ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СКОЛИОЗА

  • Упражнения по обучению правильному дыханию при плавании
  • Специальные коррекционные упражнения

  • Скачать 115.26 Kb.


    Дата01.10.2017
    Размер115.26 Kb.

    Скачать 115.26 Kb.

    ЛЕЧЕБНОЕ ПЛАВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И СКОЛИОЗА

    Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством лечения и профилактики нарушений осанки и сколиоза.

    Характер мышечной деятельности при плавании обеспечивает равномерное укрепление всех мышечных групп туловища и конечностей, выравнивая возникший в мышцах дисбаланс, что способствует укреплению мышечного корсета, улучшению статико-динамичсского состояния и посильной коррекции деформации.

    Необходимо учесть, что дети, страдающие сколиозом, обычно имеют не только слабый костно-мышечный аппарат и связанную с этим задержку развития двигательных навыков, но и сопутствующие заболевания, отрицательно влияющие па физическое развитие и соматическое состояние ребенка. Лечебное плавание направлено на оздоровление организма в целом, на повышение его функциональных возможностей. Благодаря систематическому воздействию на организм водной среды у школьников развиваются двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируется обмен веществ и работа внутренних органов.

    Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.
    Вну́тренности, вну́тренние о́рганы, или висцеральные органы (лат. viscera, греч. splanchnon) - органы животных (и человека), лежащие в основном в грудной и брюшной полостях, а именно органы дыхания, пищеварения, мочеполовые и сердечно-сосудистые.
    Обмен веществ Метаболи́зм (от греч. μεταβολή «превращение», «изменение») или обме́н веще́ств - набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды.
    Нервная система Не́рвная систе́ма - целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных, нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды.

    Однако, главное заключается в том, что занятия лечебным плаванием способствуют разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя тем самым уменьшению и стабилизации деформации. Следует отметить, что выполнение упражнении в более плотной, чем воздух, водной среде требует больших усилий, в связи с чем тренировка мышц и всех систем организма происходит более интенсивно. Упражнения выполняются в основном в горизонтальном положении, то есть в положении максимальной разгрузки позвоночника, уменьшая его искривление. Давление воды на грудную клетку увеличивает напряжение дыхательных мышц при их сокращении и, тем самым отлично развивает эти мышцы.

    Грудная клетка, грудь (лат. Thorax) - одна из частей туловища. Образуется грудиной, рёбрами, позвоночником, а также мышцами. Грудная клетка содержит в себе грудную полость (Cavum thoracis), а также из-за изогнутости диафрагмы верхнюю часть брюшной полости.
    Глубокое дыхание предупреждает и уменьшает деформацию грудной клетки.

    Важным является температурное воздействие водной среды. Теплая вода оказывает болеутоляющий эффект, снимает утомление мышц. Постепенное понижение температуры в течение курса лечебного плавания служит закаливающим фактором.

    Положительный эмоциональный фон, обычно сопровождающий водные процедуры/оказывает благотворное влияние на психофизическое состояние детей.

    Плавание с лечебными целями рекомендуется при нарушении осанки и сколиозах I, If, [ГГ степени. Противопоказано плавание при слабости мышечного корсета, при нестабильных прогрессирующих формах сколиоза, при обострении заболеваний почек и желчевыводящих путей, при эписиндроме. Осторожно назначается плавание при диспластических прогрессирующих сколиозах.

    Ведущая цель лечебного плавания - сочетание лечения сколиоза с формированием у учащихся необходимых навыков поведения в водной среде и потребности в регулярном применении водных оздоровительных процедур как одного из компонентов здорового образа жизни.

    Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

    При лечебном плавании реализуется несколько групп задач, позволяющих осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в коррекции нарушений осанки и сколиоза.

    1. группа -лечебные задачи:

    • разгрузка позвоночника - создание благоприятных физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;

    • укрепление мышечного корсета;

    • формирование правильной осанки;

    • коррекция плоскостопия.

    1. группа - задачи коррекционно-развивающие:

    • развитие двигательной активности;

    • выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных способностей (ловкость, быстрота, выносливость);

    • развитие силовой выносливости мышц.

    1. группа - образовательные задачи:

    • формирование теоретических и практических основ освоения водного пространства;

    • обучение техническим приемам плавания.

    1. группа - валеологические задачи:

    • овладение правилами безопасного поведения в воде;

    • формирование умений определять плохое самочувствие и оказывать первую помощь на воде другим людям;

      Пе́рвая по́мощь - срочное выполнение лечебно-профилактических мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия медработника или до помещения больного в медицинское учреждение.

