Массовые зрелища в Античную эпоху

  • Содержание
  • Введение
  • Древняя Греция - взаимосвязь религии, зрелищ, спорта и общественной жизни в условиях полисов
  • Олимпийские игры и сходные зрелища
  • Древнегреческий театр

  • Скачать 50.22 Kb.


    Дата25.06.2019
    Размер50.22 Kb.
    Типкурсовая работа

    Скачать 50.22 Kb.

    ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    "ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М. ШИРОКОВА"

    Кафедра культурологии

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине Прикладная культурология

    на тему: Массовые зрелища в Античную эпоху

    Студент гуманитарного факультета

    2 курс, группа 3212112, 28 мая 2014 Бриштен Д.В.

    Руководитель: Лазарева В.В.

    Минск 2014

    Содержание

    • Введение
    • Древняя Греция - взаимосвязь религии, зрелищ, спорта и общественной жизни в условиях полисов
    • Олимпийские игры и сходные зрелища
    • Древнегреческий театр
    • Римская империя - взаимосвязь восточных и европейских культурных субстратов на основе культур Греции и Рима
    • Бои гладиаторов - кровавые зрелища в эпоху раннего христианства
    • Цирк в Древнем Риме
    • Римский театр
    • Заключение
    • Список использованной литературы

    Введение

    Античная эпоха оставила нам богатое культурное наследие. Невозможно переоценить значимость литературных, художественных, религиозных, правовых, научных и иных направлений и достижений доставшихся нам от греков и римлян. Влияние античных авторов на средневековое и современное мировоззрение неоспоримо во многих сферах деятельности людей, в том числе важен и религиозный фактор, понимаемый как главенствующий в первоначальной сути массовых празднеств, гуляний, зрелищ… Многообразие форм, ситуаций, разноплановая направленность иных массовых мероприятий в Античности до сих пор будоражит умы человечества. В Греции потомки ахейцев играли на Олимпийских играх, участвовали в празднествах посвященных богам или являлись зрителями драмы, также свободно и непредвзято справляли Дионисии и Амфестерии, вкушая вино и отдаваясь веселью и бурной радости. [11, стр.82] Некоторые торжества и праздники (особенно в сельской местности) носили яркий эротический окрас. Следуя выводам некоторых авторов, такие игрища не осуждались в то время и носили позитивный оттенок. [11, 832] В Древнем Риме же помимо празднеств, веселых торжеств, театральных и цирковых представлений также были распространены довольно брутальные зрелища. Это бои гладиаторов, казни, травля зверей… Довольно любопытно, то, что в целом позитивные римские празднества вдруг обрели противовес себе в виде Колизея, с его побоищами. Тем более что Колизей, как арена битв функционировал и после принятия Римом христианства, как основной религии. [13, стр.54] Впрочем, и культы подобным вакханалиям имели место быть в Римской империи, чего не было, к примеру, в Греции. Хотя изначальная суть этого культа явно заимствована греческих обрядов, связанных с почитанием Диониса. Однако такими разнузданными оргиями, а также связанными с ними убийствами, эллины не провоцировали себя в глазах своей страны. [14, стр.137] Массовые зрелища в Античную эпоху явились предпосылкой к сути понимания тех явлений в массовой культуре, которые происходили в Средние века и нашли отражение в наше время во всем многообразии форм культмассовых мероприятий, культов, празднеств. Я попытаюсь рассмотреть игровые, религиозные, социальные и иные факторы, повлиявшие на появление, зарождение и развитие массовых зрелищ в Древней Греции и Римской Империи.

    Древняя Греция - взаимосвязь религии, зрелищ, спорта и общественной жизни в условиях полисов

    Главенствующую роль в фактически любом изначальном государственном образовании играет религия. Древняя Греция, Ассирия, Древний Египет, Ведийская цивилизация - одни из древнейших цивилизаций, возникновение государственности которых было предопределено религиозными факторами. В рассматриваемом мной контексте, религия в бассейне Эгейского моря, представляла собой особый сплав верований и поклонений определенным богам. Такие микенские боги как Зевс, Посейдон, Аид представляли и олицетворяли собой не что иное, как могущественные силы природных явлений и связанных с ними смертельных угроз. Гроза, шторм, ураган, землетрясение и ужасающие последствия заставляли население свято верить в силу спасения от таких деструкций путем приношения жертв своим грозным смотрителям. [2, стр.58] Природа острова Крит и южной части Балканского полуострова отличается горными хребтами, небольшими горными речками, холмами и небольшими долинами. Омываемая морями часть полуострова изобилует красивыми бухтами и заливами. Эстетика местности повлияла на развитие культуры в целом регионе, однако наивысшей степени ощущения красоты она приобрела на острове Крит в период развития здесь цивилизации. Именно природный фактор сыграл важнейшую роль в древнегреческой религии. Острова часто подвергались землетрясениям, нередко сила их разрушений была ужасающей. К деструктивным природным факторам тут же следует добавить штормы, ливневые дожди, засушливые годы, жестокий голод, болезни и эпидемии. Для защиты от стихийных бедствий жители обращались за помощью к своим многочисленным богам и богиням. [9, стр.34] Центральной фигурой минойского пантеона Богов являлась великая богиня - "владычица" (так она именована в надписях оставшихся на Крите времен Ш - IIтыс. до н.э.). Второй бог являл собой стихийные силы природы и был представлен в образе могучего бога-быка. Чтобы умиротворить грозного бога приносились многочисленные жертвы, в том числе и человеческие, что позднее отразилось в древнегреческом мифе о Минотавре. [9, стр.66] Следует заметить, что древнейшая культура цивилизации Минойского Крита была глубоко религиозной. Об этом можно судить, например, по дворцу Кносса, который представлял собой не столько дворец, сколько громадный комплекс состоящий из многих культовых сооружений, таких как площадки для ритуальных таинств, святилищ, алтарей, многих других элементов религиозной составляющей дворца. После завоевания Крита ахейцами в середине II тыс. до н.э. из минойской культуры, а также культур коренного населения юга Балканского полуострова (пеласгов, лелегов и карийцев) ими были взяты некоторые элементы культа и религии, которые были причудливо трансформированы в грандиозный пантеон греческих богов и связанные с ним ритуалы. То, что известно нам по великим творениям античных авторов начала I - го тыс. до н.э. Гомера "Илиада” и "Одиссея”, а также "Теогония” Гесиода происходило именно в период расцвета Микенской цивилизации, возникшей на материковой Греции. Ахейцы, в отличие от жителей Крита не ладили между собой, что привело в конце II-го тыс. до н.э. к упадку цивилизации. [1, стр.156]

