Положение о рабочей программе по учебному предмету


Скачать 98.69 Kb.


Дата30.09.2017
Размер98.69 Kb.
ТипДругие методич. материалы

Скачать 98.69 Kb.

РЕКОМЕНДОВАНО

педагогическим советом

протокол № 6 от 14.05.2015 г.



УТВЕРЖДАЮ

директор _______________ И.Н. Журина

приказ № 171/2 от 14.05.2015 г.

Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу)

I. Общие положения


1.1. Настоящее положение о рабочих программах учебных предметов (курсов) (далее рабочая программа) педагогов, реализующих ФГОС ООО, ФКГОС ООО и ФКГОС СОО.

Рабочая программа педагогов, реализующих ФГОС ООО, разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС)

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г.

    Общее образование Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .
№ 1897);

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на текущий учебный год.

    Аккредитация (лат. accredo, «доверять») - процедура официального подтверждения соответствия объекта установленным критериям и показателям (стандарту). Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель, как правило, не обладает достаточными компетенциями.
  • Примерной образовательной программы по учебному предмету, курсу, дисциплине или авторской программы.

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования.

    Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

  • Фундаментального ядра содержания общего образования / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.

  • Устава ОУ.

  • ООП основного общего образования (Утверждена приказом директора от 22.04.2014 № 98/2).


  • Рабочая программа педагогов, реализующих ФКГОС, разработано в соответствии с требованиями:

    • Федерального закона «Об образовании» № 3266-1 (с изменениями) Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования» //Вестник образования России, 2004, – №№ 12, 13, 14

    • Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» //Вестник образования, 2005, – №№ 13, 14

    • Приказа Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г.

      Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
      Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодёжной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
      № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

    • Письма Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

    • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на текущий учебный год».

      Политика Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность») - понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.

    1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения Рабочей программы учебного предмета (курса).

    1.3. Рабочая программа – это учебная программа, составленная педагогом для конкретного образовательного учреждения и определенного класса на основе примерных или авторской программы, включающая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения.

    Учебная программа - созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

    1.4. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, относятся:

    • программы по учебным предметам;

      Образовательная программа - согласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

    • программы элективных курсов;

    • программы элективных предметов;

    • программы факультативных курсов;

    • программы внеурочной деятельности;

    • дополнительных образовательных курсов.

    1.5 Рабочая программа является индивидуальным инструментом педагога, с помощью которого он определяет оптимальные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Федеральными государственными образовательными стандартами, целью и результатами обучения.

    1.6. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету, курсу.

    1.7. Задачи составления рабочей программы:

    • дать представление о практической реализации Федеральных государственных образовательных стандартов при изучении предмета (курса) или Федеральной компоненте государственного образовательного стандарта;

    • определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса школы и контингента обучающихся.

    1.8. Рабочая программа выполняет следующие функции:

    -          является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;

    -          определяет содержание образования по учебному предмету на базовом или профильном уровнях;

    -          обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;

    -          реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;

    -          включает модули регионального предметного содержания; 

    -          создает условия для реализации системно-деятельностного подхода (рабочая программа по ФГОС);

    -        обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.


    ІІ. Порядок разработки и хранения рабочих программ


    2.1. Рабочая программа составляется на один учебный год с последующей корректировкой.

    2.2. Рабочая программа  может быть единой для всех учителей данного предмета,  работающих в школе, или индивидуальной.

    2.3.Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один хранится у учителя, второй сдаётся заместителю директора по УВР в электронном виде. Рабочая программа предъявляется при подготовке и проведении внутришкольного контроля за состоянием преподавания учебного предмета.

    2.4. При составлении, принятии и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

    - федеральному государственному образовательному стандарту или федеральному компоненту государственного образовательного стандарта;

    - примерной программе по учебному предмету (курсу);

    - авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательного учреждения;

    - основной образовательной программе ООО;

    -  учебно-методическому комплексу (учебникам).

    2.5. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности учащихся.

    Коли́чество - категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.

    2.5. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать базисному учебному плану общеобразовательного учреждения.

    2.6. Учитель-предметник несёт ответственность за качество составления рабочей программы, хранение и её реализацию.


    III. Структура рабочей программы


    Рабочая программа предмета (курса) по ФКГОС имеет следующую структуру:


    Элементы

    рабочей

    программы

    Содержание элементов рабочей программы

    Титульный лист

    - полное наименование образовательного учреждения;

    - гриф принятия, утверждения программы (методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);

    - название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;

    - указание параллели, на которой изучается программа;

    - фамилию, имя и отчество разработчика программы;

    - год разработки программы

    Пояснительная

    записка

    - кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

    - концепция (основная идея) программы;

    - обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

    - указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

    - кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;

    - указание на место и роль курса в обучении;

    - цели, задачи;

    - сроки реализации программы;

    - основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых);

    - общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;

    - логические связи данного предмета с остальны­ми предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

    - система оценки достижений учащихся;

    - инструментарий для оценивания результатов;

    - приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

    Тематическое планирование

    - перечень разделов, тем последовательность их изучения;

    - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

    - вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

    - др.

