План краткосрочного планирования урока по физике 10 класса по теме "Криволинейное движение"

  • Этапы урока
  • 1.Организационный момент-2 минуты
  • Приветствие учителя. Дежурный информирует отсутствующих в классе.
  • Криволинейным движением называют такое движение, которое совершается по дугам окружностей.
  • Тело движется по окружности при условии
  • Центростремительное ускорение
  • Центростремительная сила.
  • Физкультминутка для глаз
  • Решение задач
  • Я не знал

  • Скачать 42.18 Kb.


    Дата27.09.2017
    Размер42.18 Kb.

    Скачать 42.18 Kb.

    Тема:

    Урок 5 Описание движение тела по окружности

    Ссылка

    Среднесрочное планирование и календарно-тематическое планирование для 10 класс 2015-16 учебного года

    Общие цели

    дать представление о криволинейном движении, ввести понятия частоты, периода, центростремительного ускорения и центростремительной силы.


    Результат обучения

    1. Знать виды механического движения.

    2. Знать понятия: движение по окружности, центростремительное ускорение, период, частота.

    3. Выявить на практике связь периода, частоты и центростремительного ускорения с радиусом обращения.

    4. Использовать учебное лабораторное оборудование для решения практических задач.

    5. Уметь работать в коллективе и принимать иные точки зрения.

      Лабораторное оборудование - различные инструменты и снаряжение, используемое учёными, работающими в лаборатории для выполнения экспериментов или осуществления измерений. Лабораторное оборудование подразделяется на общелабораторное, измерительное, специализированное, испытательное и аналитическое.

      Центростремительное ускорение - компонента ускорения точки, характеризующая быстроту изменения направления вектора скорости для траектории с кривизной (вторая компонента, тангенциальное ускорение, характеризует изменение модуля скорости).

      Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

    Форма организации обучения

    Фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

    Ресурсы

    компьютер, проектор, экран, презентация к уроку «Движение тела по окружности», распечатка карточек с заданиями.


    Модули

    НППО, ОКМ, ОдО и ОО, ОВОУ, УЛО

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.Организационный момент-2 минуты

    Мотивация к учебной деятельности

    Здравствуйте, девочки и мальчики. Я очень рада вас видеть.

    Позвольте начать наш сегодняшний урок с таких строк «Загадки страшные природы повсюду в воздухе висят» (Н.Заболоцкий , поэма «Безумный волк»)

    Но, прежде чем приступить разгадывать загадки, давайте немного повторим:


    Приветствие учителя. Дежурный информирует отсутствующих в классе.

    2. Актуализация опорных знаний

    Задание 1 Физический диктант

    1. Изменение положения тела в пространстве с течением времени. (Движение)

    2. Физическая векторная величина, измеряемая в метрах. (Перемещение)

    3. Физическая векторная величина, характеризующая быстроту движения. (Скорость)

    4. Основная единица измерения длины в физике. (Метр)

    5. Физическая величина, единицами измерения которой служат год, сутки, час.

      Ве́кторная величина́ - физическая величина, являющаяся вектором (тензором ранга 1). Противопоставляется с одной стороны скалярным (тензорам ранга 0), с другой - тензорным величинам (строго говоря - тензорам ранга 2 и более).

      Едини́ца физи́ческой величи́ны (едини́ца величи́ны, едини́ца, едини́ца измере́ния) (англ. Measurement unit, unit of measurement, unit; фр. Unité de mesure, unité) - физическая величина фиксированного размера, которой условно по соглашению присвоено числовое значение, равное 1 .

      (Время)

    6. Длина траектории. (Путь)

    7. Единицы измерения ускорения (м/с2)

    8. Физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости?(ускорение)

    9. Формула перемещение тела при равноускоренном движении (s=vt at2\2)

    10. Формула ускорения (a=v-v0\2)


    запись ответа в рабочей тетради индивидуальная работа

    Проведение диктанта с последующей проверкой, самооценка работ учениками


    3Изучение нового материала

    Излагает новый материал, демонстрирует презентацию

    Тема урока: «Движение тела по окружности»

    Прямолинейное движение – это движение, траектория которого - прямая линия, криволинейное – кривая. Криволинейным движением называют такое движение, которое совершается по дугам окружностей.


    Вспомним характеристики криволинейного движения

    Тело движется по окружности при условии, что вектор линейной скорости перпендикулярен вектору центростремительного ускорения.

    Центростремительное ускорение - ускорение, с которым тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью, всегда направлено вдоль радиуса окружности к центру.

    aц= hello_html_76ce3179.gif


    При движении по окружности тело через определённый промежуток времени вернётся в первоначальную точку. Движение по окружности – периодическое.

    Период обращения – это промежуток времени Т, в течение которого тело (точка) совершает один оборот по окружности.

    hello_html_m5c19686.gif

    Единица измерения периода - секунда

    Частота вращения  – число полных оборотов в единицу времени.

    [ ] = с-1 = Гц

    hello_html_m5519f799.gif


    Единица измерения частоты


    Вопрос: Вспомним определение Периода и частоты

    Есть ли связь между ними?

    hello_html_mdc78792.gifhello_html_m5c19686.gifhello_html_52212f08.gif


    hello_html_63df3816.gifhello_html_52feb2f4.gifhello_html_m121f0415.gif


    Период и частота – это взаимообратные величины: частота обратно пропорциональна периоду, а период обратно пропорционален частоте

    При равномерном движении по окружности модуль его скорости не изменяется.

