Открытый урок по психологии на тему "Какой у меня характер?" (11класс)

  • Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

  • Скачать 27.33 Kb.


    Дата14.04.2018
    Размер27.33 Kb.

    Скачать 27.33 Kb.

    Открытый урок психологии на тему "Какой у меня характер?"

    Коваленко Елена Александровна, педагог-психолог

    Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба



    Цель урока:

    образовательная: дать учащимся знания о характере: понятие, история учения о характере, особенности, классификация.

    развивающая: развивать умение вести диалог, четко и грамотно излагать свои мысли.

    воспитательная: формировать умение работать самостоятельно и в микрогруппах.

    Форма урока: Эвристическая беседа.

    Тип урока: Урок изучения нового материала.

    Дидактический материал: опорный конспект, раздаточный материал.

    Наглядные пособия: книжная выставка.

    Иллюстративный материал: фрагменты мультфильмов «Золушка», «Сказка о Мертвой Царевне и о семи богатырях», «Нехочуха».

    ТСО: компьютер, видеопроектор.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Обоснование актуальности темы.

    Изложение лекционного материала с элементами беседы:

    Понятие характер.

    История учений о характере.

    Классификация.

    Закрепление материала:

    Заполни таблицу.

    Установи соответствие.

    Игровое упражнение: «Отгадай, о ком говорят».

    Рефлексия.

    Подведение итогов.

    Домашнее задание.

    Ход урока

    Мы продолжаем изучать психологию личности и сегодня тема нашего урока «Какой у меня характер?».

    Во-первых, мы разберёмся, что же такое характер.

    2. Познакомимся с историей учения о характере.

    3. Рассмотрим его структуру, классификацию и индивидуальные особенности.

    Скажите, а зачем надо знать, что такое характер?

    Да, когда мы пытаемся оценить или охарактеризовать человека, то говорим о его характере.

    При этом чаще всего пытаемся оценить человека в деятельности, в отношении к окружающей его действительности и людям.

    Если вы случайно кому-то грубо ответили, значит ли это что грубость черта вашего характера? Почему?

    Так что же такое характер? Думаю необходимо начать с его определения. Может быть, среди вас есть любитель кроссвордов, и подскажет нам, как с греческого языка переводится «характер».

    «Характер» – слово древнегреческого происхождения и в переводе означает печать, чеканка, особенность.

    Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливают типичные для неё способы поведения.

    Характер.

    Взаимосвязан со сторонами личности, в частности с темпераментом, который влияет на форму проявления характера.

    Так настойчивость у холерика – выражается в кипучей деятельности; у флегматика – в сосредоточенном обдумывании;

    холерик трудится энергично, страстно;

    флегматик – методично, не спеша.

    С другой стороны сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролируя его проявления.

    2. Характер является прижизненным образованием и может измениться в течении всей жизни. Формирование характера тесно связано с мыслями, чувствами и побуждениями человекапо мере того, как формируется и его характер.

    Перед тем, как перейти к описаниям характера и к обсуждению основных проблем хотелось бы обратиться немного к истории.

    Учение о характере – характерология имеет длительную историю развития.

    Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения, с целью проанализировать поведение человека в различных ситуациях.

    Одной из наиболее древних попыток проанализировать поведение человека является объяснение его характера датой рождения.

    Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили названия – гороскопов, которые составляются одинаково, интерпретация у каждого гороскопа своя.

    Гороскоп друидов, которая проводит связь человеческого характера с деревьями. Человек, родившийся в интервале с 22 декабря по 1 января – яблоня, и согласно гороскопу яблоня редко бывает высокой, много в ней симпатичного, много обаяния, сердечности. Внушает мысли о любви, даже когда сама о ней не думает.

    Астрологический гороскоп – связан со знаками Зодиака. Человек, родившийся с 22 декабря по 20 января – Козерог, по данному гороскопу – характер упрямый, наиболее стойкий, выносливый, скрытный, часто самолюбивый.

    Сравнения японского и китайского гороскопов, так же существенно отличаются – есть повод для дискуссий и дальнейших исследований.

    2. Тайна имени.

    Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития на полках книжных магазинов много книг, повествующих о толковании имён. Будущие родители уделяют особое внимание данному вопросу.

    Кому интересно, более подробную информацию можно найти на нашей книжной выставке или в библиотеке.

    3. Физиогномика – оказала большое влияние на развитие характерологии – это учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности.

    Аристотель и Платон предлагали определять характер человека по внешнему сходству некоторых черт человека и животных, а затем отождествлять характер этого животного с характером человека:

    толстый, как у быка нос – означал лень;

    широкий нос, с большими ноздрями как у свиньи – глупость;

    нос как у льва – важность;

    тонкие волосы как шерсть коз, овец, зайцев – робость;

    жёсткие волосы как у льва и кабанов – храбрость.

    Иогренн Лафатер – (наиболее известная система) считал основным путём познания человеческого характера строением головы, конфигурацией черепа, мимики и т.д.

    «Гениальность» Гёте, по его мнению, заключалось в его носе, который «знаменует вкус и любовь – словом поэзию».

    Физиономисты использовали в качестве определяющих самые разнообразные признаки:

    Например Делестр отмечал степень сжимания губ прямо пропорциональных твёрдости характера;

    расслабленные губы – признак обладания «женских» черт характера (мягкость, любезность);

    у глупого человека рот вообще открыт.

    Однако самым важным показателем характера являлись глаза человека.

    Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза – признак глупости.

    Толстой Л.Н. писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются – эти люди хитрые и эгоистичные. Есть люди, у которых рот смеётся без глаз – эти люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».

    Этот взгляд актуален и сейчас.

