"Красный, желтый, зеленый" - проект для детей старшего дошкольного возраста

  • Проект: « Мир, в котором я живу»
  • Вид проекта
  • Продолжительность
  • Система нравственного воспитания включает следующие направления
  • Основное содержание проекта
  • 2 блок: «Все красивое - от природы, доброе – от человека»
  • 3 блок: «Моя дружная семья»
  • 6 блок : «Я – россиянин»
  • «Все красивое - от природы, доброе – от человека»
  • «Где труд - там и счастье»
  • Ожидаемые результаты
  • Тематическое планирование: «Мир, в котором я живу»
  • Работа с детьми
  • 5 блок: «Где труд там и счастье»

  • Скачать 49.43 Kb.


    Дата26.09.2017
    Размер49.43 Kb.

    Скачать 49.43 Kb.

    hello_html_351b86d9.gifhello_html_456cb4cd.gifhello_html_m2374044e.gifhello_html_6ea2dc06.gifhello_html_37594aab.gifhello_html_m70ddc3b4.gifПроект: « Мир, в котором я живу»

    (для детей подготовительной к школе группы)

    Пояснительная записка.

    Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых  решений в воспитании у детей дошкольного возраста нравственности.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

    Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.
    Полити́ческая систе́ма о́бщества или полити́ческая организа́ция о́бщества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
    Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.  Продолжается разрушение института семьи.
    Це́нность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.
    Социальный институт или общественный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части.
    Смещение акцентов в развитии маленьких детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.

    Вид проекта: развивающий, информационно-познавательный, творческий.

    Продолжительность: долгосрочный ( сентябрь 2011г.-май 2012г.)

    Участники проекта:

    • Дети.

    • Педагоги.

    • Родители.

    • Социум.

    Цель:  Сохранение нравственного здоровья детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций семейного воспитания.

    Гипотеза. Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по нравственному воспитанию детей, повысит компетентность педагогов, детей, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

    Актуальность программы определяется потребностью общества в нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. В старшем дошкольном возрасте  происходит начало осознанного восприятия мира.

    Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
    Восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio) - чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным.
    Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов  воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманности. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.

     Задачи:.

    • На основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к доброте, способную противостоять злу.  

    • Становление первоначальных нравственных ценностей у детей:почтения и уважение к родителям, товарищам и окружающим, к окружающему миру, к своему здоровью.

    • Снижение уровня агрессивности, заболеваемости

    • Повышение значения семейных ценностей,знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.

      Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) - культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

    • Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в нравственном воспитании.

    Система нравственного воспитания включает следующие направления:

    • формирование потребности в здоровом образе жизни;

    • формирование нравственности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

      Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
      Сре́дства массовой информации (СМИ, то есть средства массовой информации, в отличие от СМК, то есть средств массовой коммуникации) - совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств; до сих пор более употребительное в русском языке (по сравнению с термином «средства массовой коммуникации») обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям.

    • эстетическое развитие детей;

    • сотрудничество семьи и ДОУ

    • обращение к традициям  и ценностям своего народа

    • гуманное отношение к окружающему миру;

    • любовь к родной семье, родному дому, к Родине;

    • уважение к людям разных национальностей;

    • уважение к государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).

    Этапы проекта:

    1 этап – подготовительный (1 блок - «Давайте познакомимся», 2 блок - «Все красивое - от природы, доброе – от человека»)

    2 этап – основной (3 блок-«Моя дружная семья», 4 блок-« Здоровый образ жизни»)

    3 этап- заключительный (5 блок - «Где труд там и счастье», 6 блок - «Я – россиянин»)









    Основное содержание проекта:

     Программа включает в себя 6 блоков:




    «Мир, в котором я живу»


    2 блок: «Все красивое - от природы, доброе – от человека»


    1 блок: «Давайте познакомимся»


     

    4 блок: « Здоровый образ жизни»


    3 блок: «Моя дружная семья»



    5 блок: «Где труд там и счастье»


    6 блок : «Я – россиянин»




















    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

       Наименование

               блока

                  Задачи

          Формы работы

    1.

