Конспект урока по русскому языку на тему "А.С. Пушкин лирические стихотворения «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…»"

  • Дата проведения
  • Планируемые результаты (предметные)
  • Личностные результаты
  • Универсальные учебные действия (метапредметные)
  • Основное содержание темы, понятия и термины
  • Технологическая карта
  • Деятельность учителя
  • Формируемые УУД
  • III. Речевая разминка
  • В зимний холод всякий молод.
  • Зима без трех подзимков не становится.
  • Зимой дороги не уровняешь- метель свое возьмет.
  • IV. Работа по теме урока.
  • Физминутка.
  • V. Подведение итогов урока
  • Методист (Рыкуш Т.Н.) :________________ Учитель (Кулик Е.Н.) :_________________



  • Дата25.09.2017
    Размер79.6 Kb.


    Урок Литературного чтения 3 «Б» класс (УМК «Школа России»)

    Учитель: Кулик Е. Н.

    Методист: Рыкуш Т. Н.

    Студентка: Гаврилова Ксения У4 группа

    Дата проведения: 14.10.2015.

    Тема урока

    А.С. Пушкин лирические стихотворения «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…». Настроение стихотворения. Прием контраста как средство создания картин.

    Педагогическая цель

    Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С. Пушкина или напомнить о них; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.

    Тип урока

    Освоение нового материала

    Планируемые результаты
    (предметные)

    Учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать свое отношение к прочитанному.

    Личностные
    результаты

    Выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, внимательность, помощь.

    Универсальные
    учебные действия
    (метапредметные)

    познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге; выполняют самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе алфавитного и тематического каталогов; осуществляют поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); наблюдают за словом в художественном тексте;

    регулятивные: организовывают работу по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий);

    коммуникативные: принимают правила взаимодействия в паре и группе

    (распределение обязанностей, составление плана совместных действий)

    Основное содержание темы, понятия
    и термины

    Лирическое стихотворение, средства художественной выразительности (метафора, сравнение), слова-архаизмы.







    Технологическая карта

    Этапы и цели урока

    Формы, методы, методические приёмы

    Содержание взаимодействия с учащимися


    Деятельность учителя


    Деятельность учащихся


    Формируемые УУД

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    I. Организация начала урока.

    Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

    Фронтальная. Словесный.

    1.Приветствие уч-ся.

    2.Проверка готовности к уроку.

    3.Эмоциональный настрой.

    4. Правила посадки.

    - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Дмитриевна, урок литературного чтения у вас проведу я.

    Прозвенел уже звонок,
    Сядьте тихо и неслышно,
    И скорей начнём урок.
    Будем мы писать, трудиться,
    Ведь заданья нелегки.
    Нам, друзья, нельзя лениться,
    Так как мы ученики.

    Проверим готовность к уроку: на столах у вас должен лежать учебник русского языка, рабочая тетрадь, пенал.


    -Садимся мы как ученики, спинка стула касается вашей спинки и между вами и партой должно быть расстояние с кулачок.

    Приветствует детей, создает эмоциональный настрой, проверяет готовность детей к уроку

    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

    Коммуникативные:

    -Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать точку зрения.

    Рабо́чее ме́сто - это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.

    Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

    II. Проверка
    домашнего
    задания

    Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

    Фронтальная. Словесный.

    Беседа

    1. Рассказ наизусть стихотворения

    Прочтите выразительно стихотворение, которое вы выбрали самостоятельно. Объясните значение слов-архаизмов.

    («… За весной, красной природы…» и «Уж небо осенью дышало»)

    Проверяет качество выполнения домашнего задания

    Выполняют учебную задачу под руководством учителя, осуществляют самоконтроль.

    Коммуникативные:

    -адекватно использовать речевые средства для разрешения различных задач.

    III. Речевая разминка

    Цель: настроить детей на работу, чтобы дети осознали диапазон своего голоса; привить определенную культуру пользования речевым аппаратом.


    Фронтальная. Словесный.

    1. Чтение пословиц



















    2. Введение в тему урока.




    Сл.1

    -Прочитайте пословицы . (хором под руководством учителя):

    В зимний холод всякий молод.

    -Как понимаете смысл пословицы?