    К началу I-го тыс. до н.э. в Греции возникают полисы - это города - микро-государства на всей территории Эгейского бассейна. К VIIV векам до н.э. полисы переживают расцвет культуры, общественно-политического строя. Эту эпоху назвали классический период Древней Греции. Эллины - таково самоназвание греков, в период расцвета классической эпохи преуспели во многих областях науки и культуры. В это время возникают такие грандиозные праздники как Олимпийские Игры, Панафинеи великие, Дионисии городские. Развиваются демократические принципы управления государством, хотя рабы, как рабочая сила на этом этапе используется повсеместно. [1, стр.56] Формируется принцип "аскезы” - системы различных тренировок, включавших, в зависимости от целей человека, философские, религиозные, атлетические тренинги. В этих условиях древнегреческое общество принадлежало, во всяком случае, от гомеровской до классической эпохи, к категории так называемых компетитивных обществ, в которых важное значение имела установка индивида на то, чтобы превзойти окружающих в достижении своих жизненных целей. [10, стр.104] Применяя принцип аскезы, и, руководствуясь принципами общественного уклада жизни в достижении славы, гражданин мог и достигал определенных высот. А в Спарте спартиаты, долгое время, руководствуясь этими принципами, находились в относительной независимости от внешней политики других полисов, делая ставку на военизированное общество "равных среди равных”, кроме илотов (рабов) и ремесленников. [1, стр. 205]

    Агон - (бсефЮ) доблесть, вот к чему стремился грек. Из этого агонального принципа многие видные исследователи выводят и зарождение спорта: оно плавно вытекает из соревновательного принципа и жизненного уклада греков Гомеровской и Архаической эпох. Игры и спортивные зрелища сулили не только материальную выгоду, сколько славу и связанный с ней успех. В этом просматривается очевидная параллель с таким современным видом спорта, как бодибилдинг. Стоит отметить, что спорт (атлетика) и военная тренировка в ту эпоху весьма различалась. [3, стр.115] Именно поэтому в Риме, создавшем армию профессионалов, с пренебрежением относились к атлетам. [3, стр.122] В целом же дух агона повлиял не только на спортивные, но и культурные и научные достижения греков. В религиозной жизни эллины не придерживались такого строгого порядка в полисах, присущего минойской эпохе. [2, стр.96]

    Однако массовые мероприятия при отправлении культов, празднеств и ритуалов указывают нам на мифологизированное и глубоко религиозное самосознание всего населения Древней Греции. Наиболее полно об этом свидетельствует греческий календарь. Календарь греков - это календарь праздников, установленный для всеобщего сведения под покровительством Аполлона Дельфийского, для того чтобы обряды, установленные в честь каждого бога, совершались в свое, определенное время. Из истории мы знаем, что большинство мировых календарных праздников приходится на природный календарь, основанный на земледелии. [1, стр.26] Календарь греков здесь не является исключением. Сельскохозяйственные работы сопровождались обрядами и праздниками, посвященными, главным образом, Деметре. Во время осеннего сева праздновались Фесмофории; зимой, когда посевы в Греции прорастали и зеленели, совершались жертвоприношения Деметре Хлое (зелени); а когда наступало время обмолота зерна, праздновались Фалисии. Доминантная роль на всех греческих мероприятиях отводилась мужчинам. Хотя в Греции женщинам в общественной жизни было позволено немногое, но на некоторых праздниках совершать таинства и обряды могли только они. Мужчины в них не участвовали и не присутствовали. Таков был праздник осеннего сева Фесмофории.

    Однако не все праздники носили подчеркнуто земледельческий характер, хотя их корни в определенной степени, так или иначе, росли из них. Таковы, к примеру, Элевсинские мистерии - таинственный культ, сущность которого до сих пор не выяснена до конца. Известно, что простые смертные - крестьяне, тем более рабы, простые граждане к этому культу не допускались. Вероятнее всего, жрец осуществлял особый сакральный акт, при котором избранный участник мистерий наделялся особой силой, знанием или особым даром. Гомер и Гесиод создали образы греческих богов, и позднее правители полисов сооружали монументальные храмы в их честь (Парфенон, храм в Коринфе) где проводились грандиозные обряды и торжества. Особый размах они приобрели в Афинах, после победы греков над персами. Грандиозные жертвоприношения, на которых порой убивали сотни животных, сопровождали культовые церемонии. Аристофан, упоминая о праздниках в тот период, пишет лишь о пирах и ярмарках, приуроченных к нему. Верховные боги стали еще более величественными и славными, но религиозное чувство уступило патриотизму и любви к зрелищам, празднествам и пирам. [2, стр.155] Таким образом, мы видим, что религия, за весь древнегреческий период прошла многие стадии и достигла наивысшего расцвета в культурных традициях греков к классическому периоду. В целом можно сделать вывод о том, что "хлеба и зрелищ” требовало как общество простолюдинов, так и высшее сословие. Возникшее из родоплеменных отношений и религиозного мироощущения, через многие трансформации иных религий и верований, руководствуясь принципом Агона, эллинское общество возвело массовые зрелища, игры и празднества на высшую ступень своей цивилизации. Культурный прорыв жителей Эллады в области подобных мероприятий предвосхитил многие виды и формы нынешних культмассовых явлений.

