Конспект урока по русскому языку на тему "Главные члены предложения. Подлежащее. " ( 5 класс)




Дата25.09.2017
Размер6.27 Kb.
ТипКонспекты




Тема: «Главные члены предложения.

Член предложе́ния - синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложениях.

Подлежащее".

Цель: Повторить сведения о главных членах предложения, которые были получены в начальной школе; расширить знания детей о структуре предложения и о подлежащем.

Учитель: Прочитайте текст и определите тему текста и основную мысль. Озаглавьте.

Поднялась за рекой большая темная туча. Пронесся по лесным макушкам сильный вихрь. Упали первые тяжелые капли. Вскоре хлынул проливной дождь. Он был очень теплый.

Учитель: Спишите, подчеркните в предложениях подлежащее и сказуемое. А для этого давайте вспомним, что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

Дети вспоминают знания, полученные в начальной школе, и выполняют задание самостоятельно.

Проблемный опрос.

Учитель: А что же общего у подлежащего и сказуемого?

Дети: Это главные члены предложения.

Учитель: Чем же тогда являются остальные члены предложения?

Дети: Остальные – неглавные.

Учитель: Эти члены предложения называются второстепенными. Подумайте, они как - то связаны с главными членами предложения или нет?

Дети, под руководством учителя, устанавливают при помощи стрелок связь второстепенных членов с главными членами предложения.

Учитель: Вернемся к подлежащему. Какой частью речи оно может быть выражено?

Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis, др.-греч. μέρος τοῦ λόγου) - категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально)

Ответ на этот вопрос вы получите, если правильно определите части речи у всех подлежащих, которые вы подчеркнули.

Дети выясняют, что подлежащее может быть существительным или местоимением.

Создание проблемной ситуации.

Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но неизвестно, как это сделать.

Учитель: Запишите предложения, подчеркните в них подлежащие.

Взошло ласковое утреннее солнце. Солнце закрыла большая темная туча.

При проверке выясняется, что мнение ребят по поводу подлежащего во втором предложении не совпадает.

Формулировка проблемы:

Учитель: В чем же трудность?

Дети: И слово «туча» и слово «солнце» отвечают на вопрос что? И являются существительными.

Решение проблемы.

Учитель: Давайте разберемся, что говорится о солнце, а что о туче. От какого слова вы задавали вопрос к слову туча?

Дети: От сказуемого «закрыла».

Выясняется, что туча закрыла (что?) солнце. Слово «солнце» стоит в винительном падеже. Учитель уточняет, что подлежащее всегда стоит в именительном падеже.

Вини́тельный падеж, или аккузати́в (др.-греч. αἰτιατική, лат. casus accusativus) - падеж, которым в языках номинативно-аккузативного строя обозначается объект действия (прямое дополнение): рус. читаю книг-у, лат.

Имени́тельный паде́ж (лат. casus nominativus) - один из базовых падежей в языках номинативного строя; обычно этот падеж кодирует агенс, в синтаксических терминах часто являющийся подлежащим.

Следовательно, догадываются дети, подлежащим будет «туча».

Закрепление полученных знаний:

Подчеркните грамматическую основу предложения.

Лыжи для зимнего спорта смастерили сами мальчики. Страницы чистых, светлых книг стране оставил в дар боец, писатель, большевик и гражданин Гайдар.

Взаимная проверка выполненного задания.

Д.з. Написать рассказ о том, чем будет занят ваш день после уроков, или упр.165.