Криминологические и уголовно-правовые меры противодействия незаконному обороту наркотических средств


Скачать 52.92 Kb.


Дата08.05.2019
Размер52.92 Kb.
Типдипломная работа

Скачать 52.92 Kb.

Введение

наркомания криминологический преступление

На современном этапе наркотизм стал всеобщей загвоздкой мирового масштаба, он захлестнул все сферы жизни социума. Для эффективности борьбы вопреки нелегального производства и распространения наркотических средств и психотропных веществ требуется объединение усилий всех стран и применение всех допустимых средств, в том числе уголовно-правовых.

Наркотизм представляет многофакторную угрозу национальной безопасности, от того что он разорительно воздействует на экономическую и политическую области, духовную жизнь людей, здоровье населения в совокупности и здоровье определенной фигуры, а также и на другие стороны общественного бытия социума и государства. Беззаконность в сфере наркобизнеса является формой проявления организованной преступности, имеющей транснациональный нрав, и непринужденно связана с легализацией денежных средств и другого имущества, приобретенного в итоге торговли наркотиками, контрабанды наркотиков и коррупционных правонарушений. Растет число корыстолюбиво-насильственных правонарушений, делаемых с целью приобретения средств для покупки наркотиков, а также правонарушений, делаемых в состоянии наркотического опьянения. Отслеживается рост преступности в сфере нелегального цикла наркотиков; снижение возраста лиц, употребляющих наркотические средства либо психотропные вещества; увеличение доли «жестких» наркотиков в всеобщем объеме наркотических средств и психотропных веществ, находящихся в нелегальном цикле. Назрела надобность в возрастании результативности уголовно-правового противодействия этому явлению.

Противоборствовать наркомании необходимо и дюже жестко. Напротив наркоманов станет огромнее чем типичных людей и тогда общество верно вымрет. Чай даже с учетом того, что во каждому мире социум борется с наркоманией, во многих странах эта болезнь процветает. Данные официальной статистики разнятся, но по итогам четырех самостоятельных изысканий на сегодняшний день только в Казахстане больше 100 тысяч покупателей героина и 120-130 тысяч - покупателей других наркотиков. Большое значение имеет не только техника излечения зависимых людей, но и меры профилактики. Скажем, широкая популяризация здорового образа жизни. Множество изыскателей загвоздки склоняются к суждению, что значительно действеннее (правда и гораздо сложнее) обеспечить в обществе общественные данные, не содействующие злоупотреблению наркотиками. Исключительно это касается основной группы риска - молодежи. По статистике около 70% наркоманов - подростки (как мальчуганы, так и девчонки). Наркомания удивляет молодежь, применяя ее неопытность и любознательность. Следственно в первую очередь профилактику надобно вести среди них, дабы все знали, к чему может привести 1-й укол.

Появляется иной вопрос с кем бороться в первую очередь с наркоманами либо наркоторговцами и изготовителями. Результат появляется сам собой, если не будет так называемых барыг, то и наркоманы исчезнут. Одни порождают других изготовители торговцев, а те зависимых. Наркоманы в свою очередь под ломкой идут на всякие правонарушения вот вам и рост криминала. По оценкам экспертов около 90% правонарушений сегодня происходят на почве наркомании. Разбойные нападения, кражи, грабежи, убийства совершаются порой ради одной дозы.

Выходит, первое звено в наркомании это изготовители и распространители. По словам экспертов ООН, становление обстановки на рынке наркотиков всецело зависит от расположения в Афганистане, где сфокусированы основные посевы опийного мака и где в последние годы производилось три четверти мирового объёма нелегального опия. При этом теснее четвёртый год сохраняются всеобщая стабилизация и сокращение посевов коки (в Колумбии, Перу и Боливии) и производства кокаина. Продолжает энергично работать рынок каннабиса. Его потребление растёт в Южной Америке, Западной и Восточной Европе, а также Африке. В некоторых странах в действиях супротив наркомафии применяется армия - так, США применяли военные подразделения супротив партизанских отрядов, вовлечённых в производство наркотиков, в отдельных государствах в Латинской Америке[1].

В связи с тем, что правонарушения в сфере нелегального цикла наркотических средств и психотропных веществ носят интернациональный нрав, ответственность за их совершение регулируется как нормами интернационального, так и нормами казахстанского уголовного права. Установление соответствия норм УК РК расположениям интернациональных конвенций по противодействию нелегальному распространению наркотиков главно для обнаружения определенных путей улучшения уголовного права, возрастания результативности борьбы с нелегальным распространением наркотиков.

Редакция ст. 259 УК РК, предусматривающей уголовную ответственность за нелегальные действия, связанные с циклов наркотиков, вызывает сложности при использовании, что обусловлено неудовлетворительной научной разработкой конструкции статьи, нечеткой дифференциацией уголовной ответственности, неправильным толкованием отдельных знаков составов рассматриваемых правонарушений. Часть вопросов по использованию закона обнаружила отражение и решение, изредка не неоспоримое, в научных публикациях, впрочем ряд из них требует добавочного изыскания.

Постижению теоретико-правовых загвоздок борьбы с наркопреступностью посвящены работы АбдировА Н.М., КаиржановА Е.И., Мами К.А., Л. А. Андреевой, В. А. Наумова, К. А. Толпенкина, Т. Д. Устиновой, Г. X. Шабанова и др. Публикации названных адвокатов, безоговорочно, имеют весомое значение, но не раскрывают всех существующих загвоздок.

Цели и задачи дипломной работы.

