Литературно-музыкальная гостиная, посвященная Царскосельскому лицею "Прекрасен наш союз"

  • Гаврила Романович Державин
  • Александра Сергеевича Пушкина

  • Скачать 45.42 Kb.


    Дата04.10.2017
    Размер45.42 Kb.
    ТипКонспекты

    Скачать 45.42 Kb.


    «Прекрасен наш союз!» Литературно-музыкальная гостиная

    Дорогие друзья! Сегодня вы услышите рассказ об уникальном учебном заведении,

    которое стало одним из символов русской истории и культуры.

    Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

    Исто́рия Росси́и - описание истории Российского государства, насчитывающей более тысячелетия.

    Каждый год русская

    и мировая культура отмечают знаменательное событие – годовщину Царскосельско-

    го Лицея. Лицея, который принес славу России именами своих воспитанников:

    Александра Сергеевича Пушкина, Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера и

    многих других.

    Барон Анто́н Анто́нович Де́львиг (6 августа 1798, Москва - 14 января 1831, Санкт-Петербург) - русский поэт, издатель.

    СЛАЙД 1

    Давайте совершим путешествие в первые десятилетия 19-го века и увидим

    будущих поэтов двенадцатилетними мальчишками, узнаем, как они учились, и почему

    лицейские годы стали для них счастливейшими в жизни.

    Итак, в 1811 году по всей России пронесся слух: недалеко от Петербурга открывается

    особое учебное заведение, в котором небольшое число дворянских детей получит

    наилучшее образование, чтобы потом успешно участвовать в управлении и просвеще-

    нии России.

    19 октября 1811 года по повелению императора по повелению императора Александ-

    ра 1 состоялось торжественное открытие Царскосельского Лицея.

    Импера́торский Царскосе́льский лице́й (с 1843 по 1917 годы - Алекса́ндровский лицей) - привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год.

    СЛАЙД 2

    В Лицейском зале между колоннами был поставлен большой стол, покрытый красным

    сукном с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая царская грамота,

    дарованная Лицею. 30 мальчиков-лицеистов в парадных мундирах построились вдоль

    стены. Первый директор Лицея Василий Федорович Малиновский зачитал постанов-

    ление о Лицее: СЛАЙД 3

    « Учреждение Лицея имеет целью образование юношества. Лицей составляется из

    отличнейших воспитанников, а также наставников знанием и нравственностью

    заслуживающих доверия. По своему статусу Лицей приравнивается к лучшим госу-

    дарственным университетам Российской империи».

    По окончании церемонии инспектор показал каждому лицеисту его комнату.

    Вот как об этом вспоминает Иван Пущин, лицейский друг Пушкина: СЛАЙД 4

    «Инспектор привел Пушкина прямо на 4-й этаж и остановился перед комнатой, где

    над дверью была черная табличка с надписью «№ 13. Александр Пушкин».

    Это была комната, напоминавшая по своему объему и меблировке келью монаха:

    площадь 6 кв.метров, половинка окна (вторая у соседа). В каждой комнате – железная

    кровать, комод, конторка, зеркало, стул, кувшин с водой. На конторке – чернильница

    и подсвечник.»

    - 2 –

    Да, быт лицеистов нельзя было назвать роскошным. Но зато к их услугам были свет-

    лые просторные классы, спортивный зал для фехтования, огромная библиотека и

    прекрасный зеленый Царскосельский парк. СЛАЙД 5

    Лицеисты изучали языки: русский, латинский, французский, немецкий; математику,

    словесность и риторику, историю, географию. Обучались танцам, фехтованию, вер-

    ховой езде и плаванию. Программа обучения была рассчитана на 6 лет. Учебный год

    длился с 1 августа по 1 июля и в течение этого времени воспитанники не имели права

    покидать Царское Село.

    Давайте представим себе один день из жизни лицеиста.

    Итак, - начало 19-го века, Царское Село. Обычный понедельник. 6 часов утра. За

    окном дождь. СЛАЙД 6

    В коридоре гремит колокольчик дежурного гувернера. «Поднимайтесь, господа,

    поднимайтесь! Пора вставать!» А вставать так не хочется…

    Антон Дельвиг ( СЛАЙД 7 ) прислонился к стене в коридоре и пытается задремать.