    «Давайте познакомимся!»

    Диагностика детей, их родителей о нравственных ценностях.

    Изучение семей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

    -тестирование;

    -анкетирование;

    -опрос;

    -творческие работы;

    -педагогические наблюдения;

    -беседы.

    2.

    «Все красивое - от природы, доброе – от человека»

    -раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия;

    - воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание взаимосвязи живой и неживой природы;

    - формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии .

    - чтение художественной литературы;

    Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, киноискусство, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

    - этические беседы;

    - совместные экскурсии,

    - часы общения;

    - творческие работы;

    - проекты;

    - выставки;

    - семейные чтения;

    - семейные посиделки.

    3.

    «Моя дружная семья»

    - Формирование ценностного отношения к семье, её традициям;

    - воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;

    - расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и настоящее своего края, Отечества;

    - повышение компетентности родителей в нравственном воспитании

    - знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа

    -беседы;

    Повышение компетентности (англ. empowerment, capacity building) - результат мер, направленных на получение таких знаний и навыков у отдельных граждан, социальных групп, организаций, предприятий и органов власти, которые позволят войти им в глобальное Общество Знания и в экономику, основанную на знании, а также принимать обоснованные решения, адекватные их потребностям.
    Родословное, или генеалогическое древо - схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» - представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» - различных линиях родословия, известные его потомки - «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в прошлом, схема эта для удобства восприятия и формирования представляет родословное древо в перевёрнутом виде, когда родоначальник располагается в верхней части таблицы. Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще - всем этим занимается генеалогия (родословие), в статье о которой и примеры.

    - часы общения;

    - семейные праздники;

    - посиделки;

    - походы;

    - дни именин и дни рождения;

    - совместные выставки;

    - творческие встречи;

    - индивидуальные консультации;

    - дни открытых дверей;

    - практикум для родителей и т.д.

    - работа родительского клуба «Наш малыш», «Счастливая семья».

    4.

    «Здоровый образ жизни»

    - формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков ответственного отношения к нему;

    - профилактика вредных привычек;

    - на примерах семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней.

    - совместные прогулки;

    - кроссы;

    - спортивные соревнования;

    Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport - «игра», «развлечение») - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и/или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

    - праздники;

    - беседы-практикумы;

    - походы;

    - эстафеты;

    - турниры;

    - акции;

    - встречи;

    - Дни здоровья и т.д.

    5.

    «Где труд - там и счастье»

    -формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;

    - воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;

    - организация самообслуживания;

    - беседы;

    - конкурсы;

    - встречи с интересными людьми;

    - деловые игры;

    Деловая игра - метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989)

    - ролевые игры;

    - выставки и др.

    6.

    «Я – россиянин»

    - воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к защитникам Отечества;

    - знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие чувства патриотизма;

    - развитие личности гражданина, защитника Родины, ответственного отношения к семье, к людям;

    - поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

    - экскурсии в музеи;

    - знакомства с подвигами святых и героев своей Земли;

    - встречи с ветеранами войн;

    - этические беседы;

    - встречи с семьями;

    - конкурсы,

    - обсуждение мультфильмов и т.д.

    - посещение музея



    Ожидаемые результаты:

    Педагоги:

    • повышение профессионального мастерства, компетенции педагогов;

    • повышение эффективности воспитательной работы по нравственному воспитанию детей;

    • расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум;


    Дети:

    Обучающиеся имеют представления:

    • о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

    • о духовных и нравственных ценностях;

    • о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

    • знакомы с историей и культурой своей страны;

    • умеют беречь и поддерживать красоту;

    • проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

    • верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;

    • стремятся к добру и неприятию зла.

     

    Родители:

    • сотрудничают в тесном контакте сДОУ и другими учреждениями по формированию нравственных ценностей удетей

    • воспитанию  чувства благоговения к святыням;

    •  воспитывают любовь и почтение  к дому, семье, близким, и окружающим, бережное  отношение к окружающему миру;

    •  являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

    •  понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях нравственные ценности.