Целью дипломной работы является изыскание и решение на основе относительно-правового обзора особенно важных задач использования норм интернационального и казахстанского уголовного права об ответственности за действия, связанные с нелегальным циклом наркотических средств и психотропных веществ;

В соответствии с целями работы ставились следующие задачи:

- изучать общественную угроза наркотизма и его отрицательные аспекты: врачебный, общественный, правовой;

-провести правовой обзор интернационального и внутригосударственного уголовного права в сфере противодействия нелегальному циклу наркотических средств и психотропных веществ;

- изучать правовые аспекты уголовной ответственности за нелегальный цикл наркотических средств;

- разглядеть вопросы предупреждения и профилактики нелегального цикла наркотических средств и психотропных веществ, а также выявить существующие задачи в теоретическом и утилитарном решении данного вопроса.

Объект и предмет изыскания. Объектом дипломной работы является загвоздка уголовно-правового противодействия нелегальному циклу наркотических средств и психотропных веществ (нелегальным получению, хранению, перевозке, пересылке, изготовлению, переработке и сбыту).

Предметом дипломной работы являются: интернационально-правовые документы; уголовно-правовое казахстанское право; уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за действия, связанные с нелегальным циклом наркотических средств и психотропных веществ; законы и другие нормативные акты, регулирующие цикл наркотических средств и психотропных веществ; научные публикации по исследуемым вопросам; судебная практика по делам, связанным с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Методологической основой изыскания послужили общенаучные способы знания. В процессе работы применялись способы общественно-правового изыскания: историко-юридический - применительно к постижению навыка регламентации уголовной ответственности за нелегальное распространение наркотиков; относительно-правовой - при обзоре норм уголовного права и расположений интернациональных конвенций о противодействии нелегальному распространению наркотиков; официально-логичный - при обзоре и толковании уголовно-правовых норм. Также применялись социологические приемы и др.

Теоретическую основу работы составили труды ученых-экспертов в области уголовного и интернационального права, криминологии: Абдиров Н.М., Каиржанов Е.И., Мами К.А., И. Алексеева, Ю. М. Антоняна, И. П. Блищенко, С. В. Бородина, А. И. Долговой, Н. Г. Иванова, Д. П. Котова, В. Н. Кудрявцева, Г. А. Левицкого, И. И. Лукашука, В. В. Лунеева, В. А. Наумова, Б. С. Никифорова, П. Д. Шабанова и др.

Научная новинка. Дипломная работа является одной из работ, в которой проведен подробнейший сравнительный обзор интернационального и внутригосударственного уголовного права в сфере нелегального цикла наркотических средств и психотропных веществ и подмечены направления приведения в соответствие норм уголовного закона расположениям интернациональных конвенций в данной области.

Обстоятельный обзор составов правонарушений, влекущих уголовную ответственность за нелегальные получение, хранение, перевозку, пересылку, производство, переработку и сбыт наркотических средств либо психотропных веществ, дозволил высказать ряд новых и главных в теоретическом и утилитарном отношении использования расположений и сделать итоги, касающиеся как действующих уголовно-правовых норм, так и перспектив улучшения уголовного права.

Теоретическая важность. Основные итоги и расположения работы могут служить основой для последующей разработки вопросов об уголовной ответственности за действия, связанные с нелегальным циклом наркотических средств и психотропных веществ. Фактическая важность итогов работы заключается в том, что расположения могут быть использованы в учебном процессе юридических вузов (факультетов) по курсу «Особенная часть уголовного права» и в системе возрастания квалификации работников правоохранительных органов.

Работа состоит из вступления, 3 глав, завершения, списка примененной литературы.

1. Международное и казахстанское законодательство по вопросам незаконного оборота наркотических средств: проблемные аспекты

наркомания криминологический преступление

Нелегальный цикл наркотических средств и психотропных веществ в мире в совокупности и в Республике Казахстан с всяким годом приобретает все больше существенные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией правомерно влечет за собой рост идеальных правонарушений, связанных с наркотиками, а, следственно, криминальных прибылей.

Распространение наркомании в Казахстане самым серьезным образом складывается на общественно - психологической атмосфере в обществе, негативно влияет на экономическое становление нашей страны и ухудшает ее криминогенную обстановку. На территории нашей страны, расположена известная Чуйская долина, отсель и становление гашишной наркомании, а также рост незаконного цикла данной культуры.

Также участились факты изъятия наркотика кетамина, получившего широкое распространение среди подростков, препаратов из эфедрина, гашишного масла, сильнейшего наркотика ЛСД.

В текущее время идет усиление противоправной деятельности устойчивых криминальных группировок наркодельцов, которые имеют широкие межрегиональные и интернациональные связи. Они создают и развивают велико законспирированные сети торговли наркотиками, изыскивают новые источники получения и каналы транспортировки наркотических средств. Наравне с этим возрастает утрата из законного цикла существенного числа химических веществ (прекурсоров), используемых для производства наркотиков, растет число подпольных лабораторий. В итоге отсутствия надлежащего контроля на границах Республики Казахстан, основная часть всех выявляемых наркотиков поступает в Казахстан из других стран, а именно из республик Средней Азии, Афганистана, Ирана и стран ближнего зарубежья. Соседство Казахстана с Китаем содействует поступлению на ее территорию таких наркотических средств, как эфедрин. Правоохранительными органами были выявлены десятки устойчивых маршрутов, которые непрерывно применяются интернациональным наркобизнесом. Невзирая на достаточно энергичное постижение наркопроблемы принимаемые фактические меры, обстановка с преступностью в сфере нелегального цикла наркотических средств остается напряженной.