    Олимпийские игры и сходные зрелища

    Праздничные игры в Древней Греции изначально носили преимущественно ритуальный характер. Это были, например, состязания на тризне, чтобы почтить память покойного. Древние греки считали лучший способ отблагодарить богов - это устроить спортивные соревнования. Наивысшим спортивным праздником, который знала Греция классического периода, были Олимпийские Игры. [10, стр.129]

    Предыстория Игр уходит корнями к Микенской и Минойской цивилизации. В данной связи интересен миф о Тесее, который, как известно, победил чудовище Минотавра во дворце Кносса - лабиринте. Предысторией этого мифа явился миф о том, как Андрогей - сын царя Миноса, поплыл в город Фивы на состязания атлетов, однако был подло убит из засады соперниками. Осиротевший Минос наложил на афинян страшную дань, согласно которой ежегодно на Крит посылали человеческую жертву для чудовища во дворце Миноса. Много позже этих событий Тесей убил Минотавра. [9, стр.34] Как известно расцвет Минойской культуры пришелся на 1700-1400 г. до н.э. а к середине XV в.Д. н.э. Крит был захвачен ахейцами. Можно сделать вывод, что родоначальниками спортивных состязаний были ахейцы в период расцвета Микенской цивилизации. Об этом свидетельствует и Гомер в бессмертном эпосе "Илиада”. [1, стр.129] Афинский герой Ахилл под стенами Трои устраивает погребальные игры в честь своего павшего друга Патрокла, павшего от руки троянского героя Гектора. Ахейские герои состязаются в дискометании, беге, борьбе, кулачном бою, в беге колесниц и копьеметании. В конце игр Ахилл назначает соревнования по стрельбе из лука. Стоит заметить, что ни в одну эпоху эти соревнования не проводились на Олимпийских играх. Говоря о героях, упомяну таких атлетов как Геракл, Тесей, бегун Ахилл, лучник Филоктет, братья Диоскуры - кулачный боец Кастор и всадник Полидевк, универсальный состязатель Одиссей… [3, стр.56]

    Согласно эллинской мифологии существует как минимум три версии основания Олимпийских Игр. В первой из них главное божество Олимпа - Зевс, празднуя победу над своим отцом Кроносом учредил Игры. Боги тоже могли принимать участие в Играх. Однако в большей степени они являлись покровителями атлетов. Апполон - превосходный стрелок из лука и дискобол. Посейдон - покровитель состязаний возничих. Собственно Игры от официальной даты своего основания, а скорее всего с IX в. до н.э. праздновались в честь Зевса Олимпийского в местечке Олимпия в Элиде на берегу реки Олфей и являлись частью культа в его честь. Однако со временем формирования греческого общества и принципа Агона, традиционные и доминирующие культовые обряды отошли на второй план. Доминтой стали именно спортивные состязания. Таким образом, Олимпия издревле была объединяющим и культурным центром Эллады. [3, стр.44]

    По второй версии Геракл Старший Идейский, придя в Олимпию с Крита, первый устроил тут состязания и увенчал победителей ветвями оливы. Третья версия считается самой интересной и романтичной. Эта легенда о царе Элиды Эномае, которому было предсказано, что он умрет от руки зятя. Пророчество сбылось - жених его дочери Гиподамии Пелопс одолел царя, использовав хитрость. В честь своей победы он постановил организовывать Олимпийские Игры каждые 4 года. В V веке до н.э. в Олимпии был возведен грандиозный храм Зевса на западном фронтоне, которого было изображена скульптурная группа по сюжету этого мифа Интересен тот факт, что внук Пелопса - Геракл Фиванский младший совершая 12 подвигов возобновил Олимпийские Игры, к тому времени уже забытые. [3, стр.48]

    Прежде чем перейти к документальным свидетельствам о Играх, нужно упомянуть о тех спортивных решениях, которые применяли греки для участия в них. Изначально участниками Игр была военнизированная ахейская знать, что видно из мифов и легенд. По этим мифам можно сказать, что самым старый учитель (педотриб и педоном) - кентавр Хирон, обучавший таких будущих героев как Ахилл, Кастор, Полидевк и других. Позже, с началом становления полисов в Играх участвовали не только знатные люди, но и простые граждане. [1, стр.278]

    В Элладе не существовало единой системы физического воспитания, поэтому главенствовали в основном две школы - спартанская и афинская. Различались они тем, что в Спарте существовала олигархическая военно-сословная система по принципу равенства, за исключением рабов. В этой системе мужчина неизменно становился воином спартиатом, с детства изнуренный различными силовыми нагрузками. В Афинах торжествовала демократия и поэтому силовые нагрузки в школах всех типов были разумно разбавлены нагрузками умственными. В целом физическим упражнениям придавалось существенное значение, ведь красота и гармония тела не контрастировала с принципом Агона. Убого сложенного человека беспрестанно могли осмеивать по причине его недоразвитости и это не считалось дурным тоном в то время. Следовательно многие граждане совершенствовали свое тело, в том числе и для того, чтобы снискать себе славу на Олимпийских Играх. [3, стр.68]

    О забытых Олимпийских Играх говорит еще одна легенда, которая имеет под собой серьезные основания. Во времена становления полисов вражда между ними могла исчисляться годами и десятками лет. Царь Элиды Ифит обратился к оракулу с вопросом: как прекратить междусобицы и раздоры? И получил ответ: возобнови забытые Олимпийские Игры. Поскольку Элида враждовала в основном со Спартой, Ифит предложил спартанскому законодателю Ликургу последовать совету оракула. Они составили устав, по которому на время Игр объявлялось перемирие (экехейрия). Закон соблюдался очень строго и не в последнюю очередь именно он способствовал более тесно сплочаться грекам во время кризисов и войн. Закон был начертан на медном диске, который, по свидетельствам греческого географа Повсания, еще в его время (II в. до н.э.) хранился в одном из храмов. Также его видел и описывал Аристотель. Предположительно договор был заключен в 884г. до. н.э. А первое документальное подтверждение начала Олимпийских Игр начинается с 776 г. до н.э. [3] Именно в этом году в беге на одну стадию (185 метров) победил представитель Элиды Кореб, имя которого первым было внесено на почетную доску олимпиоников. [1] С этого года счет велся непрерывно до официального запрета Игр.