    Американские психологи Глайв и Клерн провели множество экспериментов, после пятилетнего изучения (10 тыс. детей), они доказали огромное влияние цвета глаз на характер человека: дети с тёмными глазами – обладают большой инициативой, боле неспокойным характером, чем дети со светлыми глазами;

    У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, люди:

    с тёмно-голубыми глазами весьма настойчивы, но склонны к сентиментальностям, легко поддаются настроению, долго помнят обиды, капризны, иногда их поступки непредсказуемы;

    с тёмно-серым цветом глаз упрямы и смелы, настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью однолюбы.

    тёмно-карие глаза веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы. Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми;

    светло карие

    синие

    зелёные и серо-зелёные глаза.

    Более подробно смотрите книгу.

    4. В качестве отдельного направления характерологии можно выделит определение характера человека по его позе, как он стоит, как идет, как идет и даже в какой позе засыпает.

    5. Хиромантия – имеет не менее знаменитую и богатую историю. – это система предсказаний черт характера человека и его судьбы по каждому рельефу ладони.

    Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший расцвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах Европы существовали кафедры хиромантии.

    Более подробно смотрите книгу.

    6. Графология – наука, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

    Графологические сведения накапливались веками, ученые устанавливали связь между особенностями почерка и характером.

    Вы можете тоже се6бя проверить по росписи.

    Конечно, судить историю учений о характере не стоит, ведь то, что мы имеем сейчас – это заслуга прошлого. И как вы видите, данные подходы к изучению характера актуальны и сейчас.

    Кому интересна данная тема, кто желает изучить данную проблему боле полно.

    В современной зарубежной характерологии можно выделить 3 направления:

    Конституционно-биологическое (Кречмер), характер – это сумма конституции и темперамента.

    Психоаналитическое (Зигмунд Фрейд, К. Юнг) – характер объясняется бессознательным влиянием человека.

    Идеологическое (Ребека) – характер заключается в торможении инстинктов, которые определяются этико-логическими санкциями.

    Согласно учению Павлова, характер – это привычное, прочно закрепившейся реакцией на многократно повторяющиеся воздействия окружающей среды.

    Характер – это то, что определяет его типичные формы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не случайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства.

    Характер – это своеобразный духовный строй жизни личности.

    Основу характера составляют ведущие и устойчивые направленности, её установки, потребности, побуждения, цели, интересы.

    Характер – это неразрывное целое, которое изучить и понять очень трудно, не выделив в нём отдельных сторон или типичных проявлений.

    Под чертами характера понимают индивидуальные привычные проявления формы человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

    Черт характера или качеств личности много, но они подразделяются на несколько групп, которые тесно связаны между собой, влияют друг на друга и являются отражением человека к разным сторонам жизни.

    Характер проявляется в следующих чертах .

    Отношение к другим людям.

    Отношение человека к самому себе.

    Отношение человека к миру вещей.

    Отношение человека к делу, к своему труду.

    Сейчас вашему вниманию будут продемонстрированы фрагменты мультфильмов – герои, которые вам знакомы с детства.

    Внимание, задание: Выберите героев, которым присущи черты характера, указанные в таблице и укажите (объясните, раскройте, уточните) в чем они проявляются (выражаются).

    Работаем самостоятельно – время 15 минут

    Внимание на экран!

    Взаимопроверка – критерии оценки, правильность, аргументированность, количество.

    Почему анализируя сказки, мы можем смело говорить о чертах характера, а не о временных поступках героев?

    2. Часто мы для более ёмкого определения характера используем народную мудрость, т.е. пословицы и поговорки.

    Послушайте следующие задание:

    проанализировать пословицы и определить, о каких чертах характера идёт речь:

    Отношение к другим людям.

    Отношение человека к самому себе.

    Отношение человека к миру вещей.

    Отношение человека к делу, к своему труду.

    Когда мы с наибольшей долей уверенности можем говорить о характере человека?

    Да, если мы его знаем достаточно хорошо.

    Вы знакомы уже практически полгода, причем ваши взаимоотношения не ограничиваются только учёбой – многие вместе проводят свободное время, а некоторые живут бок о бок в одной комнате. И, надеюсь, за это время вы узнали друг друга достаточно хорошо.

    Я предлагаю сыграть в игру: «Отгадай, о ком говорят».

    Условия: Один из участников выйдет из аудитории. Оставшиеся должны решить, о ком из студентов будут говорить. Но, говорить можно только о хороших (качествах) чертах характера. Ничего отрицательного называть нельзя. После этого мы приглашаем вышедшего обратно. Отгадывающий выслушивает все высказывания и называет имя предполагаемого студента, о ком говорят.

    Готовы? Начали!

    Вопросы к участникам. Скажите, что труднее:

    Выделить и перечислить основные черты характера или по описанию.

    Или узнать по описанию того, кто этими чертами обладает.

    Вопросы к отгадывающему:

    Какую наиболее яркую черту характера, присущую именно этому человеку ты бы выделил чтобы не было сомнений, что это именно этот человек.

    Рефлексия:

    Скажите, что нового вы сегодня узнали?

    Что вас удивило?

    Что вы возьмёте себе на заметку?

    Что было самым интересным?

    Подведение итогов.

    Домашнее задание:

    Творческое задание. Я предлагаю вам дома проанализировать свои поступки и отношения.

    Определить основные черты своего характера (качества, которые у меня есть).

    Качества, которые вы хотите изменить.

    Что вам для этого надо.

    А на следующем уроке мы обсудим, в чём у вас возникли трудности и как их преодолеть.











    Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

    Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

    Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

    Скачивание материала начнется через 60 сек.
    А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
    (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
    №3715 от 13.11.2013).
    Получить доступ
    Узнать подробнее
    • Другое