Конспект урока с презентацией "Воображение" (8 класс)

  • Наглядно-образное мышление

  • Скачать 80.71 Kb.


    Дата16.10.2017
    Размер80.71 Kb.

    Скачать 80.71 Kb.

    Технологическая карта урока Мышление и воображение. 1. Проверка домашнего задания. Выберите правильные суждения 1. Желания организма для поддержания жизни и его развития называется потребностью. 2. Потребность учиться, работать- это материальные потребности. 3.
    Технологическая карта - это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта. Технологическая карта (ТК) должна отвечать на вопросы: Какие операции необходимо выполнять В какой последовательности выполняются операции С какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза) Сколько уходит времени на выполнение каждой операции Результат выполнения каждой операции Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.
    Потре́бность - способность живой системы к избирательному контакту с окружающей средой, с целью сохранения гомеостаза внутренних процессов.
    Сложный комплекс приспособительных двигательных актов,направленных на удовлетворение имеющихся у организма потребностей, называется поведением человека. 4. Поведение человека- это внутренний мир человека, его ощущения и восприятия. 5. Рефлексы были открыты Павловым. 6. Рефлексы делятся на условные и безусловные. 7.Глотание- это условный рефлекс. 8. Мигание, сужение зрачка на яркий свет, это защитный и оборонительный рефлекс. 9.Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта называется вниманием. 10.Внимание, связанное с сознательно поставленной целью, требующее волевого усилия, называют непроизвольным. 2. Основная часть. Мышление - психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире. А) Оценка логического мышления.
    Психи́ческие проце́ссы - одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики. Выделение психических процессов - сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX - начала XX века. Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы: психические процессы; психические состояния; психические свойства.
    Логика Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
    Бланк методики «Исключение слов» Книга, портфель, чемодан, кошелек. Печка, керосинка, свеча, электроплитка. Часы, очки, весы, термометр. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор. Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы. Дерево, этажерка, метла, вилка. Дедушка, учитель, папа, мама. Иней, пыль, дождь, роса. Вода, ветер, уголь, трава Яблоко, книга, шуба, роза. Молоко, сливки, сыр, хлеб. Береза, сосна, ягода, дуб. Минута, секунда, час, вечер Василий, Федор, Семен, Иванов. Б).Выявление общих понятий Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, 2 из которых более с ним связаны. Нужно найти эти 2 слова в каждой строке и подчеркнуть. .Бланк задания «Выяснение общих понятий» Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). Кольцо (диаметр, алмаз, проба, крутость, печать). Чтение (глава, книга, картина, печать, слово). Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор). Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила). Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты). Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст). Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель). Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк). Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион). Больница (помещение, сад, врач, радио, больные). Любовь (розы, чувство, человек, город природа). Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек). Задачи на развитие воображения Задача 1. Разместите десять стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырех стен (на дверь не обращаем внимание) было размещено одинаковое их число, Задача 2. В стеклянной банке сидит микроб. Каждую минуту он делится пополам. Новые микробы, в свою очередь, через минуту снова делятся пополам - и так до бесконечности. Известно что через 5 часов банка будет полна. Спрашивается: через какое время после начала деления микробы займут половину банки Задача 3. Та же самая ситуация, но в банку с самого начала поместили не один, а два микроба. Через сколько времени та же самая банка наполнитс Название документа Презантация с сайта www.skachat-prezentaciju-besplatno.ru №10704598 (2).pptx 1 из 17 Описание презентации по отдельным слайдам: № слайда 1 Описание слайда: Мышление и воображение № слайда 2 Описание слайда: Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом № слайда 3 Описание слайда: Девиз урока: “Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее”. И. Павлов № слайда 4 Описание слайда: Мышление человека Обобщенное отражение существенных свойств предметов и явлений, их связей и отношений. совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга. № слайда 5 Описание слайда: № слайда 6 Описание слайда: ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Вам представлены числовые ряды .
    Числовой ряд - числовая последовательность, рассматриваемая вместе с другой последовательностью, которая называется последовательностью частичных сумм (ряда).
    Попробуйте найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. № слайда 7 Описание слайда: ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ 1) 24 21 19 18 15 13 - - 7 2) 16 17 15 18 14 19 - - № слайда 8 Описание слайда: ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ 1) 24 21 19 18 15 13 12 9 7 2) 16 17 15 18 14 19 13 20 № слайда 9 Описание слайда: Маклаков Алексей Константинович Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. № слайда 10 Описание слайда: Типы воображения Сон Дремотное состояние Галлюцинации Воссоздающее воображение Творческое воображение Мечта Непроизвольное Произвольное № слайда 11 Описание слайда: Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда: читаем описание географических мест исторических событий знакомимся с литературными героями Воссоздающее воображение № слайда 12 Описание слайда: Творческое воображение Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