    Местом проведения Игр была Олимпия, область в долине реки Алфея при впадении в нее ручья Кладея. Долина была окружена холмами и горами. Одна из гор называлась Олимпом, а другая Кроном. Местом проведения праздника была Альтида - священная оливковая роща. К концу IV века до н.э. ее обнесли белокаменной стеной из мрамора. За три месяца до Игр из долины выходили священные послытеоры несшие благую весть о Играх по всей Греции, Малой Азии и Причерноморью. Также они провозглашали священное перемирие, которое должно было длиться не менее 3х месяцев. Праздник длился 5 дней подряд из них, первый день отводился на религиозные шествия, три дня на спортивные мероприятия, и последний день на жертвоприношения и чествование победителей. В пределах Альтиды распологались храмы и алтари. В ее окрестностях был расположен огромный, обрамленный коллонадой Олимпийский гимнасий и здание палестры. Тут можно было и тренироваться, и состязаться. Также присутствовал бассейн, вероятно, для гигиенических целей. Игры устраивались раз в 4 года - это время именовали олимпиадой. К VI веку до н. э сформировался полный комплекс и общепринятый ритуал самих празднеств, к участию в нем допускались все эллины. К этому времени Олимпийские Игры приобрели общегреческое значение, превратились в празднества, олицетворяющие едиство эллинов как этнической общности. В V веке до н.э. был разработан устав. Уставу Игр почти всегда строго следовали все участники и представители полисов. Следуя канонам договора о экейхерии, один из пунктов Устава гласил, что воюющие полисы не имеют права принимать участие в Играх, таким образом, мирная, просветленная сторона Игр очень важна для миропонимания эллинов, как общности. [3]

    Интересный факт. На первых 13-ти Олимпийских игр атлеты состязались лишь в одном виде спорта - беге. Дистанция измерялась стадиями (по легенде стадий отмерял сам Геракл). Слово стадион является калькой со слова стадий. В дальнейшем до 145 олимпиады вводились все новые (на самом деле забытые) виды соревнования - кулачный бой, длинный бег, пятиборье, состязание колесниц, панкратий и скачки и другие менее важные игрища. В Олимпийское пятиборье входили простой бег, прыжок в длину, метание диска, метание копья и борьба. Судейэлланодиков было вначале только двое, но позже штат расширился до 12-ти человек! Они следили за ходом состязаний, за соблюдением олимпийских правил и даже за режимом и питанием атлетов. Очень многие атлеты античности обладали феноменальной силой. Древние греки имели обыкновение фиксировать достижения. В VI веке до. н.э. силач Евмаст поднял с земли каменный блок весом в 480 кг. О прославленном античном борце Полидаме передавали следующее: одной рукой он мог остановить мчащуюся колесницу и то, что подобно Геркалу, он задушил руками льва на горе Олимп в Фесалии. Наградой победителю был специальный венок, сплетенный из ветвей оливы из Олимпии. Имя победителя высекалось на специальной мраморной плите. Высокие награды и почет ждали олимпионика за пределами Олимпии. Поскольку эллины были глубоко религиозным обществом, то как они считали, без благосклонности Зевса победа бы не далась в руки атлету. Поэтому вместе с олимпиоником и весь полис был окружен соответствующей харизмой победы. [3]

    На Игры стремилась попасть вся элита - философы, скульпторы, художники, политики, ораторы, драматурги и поэты. Здесь они выступали не только в качестве зрителей, но и вели дискуссии, выступали со своими произведениями перед зрителями. Здесь читал отрывки из своей "Истории" Геродот, выступали ораторы Лисий, Демосфен, философ Платон и многие другие представители элиты. Скульпторы получали здесь заказ на изготовление статуй победителей, а поэты - на оды в их честь. Лучшие архитекторы обустраивали Олимпию прекрасными зданиями. Каждая Олимпиада становилась мощным катализатором в развитии греческой культуры. Она стала местом духовного общения лучших умов Греции. Второго такого праздника античность не знала. [1]

    Однако эллины не ограничивались, в силу своих агонистических устоев, страстью к достижениям, одними соревнованиями типа Олимпийских Игр. Аналогичную, хотя, видимо, меньшую роль играли и другие общегреческие празднества: Пифийские игры в Дельфах (начало с 582 г. до н.э., проводились на 3-й год каждой Олимпиады). Истмийские игры в Коринфе (начало с 581 г. до н. э, проводились на 1 и 3-й годы Олимпиады два раза в год), Немейские игры (начало с 537 г. до н.э.). Организованные по образцу Олимпийских игр, они проводились по аналогичной с олимпиями процедуре. [1]

    Также как в случае с играми в Олимпии, фактически все вышеописанные игры имеют свои легенды и мифы об их основании. Так один из мифов о образовании Истмийских игр повествует о том, как храбрый герой Тесей победил разбойника Скирона. Скирон обитал на морском побережье возле Мегариды и промышлял разбоем и грабежом. Ограбленных он заставлял мыть ноги, а затем сталкивал их в море. Тесей убил Скирона и в ознаменование этого события учредил Истмийские Игры. Немейские игры, по версии Павсания, учредил царь Адраст в память своего деда Пелия. На Истмийских играх, посвященных богу морей Посейдону, проводились конные ристалища, выступления атлетов, музыкантов и поэтов. Победители награждались венками из сосновых ветвей или свежего сельдерея. Из общеэллинских празднеств лучше всего в литературе освящены Олимпийские Игры. Но доподлинно известно, что программа атлетических состязаний на играх пифийских, истмийских и немейских почти не отличалась от олимпийской, или, говоря точнее, там не было никаких специфических видов состязаний, которые бы не проводились в долине Алфея. [3]

