Права автора

  • Законодательство Европейского союза
  • Гражданского кодекса Российской Федерации

  • Скачать 26.05 Kb.


    Дата08.06.2019
    Размер26.05 Kb.
    Типкурсовая работа

    Скачать 26.05 Kb.

    В настоящее время достаточно широко распространены программы для ЭВМ прикладного, вспомогательного характера, без которых, например, не могут функционировать многие бытовые приборы, технические средства или материальные носители с записями аудиовизуальных и иных произведений.
    Те́хника (от др.-греч. τεχνικός, от τέχνη - искусство, мастерство, умение) - обобщающее наименование технических средств ("средства труда"). Понятие техники охватывает технические изделия, ранее не существовавшие в природе и изготовленные человеком для осуществления какой-либо деятельности - машины, механизмы, оборудование, аппараты, приспособления, инструменты, приборы и т. д.
    Применение требования о получении у правообладателя разрешения на прокат таких программ необоснованно затруднило бы отношения, связанные с прокатом соответствующих бытовых приборов, технических средств или материальных носителей. В связи с этим в п. 4 ст. 1270 ГК введено правило, соответствующее п. 2 ст. 7 Договора ВОИС по авторскому праву и ст. 11 Соглашения ТРИПС; согласно этому правилу требования подп. 5 п. 2 ст. 1270 ГК не применяются в отношении программ для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката. Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения также рассматривается законом как самостоятельный способ использования, что требует специального получения у правообладателя разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации экземпляров произведения в целях распространения. Это предоставляет правообладателю возможность контролировать ситуацию, когда право на распространение произведения, предоставленное им третьему лицу, было ограничено территориально, например не предполагалось распространение произведения на территории России (подп. 4 п. 2 ст. 1270 ГК). Публичный показ возможен в отношении различных изображений: произведений изобразительного искусства, фотографий, архитектурных произведений и т.п. Показом является любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью технических средств (пленки, диапозитива, телевизионного кадра), а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности.
    Аудиовизуа́льное произведе́ние - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.
    Публичный характер такой показ приобретает, если осуществляется непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. При этом не имеет значения, воспринимается ли произведение публикой в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения (подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК). Публичное исполнение возможно в отношении музыкальных, драматических, хореографических и иных подобных произведений. Исполнением произведения признается его представление в живом исполнении или с помощью радио, телевидения и иных технических средств, а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком). Публичный характер исполнению придает его осуществление в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается ли произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК). Сообщение в эфир (которое в п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве было названо передачей в эфир) заключается в сообщении произведения для всеобщего сведения (включая его показ или исполнение) по радио и телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю (подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК). Сообщение в эфир осуществляется при помощи специальных сигналов, передаваемых беспроводным способом и предназначенных для приема широкой аудиторией. При этом важна сама доступность произведения для слухового и (или) зрительного восприятия публикой независимо от того, осуществлялось ли это восприятие на самом деле.
    Зрение человека (зрительное восприятие) - способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона, осуществляемая зрительной системой.
    Как и в Законе об авторском праве, в ГК разъясняется, что при сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение по кабелю, состоящее в сообщении произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции), отличается от сообщения в эфир только техническим методом доведения произведения до сведения публики (подп. 8 п.
    Опти́ческое волокно́ - нить из оптически прозрачного материала (стекло, пластик), используемая для переноса света внутри себя посредством полного внутреннего отражения.
    2 ст. 1270 ГК). В соответствии с требованиями ст. 2 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам в подп. 7 и 8 п. 2 ст. 1270 ГК включено дополнение, направленное на учет современных технических достижений в сфере теле- и радиовещания, согласно которому сообщение кодированных сигналов признается соответственно сообщением в эфир или сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц самой организацией эфирного или кабельного вещания либо с ее согласия. Специально для случаев использования произведений в Интернете и иных компьютерных сетях в 2004 г.
    Компьютерная сеть (вычислительная сеть) - система, обеспечивающая обмен данными между вычислительными устройствами (компьютеры, серверы, маршрутизаторы и другое оборудование). Для передачи информации могут быть использованы различные физические явления[уточнить], как правило, - различные виды электрических сигналов, световых сигналов или электромагнитного излучения.
    в Закон об авторском праве было введено право на доведение произведения до всеобщего сведения. Отличие доведения до всеобщего сведения от передачи в эфир или сообщения по кабелю состоит в том, что лицо, поместившее произведение в компьютерной сети, само не осуществляет каких-либо активных действий, направленных на сообщение произведения публике. Активную роль, напротив, играют пользователи, разыскивающие такое произведение в компьютерной сети для использования. В подпункте 11 пункта 2 статьи 1270 ГК этот способ использования сформулирован как доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Данная формулировка более точно соответствует определению, содержащемуся в ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву. Перевод или другая переработка произведения сами по себе не являются использованием произведения в авторско-правовом смысле, однако они могут осуществляться только с разрешения правообладателя постольку, поскольку целью является их дальнейшее использование. В отличие от п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве перевод и другая переработка произведения объединены в один способ использования, что более точно соответствует их природе (п. 1 ст. 1260 ГК). В подпункте 9 пункта 2 статьи 1270 ГК установлено, что под переработкой понимается создание производного произведения: обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п. Под понятие переработки, таким образом, не подпадает внесение каких-либо изменений в само оригинальное произведение, что позволяет сделать более определенным отличие права на переработку как правомочия имущественного характера, являющегося составной частью исключительного права, от тесно связанного с личностью автора права на неприкосновенность произведения (ст.