    История Исто́рия (др.-греч. ἱστορία[⇨]) - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом.
    № слайда 13 Описание слайда: Мечта Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. № слайда 14 Описание слайда: Мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.
    Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот - свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.
    Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние - объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.
    Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
    Открытие - новое достижение, совершаемое в процессе научного познания (см. эпистемология, материализм) природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира.
    Активный произвольный сознательный процесс Сознательный процесс не имеющий практического завершения № слайда 15 Описание слайда: Как развивать воображение Воображение развивается в игре, особенно в тех ее видах, где человек как бы выполняет определенную роль. Воображение развивается при чтении книг. Для развития воображения важны жизненный опыт и широкий круг знаний. № слайда 16 Описание слайда: Упражнение 1. Доска Выберите спокойное место, удобно сядьте. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь. Теперь закройте глаза, представьте себе доску, на которой вы пишете букву “А”.
    Представьте себе Представьте себе (англ. Just Imagine) - американский комедийный мюзикл режиссёра Дэвида Батлера 1930 года.
    Затем добавьте букву “Б” и так далее. Некоторые могут “написать” таким образом весь алфавит. Посмотрите, до какой буквы вы дойдете. Что происходит по мере “написания” новых букв Не перестаете ли вы видеть некоторые из уже написанных Не затуманивается ли картинка Пронаблюдайте за процессом, происходящим в вашем воображении, и попытайтесь добиться максимальной яркости мысленной картинки. Достаточно пяти минут тренировки. Упражнение 2. Электрическая лампочка Закройте глаза и представьте себе, что перед вами висит тускло светящая лампочка.
    Ла́мпа нака́ливания - искусственный источник света, в котором свет испускает тело накала, нагреваемое электрическим током до высокой температуры. В качестве тела накала чаще всего используется спираль из тугоплавкого металла (чаще всего - вольфрама), либо угольная нить.
    Сконцентрировавшись на этом образе, постарайтесь представить, что ее свет то становится ярче, то снова тускнеет. По очереди представляйте то яркий, то приглушенный свет. Теперь представьте, что яркость все время нарастает. Попробуйте представить, что свет лампочки стал настолько ярким, что она освещает все вокруг. Затем вообразите, что яркость постепенно уменьшается, пока свет снова не станет тусклым. Для выполнения этого упражнения также хватит пяти минут. Упражнение 3. Предмет обыденной жизни Возьмите любой обыкновенный предмет — реальный предмет — первое, что попадется под руку, и тщательно его обследуйте. (Подойдет все, что угодно — камень, фрукт, бутылка, карандаш, часы, все, что найдется поблизости.) Смотрите на него, пока хорошо не изучите. Теперь закройте глаза и представьте себе, что смотрите на тот же предмет. Представьте его себе максимально ярко. Рассмотрите образ так же, как рассматривали реальный предмет. Продолжайте “видеть” его перед собой. Откройте глаза. Снова обследуйте реальный предмет. Сравните с ним ваш образ, выясните, чем он отличается от реальности. Внимательно осмотрите предмет и подумайте, не пропущено ли что-то в вашем образе. Снова закройте глаза и повторите упражнение. № слайда 17 Описание слайда: Название документа Техно карта.docx Мышление и воображение. Цель урока: изучение понятий воображение и мышление Ход урока. 1. Проверка домашнего задания. Выберите правильные суждения 1. Желания организма для поддержания жизни и его развития называется потребностью. 2. Потребность учиться, работать- это материальные потребности.- 3. Сложный комплекс приспособительных двигательных актов,направленных на удовлетворение имеющихся у организма потребностей, называется поведением человека. 4. Поведение человека- это внутренний мир человека, его ощущения и восприятия.- 5. Рефлексы были открыты Павловым.- 6. Рефлексы делятся на условные и безусловные. 7.Глотание- это условный рефлекс.- 8. Мигание, сужение зрачка на яркий свет, это защитный и оборонительный рефлекс. 9.Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта называется вниманием.- 10.Внимание, связанное с сознательно поставленной целью, требующее волевого усилия, называют непроизвольным.- 2. Основная часть. Мышление - психический процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире. Виды мышления Выделяют три основных вида мышления, которые появляются последовательно в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно-действенное (практическое) мышление - вид мышления, который опирается на непосредственные чувственные впечатления от предметов и явлений действительности, т.е. их первичный образ (ощущения и восприятия). При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами. Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. Наглядно-образное мышление - вид мышления, который характеризуется опорой на представления, т.е.
    Нагля́дно-о́бразное мышле́ние - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.
    вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план). В отличие от наглядно-действенного мышления здесь происходит преобразование ситуации только в плане ее внутреннего (субъективного) образа, но при этом появляется возможность подбора самых необычных и даже невероятных сочетаний как самих предметов, так и их свойств. Наглядно-образное мышление - база для формирования словесно - логического мышления. Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мышление - вид мышления, который опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними.