    Стоит упомянуть также так называемые тесеи, гереи, ликейские игры, панафинеи. Этим списком зрелища не ограничивались, однако в силу их неспецифичности и малых о них сведениях, описания я не привожу. Специфика панафиней была в шестидневных сроках проведения соревнований, различием в награде победителя. Наградой служило священное оливковое масло, которое разливалось в специальные панафинейские амфоры. Они были украшены росписью на мифологические и спортивные сюжеты. На одной из сторон амфоры обязательно изображалась главная покровительница этих состязаний - сама богиня Афина. Чемпион по бегу получал 60 (!) амфор с оливковым маслом - чем меньшее место занял атлет, тем меньше он получал амфор. Панафинейские амфоры изготовлялись в больших количествах на протяжении почти трех столетий. Благодаря этому до нашего времени дошло довольно много образцов великолепных изделий эллинских гончаров и художников. Гиреи были праздником Агона для женщин! Между Олимпиадами на берегах Алфея и Кладея устраивались игры в честь богини Геры. Они были не так разнообразны, как олимпийские. Главным состязанием был женский бег. Женский стадий был в 6 раз короче мужского. Что касается происхождения игр, то один из мифов гласит: воздавая Гере благодарность за счастливый брак с Пелопсом, Гипподамия собрала на состязания 16 женщин и устроила первые гереи. Сохранилось предание, будто в тот день победительницей оказалась афинянка Хлорида, дочь Амфиона. Постепенно от бега эллинские спортсменки перешли к более сложным видам агонистики. Киниски - дочь спартанского царя Архидама. Ей принадлежат несколько побед на играх в состязаниях колесниц. Медное скульптурное изображение коней Киниски стояло в самом почетном месте Олимпии - в передней части храма Зевса. Ведь именно эти лошади побеждали не только на гереях: воспользовавшись законом Олимпийских игр, Киниска прислала свою упряжку на 105-е олимпийские игры. Они принесли своей отважной и прекрасной хозяйке олимпийскую славу и олимпийский венок. [3]

    Что касается упадка Олимпийских Игр, то здесь существует связь между событиями V и IV веков до. н.э. Агонистические устои начинают колебаться с ростом науки и, на мой взгляд главное - философии. Критике подвергаются сами игры и некоторые состязания. А тут еще, как некстати, настает кризис рабовладельческой системы. Триумфальными войнами Александра Македонского эллинский мир обеспечился огромной дешевой рабочей силой. Дешевый труд порождает разделение труда, узкую специализацию ремесленников. Соответственно на тренировки мастерам из-за объема работы не было времени. Это только одна из причин. После утраты Грецией самостоятельности агонический стимул был утрачен. Игры превратились фактически в банальную традицию. После захвата Греции Римом эта традиция превратилась в формальность. В 86 году до н.э. император Сулла беззастенчиво ограбил храмы, вывез все ценности, а приглашенных спортсменов высокомерно вытребовал в Рим. Последние олимпийские игры античности состоялись в 393 году н.э. А последним олимпиоником, чье имя зафиксировано на мраморных скрижалях, оказался даже не грек, а могучий армянский князь Вараздат - несокрушимый кулачный боец. Между прочим, слава олимпионика в немалой степени способствовала тому, что, вернувшись в родную Армению, князь Вараздат стал царем Вараздатом. …Через год декретом императора Феодосия I Олимпийские игры были запрещены как "богопротивные и языческие" и возродились только в 1896 году. Как видно, Олимпийские игры были эффективным средством выживания греческого общества, предохраняющее его от самоуничтожения в братоубийственных войнах и сплотившего нацию в борьбе за общие интересы. [1]

    Древнегреческий театр

    Истоки древнегреческого театра, как и других массовых зрелищ, уходят корнями в минойскую и мекинский периоды Древней Греции. С середины 3-го тыс. до н.э. на о. Крит проводились разнообразные культовые, религиозные и спортивные мероприятия. Также есть косвенных данные, указывающие на то, что, возможно, проводились и некие инсценировки театрального характера. Однако эти данные весьма скудные. [1] Историки не пришли пока к единому мнению относительно этих зрелищ. Археологические исследовании и находки позволяют нам судить о характере этих мероприятий. Сосуд из АяТриада (XVв до н.э.) демонстрирует нам процессию крестьян, которая весело распевая под музыку систра, проносят длинные вилы для сбивания с деревьев оливок. Они проходит перед зрителями, впереди шествует "начальник" - примечательно, что фигуры крайне выразительны, связаны в едином хоровом ритмическом движении. Также существуют критские фрески с изображениями процессий людей и групп зрителей, сидящих на возвышениях перед театрально-зрелищной площадкой. [5] Раскопки дворцов открыли взору археологам зрелищно-театральные площадки и ступенчатые места для зрителей на 500 и более мест в Кноссе, Фесте, Маллин и других городах Крита. [4] В Иллиаде Гомер как минимум единожды упоминает о театрально-зрелищных действиях в Микенскую и Минойских культурах. Вот эти выдержка:

    древняя греция зрелище рим

    Там же Гефест знаменитый извил хоровод разновидный, Оному равный, как древне, в широкоустроенном Кноссе, Выделал хитрый Дедал Ариадне прекрасноволосой.

    Юноши тут и цветущие девы, желанные многим, Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками.

    Иллиада, песнь XV-III-590-593. [4]

    Исходя из этих данных, вполне можно сделать вывод о том, что после захвата Крита ахейцами, часть неких театрально-зрелищных реалий перешла и в Микенскую культуру. И уже впоследствии, после того, как Гомер воспел богов и героев в своих трудах, а культ Диониса, в связи с применением дифирамба, приобрел драматические черты, форма театра начинает проявляться более - менее явственно ближе к классической эпохе Древней Греции.

    Истоки же театра в эллинизме мы находим в культе посвященном богу Дионису. Дионис - бог нового происхождения. У Гомера он почти не упоминается, его нет в сонме олимпийских богов. Дионис вначале выступает как бог производительных сил природы и, вероятно, только позднее - как бог винограда и виноделия. Культ Диониса возник, по-видимому, на севере Греции, во Фракии, и в VIII-VII вв. до н.э. распространился по всей Греции. Распространение его было подготовлено существованием в Греции других земледельческих божеств (в частности богини Деметры), но своим успехом новая религия обязана была социально-экономическим причинам. Вначале Дионис, как было сказано выше, выступает как бог творческих сил природы. По-видимому, только позже Дионис становится богом винограда, виноделия и веселья. Но он - исконный покровитель и плодовых деревьев, цветов и всего растущего. Даровав людям вино. Дионис радует этим их сердца и отгоняет всякую печаль и заботы. Он - покровитель муз и способствует развитию драматического искусства. Совершенно очевидно, что последняя функция бога не была первоначальной, а раз - велась позже. В честь Диониса по всей Греции справлялись несколько раз в году празднества. Вначале они. отличались большой простотой. Так, древнегреческий писатель и историк Плутарх (ок.46 - ок.120 гг.) сообщает, что в древнейшее время праздник Вакха справляли совсем просто, но достаточно весело: шла процессия, неся кувшин с вином; затем вели козла, потом шел один человек, который нес корзину с фигами. На этих празднествах распевались хвалебные песни в честь Диониса, рассказывавшие о страданиях бога и о его торжестве над своими врагами. На празднествах Диониса выступали и ряженые: участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Но наряду с торжественными и печальными песнями на таких празднествах распевались и веселые песни. Люди, опьяненные вином, олицетворявшим самого Вакха, благодарили бога, крича: эвоэ! В честь Вакха приносили жертву - ему закалывали козла. Из этих сельских празднеств выросли драматические представления. Самое слово "трагедия" происходит из двух греческих слов: "трагос" - козел и "одэ" - песнь, и обозначает, таким образом, "песнь козлов". Ведь спутниками Диониса были сатиры, составлявшие "козлиный" хор, - да и самого Диониса нередко изображали в виде козла. Слово "комедия" также происходит из двух греческих слов: "комос" и "одэ". Словом "комос" греки обозначали шествие на сельском празднике в честь Диониса подвыпившей ряженой толпы, осыпающей шутками и насмешками прохожих. [4]

