Конспект урока на тему "Озера" (6 класс)

  • Воспитательная
  • Форма обучения
  • Вид урока
  • Балхаш.
  • Методы и методические приемы

  • Скачать 68.65 Kb.


    Дата29.09.2017
    Размер68.65 Kb.

    Скачать 68.65 Kb.

    План урока

    Озера

    Задачи:

    1. Образовательная: сформировать у учащихся знания о том, что такое озеро, водохранилища, какие типы озерных котловин существуют, взаимосвязи внешнего вида озера с его происхождением. Продолжить формирование умений определять географическое положение объектов и описывать их по типовому плану.

      Географическое положение - «положение географического объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии…». Оно характеризует «место данного объекта в системе пространственных связей и потоков (вещественных, энергетических, информационных) и определяет его отношения с внешней средой».

    2. Воспитательная: в целях формирования научного мировоззрения убедить учащихся в том, что необходимо бережно относиться к объектам природы. Способствовать воспитанию чувства любви к своей Родине, гордости за свой край.

    3. Развивающая: развить познавательный интерес у учащихся при помощи презентации, беседы, дополнительного материала (таблиц, раздаточного материала). Продолжить развитие логического мышления, умения анализировать и быть последовательными.

      Научная картина мира - одно из основополагающих понятий в философии науки - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.

      Логика Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.


    Форма обучения: урок

    Тип урока: комбинированный

    Вид урока: с демонстрацией презентации

    Оборудование: учебники, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карта полушарий,физическая карта России.

    Ход работы


    1. Организация класса.

    (Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности класса к уроку).

    1. Проверка домашнего задания.

    «Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы с вами повторим предыдущий. Как называлась тема прошлого урока? ( Отвечают)

    Четыре минуты на повторение домашнего задания. Время пошло.

    Сейчас мы с вами решим кроссворд на тему «Реки»

    Я задаю вопрос, желающий ответить поднимает руку, выходит к доске и записывает ответ.


    1.Превышение истока реки над устьем. (Падение)

    2.Крупный искусственный водоем, созданный на реке. (Водохранилище)

    3.Время, когда реки покрыты льдом. (Ледостав)

    4.Отношение падения к длине реки или падение реки на километр длины реки. (Уклон)

    5.Внезапный подъем воды в реке. (Паводок)

    6.Начало реки. (Исток)

    7.Вода падающая с высокого уступа на реке. (Водопад)

    8.Место впадения реки в другую реку, море или озеро.(Устье)

    9.Низкий уровень воды в реке.

    Река́ - природный постоянный (может сезонно пересыхать и со временем менять русло) водный поток (водоток) значительных размеров с естественным течением по руслу (выработанному им естественному углублению) от истока вниз до устья и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока с его бассейна.

    Уровень воды - высота поверхности воды, отсчитываемая относительно некоторой постоянной плоскости сравнения (по умолчанию - относительно ординара).

    (Межень)



    https://html1-f.scribdassets.com/960d500tj4sumzd/images/1-bd2d568454.jpg

    «Молодцы ребята! А сейчас я назову вам понятие, а вы как можно больше должны дать правильных ответов, ассоциаций. Итак, использование рек и охрана рек.

    Молодцы!

    1. Изучение нового материала.

    А сейчас, посмотрите пожалуйста на доску, перед вами эпиграф к нашему уроку, слова М.В. Ломоносова - первого русского учёного-естествоиспытателя, астронома, географа, геолога, поэта:

    «Везде исследуйте всечасно,

    Что есть велико и прекрасно,

    Чего ещё не видел свет…»

    Как вы думаете, почему именно это изречение является эпиграфом урока?

    (география – наука исследователей, изучая, мы занимаемся исследованиями)

    -Объект, о котором мы будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим, заповедным, историческим, местом отдыха, источником богатства и вдохновения для создания прекрасной музыки и картин. Это детище уникального творца – природы.

    «Как женщина усталая, оно,

    Раскинулось внизу и смотрит в небо,

    Туманится и даль поит туманом,

    И отняло у неба весь закат…»

    (А. Блок)

    Итак, определите тему нашего урока. (Озёра)

    Что нам предстоит узнать на уроке? Каковы наши задачи? Откройте пожалуйста учебник на с.95 и посмотрите пожалуйста названия подзаголовков.

    • Что такое озеро?

    • Озерные котловины.

    • Вода в озере.

    • Водохранилища.

    Именно об этом у нас сегодня и пойдет речь.

    Откройте тетради, подпишите сегодняшнее число, ЛОС № …. и тему урока «Озера»

    Мы живем в мире слов. Каждое слово что-нибудь обозначает. Сегодня я предлагаю подумать над значением слова “озеро”. Чтобы вам легче было сориентироваться в новом понятии, предлагаю посмотреть на подсказки, которые лежат на ваших столах.

    Карточка № 1.

    1. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром, слоем торфа.

      Фа́уна (новолат. fauna, от лат. Fauna - богиня лесов и полей, покровительница стад животных) - исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих в данной области и входящих во все её биогеоценозы.

    2. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.

    3. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.

    Выберите ответ, который вы считаете правильный.

    Правильное определение под цифрой 2,записываем тетрадь.

    Наука, изучающая озера называется лимнология. А мы с вами на время урока

    станем юными лимнологами, т.е. учеными, изучающими озера.

