Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность

  • Республики Коми
  • Постановка цели
  • Уголовный кодекс Российской Федерации
  • Трудовой кодекс Российской Федерации

  • Скачать 70.76 Kb.


    Дата13.10.2017
    Размер70.76 Kb.

    Скачать 70.76 Kb.

    Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство «Сыктывкарса сервис да связь колледж» уджсикасӧ велӧдан канму учреждение Министерство образования Республики Коми государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский колледж сервиса и связи» (ГПОУ «СКСиС») Наименование учебной дисциплины «Право» План – конспект занятия Тема «Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность» Автор: Баязова А.П.
    Респу́блика Ко́ми (коми Коми Республика) - субъект Российской Федерации, республика в её составе. Входит в состав Северо-Западного федерального округа, является частью Северного экономического района.
    Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
    , преподаватель права ГПОУ «СКСиС» Сыктывкар, 2014 ОДОБРЕН Предметно-цикловой комиссией гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Протокол заседания цикловой комиссии От « ­­___» ____________ 20___г. № __ Председатель предметно-цикловой комиссии ______________Н.В.Остапов Разработчик: Баязова Анжелика Петровна. План – конспект занятия. Группы: СД -1-04; СВ-1-04; П-1-36; Наименование учебной дисциплины: «Право» Тема занятия: «Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность» Этап обучения по данной теме: основной Тип занятия: Комбинированное занятие Вид занятия: Формирования понятия и обучения по алгоритму Основные понятия: правомерное поведение, правонарушение, состав правонарушения; юридическая ответственность.
    Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. Юридическая ответственность - правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им противоправное деяние.
    Приемы: работа с нормативно- правовыми актами и их комментарии, Методы обучения: Поисковые Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
    Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.)
    Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
    Дидактическая цель занятия: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ранее полученных компетентных знаний в знакомой и новой учебной ситуации, возможности для соотнесения обучающимися ранее полученных знаний с приобретенными на уроке. Задачи: Образовательные: Познакомить студентов с сущностью правомерного поведения и его видами. Раскрыть и углубить представление обучающихся о правонарушении как юридическом понятии, о составе и видах правонарушений. Познакомить обучающихся с особенностями юридической ответственности. Способствовать формированию знаний, формированию алгоритма действий в жизненных ситуациях в системе российского права: Воспитательные цели: Продолжать воспитание правовой культуры.
    Правомерное поведение - это подчиненное воле поведение субъекта права (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям правовых норм, не противоречит основным принципам права и гарантируется государством.
    Правовая система России - совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества, и сложившейся правовой практики.
    Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия.
    Стимулировать потребности в формировании ответственности, коллективизма, социальной коммуникации. Показать актуальность изучаемого материала в вопросах изучения как дисциплины “Права ”, так и других юридических дисциплин, значимость темы в вопросах воспитания личности и гражданина. Способствовать формированию умения работать в команде, командного духа, чувства ответственности за свои действия. Развивающие цели: Развивать умение определять состав правонарушений при разрешении конкретной жизненной ситуации, работать в группе, анализировать источники, интерпретировать события. Выявить причинно-следственную связь между структурными элементами изучаемого материала и конечным результатом. Сохранение познавательного интереса к изучаемой дисциплине. Способствовать дальнейшему развитию интеллектуальных умений и навыков у студентов, умению обобщать, делать логические выводы.
    Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
    Развивать мышление, внимание творческие способности.
    Творческие способности - способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
    Способствовать овладению рациональными методами познания изучаемого материала. Активизировать творческую работу студентов. Материально-техническое оснащение занятия: Оборудование кабинета «ПОПД, права и страхового право» Наглядные пособия: презентация, конспект лекций. Раздаточный материал:  схемы по теме “Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность”, правовые задачи, тетради обучающихся,  ручки. Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, экран. Основные источники информации: Литература для преподавателей: Основная: Смоленский М.Б. Теория государства и права. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2005.
    Сре́дства обуче́ния - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
    Учебник - книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.