    Имея представление о религии Диониса и о посвященных ему праздниках в Древней Греции, перейдем теперь к вопросу о дифирамбе. Впервые слово "дифирамб" встречается в одном фрагменте Архилоха, лирического поэта VII в. до н.э.

    И владыке Дионису дифирамб умею я

    Затянуть прекраснозвучный, духом винным упоен!

    "Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева М., Гослитиздат, 1963, стр.66”.

    Драматург VIV вв. до н.э. Пратин называет Диониса "прославляемым в дифирамбах". И, наконец, Платон, хотя в его время дифирамб служил уже и прославлению некоторых греческих героев - определяет его как песнь на праздновании рождества Диониса. Таким образом, не подлежит никакому сомнению, что дифирамб во все времена был самым тесным образом связан с культом Диониса, а вначале принадлежал ему исключительно. В течение долгого времени после своего появления дифирамб рассматривался как вид народной песни, прославляющей Диониса. Его исполняли сами крестьяне на своих деревенских празднествах. Этот первоначальный дифирамб был усовершенствован и введен в художественную литературу Арионом - поэтом, жившим в VII-VI вв. до н.э. Арион был родом с острова Лесбоса, но большую часть своей жизни провел среди дворян, при дворе коринфского тирана Периандра. Византийский словарь древностей "Суда" 2 (X в. н.э.) сообщает, что Арион был изобретателем дифирамба трагического характера и что он ввел сатиров, говоривших стихами.

    Последнее указывает на то, что в лирическую песню была введена декламация стихов. Повидимому, эти стихи и представляли собой диалог между хором и его руководителем (запевалой). Можно следующим образом представить себе исполнение дифирамба "козлиным" (то есть сатирийским) хором. Запевала хора рассказывал стоявшей вокруг толпе о страданиях бога или какого-либо местного героя. Он пел и играл в одно и то же время. Это и называлось "зачинать дифирамб". Дифирамб у Ариона, таким образом, далеко отошел от своего первоначального образца и имел ряд чисто драматических черт. Нетрудно увидеть, что эти черты в значительной степени привнесены именно запевалой или зачинателем дифирамба. Он рассказывал о жизни Диониса, о его страданиях, отвечал на вопросы хора. Вот почему Аристотель указывал в своей "Поэтике", что трагедия произошла от запевал дифирамба. Однако это была еще рудиментарная форма трагедии. Ее лирические части, исполнявшиеся хором из пятидесяти сатиров, значительно преобладали над диалогами, являвшимися, скорее, интерлюдиями между запевалой и хором. Свидетельство Аристотеля о происхождении драмы относится не к самому начальному моменту ее зарождения. Что касается первых ростков драмы, то их следует искать в тех обрядовых играх, которые существовали в Греции еще до распространения культа Диониса и были связаны с землевладельческими работами и с культом демонов природы и плодородия или местных героев. Однако именно в связи с распространением культа Диониса, с расширением и углублением мифов, посвященных этому богу, первые ростки греческой драмы должны были получить могучий импульс для своего дальнейшего развития. [4]

    Отдельно стоит обратить внимание на развитие литературного жанра в Элладе. Драма и трагедия в театре V века целиком и полностью зависела от поэтов и драматургов. В ходе борьбы между аристократией и демократией в VIIVI вв. до н.э. рушатся не только экономические устои родового строя, но происходят значительные сдвиги и в области идеологии. Сильно меняются все привычные воззрения и понятия - нравственные, бытовые и эстетические. В литературе ведущим жанром становится лирика. Эпос, прославляющий героев древности, уже не может полностью удовлетворить духовных запросов народных масс, хотя он по-прежнему высоко ценится и является существенным элементом воспитания. Для эпохи социальных движений VIIVI вв. Эпос уже не был художественным отражением реальной обстановки, существовавшей в то бурное время. Необходима была такая литература, которая давала бы народу непосредственные импульсы для активной деятельности. Как ответ на эту потребность появилась лирика, ставшая ведущим литературным жанром эпохи. [5]

    На первые три десятилетия VI в. до н.э. приходится учреждение в различных государствах Греции общегреческих игр описанных выше. Наряду с гимнастическими состязаниями на всех этих играх происходили состязания поэтов и музыкантов. Не подлежит сомнению, что организация публичных поэтических и музыкальных состязаний в VI в. до н.э. в значительной степени подготовляла устройство в V в. до н.э. таких же больших и торжественных состязаний и в области драмы. [1]

    В V в. до н.э. лирика уже не играет прежней ведущей роли - ее оттеснила на второй план трагедия. Ход социальной борьбы в конце VI и в начале V в., развитие общества и государства ставили перед афинским гражданином ряд новых вопросов, ответа на которые он уже не мог найти в современной ему лирике. В условиях напряженной социальной борьбы конца VI - первой половины V в. перед каждым гражданином афинского полиса вставал вопрос о том, какое место он должен занять в этой борьбе, о его социальном поведении. Новые жизненные отношения требовали такого литературного жанра, который с наибольшей полнотой смог бы отразить их. Таким жанром и явилась драма. Но драма (и в первую очередь именно греческая трагедия) стала не только новым литературным жанром: она писалась специально для постановки на сцене и сделалась основой нового театрального искусства.