    А их на Земле очень много больших и маленьких. Такого количества и

    разнообразия озер, как в России, нет ни в одной другой стране – их более 1 млн.

    Мы уже выяснили, что озеро – природное углубление, а углубление – это

    котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение. Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин? Да, вопрос сложный, но с помощью учебника и таблиц вопрос разрешим.

    На столах лежат листы, где указаны тип озерной котловины. Открываем учебники на стр. 96- 97 (Т.П.Герасимова) и находим описание происхождения той котловины, что написано на листах. С помощью текста учебника и схемы-таблицы дайте описание названных котловин. На подготовку 3 минуты. Работаем в парах. Одновременно находим на физических картах России и мира те озера, что уже внесены в таблицу. ( Параллельно идет демонстрация слайдов с видами и схемами озер, физической картой мира).

    Теперь мы знаем, как появляются озерные котловины. Еще раз все вместе перечислим типы озерных котловин:

    1.Тектонические

    2. Остаточные

    3.Вулканические

    4. Карстовые

    (провальные)

    5. Ледниковые

    6. Запрудные

    7. Озера-старицы


    Озеро- это не только котловина, но углубление, заполненное водой. А откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера? (осадками атмосферными, водами втекающих рек).

    Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 3 группы.

    Расход воды (в водотоке) - объём воды (жидкости), протекающей через поперечное сечение водотока за единицу времени. Измеряется в расходных единицах (м³/с). В промышленности расход воды (жидкости) измеряется расходомерами.

    На столах у каждой группы лежат листы с контурами озер разного типа. На других листах - названия групп. Попробуйте анализировать, к какой группе можно отнести каждое из них? Зарисуем свои выводы в схему.

    В одни озера река втекает и вытекает, а в другие - только втекает, а глухие озера вообще не связаны с реками. Как вы думаете, может ли это как- то влиять на соленость воды озер?

    Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию соли. Все озера по солености можно разделить на 3 группы.

    Посмотрите на изображение озера Балхаш. Как вы думаете, почему оно двухцветное?

    Обратите внимание на условные знаки. Полусоленое озеро, в одну половину река втекает, в другую нет.

    Когда мы нашли на карте соленые и пресные водоемы, попробуем ответить еще на один вопрос. Где чаще всего встречаются соленые и минеральные озера относительно экватора, тропиков и полюсов? Эти озера чаще всего расположены близ тропиков.

    Как долго живут озера? По разному. Обычный срок жизни крупных озер – десятки тысяч лет. Небольшие существуют недолго, такие, как озеро-старица. Озера с древних времен используются человеком. Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей.

    Дре́вний мир - период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии - империи Чола, а в Америке - начало европейской колонизации.

    Отходы Отхо́ды - вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.

    “Голубые глаза “ планеты, просят помощи у людей, роняя чистые слезинки.

    Даже к самому крошечному озеру, наполненному “живой водой”, следует относиться как к ценнейшему дару, чтобы донести будущему поколению эту чашу бесценной живительной влаги.

    А сейчас откройте учебник на с.97 учебника. Прочитайте раздел под номером 4- водохранилища. На работу 4 минуты. А после, ответьте на вопросы представленные на слайде.

    • Что такое водохранилища?

    • От чего зависит уровень воды в водохранилищах?

    • Приведите примеры водохранилищ в России и примеры маленьких водохранилищ.

    1. Закрепление знаний.

    А сейчас мы попробуем составить описание географического положения озера (Байкал или Каспийского) по плану.

    План описания:

    1. Название озера.

    2. На каком материке, и в какой его части находится.

    3. Между какими меридианами находится.

    4. Между какими параллелями находится.

    5. Горное или равнинное.

    6. Сточное или бессточное.

    7. Солёное или пресное.

    8. Какие реки вытекают из озера (втекают в него).

    1. Домашнее задание.

    Параграф 24- учить. Доделать описание географического положения озера.

    Определить озёра по их географическим координатам.

    Какие озёра имеют следующие координаты:

    1. 3° ю. ш., 33 в. д. 5. 53° с. ш., 105 в. д.

    2. 16° ю. ш., 68 з. д. 6.. 48° с. ш., 88 з. д.

    3. 28° ю. ш., 137 в.д. 7. 7° ю. ш., 30 в. д.

    4. 61° с.ш., 32 в.д. 8. 40° с. ш., 52 в. д.





    Методы и методические приемы


    1-2 мин.

    Вводное слово учителя










    Слайд 2

    Запись на доске и в тетрадях





    Рассказ учителя

    4-5 мин.











    Работа с презентацией


    Слайд 3







    Мозговой штурм

    2-3 мин.









    Работа с презентацией













    Слайд 4



    Постановка проблемного вопроса

    Самостоятельная работа учащихся с учебником

    1 мин.




    Запись на доске и в тетрадях



    Рассказ учителя






    Самостоятельная работа учащихся с карточками






    Запись определения в тетрадь




    Рассказ учителя

    5-6 мин.













    Работа учащихся с учебником и приложением 1


    4-5 мин.

















    Беседа с учащимися

    1-2 мин.







    Рассказ учителя

    3-4 мин.





    Рассказ учителя

    2-3 мин.






    Беседа с учащимися

    1-2 мин.




    Рассказ учителя

    Работа с презентацией












    Самостоятельная работа учащихся с учебником

    3-4 мин.













    Самостоятельная работа учащихся

    4-5 мин.







    Запись на доске и в дневниках