; четвертая - нормативно-правовому регулированию в области ИТК (Н. А. Дмитрик, Г.М. Соловьева, Е.П. Кожевникова). Только в последние время стали появляться работы, в которых исследуются экономические проблемы эффективного построения информационного рынка и его инфраструктуры (Ю.И. Горбунова, А.В. Гладышева, О.Н. Горбунова).

Однако, несмотря на многочисленные исследования теоретических и практических проблем использования информационно-коммуникационных технологий, в отечественной экономической науке не сложился целостный подход к определению целей, структуры и влияния ИКТ на экономическое развитие и экономику в целом.

Актуальность рассматриваемой проблемы, практическая значимость исследования факторов и условий результативного функционирования ИКТ сектора в экономике России предопределили выбор темы, цели и задач дипломной работы.

Целью дипломной работы является анализ состояния сектора ИКТ в Российской Федерации, его вклада в экономическое развитие страны.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть сущностные характеристики ИКТ;

- выявить преимущества и недостатки развития и использования ИКТ;

- исследовать нормативно-правовое регулирование в области ИКТ в Российской Федерации;

- проанализировать информационную базу ЗАО «Тандер»;

- определить современное состояние и тенденции развития ИКТ отрасли;

- определить перспективные направления развития ИКТ в условиях модернизации российской экономики

Объектом исследования является рынок сектора информационно-коммуникационных технологий.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, складывающиеся между субъектами экономической деятельности в ходе внедрения, использования и развития ИКТ в экономике России.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам развития ИТК, факторам сдерживающим развитие ИКТ, особенностям и тенденциям развития ИТК, влиянию ИКТ на экономическое развитие в развитых и развивающихся странах, в том числе и в России.

На основе разнообразных методов исследования, включая диалектический, историко-логический, графический, статистический методы, а также качественный и количественный анализ, анализа осуществляется обоснование теоретических аспектов развития ИКТ.

Информационная база исследования - официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, аналитические агентства, правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, прогнозные оценки государственных органов власти, результаты исследований зарубежных и российских экономистов, представленных в публикациях в публикациях, исследования международных экономических организаций.

Структура и объем работы обусловлены логикой исследования и последовательно раскрывает обозначение цели и задачи исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, содержащих 7 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Работа изложена на 89 страницах, содержит 12 таблиц и 10 рисунков. Библиографический список включает 74 наименования.

1. Теоретические основы формирования и развития ИКТ в современных экономических условиях

1.1 ИКТ: предметная область исследования

В 21 веке современное общество главной ценностью считает знания, интеллектуальный потенциал, возможности человека, которые породили информационно-коммуникационные технологии, затем стали использовать их как средство совершенствования всех сторон жизни. Информационно-коммуникационные технологии становятся своеобразным инструментом развития общества, возросло число человек, в информационно-коммуникационном секторе; высока степень информатизации общества с использованием IP-телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ и т.д. Быстрое распространение ИКТ происходило во многом из-за развития глобализационных процессов, таких как слияние национальных экономик в мировую экономику, формирование единой информационной сети, согласование международных стандартов образования. Как следствие, при развитии ИКТ, проникновении их во все сферы жизни человека, ускоряется глобализация мирового сообщества.

Под влиянием информации, информационно-коммуникационных технологий трансформировалось общество, все виды рынков, так как они являются движущей силой, благодаря которой общество переходит на другой этап своего развития: информационное общество. Каждый этап знаменуется появлением новых способов хранения и обработки информации, передачи данных на расстояние.

Информационно-коммуникационные технологии - это совокупность технологий, использующих устройства вычислительной техники, программно-технических и телекоммуникационных средств для хранения, обработки, обмена и использования информацией, представления данных, а также методов взаимодействия между людьми [8].

Информационно-коммуникационные технологии, с одной стороны, являются инструментом, орудием труда, которое может подойти или нет для решения определенной задачи (рис. 1).

С другой стороны ИКТ могут применяться в огромном многообразии видов деятельности, они изменяют каждую отрасль экономики, в которой начинается их внедрение и использование, также они являются сами по себе носителем информации.

Рисунок 1 - Применение информационно-коммуникационных технологий (составлено автором на основе [8])

Основными функциями ИКТ являются :

- познавательная функция, способность ИКТ быть инструментом познания и объектом для изучения;

- коммуникационная функция, то есть обмен информацией, установление связи между субъектами благодаря ИКТ,

- преобразовательная функция, создание новой сетевой логики формирования и развития систем, развитие телекоммуникационных услуг и непрерывное совершенствование систем распространения, хранения и обработки информации

- интегративная функция, отражающая взаимопроникновение и взаимодействие с помощью ИКТ [10].

