Конспект урока "Парниковый эффект" (5-8 классы)

  • Сельскохозяйственные растения
  • Солнечная энергия

  • Скачать 46.68 Kb.


    Дата12.10.2017
    Размер46.68 Kb.

    Скачать 46.68 Kb.

    Тема: Парниковый эффект Класс: 5,6,7,8 Цель:изучить парниковый эффект и его влияние на планету, а также методы его предотвращения Задачи: Образовательная: изучитьпонятия «парниковый эффект», «парниковые газы», «изменение климата», учащиеся должны знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы;
    Загрязнение атмосферы Земли - принесение в атмосферный воздух новых, нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение их естественной концентрации.
    виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы. Развивающая: продолжить формировать умения делать выводы, анализировать информацию, классифицировать объекты Воспитательная: экологическое воспитание подрастающего поколения, формирование активной гражданской позиции Оборудование: слайдовая презентация, интерактивная доска,карандаши Методы: ЛОК, опытническая работа, работа в группах Форма занятия: изучение нового материала Ход занятия: Организационный Мотивационный ЗАДАНИЕ: приготовьте белые листы бумаги и карандаши, по ходу урока схематично зарисовывать полученную информацию Парниковый эффект существует на Земле сотнимиллионов лет с момента появления атмосферы. Если бы естественный парниковый эффектне задерживал солнечное тепло, то средняя температура нижних слоев атмосферы составлялабы -18°С, а, значит, огромные пространства земной поверхности были бы покрыты ледниками.
    Географи́ческая оболо́чка - основное понятие географии, в российской географической науке под этим понимается целостная и непрерывная оболочка Земли, где её составные части: верхняя часть литосферы (земная кора), нижняя часть атмосферы (тропосфера, стратосфера), вся гидросфера и биосфера, а также антропосфера - проникают друг в друга и находятся в тесном взаимодействии.
    Именно парниковый эффект создал условия для появления жизнина Земле. Благодаря парниковомуэффекту средняя температура наЗемле составляет 14°С. Задание: кроссворд. Какие нужно вспомнить понятия и термины, которые пригодятся при изучении темы Кроссворд на тему «Парниковый эффект» Источник жизни на Земле (солнце) Концентрация взвешенных в воздухе капель воды или кристалликов льда (облако) Переход вещества из од­ного агрегатного состояния в другое(конденсация) Воздушная оболочка Земли (Атмосфера) Природное жидкое топливо (нефть) Источник энергии, используемый для нагревания (топливо) Прибор для измерения температуры(термометр) Нижний слой атмосферы от поверхности Земли до высоты 8-12 км (Тропосфера) Что за газ СО2(углекислый) Объяснение нового материала Задание: зарисуйте в тетрадь схематично представленную картинку «Парниковый эффект».
    Земля Земля́ - третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Она является также крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.
    На Земле сложились уникальные природныеусловия: жить на ней не слишком жарко и неслишком холодно. Но в результате деятельности человека, прежде всего в результате сжигания топлива и сокращения лесов на планете, в атмосфере увеличивается концентрация так называемых «парниковых газов». Самое большое беспокойство вызывает то, что парниковый эффект усугубляет глобальное изменение климата на Земле, что может привести к целому ряду природных и социальных катастроф.
    Глобальное потепление Глобальное потепление - повышение средней температуры климатической системы Земли. Начиная с 1970-х годов, как минимум 90 % энергии потепления аккумулируется в океане. Несмотря на доминирующую роль океана в накоплении тепла, термин глобальное потепление часто используется для обозначения роста средней температуры воздуха у поверхности суши и океана.
    Заполните таблицу: Расположите правильно причины парникового эффекта Причины парникового эффекта Природные Антропогенные Наличие атмосферы Электроэнергетика Солнечные лучи Дым из труб жилых домов, заводов Наличие облаков Выхлопные газы Углекислый газ Сжигание топлива Подстилающая поверхность преобразует солнечные лучи в тепло Сокращение лесов Глобальное потепление климата Сгорание невозобновляемого топлива Антропогенные источники парниковых газов Производство тепла и электричества Уголь, нефть иприродный газ - самые большие источникипарниковых газов на земле, и углекислого газав частности.
    Подстилающая поверхность - компоненты земной поверхности, осуществляющие тепло- и влагообмен с атмосферой и оказывающие влияние на её состояние. Различные типы подстилающей поверхности по-разному поглощают солнечную радиацию и отдают тепло атмосфере, испаряют влагу и воздействуют на силу ветра.
    Парниковые газы - газы с высокой прозрачностью в видимом диапазоне и с высоким поглощением в дальнем инфракрасном диапазоне. Присутствие таких газов в атмосферах планет приводит к появлению парникового эффекта.
    Выхлопны́е га́зы (отходящие газы) - отработавшее в двигателе рабочее тело. Являются продуктами окисления и неполного сгорания углеводородного топлива. Выбросы выхлопных газов - основная причина превышения допустимых концентраций токсичных веществ и канцерогенов в атмосфере крупных городов, образования смогов, являющихся частой причиной отравления в замкнутых пространствах.
