Крещение Руси и раннего русского христианства

  • Государственное издательство политической литературы

  • Скачать 19.21 Kb.


    Дата09.06.2019
    Размер19.21 Kb.
    Типкурсовая работа

    Скачать 19.21 Kb.

    Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, насаждению просвещения, появлению богатой, переведённой с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи.

    Ру́сская литерату́ра - комплекс литературных произведений, написанных на древнерусском и русском языке. Зародилась во второй половине X века, однако до XIX века, когда начался её «золотой век», была практически неизвестна в мире.

    Гре́ческий язы́к (самоназвание - ελληνικά [ɛliniˈka], ελληνική γλώσσα [ɛliniˈci ˈɣlɔsa]) - один из языков индоевропейской языковой семьи. Является единственным представителем греческой группы, хотя иногда отдельными языками считаются его обособленные диалекты - цаконский, каппадокийский и понтийский языки, находящиеся на грани вымирания[~ 1].

    Огромную роль в просвещении играли тогда монастыри, распространявшие греческую образованность. В них хранились ценнейшие библиотеки, трудились переводчики, искусные переписчики и миниатюристы. В злую пору монгольского нашествия всё же удалось сохранить, в основном, в монастырских библиотеках, более пятисот манускриптов и около тысячи грамот и документов IX-X веков. В XI веке круг грамотных ещё слишком мал, но уже в XII веке письменность вошла в сферу управления, законодательства, расширился круг образованных клириков. Огромную роль в литературном наследии славян играли переводные произведения. Большую посредническую роль здесь играла Болгария, где в IX-X веках сделали огромное количество переводов с греческого. А близость языков позволяла болгарские книги не переводить на церковнославянский, а просто переписывать. Непосредственным следствием принятия христианства Владимиром и распространения его в Русской земле было, разумеется, построение церквей.

    Русь (др.-рус. рѹсь, рѹсьскаѧ землѧ, др.-сканд. Garðaríki, ср.-греч. Ῥωσία, лат. Russia, Ruthenia) - обширный этнокультурный регион в Восточной Европе, историческое название восточнославянских земель. Возникшее на этих землях влиятельное Древнерусское государство (Киевская Русь), политический расцвет которого пришёлся на X-XI века, стало основой для формирования единой древнерусской народности, языка и культуры. В 988 году произошло крещение Руси по восточной христианской традиции. Феодальное дробление Руси и монгольское нашествие повлекли за собой попадание отдельных её частей под власть внешних центров силы, остановив консолидационные процессы и обусловив впоследствии различное развитие культурных, языковых, а также, отчасти, религиозных традиций. В конце XV века в Северо-Восточной Руси образовалось независимое единое Русское государство, борьба которого с внешними соперниками за собирание русских земель стала одной из главных определяющих линий политики и истории Восточной Европы на протяжении нескольких столетий.

    Владимир тотчас после крещения повелел строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры: так, поставлена была церковь святого Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов. Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников также и по другим городам и приводить людей к крещению по всем городам и сёлам. Любая цивилизация немыслима без монументального зодчества. Христианские храмы восхищают не только архитектурными формами, они прекрасны ещё священной «лепотой» и необычайной духовной силой. Первые русские князья-христиане в своём стремлении к совершенству и красоте в архитектуре, к великолепию мозаик и фресковых росписей брали за образец величественную архитектуру Константинополя.

    Храм (от праслав. *chormъ > храмъ - «дом») - культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают.

    Фре́ска (от итал. fresco - свежий), аффреско (итал. affresco) - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

    Средневековье создало великое искусство, несходное с другими канонами и направлениями, свой художественный язык, поскольку мастера осознавали огромную роль зрительного созерцания в духовном постижении «высшей реальности». Становление христианства на Руси - было фактически рождением новой цивилизации. Общие верования, ценностные и жизненные ориентации, нормы морали и права содействовали сплочённости общества. Заключение Итак, рассмотрев основные аспекты проблемы в реферате, можно сделать вывод о том, что несмотря на разную трактовку событий описывающих Крещение Руси мы видим практически полное единодушие историков в том,что это событие не только предопределило дальнейшее развитие всей истории России,но и оказало сильнейшее воздействие на культуру и нравственное самосознание русского народа . Приняв христианство, Русь перешла в новую стадию своего развития, став цивилизованным государством. Единственные кто осуждали это величайшее событие(кстати сказать не без основательно) это были советские учёные , которые находили отрицательное значение принятия христианства Русью: в то время как развивались одни виды искусства, заглушались другие.

    Исто́рия Росси́и - описание истории Российского государства, насчитывающей более тысячелетия.

