План- конспект по ОБЖ на тему "Защита от оружия массового поражения"

  • ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
  • Материальное обеспечение.
  • Порядок проведения занятия и методические советы
  • Учащиеся одновременно с рассказом руководителя отрабатывают приемы работы с прибором по обнаружению ОВ.

  • Скачать 51.87 Kb.


    Дата01.10.2017
    Размер51.87 Kb.

    Скачать 51.87 Kb.


    ТЕМА: Защита от оружия массового поражения


    План-конспект составил

    Учитель ОБЖ МБОУ СОШ с. Виноградное

    Моздокского района РСО-Алания

    Цугкиев Таймураз Васильевич


    Занятие. ПРИБОРЫ РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ.

    Дози́метр - прибор для измерения эквивалентной дозы ионизирующего излучения за некоторый промежуток времени (мощности дозы). Само измерение называется дозиметрией.


    Цель.

    Ознакомить учащихся с устройством приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля,

    дать им навыки в работе с радиометром-рентгенометром и ВПХР

    Учебные вопросы:

    1. Назначение, устройство и принцип работы приборов радиационной разведки.

    2. Войсковой прибор химической разведки(ВПХР).


    Время. 45 мин.

    Место. – кабинет (поле).


    Метод.

    Рассказ и практический показ устройства, приемов подготовки и работы с приборами.

    Материальное обеспечение.

    Дозиметрический прибор ДП-5А, ВПХР, таблицы.


    Порядок проведения занятия и методические советы

    Вводная часть—2 мин.

    - сообщение темы, цели занятия и порядка его проведения.

    - краткий опрос по правилам поведения на зараженной местности.

    1-й учебный вопрос—5 мин.

     Кратко объясняю ионизационный метод обнаружения и измерения радиоактивных излучений.

    - Радиоактивные излучения ионизируют воздух, т. е. расщепляют его молекулы и атомы на положительные и отрицательные ионы. Под действием электрического напряжения ионы приходят в движение: положительные—к аноду, отрицательные — к катоду.

    Радиоакти́вный распа́д (от лат. radius «луч» и āctīvus «действенный») - спонтанное изменение состава (заряда Z, массового числа A) или внутреннего строения нестабильных атомных ядер (нуклидов) путём испускания элементарных частиц, гамма-квантов и/или ядерных фрагментов.
    Электрическое напряжение Электри́ческое напряже́ние между точками A и B электрической цепи или электрического поля - физическая величина, значение которой равно работе эффективного электрического поля (включающего сторонние поля), совершаемой при переносе единичного пробного электрического заряда из точки A в точку B.
    В результате этого возникает ионизационный ток. По силе ионизационного тока определяется интенсивность радиоактивных излучений.

    Устройство ДП-63-А, подготовка прибора и работа с ним изучаются практически. Для этого необходимо называю и показываю обучаемым основные части прибора, объясняю их назначение и принцип действия, показываю порядок подготовки прибора к работе: проведение внешнего осмотра, установка стрелки микроамперметра на отметку «О» верхней шкалы и «5» нижней шкалы, подключение источников питания.

    Источник питания - электрическое оборудование, предназначенное для производства, аккумулирования электрической энергии или изменения ее характеристик.
    После этого 1—2 ученика под руководством преподавателя поочередно готовят прибор к работе и измеряют им уровни радиации на местности.

     Прежде всего  разъясняю учащимся, что прибор ДП-5А предназначен для измерения уровней гамма-радиации на местности и радиоактивной зараженности различных предметов по гамма-излучению; по своему на значению он является универсальным. Мощность гамма-излучения измеряется этим прибором в рентгенах или миллирентгенах в час. Затем показываю на таблице и приборе поддиапазоны I и II для измерения уровней радиации на местности в пределах 5— 200 Р/ч и более и поддиапазоны «ХЮ00», «ХЮО», «ХЮ», «XI», «Х0,1» для измерения степени зараженности предметов в миллирентгенах (мР/ч).

    Далее объясняю устройство ДП-5А, показав его основные части на приборе и таблице 15, на которой они даны в крупном плане; учащиеся, читая наименования частей приборов на таблице, быстрее их запомнят и лучше усвоят устройство при бора. После этого поочередно вызываю нескольких учащихся к прибору и повторно рассматриваю с ними его устройство.

