Конспект по музыкальному искусству "Вторая жизнь народной песни"

  • Музыкальный
  • Наглядный
  • Оборудование
  • II . Оглашение темы урока. Актуализация опорных знаний учеников.
  • III . Мотивация учебной деятельности
  • Припев.
  • Учитель.
  • Задание
  • IV . Музыкальная грамота.
  • V . Вокально-хоровая работа.
  • VII . Итог урока.
  • Оценивание музыкально-творческой деятельности учеников.

  • Скачать 52.67 Kb.


    Дата01.10.2017
    Размер52.67 Kb.
    ТипКонспекты

    Скачать 52.67 Kb.



    Тема урока: Вторая жизнь народной песни.

    Цели урока: 1) на примере Четвертой симфонии П.И. Чайковского и украинской народной песни «Журавель» показать как народная мелодия обретает вторую жизнь в классической музыке;

    2) дать ученикам определение понятия «симфония»;

    3) добиваться чистого интонирования мелодии песни;

    4) развивать умение логично и аргументированно выражать свои мысли о прослушанном произведении;

    5) воспитывать патриотические чувства и интерес к творчеству П.И.

    Классическая музыка Класси́ческая музыка (также - музыкальная классика) - свободное от терминологической строгости понятие, употребляемое, в зависимости от контекста, в различных значениях, имеющее вполне определённый исторический смысл и менее определённый оценочный.
    Патриотизм Патриоти́зм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.
    Чайковского.

    Музыкальный

    материал: украинская народная песня «Журавель»; П.И. Чайковский. Четвертая симфония (II часть, фрагмент); Наталия Май «Родная школа»; О.Янушкевич «Радужная песня».

    Наглядный

    материал: портрет П.И. Чайковского, репродукция картины украинского художника Г. Светлицкого «Чайковский в Украине».

    Оборудование: магнитофон.

    Тип урока: комбинированный.


    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Музыкальное приветствие.







    II. Оглашение темы урока. Актуализация опорных знаний учеников.

    (Тема урока написана на доске).

    Учитель. Ребята, тема сегодняшнего урока: «Вторая жизнь народной песни».

    Давайте подумаем, кто сочиняет народные песни?

    (Ответы: народ, простые люди).

    Учитель. Только они их не записывают, а передают из уст в уста. Так песни обретают популярность.

    А теперь давайте вспомним, какие произведения П.И. Чайковского мы с вами уже слушали в младших классах?

    (Ответы: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Марш деревянных солдатиков», «Осенняя песня»).

    Учитель. В какой стране родился П.И. Чайковский?

    (Ответы: в России).

    Учитель. Ну, а какая связь между украинскими народными песнями и музыкой Чайковского, мы узнаем чуть позже.

    III. Мотивация учебной деятельности. Изучение нового материала.

    Учитель. П.И. Чайковский очень любил бывать в Украине, чаще гостил в летний и осенний периоды у своей любимой сестры Саши и племянников. Чайковский внимательно изучал жизнь и быт украинского народа, записывал народные песни. И одна украинская народная песня полюбилась ему больше всего.

    Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
    Украинцы Украи́нцы (укр. українці; до начала XX века превалировали самоназвания «малороссы», «русины», «черкасы» и «казаки») - восточнославянский народ, проживающий преимущественно на Украине, а также в составе крупных диаспор в России, США, Канаде и других государствах.
    Украинские народные песни - это фольклорные произведения, которые сохраняются в народной памяти и передаются из уст в уста.
    Эта песня – «Журавель».

    І куплет

    Занадився журавель, журавель,

    До бабиних конопель, конопель.







    Припев:

    Сякий, такий журавель,

    Сякий, такий довгоногий,

    Сякий, такий довгоносий,

    Сякий, такий виступає,

    Конопельку вищіпає.

    ІІ куплет

    Оце тобі, журавель, журавель

    Не літай до конопель, конопель.

    Припев.

    ІІІ куплет

    Щоб ти більше не літав, не літав,

    Конопельку не щипав, не щипав.

    Припев.

    Задание 1: прослушайте внимательно украинскую народную песню «Журавель» и скажите, какой характер, настроение музыки?

    (Ответы: характер песни шуточный, веселый, подвижный).

    Задание 2: а сейчас мы послушаем фрагмент из Четвертой симфонии П.И. Чайковского. Ответьте после прослушивания: слышна ли какая-нибудь уже знакомая вам мелодия в симфоническом произведении?

    (Ответы: да, слышна мелодия песни «Журавель», она варьировалась, видоизменялась.)

    Учитель. Ребята, а что же такое симфония?

    Симфония – это большое музыкальное произведение для симфонического







    оркестра, которое чаще состоит из четырех частей;

    Музыка́льное произведе́ние (опус) в широком смысле - всякая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация. Также музыкальное произведение есть категория музыкальной эстетики, обозначающая ограниченный историческими и культурными рамками результат композиторской деятельности.
    каждая часть имеет свой характер, настроение.

    Симфонию исполняет оркестр.

    Чтобы ярче передать разные краски настроений, переживаний и эмоций музыкального произведения в оркестре звучат:

    *струнные инструменты

    * деревянные духовые

    * медные духовые

    * ударные.

    Задание: давайте еще раз прослушаем фрагмент Четвертой симфонии, где звучит мелодия украинской народной песни «Журавель». Определить звучащие музыкальные инструменты.

    Деревя́нные духовы́е инструме́нты - группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на посыле направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами.
    Музыка́льные инструме́нты - предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.

    (Ответы детей).

    IV. Музыкальная грамота.

    Учитель. Давайте вспомним, что такое пауза и какие паузы мы знаем?

    (Ответы детей).

    Физкультминутка:

    Девочки (с четвертной паузой) обращаются к мальчикам с попевкой:

    «Дорогой мой Петя, как идут дела?»

    Мальчики отвечают: «Хорошо все у меня» (при этом отхлопывают ритм и на четвертную паузу разводят руки).

    Задание: исполнить это упражнение парами (дети обращаются друг к другу по имени).

    2-я попевка: «Бьют копыта» с восьмой паузой.








    Задание: исполнить песню с хлопками, на паузу – удар ручкой.

    Вызвать желающих к доске по первой и второй попевкам.

    V. Вокально-хоровая работа.

    Учитель. Дети, сейчас мы вспомним песню о школе, которую мы разучивали на прошлом уроке. Как она называется?

    (Ответ: «Родная школа»).

    Учитель. Как нужно исполнять эту песню, в каком характере, темпе?

    (Ответ: песня мелодичная, неторопливая, в джазовом стиле).

    Задание: исполнить песню классом, вызвать желающих к доске спеть эту песню.

    VI. Разучивание новой песни.

    «Радужная песня».

    Задание: прослушать и ответить:

    * какой характер песни?

    * почему она названа «радужной»?

    * на каких семи нотах играет радуга?

    (Вспомнить названия нот и пропеть их).

    Начать разучивание песни. Поработать над артикуляцией, чистым интонированием мелодики песни.

    VII. Итог урока.

    Учитель. Ребята, так почему же наш урок назван «Вторая жизнь народной песни»?

    (Ответ: потому что П.И. Чайковский в своей симфонии использовал







    мелодию украинской народной песни «Журавель»).

    Учитель. Что же такое симфония?

    (Ответы детей).

    Учитель. Понравилась ли вам Четвертая симфония П.И. Чайковского?

    (Ответы детей).

    Оценивание музыкально-творческой деятельности учеников.

    Домашнее задание: слушать дома музыку П.И. Чайковского, шуточные украинские народные песни.