    Жилище Жили́ще - сооружение, место, в котором обитают люди или (и) животные. Обычно жилище служит для укрытия от неблагоприятной погоды, для сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха. Внешний вид, материал для стен и внутреннее строение жилищ весьма разнообразны (материалом может быть дерево, брезент, камень, бетон, земля, кирпич, сталь, и даже стекло, кость или снег).
    В смеси парниковых газов углекислый газ составляет 72 всех парниковых газов,поэтому он главный виновник глобального потепления. Промышленность Производство и обработка материалов, производство цемента и извести, железа, стали,алюминия и другие производства требуютбольшого количества энергии.
    Цемент (лат. caementum - «щебень, битый камень») - искусственное неорганическое гидравлическое вяжущее вещество. Один из основных строительных материалов. При взаимодействии с водой, водными растворами солей и другими жидкостями образует пластичную массу, которая затем затвердевает и превращается в камневидное тело.
    Транспорт Важно отметить,что выхлопы машин не только содержат СО2, нотакже стимулируют образование озона, из-захимической реакции на свету. В нижних слояхатмосферы озон также ведет себя как парниковый газ, он удерживает инфракрасное излучение, отраженное от поверхности земли. Сельское хозяйство Разведение животных и отходы их пищеварительных процессов — один из основных источников еще одного парникового газа — метана. Сельскохозяйственные растения, выращиваемые на полях, — самый большой источник азота в атмосфере (а также в воде), главным образомиз-за избыточного использования минеральных удобрений.
    Сельскохозяйственные культуры - культурные растения, возделываемые с целью получения продуктов питания, технического сырья и корма для скота.
    Инфракра́сное излуче́ние - электромагнитное излучение, занимающее спектральную область между красным концом видимого света (с длиной волны λ = 0,74 мкм и частотой 430 ТГц) и микроволновым радиоизлучением (λ ~ 1-2 мм, частота 300 ГГц).
    Минера́льные удобре́ния - неорганические соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания.
    Уничтожение лесов Если деревьев становится меньше, то меньше углерода поглощается растениями из воздуха. Опыт Давайте смоделируем парниковый эффект.Вам понадобится два термометра с одинаковой шкалой, таких маленьких, чтобы онимогли уместиться в банке из-под варенья сзакручивающейся крышкой. В первой банкеустановите кусочек черного матового картона, который закроет примерно половинубанки внутри. Термометр в банке должен находиться в затемненной стороне от картонки. В другую банку положите алюминиевуюфольгу точно так же, как вы установили черную картонку в предыдущей банке. Термометр также должен находиться в затемненной стороне от фольги. Поставьте банки другвозле друга на открытом солнце. Поместитеих на что-нибудь, что может служить в качестве теплоизоляционного материала, например, на книгу.
    Теплоизоляция («тепловая изоляция») - элементы конструкции, уменьшающие процесс теплопередачи и выполняющие роль основного термического сопротивления в конструкции. Термин также может означать материалы для выполнения таких элементов или комплекс мероприятий по их устройству.
    Убедитесь, что термометрыстоят на затемненных сторонах банок. Скоровы убедитесь, что температура поднимаетсябыстрее в банке с черной картонкой. Задание: зарисуйте в тетрадь обе банки и покажите схематично действие процесса парникового эффекта. Вот что происходит: В солнечных лучах, доходящих до нас, есть короткие и длинныеэлектромагнитные волны. Короткие — этосвет, длинные — это тепловое излучение.
    Теплово́е излуче́ние - электромагнитное излучение, возникающее за счёт внутренней энергии тела. Имеет сплошной спектр, расположение и интенсивность максимума которого зависят от температуры тела. При остывании последний смещается в длинноволновую часть спектра.
    Стекло легко пропускает короткие волны(свет), но плохо пропускает длинноволновое(тепловое) излучение. В банке с алюминиевойфольгой лучи отражаются от металла. Длинаволн остается неизменной и они покидаютбанку так же легко, как и вошли в нее. В банкес черной картонкой лучи поглощаются самойкартонкой. Солнечная энергия нагревает картонку, её температура повышается. Нагретаячерная картонка сама излучает энергию, нодлина волны у этих лучей больше, чем у солнечных лучей и они не могут выйти наружучерез стекло.
    Солнечная энергетика - направление альтернативной энергетики, основанное на непосредственном использовании солнечного излучения для получения энергии в каком-либо виде. Солнечная энергетика использует возобновляемые источники энергии и является «экологически чистой», то есть не производящей вредных отходов во время активной фазы использования.
    Со́лнце (астр. ☉) - единственная звезда Солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеороиды, кометы и космическая пыль.
    Энергия теплового излученияостается в банке, увеличивая температурувоздуха в ней. Таким же образом действует атмосфера Земли.
    Атмосфе́ра (от. др.-греч. ἀτμός - пар и σφαῖρα - шар) - газовая оболочка, окружающая планету Землю, одна из геосфер. Внутренняя её поверхность покрывает гидросферу и частично земную кору, внешняя граничит с околоземной частью космического пространства.