Установленная уголовная и административная ответственность за нарушение антинаркотического права не содействуют сокращению потребности и предложения на наркотики. Пути их распространения носят все больше ухищренный нрав, и в тоже время реализация запрещенных наркотических средств ведется примерно открыто. Меры, предпринимаемые государством, не пугают наркодельцов, следственно участились случаи проникновения лиц, участвующих в нелегальном цикле наркотиков, во могущественные конструкции, а также вовлечение в криминальную действие поверенных МВД РК, Генеральной прокуратуры РК, судов и других поверенных государственной власти. Это содействует прикрытию нелегальных сделок, делаемых с наркотическими средствами, беспрепятственному перемещению прибылей от продажи наркотиков, растяжению сфер деятельности наркобизнеса.

Сложившаяся на сегодняшний день обстановка является неутешительной, приведенные выше факты свидетельствуют о том, что меры принимаемые в данном направлении являются неудовлетворительными.

Определенная доля вины за ненадлежащий контроль лежит на органах внутренних дел. Являясь, долгое время фактически исключительной силой, реально противостоящей распространению наркотиков, они сосредотачивают свои силы на раскрытии теснее идеальных правонарушений. Практика борьбы с нелегальным циклом наркотических средств показала, что действие правоохранительных органов должна быть направлена, раньше каждого, на обнаружение причин и условий, содействовавших незаконному циклу наркотических средств, а также на предупреждение его распространению. Данный вопрос требует скрупулезного постижения и дает почву для рассуждения[2].

Первым шагом в направлении борьбы с наркоманией был созыв в 1909 г. так называемый Шанхайской опиумной комиссии с участием поверенных 13-ти государств (России, США, Австро-Венгрии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Китая, Японии, Нидерландов, Персии, Португалии, Сиама).

Шанхайская опиумная комиссия не выработала каких-нибудь непременных норм в отношении злоупотребления наркотиками и их неправомерного распространения, но, тем не менее положила предисловие ограничению межгосударственного цикла наркотиков.

Первая интернациональная конвенция о наркотиках была принята в Гааге в 1912 г. В конференции по ее подготовке участвовало 12 государств (те же, что указаны выше, помимо Австро-Венгрии). Конвенцией был провозглашен ряд тезисов, обнаруживших последующее становление в интернациональных соглашениях (применение наркотиков только “в медицинских и других умных целях”, правовое регулирование производства и торговли и т. д.).

Позже первой мировой войны злоупотребление наркотическими средствами повсюду возросло, усилились масштабы их контрабанды, и идея недопустимости противоправного распространения наркотиков стала общепринятой. В связи с этим на сделанную интернациональную организацию - Лигу Наций был возложен всеобщий контроль за выполнением соглашений по вопросам торговли опиумом и другими наркотическими веществами. За двадцать лет существования Лиги Наций было принято несколько интернационально-правовых актов, касающихся борьбы с наркоманией и контроля над распространением наркотиков (Женевское соглашение 1925 г. и дополнившее его Бангкокское соглашение 1931 г.), закрепивших тезисы Гаагской конвенции 1912 г. и установивших, что наркотики могут производиться только для законных надобностей, а также расширивших список наркотиков.

Женевское соглашение ввело систему лицензий и регистрации внешнеторговых сделок по наркотикам, государства обязывались представлять подробные статистические данные по таким операциям Непрерывному центральному комитету по наркотическим средствам.

Значительную новизну в интернационально-правовую практику внесла Женевская конвенция 1936 г.: было установлено интернациональное уголовное преследование за правонарушения, связанные с нелегальным распространением наркотических веществ. Нарушение законов о наркотиках влекло за собой при определенных условиях выдачу бандита иностранному государству. Это было вызвано, в частности, тем, что наркодельцы объединялись в межгосударственные криминальные сообщества и в небезопасный для себя момент укрывались на территориях разных государств.

В Женевской конвенции 1936 г. впервой была предпринята попытка обязать договаривающиеся стороны установить в своем праве уголовную ответственность в отношении лиц, занимающихся нелегальным распространением наркотиков.

Впрочем Конвенция имела и значительные недочеты. Основный из них заключался в том, что под контроль ставились лишь готовые наркотики, а вещества, являющиеся сырьем для их производства, оставались за пределами такого контроля.

В годы позже 2-й мировой войны в интернациональные договоры о наркотических средствах вносились метаморфозы и дополнения, в той либо другой мере отражавшие новые исторические данные. Теснее в 1946 г. Экономический и Общественный Совет ООН сотворил Комиссию по наркотическим средствам - основную организацию, осуществляющую координацию интернациональной деятельности в рассматриваемой сфере.

Позже многолетней работы Комиссии по наркотическим средствам в Нью-Йорке в 1961 г. была принята действующая и доныне Цельная конвенция о наркотических средствах, которая заменила интернациональные документы, принятые ранее на протяжении полувека (помимо Женевской конвенции 1936 г.).

Основные расположения Цельной конвенции 1961 г. сводятся к дальнейшему:

1. Организацию интернационального контроля над производством и циклом наркотиков осуществляет Комиссия по наркотическим средствам Экономического и Общественного Совета ООН и сделанный Цельной конвенцией Интернациональный комитет по контролю за наркотиками.

2. Экспорт и импорт наркотиков могут производиться только с санкции правительств страны-экспортера и страны-импортера.

Число экспортируемых (импортируемых) наркотиков должно устанавливаться в пределах исчисления надобностей для применения их в медицинских и научных целях. Исчисление надобностей в наркотических средствах, определяющее ограничения ввоза и вывоза, представляются правительствами сторон, подписавших Цельную конвенцию, Интернациональному комитету по контролю за наркотиками.

3. Определена статистическая отчетность о производстве, ввозе, вывозе, хранении на складах, конфискации и т. д. наркотиков. Эту отчетность правительства обязаны представлять Интернациональному комитету.