    Равномерное движение - механическое движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одно и то же расстояние.(v=const)Равномерное движение материальной точки - это движение, при котором величина скорости точки остаётся неизменной.

    Но скорость - векторная величина, и она характеризуется не только числовым значением, но и направлением. При равномерном движении по окружности всё время изменяется направление вектора скорости.

    Ско́рость (часто обозначается v → }} , от англ. velocity или фр. vitesse, исходно от лат. vēlōcitās) - векторная физическая величина, характеризующая быстроту перемещения и направление движения материальной точки относительно выбранной системы отсчёта; по определению, равна производной радиус-вектора точки по времени.

    Поэтому такое равномерное движение является ускоренным.

    hello_html_m5ecd21dc.gif

    Линейная скорость: ;


    hello_html_m5622ab90.gif

    Центростремительное ускорение: ;


    Центростремительная сила.

    Сила, удерживающая вращающееся тело на окружности и направленная к центру вращения, называется центростремительной силой.

    Чтобы получить формулу для расчёта величины центростремительной силы, надо воспользоваться вторым законом Ньютона, который применим и к любому криволинейному движению.

    Центростреми́тельная си́ла - это название той составляющей действующих на тело сил, которая заставляет тело поворачивать (то есть двигаться по траектории, радиус кривизны которой в точке, где находится тело, не может быть принят равным бесконечности).

    Зако́ны Нью́то́на - три закона, лежащие в основе классической механики и позволяющие записать уравнения движения для любой механической системы, если известны силы, действующие на составляющие её тела.

    Подставляя в формулу hello_html_4a8c11c4.gif значение центростремительного ускорения aц= hello_html_76ce3179.gif , получим формулу центростремительной силы: F = hello_html_25263908.gif


    Запись темы урока в тетради.


    Запись определения в тетради


    Запись характеристик криволинейного движения в тетради





    Умение входить в беседу. Коллективная работа.

    Физкультминутка для глаз



    Закрепление материала

    Сегодня на этом уроке мы познакомились с описанием криволинейного движения, с новыми понятиями и новыми физическими величинами.

    Физи́ческая величина́ - свойство материального объекта или явления, общее в качественном отношении для класса объектов или явлений, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них. Физические величины имеют род, размер, единицу(измерения) и значение.

    Беседа по вопросам:

    1. Что называется периодом и частотой? Как связаны между собой эти величины? В каких единицах измеряются? Как их можно определить?

    2. Что называется линейной скоростью? В каких единицах она измеряется? Как можно её рассчитать?

    3. Как направлено центростремительное ускорение? По какой формуле оно рассчитывается?

    4. Как направлена центростремительная сила? По какой формуле она рассчитывается?


    Фронтальный опрос.

    Устные ответы учащихся

    Применение ЗУН

    Разбор задачи, алгоритма ее решения. Контролирует решение задач учащимися, указывает на ошибки.

    Решение задач

    Движение по окружности

    Период,
    с

    Частота,
    Гц

    Линейная скорость,
     м/с

    Циклическая частота, рад/с

    Радиус окружности, м

    Нормальное ускорение, м/с2

    1

    4

     

     

     

    10

     

    2

     

    0,2

    16

     

     

     

    3

     

     

    20

     

    800

     

    4

    0,2

     

    30

     

     

     

    5

     

     

     

    15,7

     

    60

    6

     

    2,5

     

     

    1,25

     

    7

    0,04

     

     

     

    0,6

     

    8

     

     

     

     

    40

    10

    9

    0,05

     

    12

     

     

     

    10

    0,1

     

     

     

    0,2

     

    ОТВЕТЫ

    Период,
    с

    Частота,
    Гц

    Линейная скорость,
     м/с

    Циклическая частота, рад/с

    Радиус окружности, м

    Нормальное ускорение, м/с2

    1

     

    0,25

    15,7

    1,57

     

    24,65

    2

    5

     

     

    1,26

    13

    20

    3

    250

    4 10-3

     

    0,025

     

    0,5

    4

     

    5

     

    31,4

    100

    900

    5

    0,4

    2,5

    3,8

     

    0,24

     

    6

    0,4

     

    20

    16

     

    320

    7

     

    25

    94

    157

     

    5,3 103

    8

    12,56

    0,08

    20

    0,5

     

     

    9

     

    20

     

    127

    0,1

    1440

    10

     

    10

    12,56

    63

     

    790


    Раздает контролирующий материал, проводит инструктаж по выполнению работы, определяет время самостоятельной работы

    Работают на местах и у доски.


    Самостоятельная работа

    Подведение итогов урока

    Выставление оценок.



    Суммативное оценивание

    Рефлексия

    Все ли цели выполнены?

    Чему научились?

    Я не знал… -

    Теперь я знаю


    Ответы учащихся

    Обратная связь

    Формативное оценивание

    Домашнее задание

    Параграф- Упр___________

    Запись в дневниках дз




    Первая страница
    Наша команда
    Контакты
    О нас

        Главная страница



    План краткосрочного планирования урока по физике 10 класса по теме "Криволинейное движение"

    Скачать 42.18 Kb.