    Сре́днее профессиона́льное образова́ние (СПО) - средний уровень профессионального образования.
    Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Рабочая тетрадь для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002. Румынина В.В., Клименко А.В. Теория государства и права: Методическое пособие. – М., 2002. Дополнительная: Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999. Малько А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М., 2000.
    Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (в СССР - ГОСТ 7.60-90; в РФ - ГОСТ 7.60–2003) и допущенное Министерством образования Российской Федерации к печати и выпуску.
    Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 2001. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие . – М., 2001. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., 1995. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 2001. Литература для обучающихся: Румынина В.В. «Основы права»: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. М:ФОРУМ: ИНФРА-М, Смоленский М.Б. Теория государства и права. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2005. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Рабочая тетрадь для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2002. ХОД ЗАНЯТИЯ №№пп Наименование этапов и его структурных элементов Норма времени Деятельность преподавателя Деятельность студентов Предполагаемый результат 1. Мотивационно-целеполагающий этап – 5 мин. 1. Организационный 1 мин Проверка готовности обучающихся к занятию, подготовить и проверить ПК, раздаточный материал на рабочих столах. Приветствие и контроль отсутствующих. Обучающиеся готовят необходимые учебные пособия, с начала урока рассаживаются на подгруппы. Приветствие преподавателя. 2. Актуализация знаний 1 мин ОК 3;6 Повторить понятия: Преподаватель задает вопрос: что такое “ПОВЕДЕНИЕ” В каком случае мы говорим «правомерное поведение», какое поведение, с точки зрения права, называется неправомерным поведением Студентам предлагается обратиться к схеме № 1 “Виды правомерного поведения”.
    Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.
    Правонаруше́ние - неправомерное поведение, виновное противоправное общественно опасное деяние деликтоспособного лица (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами.
    Анализ схемы сопровождается объяснением и комментарием. Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Обобщают ответы и делают вывод, который фиксируют в рабочих тетрадях определение – поведение. В рабочих тетрадях студенты фиксируют также определение правомерного поведения. Обучающиеся работают со схемой № 1, обсуждают понятия. 3. Целеполагание мотивация 1,5 мин Мотивация – сформировать понятие правонарушения. Проблемная ситуация – казус.
    Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но неизвестно, как это сделать.
    Студент колледжа Васильев, используя малозначительный повод, завязал драку в коридоре колледжа, в ходе которой было разбито большое стекло, и один из его однокурсников поранил лицо осколками стекла Вопрос: -Какое поведение, с точки зрения права, совершил Васильев -Как по-другому можно назвать неправомерное поведение Васильева -Что грозит Васильеву за несоблюдение норм права Студенты отвечают на вопросы. восприятие и осмысление информации; высказывание своего мнения восприятие и осмысление информации ОК 2; 6 ОК 2; 6 4. Постановка цели урока 1,5 мин -Спектр правонарушений очень велик: от нарушений правил дорожного движения до причинения вреда жизни и здоровью человека.
    Целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.
    Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье. Меру важно во всём соблюдать - в еде и напитках И в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.
    Но́рма пра́ва - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.
    Пра́вила доро́жного движе́ния (сокращенно: ПДД) - свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и т. д.), а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.