    (Зимой раньше праздников было не много, но на любом русском празднике обязательно все присутствовали. И, чтобы не замёрзнуть, устраивали различные состязания и развлечения. Катания, бои, пляски и др. Если вышел на праздник - веди себя как молодой - веселись и двигайся. Иначе - замёрзнешь.)

    Зима без трех подзимков не становится.

    -Как вы понимаете смысл пословицы? (Если под подзимками понимать позднюю осень, то и правда, прежде чем зима наступает по-настоящему снег то выпадает, то тает и так несколько раз)

    Зимой дороги не уровняешь- метель свое возьмет.

    -Как вы понимаете смысл пословицы? (Как бы ты не старалась управлять природой природа в верх всегда берёт....как бы ты не старалась загладить свою вину ложью ...правда всё раскроет)

    -Прочитайте с вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной (еще: с веселой интонацией, грустной)

    - О каком времени года говорится в этих поговорках?

    Времена года Времена года - четыре периода, на которые условно поделён годовой цикл.

    Какая тема их объединяет? (О зиме)

    -Я не случайно предложила вам эту тему, потому что на уроке мы будем знакомиться со стихотворением А.С.Пушкина о зиме.

    Подводит учащихся к определению цели, формулирует учебную задачу урока.



    Планируют работу на уроке.

    Читают пословицы и поговорки вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

    Осмысленно читают, соблюдая интонацию
    и знаки препинания.

    Зна́ки препина́ния - элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.

    Правильно строят ответы на вопросы

    Коммуникативные:

    -оформлять свои мысли в устной форме;

    высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;

    Познавательные:

    -строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез.

    IV. Работа по теме урока. Цель: повторить учебный материал, развивать навыки логического мышления.

    Логика Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

    Фронтальная

    Словесный

    Наглядный


    1.Подготовка к восприятию (Рассказ о А.С. Пушкине)



    Сл.2

    -Ребята, перед вами портрет А.С.Пушкина. Вам известно это имя? Кто он? Какие произведения Пушкина вы читали?

    - А сегодня мы будем читать его стихотворения. А.Пушкин создал много лирических стихотворений о красоте русской природы. Он сумел передать красоту весны, лета, осени, зимы. В каждом времени года поэт сумел выделить главные признаки, которые мы наблюдаем при изменении времени года.

    Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός - «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») - род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ).

    Зима Зима́ - одно из четырёх времён года, между осенью и весной.

    Природа в его стихах какая?

    -В чем проявилось мастерство поэта?

    -Чему мы можем научиться, читая его стихи?

    Задает вопросы по ранее изученному материалу



    Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.

    Коммуникативные:

    -адекватно использовать речевые средства для разрешения различных задач;

    Познавательные:

    -извлекать информацию,

    -строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез.


    Фронтальная

    Словесный

    Беседа

    2. Первичное восприятие стихотворения

    -Откройте учебник на странице 86й.

    -Ребята сейчас я вам прочитаю лирическое стихотворение «В тот год осенняя погода…». Слушайте внимательно, после прочтения вы должны сказать как его можно озаглавить.

    Понравилось ли вам стихотворение?

    Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

    -Как бы вы озаглавили этот отрывок?

    -Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (ответы учащихся)

    Читает стихотворение;

    Дает целевую установку;

    Проверка восприятия , задает вопросы по содержанию.

    Понимают содержание прочитанного, высказывают свое отношение.

    Коммуникативные:

    -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;



    Фронтальная

    Словесный

    Беседа

    3.Вторичное чтение и анализ стихотворения «В тот год осенняя пора…»

    -Возьмите в руки карандаш. Прочитайте первый отрывок самостоятельно, подчеркивая не понятные вам слова. (потом один из учеников читает вслух)

    -Какие слова или выражения вам не понятны? (на третье в ночь- ночь на 3 января; куртины- цветочные грядки, клумбы)

    -Докажите, что зима долго не наступала.(первые три строки; слово ждала повторяется)

    -Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно.

    -О чем говорит поэт «Деревья в синем серебре»? (об инее)

    -А «Зимы блистательный ковер»? (о снеге)

    -Как называется такой поэтический прием? (Метафорой. Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства)

    Задает наводящие вопросы для правильных ответов учащихся и понимания ими данной темы


    Читают произведение про себя.

    Фигу́ра ре́чи (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, оборот речи; лат. figura от др.-греч. σχῆμα) - термин риторики и стилистики, обозначающий различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.