    «Смотрите, наш Тося опять спит!» - смеются мальчишки.

    Саша Горчаков (СЛАЙД 8 )поправляет мундирчик, как всегда, тщательно причесывает-

    ся. Недаром его лицейская кличка - «Франт».

    А это что за маленький смуглый мальчишка с хитрой усмешкой проносится по коридо-

    ру? Успевает толкнуть Дельвига, взъерошить аккуратную прическу Горчакова.

    «Эй ты куда, Егоза?» - кричат одни. «Ну постой же, Обезьяна!» - грозятся другие.

    Кто этот задира? Ну, конечно, Саша Пушкин. (СЛАЙД 9) «Егоза», «Помесь тигра с

    обезьяной» - так прозвали его товарищи.

    Наконец, все лицеисты причесаны, одеты и строем отправляются на занятия.

    Первый урок – урок словесности. В класс неторопливо входит Николай Федорович

    Кошанский, знаменитый профессор русской и латинской грамматики. СЛАЙД 10

    - Ну-с, господа, проверим ваше домашнее задание.

    Домашнее задание - задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер[источник не указан 1368 дней].

    Вам было задано описать стихами

    розу. СЛАЙД 11

    Лицеисты один з другим читают стихи. Профессор морщится: нет, никуда не годится.

    И тут встает Пушкин:







    - 3 –

    Где наша роза?
    Друзья мои!
    Увяла роза,
    Дитя зари!
    Не говори:
    Вот жизни младость,
    Не говори:
    Так вянет радость.
    В душе скажи:
    Прости, жалею.
    И на лилею
    Нам укажи!

    Лицеисты восторженно аплодируют. Профессор улыбается: «Браво, Пушкин!

    Превосходно!»

    (Профессор Николай Федорович Кошанский старался развить в учениках творческий

    дар и часто давал им интересные задания, связанные со стихосложением.)

    Следующий урок – математика. Ее ведет Яков Иванович Карцев. (СЛАЙД 12) Мальчики

    тревожно перешептываются: ведь это один из самых строгих преподавателей. Первым

    Карцев вызывает отличника Володю Вольховского. Тот, как всегда, отвечает блестяще

    и получает оценку: «превосходно».

    - Пушкин Александр! – вызывае следующего ученика профессор. – Идите к доске и

    решайте алгебраическую задачу.

    Пушкин медленно идет к доске, вертит в руках мел, переминается с ноги на ногу,

    пишет какие-то формулы…

    - Ну-с, что же вышло? Чему равен икс? – спрашивает профессор

    - Нулю. - улыбается Пушкин.

    - У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите

    стихи.

    (Впоследствии Яков Иванович перестал требовать глубокого знания математики от

    Пушкина, Дельвига и других будущих поэтов, но зато с удовольствием занимался

    дополнительно с Горчаковым, Вольховским и прочими отличниками.

    Но вот настало долгожданное время первой прогулки. Лицеисты с шумом и криками

    выбегают в парк. (СЛАЙД 13)

    Саша Пушкин и Володя Вольховский затевают игру в мяч. Костя Данзас и Ваня Пущин –

    два лицейских силача устроили шуточную борьбу.

    Антон Дельвиг присел в углу аллеи на скамью. Напрасно зовут его товарищи: «Тося,

    где ты? Или к нам!» Он уже достал заветную тетрадь и перо. Его обычно сонное лицо

    горит вдохновением.

    - 4 –

    А вдалеке от всех на берегу Царскосельского пруда стоит высокий голубоглазый

    мальчик и мечтательно смотрит куда-то вдаль. (СЛАЙД 14)

    Это Федор Матюшкин. «Эй, Федя, Федернелка! Чего задумался? Смотри, в воду

    упадешь!» - смеются мальчишки. Матюшкин вздрагивает, оборачивается и с той же

    мечтательно-смущенной улыбкой отвечает: «Плыть хочется!»

