интегрированный урок физкультуры и русского языка 7 класс

  • Разработка интегрированного урока
  • «Современные виды спорта и физические упражнения
  • Спортивная лексика»
  • Учитель физической культуры
  • Учитель русского языка - Борисова Е.В.
  • Ход урока
  • Учитель русского языка
  • 3.Синтаксическая пятиминутка.
  • 4.Орфографическая работа.
  • 5.Физкультминутка.
  • 6. Дифференцированное задание (работа по карточкам).
  • 7. Викторина «Определи вид спорта» (устно).
  • 8. Эстафета «Угадай вид спорта и запиши его название».
  • 9. Итог урока (рефлексия).
  • Упражнения для профилактики утомления
  • Физкультминутка.
  • Карточка №1
  • Станция 3.
  • Станция 4.

  • Скачать 89.58 Kb.


    Дата06.10.2017
    Размер89.58 Kb.

    Скачать 89.58 Kb.

    МБОО «Ытык-Кюельская СОШ им. А.И.Софронова» МР «Таттинский улус»









    Разработка интегрированного урока

    русского языка и

    физической культуры

    для учащихся 7 а класса


    «Современные виды спорта и физические упражнения.

    Физические упражнения - элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.

    Вид спо́рта - совокупность видов спортивных соревнований, объединённых по признакам схожести правил, одной спортивной федерации и т. п.

    Спортивная лексика»

    (продолжительность занятия - 45 мин).



    Учитель физической культуры – Иванов Е.И.

    Физическая культура Физи́ческая культу́ра (греч. phýsis, природа + культура) - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

    Учитель русского языка - Борисова Е.В.



























    2015 г.

    Задачи урока:

    1. Образовательная - приобретение новых знаний по спортивной лексике.

    2. Развивающие - формирование межпредметных связей; развитие аналитических способностей, внимания, мышления; совершенствование быстроты, ловкости, координации движений.

      Координация (от лат. coordinatio - взаимоупорядочение) - процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.

    3. Воспитательные - развитие физических качеств; ответственное отношение к своему здоровью; умение работать в команде.

    Обеспечение урока: ноутбук; доска, мел, магниты, ватман, тетради в линейку, авторучки; наградные жетоны.

    Спортивный инвентарь: мячи (волейбольный, баскетбольный); биты бейсбольные, ракетки (бадминтонная, теннисная) ; клюшки хоккейные; штанги; обручи.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Учитель физической культуры: «Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Тема урока: «Современные виды спорта и физические упражнения. Спортивная лексика».

    Демонстрируется слайд №1 ( на нём написана тема урока).

    Учитель русского языка: « Цели урока: 1. Знакомство с современными видами спорта. 2. Правильное написание и произношение спортивных терминов (орфография, орфоэпия) 3. Совершенствование быстроты, ловкости, координации движений».

    На слайде №2 даются картинки с изображением видов спорта.

    2.Словарная работа.

    Показывается слайд №3 (спортсмены играют в хоккей).

    Учитель физической культуры: « Что такое хоккей?»

    Сначала учащиеся дают свои определения этому виду спорта, затем один из них зачитывает текст со слайда №4: « Это спортивная командная игра с мячом или шайбой и клюшкой. В хоккей играют хоккеисты зимой на ледяном поле, летом - на травяном поле. Родина хоккея на траве - Англия, а на льду- Канада».

    Учитель русского языка: « Запишите слово «хоккей» в свои словари».

    Учитель физической культуры: «Что вы узнали о хоккее? Любите ли вы играть в хоккей?».

    После ответов учащихся такая же работа проводится со словом « теннис» (слайд №5).

    Учитель физической культуры: «Что такое теннис?».

    Ученик читает со слайда №6: «Спортивная игра на специальной прямоугольной площадке, разделённой сеткой пополам. Маленький мяч посылают ударами ракетки на противоположную половину площадки».

    Учитель физической культуры: «Ребята, кто из вас занимается теннисом? Каких известных теннисистов вы можете назвать?».

    3.Синтаксическая пятиминутка.

    Учитель русского языка зачитывает предложение: «В спортивном комплексе « Звёздный» расположились новые теннисные корты, которые посещают ребята и нашего класса». Учащиеся пишут его в своих тетрадях (а один – на доске) и объясняют знаки препинания.