    Трагедия многим была обязана эпосу, из которого заимствовала свои сюжеты. Но трагический поэт относился к старинным преданиям так же, как несколько раньше относился к ним лирический поэт. Главный интерес драматурга сосредоточивается не на самом мифологическом событии, а на том участии, какое принимают в нем мифологические персонажи: на мотивах, побуждающих героя к тому или иному действию, на столкновениях действующих лиц. Зарождающаяся к концу VI в. до н.э. новая драма очень многим обязана лирике VIIVI вв. В самом деле, раскрытие душевных переживаний человека достигло в греческой лирике высокой степени совершенства. Но это как раз и требуется для драмы, где действующие лица должны давать мотивировку своим поступкам, раскрывая в то же время волнующие их чувства и стремления. [4]

    Хотя театральное искусство сохраняло связь с культом Диониса, лишь одна из дошедших до нас трагедий - "Вакханки" Еврипида - говорит непосредственно о Дионисе. За время, отделяющее греческую трагедию от ее архаических прототипов, прежде всего, расширился самый круг сюжетов. Правда, их попрежнему брали из той же мифологии, но на праздниках в честь Диониса наряду со страданиями ("страстями") самого бога стали воспевать и изображать подвиги героев древности. Так возникли трагедии о Геракле, Агамемноне, Эдипе и других героях. В 534 г. до н.э. так называемый "тиранн" (единоличный правитель) Афин Писистрат, покровительствуя народному культу Диониса, организовал в Афинах первые официальные драматические представления, на которых выступил с драмой Феспид. Феспид (другая русская форма - Теспис), родился в Аттике ок.580 г. до н.э. Он выделил из хора особого исполнителя - актера, получившего название "гипокрит", то есть ответчик.

    По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Гораций в "Послании к Пизонам" рассказывает, что Феспид разъезжал по деревням, договариваясь с тем или иным демом (сельский округ, пользующийся самоуправлением) о праздничном представлении. Трагедия Феспида уже далеко ушла от первоначального дифирамба, но все же в ней не было диалога в настоящем значении этого слова или в лучшем случае употребление его было сведено до минимума. Почти вся трагедия состояла еще из песен хора и актера. От произведений Феспида до нас дошли только несколько заглавий его пьес. Считают, что Феспид также ввел усовершенствование в одежду актеров. О Фринихе дошло несколько больше сведений. Он был, повидимому, самым знаменитым из драматургов - предшественников Эсхила. Фриних одержал победу на состязаниях трагиков на 67й Олимпиаде (512-508 гг. до н.э.). Плутарх называет его победителем еще и в 476 г. С именем Фриниха связывают введение в трагедию женских персонажей, что, однако, некоторыми учеными оспаривается. Фриних считался хорошим поэтом, прекрасным актером и певцом. До нас дошли названия десяти его пьес. Две трагедии Фриниха - "Взятие Милета" и "Финикиянки" - отражали современные поэту политические события. Среди других предшественников Эс - хила следует назвать Пратина, считавшегося создателем сатировской драмы, но писавшего также и трагедии. От одной его пьесы сохранилось тринадцать стихов у Афинея. Это, повидимому, отрывок из партии хора. Автор ведет здесь с комическим пылом судебное дело против своей флейты. Однако он не требует полного устранения флейты, а желал бы только, чтобы она не заглушала его пения. [5]

    В удивительном расцвете классической эпохи поднялись такие гиганты трагедии, драмы и комедии как Эсхил, Софокл, Еврипид и другие поэты и драматурги. Стоит кратко рассказать о двух величайших из них. [4]

    Эсхил родился в Элевсине, близ Афин, в 524 г. до н.э. и происходил из знатного рода. Несомненно, что уже в детском и юношеском возрасте Эсхил хорошо познакомился с эпосом, и в первую очередь с произведениями Гомера. Время, в которое жил Эсхил, было насыщено событиями всемирно-исторического значения. Эсхил в качестве гоплита (тяжеловооруженный воин пехоты) принимал участие в трех решающих сражениях, которые, в сущности, предопределили исход греко-персидских войн. Эсхил был современником, свидетелем и участником этого огромного культурного подъема, охватившего Афины после Саламинской битвы. Он дал трагедии глубочайшее идейное содержание, тесно связанное с запросами современной поэту жизни. Его произведения воспитывали гражданские чувства греков, живших в эпоху решающих битв с персами, и вместе с тем доставляли им огромное эстетическое наслаждение. Для выражения идейной сущности своих произведений Эсхил нашел и новую художественную форму. Драматург ввел второго актера и открыл тем самым возможность более глубокой разработки трагического конфликта и усиления действенной стороны театрального представления. Введение второго актера повело за собой и развитие диалога, который в старой трагедии имел лишь зачаточный характер. Таким образом, введение диалога тоже было делом Эсхила. Классическая форма, приданная Эсхилом трагедии, сохранялась на всем протяжении истории античного театра. Наиболее славные сочинения Эсхила - "Молящие”, "персы”, "Семеро против Фив”, "Прометей прикованный”, единственная трилогия "Орестея”, дошедшая до наших дней полностью. Переворот, произведенный Эсхилом в театральном искусстве, смысловая глубина его произведений и их художественное совершенство создали ему славу образцового трагического поэта. Только за его произведениями в V и в IV вв. до н.э. признавалось право на повторные постановки. Однако в эллинистическую эпоху торжественный язык его произведений казался уже трудным для понимания, и современники этой эпохи охотнее обращались к Софоклу и Еврипиду. Эсхил оказал свое влияние и на римскую драматургию: ряд римских трагиков занимались переделкой его пьес. [4]

