Правописание гласных после шипящих и ц

  • Форма урока
  • Методы и приемы обучения
  • Ход урока
  • 2. Грамматическая пятиминутка
  • 3. Повторение теоретического материала и его закрепление
  • 5. Подведение итогов урока и формулирование выводов

  • Скачать 67.05 Kb.


    Дата06.10.2017
    Размер67.05 Kb.
    ТипТема

    Скачать 67.05 Kb.

    Тема урока: «Правописание гласных после шипящих и ц».

    Вид урока: урок повторения ранее изученного материала.

    Форма урока: комбинированная.

    Цели и задачи урока:

    1. Образовательные: 1) повторить правила правописания гласных после шипящих и ц в разных частях слова; 2) формировать у учащихся умение дифференцировать написания гласных в данном положении в зависимости от морфемы; 3) закрепить материал о пунктуационном оформлении сложных предложений, в том числе осложненных; 4) формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений, продуцирования предложений по заданным структурным схемам; 5) повысить грамотность учащихся в целом.

    2. Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, формировать коммуникативные компетенции.

    3. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

    Пи́сьменность - знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера.
    Сло́жное предложе́ние - предложение, имеющее две или более грамматических основ и представляющее собой смысловое единство, оформленное интонационно. Выделяют 3 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, бессоюзное сложное предложение к примеру (- =,-=.).
    Русский язык Ру́сский язы́к (инф.) (МФА: [ˈruskʲɪi̯ jɪˈzɨk])[~ 3][⇨] - один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира - шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным.

    Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа.

    Оборудование: индивидуальные карточки; Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М. : Просвещение, 2005. – 286 с.

    План урока:

    1. Вступительное слово учителя – 5 мин.

    2. Грамматическая пятиминутка – 5 мин.

    3. Повторение теоретического материала и его закрепление – 20 мин.

    4. Творческая работа учащихся по теме урока – 10 мин.

    5. Подведение итогов урока и формулирование выводов – 5 мин.

    Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы снова займемся с вами повторением очередной орфографической темы, которую вы проходили в средней школе.

    Творческая работа - результат творческих усилий человека. Под это понятие попадают изобразительное искусство, литература, живопись, музыка, хореография и т. д.
    Школа Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
    Тема нашего урока звучит следующим образом: «Правописание гласных после шипящих и ц». Ну а начнем мы, как обычно, с грамматической пятиминутки.

    2. Грамматическая пятиминутка. В ходе выполнения следующего задания вам придется вспомнить особенности структуры сложных предложений, в том числе и осложненных. По данным структурным схемам составьте предложения и объясните постановку знаков препинания в них:

    1) [вводное слово …] (где…) (где…);

    Зна́ки препина́ния - элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.

    2) (поскольку…) […дееприч. оборот].

    (К счастью, мы поедем отдыхать именно в тот дом отдыха, где я уже бывала не раз, где мне всё нравится; это сложноподчиненное предложение с двумя придаточными места, между которыми ставится запятая; запятой отделяется и главная часть; также главное предложение осложнено вводным словом, которое обособляется запятой).

    (Поскольку книга была интересной, я ее купила сразу, ничуть не задумываясь о цене; это сложноподчиненное предложение с придаточной причины, запятой отделяется главная часть; также главное предложение осложнено обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом, выделяющимся на письме запятыми).

    Вы хорошо справились с этим заданием. Ну а теперь обратимся к повторению материала по теме урока.

    3. Повторение теоретического материала и его закрепление. Повторюсь, что тема нашего урока звучит следующим образом: «Правописание гласных после шипящих и ц». Данная тема очень дробная и включает в себя сразу несколько правил. Поэтому и изучать мы ее будем в несколько этапов, каждый из которых будет заканчиваться выполнением письменных упражнением для закрепления теоретического материала.

    1. Буквы е (ё) / о после шипящих в корне. Употребление букв е(ё) / о после шипящих в корне определяется специальными правилами, которые отличаются от правил правописания е(ё), о после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

    Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis, др.-греч. μέρος τοῦ λόγου) - категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально)

    Под ударением в корне после шипящих пишется е(ё), если при образовании слов того же корня пишется е, независимо от ударения: бечёвка – бечева, жёлудь – желудевый, жёрдочка – жердь, жёрнов – жернова, кошёлка – кошель, пощёчина – щека и т.п.; если такого соотношения нет, пишется (под ударением и без ударения) о: боржоми, джоуль, жонглёр, крыжовник, обжора, трущоба, чокаться, шов, шоссе, шорты и т.п.

    При этом различаются написания слов, образованных от глагола жечь: ожог (на руке), поджог (сарая), пережог (угля), прожог (на ткани), углежог (рабочая профессия) – существительные; ожёг (руку), поджёг (сарай), пережёг (уголь), прожёг (ткань) – глаголы в форме прошедшего времени.

    Прошедшее время, претерит (лат. praeteritum) - одна из модальностей грамматической категории времени, форма финитного глагола, используемая для описания ситуации, имевшей место до момента речи или до момента, описываемого в речи.

    Запишите под диктовку несколько предложений, содержащих слова с данной орфограммой (один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях).

    1. Опять шёпотом (шепчет) заговорили офицеры, передавая приказы, и чёрная (чернь) стена первой роты вдруг опустилась (запятые ставятся на месте выделения обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом, и связи главной части и придаточной в сложноподчиненном предложении).