    Теннис Те́ннис, или большой теннис - вид спорта, в котором соперничают либо два игрока («одиночная игра»), либо две команды, состоящие из двух игроков («парная игра»). Задачей соперников (теннисистов или теннисисток) является при помощи ракеток отправлять мяч на сторону соперника так, чтобы тот не смог его отразить, не более чем после первого падения мяча на игровом поле на половине соперника.

    Зна́ки препина́ния - элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.

    На слайдах №7 и №8 изображён спортивный комплекс «Звёздный».

    4.Орфографическая работа.

    Учитель русского языка: «Ребята, вы хорошо знакомы со многими видами спорта. Сейчас вы должны их определить и название записать в тетради (один ученик работает у доски)».

    На экране демонстрируются виды спорта: баскетбол (слайд№9), плавание (слайд №10), волейбол (слайд №11),бейсбол (слайд №12), футбол (слайд №13),лёгкая атлетика (слайд №14), хоккей (слайд №15),теннис (слайд№16),шахматы (слайд№17),бильярд (слайд№18).

    Затем учащиеся сверяют свои записи с теми, что изображены на слайде №19.

    5.Физкультминутка.

    Учитель физической культуры: «Ребята, давайте разомнёмся! Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт, улыбнитесь друг другу и повторяйте за мной движения.

    Разминая поясницу,

    Мы не будем торопиться.

    Вправо, влево повернись,

    На соседа оглянись.

    (Повороты туловища в стороны.)

    Чтобы стать ещё умнее,

    Мы слегка покрутим шеей.

    Раз и два, раз и два,

    Закружилась голова.

    (Вращение головой в стороны.)

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Ноги надо нам размять.

    (Приседания.)

    Напоследок, всем известно,

    Как всегда, ходьба на месте.

    (Ходьба на месте.)

    6. Дифференцированное задание (работа по карточкам).

    Учитель русского языка: «А теперь поработаем по карточкам. Каждый из вас выберет себе карточку со словосочетаниями на спортивную тему. Карточка на получение отметки «5» наиболее сложная, на «4» - полегче, на «3» - самая простая. Подпишите её и приступайте к работе. ( На работу даётся 3-5 мин в зависимости от подготовленности класса.)»

    Карточка на отметку «5».

    Т..лантливый сп..ртсмен, г..мн..стические упр..жнения, х..(к, кк)ейный матч, ол..мпийский ч..мп..он, б..ск..тбольная к..рзина, те(н, нн)исные р..кетки, в..лос..педный м..ршрут, сп..ртивное снар..жение в рю..заке, пр..зёры сп..ртакиады, с..р..внование по фу..болу, стр..миться к фин..шу, сост..зания б..рцов, б..седовать с трен..ром, трен..роваться на ст..дионе, в..нтовка б..атл..ниста, выд..ющиеся дост..жения, чествовать юн..оров, пьед..стал поч..та, альп..нистский лагерь, с..зон ф..хтования.

    Карточка на отметку «4».

    Т..лантливый сп..ртсмен, г..мнастические упр..жнения, хо(к, кк)ейный матч, ол..мпийский ч..мпион, б..скетбольная к..рзина, те(н, нн)исные р..кетки, в..лос..педный м..ршрут, сп..ртивное снаряжение в рю..заке, пр..зёры спарт..киады, с..ревнование по фу..болу, стр..миться к ф..нишу, с..стязания б..рцов, б..седовать с трен..ром, тренир..ваться на ст..дионе, в..нтовка б..атл..ниста, выд..ющиеся достижения, чествовать юн..оров, пьед..стал п..чёта, альп..нистский лагерь, с..зон фехтования.

    Карточка на отметку «3».

    Талантливый сп..ртсмен, гимн..стические упр..жнения, х..ккейный матч, ол..мпийский ч..мпион, б..скетбольная к..рзина, тенн..сные р..кетки,в..лосипедный м..ршрут, сп..ртивное снар..жение в рю..заке, пр..зеры спартакиады, соревнование по фу..болу, стремиться к фин..шу, состязания б..рцов, бес..довать с тренером, тр..нироваться на ст..дионе, в..нтовка биатл..нтста, выдающиеся дост..жения, чествовать юн..оров, пьедестал п..чёта, альпинистский лаг..рь, с..зон фехтования.



    После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями и проводят самопроверку, сверяясь с доской и слайдом №20 .

    7. Викторина «Определи вид спорта» (устно).

    На слайде №21- название викторины.