    Тематическое планирование: «Мир, в котором я живу»

    1 блок: «Давайте познакомимся»

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    Беседа: «Кто Я?» , « В мире вежливых слов»

    -анкетирование;

    -тестирование;

    -опрос;

    -индивидуальные беседы

    Дидактическая игра «Моя семья»

    Беседа «Каким я хочу быть»

    Дидактическая игра « Что такое хорошо, что такое плохо»

    Конкурс рисунков: «Мойдодыр»

    Конкурс стихов: «Полезные стихи»

    2 блок: «Все красивое - от природы, доброе – от человека»

    «Поговорим о доброте»

    - выставка творческих работ «Добрые дела»

    - семейные чтения книг о добре и зле, о взаимопомощи и взаимовыручке

    - акция доброты: сбор книг для детей инвалидов






    «Мы все нужны друг другу»

    « Не оставляй друга в беде»

    «Доброта»

    «Учись оказывать помощь»

    «Доставляй людям радость добрыми делами»

    3 блок: «Моя дружная семья»

    «Гостям всегда рады»

    - семейные праздники;

    - посиделки;

    - походы;

    - дни именин и дни рождения;

    - совместные выставки;

    - творческие встречи;

    - индивидуальные консультации;

    - дни открытых дверей;

    - практикум для родителей и т.д.

    - работа родительского клуба «Наш малыш», «Счастливая семья».

    - акция « Моя родословная»

    «Дом, в котором я живу»

    «Моя дружная семья»

    «Моя родословная»

    4 блок: « Здоровый образ жизни»

    «Здоровая и вкусная еда»

    - совместные прогулки;

    - кроссы;

    - спортивные соревнования;

    - праздники;

    - беседы-практикумы;

    - походы;

    - эстафеты;

    - турниры;

    - встречи;

    - Дни здоровья и т.д.

    «Вредные привычки»

    «Волшебные точки»

    «Я прививок не боюсь…»

    «Если хочешь быть здоровым, закаляйся!»

    5 блок: «Где труд там и счастье»

    «Трудолюбивый человек всегда прекрасен»

    - организация самообслуживания;

    - беседы;

    - конкурсы;

    - встречи с интересными людьми;

    - деловые игры;

    - ролевые игры;

    - выставки

    - организация экскурсий на работу родителей

    «Пословицы о труде»

    « Все профессии нужны, все профессии важны»

    « Любовь к труду у всех на виду»

    « Мы - модельеры»

    6 блок: «Я – россиянин»

    «Мы маленькие дети на большой планете»

    - экскурсии в музеи;

    - знакомства с подвигами святых и героев своей Земли;

    - встречи с ветеранами войн;

    - этические беседы;

    - встречи с семьями;

    - конкурсы,

    - обсуждение мультфильмов и т.д.

    - посещение музея

    «Наша Родина - Россия»

    «Мой край»

    «Защитники нашей Родины»

    «Наши космонавты»

    «Этот День Победы».


    Литература:

    1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;

    2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М.: Просвещение, 1980;

    3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;

    4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

    5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.-  М.

    Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία - буквально «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу - «правильное мнение») - одно из трёх главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии).
    : Издательский дом «Покров», 2004;

    6. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

    7. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;

    8. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

    9. Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;

    10. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление.

    11. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях. 

    12. 16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;

    13. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский.

    14. С.О.Николаева. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва,2005;

    15.Т.Л.Мирилова Воспитание хороших манер. Издательско-торговый дом «Корифей».Влогоград,2009;

    16.О.Н.Демидова. Будьте вежливы всегда.Воронеж,2009.

    17. Урок доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Сост. Фесюкова И.С. – Х.: Издательство «Ранок», 2007.

     18. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ: метод. пособие,  2 изд. М:  Айрис- пресс: Айрис- дидактика, 2007

    19. И.Я. Гусев. Этикет от А от Я.Минск,1992.

    20.М.Ходаков. Как не надо себя вести. М.: Молодая гвардия, 1979.