    Но самое незначительное и самое опасное нарушения имеют общие черты. - Как Вы, думаете, о чем сегодня на занятии пойдет речь - с какой целью нам необходимо изучить такие понятия как правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность - Озвучивает цель и задачи сказанные обучающимися. Обучающиеся формируют самостоятельно цель урока: - что такое правонарушение, признаки правонарушения -Что такое состав правонарушения и его элементы -какие существуют виды правонарушений -что такое юридическая ответственность Высказывание своих предположений. Фактически расписываются этапы занятия. ОК 2; 6 ОК 2; 6 2. Деятельностный этап – 75 мин. 1. Изучение нового материала ОК 3; 6 А) Раскрыть понятие и признаки правонарушения 10 мин Преподаватель дает понятие определения - правонарушения. Обсуждение схемы: № 2 «Признаки правонарушения» Закрепление понятий: правонарушение, его признаки. Фиксация отличия правонарушения от аморального проступка. Обращает внимание студентов на отличие правонарушения от аморального проступка. В рабочих тетрадях студенты фиксируют определение правонарушения. Работа со схемой № 2 «Признаки правонарушений». Обсуждение понятий. Обучающиеся в каждой группе приводят пример отличия аморального проступка от правонарушения. Ответы предоставляют другим группам. Эксперт заполняет оценочный лист по каждому участнику группы. Б) Состав и виды правонарушения 10 мин На данном этапе деятельность преподавателя сводится к следующему: Преподавателем дается характеристика состава правонарушения, отслеживание и конспектирование теоретического материала студентами. Ввиду большого объема схемы № 3 “Состав правонарушения”, а также её значимости для изучения данной темы преподаватель выдает готовые схемы для последующего вклеивания в тетрадь. Анализ схемы сопровождается объяснением и комментарием. Студенты в качестве наглядного пособия используют раздаточный материал и презентацию. Обучающиеся вклеивают в тетрадь готовые схемы № 3 «Состав правонарушения» В) Выявить виды правонарушений, раскрыть различия между проступком и преступлением. 10 мин Преподаватель излагает материал и комментирует схему № 4 «Виды правонарушений студенты составляют в рабочих тетрадях схему № 4 “Виды правонарушений”. ОК 3; 6 первичное закрепление 2. А) Раскрыть и рассмотреть признаки правонарушения 15 мин А) На основе нормативно-правовых актов ставит перед студентами задачу: «Раскрыть и рассмотреть признаки правонарушения» Вопрос для 1 группы: -Прочитать ч. 1 ст. 12.8 К РФ об АП и определить данное правонарушение совершенно действием (активное поведение) или бездействием (пассивное поведение) -Как называется правонарушение, предусмотренное ст. 157 УК РФ -В форме действия или бездействия совершенно правонарушение Вопрос для 2 группы: -Прочитать ч. 1 ст. 158 УК РФ, ч. 1 ст. 12.26 РФ об АП -Определить какую опасность (вредность) для общества представляют эти правонарушения. Вопрос для 3 группы. -Прочитать задачу № 1 -Прочитать ст. 475 ГК РФ -Соответствуют ли действия  продавца требованиям закона (нормам права) -Назвать признак правонарушения. Вопросы для 4 группы. -Прочитать задачу № 2 -Как можно расценить деяние Петрова. Было ли оно совершенно по неосторожности или с умыслом -Прочитать задачу № 3 -Как можно расценить деяния этого человека -Была ли у этого человека цель (умысел) помешать движению -Как вы считаете, виновны ли эти лица в совершении правонарушений Работа с нормативно-правовыми актами: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) части: 1 и 2;
    Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) - основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации.
    Гражданский кодекс Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) - кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющий приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.
    1 группа - анализирует ч. 1 ст. 12.8 КРФобАП, ч. ст. 157 УК РФ - называет 1 признак правонарушения. 3 группа -Анализирует ситуацию (задача №1), ст. 475 ГК _Называют 3 признак правонарушения. 2 группа - анализирует ч. 1 ст. 158 УК РФ, ч. 1 ст. 12.26 КРФ об АП - называют 2 признак правонарушения. 3 группа - анализирует ситуацию (задача № 1), ст. 475 ГК РФ - называют 3 признак правонарушения. 4 группа - анализируют задачи № 2, № 3. -называют 4 признак правонарушения. ОК 3;6 Б) Определить виды правонарушений, раскрыть различия между проступком и преступлением. 10 мин Мы выяснили признаки правонарушений и сделали одновременно вывод, что правонарушения бывают разные: незначительные и опасные. Кроме того и общественные отношения, которые они нарушают, тоже бывают разные.
    Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
    Посмотрите на схему «Виды правонарушений» Беседа: -Какие бывают виды правонарушений Вопросы для 1 группы -Найдите статьи, которые относятся к самым опасным видам правонарушений -Как называются эти правонарушения Вопросы для 2 группы -Найдите статьи, которые можно отнести к проступкам, связанными с хозяйственной, экономической жизнью -Как называются эти проступки Вопросы для 3 группы -Найдите статьи, которые можно отнести к проступкам, которые не имеют большой общественной опасности и, очень похожие на преступления. -Как называются эти проступки Вопросы для 4 группы: -Найдите статьи, которые можно отнести к проступкам, которые связаны с нарушениями трудовой, учебной, воинской дисциплины -Как называются эти проступки Работа со схемой Работа с нормативно-правовыми актами: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ; Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.
    Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние) - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).
    Дисципли́на (от лат. disciplina - выдержанность, строгость, в свою очередь от лат. discipulus - студент) - правила поведения личности, соответствующие принятым в обществе нормам или требованиям правил распорядка.
    Трудовой кодекс Российской Федерации Трудово́й ко́декс Российской Федерации - кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.
    2001 N 197-ФЗ; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) части: 1 и 2; Дают определение понятиям преступление, проступки, гражданские проступки, административные проступки, дисциплинарные проступки.
    Дисциплинарный проступок (англ disciplinary offence, misdemeanour) - противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за которое предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.
    Отвечают на вопросы. Выписывают номера статей. В) Сформулировать понятие юридическая ответственность. 5 мин Незнание закона не освобождает от ответственности. -С какого возраста гражданин РФ понесет наказание за совершение административного проступка -С какого возраста за совершение преступления -Работа с понятием юридическая ответственность. -Работа со схемой № 5 «Виды юридической ответственности» Беседа: -Какой вид юридической ответственности влечет за собой совершение административного проступка -Какой вид юридической ответственности наступает за совершение гражданского деликта (проступка) -Какой вид юридической ответственности накладывается за совершение дисциплинарного проступка -Какой вид юридической ответственности применяется за нанесение материального ущерба работником -Какой вид юридической ответственности применяется за самое опасное деяние-преступление  -Какие наказания предусмотрены за разные виды  правонарушений. Анализ   ст. 2.3 КРФ об АП, анализ ст. 20 УК Работа с понятиями: Юридическая ответственность, уголовная ответственность, административная ответственность, гражданская ответственность, материальная финансовая ответственность, дисциплинарная ответственность.
    Гражда́нско-правовая отве́тственность - последствия, возникающие на основании гражданского правонарушения.
    Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.
    Административная ответственность - вид юридической ответственности, который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения.
    Уголовная ответственность - один из видов юридической ответственности, основным содержанием которого выступают меры, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления.
    Отвечают на вопросы. Работа с нормативно-правовыми актами: - работа с текстом: группа 1 - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ – ст. 3.2 группа 2 -Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ- ст. 44; группа 3- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, ст. 192; ст. 238 группа 4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ-12)- ст. 12. 3. Закрепление знаний Диагностика результатов учащихся. 10 мин Двухуровневый тест Выполнение тестовых заданий. ОК 2;6 4. Самостоятельная работа студента: 5 мин Домашнее задание: Румынина В.В. М.Б.
    Домашнее задание - задание, задаваемое учителем (преподавателем) ученику (студенту) для самостоятельного выполнения после уроков (пар). Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер[источник не указан 1368 дней].
    «Основы права»- учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 256 с. – Провести анализ структуры правонарушений: Ситуация № 1 и ситуация № 2 ЗАДАНИЕ: проанализируйте все элементы состава правонарушения, квалифицирующие признаки, дайте квалификацию содеянного. Приведите пример правонарушения с подробным анализом всех составляющих его элементов. Обучающиеся записывают домашнее задание в тетради. Задание выполняется письменно в тетради. 3. Рефлексивно-оценочный этап – 10 мин. 1 Подведение итогов 5 мин Анализ деятельности обучающихся Анализируют собственную деятельность 2 Выставление оценок 2 мин Преподаватель руководит выставлением оценок Эксперт оценивает деятельность каждого студента 3 Рефлексия 3 мин Тема урока объяснена понятно Тема урока не интересна Испытал некоторые трудности Самооценка ОК 3;6 18