    • привитие гигиенических навыков;

    • выработка привычек здорового образа жизни.

    1. группа - психологические задачи:

    • улучшение эмоционального состояния;

      Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

    • снятие психологической напряженности и создание оптимистического настроения в многолетнем лечении;

    • воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности;

    • развитие коммуникативных навыков.

    В соответствии с перечисленными задачами в содержание курса «Лечебное плавание» включаются: теоретические сведения, подготовительные упражнения и обучение технике, формирование практических навыков плавания, специальные корригирующие упражнения, игры и развлечения на воде.

    Теоретические сведения даются учащимся на протяжении всего курса обучения и могут включать следующую тематику:

    • «Сведения о воде, бассейне, правилах безопасного поведения на воде».

    • «Гигиенические требования к пловцу».

    -«Профилактика простудных и грибковых заболеваний».

    • «Профилактика травматизма на воле».

    • «Правила купания в открытых водоемах».

    • «Оказание помощи утопающим».

    «Спортивное плавание и его способы».

    «Лечебное плавание и его задачи».

    «Значение систематических занятий плаванием».

    «Влияние плавания на воспитание правильной осанки, исправление деформации». /

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

    Проводятся упражнения на суше. Они включают объяснение, показ и выполнение движений, имитирующих плавание.

    Движения ногами, имитирующие плавание: кролем на груди и спине;

    • кролем, сидя на бортике, опустив ноги в воду;

    • брассом лежа на груди.

    Движения руками с произвольным дыханием и в согласовании:

    • разведение рук в стороны и немного вит из положения «вперед вместе», ладони поворачивать наружу - «захватывать воду»;

    • при разведении рук до оси плечевых суставов сгибание их в локтевых и плечевых суставах, опуская локти, затем вытягивание рук вперед и соединение кистей.

      Плечевой сустав (лат. articulatio humeri) - подвижное соединение плечевой кости с лопаткой, связывающее свободную верхнюю конечность с поясом верхней конечности. Плечевой сустав является наиболее свободным суставом человеческого тела, что обеспечивает человеческую руку наибольшей свободой движения.

    Движения ногами, сидя на скамейке:

    • разведение носков в стороны, носки на себя, пятки вместе;

    • имитация движений в упоре сидя (пятки не отрывая от пола) и в упоре лежа на груди на краю гимнастической скамейки (ноги на весу).

    Согласованные движения рук, ног и дыхания:

    • стоя руки вверх, кисти соединены;

    • гребок руками, подготовительные движения руками, слегка приседая развести колени; пауза;

    стоя наклон вперед, руки вверх;

    • гребок руками, вдох; голова опускается, выдох; выпрямление рук, нога выполняет гребок, выдох продолжается; пауза.

    Разучив брасс на груди, можно давать индивидуальные задания, регулируя нагрузку.

    Большинство занимающихся при начальном обучении неуверенно чувствуют себя в воде в связи с боязнью воды. Их действия в воде обычно торопливы, движения порывисты, угловаты, плохо координировав, не согласованы с ритмом дыхания и направлены на удержание себя на поверхности воды. Занимающиеся производят движения с большими усилиями, поэтому быстро утомляются и прекращают дальнейшее плавание.

    Прежде чем начинать изучение техники, следует овладеть подготовительными упражнениями для освоения водной среды, которые выполняются в мелкой части бассейна. Они состоят из серии специальных упражнений: погружение в воду; всплывание; освоение горизонтального положения в воде; скольжение в воде; правильное дыхание в воде; упражнения на работу и расслабление мышц рук и ног. В качестве подготовительных упражнений в воде используют хождение по дну с различным изменением положения рук и ног, с гребковыми движениями рук, а также выполнение упражнений у бортика.

    Обучение технике плавания

    Для обучения технике плавания существует следующая последовательность:

    1. Обучение технике дыхания.

    2. Обучение технике движений ногами с задержкой дыхания на воде, с произвольным дыханием, с выдохом в воду

    3. Формирование согласования движений ногами с дыханием.

    4. Обучение технике движения руками с произвольным дыханием.

    5. Формирование согласования движений ногами и руками с задержкой дыхания.

    6. Формирование согласования движений руками, ногами и дыхания.

    В период обучения широко используются поддерживающие средства

    (пояса, мячи, круги, доски), частично способствующие разгрузке позвоночника.