4. Нормы Цельной конвенции распространяются не только на наркотические средства, но и на сырье, из которого эти средства изготовляются.

5. Предусматривается систематизация наркотиков по четырем группам. Соответственно утверждены четыре списка-перечня наркотических веществ либо препаратов, причем отнесение к тому либо другому списку обуславливается отличием мер контроля, применяемых к тем либо другим наркотическим средствам. Установлен определенный порядок внесения изменений и дополнений этих списков.

6. Если в качестве изготовителя наркотических средств намеревается выступить негосударственное предприятие, оно обязано получить лицензию правительства и периодично оформлять доказательство на производство препаратов с указанием их видов и числа.

7. Государства - участники Цельной конвенции взяли на себя обязательство объявить в качестве наказуемых преступлений, связанных с наркотиками, ряд деяний: культивирование и производство, производство, предложение, разделение, покупка, продажа, доставка на каких бы то ни было условиях, маклерство, отправка, переотправка транзитом, перевоз, ввоз и вывоз наркотических средств, произведенных с нарушением Цельной конвенции. Приведенный перечень не является досканальным, и государства могут объявлять криминальными и иные действия.

8. Объявлено желанным, дабы перечисленные в Цельной конвенции правонарушения были включены в число правонарушений, за которые виноватые подлежат выдаче. Приговоры иностранных судов за такие правонарушения обязаны учитываться для целей установления рецидива.

Цельная конвенция о наркотических средствах не устанавливала контроля над психотропными средствами. Система такого интернационального и внутригосударственного контроля предусмотрена Венской конвенцией о психотропных веществах 1971 г.

В соответствии с видами контроля, отличие которых основано на неодинаковой степени угрозы психотропных веществ и значительной разнице в их фармакологическом действии и терапевтической полезности, утверждены четыре класса (четыре списка) режима контроля.

Венская конвенция 1971 г. установила: результативную систему регистрации психотропных веществ; регулирование проводимых проверок хранения этих веществ, регистраций и деятельности лабораторий; закроет публичной рекламы; суровую систему инспектирования изготовителей, экспортеров, оптовых и розничных распространителей психотропных веществ, а также медицинских и научных учреждений, применяющих эти препараты.

Последней из действующих интернациональных конвенций является Конвенция Организации Объединенных Наций 1988 г. о борьбе вопреки нелегального цикла наркотических средств и психотропных веществ.

Конвенция ООН 1988 г. обязывает государства наказывать за нелегальный цикл наркотиков во всех его проявлениях, за сговор либо намерение заниматься им, а также за отмывание денег, полученных от продажи наркотиков. Она предлагает объявить правонарушением получение и хранение наркотиков лицами, использующими их. Государства обязываются обеспечить конфискацию выручки от нелегального цикла наркотиков.

На лиц, обвиненных в нелегальной торговле наркотиками, распространяются правила о выдаче (экстрадиции), и все договоры об экстрадиции в реальное время непременно включают данный вид правонарушений. Больше того, Конвенция ООН 1988 г. даже может исполнять роль договора об экстрадиции между государствами, которые такого договора не заключали, но ратифицировали данную Конвенцию.

Все три вышеназванные действующие конвенции играют солидную роль в принятии государствами мер правового контроля за циклом наркотиков, в объединении их усилий в борьбе со злоупотреблением наркотическими и психотропными веществами. Впрочем производительность борьбы с нелегальным изготовлением, распространением и применением этих веществ зависит от выполнения государствами интернациональных обязательств и от проводимой ими правовой политики в рассматриваемой области[3].

В целях проведения унифицированной правовой политики противодействия злоупотреблению наркотическими средствами психотропными веществами и в соответствии с Программой Организации Объединенных Наций по интернациональному контролю над наркотиками Интернациональным центром в Вене издан ряд справочных документов, представляющих собой типовые нормативные акты, предлагаемые государствам для применения в законотворческой деятельности.

К ним относятся:

Типовой закон о борьбе с нелегальным производством и циклом веществ, находящихся под контролем, и мерах по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами;

Типовой закон, касающийся систематизации и регламентации законного культивирования, производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и торговли ими;

Типовой закон о выдаче и взаимной юридической помощи в связи с нелегальным циклом наркотических средств и психотропных веществ;

Типовой закон о конфискации в области нелегального цикла наркотических средств и психотропных веществ;

Типовой законодательный либо нормативный акт, учреждающий центральное управление по борьбе с нелегальным циклом наркотиков.

С целью принятия скоординированных межгосударственных мер по борьбе с организованной преступностью и унификации норм национального права государств СНГ была разработана Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными опасными правонарушениями на территории государств - участников СНГ на период до 2000 года, утвержденная Советом Глав государств СНГ 17 мая 1996 г. Программа предусматривает разработку рекомендательных нормативных актов.

В соответствии с названной Программой был принят акт “О противодействии нелегальному циклу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров”. Данный документ разрабатывался на основе рекомендаций типовых нормативных актов, предложенных государствам по Программе Организации Объединенных Наций о интернациональном контроле над наркотиками.

Обязательства контролировать цикл наркотических средств и психотропных веществ и устанавливать ответственность за действия в сфере их нелегального цикла для Республики Казахстан вытекают из участия в интернациональных договорах по этим вопросам.

На сегодняшний день действуют: Женевская конвенция “О запрещении нелегальной торговли наркотическими средствами” 1935 г. Цельная конвенция о наркотических средствах 1961 года с внесенными в нее поправками, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция ООН о борьбе супротив нелегального цикла наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Эти Конвенции, принятые ООН, были ратифицированы еще Советским Союзом.

