Конспект урока по русскому языку "Причастный оборот"

  • Речевая тема
  • Ход урока
  • Сообщение темы урока
  • V . Работа над темой урока
  • VI . Закрепление изученного материала
  • Я – осенний лист, сорванный порывом ветра с дерева. Плавно, словно на парашюте, я спускаюсь на землю...

  • Скачать 11.97 Kb.


    Дата23.09.2017
    Размер11.97 Kb.

    Скачать 11.97 Kb.

    Урок


    Тема. Причастный оборот.

    Прича́стие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного. Обладает свойствами как глагола (образована с помощью его корня), так и имени прилагательного (образована с помощью его окончания).


    Цели: дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; развивать логическое мышление, монологическую речь;

    Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

    способствовать воспитанию любви к природе.

    Речевая тема: «Осень»


    Тип урока: изучение новых знаний


    Оборудование: текст «Осенний лес» (по И. Соколову-Микитову), слайды, мультипроектор, учебник , карточки с лакунами

    Ход урока


    1. Оргмомент

    2. Мотивация учебной деятельности

    Осень.

    Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

    Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Назовите их, используя сочетания причастия с существительным.

    1. Сообщение темы урока

    2. Актуализация опорных знаний


    Работа с текстом

    Красив и печален лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут в небе журавли, пролетающие косяком.

    Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Иногда затрещит в лесу дрозд, застучит дятел, сидящий на сухом дереве. Еще зеленый стоит на краю леса старый развесистый дуб, роняющий на землю спелые желуди.


    1. Озаглавьте текст, определите тип речи («Осенний лес», описание)

    2. Какими словами из текста можно определить суть этого описания?


    3. Индивидуально-групповое задание. Найдите в тексте причастия. (1гр.-1абзац, 2гр.-2абзац)

    (1- пожелтевшей, раскрашенных, опавшая, пролетающие; 2.-наполненном, расцвеченному, сидящий, роняющий).

    4.Беседа - По какому признаку вы определили, что эти слова являются причастиями? - Дайте определение причастию. - Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия.


    V. Работа над темой урока

      1. Найдите в тексте 1 абзаца предложения, в которых есть словосочетания

    x

    прич. сущ. (причастия с зависимыми словами – причастный оборот). К какому слову они относятся? (Определяемое слово)


    • Как выделяется на письме причастный оборот, если он стоит после определяемого слова?

    • Дайте определение причастному обороту.

    • Когда он выделяется на письме запятой?




    2.Знакомство с графическим обозначением причастного оборота


    hello_html_59460e32.gifhello_html_59460e32.gifhello_html_m797cf4be.gif

    hello_html_27954bb2.gif, , …

    3. Самостоятельная работа с учебником. Прочитайте в учебнике теоретический материал, проверьте правильность вывода.



    VI. Закрепление изученного материала

    1.Работа в парах.

    К данным причастным оборотам подобрать определяемые слова :

    , висевший в осеннем воздухе;

    ,усыпанный разноцветными листьями;

    ,колышущаяся от ветра;

    ,освещенная солнцем

    2.Выписать из 2 абзаца 2 предложения с причастными оборотами. Одно из них перестроить так, чтобы причастный оборот стоял перед определяемым словом.

    3.Творческая работа. Сочинение-идентификация.

    Я – осенний лист, сорванный порывом ветра с дерева. Плавно, словно на парашюте, я спускаюсь на землю...

    Дописать текст, используя предложения с причастными оборотами

    (2-3 предложения).

    4.Работа в группах. Составление общего текста.

    5.Проверка творческих заданий («Спикер»).

    - Назовите причастные обороты, встречающиеся в тексте. Какие знаки препинания поставили?

    Зна́ки препина́ния - элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.

    Почему?


    VII. Итог урока. Заполнение лакуны



    Причастный оборот – это…

    hello_html_me683b63.gifhello_html_3096bfb.gif

    , ,…


    ………..


    ………..


    Расцвеченный красками лес наполняет душу поэтическим чувством


    hello_html_m2bccbf2e.gifhello_html_fab28b3.gifhello_html_2c594864.gifhello_html_m26417b3b.gif





    VIII. Домашнее задание.

    Домашнее задание - задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер[источник не указан 1368 дней].

    Написать сочинение-миниатюру «Краски осени»