Вышеперечисленные функции нами представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Функции информационно-коммуникационных технологий (составлено автором на основе [10])

Информационно-коммуникационные технологии обладают такими чертами как четкая структура стандартов электронного обмена информацией, пользование компьютерным оборудованием в целях сохранения и представления данных,

По сравнению с прошлым появилось множество новых способов хранения и обработки информации, а также и способов передачи данных на расстояние: компьютеров и телекоммуникационных сетей [6]. Также как развивается человек, так развиваются и технологии. В 20 веке люди сформулировали понятие информатика, информационно-коммуникационные технологии, однако сами технологии хранения, обработки и обмена информацией начали формироваться после того, как человек заговорил, то есть воспользовался коммуникацией, затем стал совершенствовать ее. Информационно-коммуникационные технологии прошли несколько стадий преобразования (табл. 1)

В качестве 1-ой стадии (до XVI в.), по мнению автора, можно выделить появление речи и письменности, то есть развитие коммуникаций и информационных технологий, благодаря речи знания передавались через поколения. Эту технологию можно назвать «ручной», так как носителями информации являлись стены, глина, папирус, береста, бумага. Инструменты перо, чернильница, краски.

Таблица 1. Стадии развития преобразования информационно-коммуникационных технологий (составлено автором на основе [6])

Стадия развития ИКТ

Период

Характеристика

1-ая стадия. Ручные технологий

до второй половины XVI в

Появление реи и письменности. Носители информации - стены, глина, папирус, береста, бумага. Инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга.

2-ая стадия «механических» технологий

XVI-XVIII века

Изобретение книгопечатания, инструменты: печатный пресс. Начало слияния инструментов с носителями информации: ткацкий станок Жозефа Мари Жаккара, Антикитерский механизм. Научную базу составляют труды Джона Непера, открывшего логарифмы, Блейза Паскаля, который создал счетную технику, Г.В. Лейбница, разработавшего формальную логику и сведение ее к бинарной системе счисления.

3-ая стадия «аналоговых» технологий

XIXв. - начало XXв

Начало использования электричества и появление первых компьютеров. Инструменты и носители информации: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны, телевидение, телефон, радио, телеграф. Научная база - Работы Клода Шеннона, Джоржа Буля, Ады Лавлейс, Чарльза Бэрбиджа, Алана Тьюринга и Алонзо Черча, Джона фон Неймана.

4-ая стадия «электронных» технологий

1950 - 1970-е гг.

Запуск первого поколения компьютеров: Марк I,; Z3, программно-управляемого Тьюринг-полного компьютера; ЭНИАК (ENIC), Pilot ACE. Разработка первых языков программирования

5-ая стадия «компьютерных технологий»

с середины 1980-х г.

Инструментарий: персональный компьютер с программными продуктами.

6-ая стадия «сетевых технологий», «облачные технологии»

с конца 1990-х г.

Распространяются глобальные и локальные компьютерные сети. Носители информации выступают одновременно и как инструменты: персональные компьютеры, смартфоны, навигаторы, планшеты, электронные книги.

2-я стадия развития «механической» технологии (XVI-XVIII века) связана с появлением книгопечатания, так как оно ускорило распространение знаний и накопление опыта. Инструментарий печатный пресс, пишущие машины. На этой стадии начинают сливаться носители информации с инструментами. Так же к этой стадии можно отнести изобретение таких механизмов как Антикитерский механизм - самый ранний механический вид компьютера, шумерский абак - прототип калькулятора современного, астролябий. Научную базу составляют труды Джона Непера, открывшего логарифмы, Блейза Паскаля, который создал счетную технику и стал основателем математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, Г.В. Лейбница, разработавшего формальную логику и сведение ее к бинарной системе счисления. Завершилась эта стадия развития ИКТ изобретением ткацкого станка Жозефа Мари Жаккара, управляемым перфокартами, в которых перфорированное отверстие являлось бинарной 1, а неперфорированное бинарным 0.

3-я стадия появления «аналоговых» технологий (XIXв. - начало XXв.), она знаменуется созданием телеграфа, радио, телевидения, диктофона, телефона, магнитофона. В 1888 году У. Берроу создал первую счетную машину, способную складывать большие числа. Эту стадию можно охарактеризовать началом использования электричества и созданием первых компьютеров - больших ЭВМ, на основе использования перфокарт для вычислений, машины Тьюринга. Научная база - Работы Клода Шеннона, Джоржа Буля, Ады Лавлейс, Чарльза Бэрбиджа, Алана Тьюринга и Алонзо Черча, Джона фон Неймана. С этой стадии развитие технологий идет высокими темпами и разграничение на стадии позднее условно.

4-я стадия развития «электронных» технологий (1950-1970 гг.): запуск первого поколения компьютеров: Марк I, американского программируемого компьютера; Z3, программно-управляемого Тьюринг-полного компьютера; ЭНИАК (ENIC), Pilot ACE. Разработка первых языков программирования.

Основой взаимодействия человека и ЭВМ являются машинные языки, доступные профессионалам.

5-я стадия развития «компьютерная» (1970-1980гг.), на которой произошел большой скачек технологий благодаря переходу на микропроцессорную базу: ЭВМ преобразились в современный вид персонального компьютера, имеющий операционную систему и разнообразный набор программных продуктов. На этой стадии рождаются многие современные ИТ профессии, такие как инженеры, программисты, системные администраторы.