    Следующий урок – география – любимый урок Феди. Он может с закрытыми глазами

    указать любую точку на карте и глобусе, умеет с помощью компаса определять сторо-

    ны света по звездам, перечислит все детали остастки парусных кораблей. Федя

    Матюшкин по прозвищу «Плыть хочется» мечтает о море – это знает каждый лицеист.

    Следующий урок – история. Молодой профессор Александр Петрович Куницын

    (СЛАЙД 15) о восстании Спартака. С гневом сравнивает рабство и крепостное право

    В России.

    Восста́ние Спарта́ка (лат. Bellum Spartacium или лат. Tertium Bellum Servile, «Третья война с рабами») - величайшее в древности и третье по счёту (после первого и второго Сицилийских восстаний) восстание рабов.

    Крепостное право Крепостно́е пра́во - совокупность юридических норм, закрепляющих наиболее полную и суровую форму феодальной зависимости. Включает запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежат принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда - возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

    , говорит о естественном праве каждого человека на свободу, на счастье.

    Есте́ственное пра́во (лат. jus naturale) - понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения.

    Мальчики слушают его, затаив дыхание. Не эти ли уроки станут фундаментом

    будущего восстания декабристов?

    Восста́ние декабри́стов - попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии.

    Учебный день подходит к концу. Обед, потом вечерние уроки танцев и фехтования.

    После уроков лицеисты отдыхают. Миша Яковлев, по прозвищу «Паяц 200 номеров»

    развлекает товарищей, изображая мимикой и жестами педагогов и надзирателей.

    (СЛАЙД 16) Володя Вольховский медленно шагает по комнате, положив на плечи

    тяжелые словари. Он мечтает стать военным и исправляет осанку. (СЛАЙД 17)

    А Саша Пушкин, миновав дежурного воспитателя, убежал в темные аллеи Царско-

    Сельского сада, где будет бродить полночи, нахмурив брови, с искусанным пером

    во рту и сочинять стихи. )СЛАЙД 18)

    Так шли лицейские годы – день за днем.

    Не все дни были одинаково безмятежными. Нередко среди лицеистов вспыхивали

    ссоры, и чаще всего их зачинщиком был Сергей Комовский по кличке «Лиса», притвор

    щик и ябедник.

    Очень страдал от насмешек товарищей Вильгельм Кюхельбекер по прозвищу

    «Кюхля».

    Вильге́льм Ка́рлович Кюхельбе́кер (10 (21) июня 1797, Санкт-Петербург, Российская империя - 11 (23) августа 1846, Тобольск, Российская империя) - русский поэт и общественный деятель, друг Пушкина и Баратынского, однокурсник Пушкина по Царскосельскому лицею, коллежский асессор, декабрист.

    (СЛАЙД 19) Долговязый , неуклюжий, гордый и очень вспыльчивый, он

    писал длинные унылые баллады, которые Пушкин не уставал высмеивать:

    «Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб мне заснуть скорее!» «И было мне, мои друзья,

    и кюхельбекерно, и тошно!»

    Один раз Вильгельм, доведенный до отчаяния, бросился с царскосельский пруд.

    К счастью, пруд был глубиной с вершок и он всего лишь испачкался в тине.

    - 5 –

    Другой раз Кюхля вызвал Пушкина на дуэль. Секундантами были Пущин и Дельвиг.

    Они зарядили пистолеты клюквой. Первым стрелял Кюхельбекер и промазал.

    Пушкин стрелять отказался.

    Вильгельм закричал ему: «Стреляй! Стреляй!» А Пушкин ответил: «Полно дурачиться,

    милый, пошли чай пить.»

    Так все ссоры между лицеистами заканчивались дружеским примирением.

    Лицейские годы пролетали в дружбе, в учебе и забавах, в сочинении стихов.

    Лицейские преподаватели часто приходили по вечерам к воспитанникам. Вместе

    Они пили чай, беседовали о жизни, об искусстве и истории, читали друг другу стихи.

    Молодые талантливые профессора относились к воспитанникам с уважениям,

    старались воспитать в них дух чести и товарищества, отвращение к холопству,

    чувство собственного достоинства.

    Группа «Третье поколение» написала песню «Царскосельский Лицей» о жизни и

    дружбе юных лицеистов. Сегодня эту песню исполнят для вас ученики 9 А класса.

