«Оптимизация занятий по физической культуре у детей с кохлеарной имплантации»


Скачать 83.04 Kb.


Дата01.10.2017
Размер83.04 Kb.

Скачать 83.04 Kb.

 «Оптимизация занятий по физической культуре у детей с кохлеарной имплантации»

 

        Современное общество является  одним из фундаментальных основ развития уровня толерантности к окружающим, имеющие психофизиологические отклонения в развитии.

Физи́ческая культу́ра (греч. phýsis, природа + культура) - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Максимальная интеграция  людей с разными недугами осуществляется  многокомпонентными  исследованиями, в ходе которых задача становится трудновыполнимой  не без участия государства. А именно: медицинское обеспечение, дошкольное и физическое воспитание средне специальное образование, трудоустройство, и т.д.

Главное военно-медицинское управление (ГВМУ). Ранее - Центральное военно-медицинское управление (ЦВМУ).

Еще в начале двадцатого столетия Л.С. Выготский писал о том, что надо думать не о том, чтобы изолировать и выделять детей с дефектами в развитии, а о том, как раньше и теснее вводить в жизнь.

      Кохлеарная имплантация (КИ) - на сегодняшний день это единственный оптимальный метод реабилитации против абсолютной глухоты. Этот метод при его рациональном использований позволяет человеку безболезненно влиться в среду слышащих, дает возможность воспринимать высокочастотные звуки, которые люди с большой потерей слуха не слышат даже с помощью мощных слуховых аппаратов. Большое значение в процессе работы над слухом ребенком помимо деятельности педагога-дефектолога, логопеда, родителей имеет физическое воспитание. На данном типе занятий активно работает дыхательная система ребенка, для полноценного выполнения заданий необходимо слышать и понимать педагога, продолжается процесс общения между детьми, что немаловажно, на повышенном эмоциональном фоне, положительно воздействовать на слухоречевую сферу ребенка, так как с помощью слуха человек получает большое количество информации.

Слуховой аппарат Слухово́й аппара́т - это электронный звукоусиливающий прибор, применяющийся по медицинским показаниям при различных формах стойких нарушений слуха.

Нарушение слуха Нарушение слуха - полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Нарушением слуха может страдать любой организм, способный воспринимать звук. Звуковые волны различаются по частоте и амплитуде.

Дыхательная система Дыха́тельная систе́ма (лат. systema respiratoriа) - система органов человека и других животных, которая служит для газообмена организма с окружающей средой (обеспечивает поступление кислорода и выведение углекислого газа).

      Данное исследование проводилось на базе «КГУ СОШИ для детей с нарушением слуха» г. Караганды. В данном учреждении  обучаются дети с кохлеарными имплантами. Все они разделены на два типа групп: массовые, с детьми, не имеющими психофизических отклонений, и смешанные, в которых обучается по 12 чел. (8 – слуховыми аппаратами и 4 - с кохлеарными имплантами). В исследовании принимали участие 15 воспитанников от 11 до  17 лет. Из них 5 детей перенесли операцию кохлеарной имплантации.

Кохлеарный имплантат - медицинский прибор, протез, позволяющий компенсировать потерю слуха некоторым пациентам с выраженной или тяжёлой степенью нейросенсорной (сенсоневральной) тугоухости.

      Целью данного эксперимента является  включение в занятия по физическому воспитанию наглядного материала в виде карточек с изображением заданий. Правильное восприятие заданий позволяет детям с нарушенным слухом выполнять на занятии более важные функции, чем созерцание и повторение за другими детьми. Наличие графического изображения заданий и схем позволяет также сделать занятия более разнообразными и развивать у детей чувство пространственной ориентации (что не будет лишним и на занятиях в массовых группах). Но главной, на наш взгляд, задачей является развитие слухоречевого восприятия.

        Для каждой возрастной группы было подготовлено по 20 карточек с изображениями различных заданий (движение, схема перемещения по залу, ориентация оборудования). Также для каждого обследуемого ребенка нами была разработана таблица, в которую заносился список двигательных действий, предъявляемых ребенку в виде изображений и схем. В течение эксперимента предлагались три способа предъявления материала: зрительное представление, зрительное и речевое и, самое сложное, только речевое предъявление материала.(без ошибок, с недочетами, с грубыми ошибками)http://student.ksu.kz/images/67685-html-507233fb.jpg

1. Ходьба на носках   

 2. Лазанье по гимнастической стенке   

 3. Бросание мяча в паре     

         В данном анализе оценивалось восприятие изображений слышащими детьми. Ребенку предъявлялся весь набор картинок, и если он самостоятельно понимал действие, которое от него требуется выполнить, то изображение использовалось на занятиях со слабослышащими. К концу эксперимента нами предполагался полный переход на речевые указания.

Перед тем как использовать графический материал на занятиях, со слабослышащими детьми проводились ознакомительные уроки с объяснением содержания изображений. Исходя из результатов собеседований с педагогами-дефектологами, для каждого ребенка были разработаны рекомендации - с какого способа предъявления материала начинать обучение. Это зависело от речевого материала, усвоенного ребенком к началу учебного года.

Учебный год - период времени от начала занятий до основных каникул, обозначающий годичный цикл учебного процесса (отсюда и название) в образовательных учреждениях. Обозначается номерами двух следующих друг за другом календарных годов, на которые приходится данный учебный год (например, «2017/2018 учебный год»).

       Оценивая моторную плотность занятий, мы обратили внимание на тот факт, что числовые показатели в начале года немного понизились, что, видимо, связано с новым способом предъявления материала. К концу учебного года процент двигательной активности достиг допустимых значений в зависимости от типа урока. Важно заметить, что этот результат получен независимо от того, кто являлся ведущим в данных занятиях. Если раньше был необходим постоянный контроль за действиями ведущего-слабослышащего (что отвлекает внимание воспитателя за действиями остальной части группы, а в среднем школьном возрасте оно особенно важно), то к концу года большинство детей могли на слух воспринимать и выполнять команды педагога.

Школьный возраст - определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения.

      Использование наглядного материала на уроках физкультуры позволяет развивать коммуникативную функцию у детей, развивает ощущение собственной важности и ответственности на занятиях. Например, задания по показу. Ребенку дается карточка с изображением действия (или речевая инструкция), которое он сам должен показать и объяснить детям.

Есть исключения, и это можно объяснить тем, что операция была сделана ребенку в более старшем возрасте. Занятия оказали положительное влияние на формирование и понимание речи. На занятиях по физическому воспитанию используется большое количество слов и словосочетаний, которые характерны именно для этого типа урока, что дает возможность значительно расширить словарный запас ребенка.

Слова́рный запа́с, лексико́н - набор слов, которыми владеет человек.

На первом году обучения использовалось наглядное предъявление материала. К концу обучения в младшей и средней группах большинству детей материал предъявлялся в виде картинки и речевого описания. Некоторые дети уже в этой возрастной группе могли понимать задания без показа педагога. В старшей и подготовительной группах к концу года все дети воспринимали задания на слух. Для детей с кохлеарными имплантами характерно агрессивное и напряженное поведение, замедленность в действиях. Их активное участие на уроках по физической культуре, для которых характерен повышенный эмоциональный фон, помогает снять ощущение напряженности и агрессии. Дети более открыты и активны на всех занятиях, и не только. Этот вывод сделан на основании педагогических наблюдений.

 

Дудова В.Р.