6-я стадия развития ИКТ «сетевая» (с конца 1980), характеризуется распространением глобальной компьютерной сети Internet и локальных сетей, используемых организациями, фирмами, так как они увеличивали мощность и информационные возможности отдельных компьютеров. Эта стадия находится в бурном росте, утверждаются стандарты и универсальные сервисы, используются «облачные технологии», обеспечивающие повсеместный и удобный сетевой доступ по требованию. «Облачные технологии» представляют собой сеть компьютеров, серверов, обеспечивающих работу определённой системы, предоставляя потребителю услуги в виде пользования программным обеспечением, вычислительными мощностями или хранения данных. Также большой популярностью пользуются мобильные операционные системы, работающие на планшетах, смартфонах. Носители информации выступают также и как инструменты: персональные компьютеры, смартфоны, навигаторы, планшеты, электронные книги, плееры.

Эффективно используя научные новейшие достижения компьютерной техники, современных средств коммуникации, ПО, практического опыта ИТ-специалистов, ИКТ решают задачи рациональной организации информационно-коммуникационных процессов в целях уменьшения затрат труда, времени, материальных ресурсов, энергии. Информационно-коммуникационные технологии качественно изменили производительные силы, материалы, технологии, характер труда, это обусловило выделение самостоятельной отрасли - отрасли ИКТ. ИКТ-отрасль растет и динамично развивается, охватывая производство оборудования телекоммуникационного и компьютерного, написание актуального программного обеспечения.

Отрасль ИКТ выполняет следующие функции:

1) информационную-распространение информации об участниках рынка, спросе, предложении и т.д.;

2) посредническую или коммуникационную - ИКТ обеспечивают возможность взаимодействия между участниками рынка;

3) стимулирующую - использование ИКТ выступает как фактор стимулирования эффективного хозяйствования и рационального использования ресурсов;

4) санирующую - обеспечивают очищение рынка от неконкурентоспособных участников путем конкурентной борьбы [9].

Отрасль ИКТ по структуре условно делится на ИТ-отрасль и отрасль телекоммуникаций, существующие же различия при анализе свидетельствуют о несовпадении отнесения различных категорий, так как нет четкой границы между услугами и программным обеспечением при подсчете сегментов рынка. В России используют критерии деления по товарам и услугам или по видам деятельности. ИКТ отрасль включает в себя инновационные отрасли материального производства, которые обеспечивают технологический прогресс, сферу, предлагающую услуги коммуникаций и связи, производство и сопровождение информационных технологий и программного обеспечения, различные области образования, обучающих ИКТ-специалистов, использующих ИКТ, участвующих в проектах производства ИКТ[53].

Подводя итоги можно сказать, что отрасль ИКТ представляет собой совокупность организаций, занимающихся экономической деятельностью, связанной с производством ИКТ и оказанием услуг в этой сфере. Именно поэтому необходимо изучить влияние ИКТ на экономику, определить роль ИКТ-составляющих в производстве.

1.2 Роль ИКТ в современной экономике

Рассмотренная ретроспектива истории развития информационно-коммуникационных технологий дает возможность заметить, что эволюция ЭВМ происходила с постоянным темпом примерно 10 лет на поколение, в которое перестраивалось мышление специалистов, менялось оборудование, создавалась все более массовая вычислительная техника.

Развитие и широкое применение ИКТ, таких как различные сети, гаджеты, программное обеспечение (ПО) (рис.3), является глобальной тенденцией научно-технического прогресса последних десятилетий, они стали передовой областью науки и техники. Именно ИКТ обеспечили экономический рост во множестве стран благодаря тому, что в информационно-коммуникационной сфере возникают и развиваются процессы генерации, обмена, хранения информации, создаются различные коммуникации для взаимодействия экономических субъектов.

Рисунок 3 - Виды информационно-коммуникационных технологий (составлено автором)

Существуют два подхода, определяющие формирование информационно-коммуникационные технологии:

- информационно-коммуникационные технологии как фактор производства, то есть организация процессов распределения, обмена, потребления, производства ИКТ, продуктов связанных с ИКТ и с помощью ИКТ;

- информационно-коммуникационные технологии как катализатор социально-экономического развития, то есть ускоритель в развитии экономики, при этом подходе ИКТ рассматриваются как инструмент для удовлетворения целей масштабного распространения информационно-коммуникационных технологий в экономике и обществе.

ИКТ вызвали значительные изменения практически во всех сферах человеческой деятельности, в частности в экономике, структуре занятости, образовании, здравоохранении и т. д. Однако, из-за стремительности развития отрасли ИКТ еще мало исследовано данных, чтобы можно было уверенностью прогнозировать рост, производительность труда и влияние ИКТ на экономику

Многие ученые согласны, что информационно-коммуникационные технологии способствуют экономическому развитию, дискуссии вызывают вопросы, в какой степени и как. Так в 1987г. Р. Солоу высказал наблюдение: «Компьютерная эра видна везде, но только не в статистике производительности». Этот феномен «компьютерный парадокс» или «парадокс производительности» выражает тенденцию увеличения инвестирования в компьютеризацию производства, которая приводит к еще большему инвестированию в информационные технологии, а не к увеличению производительности и прибыли. Однако, исследование в США роста производительности труда в конце 1990-х г. связывали с информационными технологиями, а именно с инвестирование в эту отрасль в первой половине 1990-х г. Данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 1995-2005гг. свидетельствуют о запоздалом влиянии ИКТ на экономику: обеспечение 60% прироста производительности благодаря информационным технологиям [10].