    Производное произведение - это произведение, основанное на одном или нескольких ранее существовавших произведениях, включающие такие элементы, как перевод на другой язык, музыкальную аранжировку, постановку на сцене, художественную обработку, кинопостановку, звукозапись, художественное воспроизводство, конспектирование, сокращение, или любые другие действия, при которых произведение может принять новую форму, трансформироваться или адаптироваться. Произведение, состоящее из редакторских исправлений, аннотаций, уточнений, или других изменений, которые в целом представляют исходное авторское произведение, также является производным.
    Исключи́тельное пра́во - совокупность принадлежащих правообладателю (гражданину или юридическому лицу) прав на использование по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации и на запрещение или разрешение такого использования другими лицами.
    1266 ГК). Поскольку программы для ЭВМ и базы данных являются специфическими объектами авторского права, понятие их переработки имеет особенности. Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных ГК понимает любые их изменения, в том числе перевод такой программы или базы данных с одного языка на другой, за исключением адаптации. Адаптацией считается внесение в программу ЭВМ или базу данных изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования этой программы или базы на конкретных технических средствах пользователя (например, на персональном компьютере) или под управлением конкретных программ пользователя. Поскольку адаптация исключена из понятия переработки (модификации) программ для ЭВМ и баз данных, она может производиться свободно, без разрешения правообладателя, что отражено в подп. 1 п. 1 ст. 1280 ГК. Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта заключается в том, что любое воплощение в жизнь произведений архитектуры или дизайна может осуществляться только с согласия авторов (подп. 10 п. 2 ст. 1270 ГК). Права архитекторов и дизайнеров действуют не только в отношении самих проектов, но и в отношении решений, которые осуществлены путем реализации этих проектов в виде конкретных зданий и сооружений. Уникальность этого случая разъясняется впервые введенным в п. 3 ст. 1270 ГК правилом о том, что практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к положениям гл. 70 ГК (Авторское право), за исключением реализации архитектурного и иного подобного проекта. Правам авторов произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства посвящена также ст.
    Садо́во-па́рковое иску́сство - искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой.
    1294 ГК. Потребность в ее выделении возникла в связи с тем, что в соответствии со ст. 20 Закона о введении в действие части четвертой ГК была признана утратившей силу гл. IV Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ Об архитектурной деятельности в Российской Федерации СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473; 2004. N 35. Ст. 3607., содержавшая ряд норм, не вошедших в Закон об авторском праве. Они нашли отражение в ст. 1294 ГК. В этой статье более подробно раскрывается содержание исключительного права архитекторов, включающего наряду с упомянутой в подп. 10 п. 2 ст. 1270 ГК практической реализацией архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта также разработку документации для строительства. В статье 1294 ГК также предусмотрено, что использование архитектурного и подобного ему проекта для реализации допускается только однократно, за исключением случаев, когда иное установлено договором, в соответствии с которым проект создан. Таким образом, проект и выполненная на его основе документация для строительства по общему правилу могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта (п. 1 ст. 1294 ГК). В целях соблюдения соответствия архитектурным проектам конкретных зданий, сооружений или иных результатов их практического воплощения архитекторы имеют право авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству (п. 2 ст. 1294 ГК). Кроме того, автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика соответствующего проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором между ними не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1294 ГК). Гаврилов Э.П. Комментарий к главам 69, 70, 71, 76 части четвертой Гражданского кодекса РФ Экзамен, 2008. С. 44-47. Право доступа заключается в праве автора произведения изобразительного искусства - художника, скульптора и др.
    Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) - раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
    требовать от собственника оригинала созданного им произведения предоставления возможности осуществлять его воспроизведение в целях реализации своего исключительного права (в случаях, предусмотренных ст. 1291 ГК). Фактически право доступа может не только служить средством обеспечения имущественных интересов автора, но и способствовать реализации им своих личных неимущественных прав на обнародование произведения и на защиту его неприкосновенности.
    Личные неимущественные права - вид субъективных прав, относящихся к категории нематериальных благ. Личные неимущественные права (право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства, право на имя и др.)
    В то же время установлено, что автор не может требовать от собственника доставки произведения (п. 1 ст. 1292 ГК). В отношении произведений архитектуры законом установлено также, что автор вправе требовать от собственника оригинала такого произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 1292 ГК). Право следования также является специфическим правом, распространяющимся на авторов произведений изобразительного искусства. Существование такого права теоретически должно способствовать получению авторами дополнительных доходов в виде процентных отчислений от сумм, вырученных третьими лицами от перепродаж созданных и ранее отчужденных авторами произведений изобразительного искусства. Однако в том виде, в котором право следования было закреплено в п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве, оно практически не применялось на практике. В частности, серьезным препятствием являлось указание Закона на то, что необходимым условием реализации права следования должно быть осуществление перепродажи по цене, превышающей цену предыдущей продажи не менее чем на 20. В посвященной праву следования ст. 1293 ГК такое требование отсутствует. В Кодексе предусмотрено, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. В настоящее время в Европейском союзе действует Директива Европейского парламента и Совета 200184EC от 27 сентября 2001 г. Законодательство Европейского союза об авторском праве и смежных правах: Сборник директив Европейского парламента и Совета в области авторского права и смежных прав. М., 2002. С. 89 - 100.