Выходит, говоря о документах, принимаемых на интернациональном ярусе, следует указать как особенно важнейшие следующие:

- Интернациональная конвенция о взаимном административном содействии, в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных преступлений (подписана в Найроби 9 июня 1997 года);

- Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, завершение главами государств, входящих в состав Содружества Самостоятельных Государств. На основе этого Соглашения решением совета глав государств Содружества самостоятельных Государств от 10.02.95 были приняты Основы таможенных прав государств - участников СНГ;

- Решение о совместных мерах по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами правонарушений на территории государств - участников СНГ (Москва, 12.03.93);

- Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел Самостоятельных Государств в сфере борьбы с преступностью (совершено в городе Алма-Ате 24 апреля 1992 года).

- Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (совершено в городе Чолпон-Ате Республики Кыргызстан 3 августа 1992 года). Эти соглашения, а также ряд других соглашений, имеют весомое значение, от того что определяют и конкретизируют порядок взаимодействия между договаривающимися сторонами в области регулирования нелегального цикла наркотических средств и психотропных веществ[3].

Таким образом, одной из приоритетных задач в решении данной цели представляется вопрос об организации интернационального сотрудничества и взаимодействия стран СНГ и других стран далекого и ближнего зарубежья в борьбе с нелегальным циклом наркотических средств. Казахстан интегрирован в интернациональную систему контроля над наркотиками. Ратифицированы основные конвенции ООН в области контроля над наркотиками (1961, 1971 и 1988 годов). Республика стала полноправным членом основного антинаркотического органа ООН - Комиссии по наркотическим средствам, энергичным участником ряда влиятельных интернациональных организаций, рассматривающих в своем формате вопросы противодействия нелегальному распространению наркотиков (ШОС, ЦАЭС, СВМДА, ОДКБ и др.).

Сделана национальная антинаркотическая законодательная и другая нормативная правовая база, приняты и начали реализовываться тактические программные документы, определившие комплекс приоритетных мер в этой области. Так, к примеру, приняты законы «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их нелегальному циклу и злоупотреблению ими», «О медико-общественной реабилитации лиц, больных наркоманией», Нормативное постановление Высокого Суда РК от 14 мая 1998 года № 3 «О использовании права по делам, связанным с нелегальным циклом наркотических средств, психотропных и ядовитых веществ» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.04.2011 г.) , Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.02.2012 г.), Кодекс Республики Казахстан об административных преступлениях от 30 января 2001 года № 155-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.02.2012 г.) Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 206-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.02.2012 г.), Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.02.2012 г.) [4-10]. Тактика борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2001-2005 годы и др. Тактика и Программа борьбы с наркоманией остаются уникальными документами такого рода в навыке стран Содружества Самостоятельных Государств.

В границах реализации Стратегии борьбы с наркоманией и наркобизнесом в Республике Казахстан на 2001-2005 годы образованы структурные элементы полномасштабной национальной системы противодействия наркотикам, такие как Республиканский научно-фактический центр медико-общественных задач наркомании (г. Павлодар), кинологические центры, Учебный центр по подготовке, переподготовке и возрастанию квалификации экспертов правоохранительных и иных государственных органов по вопросам борьбы с нелегальным циклом наркотиков при Академии МВД РК (г. Алматы), Национальный информационный центр по постижению и оценке состояния наркотизма при Генеральной прокуратуре (г. Астана)[12, с.26]. Постановлением Правительства сделана Комиссия по вопросам координации работы по профилактике и противодействию наркомании и наркобизнесу для усиления межведомственного взаимодействия. Ее возглавляет министр внутренних дел Б. Мухамеджанов. В Комиссию входят начальники 15 заинтересованных органов, указом Президента РК утверждена новая Тактика борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2006-2014 гг.[11], принята правительственная Программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом, для реализации которой из республиканского бюджета выделено около 1,5 млрд. тенге.

Выходит, на сегодняшний день в Казахстане действуют законодательные акты, в которых декларируется всемерное усиление борьбы с противозаконным циклом наркотиков. Вводится государственная монополия на культивирование, производство, экспорт-импорт наркотических веществ, лицензирование всех видов деятельности, связанных с их производством. Определён порядок культивации наркотиков. Так, в стране запрещено выращивание опийного мака и кокаинового куста, а культивация конопли разрешена только по особой лицензии. Закон определяет порядок применения наркотических средств в медицинских целях с одновременным запретом на применение их частными докторами.

Установлена уголовная и административная ответственность за нарушения, и предусмотрены меры по противодействию нелегальному циклу наркотиков. Лица, совершившие тяжкие правонарушения, связанные с наркотиками, подпадают под нестандартный контроль и слежение со стороны органов внутренних дел.

Наравне с этими преступлениями Закон воспрещает всякую действие, направленную на распространение сведений о методах (способах) разработки, изготовления и применения, местах получения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Исключается распространение этих сведений в книжной продукции, через средства массовой информации и компьютерные сети.

Реклама наркотиков, используемых в медицине, допускается в ограниченных числах. Это распространяется на определенные группы наркотиков, данные о которых могут публиковаться лишь в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников.

Сегодня газета, радио, телевидение - это тот источник информации, тот, что горазд донести до сознания простого обывателя всю остроту загвоздки злоупотребления наркотиками и их нелегального цикла и подмогнуть удостовериться в необходимости принятия определенных государственных мер по стабилизации сложившейся обстановки. Наоборот же, преступные наркодельцы стали применять информацию в распространенной нынче сети Интернет, где все больше обширно распространяются оперативные начальства по изготовлению наркотиков. Опубликованные в ряде изданий материалы нередко содержат не социально важную информацию, а, напротив, повышающую интерес к наркотикам. Нужно осознать, что воля слова не может оставаться неограниченной, если она противоречит иным основополагающим ценностям и правилам, какими являются здоровье и генофонд нации.