Взаимосвязь между информационно-коммуникационными технологиями и производительностью труда, являясь дискуссионным вопросом, получает все больше данных подтверждающих эту точку зрения.

Массовое появление информационных продуктов и услуг способствовало формированию информационного рынка, имеющего свои особенности, проблемы и тенденции развития, но, несомненно, оказывающего существенное и постоянно растущее воздействие на общеэкономическую ситуацию в стране [10].

Информационно-коммуникационные технологии кроме влияния на экономику вносят устойчивый общественно-социальный эффект. После обнаружения этой способности ИКТ, правительства многих стран стали реализовывать крупномасштабные программы, в целях повышения уровня предоставления образовательных, медицинских, а также разного рода государственных услуг гражданам. Однако, в процессе реализации данных проектов нужны значительные объемы инвестиционных ресурсов, также необходима трансформация государственного регулирования и поиск компромиссов с предпринимательством.

Примеры использования потенциала ИКТ для ускорения социально-экономического развития имеют место в ходе реализации проектов, направленных на расширение социальной интеграции (social inclusion) и согласия, то есть проектов, которые предоставляют группам граждан больше возможностей для участия в жизни общества.

Большинство проблем различных слоев населения частично проистекают от ограниченности их доступа к знаниям и информации. ИКТ могут помочь в преодолении этой проблемы, упрощая и удешевляя сбор и анализ информации, а также ее распространение среди тех категорий граждан, которые особенно в ней нуждаются.

Распространение ИКТ и использование ведут к изменению уровня и качества жизни населения:

во-первых, создают новые рабочие места в самой отрасли ИКТ, так и отраслях экономики, в которых используются эти технологии;

во-вторых, повышается качество товаров и услуг, снижается их стоимость;

в-третьих, формируются новые рабочие места в первую очередь в сфере услуг, благодаря растущим доходам работников ИКТ отрасли, так как они приводят к росту расходов на товары и услуги, и в целом воздействуют позитивно на экономику;

в-четвертых, рационализация системы управления, совершение системы сделок с помощью ИКТ приводят к росту свободного времени;

в-пятых, перераспределяются доходы через денежные переводы между экономиками, субъектами, а также трудовая миграция из более экономически развитых в менее развитые территориальные образования;

в-шестых, формируются новые типы рабочих отношений, сотрудники участвуют в рабочем процессе дома, в парке, другой стране, больше нет такой привязки к географическому положению - офису, увеличивается независимость сотрудников в формировании своего рабочего графика;

в-седьмых, население все больше использует дистанционное обучение;

в-восьмых, благодаря ИКТ постоянно повышается квалификация сотрудников, и как следствие, улучшается подготовка специалистов, что открывает компаниям и учреждениям новые горизонты в управлении персоналом, а, значит, и возможности роста производства. В свою очередь, для каждого сотрудника это означает более успешную и динамичную карьеру, что порождает большую мотивацию к труду.

Анализируя рынок капитала, видно, что он под влиянием широкого распространения и использования ИКТ становится мобильным, теряя национальную принадлежность. Большую роль в этом сыграло использование электронных систем платежей, осуществляется переход информации с одного счета на другой на всех уровнях.

В настоящее время инвестирование в сектор ИКТ является главным стимулом экономики развитых и развивающихся стран. Так как информационные технологии способствуют росту эффективности экономики в долгосрочной перспективе, то страны, в которых сектор ИКТ наиболее развит, являются и более конкурентоспособными.

Достижение экономического роста возможно путем прямого и косвенного воздействия на экономику. Эффект от прямого воздействия вызван ростом доступности и проникновения информационных услуг, осуществлением инвестирования в соответствующую инфраструктуру, независимо от того, государственная она или частная, и увеличением занятости в самом секторе информационно-коммуникационных технологий. Косвенный эффект проявляется в увеличении иностранных инвестиций в страну, регион, в росте производительности труда, как частные примеры к образованию наукоградов, инновационных кластеров, а в результате к экспорту информационно-коммуникационных технологий [5].

Одним из результатов распространения информационно-коммуникационных технологий является насыщение мирового хозяйства электронной техникой и техникой связи, потому что при изучении информационно-коммуникационной отрасли в экономике большое значение отводится отраслям материального производства. Одновременно использование ИКТ изменяет стиль и методы общения, формы коммуникаций, обмена информацией, в результате меняет информационную культуру, появляется новая, определяющая в большой мере эффективность общественного производства и качество жизни населения. Однако возникают проблемы при совершенствовании и изменении экономического, юридического и культурного механизмов производства, создания, использования, потребления информации из-за недостаточного внимания к данной проблематике [39].