    Школьники показывают определённые упражнения, а учитель физической культуры зачитывает определения видов спорта. Ответ принимается у того, кто быстрее поднял руку (эксперты наблюдают); ответивший правильно получает жетон, который впоследствии переводится в оценку.

    Определения видов спорта.

    1. Упражнения для красоты тела и здоровья, особенно привлекательные для женщин, своеобразное соединение аэробики и атлетизма. ( Шейпинг.) На слайде №22 изображён данный вид спорта.

    2. Соревнование в силе рук, в котором не бывает ничьих. Турниры делятся на состязания правшей и левшей. (Армрестлинг.) Слайд №23.

    3. Японская система самозащиты без оружия, основанная на ударах рукой или ногой по наиболее чувствительным местам тела соперника. (Карате.) Слайд №24.

    4. Атлетическое троеборье , в которое входят приседание со штангой, жим штанги лёжа и тяга штанги. (Пауэрлифтинг.) Слайд №25.

    5. Составная часть индийской системы физического воспитания, включающая в себя физические упражнения, направленные на совершенствование тела и функций внутренних органов.

      Вну́тренности, вну́тренние о́рганы, или висцеральные органы (лат. viscera, греч. splanchnon) - органы животных (и человека), лежащие в основном в грудной и брюшной полостях, а именно органы дыхания, пищеварения, мочеполовые и сердечно-сосудистые.

      (Хатха- йога.) Слайд №26.

    8. Эстафета «Угадай вид спорта и запиши его название».

    На слайдах № 27- 31 проецируются данные виды спорта : хоккей , бадминтон , волейбол, теннис, бейсбол, баскетбол. Эстафету проводят оба педагога. Учитель физической культуры следит за учащимся, первым поднявшим руку, и за предметом, который он выбрал. Учитель русского языка проверяет правильное написание слова.

    Когда прозвучит определение вида спорта, участник команды берёт из обруча предмет, используемый в нём, бежит к доске, бросает предмет в другой обруч, записывает название вида спорта на доске и бежит на своё место. Правильно выполнивший все задания получает жетон.

    Определения видов спорта.

    1. Игра, название которой произошло от французского названия посоха с крючком у пастухов. Проводится на льду, травяной площадке, в зале. (Хоккей.)

    2. Спортивная игра, название которой произошло от названия города в Великобритании. В игре мяч с оперением перебрасывают ракетками через сетку. (Бадминтон.)

    3. Спортивная игра двух команд, игроки которых, ударяя по мячу руками, стараются послать его через сетку на площадку соперников так, чтобы он коснулся её поверхности. ( Волейбол.)

    4. Спортивная игра на специальной прямоугольной площадке, разделённой сеткой пополам. Маленький мяч посылают ударами ракетки на противоположную половину площадки. (Теннис.)

    5. Спортивная игра с мячом и битой, напоминающая лапту. Участвуют две команды по девять человек. Игра широко распространена в Северной Америке и Великобритании. ( Бейсбол.)

    6. Спортивная игра двух команд, игроки которых стараются забросить мяч руками в корзину, укреплённую на специальном щите вверху.

    ( Баскетбол.)

    Проверка правильного написания слов осуществляется сличением со слайдом № 32 , где даётся такое написание.

    9. Итог урока (рефлексия).

    Учителя берут у школьников интервью: « Какими видами спорта вы бы хотели заниматься? Почему? Что понравилось на сегодняшнем уроке?».

    Ответы были такими:

    «Хотим заниматься большинством из видов спорта, о которых шла речь на нынешнем уроке». «Русский язык и физическая культура! Это – здорово, необычно, интересно!». « Узнали много нового в области спортивной лексики». « Ничуть не устали. Была возможность подготовиться, размяться». « Урок был разнообразным, красивым, с применением слайдов и ноутбука. И мы – его соавторы. Помогли подготовить и провести этот интересный урок нашим педагогам». «Побольше бы таких уроков!».

    Обратная связь: « Если урок вам понравился, нарисуйте в своих тетрадях улыбающийся мяч, если нет - грустный». Грустных мячей в тетрадях не оказалось.

    10. Домашнее задание.

    Домашнее задание - задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер[источник не указан 1368 дней].

    1. Составить словарную диктовку из словосочетаний, включая термины (12-15 словосочетаний).

    На слайде № 33 зафиксировано домашнее задание, которое учащиеся записывают в свои тетради.

