Организация проектной деятельности школьников на уроках технологии

  • Профильное обучение
  • Метод проектов
  • Учебное пособие
  • Российской академии образования
  • Социальное проектирование

  • Скачать 98.95 Kb.


    Дата14.10.2017
    Размер98.95 Kb.
    Типдипломная работа

    Скачать 98.95 Kb.

    Для оценивания уровня результативности изучения технологии по критериям когнитивный, деятельностный и личностный были разработаны соответствующие методики. Эксперимент (от лат. experimentum -- проба, опыт) - метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Эксперимент проводился в 2 этапа - констатирующий и формирующий. Целью констатирующего эксперимента является выявление первоначального уровня результативности изучения технологи школьниками (в обоих классах). Для выявления уровня результативности изучения технологии мы использовали метод тестирования (для оценки показателей когнитивного критерия) - приложение Г, метод анализа работ учащихся и выполнения творческих заданий (для оценки показателей деятельностного критерия); тестирования приложение Д, самооценки и экспертной оценки (для оценки показателей личностного критерия). В результате мы получили следующие данные (таблицы 2-4) и (рисунок 2-4). Таблица 2 Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание композиционных основ изделий из различных материалов» на нулевом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 3 2 Средний 9 11 Низкий 3 2 Рисунок 2. Уровень изучения результативности изучения технологии по показателю «знание композиционных основ изделий из различных материалов» на нулевом срезе Анализ результатов показывает, уровень результативности изучения технологии по показателю «знание композиционных основ изделий из различных материалов» в основном средний как и в контрольном, так и в экспериментальном классах. По показателю: «знание конструктивно-технологических основ обработки» мы получили следующие данные (таблица 3), (рисунок 3). Таблица 3 Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание конструктивно-технологических основ обработки» на нулевом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 1 3 Средний 12 9 Низкий 2 3 Анализ результатов по показателю: «знание конструктивно-технологических основ обработки» показывает, что большинство учащихся имеют средний уровень. Рисунок 3. Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание конструктивно-технологических основ обработки» на нулевом срезе. По показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» мы получили следующие данные (таблица 4), (рисунок4).

    Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья наемных работников и приравненных к ним лиц в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Таблица 4 Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» на нулевом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 2 3 Средний 9 7 Низкий 4 5 Результаты по показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» показывают средний уровень знаний. При оценивании показателей деятельностного критерия получены следующие результаты. По показателю «умение выбрать композиционное решение изделия» мы получили следующие данные (таблица 5), (рисунок 5). Рисунок 4. Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» на нулевом срезе Таблица 5 Результат анализа показателя «умение выбрать композиционное решение изделия» на нулевом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 4 5 Средний 9 9 Низкий 2 1 Рисунок 5. Результат анализа показателя «умение выбрать композиционное решение изделия» на нулевом срезе В результате представленных данных можно сделать следующий вывод в контрольной и экспериментальной группах среди учащихся преобладает средний уровень. В результате анализа показателей «умение разработать конструкцию и технологию изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования» мы получили следующие данные (таблица 6), (рисунок 6). Таблица 6 Уровень «умение разработать конструкцию и технологию изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования» на нулевом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 2 3 Средний 12 11 Низкий 1 1 Рисунок 6. Уровень «умение разработать конструкцию и технологию изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования» на нулевом срезе В результате представленных данных можно сделать следующий вывод: в контрольной и экспериментальной группах большинство учащихся имеют средний уровень. Для оценки показателей по личностному критерию мы выделили 3 показателя: 1. творческие способности; 2.

    Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

    техническое мышление; 3. способность к саморазвитию Результаты экспертной оценки по показателю «творческие способности» показывают следующее (таблица 7), (рисунок 7). Таблица 7 Результаты оценки по показателю: «творческие способности» на нулевом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 4 3 Средний 10 11 Низкий 1 1 Рисунок 7. Результаты экспертной оценки по показателю: «творческие способности» на нулевом срезе В результате представленных данных можно сделать следующий вывод: в контрольном и экспериментальном классах среди учащихся преобладает средний уровень. Результаты по показателю «техническое мышление» представлены ниже (таблица 8), (рисунок 8). Таблица 8 Уровень сформированности технического мышления у школьников на нулевом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 4 3 Средний 10 11 Низкий 1 1 Рисунок 8. Уровень сформированности технического мышления у школьников на нулевом срезе Эти результаты свидетельствуют о среднем уровне сформированности технического мышления у школьников на нулевом срезе. Для выявления уровня сформированности результативности изучения технологии по показателю «способность к саморазвитию» был применен метод экспертных оценок.