    Софокл родился в 497 (или 496) г. до н.э. в Колоне, предместье Афин. Софокл изучал Гомера и лирических поэтов, посещал пале - стру и получил награду на гимнастических состязаниях. По своим способностям и внешности Софокл выделялся среди афинских юношей; именно поэтому в 480 г. на празднестве в честь Саламинской победы шестнадцатилетнего Софокла избрали запевалой юношеского праздничного хора. Годы зрелости Софокла падают на эпоху расцвета афинской демократии, во главе которой стоял Перикл. При Перикле Афины становятся культурным центром Греции. Писатели, художники и философы съезжаются в Афины со всех концов тогдашнего греческого мира. Софокл был современником и свидетелем этого громадного духовного подъема, охватившего Афины времени Перикла. Софокл подружился с Периклом и их дружба продолжалась до смерти Перикла. Также он лично знал Эсхила, Еврипида, а также историка Геродота, с которым у него были дружеские отношения. Известность Софокла как драматурга начинается с 468 г., когда он одержал победу над Эсхилом, который до того времени сохранял первенство на трагической сцене. Вслед за тем следует ряд непрерывных успехов Софокла. Он одержал двадцать четыре победы и ни разу не оказался в состязаниях на третьем месте. За участие в перевороте Софокл наряду с другими виновными предстал перед судом. Суд оправдал восьмидесятипятилетнего поэта, и он спокойно прожил в Афинах до своей смерти в 406 г. до н.э. За свою долгую жизнь Софокл был свидетелем расцвета афинской рабовладельческой демократии и ее кризиса в последней четверти V в. до н.э. лишь немного не дожил поэт до страшного поражения Афин в Пелопоннесской войне. Софокл написал всего свыше ста пьес - трагедий и сатировских драм. Но полностью сохранилось всего семь трагедий, а от остальных дошли лишь отрывки или даже только заглавия. Это - "Аякс”, "Антигона”, "Электра”, "Эдипцарь”, "Трахинянки”, "Филоктет”, "Эдип в Колоне”. Софоклу, приписывается введение третьего актера. Благодаря этому действие стало гораздо живее, а игра разнообразнее. Обрисовка характеров в самом действии после введения третьего актера сделалась полнее. Хотя число участников хора Софокл довел до пятнадцати человек, но, в общем, значение хора по сравнению с Эсхилом он уменьшил за счет увеличения диалогической части трагедий. Софокл сам писал музыку к лирическим частям своих трагедий - он был и поэтом и композитором одновременно, между тем как Еврипид поручал составление музыки для своих трагедий другим лицам. Наконец, с именем Софокла связывается еще одно усовершенствование в театральной технике: он ввел декорационную живопись. Искусство перипетии и узнавания становится у Софокла гораздо более сложным, чем у Эсхила. Являясь учеником и продолжателем дела Эсхила, Софокл понимал самую сущность трагедии иначе, чем его великий предшественник. Давно уже было высказано мнение, что Софокл заставил греческую трагедию спуститься с неба на землю и сделал ее более человеческой. На первом плане у Софокла стоит интерес к человеку с миром его душевных переживаний - его мыслей, страстей, чувств, возникающих у него в той борьбе, которую он ведет за осуществление поставленных целей. Настоящей основой действия в трагедии для Софокла является воля человека. [4]

    Театр в Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство в лице своих должностных лиц. Постановка приходилась на зимнее время в период празднования Великих и Малых Дионисий, Леней. На Великих Дионисиях шли трагедии и комедии. Почти все свои победы Эсхил, Софокл и Еврипид одержали, по-видимому, на этом празднике. Организация драматических состязаний была доверена разным должностным лицам. На Великих Дионисиях и Ленеях распорядителями являлись высшие должностные лица государства, члены коллегии архонтов (так называемый архонтэпоним на первом празднике, и архонтбасилёвс - на втором). Постановками на Сельских Дионисиях распоряжались демархи (сельские выборные магистраты). При постановке пьес происходили состязания драматургов. Желавший поставить свою пьесу должен был просить у архонта хор. Архонт мог дать драматургу хор или же отказать ему в этом. Это предоставление хора было первой оценкой пьесы. Принятые к постановке пьесы оплачивались за счет государства, причем некоторые авторы получали высокий гонорар. К состязанию допускались три драматурга. Каждый из них должен был представить по четыре пьесы: три трагедии и одну сатировскую драму. Три трагедии, связанные единством сюжета, составляли трилогию. После трилогии шла сатировская драма. Сами состязания продолжались три дня. До открытия состязаний происходил так называемый проагон (то есть предварительное состязание), игравший роль отчасти извещения зрителей, отчасти генеральной репетиции. Проагон проходил не в театре, а в Одеоне. Это было специальное здание, построенное вождем афинской демократии Периклом для музыкальных состязаний. Говоря об актерах, стоит заметить, что в основном играл один, после реформы Эсхила два и затем три актера одновременно. Актером мог быть только свободный человек. Актеры, как и драматурги, принимали в VIV вв. самое деятельное участие в общественной жизни. Их могли избирать на высшие государственные должности в Афинах и даже отправлять в качестве послов в другие государства. Однако победителями на драматических состязаниях вначале признавались только хорег и драматург. Что касается актеров, то они в расчет не принимались. Объясняется это тем, что на первых порах драматург был единственным, а когда при Эсхиле появились два актера, то по крайней мере главным исполнителем своих произведений. Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагический и комедийный актер должен был не только хорошо декламировать стихи драмы, но уметь петь и танцевать. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали большую силу и звучность голоса, его выразительность и безукоризненность дикции и доводили до большого совершенства искусство пения. Но, кроме того, греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусством движения в широком смысле этого слова, что требовало в свою очередь большой работы. Актеры носили маски, и поэтому мимика лица как одно из средств театральной выразительности для зрителей исчезала. Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста. Маска проникла в греческий театр вследствие исконной связи последнего с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Это мы видим еще и теперь у народов, стоящих на низкой ступени культурного развития. Для каждой отдельной роли требовалась и особая маска. Ио иногда актер, игравший одну и ту же роль, должен был менять маску, если по ходу пьесы надо было показать резко изменившееся лицо. Маски делались из дерева или из полотна. В последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски закрывали не только лицо, но и всю голову, так что волосы прически были укреплены на маске, к которой в случае надобности прикреплялась также и борода. Характерными элементами актерского костюма были хитоны и плащи. Для трагедий, комедий и сатирических драм использовались различные комбинации тех или иных элементов костюма. Подробно на них я останавливаться не буду. [4]