    Креще́ние Руси́ - термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Древней Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем.

    Например, поощряя живопись, новоутвердившаяся церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места не было). Культивируя пение а капелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр (скоморошество), подвергалось осуждению устное народное творчество, истреблялись как языческое наследие памятники дохристианской славянской культуры.

    Инструментальная музыка - музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса.

    Православный храм (православная церковь) - православное религиозное сооружение, предназначенное для совершения общественного богослужения. В православном храме выделяется три части: Алтарь с престолом, Кафоликон - средняя часть (часто увенчанная куполом), Притвор;

    Славя́не (ст.-слав. словѣнє, рус. славяне, белор. славяне, укр. слов'яни, болг. славяни, серб. и макед. Словени, хорв. и босн. Slaveni, словен. Slovani, польск. Słowianie, чеш. Slované, словацк. Slovania, кашубск. Słowiónie, в.-луж. Słowjenjo, н.-луж. Słowjany)

    Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

    Были и более серьёзные обвинения, например по их мнению новая религия, возникшая в условиях кризиса рабовладельческого строя и сформировавшаяся в феодальной Византии, прежде всего принесла с собой оправдание именем христианского бога социального неравенства, складывавшегося в древнерусском обществе IX-X веков, в процессе вырождения первобытно-общинных отношений.

    Новое религиозное движение (сокращённо НРД, англ. New Religious Movement (NRM), другие названия: новое религиозное сообщество, новая религия, неорелигия, нетрадиционная религия, нетрадиционный культ, нетрадиционное религиозное сообщество, религия Нового века, альтернативная религия, маргинальная религиозная группа; также существует дискуссионный термин «тоталитарная секта», обычно употребляемый представителями традиционных конфессий) - это религиозная или духовная группа, зародившаяся сравнительно недавно или ещё не получившая общественного признания в качестве религии, деноминации или «церкви».

    Социальное неравенство - форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

    Ра́бство - система общественных взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства. Прежде в рабов обращали пленников, преступников и должников, позже и гражданских лиц, которых принуждали работать на своего хозяина.

    Угнетатели нашли в ней оправдание своим действиям по закабалению бывших вольных общинников, а угнетённых она обязывала, под угрозой кары господней, красочно описанной христианскими священниками. Но мне кажется не стоит зацикливаться на этих обвинениях. На мой взгляд в событиях более чем 1000 летней давности можно видеть больше плюсов чем минусов. Историческое значение этого времени заключалось в следующем: 1) Приобщение славянофильского мира к ценностям христианства. 2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен восточно- европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. 3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

    Евро́па - часть света в Северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 млн км² и население примерно (на 2013 г.) 742,5 млн. человек (порядка 10 % населения Земли).

    Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финно-язычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчало болезненные процессы становления многонационального государства.

    Ки́евская Русь, Древнеру́сское госуда́рство, Дре́вняя Русь (др.-рус.и ст.-слав. рѹсь, рѹсьскаѧ землѧ, греч. Ῥωσία[Комм 1], лат. Russia, Ruthenia, Ruscia, Ruzzia[Комм 2], др.-сканд. Garðar, позже Garðaríki[Комм 3]) - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских[Комм 4] и финно-угорских[Комм 5] племён под властью князей династии Рюриковичей.

    Тю́рки (тюркоязы́чные наро́ды, наро́ды тю́ркской языково́й гру́ппы) - этноязыковая общность народов, говорящих на тюркских языках.

    Многонациональное государство или полиэтническое государство - государство, на территории которого проживают различные этносы - нации, народности, национальные и этнографические группы. Исторически многонациональные государства образовывались там, где государственное сплочение более или менее обширных территорий происходило до того, как начиналось формирование наций и развивались национальные движения (ряд стран Восточной Европы, в том числе Россия, и Азии), а также в ходе колониальной экспансии (страны Африки, где многие этносы были разделены границами между государствами); и в результате интенсивных миграций (например, США).

    Восточные славяне - культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Племенные союзы восточных славян, которые, по мнению большинства учёных, успели слиться в единую народность, составили основное население средневекового Древнерусского государства.

    Рели́гия (лат. religare - связывать, соединять) - определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).