Важно рассмотрение последствий ИКТ. Трансформация традиционного образа жизни, вызванная появлением электронной деятельности, требует проведения глубоких исследований ориентированных на исследование практических действий в электронном пространстве, дающее возможность изучать изменения, происходящие в отношениях между обществом и ИКТ. Это связано с тем, что использование ИКТ имеет как положительные, так и отрицательные последствия, потому что электронная деятельность, осуществляясь в виртуальном мире, несет последствия в реальном мире (табл. 2) [9].

К преимуществам можно отнести доступ к различным источникам информации; возможности производить и транслировать информацию; возможность реализации в разных сферах для людей с ограниченными возможностями благодаря ИКТ; дистанционность и непрерывность образования, повышения квалификации. Однако ИКТ имеют и отрицательные последствия, такие как рост количества компьютерных преступлений; информационное неравенство или неравномерность распределения информационных ресурсов между странами и регионами; виртуализация человеческого общения; сокращение личного пространства человека, потеря анонимности; проблема компьютерной этики; унификация культур. Несмотря на это, большая часть жителей информационного общества не замечают сокращение личного пространства. Еще одним важным последствием распространения ИКТ является манипуляция сознанием с помощью СМИ, так как у человека возникают объективные трудности с отбором достоверной информации.

Таблица 2 - Последствия внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий (составлено автором на основе [5, 9])

Последствия внедрения и использования ИКТ

Отрицательные

Положительные

Рост компьютерных преступлений

Доступ к различным источникам информации

Информационное неравенство

Производство и трансляция информации

Потеря анонимности

Дистанционность и непрерывность образования

Проблема компьютерной этики

Улучшение качества жизни для людей с ограниченными возможностями, используя ИКТ

Сокращение личного пространства

Унификация культур

У информационно-коммуникационных технологий большой потенциал для стимулирования социального развития. По природе ИКТ универсальные, гибки, а это значит, что они могут использоваться для решения разнообразных задачи развития экономики [9].

Отрасль информационно-коммуникационных технологий способствует экономическому развитию, а также резко повышает эффективность предоставления и использования различных социальных услуг населением, таких как медицинские, образовательные, государственные и другие. Использование ИКТ в государственном управлении, предоставлении услуг, внедрение электронного правительства повышает прозрачность, увеличивает эффективность использования, повышает информированность граждан. Что, в свою очередь, позволяет обеспечивать более высокий уровень социальной стабильности [5].

Отрасль ИКТ занимает одно из центральных мест в мировой экономике во многом благодаря тому, что именно она оказывает огромное влияние на сбор, обработку и передачу информации, одного из важнейших ресурсов современной экономики. Современные условия таковы, что информация является первоосновой для принятия практически всех значимых решений в компании [63].

Как в относительно новой и развивающейся отрасли ИКТ, возможны злоупотребления использованием технологиями отдельными лицами, поэтому особую актуальность приобретает вопрос правового регулирования ИКТ в Российской Федерации.

1.3 Правовой аспект ИКТ в Российской Федерации

С появлением новых технологий возникает проблема их рационального регулирования. Информационно-коммуникационные технологии вместе со своим появлением, как и любая другая технология, несут кроме преимуществ использования сложности регулирования и законного использования, поэтому важно развивать правовую базу в области ИКТ.

Государство занимается разработкой законодательства, совершенствует правоприменительные методы регулирования на практике. В секторе ИКТ существуют следующие государственные механизмы: таможенное регулирование, налоговое регулирование, сертификация, лицензирование, антимонопольное регулирование и др.

В качестве цели нормативно-правового регулирования в области ИКТ выдвинуто совершенствование правовой базы для обеспечения информационных потребностей, реализация защиты прав физических и юридических лиц, согласованность и координация деятельности органов власти в правовом регулировании ИКТ.

Фундамент законодательства в области применения и использования ИКТ - правовые нормы Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. В Конституции определены основные права и обязанности субъектов в сфере информационных отношений, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, они базируются на свободе личности и открытости доступа к информации, свободе экономической деятельности. Конституция Российской Федерации содержит около 40 таких норм [38]. На Рисунке 4 представлена схема правовой базы в области ИКТ.

Базовым законом в сфере информатизации является федеральный закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - закон «Об информации»).

В этом законе отражено регулирование отношений, возникающих при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации, создании, применении информационных технологий и средств их обеспечения, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационно-коммуникационных процессах и информатизации (ст. 1 закона) [68].

Закон «Об информации» также отмечает, что информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные ресурсы. Информационные ресурсы в качестве имущества могут находиться в собственности граждан.

Рисунок 4 - Правовое регулирование ИКТ

Закон «Об информации» также отмечает, что информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные ресурсы. Информационные ресурсы в качестве имущества могут находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений; Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, в особенности создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации [56].

Согласно постановлению Правительства РФ от 2.06.2008 №418 ответственным федеральным органом исполнительной власти назначено Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (далее - Минкомсвязи). Минкомсвязи осуществляет такие функции - разработка и реализация государственной политики, нормативно-правового регулирования в сфере электросвязи и почтовой связи, информационных технологий, включая использование ИКТ при создании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к этим ресурсам, массовых коммуникаций и СМИ, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных [19].