    2.Ежедневно советую делать утреннюю гимнастику.









































    Упражнения для профилактики утомления,

    связанного с длительной работой за компьютером



        1. И.п.- о.с.1-2-руки через стороны вверх, вдох; 3-4-расслабляя руки и потряхивая ими, опустить их в и.п., выдох. Повторить 6-8 раз.



        1. И.п.- стойка, в руках 2-3 теннисных мяча. Жонглировать 2 мин.





        1. И.п.- стойка, в руках резиновый мяч. Ударяя мяч о пол, повернуться на 360 и поймать его. Выполнять поочерёдно в правую и левую стороны по 6-8 раз.



        1. И.п.- стойка руки на поясе.1-2- прогнуться, свести лопатки и отвести назад локти, вдох; 3-4- и.п., выдох. Повторить 6-8 раз.





        1. И.п.- стойка руки в стороны, глаза закрыты. Ходьба по прямой в 10-16 шагов (контролировать осанку).Повторить 2-4 раза.



        1. И.п.- стойка ноги врозь, гимнастическая палка за спиной (под лопатками). 1- поворот вправо; 2- и.п.; 3-4- то же, поворот влево. Повторить 6-8 раз.





        1. И.п.- стойка ноги врозь, руки на поясе. 1-4-подскоки на месте (ноги врозь, ноги вместе). Выполнять 30с.



        1. И.п.- то же. 1- правую руку к плечу; 2- левую руку к плечу; 3- правую руку вверх; 4- левую руку вверх; 5-8- и.п. в обратной последовательности. Выполнить 6-8 раз.





        1. И.п.- лёжа на спине, правая рука на груди, левая на животе. 1-2-выпятить живот, вдох ; 3-4- втянуть живот, и.п., выдох. Повторить 8-10 раз.



        1. Ходьба в среднем темпе 1-1,5







    Гимнастика для глаз.

          1. И.п.- стоя, держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 20-25 см от глаз.

            Рука - верхняя конечность человека, одна из главнейших частей тела. С помощью рук человек может выполнять множество действий, основным из которых является возможность захватывать предметы.

            Средняя линия фигур в планиметрии - отрезок, соединяющий середины двух сторон данной фигуры. Понятие употребляется для следующих фигур: треугольник, четырёхугольник, трапеция.

            Смотреть вдаль 2-3 с. Перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с. Повторить 10-12 раз.



          1. И.п.- стоя, держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 20-25 см от глаз. Медленно приблизить палец , не сводя с него взгляда до тех пор, пока он не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.





          1. И.п.- стоя, держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 20- 25 см от глаз. Медленно перемешать палец в правую сторону, а затем в левую. Следить за движением пальца, не отрывая взгляда и не поворачивая головы. Повторить 10-12 раз.



          1. И.п.- о.с. Быстро моргать в течение 1 мин.





          1. И.п.- о.с. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторить 8-10 раз.







    Физкультминутка.



    Разминая поясницу,

    Мы не будем торопиться.

    Вправо, влево повернись,

    На соседа оглянись.

    (Повороты туловища в стороны)



    Чтобы стать ещё умнее,

    Мы слегка покрутим шеей.

    Раз, два, раз, два,

    Закружилась голова.

    (Вращение головой в стороны.)

    И разгибание рук в упоре лёжаРаз, два, три, четыре, пять,

    Ноги надо нам размять.

    (Приседания.)



    Напоследок, всем известно,

    Как всегда, ходьба на месте.

    (Ходьба на месте.)

    Карточка №1

    Выполнения заданий на станциях



    Станция 1. Прыжки через скакалку с вращением вперёд. ( 60, 80,100 раз)



    Станция 2. Подтягивание на низкой перекладине. (6,8,10 раз)



    Станция 3.Упражнение на развитие мышц брюшного пресса. Поднимание в сед и опускание туловища. Колени согнуты под углом 45 *. (16, 18, 20 раз)



    Станция 4. Упражнения для укрепления мышц спины. Лежа на животе, поднимание верхнего плечевого пояса с передачей теннисного мяча из одной руки в другую за спиной в момент подъёма. ( 16,18, 20 раз)



    Станция 5.

    Брюшная стенка ограничивает содержимое полости живота. В литературе отмечаются различные варианты анатомического разделения брюшной стенки, наиболее простое - деление на верхнюю, заднюю, боковые и переднюю стенки живота.

    Плечевой пояс (пояс верхних конечностей) - совокупность костей (пары лопаток и ключиц) и мышц, обеспечивающих опору и движение верхних (передних) конечностей. У некоторых животных имеется третья парная кость плечевого пояса - коракоид.