С учетом сказанного для фактической реализации норм закона, в текущее время введена административная ответственность за популяризацию наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Помимо запрета на популяризацию либо нелегальной рекламы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в нашей стране восстановили закроет на потребление наркотических средств без разрешения доктора, которое существовало ранее в Казахстане.

В текущее время наркотические средства теснее стали довольно доступным товаром, их, как табачные и винно-водочные изделия, легко дозволено купить на дискотеках, в видеосалонах и других местах массового веселия, следственно, как никогда прежде, данный закроет может оказать значительное предупредительное влияние на существенные слои населения.

Контроль за циклом наркотических средств и психотропных веществ в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения осуществляется особыми комиссиями, создаваемыми в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Республики Казахстан. При наличии особого разрешения Министерства здравоохранения Республики Казахстан допускается ввоз (вывоз) ограниченного числа наркотических средств и психотропных веществ, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах интернационального сообщения и в поездах интернациональных линий, в объемах, нужных для оказания неотложной помощи.

При проведении контролируемых поставок, проверочных закупок, оперативного эксперимента, сбора примеров для сравнительного изыскания, оперативного внедрения, изыскания предметов и документов органам, осуществляющим оперативно - розыскную действие, разрешается применение наркотических средств и психотропных веществ без лицензии. Правительство Республики Казахстан устанавливает порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами и устанавливает перечень инструментов, оборудования, находящихся под особым контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ (дальше - инструменты либо оборудование), а также правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, разделения, получения, применения, ввоза и вывоза с территории Республики Казахстан, истребления.

Беззаконные действия, связанные с наркотиками, включая нарушения установленных правил производства, получения, хранения, учета, отпуска, перевозки либо пересылки наркотических средств, дозволено отнести к нелегальному циклу наркотиков. Также под нелегальным циклом наркотических средств воспринимается все беззаконные действия с наркотиками идеальные с прямым умыслом и связанные с процессом обращения наркотических средств от изготовления (выращивание наркотических растений) до реализации их покупателю.

Ответственность за нарушения правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, разделения, перевозки, получения, пересылки и истребления наркотических средств и психотропных веществ, а также видов, инструментов либо оборудования, используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ, находящихся под особым контролем предусматривается правом Республики Казахстан, уголовным, административным правом. Использование разных норм права зависит от наступающей ответственности за то либо иное деяние.

Практика борьбы с нелегальным циклом наркотиков и использование правовых норм диктует надобность растяжения административно-правовых мер борьбы с недостатками, связанными с истреблением зарослей наркосодержащих растений[2].

Подведя вывод вышеизложенному дозволено сказать, что задача единоборство с нелегальным циклом наркотических средств, является крайне востребованной.На сегодняшний день отслеживается становление незаконного производства наркотиков, возрастают площади нелегальных посевов наркотикосодержащих растений, стремительными темпами растет число лиц, прибегающих к немедицинскому потреблению наркотиков, вырастает их смертность. Правительство Республики Казахстан уделяет первоочередное внимание необходимости принятия адекватных мер, от того что наркотики представляют значительную угрозу не только здоровью населения, но и оказывают отрицательное могущество на состояние правопорядка, политическую, экономическую и социальную устойчивость.

Следует закрепить распространение на законодательном ярусе и ни в коем случае не следует допускать легализации немедицинского потребления наркотиков.

Главное дабы задача наркомании непрерывно оставалась в поле внимания, как государственных органов власти, так и населения. Навык зарубежных стран показывает, что средства, вложенные в борьбу с наркоманией, предупреждение нелегального цикла наркотиков окупаются сторицей по сопоставлению с теми суммами, которые требуются на преодоление последствий распространение наркотиков.

Значимо предусмотреть в бюджете Республики Казахстан выделение нужных средств для противодействия злоупотреблению наркотиков и их нелегальному циклу, а также обеспечения деятельности органов по их противодействию.

Среди причин, содействующих проявлениям наркомании, являются недочеты в деятельности органов внутренних дел, потому что они владеют специфическим комплектом прав и обязанностей в данной сфере и являются на сегодня основным составным звеном агрегата государственного управления, непринужденно осуществляющим реализацию антинаркотического права. Эти поводы выражаются в несовершенстве методов обнаружения и учета лиц, делающих разные преступления в сфере нелегального цикла наркотических средств, отсутствии надлежащего и систематического контроля за их образом жизни, слабом взаимодействии органов внутренних дел с другими государственными органами и общественными организациями, действие которых связана с предупреждением и пресечением наркотизма.

Значимая роль в предупреждении и пресечении проявлений нелегального цикла наркотических средств, устранении причин и условий, содействующих распространению этого явления, принадлежит административно-правовым средствам. Надобность усиления борьбы с нелегальным циклом наркотиков требует улучшения административно-правовых средств, используемых в этой борьбе. Представляется, что улучшение должно осуществляться по дальнейшим направлениям: возрастания роли права в установлении административно-правовых средств; в создании особенно высокоэффективной системы административно-правовых средств борьбы с нелегальным циклом наркотиков путем вступления в нее новых, особенно результативных средств, дополняющих арсенал имеющихся.

В целях предупреждения распространению наркомании в стране уделить специальное внимание созданию реабилитационных центров по лечению лиц, нелегально потребляющих наркотические средства, при этом рационально учесть интернациональный навык создания и работы данных центров.

Одно из решающих условий преодоления нелегального цикла наркотиков - истребление источников нелегальной добычи наркотиков. Наименее защищенные из них в текущее время - плантации конопли. Нужно решить вопрос об ограждении территорий агропромышленных комплексов, взятии под вневедомственную охрану. Также на объектах химфармпредприятий следует уделять внимание каждому этапам спецтехнологии, хранению и реализации лекарственных средств, репутации тех, кто допущен к работе с наркотиками.