    Экспе́ртное оце́нивание - процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).

    Результаты представлены ниже (таблица 9), (рисунок 9). Таблица 9 Уровень результативности изучения технологии по показателю «способность к саморазвитию» на нулевом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 3 4 Средний 10 10 Низкий 2 1 Рисунок 9. Уровень результативности изучения технологии по показателю «способность к саморазвитию» на нулевом срезе Результаты экспертных оценок показывают, что способность к саморазвитию в обоих классах находится в основном на среднем уровне. Заинтересованность школьников к изучению технологии на нулевом срезе оценивалась с использованием самооценки, метода экспертных оценок и метода анализа работ учащихся. В результате выявлено, что заинтресованность школьников к изучению технологии и в контрольной и в экспериментальной группах находится на среднем уровне, что видно из таблица 10 и рисунок 10. Таблица 10 Уровень заинтересованности школьников к изучению технологии на нулевом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 3 4 Средний 10 10 Низкий 2 1 Рисунок 10. Уровень заинтересованности школьников к изучению технологии на нулевом срезе Таким образом, по полученным в ходе констатирующего эксперимента данным можно следующий вывод: как в контрольной, так и в экспериментальной классах результативность изучения технологии, оцениваемая по предложенным нами критериям, таким как когнитивный, деятельностный и личностный - сформированы на примерно одинаковом, в основном среднем уровне. Это позволяет оценивать контрольную и экспериментальную группу как равнозначные по уровню результативности изучения технологии на начальном этапе эксперимента. У учащихся имеется достаточно высокий потенциал роста к более высоким показателям. Это позволило нам провести формирующий этап эксперимента, на котором в экспериментальном классе была реализована разработанная нами методика организации проектной деятельности школьников на уроках технологии. 2.2 Методика организации проектной деятельности школьников на уроках технологии Разработанная нами методика организации проектной деятельности школьников на уроках технологии состоит в следующем. Во-первых, согласно календарно-тематическому плану школьникам выдается задание на проектирование. Оно предполагает выбор изделия для изготовления и составления конструкторской и технологической документации, которая будет представлена школьником к защите в виде пояснительной записки.

    Техническая документация - набор документов, используемых при проектировании (конструировании), создании (изготовлении) и использовании (эксплуатации) каких-либо технических объектов: зданий, сооружений, промышленных товаров, программного и аппаратного обеспечения.