    В 1815 году в Лицее состоялся публичный экзамен-смотр, чему научились воспитан-

    ники за три с лишним года. На экзамене должен был присутствовать величайший

    русский поэт 18-го века Гаврила Романович Державин.

    Гаврии́л (Гаври́ла) Рома́нович Держа́вин (3 июля 1743, село Сокуры, Казанская губерния - 8 июля 1816, имение Званка, Новгородская губерния) - русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.

    (СЛАЙД 20)

    Пушкин так вспоминал об этом:

    «Державин был прижизненной легендой. Как узнали мы, что Державин будет к нам,

    все мы взволновались.

    Наконец, вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух

    шагах от него. Я не в силах описать состояние души моей, когда я дошел до стиха,

    где упоминаю имя Державина. Голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось

    с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда

    убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять. Меня искали,

    но не нашли.»

    Для самого Пушкина этот экзамен стал одним из важнейших событий жизни.

    Он чувствовал себя как паж, получивший посвящение в рыцарский сан.

    И в эти годы Лицей подарил Пушкину первую любовь. Светлую, истинно поэтическую

    любовь пробудила в Пушкине сестра одного из его лицейских товарищей

    фрейлина Екатерина Павловна Бакунина. (СЛАЙД 21)





    - 6 –

    Пушкин пишет в своем дневнике: «Я счастлив был!.. Нет, вчера я не был счастлив.

    Поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением, стоя под окошком, смотрел

    на снежную дорогу – ее не было видно! Наконец, я потерял надежду, вдруг – встре-

    чаюсь с ней на лестнице – сладкая минута! Как она мила была! Как черное платье

    пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ее 19 часов – ах! – какое наслаждение,

    какая мука! Но я был счастлив пять минут!»

    Романс на стихи Александра Сергеевича Пушкина исполнит Андрей Апарин

    К концу обучения лицеисты из беззаботных мальчишек превратились в образован-

    ных юношей, независимых и смелых, мечтающих о реформах в России, об отмене

    крепостного права.

    Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва - 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) - русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

    Лицей, как рассадник свободомыслия стал беспокоить царя Александра 1. Он рас-

    порядился завершить обучение на 3 месяца раньше положенного.

    Выпуск прошел тихо и скромно. Собрались в актовом зале. (СЛАЙД 22)

    Профессор Куницын прочитал речь. Царь раздал награды – медали и похвальные

    листы.

    10 июня 1817 года выпускники покинули Лицей навсегда.

    Широкие знания из самых разных областей науки, умение свободно мыслить, гар-

    моничное умственное и физическое развитие – все это дал Лицей своим ученикам.

    Физическое развитие Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.

    Но главной чертой Лицея была атмосфера всеобщего братства учителей и воспитан-

    ников, дружба, которую они сохраняли и поддерживали в течении всей своей

    жизни.

    Вглядитесь же снова в лица этих юношей. Они жили, влюблялись, писали стихи,

    мечтали о будущем. Представляем вашему вниманию видеоклип на песню Микаэла

    Таривердиева «Мы были». В клипе использованы кадры из фильма «18-14», посвя-

    щенному знаменитым воспитанникам Царскосельского Лицея

    Да, по-разному сложились судьбы воспитанников. Но все они до конца своих дней

    праздновали 19 октября – день рождения Царскосельского Лицея.

    На прощание мы хотим вам пожелать, чтобы ваши школьные годы были озарены

    такой же дружбой, какая была среди лицеистов, чтобы вы могли когда-нибудь проци-

    тировать пушкинские строки, обращая их к своим друзьям:

    Друзья мои, прекрасен наш союз! Куда бы нас ни бросила судьбина
    Он, как душа, - неразделим и вечен. И счастие куда б ни повело, -
    Неколебим, свободен и беспечен! Все те же мы: нам целый мир – чужбина.
    Срастался он под сенью дружных муз. Отечество нам – Царское Село!



    Первая страница
    Наша команда
    Контакты
    О нас

        Главная страница



    Литературно-музыкальная гостиная, посвященная Царскосельскому лицею "Прекрасен наш союз"

    Скачать 45.42 Kb.