    Право Европейского союза (англ. European Union law, фр. Droit de l'Union européenne) - система правовых норм, регулирующая процесс европейской интеграции, порядок создания и функционирования европейских властных институтов и связанные с этим общественные отношения.
    , направленная на решение вопросов, связанных с осуществлением права следования, которая предусматривает подробную шкалу процентных отчислений, взимаемых в зависимости от перепродажной цены произведения и ряда других обстоятельств. Для нашей страны подобная шкала размеров процентных отчислений, а также условия и порядок выплаты этих отчислений должны определяться Правительством РФ (п. 1 ст. 1293 ГК). В целях соответствия российского законодательства ст. 14ter Бернской конвенции право следования распространено помимо оригиналов произведений изобразительного искусства также на авторские рукописи литературных и музыкальных произведений (п. 2 ст. 1293 ГК). Под авторскими рукописями подразумеваются автографы произведений, т.е. рукописи, собственноручно созданные их авторами. Право следования имеет имущественный характер, но тесно связано с личностью автора. Этим объясняется то, что данное право является в целом неотчуждаемым, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение (п. 3 ст. 1293 ГК). Если по правилам п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве наследовать это право могли только наследники по закону, то в Гражданском кодексе это ограничение отсутствует, поэтому право следования может наследоваться также и по завещанию Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации под ред. А.Л.
    Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) - кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющий приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.
    Маковского Статут, 2008. С. 72-78.. § 2.2 Защита авторских и смежных прав В целях защиты авторских и смежных прав могут применяться общие способы защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ), а также специальные способы, установленные ст. 49 Закона об авторском праве. Автор может предъявить иск о признании права авторства к лицу, которое отрицает или иным образом не признает его право. Авторы и исполнители имеют право на компенсацию морального вреда, причиненного нарушением не только их личных неимущественных, но и имущественных прав. Обладатель исключительных авторских или смежных прав может требовать пресечения действий, нарушающих его право или создающих угрозу его нарушения, а также возмещения убытков, причиненных неправомерным использованием ответчиком объекта исключительных прав. Вместо возмещения убытков обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору выплаты компенсации: в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков. Она выплачивается за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм (т.е. экземпляры, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав), а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения таких контрафактных экземпляров, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке и уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе. Суд принимает решение о конфискации контрафактных экземпляров произведений независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца. Чаусская О.А. Гражданское право Дашков и К, 2007, с. 166-167. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе проведенного исследования были сделаны следующие краткие выводы: Авторские права, в соответствии с ГК РФ, это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами. Автору (соавторам) произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, например: литературные произведения, аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна; произведения архитектуры; фотографические произведения; программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения и другие. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
    А́вторское пра́во - в объективном смысле - институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.
    В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя. Также к объектам авторских прав относятся: производные произведения, представляющие собой переработку другого произведения (переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и др.); составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (энциклопедии, сборники, базы данных). Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения). Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Использованием произведения считается, в частности: 1) воспроизведение произведения; 2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров; 3) публичный показ произведения;; 4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения; 5) прокат оригинала или экземпляра произведения; 6) публичное исполнение произведения; 7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению; 8) перевод или другая переработка произведения; 9) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; 10) доведение произведения до всеобщего сведения. Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы C в окружности;
    © - знак охраны авторского права, представляет собой латинскую литеру C (первая буква слова «copyright»), помещённую в центре окружности.
    имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Законы и подзаконные акты: 1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. (в ред. от 08.11.2008 N 201-ФЗ) Российская газета, N 289, 22.12.2006. Научная литература: 1. Гаврилов Э.П. Комментарий к главам 69, 70, 71, 76 части четвертой Гражданского кодекса РФ Экзамен, 2008. 2. Гатин А. М. Гражданское право: учебное пособие Дашков и К, 2007. 3. Кайль А.Н. Комментарий к части IV ГКРФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. 4. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Под ред. В.В. Погуляева ЗАО Юстицинформ, 2008. 5. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации под ред. А.Л. Маковского Статут, 2008. 6. Рузакова О.А. Комментарий к четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации Экзамен 2007. 7. Сборник директив Европейского парламента и Совета в области авторского права и смежных прав. М., 2002. 8. Турбина И.И. Авторское право в свете части 4 Гражданского кодекса РФ Консультант бухгалтера, N 7, июль 2008 г. 9. Чаусская О.А. Гражданское право Дашков и К, 2007. Судебная практика: 1. Вестник ВАС РФ. 1999. N 11.