    Выбор осуществляется из перечня объектов труда, предложенных учителем и представленных в виде банка объектов труда, имеющего следующую структуру (рисунок 11). Рисунок 11. Структура банков объектов труда Далее ученик под руководством учителя в течение времени, отведенного на выполнение проекта (обычно один месяц) работает над оформлением пояснительной записки и изготовлением объекта труда. Последовательность этапов выполнения работы соответствует структуре пояснительной записки. Она представлена следующим алгоритмом: 1. Разработка композиционного решения изделия, его эскиза и описания внешнего вида. 2. Выбор конструктивного решения изделия. Разработка его конструкции. 3. Разработка технологии изготовления изделия с учетом выбранных материалов и оборудования. 4. Изготовление изделия. 5. Защита проекта. Для оценки выполненного проекта разработаны критерии его оценивания, которые могут варьироваться в зависимости от объекта труда и возрастных особенностей учащихся. Оценка работы учащегося осуществляется по трем параметрам: 1. Оценка объекта труда. 2. Оценка пояснительной записки. 3. Оценка защиты проекта. Критерии оценки объекта труда: 1) гармоничность композиционного решения; 2) конструктивность; 3) технологичность; 4) экономичность; 5) качество изготовления. Критерии оценки пояснительной записки: 1) логическая структура; 2) обоснованность выводов и предложений; 3) качество представленного графического материала; 4) соответствие требованиям к данному виду работ; 5) грамотность и аккуратность. Критерии оценки защиты проекта (презентации результатов): 1) четкость и лаконичность представленного материала; 2) доступность изложения и обоснованность выводов; 3) контакт с аудиторией; 4) аргументированность ответов на заданные вопросы; 5) риторика. В процессе выполнения работы над проектом деятельность учащихся является самостоятельной, выполняется при помощи учителя. Характеристика деятельности учащихся и учителя на разных этапах выполнения проекта представлена в приложении Е. После реализации в экспериментальной группе разработанной методики организации проектной деятельности учащихся на формирующем этапе эксперимента был проведен контрольный срез. 2.3 Анализ и интерпретация результатов эксперимента На констатирующем этапе мы провели нулевой срез по исследованию результативности изучения технологии и заинтересованности школьников к изучению технологии с помощью ряда методик. На формирующем этапе в ходе реализации методики организации проектной деятельности школьников на занятиях по технологии мы провели итоговый срез, результаты которого представлены ниже. Получены следующие результаты (таблица 14), (рис. 12). Таблица 14 Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание композиционных основ изделий из различных материалов» на итоговом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 5 9 Средний 8 4 Низкий 2 2 Рисунок 12. Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание композиционных основ изделий из различных материалов» на итоговом срезе Таким образом, результаты исследования уровеня результативности изучения технологии по показателю «знание композиционных основ изделий из различных материалов» в ходе формирующего эксперимента показывают более высокий уровень в экспериментальной группе, где по всем выделенным показателям большинство учащихся находятся на высоком уровне, в то время как в контрольной группе преобладает средний уровень. Таблица 15 Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание конструктивно-технологических основ обработки» на итоговом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 3 7 Средний 11 8 Низкий 1 0 В результате представленных данных можно сделать следующий вывод: в контрольной группе показывают средний уровень знаний, а в экспериментальной группе высокий уровень. Рисунок 13. Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание конструктивно-технологических основ обработки» на итоговом срезе Таблица 16 Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» на итоговом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 3 9 Средний 10 3 Низкий 2 3 Рисунок 14. Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» на итоговом срезе Результаты по показателю: «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» в контрольной группе показывают средний уровень, а в экспериментальной группе высокий уровень. Таблица 17 Результат анализа показателя «умение выбрать композиционное решение изделия» на итоговом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 5 11 Средний 8 3 Низкий 2 1 Рисунок 15. Результат анализа показателя «умение выбрать композиционное решение изделия» на итоговом срезе В результате представленных данных можно сделать следующий вывод: в контрольной группе показывают средний уровень знаний, а в экспериментальной группе высокий уровень. Таблица 18 Уровень «умение разработать конструкцию и технологию изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования» на итоговом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 4 12 Средний 10 2 Низкий 1 1 Рисунок 16. Уровень «умение разработать конструкцию и технологию изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования» на итоговом срезе В результате представленных данных можно сделать следующий вывод: в контрольной группе показывают средний уровень знаний, а в экспериментальной группе высокий уровень. Таблица 19 Результаты экспертной оценки по показателям: «творческие способности» на итоговом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 5 10 Средний 10 5 Низкий 0 0 Рисунок 17. Результаты экспертной оценки по показателю «творческие способности» на итоговом срезе Результаты экспертной оценки по показателю: «творческие способности» в контрольной группе показывают в основном низкий и средний уровень, а в экспериментальной группе - высокий и средний уровни. Таблица 20 Уровень результативности изучения технологии по показателю «технического мышления» на итоговом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 6 13 Средний 8 2 Низкий 1 0 Результаты, по показателю «технического мышления» в контрольном классе показывают средний уровень, а в экспериментальном классе - высокий уровень Рисунок 18. Уровень результативности изучения технологии по показателю «технического мышления» на итоговом срезе Таблица 21 Уровень результативности изучения технологии по показателю «способность к саморазвитию» на итоговом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 4 10 Средний 10 3 Низкий 1 2 Рисунок 19. Уровень результативности изучения технологии по показателю «способность к саморазвитию» на итоговом срезе Анализ результатов по показателю «способность к саморазвитию» показывает, что большинство учащихся контрольного класса имеют средний уровень, а учащиеся экспериментального класса - высокий уровень. Таблица 22 Уровень результативности изучения технологии по показателю «к изучению технологии» на итоговом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (14) ЭГ (14) Высокий 3 11 Средний 10 2 Низкий 2 2 Рисунок 20. Уровень результативности изучения технологии по показателю «к изучению технологии » на итоговом срезе Результаты по показателю «к изучению технологии» показывают хорошие результаты, в контрольном средний уровень, в экспериментальном высокий уровень. Заинтересованность школьников к изучению технологии на итоговом срезе оценивалась с использованием самооценки, метода экспертных оценок и метода анализа работ учащихся. В результате выявлено, что заинтресованность школьников к изучению технологии и в контрольной группах находится на среднем уровне, а в экспериментальной - на высоком, что видно из табл. 21 и рисунок 21. Таблица 21 Уровень заинтересованности школьников к изучению технологии на итоговом срезе Уровень сформированности Количество учащихся КГ (15) ЭГ (15) Высокий 6 10 Средний 9 5 Низкий - - Рисунок 21. Уровень заинтересованности школьников к изучению технологии на итоговом срезе По итогам эксперимента на констатирующем этапе в экспериментальной группе произошли существенные изменения в сторону увеличения заинтересованности школьников к изучению технологии и результативности ее изучения. В контрольном классе, значительных изменений не наблюдается в сравнении с результатами первого этапа эксперимента. Это позволяет сделать вывод о том, что приращение исследуемых качеств на уроках трудового обучения у испытуемых экспериментального класса произошло в результате целенаправленных действий. Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В условиях личностно-ориентированного образования возрастает роль проектного обучения, которое позволяет активизировать деятельность учащихся, в частности, на уроках технологии при выполнении практикоориентрованных проектов по изготовлению выбранных школьниками объектов труда. Необходимость использования технологии проектного обучения в образовательном процессе современной школы очевидна. В исследовании мы высказали предположение о том, что организация проектной деятельности школьников на уроках технологии позволит повысить заинтересованность школьников к изучению данного учебного предмета и результативность его изучения. Мы поставили и решили следующие задачи исследования: 1. выполнили анализ научной литературы с целью исследования теоретических основ организации проектной деятельности школьников; 2.

    Научная литература - совокупность письменных трудов, которые созданы в результате исследований, теоретических обобщений, сделанных в рамках научного метода. Научная литература предназначена для информирования учёных и специалистов о последних достижениях науки, а также для закрепления приоритета на научные открытия.

    разработали методику организации проектной деятельности школьников на уроках технологии; 3. разработали критерии, показатели и уровни заинтересованности школьников к изучению технологии и результативности ее изучения; 4. экспериментально проверили разработанную методику организации проектной деятельности школьников на уроках технологии. Использование разнообразных методов исследования: анализа литературы; моделирования; наблюдения; анкетирования; тестирования; изучения работ учащихся; метода экспертных оценок; педагогического эксперимента - позволило получить достоверные результаты. Результаты эксперимента, проведенного средней школы свидетельствуют о том, что уровень заинтересованности школьников к изучению технологии и результативности ее изучения значительно повысился на формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе произошло незначительное изменение исследуемых качеств.

    Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).

    Данное обстоятельство свидетельствует о подтверждении выдвинутой в начале исследования гипотезы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Яковлева Н.М. Технологический подход как стратегия научно-педагогического исследования Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. - №3. - С. 77 - 83. 2. Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Немова Н.В., Пуденко Т.И. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. Пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Классикс Стиль, 2006. - 592 с. 3. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры Вопросы философии. - 1984. - №10. - С. 87-99. 4. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: метод. рекомендации сост. С.Н. Бабина. - Челябинск: ЧГПУ, 1999. - 28 с. 5. Задорин, К.С. Проектная деятельность как средство подготовки будущих учителей к воспитательной работе Дис.

    Ме́тод прое́ктов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат)

    Профильное обучение - система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года.

    Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

    Проекти́рование - процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части (ISO 24765). Результатом проектирования является прое́кт - целостная совокупность моделей, свойств или характеристик, описанных в форме, пригодной для реализации системы.

    … канд. пед. наук. - Челябинск: ЧГПУ, 2005. - 185 с. 6. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 352 с. 7. Яковлева, Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем: Дис. … д-ра пед. наук. - Челябинск, 2003. - 355 с. 8. Норенкова, Н.А. Проектирование педагогических технологий в системе повышения квалификации специалистов профессиональной школы Дис. … канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 201 с. 9. Советский энциклопедический словарь [Текст] Гл.

    Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

    Педагогика Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.

    Учебник - книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

    Советский энциклопедический словарь (сокращённо СЭС) - универсальный однотомный энциклопедический словарь, выпускавшийся издательством «Советская энциклопедия» в 1979 (1-е издание), 1982 (2-е издание, с изменениями), 1984 (3-е издание, с изменениями), 1986 (4-е издание, за основу был взят набор 1984, с дополнениями и изменениями), 1989 (4-е издание, совмещённый набор 1984, 1986 и 1988, с изменениями и дополнениями; ISBN 5-85270-001-0) годах. В 1981, 1983, 1985 и 1987 годах выходили стереотипные издания.

    ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1982. - 1600 с. 10. Научно-технический прогресс. Словарь: [Текст] Под ред. Р.Г. Яновского и др. - М.: Политиздат, 1987. - 366 с. 11. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем: монография. - Челябинск: Изд-во Челябинского гуманитарного института, 2008. - 279 с. 12. Джонс, Дж.К. Методы проектирования: [Текст] Дж.

    Шаблон проектирования или паттерн (англ. design pattern) в разработке программного обеспечения - повторяемая архитектурная конструкция, представляющая собой решение проблемы проектирования в рамках некоторого часто возникающего контекста.

    Джонс Пер. с англ. - 2-ое изд., доп. М.: Мир, 1986. - 326 с. 13. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Концепция непрерывного дизайн-образования М.: Издательский центр ИОУ «ИСОМ», 2006. - 44 с. 14. Пармон Ф.М. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления: Процесс и способы решения технических задач - М.: Педагогика, 1975. - 304 15. Проекты и исследования в деятельности школы Сост. и науч. ред. А.С. Сиденко. - М.: АПКиППРО, 2007. - 72 с. 16. Савельева И.А. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов технического вуза в процессе графической подготовки Автореферат дис. … канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007. - 23 с. 17. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 288 с. 18. Новая профессия в педагогике: Возможно ли проектирование образовательных систем: [Текст] Учительская газета. - 1994. - 26 апреля. - №17-18. - С. 8-9. 19. Давыдов В.В. Научно-исследовательская деятельность Российской академии образования Педагогика. - 1993. - №5. - С. 3-11. 20.

    Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

    Российская академия образования Росси́йская акаде́мия образова́ния (РАО) - государственная академия наук Российской Федерации, объединяющая учёных, работающих в сфере образования и педагогики.

    Социальное проектирование Тощенко Ж.Т., Н.А. Аитов, Н.И. Лапин. - М.: Мысль, 1982. - 254 с. 21. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения В.П. Беспалько ИРПО МО РФ. - М., 1995. - 336 с. 22. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов В.С.

    Социа́льный прое́кт - сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению.

    Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР - ГОСТ 7.60-90; в РФ - ГОСТ 7.60–2003) и допущенное Министерством образования Российской Федерации к печати и выпуску.

    Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с. 23. Моисеева, Л.В. Спецсеминар для обучающихся в магистратуре «Технология педагогического проектирования образовательных систем и педагогического процесса» Дополнительная квалификация «Специалист по экологическому образованию дошкольного и младшего школьного возраста» Программно-методические материалы. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 1997. - С. 124-128. 24. Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования Вопросы философии. - 1984. - №10. - С. 100. 25. Демина Н.Ф., Шумейко Т.С. Проектирование бизнеса. Учебное пособие для студентов специальности 050120 «Профессиональное обучение». - Костанай: КГПИ, 2009. - 148 с. 26. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-224 с. 27. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие Под ред. Е.С.

    Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).

    Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

    Полат.-М.: Академия, 2000.-272 с. 28. Кукушин В.С. Теория и методика обучения.

    Методика - это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик - как методика.

    - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с. 29. Методика трудового обучения с практикумом Под ред. Д.А. Тхоржевского. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с. ПРИЛОЖЕНИЕ А Тема 1. Сущность и исторические этапы развития проектирования ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тема 2. Сущность проектирования ПРИЛОЖЕНИЕ В Банк тестов для проведения контроля знаний: 1) Что называется текстурой древесины А) рисунок поверхности древесины Б) обработанная поверхность деревянных изделий В) вид пиломатериала Г) порода древесины Д) разновидность шпона 2) Ткань растений, плотный материал, из которого в основном состоят корни, ствол и ветви деревьев называется: А) деревом Б) древесиной В) текстурой Г) фактурой Д) заболонью 3) Спиленный и очищенный от ветви и сучьев ствол дерева, - это А) бревно Б) кряж В) хлыст Г) чурак Д) брус 4) Пиломатериалы, имеющие толщину и ширину свыше 100 мм, называются: А) досками Б) брусками В) брусьями Г) горбылем Д) шпоном 5) Слоистый древесный материал из склеенных между собой листов лущеного шпона с взаимно перпендикулярным расположением волокон каждого листа, - это А) шпон Б) фанера В) текстура Г) луб Д) заболонь 6) Стусло - это приспособление А) для пиления древесины Б) для разметки металла В) для строгания древесины Г) для гибки металла Д) для опиливания 7) Для выполнения разметки металлов и контроля размеров деталей используются: А) линейка, угольник, чертилка Б) линейка, угольник, чертилка В) линейка, угольник, чертилка, штангенциркуль Г) линейка, угольник, чертилка, штангенциркуль, микрометр Д) линейка, угольник, чертилка, штангенциркуль, микрометр, кронциркуль, нутромер 8) Перечислите инструменты для рубки металла: А) зубило, крейцмейсель Б) зубило, стамеска В) зубило, крейцмейсель, стамеска Г) зубило, кернер Д) зубило, крейцмейсель, кернер 9) Укажите величину угла заострения зубила для рубки стали: А) 700 Б) 600 В) 450 Г) 350 Д) 880 10) Для чего предназначены надфили А) для обработки поверхностей малой площади Б) для обработки узких выемок и отверстий В) для черновой обработки крупных деталей Г) верны варианты А) и Б) Д) верны варианты А) и В) 11) Соединение двух или нескольких слоев ткани машинной строчкой называется: А) строчкой Б) стежком В) швом Г) шириной шва Д) частой строчки 12) Перечислить виды стежков которыми могут выполняться подшивочные строчки А) прямые, косые, крестообразные Б) прямые, косые, петлеобразные В) прямые, петельные, петлеобразные Г) прямые, крестообразные, петлеобразные Д) косые, крестообразные, петлеобразные 13) Что называется точением А) обработка поверхностей вращения Б) обработка плоских поверхностей В) обработка любых поверхностей Г) обработка цилиндрических поверхностей Д) обработка конических поверхностей 14) Какой вид сращивания древесины изображен на рисунке А) торцовое соединение Б) соединение на «ус» В) соединение на ступенчатый «ус» Г) зубчатое соединение Д) ступенчатое соединение 15) Каким образом наличие пор древесины влияет на ее отделку А) вызывает повышенный расход лакокрасочных материалов Б) снижает расход лакокрасочных материалов В) не оказывает влияния на расход лакокрасочных материалов Г) не оказывает влияния на отделку Д) вызывает повышенный расход лакокрасочных материалов и необходимость выполнения операций порозаполнения и грунтования 16) В чем заключается причина ограниченного применения спиртовых лаков А) в длительном времени их нанесения Б) в недостаточной прочности В) в длительном времени их нанесения и в недостаточной прочности Г) в низком блеске образуемой пленки Д) эти лаки широко применяются 17) Как называется соединение двух деталей машинной строчкой (ширина шва 7 мм) с последующим вывертыванием А) втачивание Б) обтачивание В) пришивание Г) подшивание Д) стачивание 18) Какой шип изображен на рисунке А) прямоугольный Б) одинарный В) трапециевидный Г) зубчатый Д) «ласточкин хвост» 19) Укажите значение термина «сметать» А) соединить стежками временного назначения две детали, меньшую им большую Б) соединить стежками временного назначения две детали, наложенные одна на другую В) закрепить подогнутый край изделия стежками временного назначения Г) закрепить кант по краю детали Д) соединить две детали, примерно одинаковые по величине и конфигурации, стежками временного назначения 20) Какой термин используется в названии операции соединения воротника с горловиной стежками временного назначения А) вметать Б) приметать В) настрочить Г) обтачать Д) пришить 21) Перечислить детали кроя прорезного кармана «в рамку» А) основная деталь, клапан, подкладка клапана, нижняя обтачка, две детали подкладки кармана Б) основная деталь, клапан, верхняя обтачка, подкладка кармана В) основная деталь, верхняя и нижняя обтачки, две детали подкладки кармана Г) основная деталь, листочка, нижняя обтачка, две детали подкладки кармана Д) основная деталь, листочка, две детали подкладки кармана 22) Перечислить бельевые швы А) окантовочный, в подгибку, обтачной в кант Б) запошивочный, двойной, взамок В) накладной и настрочной Г) расстрочной, окантовочный, шов с кантом Д) верны варианты Б) и В) 23) Назовите классы универсальных швейных машин А) 25 Б) 51 В) 51; 25; 85238 Г) 97А и 1022М Д) 51; 1022М; 85238 24) Технологический процесс получения неразъемных соединений посредством установления межатомных связей между соединяемыми частями при их местном (или общем) нагреве или пластическом деформировании или совместном действии того и другого, называется А) ковкой Б) клепкой В) литьем Г) экструзией Д) сваркой 25) Где применяется ручная дуговая сварка металлическим электродом А) для сварки углеродистых и легированных сталей, чугуна и цветных металлов Б) при изготовлении резервуаров, котлов, сосудов, мостов, строительных конструкций и других ответственных изделий В) для сварки рельсов, труб, стержней и других профильных деталей;

    Легированная сталь - сталь, которая, кроме обычных примесей, содержит элементы, специально вводимые в определённых количествах для обеспечения требуемых физических или механических свойств. Эти элементы называются легирующими.

    Сварка Сва́рка - процесс получения неразъёмных соединений посредством установления межатомных связей между свариваемыми частями при их местном или общем нагреве, пластическом деформировании или совместном действии того и другого.

    возможно применение в полевых условиях Г) применяют при соединении проволоки, стержней, труб, полос Д) для сварки тонкого металла при изготовлении автомобилей, пассажирских вагонов, самолетов и производстве бытовых приборов 26) Укажите преимущества сварки по сравнению с клепкой А) позволяет экономить металл Б) сварное соединение имеет более высокую прочность и надежность В) уменьшается трудоемкость и улучшаются условия труда Г) верны варианты А), Б), В) Д) верны варианты Б), В) 27) Перечислите основные виды сварных соединений А) стыковые, угловые, тавровые, нахлесточные Б) стыковые, угловые, тавровые, двутавровые В) стыковые, плоские, угловые Г) угловые, тавровые, нахлесточные Д) стыковые, точечные, шовные 28) Неразъемное соединение нескольких деталей, полученное сваркой, называется А) сварным швом Б) сварным соединением В) присадочным прутком Г) сварочным постом Д) флюсом 29) Назвать сварной шов, в котором действующее усилие параллельно оси шва А) лобовой Б) косой В) комбинированный Г) фланговый Д) все перечисленные 30) Укажите назначение токарно-винторезного станка ТВ-6 А) точение Б) проточка и расточка цилиндрических и конических поверхностей В) подрезка торцов Г) сверление и нарезание резьбы Д) все перечисленное 31) Назвать передаточный механизм станка ТВ-6, который служит для передачи вращения от шпинделя коробки скоростей к коробке подач А) суппорт Б) передняя бабка В) задняя бабка Г) гитара Д) электроблокировка 32) Как классифицируются токарные резцы по виду обработки А) проходные, контурные проходные, упорные, отрезные, прорезные, расточные, резьбовые и фасонные Б) цельные и составные В) правые и левые Г) насадные и концевые Д) проходные и расточные 33) Как делятся фрезы по способу закрепления на станке А) проходные, контурные проходные, упорные, отрезные, прорезные, расточные, резьбовые и фасонные Б) цельные и составные В) правые и левые Г) насадные и концевые Д) проходные и расточные 34) Какое движение совершает заготовка на фрезерном станке А) продольное Б) поперечное В) вертикальное Г) продольное, поперечное и вертикальное Д) остается неподвижной 35) Укажите назначение метчика А) нарезание резьбы на стержне Б) нарезание резьбы в отверстии В) нарезание резьбы на стержне и в отверстии Г) нарезание наружной резьбы Д) нарезание внутренней резьбы 36) Сечение витка резьбы плоскостью, проходящей через ось резьбы, называется А) профилем резьбы Б) шагом резьбы В) наружным диаметром резьбы Г) внутренним диаметром резьбы Д) диаметром резьбы 37) Назвать устройство, позволяющее включать станок ТВ-6 только с опущенным экраном А) суппорт Б) передняя бабка В) задняя бабка Г) гитара Д) электроблокировка 38) Каково назначение передней бабки станка ТВ-6 А) закрепление резца Б) закрепление заготовки В) перемещение суппорта Г) размещение коробки скоростей со шпинделем Д) обеспечение продольной подачи суппорта 39) Какое движение совершает заготовка на токарно-винторезном станке А) вращательное Б) вращательное и поступательное В) возвратно-поступательное Г) все перечисленные виды движений Д) неподвижна 40) Как расположена ось фрезы при концевом фрезеровании А) параллельна обрабатываемой поверхности Б) перпендикулярна обрабатываемой поверхности В) под острым углом к обрабатываемой поверхности Г) под тупым углом к обрабатываемой поверхности Д) под углом к обрабатываемой поверхности ПРИЛОЖЕНИЕ Д Тест «Ваш творческий потенциал» Чтобы узнать свой творческий потенциал, выберите один из вариантов ответов. 1.

    Творческий потенциал (англ. Creative potential) - совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

    Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен а) Да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем. 2. Думаете ли вы, что можете сами участвовать в значительных изменениях окружающего мира а) Да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях. 3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете а) Да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) лишь в некоторой степени. 4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить в окружающем вас мире а) Да, наверняка; б) это маловероятно; в) возможно. 5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание а) Да; б) часто думаете, что не сумеете; в) да, часто. 6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете а) Да, неизвестное вас привлекает; б) неизвссгное вас не интересует; в) все зависит от характера дела. 7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства а) Да; б) удовлетворитесь тем, чего успели добиться; в) да, но только если это вам нравится. 8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все а) Да; б) нет, вы хотите научиться только самому основному; в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство. 9. Когда вы терпите неудачу, то: а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;

    Здра́вый смы́сл (лат. sensus communis - общее ощущение) - совокупность взглядов на окружающую действительность, навыков, форм мышления, выработанных и используемых человеком в повседневной практической деятельности, которые разделяют почти все люди и которые можно ожидать от почти всех людей без необходимости обсуждения.

    б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна; в) продолжаете делать свое дело, даже когда очевидно, что препятствия непреодолимы. 10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из: а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя; б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней; в) преимуществ, которые она обеспечит. 11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли а) Да; б) нет, боитесь сбиться с пути; в) да, но только там, где местность вам понравилась. 12. Сразу же после какой-то беседы сможете вспомнить все, что говорилось а) Да, без труда; б) всего вспомнить не можете; в) запоминаете только то, что вас интересует. 13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения: а) да, без затруднений; б) да, если это слово легко запомнить; в) повторите, но не совсем правильно. 14. В свободное время вы предпочитаете: а) оставаться наедине, поразмыслить; б) находиться в компании; в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании. 15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда: а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным; б) вы более или менее довольны; в) вам еще не все удалось сделать. 16. Когда вы один: а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах; б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой. 17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней: а) независимо от того, где и с кем вы находитесь; б) вы можете делать это только наедине; в) только там, где будет не слишком шумно. 18. Когда вы отстаиваете какую-нибудь идею: а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов; б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали; в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным. Ключ к тесту. Подсчитайте баллы, которые вы набрали по каждому из качеств: А -- 3, б -- 1, в -- 2. Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности. Вопросы 2, 3, 4, 5 -- веру в себя. Вопросы 9 и 15 -- постоянство. Вопрос 10 -- амбициозность. Вопрос 11 -- зрительную память.

    Эйдети́зм (от др.-греч. εἶδος - образ, внешний вид; ) - особый вид памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления.

    Вопросы 12 и 13 -- слуховую память. Вопрос 14 -- ваше стремление быть независимым. Вопросы 16 и 17 -- способность абстрагироваться. Вопрос 18 -- степень сосредоточенности. Эти качества составляют основу творческого потенциала. Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала. 49 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам более богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества- От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете. 23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему. ПРИЛОЖЕНИЕ Е