    Находить средства художественной выразительности в текстах.



    Высказывают свое отношение и понимание прочитанного.

    Чте́ние - сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Одно из средств усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями. Представляет из себя сложное взаимодействие между текстом и читателем, который формируется на основе предварительных знаний, опыта и отношения читателя с языковой общностью, обусловленное культурно и социально.


    Коммуникативные:

    -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;

    Познавательные:

    -строить рассуждения;

    -осуществлять анализ.


    Фронтальная

    Словесный

    Беседа

    4.Выразительное чтение стихотворения

    -Приготовьтесь читать выразительно, передавая настроение. (Выразительное чтение учащимися)

    -Чье чтение было особенно удачным? (Дети анализируют чтение друг друга)

    -Все молодцы!

    Контролирует работу детей;

    Исправляет ошибки.

    Читают произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения.


    Коммуникативные:

    -слушать и слышать других

    Физминутка.

    Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке.

    Фронтальная

    Словесный


    Выше ноги! Стой, раз, два! (Шаги на месте)

    Плечи выше поднимаем,

    А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи).

    Руки перед грудью ставим,

    И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью- рывки руками)

    От души мы потянулись. (Потянутся – руки вверх, в стороны)

    И на место вновь вернулись. (Сесть за парту).

    Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке

    Обучающиеся повторяют движения за учителем.

    Осуществляют профилактику утомления.

    Коммуникативные:

    -слушать и понимать речь других;

    -выполнять различные роли.


    Фронтальная

    Словесный

    Беседа

    1.Первичное восприятие «Опрятней модного паркета…»

    и его проверка

    -Ребята сейчас я вам прочитаю лирическое стихотворение «Опрятней модного паркета…». Слушайте внимательно, после прочтения вы должны сказать как его можно озаглавить.

    - Понравилось ли вам стихотворение?

    Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

    -Как бы вы озаглавили этот отрывок?

    Читает стихотворение;

    Задает вопросы по содержанию

    Понимают содержание прочитанного, высказывают свое отношение.

    Коммуникативные:

    -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;



    Фронтальная

    Словесный

    Беседа

    2. Вторичное чтение и анализ стихотворения



    -Прочитайте отрывок «Опрятней модного паркета…» самостоятельно. (потом один из учеников читает вслух)

    -С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (с паркетом)

    -С каким настроением мальчики скользят по льду? (изображены очень радостными)

    -Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (слово «звучно»)

    -Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? (последние две строки)

    Задает наводящие вопросы для правильных ответов учащихся и понимания ими данной темы


    Читают произведение про себя.


    Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.


    Коммуникативные:

    -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других;

    Познавательные:

    -строить рассуждения;

    -осуществлять анализ.


    Фронтальная

    Словесный

    Беседа

    3.Выразительное чтение стихотворения

    -Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте свое радостное настроение при чтении. (Чтение стихотворения учащимися)

    -Какое стихотворение вам понравилось больше всего? Почему?

    Контролирует работу детей;

    Исправляет ошибку

    Читают произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения.


    Коммуникативные:

    -слушать и слышать других

    V. Подведение итогов урока Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

    Фронтальная. Словесный. Беседа

    - Ребята, урок подошел к концу. Вы сегодня хорошо поработали.

    - Ребята, вернёмся к пословицам, которые мы читали в начале урока. Какие из них можно отнести к прозвучавшим сегодня стихотворениям? Почему?

    -Отрывки из какого произведения мы сегодня изучали?

    -Какие отрывки из стихотворений соответствуют вашему сегодняшнему настроению?

    -Домашнее задание: выучите любое понравившееся стихотворение, изучаемое на сегодняшнем уроке.

    Задает вопросы с целью выявления у детей понимания изученного материала

    Анализируют работу на уроке: соотносят задачу, план и совершенные операции. Оценивают свою работу на уроке.

    Коммуникативные:

    -слушать и понимать речь других.

    Регулятивные:

    -учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом.



    Методист (Рыкуш Т.Н.) :________________ Учитель (Кулик Е.Н.) :_________________


    Первая страница
    Наша команда
    Контакты
    О нас

        Главная страница



    Конспект урока по русскому языку на тему "А.С. Пушкин лирические стихотворения «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…»"