Сфера ведения Министерства отвечает потребностям новой отрасли экономики - отрасли информационных и коммуникационных технологий. Конвергенция современных информационных и коммуникационных технологий привела к интеграции общественных отношений по разработке и использованию таких технологий, и этот процесс был логически завершен образованием единой (интегральной, конвергентной) системы регулирования отрасли [51].

Утверждение государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» говорит о развитии ИКТ как одного из ключевых направлений развития демократии, так как в развитых странах развитие информационно-коммуникационных технологий связывают с демократизацией общества [30]. При подготовке госпрограммы Минкомсвязи РФ учло мировой опыт подобных программ, текущее состояние отрасли рынка ИКТ. Авторы руководствовались Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и Стратегией развития информационного общества. [57].

В целом Программа характеризует состояние отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, в числе основных проблем отмечены низкий уровень компьютерной грамотности населения, слабое использование системы электронного документооборота в органах управления, чему способствует и отсутствие необходимой нормативно-правовой базы. Удельный вес отечественной электроники на мировом рынке составляет лишь 0,5%, так как мало развита и базовая инфраструктура информационного общества в Российской Федерации в целом [29].

В соответствии с программой федеральный бюджет ежегодно субсидирует на конкурсной основе проекты субъектов РФ, направленные на реализацию становления информационного общества в субъектах РФ. В 2015 году субъекты РФ могут подать заявки на получение субсидий для внедрения и применения следующих проектов:

- единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся в региональном сегменте;

- единая региональная система по управлению автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (троллейбусы, трамваи);

- механизм предоставления государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния, а также выдаче охотничьего билета в электронной форме благодаря использованию единых форм ЕПГУ[26].

Размер субсидий ограничен, на реализацию одного проекта субъектом РФ предоставляется максимум размер 10 млн руб., для реализации всех проектов субъекта РФ финансирование составит - 30 млн руб. Для поддержания реализации региональных проектов в сфере информационных технологий Программой выделено финансирование объемом более 550 млн рублей в 2015 г. [46].

В 2013 г. впервые около 98 % органов государственной власти представили в Минкомсвязь России на согласование планы информатизации сроком на три года, которые содержат показатели, привязанные к приоритетным направлениям. При проведении оценки на первом этапе после отсеивания осталось 92 предварительных проекта планов информатизации, из них: согласовано - 53. На втором этапе после уточнения проекты планов предлагались к рассмотрению, из 53 проектов согласовано - 42. На окончательном третьем этапе изучали итоговые проекты планов. Из 42 проектов планов информатизации 13 - согласовано [46].

Минкомсвязи поделило расходы на приоритетные и прочие мероприятия по информатизации в 2014 г.: 65 % - на приоритетные мероприятия по формированию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; 35 % - на прочие мероприятия.

Благодаря проведенной в 2013 г. инвентаризации ведомственного ИТ-ландшафта органы государственной власти смогли начать формировать стратегии информатизации.

В 2011 г. Минкомсвязь России сформировала методологию и стандарты в области информационных систем, разработало различные документы, регламентирующие планирование и учет информационных систем, которые увеличили в 2011г. в 4 раза количество федеральных государственных информационных систем (ФГИС), зарегистрированных в Реестре ФГИС [38]. К ним относят:

- проект методических рекомендаций для госорганов по составу функциональных требований, предъявляемых к ИКТ-компонентам, в зависимости от вида деятельности, осуществляемой с использованием ИКТ;

- предложения по созданию базовой структуры и определению требований по формированию стандартов по созданию или модернизации, или эксплуатации ИКТ-компонентов, обеспечивающих деятельность государственных органов;

- проект базового набора правил регулирующих отношения в сфере информатизации;

- перечень спецификаций форматов хранения данных и интерфейсов обмена данными, поддерживаемых программным обеспечением, разработанным и приобретенным для его использования в госорганах[38].

Разработка методологии, реализация проектов проходила в рамках мероприятия «Формирование открытых стандартов взаимодействия информационных систем», осуществляемого в рамках Государственной программы «Информационное общество». Эта программа была принята для реализации возможностей, предоставляемых развитием и использованием ИКТ, вместе со «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации» (далее Стратегия).

В Стратегии делается акцент именно на отрасль ИТ-технологий, одновременно проводится граница между этим понятием и рынком ИТ.

Правительство РФ выделило ключевые направления для развития ИКТ-отрасли в соответствии со Стратегией:

- развитие кадрового потенциала и образования в отрасли;

- формирование научной базы по перспективным исследованиям в ИТ;

- поддержка малого бизнеса в области ИТ;

- развитие ИТ-экспорта;

- расширение использования ИТ в отечественной экономике;

- обеспечение инфраструктуры за счет дальнейшего развития широкополосного доступа в Интернет [70].