Подметим, что единоборство с нелегальным циклом ведется пока неэффективно. Именно следственно число наркоманов растет из года в год. Дела по нелегальному циклу ограничиваются основным образом делами по получению наркотиков. Что же касается криминальных организаций, связанных с циклом наркотиков, то дел на них дюже немного.

Предполагаем, что специальное внимание нужно уделять мероприятиям профилактической направленности, которые, как показывает мировая практика, являются особенно результативными методами противодействия нелегальному циклу наркотических средств и психотропных веществ.

2. Наркотизм как негативное социальное явление и уголовно-правовые меры противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ

2.1 Криминологическая характеристика преступного оборота наркотиков

Криминальный цикл наркотиков - это общность правонарушений, которые посягают на установленный порядок цикла наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Годичные доходы наркодельцов от нелегального цикла наркотиков превышают 800 миллиардов баксов. Из шести миллиардов населения Земли больше 200 млн. людей потребляют разные наркотические средства и психотропные вещества. Из них 140 млн. курят марихуану, кокаин употребляют 13 млн., героин - 8 млн., а 30 млн. человек злоупотребляют стимуляторами амфетаминового ряда.

По оценкам специалистов, объемы только одного наркотранзита через Казахстан составляют нынче до 150 тонн годично. Если по данным МВД СССР, в 90-х годах прошлого века во каждым Советском Союзе насчитывалось около 50 тысяч больных наркоманией, то сегодня на медицинском учете официально только в Казахстане свыше 50 тысяч наркоманов. Неофициальная статистика считает, что реально число наркоманов и связанных с наркобизнесом людей составляют в Республике Казахстан 450 тысяч человек[13, с.5].

Наркомания, как явление индивидуально-массового потребления наркотиков, сегодня реально стала «визитной карточкой», определяющей поведение больших общественных групп, получивших наименование «группы риска». Наркомания, представляя реальную угрозу для общества, требует незамедлительного вмешательства в сложившуюся в стране наркоситуацию. В этой связи следует подметить, что ст. 29 Конституции Республики Казахстан гарантирует обеспечение охраны здоровья граждан Республики Казахстан[14]. К числу социально опасных явлений, посягающих на здоровье граждан, относится немедицинское потребление наркотических средств.

За последние 10 лет (2001-2011 гг.) число состоящих на учете покупателей наркотиков увеличилось в 2,4 раза, а за последние пять лет (2006-2011 гг.) на 5,6 % усилилось число правонарушений, связанных со сбытом наркотиков, на 46,6 % - фактов контрабанды наркотических средств. Объем изымаемых годично наркотических средств увеличился на 34,4 %, героина и опия - в 5,5 раза. В 2006-2011 гг. изъято около 132 тонн разных наркотических средств[15].

В последние годы территория страны превращается в транзитный коридор поставки героина из Афганистана в города Русской Федерации и дальше в Европу. Наркодельцам выигрышно иметь «послушных невольников» на территории транзитных стран. Как итог, сегодня органами внутренних дел из нелегального цикла изымается существенное число героина, чем в предыдущие годы.

Последние десять лет истории человеческой цивилизации, к сожалению, в существенной мере протекают «под флагом» борьбы с нелегальным циклом наркотиков и злоупотреблением ими. На наш взор, этому содействовали существенные добротные перемены в мировых процессах в экономике, политике, демографии и каждом разнообразии общественной жизни, имеющие прямое либо опосредованное отношение к загвоздке так называемых нелегальных наркотиков.

Склонности к росту правонарушений, связанных с нелегальным циклом наркотических средств и психотропных веществ, а также злоупотреблению ими приводят к вселенским масштабам данного «общественного гневна». Одним из факторов, содействующих существованию данного вида правонарушений, дозволено признать вероятность транзита наркотиков из стран Центральной Азии в Европу. Центральная Азия становится не только зоной наркотранзита, но и зоной массового потребления тяжелых наркотиков. Афганский наркобизнес наносит ужасный удар генофонду центральноазиатских народов. В 2010 году только на территории Казахстана конфисковано около 200 кг героина из Афганистана[16, с.24].

Наркопреступность, детерминируя с организованной преступностью, в частности, наркобизнес в силу ряда объективных причин набирает темпы своего становления, что вызывает страх прогрессивных сил страны и требует активации борьбы с наркоманией и наркобизнесом.

В своем послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев назвал приоритетной задачей правительства борьбу с наркоманией и наркобизнесом. «Следует ужесточить наказание за ввоз и распространение наркотиков, развернуть дискуссию в обществе - вводить ли бренную казнь по этому поводу, как это сделано в ряде стран. Наркотики - это особенная и губительная сфера, и огромный вопрос, насколько тут применимы тезисы гуманизма. На одной чаше весов - жизнь человека, тот, что их ввозит и распространяет, а на иной - загубленные с его «поддержкой» жизни покупателей наркотиков»[17].

Возрастание результативности права об уголовной ответственности за нелегальный цикл наркотиков и мер профилактики указанных правонарушений - центральная задача борьбы с преступностью в совокупности, разработка мер по улучшению права в этой сфере.

Последнее столетие принудило нас понять и признать, что наркотики гораздо повысили свой ранг: из химического препарата, угрожающего нравственно-физическому здоровью индивида, они превратились в перманентную общественно-общественную угрозу для национальной безопасности многих государств.