    Большое значение придается группе дыхательных упражнений, которые необходимо включать в любой комплекс лечебного плавания независимо от формы деформации, чередуя со специальными упражнениями комплекса.

    Дыхательные упражнения направлены на:

    - укрепление дыхательной мускулатуры;

    -увеличение подвижности грудной клетки;

    -увеличение жизненной емкости легких.

    Для укрепления дыхательной мускулатуры предлагаются разнообразные упражнения с удлиненным выдохом, упражнения в дыхании с легким сопротивлением при вдохе и выдохе, выдох в воду через трубочку, надувание шаров и камер, чередование плавного и толчкообразного вдоха и выдоха.

    Для усиления подвижности грудной клетки дыхательные упражнения сопровождают поднятием руки вверх при вдохе и опусканием при выдохе. Следует обратить внимание на полноценность выдоха (для его усиления применяются упражнения с произношением звуков а, о, у, з, ж, ш).

    Для увеличения жизненной емкости легких применяется глубокое медленное дыхание с максимальной амплитудой дыхательных движений и удлиненным форсированным выдохом.

    Упражнения по обучению правильному дыханию при плавании:

    1. Подготовка к выдоху в воду.

    И.П. - стоя на дне бассейна, ноги врозь, набрать в ладони воду, сложить губы «трубочкой», подуть на воду. Глаза не закрывать, следить за осанкой. Повторить 4-6 раз.

    1. Развитие силы выдоха.

    И.П. - то же. Положить подбородок' на полу, подуть на воду, что бы образовалась ямка. Повторить 4-6 раз.

    1. Тренировка компенсаторных механизмов внешнего дыхания

    И.П.

    Дыха́ние (лат. respiratio) - основная форма диссимиляции у животных, растений и многих микроорганизмов. Дыхание - это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (СО2, H2O и другие). В зависимости от интенсивности обмена веществ человек выделяет через лёгкие в среднем около 5 - 18 литров углекислого газа (СО2), и 50 граммов воды в час. А с ними - около 400 других примесей летучих соединений, в том числе и ацетон. В процессе дыхания богатые химической энергией вещества, принадлежащие организму, окисляются до бедных энергией конечных продуктов (диоксида углерода и воды), используя для этого молекулярный кислород.
    - стоя на дне бассейна, ноги врозь, руки на поясе. Вдохнуть, закрыть глаза, присесть в воде, задержать дыхание на 3.5,10.1 5 сек.. встать выдох, открыть глаза. Повторить 4-6 раз.

    1. Развитие дыхательной мускулатуры и увеличение жизненной емкости легких.

    И.П. стоя в воде по шею. Надувание резиновых игрушек. Берутся игрушки разного объема. После 2*3 выдохов пауза 15-20 сек Повторить 4-6 раз.

    1. Совершенствование функций дыхательной и сердечнососудистой систем.

    И.П. - лежа па воде. Выполнение плавательных упражнений с дозированной задержкой дыхания (выдох в воду) на 4 счета. Повтор 4-6 раз

    Специальные коррекционные упражнения

    В настоящее время общепризнано, что при сколиозе рекомендуется основном, плавание брассом на груди и спине, так как движения при этом симметричны, выполняются в одной плоскости, исключаются колебания позвоночника.

    Плавание брассом руками способствует улучшению дыхательной функции, укреплению мышц грудной клетки, плечевого пояса, спины.

    Плечевой пояс (пояс верхних конечностей) - совокупность костей (пары лопаток и ключиц) и мышц, обеспечивающих опору и движение верхних (передних) конечностей. У некоторых животных имеется третья парная кость плечевого пояса - коракоид.
    При плавании брассом ногами активно участвуют сгибательно-разгибательная;
    Брасс (фр. brasse от фр. brasser - месить, перемешивать) - стиль спортивного плавания на груди, при котором руки и ноги выполняют симметричные движения в плоскости, параллельной поверхности воды.
    отводяще-приводящая мускулатура нижних конечностей, что
    cпособствует укреплению мышечного корсета в целом

    Плавание брассом на груди целесообразно назначать при всех тип нарушений осанки и всех степенях искривления позвоночника.

    При кифосколиозах отдается предпочтение брассу на спине. Выполнение гребка руками при плавании брассом на спине способствует сведению лопаток, укреплению трапециевидных и ромбовидных мышц спины, коррекции грудного кифоза, нормализации положения плеч.