Её реализация направлена на увеличение в стране объемов производства ИТ-продуктов, востребованных на глобальном рынке, на улучшение инвестиционного климата в России, на повышение количества высокопроизводительных рабочих мест и увеличение производства российской продукции в отрасли информационных технологий. Результатом осуществления мероприятий «Стратегии» будет поддержка среднего темпа роста отрасли информационных технологий на уровне, превышающем не менее чем в 3 раза средний темп роста ВВП; увеличение количества высокотехнологичных рабочих мест в российской отрасли информационных технологий с 300 тыс. мест в 2012 г. до 700 тыс. мест к 2020 г., а также в рамках реализации «Стратегии» вырастет объем производства российской продукции и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий с 270 до 620 млрд руб. [50].

Государственная политика на несколько лет вперед в области развития отрасли ИКТ также отражена в проекте «Концепции инновационного развития отрасли телекоммуникаций и информационных технологий». Сравнительный анализ «Концепции», «Стратегии» и Программы «Информационное общество» показан в таблице 3.

В Концепции описано развитие трех направлений:

- государственная технологическая политика инновационного развития отрасли телекоммуникаций и информационных технологий;

- государственное управление инновационной системы отрасли;

- государственное нормативно-правовое регулирование инновационного развития отрасли [10].

Разработанные и принятые поправки к федеральным законам «О защите персональных данных» и «О связи» дали возможность вызова экстренных оперативных служб посредством набора единого номера бесплатным, а также определения оператора универсального обслуживания.

Таблица 3 - Сравнительный анализ мероприятий

Наименование

Характеристика

Программа «Информационное общество (2011-2020 годы)»

Принята для реализации возможностей, предоставляемых ИКТ. Характеризует состояние отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, в рамках Программы субсидируются на конкурсной основе проекты субъектов РФ для становления информационного общества, проходят мероприятия

«Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации».

Стратегия акцентирует свое внимание на ИТ-технологиях и направлена на увеличение объемов ИТ-продуктов, на поддержку роста отрасли, на улучшение инвестиционного климата в России, на повышение количества высокопроизводительных рабочих мест

«Концепции инновационного развития отрасли телекоммуникаций и информационных технологий»

Характеризует государственную политику развития отрасли ИКТ: инновационного развития отрасли, нормативно-правовое регулирование и правления системы.

Начиная с 2010 г. смягчена налоговая политика для разработчиков ПО и еще нескольких категорий организаций, работающих в ИТ-отрасли. Благодаря положительной инициативе государства в отношении российского ИТ-бизнеса принят Федеральный закон РФ от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Единый социальный налог заменен уплатой страховых взносов в пенсионный фонд для указанных категорий компаний российского ИТ-рынка в размере 14 % вместо 30 % [67].

Для ИТ-бизнеса самым важным фактором поддержки является отсутствие давления со стороны государства, в частности, отсутствие усиления налоговой нагрузки. С этой точки зрения очень важна инициатива государства о введении льготной 14 % ставки страховых платежей во внебюджетные фонды для ИТ-компаний. Это позитивный шаг для ИТ-бизнеса, так как в России расходы на оплату труда составляют до 80 % всех затрат при 13 % в среднем по другим отраслям. Для крупных ИТ-компаний, которые подпадают под требование численности сотрудников «от 50 и больше», уменьшение расходов в страховые фонды на 16% приведет к более эффективному использованию финансовых средств.

Важным событием 2013 г. стало принятие закона о льготах по страховым взносам для малых ИТ-компаний, что приведет к созданию до 25 тыс высокопроизводительных рабочих мест для молодых и перспективных специалистов нашей страны.

Большое значение защищенности интеллектуальной собственности как одному из условий распространения ИКТ придается в комплексном обзоре Всемирного экономического форума (ВЭФ) состояния в странах мира ИКТ, инфраструктуры и базовых условий для их функционирования. Россия входит в тройку лучших стран СНГ и заняла соответственно 50-ю позицию из 148-х позиций общего рейтинга за 2014 г. [12].

Существующие проблемы технического и юридического обеспечения конфиденциальности обрабатываемых данных отражены в обзоре ВЭФ уровней охраны и пиратства защиты интеллектуальной собственности в стране, уровня компьютерного пиратства в области программного обеспечения. Для повышения эффективности от внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий необходимо совершенствовать существующую нормативную базу, так как она не отвечает современным требованиям в сфере информационной безопасности.

В отношении России делается вывод о наличии 65 % модулей нелицензионного, т.е. пиратского, программного обеспечения [17].

Существующая точка зрения, что отслеживание нарушений исключительного права на объект патентного права и адекватное воздействие на нарушителя для прекращения контрафактного производства, относится к области деятельности государства в лице правоохранительных органов и не касается правообладателей. Однако осуществить такое сложно. Первичная информация в реестр таможенной службы должна поступать именно от правообладателя. В Европе и США отслеживают ситуации несанкционированного производства или продажи контрафактной продукции, включая судебные разбирательства, специальные юридические подразделения компании патентообладателя или его полномочные представители, например, между Apple и Samsung в суде истцом выступает правообладатель, а не органы власти США.

В России патентообладатели за 20 лет не привыкли нести такие издержки. Поэтому делается вывод о слабости защиты интеллектуальной собственности в России. Возможно, что небольшое количество споров по патентам в России, отсутствие известных патентных споров объясняется особенностями национального производства, внутреннего рынка и экспорта.