    Она хорошо пропускает солнечную энергию, которая приходит кнам в основном в виде света. Эта энергия используется на Земле и превращается в другиевиды энергии. Земля же излучает тепловуюэнергию, которая задерживается атмосферойи не покидает Землю. Тест на сбережение энергии Ответьте на вопросы анкеты, и проверьте, умеете ли вы беречь энергию. В нашем доме Да Нет Сложите все ответы ДА. Если увас получилось: От 1 до 5 ответовДА: Вам еще многому надо научиться, такчто начните прямосейчас. От 6 до 10 ответовДА: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой. От 11 до 15 ответовДА: Вы являетесь хорошим примером всем остальным. От 16 до 20 ответовДА: Кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране природы. Мы записываем наше энергопотребление Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее. Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее.
    Стиральная машина - установка для стирки текстильных изделий (одежды, нижнего и постельного белья, сумок и других вещей).
    Холодильник стоит в прохладной комнате. Мы не ставим мебель перед обогревателями. Мы начали использовать энергосберегающие лампочки Мы используем местное освещение (настольнуюлампу, бра, торшер) Мы проветриваем быстро и эффективно,всего несколько минут за раз. Мы заклеиваем окна на зиму Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим. Мы зашториваем окна на ночь. Мы часто размораживаем холодильник. Мы используем раковину для мытья посуды. Мы моемся под душем, а не принимаем ванну. Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школуи на работу. Мы снижаем температуру в помещении, когда выходим. Мы снижаем температуру в помещении ночью. Мы повторно используем стекло, бумагу и металл. Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз. Мы не покупаем товары в больших обертках. Мы чиним вещи, вместо того, чтобы заменить их. Рефлексия. Работа в группах. Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа выполняет задание на скорость. Проблема: как решить проблему сокращения выброса парниковых газов в атмосферу. Парниковые газы – это результат выбросов в атмосферу при сжигании топлива. Каждый человек может принять участие в их уменьшении посредством энергосбережения. Задание: составьте логическую цепочку следственных событий. Цель: выявить последствияпарникового эффекта Сжигание топлива, увеличение углекислого газа в атмосфере, парниковый эффект, глобальное потепление климата, таяние ледников, сокращение площади суши, смещение мест обитания животных, вымирание некоторых видов животных, нарушение работы сельского хозяйства. Задание: работа в группе, подумайте, как предотвратить глобальное изменение климата Можно ответы зарисовать в тетради в виде правил сохранения природы и энергии.
    Изменение климата - колебания климата Земли в целом или отдельных её регионов с течением времени, выражающиеся в статистически достоверных отклонениях параметров погоды от многолетних значений за период времени от десятилетий до миллионов лет.
    Нарисуйте памятку для себя и своих родителей, выберите то, что вы хотели бы применять дома для сохранения планеты. Что вы можете сделать сами Утеплить окна для устранения сквозняков. Найти и устранить холодные сквозняки из дверей, щелей и других мест. Покрыть наиболее холодные поверхности в комнате коврами и другими теплоизолирующими материалами. Предпочтительно осуществлять вентиляцию, открывая ненадолго все окна, чем незначительно приоткрывая их на длительный период. Выключайте свет, когда он не нужен. Используйте энергоэффективные лампочки. Энергии, которая прежде расходоваласьодной лампой, хватит для пяти новых ламп. Иногда лучше сменить абажур, чем устанавливать дополнительное освещение. Дайте доступ дневному свету, раздвиньтезанавески. Используйте как можно больше общественный транспорт вместо автомобиля. Используйте велосипед или ходите пешком, когда это возможно. Предпочитайте покупать местные продукты. Ремонтируйте и продолжайте использовать старые вещи вместо покупки новых. Сдавайте на вторичную переработку все,что можно сдать там, где вы живете. Приобретайте бумагу и другие вещи,произведенные из отходов. Что еще можно сделать Установить индивидуальные и автоматизированные регуляторы на радиаторах отопления в каждой комнате (если это позволяет система отопления в вашем доме).
    Отопле́ние - искусственный обогрев помещений с целью возмещения в них теплопотерь и поддержания на заданном уровне температуры, отвечающей условиям теплового комфорта и/или требованиям технологического процесса.
    Использовать механическую вентиляцию с возвратом тепла. Советы по сохранениюхорошего микроклиматав классе: Проветривайте класс 2–3 минуты. Это позволяет воздуху поменяться, не остывая. Это намного более эффективно, чем сидеть с открытым окном весь урок. Проветривайте класс после каждого урока. Отодвиньте парты от батарей отопления.
    Радиатор отопления (неофициально - батарея) («излучатель» от лат. radius «луч») - конвективно-радиационный отопительный прибор, состоящий из отдельных, обычно колончатых элементов - секций - с внутренними каналами, внутри которых циркулирует теплоноситель (обычно - вода).
    Одевайтесь соответственно погоде и температуре. Помните, что некоторые люди справляются с жарой или холодом лучше, чем другие. Поменяйтесь местами, так как некоторые учащиеся плохо переносят холод, а другие - жару. Проверьте, все ли выходят из класса на переменах.