Конспект урока по русскому языку на тему "Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления"

  • Открытый урок по русскому языку
  • Вид урока
  • Дата проведения
  • Тема урока
  • ХОД УРОКА
  • Слово учителя (приветствие)
  • Учитель
  • Обучающийся

  • Скачать 31.55 Kb.


    Дата06.10.2017
    Размер31.55 Kb.
    ТипКонспекты

    Скачать 31.55 Kb.

    МОУ Романовская средняя общеобразовательная школа













    Открытый урок по русскому языку

    в рамках районного семинара

    «Проектная деятельность: роль учителя и ученика»





    Подготовила: Лаврова

    Александра Ивановна,

    учитель русского языка

    и литературы

    МОУ Романовская СОШ



















    апрель, 2015 г.

    Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

    Вид урока: урок защиты ученических проектов.

    Класс: 10 «Б».

    Дата проведения: 10 апреля 2015 года.

    Оборудование: компьютер, проектор.

    Тема урока: «Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления».

    Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

    Цель урока: рассмотреть лексику русского языка с точки зрения её происхождения и употребления, раскрыть историю происхождения отдельных слов, выявить особенности использования в речи отдельных групп слов, ограниченных в своём употреблении.



    ХОД УРОКА:

    I.Организационный момент

    Слово учителя (приветствие):

    -Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!


    II.Определение цели урока

    Слово учителя:

    -Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с высказывания американского писателя Кристофера Паолини : «Нужно уметь защищать себя и то, что тебе дорого, чего бы это ни стоило».

    Испанский писатель и композитор Карлос Руис Сафон сказал: «Любое дело, сколь ничтожным бы оно ни казалось, нуждается в доблестном защитнике, который постоит за его честь».

    -Сегодня мы будем говорить о лексике русского языка с точки зрения её происхождения и употребления.

    Кристофер Паолини (англ. Christopher Paolini; родился 17 ноября 1983 года) - американский писатель, автор тетралогии в стиле фэнтези «Эрагон».

    Ка́рлос Руи́с Сафо́н (исп. Carlos Ruiz Zafón, 25 сентября 1964, Барселона) - испанский (каталонский) писатель и композитор.

    Лексика русского языка - лексические единицы (лексика) в современном русском языке, являются предметом изучения многих поколений русистов.

    Изучение данной темы в рамках школьной программы носит, в основном, теоретический характер. Поэтому мы решили с вами осуществить проектную деятельность. Вы нашли немало интересного материала, который сегодня изложите.

    -Итак, наш сегодняшний урок посвящен защите ваших проектных работ.

    Строительство - создание (возведение) зданий, строений и сооружений.

    -Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока.

    Обучающийся:

    -Цель урока заключается в рассмотрении вопросов происхождения и употребления лексики русского языка, раскрытии истории происхождения отдельных слов, выявлении особенностей использования в речи отдельных групп слов, ограниченных в своем употреблении.

    Учитель:

    -Хочу обратить ваше внимание на предметные цели проектной работы по русскому языку. Они определяются через лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции.

    -Скажите, что такое лингвистика?

    Обучающийся:

    -Лингвистика- это наука о языке и речи.

    Учитель:

    -Лингвистическая компетенция – это умение применять знания о самом языке, его системе, лингвистике как науке. В ходе проектной работы предполагается формирование и развитие у учащихся представлений об исследовательской работе по русскому языку, знаний о достижениях лингвистической науки, о системности языка, умений использовать некоторые методы сбора и анализа языкового материала.

    Лингвистика Лингви́стика (от лат. lingua - язык), языкозна́ние, языкове́дение - наука, изучающая языки.

    -Коммуникативная компетенция- это способность к общению в соответствии с различными коммуникативными целями и ситуациями, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Проектная работа ставит учащихся перед необходимостью читать и находить нужную информацию в справочной, научно-учебной и научной литературе, создавать и редактировать тексты научного стиля речи, публично выступать и общаться на лингвистические темы.

    Научная литература - совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия.

    -Развитие культуроведческой компетенции решается через понимание русского языка как системы, меняющейся вместе с развитием общества, через владение нормами речевого поведения и осознания норм речевого этикета.

    Прикладное речевое поведение (англ. - applied verbal behavior) - метод анализа поведения, ставящий целью научить ребёнка владению речью, который часто используется в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.

    Учитель:

    -Ребята, скажите, на какие группы делится лексика русского языка с точки зрения происхождения.

    Обучающийся:

    -В лексике русского языка с точки зрения происхождения выделяют исконно русские слова и слова заимствованные.

    Учитель:

    -Как называется наука, занимающаяся изучением истории происхождения слова?

    Обучающийся:

    -Эта наука называется этимология.

    Учитель:

    -На какие группы делится лексика русского языка с точки зрения её употребления?

    Обучающийся:

    -С точки зрения активности употребления в лексике русского языка выделяют устаревшие слова (историзмы, архаизмы) и неологизмы.

    Архаи́зм (от латинизированного др.-греч. ἀρχαῖος «древний») - устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом. Строгая формулировка в лингвистике - лексема или грамматическая форма, которые в процессе развития языка заменились другими, но продолжают использоваться как стилистически маркированные, например, в поэтической речи для создания высокого стиля.

    Кроме того, существует лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. К последней относят диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы.

    Учитель:

    -Ваши проектные работы посвящены и истории отдельных слов и выражений, и рассмотрению вопроса об употреблении диалектизмов, жаргонизмов и пр.

    -Удачной защиты, ребята!

    III.Защита проектных работ

    Обучающиеся представляют индивидуальные и групповые проекты, отвечают на поставленные вопросы.

    Учитель (задает вопросы аудитории):

    -Скажите, как вы считаете, удачно ли сформулирована тема проектной работы? Отражается ли в ней лингвистическая проблема?

    -Что показалось вам наиболее интересным?

    -Какую новую, полезную информацию вы получили для себя?

    IV.Рефлексия. Подведение итогов урока

    Учитель:

    -Ребята, скажите, пожалуйста, удалось ли нам достичь намеченной цели?

    -Довольны ли вы результатом своей работы? Что получилось ?Как вы оцениваете свою работу?

    Обучающиеся высказываются.

    Учитель:

    -Закончить сегодняшний урок я хочу строками, которые русскому языку посвятил балкарский поэт Максим Геттуев:

    Спросят меня, что похоже на море.

    «Русский язык!» - не замедлю с ответом.

    Он, словно море, согреет зимою,

    Свежесть подарит засушливым летом.

    Русский язык! В нем, как в море бездонном,

    Черпаю силы для новых решений.

    Он вдохновляет на труд беззаветный

    Ради грядущих прекрасных свершений.
















    Первая страница
    Наша команда
    Контакты
    О нас

        Главная страница



    Конспект урока по русскому языку на тему "Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления"

    Скачать 31.55 Kb.