    2. Шурка стоит на откосе в пяти шагах от окопа, спрятав автомат под плащ-палатку и накинув на голову капюшон (запятой выделяются однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами).

    3. Ему кажется, что недостаток хлеба в России даст лишние аргументы для жёстких (жесть) разговоров с русскими (запятая ставится между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения).

    4. Шорами прикрывают глаза лошади, чтобы она не пугалась незнакомого и чужого (запятая ставится между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения).

    5. Мокрый окурок попал в щёку (защечный) Овчинникова, но не обжёг (глагол) его (запятая ставится между частями сложносочиненного предложения).

    2. Гласные в корне после ц. В корнях слов после ц преимущественно пишется и (а не ы): аукцион, нарцисс, цивилизация, цигейка, цикл, цикламен, цинга, циркуль, цитата и др. Исключения: цыган, цыкать, на цыпочках, цыпленок, цып-цып (междометие), цыпки и производные от них цыганочка, цыканье и др.

    Кроме того, в ударном слоге в соответствии с произношением после ц пишется о: цокать, цоколь, цокот. В безударном положении о также сохраняется: цокотать, цокотание, цокотуха. В иноязычных словах в безударном положении пишется как о, так и е: Герцеговина, герцог, герцогиня.

    Запишите под диктовку слова на данную орфограмму. Объясните свой выбор (работа выполняется самостоятельно, проверка методом фронтального опроса).

    Трущоба, цоканье, жонглировать, пижон, прожорливый, шорник, чопорный, шорты, шофёрский, жёрдочка (жердь), капюшон, многошовный, шовинизм, щёголь (щеголять), харчо, шёлковый (шелка), инициал, лейкоцит, марципан, рецидив, циклевать (полы), циник, циркуляр.

    Составьте с любыми пятью из них предложения и запишите в тетради (работа выполняется самостоятельно, проверка методом фронтального опроса).

    3. Гласные е(ё) / о после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

    После шипящих под ударением пишется о в соответствии с произношением, без ударения – е.

    После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится [о]:

    1) у глаголов в суффиксе -ёвыва-: выкорчёвывать, заночёвывать, перекочёвывать и т.п.;

    2) у страдательных причастий прошедшего времени в суффиксе -ённ- (-ён- – в краткой форме): измельчённый, искажённый, орошённый, поражённый; заряжён, огорчён, возмущён и т.п.;

    3) у отглагольных прилагательных, образованных от глаголов на -ить и на -чь: копчёный, лужёный, мощёный, бережёный, печёный;

    4) у существительных, образованных от вышеперечисленных глаголов, причастий и прилагательных: копчёность, корчёвка, обречённость, размежёвка, сгущёнка, тушёнка и пр.

    После ц в окончаниях пишется ы в соответствии с произношением: границы, знаменосцы, птицы, куцый, куцым, куцые, а также в словах на -цын: сестрицын.

    Выполним теперь упражнения на закрепление этого материала (учебная карточка № 1):

    Образуйте имена существительные:

    1) с суффиксом -ок- или -ек-: крюк, борщ, мужик, луг, боровик, овраг, сапог, рог (крючок, борщок, мужичок, лужок, боровичок, овражек, сапожок, рожок);

    2) с суффиксом -онк- и -еньк-: рука, нога, душа, собака (рученька, ноженька, душонка, собачонка).

    Чем объясняется разное написание суффиксов? (Наличием ударной гласной).

    Перепишите, расставляя ударения и вставляя пропущенные буквы. Устно объясните написание каждого слова (учебная карточка № 2).

    1. Барашек - судачок; борщок – горошек; воротничок – звоночек; горшок – пельмешек; запашок – камешек; колышек – корешок; подсолнушек – порошок; простачок – замочек; хлебушек – хомячок.

    2. Бельчонок, волчонок, грачонок, мальчонка, мышонок, казачонок.

    3. Глянцевая (бумага); вытанцовывать (казачка); танцевать (парами); (группа) комсомольцев; лисицына (нора); (дело) с концом.

    4. Творческая работа учащихся по теме урока. А сейчас напишите небольшой рассказ (3-4 предложения), включающий слова с теми орфограммами, о которых мы говорили сегодня на уроке (проверка методом фронтального опроса).

    5. Подведение итогов урока и формулирование выводов. Итак, давайте еще раз повторим, каким правилам подчиняется написание гласных после шипящих и ц в разных частях слова (отвечает учащийся).

    Под ударением в корне после шипящих пишется е(ё), если при образовании слов того же корня пишется е, независимо от ударения: бечёвка – бечева и т.п.; если такого соотношения нет, пишется (под ударением и без ударения) о: боржоми, джоуль и т.п.

    В корнях слов после ц преимущественно пишется и: аукцион, нарцисс и др. Исключения: цыган, цыкать, на цыпочках, цыпленок, цып-цып (междометие), цыпки и производные от них цыганочка, цыканье и др.

    В ударном слоге в соответствии с произношением после ц пишется о: цокать. В безударном положении о также сохраняется: цокотать, цокотание, цокотуха. В иноязычных словах в безударном положении пишется как о, так и е: Герцеговина, герцог, герцогиня.

    После ц в окончаниях пишется ы в соответствии с произношением: границы, знаменосцы.

    Надеюсь, что эти правила вы хорошо усвоили, а закрепить их еще прочнее поможет выполнение домашнего задания на данную орфограмму.













    7