    Необходимо акцентировать внимание на удлинении паузы в скольжении.

    Дополнительно назначается плавание ногами кролем на груди и cпине, скольжение на груди и спине. Движения ногами осуществляются свободно, непринужденно при полном разгибании тазобедренного сустава амплитуда движений 20-25°.

    Та́зобе́дренный суста́в (лат. articulátio cóxae) - шаровидный, многоосный сустав, образованный полулунной поверхностью вертлужной впадины тазовой кости и суставной поверхностью головки бедренной кости.
    Этими движениями тело поддерживается у поверхности воды, выравнивается мышечный дисбаланс, уменьшается угол наклона таза и его перекос.

    Плавание же кролем на груди в координации противопоказано, так вращательные движения в грудном и поясничном отделах позвоночника, возникающие при работе рук и ног, могут привести к мобильности позвоночника и прогрессированию искривления.

    При таком дефекте, как круглая спина, более рациональным следует считать плавание на спине брассом и кролем, не исключая и другие способы плавания.

    При плоской спине не рекомендуется плавать на спине, в то время как при кифозе это необходимо для уменьшения деформации.

    При различной степени деформации коррекционный процесс приобретает разную направленность. Так, при I и II степенях сколиоза следует стремиться к стабилизации процесса и коррекции искривления, а при выраженном фиксированном сколиозе III и IV степени основным становится не столько коррекция деформаций, сколько поддержание общего уровня физического развития и стабилизация процесса, улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

    Дыха́тельная систе́ма (лат. systema respiratoriа) - система органов человека и других животных, которая служит для газообмена организма с окружающей средой (обеспечивает поступление кислорода и выведение углекислого газа).

    При начальной степени сколиоза корригирующее воздействие осуществляется путем специальных упражнений, способствующих выведению позвоночника из порочного положения, дифференцированного укрепления определенных мышечных групп и выработки стереотипа правильного взаимоположения частей тела на воде. Специальные упражнения подбираются индивидуально с учетом степени деформации позвоночника, вида нарушения осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз).

    Сагиттальная плоскость (от лат. sagitta - стрела) - воображаемая вертикальная плоскость, которая проходит спереди назад и делит объект на левую и правую части. Используется в анатомии человека и животных.

    Уменьшению искривления в грудном отделе способствует плавание в коррекционном положении с вытянутой вверх рукой на стороне вогнутости и в сторону - на выпуклой стороне. Для уменьшения искривления в поясничном отделе полезно отведение ноги в сторону на выпуклой стороне.

    В связи с сочетанием при сколиозе деформации позвоночника и ребер большую роль играют упражнения, способствующие расширению грудной клетки. К ним относятся вытягивание рук вверх, сгибание рук за головой.

    При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкладывают плавательный предмет.

    Позвоно́чник (лат. Columna vertebralis) - несущий элемент скелета у позвоночных животных.

    Необходимо подбирать асимметричные упражнения для успешного решения лечебных задач в соответствии с принципами коррекции с учетом формы, направления, степени искривления позвоночника:

    для коррекции деформации во фронтальной плоскости применяют асимметричные упражнения для растяжения мышц на вогнутой стороне и сокращения растянутых мышц на выпуклой. Так при правостороннем грудном сколиозе левую руку ( вогнутая сторона) поднимают вверх (вперед), а правую вниз (вдоль туловища);

    для коррекции поясничного отдела используются упражнения с асимметричным расположением ног. При сгибании ноги в тазобедренном и коленных суставах на стороне искривления достигают устранения перекоса таза, сокращения растянутых мышц и уменьшения искривления в поясничном отделе.

    Поясница (поясничная область) - часть тела, от копчика до рёбер у человека. Содержит множество нервных окончаний в районе крестца, разделяется на две равные половины позвоночником. Кожа на пояснице может быть покрыта волосяным покровом (у мужчин) или редкими полупрозрачными волосками (у женщин).
    Коле́нный сустав, колено (лат. articulatio genus) - сустав, соединяющий бедренную кость, большеберцовую кость и надколенник.
    При комбинированных сколиозах необходимо фиксировать соответствующий отдел позвоночника. Сокращение мышц должно происходить именно в том отделе и на той стороне, коррекцию кривизны которых производят.
    Мы́шцы или му́скулы (от лат. musculus - мышца) - опорно-двигательный аппарат в совокупности с костями организма, способный к сократительной способности. Предназначены для выполнения различных действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания.