Осуществление здоровье сберегающего образовательного режима в школе

  • Осуществление здоровьесберегающего образовательного процесса

  • Скачать 95.58 Kb.


    Дата27.09.2017
    Размер95.58 Kb.
    ТипДругие методич. материалы

    Скачать 95.58 Kb.

    День инноватики

    Малахова Г.Ф., зам директора

    МАОУ «СПШ №33»


    Осуществление здоровьесберегающего образовательного процесса в школе в режиме содействия укреплению здоровья обучающихся


    Цель: распространение опыта школы по разработке и апробации механизма осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса в рамках функционирования в режиме Центра содействия укреплению здоровья обучающихся.

    Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.


    Проектом «Наша новая школа», разработанным Министерством образования и науки РФ, одним из ключевых направлений развития общего образования определяется работа общеобразовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения значительная роль отводится комплексной программе формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения обучающихся, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
    Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.

    Педагогический коллектив школы осознает, что никакое обучение, а тем более развитие обучающихся, формирование ключевых компетенций невозможно, если нет здоровья. Здоровьесберегающая среда в школе представляет каждому ученику реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.

    В общеобразовательном учреждении работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников осуществляется при комплексной реализации следующих видов деятельности:

    - образование в области здоровья на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования в тесном взаимодействии с семьями обучающихся, общественностью;

    - совершенствование медицинского обслуживания;

    Медицина Медици́на (лат. medicina от словосочетания ars medicina - «лечебное искусство», «искусство исцеления», и имеет тот же корень, что и глагол medeor, «исцеляю») - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.

    - осуществление физического воспитания и организация деятельности по повышению двигательной активности школьников;

    Физи́ческая культу́ра (греч. phýsis, природа + культура) - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

    - совершенствование уровня психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

    - реализация целевых программ: «Чистая вода», «Школьное молоко», «Школьное здоровое питание», «Охрана и укрепление здоровья здоровых», «Комплексные меры по предотвращению злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту», «Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам, психоактивным веществам, алкоголю, табакокурению»;

    - формирование здоровьесберегающей образовательной среды.

    В школе разработана и реализуется целевая программа «Здоровье». В общеобразовательном учреждении функционирует Совет содействия здоровью, обеспечивающий общее руководство реализацией данной программы. В состав совета входят представители родителей, общественности, детского самоуправления. Члены совета осуществляют методическое сопровождение мониторинговой деятельности, профилактической работы по пропаганде здорового образа жизни.

    Психоактивное вещество - любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния иногда вплоть до изменённого состояния сознания.
    Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

    Чрезвычайно важным в пропаганде здорового образа жизни является образование в области здоровья. Целью которого является формирование понятия о здоровье как необходимой составляющей общей культуры. К настоящему времени в школе сложилось шесть основных подходов к обучению школьников сохранению и укреплению здоровья:

    - санитарно-гигиеническое просвещение учащихся посредством дисциплин естественнонаучного цикла и внеклассных мероприятий;

    - расширение теоретического раздела программы по физической культуре;

    - проведение на классных часах специализированных уроков здоровья;

    - наполнение здоровьесберегающим содержанием всех дисциплин учебного плана школы (Митькин А.С., Неудахина А.Е. Здоровье. Вопросы здоровья в школьном курсе истории, 5-9 классы. Методическое пособие для учителя. М., 2003; Алимова Т.М. Здоровье. Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5-9 классы. Методическое пособие. М., 2003.; Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Реброва Л.В., Резникова В.З., Хрипкова А.Г. Здоровье. Вопросы здоровья в школьном курсе биологии, 5-9 классы. Методическое пособие для учителя. М., 2003.; Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов/ Под редакцией В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной. Ярославль, Аверс Пресс, 2003. 2-е изд. доп. и испр.);

    - проведение элективных курсов, содержание которых направлено на повышение знаний об укреплении и сохранении здоровья и окружающей среды: «Экология Белгородской области» (А.Н. Петин, Л.А. Новых, В.И. Пети-на. Экология Белгородской области. – М.

    Белгоро́дская о́бласть (неофиц. Белого́рье, Святое Белого́рье, Белгоро́дчина, Белгоро́дщина) - субъект Российской Федерации, расположен в юго-западной части России в 500-700 км к югу от Москвы, на границе с Украиной.
    , МГУ, 2002 год);

    - реализация программы безопасного поведения на улицах и дорогах в 1- 8 классах.

    Обязательным условием результативности работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников является интеграция в деятельности специалистов различного профиля, а именно: школьного врача, психолога, социальных педагогов, учителей-предметников, классных руководителей, руководителей школьных методических объединений, представителей органов школьного самоуправления. Под интеграцией подразумевается состояние связанности и взаимопроникновения в деятельности отдельных служб, а также процесса, ведущего к такому состоянию. Таким образом, без функционального объединения уже имеющихся в школе кадров невозможно реализовать поставленные цели и задачи в деле оздоровления школьников.

    Пропаганда здорового образа жизни является неотъемлемой частью профилактики негативных явлений. В школе выработана система профилактики табакокурения, наркомании и алкоголизма.

    Большую помощь классным руководителям в решении вопросов грамотного поведения профилактической работы оказывает библиотекарь школы Кониченко Н.Е., а также социальный педагог Постникова Е.К., психолог школы Панова О.А. В школьной библиотеке собран богатый научно-методический материал по пропаганде здорового образа жизни.

    Школьная библиотека - это одно из структурных подразделений современной школы.

    Самая главная форма защиты от негативных явлений - это занятость. Человек, занятый делом, в котором он чувствует себя успешным, продвигающимся, делом, которое дает ему возможность быть причастным к значимым событиям, делом, в котором он может выразить свою индивидуальность не заинтересован в употреблении наркотических, алкогольсодержащих веществ, табакокурении, совершении асоциальных поступков. Эти задачи решает работа школьных кружков и спортивных секций, а также посещение учащимися нашей школы внешкольных учреждений - комнаты школьника «Мечта», ЦРДЮТ №2, центра технического творчества, ДК «Молодежный» и ДК «Комсомолец», музыкальные школы, Дворец Спорта.

    Учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й- тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
    Де́тская музыка́льная шко́ла - музыкальное учебное заведение, в котором дети школьного возраста в свободное от уроков в общеобразовательных школах время дополнительно получают начальные музыкальные знания и навыки.

    В школе действуют кружки декоративно-прикладного, эколого-биологического, предметного, туристического, краеведческого направлений, а также спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол и другие, которые посещают 2012 обучающихся, что составляет 160% от общего количества учащихся.

    Организация летнего отдыха детей является немаловажным фактором сохранения здоровья школьников. В школьном оздоровительном лагере «Океан Мечта» отдыхали 370 учеников (40 % учащихся 1-8, 10 классов).

    В течение каникулярного периода были организованы физкультурно-оздоровительные мероприятия для жителей близлежащих микрорайонов в соответствии с областной целевой программой «Физическая культура – здоровье нации».

    Школьная медицинская служба ориентирована на профилактику заболеваний и пропаганду здорового образа жизни, тесно сотрудничая со Старооскольским центром медицинской профилактики, кожвендиспансером, санэпидемстанцией.

    Много внимания уделяется профилактике массовых инфекционных заболеваний: проводится углубленный медицинский осмотр обучающихся, своевременно осуществляется вакцинация, осуществляется витаминизация пищи в столовой путем использования свежих фруктов, овощей, зеленого лука.

    Военная медицина - дисциплина и наука, составная часть военного дела, а также область медицины, занимающаяся изучением и лечением заболеваний и повреждений возникающих у человека в связи с прохождением им военной службы, соответственно с его участием в военных (боевых) действиях или проживанием на территории, где ведутся военные (боевые) действия.
    Медицинский осмотр - комплекс медицинских вмешательств, проводимых с целью выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
    Профила́ктика (греч. prophylaktikós, предохранительный) - в медицине, комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний и травм, устранение факторов риска их развития.
    Инфе́кция - опасность заражения живых организмов микроорганизмами (бактериями, грибами, простейшими). В категорию «инфекция» могут также включаться заражения вирусами, прионами, риккетсиями, микоплазмами, протеями, вибрионами, паразитами, насекомыми и членистоногими (очень редко).

    Организация горячего питания является немаловажным фактором сохранения здоровья школьников. По итогам 2011 года 75% обучающихся были обеспечены горячим питанием. Большое внимание уделяется учащимся, нуждающимся в диетическом питании (диета №1).

    Дие́та (греч. δίαιτα - образ жизни, режим питания) или рацион - совокупность правил употребления пищи человеком или другим животным. Диета может характеризоваться такими факторами, как химический состав, физические свойства, кулинарная обработка еды, а также время и интервалы приёма пищи.
    Им предлагается пища в протертом или потушенном виде, а также приготовленная на молоке.

    Принцип оздоровительной направленности - один из важнейших принципов в системе физического воспитания школьников.

    Средства ее реализации, используемые в школе:

    - физкультурное образование;

    - использование гуманных игровых форм организации соревнований с ориентацией на самосовершенствование, красоту действий и поступков, творчество, гармоничное развитие;

    - новые организационно-деятельностные формы физического воспитания, позволяющие соревноваться детям различного возраста;

    - дифференцированный подход, обеспечивающий групповую индивидуализацию процесса физического воспитания школьников, имеющих сходные групповые закономерности.

    Первичные и наиболее фундаментальные основы здоровья ребенка закладываются в семье.

    Среди основных направлений работы школы с семьей можно выделить следующие:

    - изучение и анализ семей, условий воспитания и оздоровления;

    - просвещение родителей в вопросах медицинской активности семьи, здоровья и ЗОЖ;

    - работа службы с особыми категориями детей и их родителями;

    - привлечение родителей в органы школьного самоуправления;

    - проведение совместных с родителями акций и мероприятий.

    Прослеживается динамика работы школы с семьей за последние 3 года.

    Среди других направлений работы по здоровьесбережению в школе следует выделить такие виды деятельности, как выполнение внедренческих и консультативных функций, обобщение и популяризация передового опыта.

    В соответствии с задачами школьной целевой программы «Здоровье», благодаря шефской помощи ОАО ОЭМК, осуществлен капитальный ремонт медицинского кабинета и создан медицинский комплекс, состоящий из кабинета врача, процедурного и стоматологического кабинета. Нашими шефами закуплено самое современное медицинское оборудование, необходимое для осуществления качественного медицинского обслуживания педагогов и обучающихся. В настоящий момент в школе работают 2 фельдшера.

    Медицинское оборудование и изделия медицинского назначения - широкий спектр изделий, предназначенных для обеспечения, проведения лечебных, реабилитационных, диагностических, профилактических мероприятий, ухода за больными и инвалидами.
    Моме́нт вре́мени - точка на временной оси. О событиях, соответствующих одному моменту времени, говорят как об одновременных. В научных моделях моменту времени соответствует состояние системы (мгновенное состояние).

    В соответствии со своими функциональными обязанностями медицинские работники осуществляют регулярный контроль за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом.

    Врач - человек, использующий свои навыки, знания и опыт в предупреждении и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека. Во многих странах мира требуется разрешение местных органов власти на деятельность врача, либо соответствующая квалификация, незаконная же деятельность влечёт наказание.
    Принимают непосредственное участие в мероприятиях по профилактике заболеваний, осуществляют вакцинопрофилактику, санитарно-просветительскую работу: лекции, беседы, выпуски стенгазет.

    Особое внимание уделяется обучению педагогов и родителей по вопросам соблюдения режима дня, полового воспитания школьников, толерантного отношения к окружающим.

    Половое воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.

    Мониторинг здоровья обучающихся проводится регулярно. Все оздоровительные мероприятия направлены на уменьшение заболевания школьников. В течение последних трёх учебных лет наблюдается уменьшение количества уроков, пропущенных обучающимися по болезни: 2008-2009 учебный год – 65010; 2009-2010 учебный год – 64901, 2010-2011 – 57733.

    Во исполнение поручений губернатора Белгородской области от 13.09.06г., письма управления образования и науки Белгородской области №04-3429 от 25.10.06г. и приказа управления образования администрации муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» №2099 от 31.10.

    Муниципа́льный район или муниципальный округ - административно-территориальная единица, включающая строго определённую территорию с проживающим населением. Этой территорией может быть город, село, небольшая группа сёл или сельский район.
    2006 года в школе:

    1. Введено обязательное проведение ежедневное утренней гимнастики за 15 минут до начала занятий.

    2. Обеспечено проведение физкультминуток, подвижных перемен, спортивного часа, Дней здоровья, организована работа спортивных секций.

    С целью оздоровления обучающихся и сотрудников ежегодно проводятся: Дни здоровья: 2008-2009 – 8 – принимало участие 91,8% обучающихся, 2009-2010 – 12 – принимало участие 96% обучающихся, 2010-2011 – 14 - принимало участие 97% обучающихся; туристические походы: 2008-2009 – 2, 2009-2010 – 4, 2010-2011 - 6.

    Во внеучебное время проводятся прогулки, игры на свежем воздухе, организована работа кружков и секций.

    Большое внимание уделяется физическому воспитанию в системе дополнительного образования. В нашей школе функционируют секции шейпинга, спортивных танцев, тяжёлой атлетики, кикбоксинга, туризма, волейбола, настольного тенниса, баскетбола.

    Спортивно-бальные танцы - группа различных парных танцев, некоторые из которых имеют народные истоки. Исполнялись на балах, которые проводились в помещениях, застеленных паркетом. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина, но есть исключения, т.к. в Англии уже принято танцевать в однополых составах.
    Настольный теннис (также употребляется название пинг-понг) - вид спорта, спортивная игра, основанная на перекидывании специального мяча ракетками на игровом столе с сеткой по определённым правилам. Целью игроков является достижение ситуации, когда мяч не будет правильно отбит противником.
    На основании расписания спортивных секций в школе работают тренеры ДЮСШ «Спартак», по туризму.

    В связи с необходимостью изучения физической культуры детьми с ослабленным здоровьем организованы специальные медицинские группы: 2008-2009 – 101 – 8,4% от общего количества обучающихся; 2009-2010 – 88 – 7,0% от общего количества обучающихся, 2010-2011 – 94 – 7,5%. Занятия проводятся три раза в неделю по 40 минут в урочной и игровой форме.

    Учителями физической культуры систематически проводится мониторинг уровня физической подготовки школьников.

    Боевая подготовка - организованный процесс воинского обучения имеющий целью предоставить войскам возможность максимально эффективно использовать совокупность всех сведений, приёмов и навыков, необходимых вооружённым силам для боевой службы в военное время.
    За последние три года следующие результаты: 2008-2009 год – 74,2%; 2009-2010 год – 79,2%, 2010-2011 год- 79%.

    В смотре-конкурсе на лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в 2008-2009 учебном году на муниципальном и региональном уровнях школа заняла 1 место.

    Работа школы в течение 3-х последних лет осуществлялась в строгом соответствии с документами Минздрава и Госсанэпиднадзора, регламентирующими гигиену учебного труда. Уровень недельной нагрузки обучающихся по учебному плану не превышал предельно допустимого. Учебный план и расписание уроков на каждый новый учебный год согласовывались с ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области в Старооскольском районе.

    Учебный год - период времени от начала занятий до основных каникул, обозначающий годичный цикл учебного процесса (отсюда и название) в образовательных учреждениях. Обозначается номерами двух следующих друг за другом календарных годов, на которые приходится данный учебный год (например, «2017/2018 учебный год»).
    Защита прав потребителей Защита прав потребителей (также консьюмеризм) - комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности - изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

    В соответствии с нормативными требованиями созданы условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся: имеются спортивный зал, медицинский комплекс, столовая на 280 мест, актовый зал, 34 учебно-лабораторных кабинета, кабинеты социального педагога, психолога, учителя-логопеда, комната детской организации «Каравелла».

    Санитарный режим, отопление, освещение, оборудование учебно-лабораторных кабинетов, спортивных залов, мастерских соответствует нормам.

    Спортзал - специально оборудованное помещение, в том числе инвентарём, и предназначенное для проведения спортивных игр, занятий спортом или физической культурой.
    Обучающиеся своевременно получают социально-психологическую помощь.

    При посещении уроков проводится анализ образовательной технологии, используемой учителем, который включает определение степени выполнения требований к сберегающим здоровье функциям учебного предмета и «цены» обучения по новой технологии в сравнении с традиционной.

    Главной отличительной особенностью здоровьесберегающих технологий является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса.

    Цель применения здоровьесберегающих технологий в том, чтобы обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитав у него культуру здоровья. Тогда и аттестат о среднем образовании станет действительно путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

    Сре́днее образова́ние - традиционное название уровня (ступени) образования между начальным и высшим.

    Эффективность работы подтверждается статистическими данными, как я уже говорила: снижением роста заболеваемости и функциональных расстройств у обучающихся, уменьшением процента часто и длительно болеющих детей, уменьшением числа школьников , имеющих срывы в адаптации к обучению.

    Качество знаний обучающихся за последние три года составило:

    2008-2009 уч. год — 59%;

    2009-2010 уч. год — 62%.

    2010-2011 уч. год - 63%

    По сравнению с 2008-2009 уч. годом уровень знаний обучающихся вырос на 4%.

    Учебно-лабораторные кабинеты школы оборудованы в соответствии с требованиями здоровьесбережения.

    Рекреации школы оформлены фитомодулями, используются для проведения подвижных игр в начальной школе.

    Анализ результатов опроса родителей и обучающихся позволяет сделать вывод о том, что 98% обучающихся и 95% их родителей удовлетворены качеством реализуемых в школе программ дополнительного образования, направленных на формирование навыков здорового образа жизни и качеством проводимых в школе физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    При реализации второго этапа программы «Здоровье» в 2009-2010 учебном году в школе осуществлён:

    - капитальный ремонт и переоборудование школьной столовой, ремонт гигиенических комнат, создано школьное ученическое кафе;

    - ведётся мониторинг физической подготовленности, здоровья обучающихся;

    -продолжается распространение опыта школы по данной теме через средства массовой информации, Интернет, участие в конференциях, публикации;

    Сре́дства массовой информации (СМИ, то есть средства массовой информации, в отличие от СМК, то есть средств массовой коммуникации) - совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств; до сих пор более употребительное в русском языке (по сравнению с термином «средства массовой коммуникации») обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям.

    - повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных кадров.

    Профессиональная переподготовка - вид дополнительной профессиональной программы. Завершение программы подтверждается выдачей диплома о профессиональной переподготовке и присвоением новой квалификации.

    Во исполнение приказа по управлению образования администрации Старооскольского городского округа №772 от 27 апреля 2010 года «О Центре содействия укреплению здоровья обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2010-2012 годах» с 01 июля 2010 года в школе создан Центр содействия укреплению здоровья обучающихся.

    Педагоги нашей школы руководствуются следующими рекомендациями по организации здоровьесберегающей деятельности в школе:

    • ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом;

    • каждый день должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции;

    • дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.

    Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.