    Убедившись, что учащиеся усвоили устройство прибора, перехожу к изучению подготовки его к работе и проведению измерений уровней радиации на местности и радиоактивного заражения различных объектов.

    Радиоактивное заражение Радиоактивное заражение - загрязнение местности и находящихся на ней объектов радиоактивными веществами.

    Для этого  организую с ними практическую отработку порядка подготовки прибора к работе.

    Вначале обучаемым показываю на приборе порядок подготовки его к работе — от установки стрелки микроамперметра на «О» до проверки работоспособности аппарата по контрольному аппарату, а также последовательной установки переключателя поддиапазонов в положения: «Х1000», «XlOO», «XlO», «Xl», «ХОД».

    Затем показываю учащимся порядок измерения уровней радиации на местности по шкалам «О—5» и «О—200», а также порядок определения степени заражения кожных покровов людей, одежды, техники, транспорта, продовольствия, воды и других предметов, пользуясь поддиапазонами «X1000», «Х100», «XlO», «Xb, «ХОД».

    Ко́жа (лат. cutis) - наружный покров тела животного - не сложный орган. В биологии - наружный покров позвоночных животных. Кожа защищает тело от широкого спектра внешних воздействий, участвует в дыхании, терморегуляции, обменных и многих других процессах.

    В конце отработки данного учебного вопроса целесообразно предложить учащимся решить 1—2 задачи, например:


    1.        Какова степень заражения кожного покрова человека, если
    показание прибора на верхней шкале 3,2 мр/ч, а переключатель
    поддиапазонов находится в положении «Х10»?

    Решение:   3,2 мР/чХ 10 = 32 мР/ч.

    2.        Какова   зараженность   объекта,   если   суммарная   зараженность 280 мР/ч, а величина гамма-фона 220 мР/ч?

    Решение: 280 мР/ч—220 мР/ч=60 мР/ч.

    Решаемые задачи могут быть включены в раздаточный мате риал,, который предлагается учащимся на этом уроке.

    После рассмотрения устройства и работы прибора ДП-5А учащимся следует указать, что дозиметрические приборы хранятся в шкафах или на стеллажах в помещениях с температурой от 10 до 25°С, влажностью 50—65%. Источники питания приборов хранятся отдельно в сухом прохладном месте (температура от —6 до 5°С).

    Дозиметрические приборы нельзя подвергать длительному воз действию прямых солнечных лучей, дождя или снега.

    Солнце Со́лнце (астр. ☉) - единственная звезда Солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеороиды, кометы и космическая пыль.
    Их надо очищать от грязи и пыли, защищать от ударов. Запрещается вскрывать.

    2-й учебный вопрос—12 мин.

     Отрабатывается методом рассказа и практического изучения. Вначале  знакомлю обучаемых с назначением войскового прибора химической разведки и кратко излагаю его устройство, используя для наглядности учебную таблицу и образец прибора. Особое внимание надо обратить на устройство и назначение индикаторных трубок трех видов, которые входят в комплект прибора.

    Объясняю обучаемым, что обнаружение в воздухе отравляющих веществ и установление их концентрации осуществляется обычно в два этапа. Сначала определяют наличие ОВ типа зарина в опасных концентрациях. После этого устанавливают наличие в воздухе других ОВ.

    Вначале используют две трубки с красным кольцом и красной точкой. Показываю приемы работы с этими трубками, после чего учащиеся отрабатывают эти приемы на приборе. Так же определяется наличие этих ОВ в воздухе в безопасных концентрациях.

    На втором этапе определение ОВ осуществляется трубкой с зелеными кольцами. Беру трубку с тремя зелеными кольцами и показываю порядок обнаружения в воз духе фосгена, хлорциана и синильной кислоты, затем на трубке (Г одним желтым кольцом — паров иприта.

    Сини́льная (циа́нистоводородная) кислота́, цианистый водород, HCN - бесцветная, очень летучая, легкоподвижная ядовитая жидкость, имеющая характерный запах.

    Учащиеся одновременно с рассказом руководителя отрабатывают приемы работы с прибором по обнаружению ОВ.

    В заключение учащимся кратко разъясняю порядок определения ОВ на местности и на различных предметах, а также порядок хранения и сбережения приборов химической разведки.

    Заключительная часть.

    - обобщение изученного учебного материала.

    - подведение итогов занятия.