    Абстра́кция (лат. abstractio - отвлечение) - теоретическое обобщение как результат абстрагирования.
    При наглядно-действенном и наглядно-образном мышлении мыслительные операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувственное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Абстрактно-логическое мышление, благодаря абстрагированию, позволяет создавать отвлеченную и обобщенную картину ситуации в виде мыслей, т.е. понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами. 3. Первичная проверка усвоения. А) Логические ряды. Б) Оценка логического мышления. Бланк методики «Исключение слов» Книга, портфель, чемодан, кошелек. Печка, керосинка, свеча, электроплитка. Часы, очки, весы, термометр. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор. Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы. Дерево, этажерка, метла, вилка. Дедушка, учитель, папа, мама. Иней, пыль, дождь, роса. Вода, ветер, уголь, трава Яблоко, книга, шуба, роза. Молоко, сливки, сыр, хлеб. Береза, сосна, ягода, дуб. Минута, секунда, час, вечер Василий, Федор, Семен, Иванов. Правильные ответы: Книга Свеча Очки Лодка Пчела Бабочка Дерево Учитель Пыль Ветер Яблоко Хлеб Ягода Вечер Иванов Виды мышления -воображение и фантазия . Воображение – умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний. Фантазия – создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. Классическим примером фантазии является сказка. Мёртвая голова в сказке Пушкина “Руслан и Людмила”, небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик – это фантастические образы. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства.
    Солдатик, игрушечный солдат - миниатюрная фигурка, которая представляет собой воина армий Древнего мира, Средневековья, коренных народов Африки, Северной и Южной Америки и пр., военнослужащего регулярных армий нового и новейшего времени, бойца специальных подразделений или иррегулярных воинских формирований, или же вооруженного мирного жителя, используемая для сюжетной или ролевой игры на полу или на столе. Термин применяется для любых миниатюрных игрушечных фигурок военных и гражданских всех времен и народов, например римлян, викингов, рыцарей, пиратов, индейцев, ковбоев и др. С точки зрения детализации, солдатики варьируются от простой игрушки до весьма реалистичных и детализированных моделей.
    Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхга́узен (нем. Karl Friedrich Hieronymus Freiherr von Münchhausen, 11 мая 1720, Боденвердер - 22 февраля 1797, там же) - немецкий фрайхерр (барон), ротмистр русской службы и рассказчик, ставший литературным персонажем.
    Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
    Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А.Энштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановится! Воображение и фантазия, по исследованию психологов, развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период названные виды мышления не развивать, в последующем наступает быстрое снижение этой функции. Обедняется личность, снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке. Без фантазии нельзя мечтать, нельзя предвидеть, планировать, нельзя научиться видеть проблемы. Как развивать фантазию и воображение на практике Развитие фантазии и воображения на занятиях по начальному техническому моделированию . 2.Выявление общих понятий Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, 2 из которых более с ним связаны. Нужно найти эти 2 слова в каждой строке и подчеркнуть. .Бланк задания «Выяснение общих понятий» Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). Кольцо (диаметр, алмаз, проба, крутость, печать). Чтение (глава, книга, картина, печать, слово). Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор). Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила). Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты). Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст). Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель). Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк). Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион). Больница (помещение, сад, врач, радио, больные). Любовь (розы, чувство, человек, город природа). Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек). Задачи на развитие воображения Задача 1. Разместите десять стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырех стен (на дверь не обращаем внимание) было размещено одинаковое их число, (два стула можно поставить по углам, и они, таким образом, будут относится сразу к двум стенам) Задача 2. В стеклянной банке сидит микроб. Каждую минуту он делится пополам. Новые микробы, в свою очередь, через минуту снова делятся пополам - и так до бесконечности. Известно что через 5 часов банка будет полна. Спрашивается: через какое время после начала деления микробы займут половину банки (через 4 часа 59 минут) Задача 3. Та же самая ситуация, но в банку с самого начала поместили не один, а два микроба. Через сколько времени та же самая банка наполнится (Разница с первой задачей лишь во времени деления одного микроба, т.е. в одной ^минуте. Поэтому ответ - 4 часа 59 минут) Составление предложений. Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например озеро, карандаш, и медведь. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (Медведь упустил в озеро карандаш), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами и введением новых объектов (Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере) и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь). 4