Рассматривая всю серьезность создавшегося расположения и степень возможных угроз для Казахстана в связи с интернациональной индустрией наркотиков, вопрос о способах борьбы и противодействия сбыту и распространению наркотиков является для нас одним из первостепенных и животрепещуще главных. Нет сомнений в том, что нужно применять не только теснее имеющийся и наработанный комплект инструментов по борьбе с наркоманией, но и искать новые, больше результативные и коллективные методы противодействия и охраны от наркобизнеса[18, с.14].

Популяризация здорового образа жизни (ЗОЖ) только развернулась, а наркотики, спиртные напитки сделали свое дело, годично привлекая в число их покупателей все огромнее молодежи и детей[10].

Если обратиться к категориальному агрегату данной загвоздки, то под нелегальным циклом наркотиков воспринимается производство наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (культивирование наркосодержащих растений, производство наркотиков, их хранение, получение, транспортировка и так дальше) и их сбыт.

Наркотические средства - природные продукты либо химические соединения, воздействующие на нервозную систему живых организмов и способные вызвать наркоманию.

Данный термин может применяться с учетом 3 критериев (медицинского, общественного и правового).

Средство сознается наркотическим с медицинской точки зрения, если оказывает специфическое влияние на нервозную систему (стабилизирующее, седативное, галлюциногенное и другое).

Средство считается наркотическим с общественной точки зрения тогда, когда его потребление приобретает широкомасштабный нрав.

Средство является наркотическим с правовой точки зрения, если уполномоченная на то Государственная комиссия по контролю за потреблением наркотиков признает данный препарат наркотическим и включит его в список контролируемых средств, веществ, лекарственных форм[19, с.10].

Нелегальный цикл наркотических средств (НОН) - это беззаконные действия с наркотиками, идеальные с прямым умыслом и связанные с процессом обращения наркотических средств от изготовления (выращивания наркотикосодержащих растений) до их реализации потребителю[19 ,с.11].

К психотропным веществам относятся природные либо синтетические вещества, оказывающие стимулирующее либо депрессивное влияние на человека и включенные в вышеуказанный список либо в соответствующие списки интернациональных конвенций.

С юридической точки зрения значимо и то, что все преследуемые в уголовном порядке действия, нарушающие правила обращения с наркотическими средствами, узко связаны друг с ином. Нелегальному циклу наркотических средств может предшествовать их получение разными методами. Склонение к потреблению указанных средств зачастую сопровождается их сбытом, а содержатель притона может сбывать, беречь, производить наркотики. Нелегальные получение, хранение, перевозка, пересылка, сбыт наркотиков фабричного производства (промедол, морфин и тому сходственное) часто сопряжены с криминальными действиями должностных лиц, допустивших нарушение правил обращения с наркотиками.

По силе действия доза инъекционного раствора морфина в 10-20 раз превышает равную ей по весу дозу опия. К естественным наркотикам относится кодеин - белый кристаллический порошок без запаха, выпускаемый в виде пилюль и инъекционных растворов, таблеток белого цвета, горьких на вкус. Анальгетическое действие кодеина подобно действию морфина, но производительность гораздо ниже. Привыкание появляется реже, потому что для достижения результата нужно принять крупное число этого наркотика. Особенно распространенными наркотиками растительного происхождения являются также препараты каннабиса: марихуана (жарг. - травка, дурь, план, клевер, божья травка, сено, нот, грае, хей, виир), гашиш - анаша (жарг. - опимси, план, дурь, черенушка). Они же являются особенно распространенными незаконными наркотиками среди наркоманов распространенными являются гашишное масло, маковая соломка, экстракционный опий, листья кокаиного куста, кокаиновая паста, эфедрон (жарг. - коктейль, Джеф, Эфенди, мулька, космос).

Наркотические средства рационально подразделить на три группы в зависимости от источников их поступления:

1) наркотические лекарственные препараты, применяемые в медицине;

2) наркотические средства растительного происхождения, изготовляемые кустарным методом (гашиш, опий-сырец, гашишное масло, кокаиновая паста, и так дальше);

3) препараты, попадающие в нашу страну контрабандным путем (героин из Афганистана, таблетки эфедрина, поступающие в Казахстан из Китая, и так дальше).

Познание характерных особенностей наркотических средств имеет весомое значение для борьбы с данным видом правонарушений.

Полусинтетическими наркотиками, получаемыми из естественных наркотиков, являются героин, гидроморфон, оксикодон, эторфин.

Сильнодействующие синтетические наркотики (в различие от естественных и полусинтетических) получают в лаборатории. Широкое распространение получило злоупотребление метадоном и мепиридином. Отличаясь по своему химическому составу от героина и морфина, метадон вызывает схожие итоги. В последние несколько десятилетий метадон обширно используется в целебной практике, от того что предупреждает синдром абстиненции, результативен при лечении хронической наркомании при перроральном использовании, в итоге чего отпадает надобность его внутривенного вступления. В России некоторые депутаты Государственной Думы стали высказываться за легализацию наркотиков и вступление метадоновой программы. По их суждению, это дозволит истребить «черный рынок» наркотиков, предупредить последующее распространение СПИДа и гепатита. Впрочем от метадона также появляется физическая связанность, метадоновые ломки крепче и невыносимее ломок героиновых. Как свидетельствует интернациональный навык, легализация наркотиков содействует росту наркомании и наркоторговли[20, с.18]. Такая политика небезопасна и для нашей республики, потому что «закрыть» границы прежнего СССР сложно, половина населения Казахстана имеют родственников в России и других странах СНГ. Из наркосодержащих лекарственных препаратов дозволено выделить ацетилированный опий - средство, получаемое путем ацетилирования опия, настоек маковой соломы.


Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница



Криминологические и уголовно-правовые меры противодействия незаконному обороту наркотических средств

Скачать 52.92 Kb.