Законы об интеллектуальной собственности предоставляют необходимые стимулы для инноваций в ИКТ, поскольку охраняют работу любого изобретателя - будь то отдельный индивидуум, исследовательская организация или коммерческая компания. Законы в этой сфере позволяют изобретателям получать на рынке часть выгоды от собственного новшества либо путем его непосредственного применения, либо посредством выдачи лицензий другим лицам. Интеллектуальная собственность играет особую роль для ИКТ-отрасли, которая характеризуется ростом быстрыми темпами инноваций и высоким уровнем инвестиций в научные исследования и разработки (НИР). Законы об интеллектуальной собственности помогают компаниям возмещать свои инвестиции, способствующие созданию новаторских технологий. Это обеспечивает получение средств для проведения новых исследований и работ по совершенствованию продуктов.

В области регулирования Интернет-среды в Российской Федерации Государственной Думой принят во втором и сразу в третьем, окончательном чтении закон о так называемых черных списках сайтов, содержащих запрещенную информацию. Закон содержит информацию о запрещении высказывания мнения, позиции, которые противоречат нормам права и морали, так как в интернет пространстве каждый гражданин может высказать свою точку зрения по конкретному вопросу, в наивысшей степени реализуя свое право на свободу слова. В Германии отношения в Интернет-среде длительное время регулируются законодательно. Также в Великобритании арестовывают и подвергают судебному преследованию граждан, ведущих экстремистскую деятельность в социальных сетях, например, во время летних беспорядков в 2011 г. [19].

В 2010г. принят Федеральный закон №210 «Об организации представления государственных и муниципальных услуг», его содержание сводилось к повышению качества предоставления услуг, в качестве задач выдвинуто оптимизирование в предоставлении услуг, переводом в электронный вид и обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия между республиканскими, муниципальными, федеральными органами. Цель закона сделать услуги органов власти прозрачными, удобными и доступными, сокращая время и материальные издержки [66].

Таким образом, для повышения эффективности государственной политики в сфере информационно-коммуникационных технологий необходимо (рис. 5):

- совершенствование положений содержания данной политики в программах, концепциях, стратегиях;

- своевременное внесение изменений в действующее законодательство;

- осуществление мониторинга реализации всех программ, стратегий, приказов, а также взаимосвязи между ранее принятыми и вновь разрабатываемыми программами (доктринами, стратегиями) [36].

Рисунок 5 - Эффективность государственной политики в сфере ИКТ

Постепенно мировое сообщество, координируя свою деятельность на основе многосторонних контактов, приходит к выработке общих правил регулирования Интернет-среды, правил пользования программным обеспечением и условий безопасного функционирования в рамках данной системы, а также благодаря правовому регулированию легче использовать информационно-коммуникационные технологии для взаимодействия государства и граждан, фирм и потребителей, государства и фирм.

информационный коммуникационный экономический

2. Современные тенденции развития ИКТ индустрии: объем, динамика, перспективы

2.1 Анализ структуры и динамики отрасли ИКТ

Большинство мероприятий в сфере развития ИКТ реализуется в рамках программы «Информационное общество 2010-2020». Однако эффект от внедрения технологий оказывается ниже прогнозов.

В IT-отрасли выделяют сегмент вычислительной техники, компьютерной периферии, программного обеспечения (ПО) и ИТ-услуг. Начиная с 2000г. IT-отрасль трансформируется под влиянием появления новых сегментов, услуг, слияния нескольких сегментов IT-отрасли, постепенное развитие интеграционных услуг, преобразование сегментов, следовательно, меняются оценки объемов отрасли, прогнозы, совершенствуются методики расчета, увеличиваются объемы статистических данных, размываются границы отрасли. Поэтому исследования разных агентств не совпадают в своих значениях и по структуре, и даже среди ведомств в России существуют разные трактовки - Минэкономразвития, Минкомсвзи.

В оценках агентств объем ИТ-рынка колеблется в пределах от 711,6 млрд руб. за 2013 г. до 34,49 млрд долл. (1138,17 млрд руб.) [35]. По данным Минэкономразвития объем рынка информационно-коммуникационных технологий составил 658 млрд руб. в 2013 г., по предварительной оценке был немного меньше - 635 млрд руб., однако при анализе не учитывались печатающие устройства (30-40 млрд руб.) и планшеты (50-60 млрд руб.) [35]

В 2014 г. ИТ-отрасль по предварительной оценке Минэкономразвития составляет 698 млрд руб. Дальнейшее развитие отрасли предполагает рост спроса на «умные устройства», интернет-сервисы, внедрение систем автоматизации бизнеса, онлайн-сервисов, предлагаемых госсектором [35].

Перспективными направлениями развития ИТ-отрасли, по мнению Минэкономразвития, будут: облачные вычисления, мобильные приложения, информационная безопасность, новые человеко-машинные интерфейсы, нейротехнологии. Согласно прогнозу продолжается увеличение объема ПО для мобильных устройств из-за значительного распространения смартфонов и мобильных устройств [55].