    Календарно-тематическое планирование или поурочное планирование

    - перечень и название раздела и тем курса;

    - необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

    - содержание учебной темы:

    • тема урока;

    • основные изучаемые вопросы;

    • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

    • требования к знаниям и умениям обучающихся;

    • формы и вопросы контроля;

    • возможные виды самостоятельной работы учащихся.

    Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

    В данном разделе прописываются требования по рубрикам:

    - знать/понимать;

    - уметь;

    - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    Перечень учебно-методического обеспечения

    - методические и учебные пособия;

    Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности.
    Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР - ГОСТ 7.60-90; в РФ - ГОСТ 7.60–2003) и допущенное Министерством образования Российской Федерации к печати и выпуску.

    - оборудование и приборы;

    - дидактический материал;

    - др.

    Приложения к программе

    - основные понятия курса;

    - списки тем рефератов;

    - темы проектов;

    - темы курсовых и творческих работ;

    - примеры работ и т.п.;

    - методические рекомендации.



    Рабочая программа предмета (курса) по ФГОС имеет следующую структуру:


    Элементы

    рабочей

    программы

    Содержание элементов рабочей программы

    Титульный лист

    - полное наименование ОУ;

    Формирова́ние - постоянная или временная организационная единица в вооружённых силах государства и в других органах государственной власти, в чьих структурах имеются военные подразделения.

    - гриф принятия, утверждения рабочей программы(методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);

    - название учебного предмета, для изучения которого написана программа;

    - указание класса, где реализуется рабочая программа;

    - фамилия, имя и отчество учителя, составителя рабочей программы;

    - год разработки рабочей программы

    Пояснительная

    записка


    - вклад учебного предмета в общее образование (для чего?) – черты ОУ (при необходимости);

    - особенности рабочей программы по предмету (для какого УМК, основные идеи)

    - общие цели учебного предмета для уровня обучения

    - приоритетные формы и методы работы с учащимися - приоритетные виды и формы контроля

    - сроки реализации рабочей программы;

    - структура рабочей программы (состоит из…);

    Общая характеристика учебного предмета (курса)

    - особенности содержания и методического аппарата УМК;

    - структура и специфика курса;

    - целевые установки для класса.

    Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

    - классы;

    - количество часов для изучения предмета в классах;

    - количество учебных недель;

    - количество тем регионального содержания по классам;

    - количество практических, контрольных, лабораторных работ, бесед, экскурсий и т.д. по классам.

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса)

    - личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса;

    - контрольно-измерительные материалы;

    -указывается основной инструментарий для оценивания результатов.

    Содержание учебного курса


    - перечень и название раздела и тем курса;

    - необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

    - краткое содержание учебной темы.

    Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

    - перечень разделов, тем последовательность их изучения;

    Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

    - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

    - вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

    - основные виды деятельности обучающихся;

    - планируемые результаты.

    Календарно-тематическое планирование или поурочное планирование

    - перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

    - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

    - тема урока;

    - основные изучаемые вопросы;

    - практическая часть программы;

    - универсальные учебные действия (к разделу);

    Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».

    - региональное содержание предмета (где требуется);

    - дата проведения.

    Описание

    учебно-методического и

    материально-технического обеспечения образовательного процесса



    - средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;

    - список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;

    Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины - стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины.
    Сре́дства обуче́ния - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
    Выходные данные - один из основных элементов выходных сведений печатного издания, информация о выходе книги.
    Учебник - книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

    - дополнительная литература для учителя и учащихся;

    - перечень ЦОРов и ЭОРов;

    - перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе;

    Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


    В данном разделе прописываются требования по рубрикам:

    - ученик научиться;

    - ученик получить возможность научиться.


    Приложения к программе

    - основные понятия курса;

    - темы проектов;

    - темы творческих работ;

    - примеры работ и т.п.;

    - методические рекомендации и др.



    ІV. Порядок утверждения рабочей программы


    4.1. Рабочие программы рассматриваются и обсуждаются на заседании методического объединения и представляются на утверждение директору школы в срок до 1 сентября текущего года.

    4.2 Директор школы вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в школе или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям ФГОС или ФКГОС.

    4.3. Руководитель образовательного учреждения приказом утверждает рабочую программу, ставит свою подпись под грифом «Утверждаю» на титульном листе рабочей программы и указывает номер и дату приказа об утверждении рабочей программы.

    Титульный лист Ти́тульный лист, ти́тул (лат. titulus - «надпись, заглавие») - одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения. На титульном листе размещаются основные выходные сведения: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания.

    4.4. После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

    Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.)
    Общий перечень рабочих программ утверждается приказом директора по общеобразовательному учреждению.

    4.5. Решение о внесении изменений в рабочие программы учебных предметов принимает директор школы по ходатайству руководителей методических объединений или заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

    4.6. Рабочая программа обновляется ежегодно.


    V. Делопроизводство

    5.1.Администрация школы осуществляет систематический контроль за выполнением рабочих программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале содержанию рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, года).

    5.2.В случае невыполнения рабочей программы, по итогам проверки, учитель фиксирует необходимую информацию в листе корректировки в конце каждого полугодия или года.

    5.3.Итоги проверки рабочих программ подводятся на административном совещании.