    Это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру, государство прекратило свое существование. Традиционно существующая на Руси языческая вера не исчезла в сознании народа. Имена языческих богов с сама память о них были вырваны из русской души , но христианству все же не всегда удавалось укоренить в ней свои догматы и верования. На Руси произошло наслаивание двух культур друг на друга, русский народ, можно сказать, исповедовал одновременно две религии. Язычество долгое время открыто сопротивлялось христианизации, а будучи наконец побеждено, уступило в своих позициях, однако память о нем осталась жить на бытовом уровне народа, благополучно сосуществуя с христианством, деля с ним сферы влияния и постепенно сливаясь в единое мировоззрение, называемое в науке «двоеверием». Как я уже отмечал сегодня российское государство находится в сложной ситуации, общество слабо духовно. Семьдесят лет отлучения народа от церкви, безверия (пероид СССР), сыграли свою пагубную роль. Но, несмотря ни на что, вера на Руси жива, народ вернулся в церковь, о чем свидетельствует восстановление храмов, обновление икон. И никакая сила не сможет справиться с русским народом, государством Россия, пока на этой земле существует православие. «Пути истории, как и Божии, неисповедимы. Закономерное идет в обнимку со случайным. Судьба человека, да и будущее страны - тот таинственный знак, неведомый иероглиф, который люди не в состоянии разгадать, пока сама колесница истории не минует невидимый рубеж и не расшифрует загадочные письмена прошлого ставшего настоящим. Нам стоит задуматься и поразмыслить о широком значении принятия христианства на Руси, что связано со всечеловеческим характером этой религии». Так же нам удалось удалось выяснить, что христианизация Руси была событием не объективным , но выгодным исторически: князь Владимир решил принять именно христианство и жениться на византийской принцессе Анне, по многим причинам были отвергнуты такие религии , как ислам, иудаизм и католицизм. В «Повести временных лет» рассказывается о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника. Владимир принимает решение крестить Русь по византийскому обряду. Несмотря на то , что поцесс христианизации был начат еще в далеком 9 веке и потом продолжен уже в 10 мы видим с каким трудом преодолевалось это , в итоге, православие ,безусловно, стало духовной основой Руси. Сложилось единство языка и власти, без которых впоследствии было бы невозможно становление единого государства. Примечание 1) Кузьмин А.Г. “Крещение Руси в трудах русских и советских историков “,М.:Мысль , 1988.- с. 10-11 2) Толстой Б. “Историческое описание начала Руси ее Крещения “( Всенародное Юбилейное издание в память 900-летия Крещения Руси) С-Петербург , 1888.- с. 8 3) Там же , с. 8 4) Гордиенко Н.С. “Крещение Руси : факты против легенд и мифов “, Л.: Лениздат ,1986. 5) Никольский Н.М. “История русской церкви “,М.: Издательство политической литературы , 1983. 6) Кузьмин А.Г. “Крещение Руси в трудах русских и советских историков “,М.:Мысль , 1988.- с. 8 7) Гальковский Н.М.” Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси”,репринтное издание 1916.- с.13 8) Кузьмин А.Г. “Крещение Руси в трудах русских и советских историков “,М.:Мысль , 1988.- с.109 9) Там же, с.111 10) Флоровский Г. “Пути русского богословия”, Париж ,1937.- с. 2 11) Васильев М.А. “Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологические взаитмодействия с иранским миром.Языческая реформа князя Владимира”,М.:Индрик,1988.- с. 221 12) Кузьмин А.Г.”Падение Перуна:Становление христианства на Руси”, М.: Молодая гвардия ,1988. 13) Газета «Прикамская новь», № 98за 2007 ., «По следам Трифона Вятского», м. Фотинья. Список Литературы 1) Васильев М.А. “Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологические взаитмодействия с иранским миром.Языческая реформа князя Владимира”,М.:Индрик,1988 . 2) Гальковский Н.М.” Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси”,репринтное издание, 1916. 3) Греков Б.Д. «Киевская Русь» М.: Государственное издательство политической литературы, 1953 .

    Изда́тельство полити́ческой литерату́ры ЦК КПСС (Политизда́т) - центральное издательство политической и историко-партийной литературы в СССР. Существовало в 1918-1991 годы. Преобразовано в издательство «Республика».

    4) Кузьмин А.Г. «История России с древнейших времен до 1618г.» Ч.1, Москва, Владос , 2004 . 5) Кузьмин А.Г. “Крещение Руси в трудах русских и советских историков “,М.:Мысль , 1988 . 6)Кузьмин, А. Г. «Падение Перуна : Становление христианства на Руси» Москва : Молодая гвардия, 1988. 7) Повесть временных лет пер. Д. С. Лихачёва. - М.: Эксмо, 2011. 8) «Прикамская новь», № 98, «По следам Трифона Вятского», М.:. Фотинья. -2007. 9)Толстой Б. “Историческое описание начала Руси ее Крещения “( Всенародное Юбилейное издание в память 900-летия Крещения Руси) СП. , 1888. 10) Флоровский Г. “Пути русского богословия”, Париж ,1937 .