    Упражнения с волейбольным мячом.

    Волейбольный мяч состоит из шести панелей кожи (естественной или искусственной), натянутой вокруг каркаса. Каждая панель состоит из трёх секций или рядов. Мяч может быть разноцветным или полностью белым.

    Верхняя передача в стену. (16,18,20 раз)



    Станция 6. Упражнение с баскетбольным мячом. Броски мяча в кольцо от груди. ( 5 бросков)



    Станция 7. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки. (6,8, 10 раз)



    Станция 8. «Разножка» . Выпад правой, левой, вперёд в упор лёжа. (26, 28,30 раз

    Здоровый образ жизни прежде всего это активная и целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и поддержание психического и физического здоровья.

    Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя:

    - соблюдение режима дня, чередование труда и отдыха;

    - следование правилам личной гигиены, закаливание;

    - рациональное питание;

    - оптимальную двигательную активность- занятия физическими упражнениями и спортом.

    Именно это является благоприятными факторами, влияющими на здоровье человека.

    Гигие́на (греч. hygieinós, здоровый) - раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни; медицинская наука (гигиенистика), изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

    Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье. Меру важно во всём соблюдать - в еде и напитках И в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.

    Остановимся на одном из важнейших факторов- двигательной активности.

    Двигательная активность- естественная потребность человека в движении.

    Количество движений, которые совершает человек в течении какого- то периода времени, составляет объём двигательной активности.

    Учёные установили, что если потребность в движении не удовлетворяется, то наступает гиподинамия- недостаточная двигательная активность. Гиподинамия отрицательно сказывается на деятельности всех органов и систем организма, на физической и умственной работоспособности.



    Это интересно.



    Учёные выяснили, что норма двигательной активности подростков – 18 – 25 тысяч шагов в течении дня, или 3,5-4,5 ч ходьбы.

    Конечно, двигательная активность это не только ходьба. Занятия разными упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма и тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний. Сочетание физических упражнений с закаливанием повышает защитные функции организма.

    Занятия спортом дают человеку чувство бодрости, уверенности в своих силах, повышают его эмоциональное состояние.

    Большое значение в желании вести здоровый образ жизни имеют семейные традиции.

    Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

    Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

    Если в семье родители делают зарядку, бегают по утрам, активно отдыхают ( ходят в походы, ездят на велосипедах и т.д.), закаливаются, правильно питаются, то и ребёнок сразу приобщится к такому образу жизни. Если же этого нет, то ребёнок сам должен позаботиться о своём здоровье и вовлечь в занятия физическим упражнениями своих близких.

    Немаловажное значение в выборе стиля жизни имеют сверстники. Многие начинают заниматься спортом со своими друзьями или одноклассниками. А увлечение спортом требует отказа от вредных привычек и других неблагоприятных обстоятельств (факторов риска), к которым относятся: - недостаточная или избыточная двигательная активность;

    - нарушение режима дня;

    -недостатки в организации и качестве питания;

    - нарушение гигиенических требований к условиям учебной и трудовой деятельности;

    - нездоровый психологический климат в семье и коллективе.

    Большое влияние на здоровье оказывают эмоции, или душевное состояние человека. Благоприятно влияют на самочувствие хорошие вести, радостное настроение, удачи, успехи, т.е. положительные эмоции. Угнетающе действуют на человека отрицательные эмоции- страх, зависть, разочарование и т.д. Многократно повторяющиеся отрицательные эмоции могут привести к ухудшению здоровья.

    Для того чтобы владеть своими эмоциями, нужно знать приёмы саморегуляции. Вот несколько приёмов психологической тренировки для подавления негативных эмоций.

            1. Постоянно прислушивайтесь в процессе общения к возникающим эмоциям, старайтесь ощютить момент зарождения негативной эмоции и не дать ей развиться.

            2. Представьте, что все «отрицательные» черты собеседника не зависят от вашего сознания, что их невозможно изменит (это не касается недостатков нравственного плана).

            3. Воспроизведите физические действия, соответствующие спокойному, добродушному настроению; произвольно расслабьте мышцы лица и всего тела, примите непринуждённую позу, установите ровное, спокойное дыхание.



    Умея хорошо владеть своими эмоциями, человек улучшает свое самочувствие и не испытывает частого раздражения при некоторых недостатках близких и друзей.