Повышение орфографической грамотности у младших школьников с речевыми нарушениями

  • Карагандинская область

  • Скачать 32.92 Kb.


    Дата25.09.2017
    Размер32.92 Kb.

    Скачать 32.92 Kb.


    Повышение орфографической грамотности

    у младших школьников с речевыми нарушениями.





    Автор: Полишкина Лидия Юрьевна, учитель-логопед

    Стаж работы 20 лет.

    Карагандинская область, г.

    Карагандинская область Караганди́нская о́бласть (каз. Қарағанды облысы) - область в центральной части Казахстана, находится в самом центре континента Евразия, почти равноудалена от Северного Ледовитого и Индийского, Атлантического и Тихого океанов.
    Темиртау.

    Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя - формировать орфографическую зоркость учащихся.

    Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

    Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место. Значит, слово и орфограмма в нем, воспринимаемые зрительно или на слух, являются раздражителями. Так как непосредственно воспринимаемые раздражители в орфографии действуют через зрительный и слуховой анализаторы, целесообразно рассмотреть процессы зрительного и слухового восприятия.

    При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм упражнять их в сравнении, проводить анализ.

    Зрение человека (зрительное восприятие) - способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона, осуществляемая зрительной системой.

    Слуховое восприятие , умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождения орфограммы и определения ее типа.

    Как показали исследования наряду со слуховым и зрительным анализаторами большое значение имеют речевые кинестезии ( проговаривание ) , они позволяют более тонко и точно воспринимать речь.

    Воспоминания движений руки также выступают необходимым условием грамотного письма.

    Фонематический слух (Фонематика) - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
    Необходимое условие и достаточное условие - виды условий, логически связанных с некоторым суждением. Различие этих условий используется в логике и математике для обозначения видов связи суждений.

    Зрительное, слуховое, кинестетическое и рукодвигательное восприятие младших школьников составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше органов наших чувств, по К.Д.Ушинскому, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на нашу память.

    Современный подход к проблеме памяти позволяет подчеркнуть, что без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно. Если понимание поверхностно, неполно, не складывается в систему, то запоминание слабо и нестойко и требуются многократные повторения для его улучшения. Если же в процессе усвоения ученик выделяет в материале главное смысловое содержание, то у него образуются сильные и стойкие следы памяти.

    Первым этапом решения орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму при письме, т. е. изначальное умение, обеспечивающее сознательное отношение к письму, мотивирующее обращение к правилу, к словарю.

    Орфографическая зоркость предполагает обнаружение орфограмм и определения их типа.

    Восприятие включает в свой состав зрительные или слуховые, артикуляционные или моторные компоненты, процессы переработки полученной информации с выделением существенных признаков, их сопоставлением и создание образа-представления на основе прежнего опыта.

    Анализ психологической литературы позволяет нам определить орфографическую зоркость как способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения на основе последовательной фиксации отдельных признаков, а на последующем – на основе одновременного нахождения интегрального образа-ориентира.

    В таком понимании орфографической зоркости содержится важный для методики обучения вывод о необходимости на первоначальном этапе знакомить детей со всеми опознавательными признаками орфограмм и добиваться их прочного усвоения в деятельности. 1-4 классы следует рассматривать в качестве начального этапа развития орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению всех необходимых и достаточных признаков для нахождения орфограммы.

    В своей работе для повышения орфографической зоркости у детей с речевыми нарушениями я использую следующие способы и приемы. Провожу диагностику проверочных работ для определения типов орфографических ошибок. Затем подбираются дидактические задания, формирующие словообразовательные и грамматические понятия, развивающие орфографические навыки, сочетающиеся с заданиями развлекательного характера, имеющие цель развивать внимание, логическое мышление, любознательность, воображение и снятие усталости.

    Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

    Эти виды занятий проводятся с целью более глубокого обобщения и систематизации знаний учащихся, выполнения дифференцированных практических заданий с постепенным наращиванием трудностей.

    Во всех рассмотренных темах, особое внимание уделяется закреплению на доступном и знакомом материале. В конце каждой темы дается итоговый тест.

    При повторении изученного материала предлагаю учащимся серии карточек. В каждой карточке представлены три задания.

    Например, в третьем классе предлагаю карточки..

    Серия № 1.

    Карточка № 1.

    1. Разбери по составу слова: Книжка нагрузка побег

    2. Вставь пропущенные буквы. Докажи правописание орфограмм

    п__щат бли__кий

    к__вер кни__ка

    сн__гири холо__

    с__довник заря__ка

    3. Разбери предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши словосочетания.

    Серия № 2.

    Карточка № 1.

    1. Выпиши слова в три столбика к данным схемам .Ветер, гора, полет, земля, холод, переход, море, дождь, подъезд.

    2. Выпиши слова в три столбика и подчеркни орфограмму . в 1 – столбик – слова с безударной гласной , во 2 – столбик – слова со звонкой или глухой согласной, в 3 – столбик – слова с непроизносимой согласной.

    Глухие согласные - тип согласных, произносимых без вибрации гортани. Глухота - тип фонации, наряду с звонкостью и состоянием гортани.

    Конец, овраг, участник, репка, прелестный, сидят, утащили, ненастный, немножко.

    3. Разбери предложение. Подчеркни главные члены предложения.

    Член предложе́ния - синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложениях.
    Надпиши над каждым словом часть речи. Развесила желтая осень золотые флажки.

    Серия № 3.

    Карточка № 1.

    1. Подбери и запиши по 2 слова к схемам

    2. Подбери и запиши слова в два столбика ( по 3-4 слова в каждый столбик) . в 1- столбик – слова с безударной гласной, проверяемой ударением, во 2- столбик - слова с парной звонкой или глухой согласной на конце, которую нужно проверять.

    3. Составь предложение по вопросам. Запиши его. Подчеркни главные члены предложения. (Какой?) (кто?) (как?) (что делал ?)

    Все эти карточки в предложенной последовательности будут использоваться не только в 3 классе в конце года, но и в 4 классе. Внимательное и точное выполнение предложенных грамматических заданий поможет осознанно овладеть орфографическим навыком грамотного письма.

    В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умения заменить фонемы соответствующими буквами.

    Упражнения по выработке орфографической зоркости можно расположить в определенной последовательности:

    • Письмо с проговариванием (в основе этого письма - проговаривание по слогам).

    • Списывание. Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность.

    • Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.

    • Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух.

      Эйдети́зм (от др.-греч. εἶδος - образ, внешний вид; ) - особый вид памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления.

    • Письмо под диктовку.

    • Творческие работы.

    Диагностика контрольных работ показывает результаты проделанной работы. Количество орфографических ошибок постепенно снижается.





    Литература: М.С. Грушевская. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление.- Алма-Ата: Мектеп, 1989.

    И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- Москва: Владос, 1997.

    И.В.Прищепова. Коррекция дизорфографии у младших школьников.- СПб:Каро, 2006

    М.Е. Золотюк. Педагогическая коррекция учащихся начальных классов с дизорфографией.- Караганда: Издательство КарГУ, 2008