Преемственность. Переход в среднюю школу – взгляд учителя математики
Преемственность. Согласно «Большой Советской Энциклопедии», - это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций.
Попробуем разобраться в задачах преемственности начальной и средней школы, а также в трудностях, с которыми могут столкнуться учителя математики в 5 классе, и методами их решения. Составим список методических рекомендаций, как для учителей начальной школы, так и для – «среднего звена».
Переход учащихся в среднюю школу – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это «испытание» не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся. Учителям – предметникам – научить детей следовать новым правилам. А учителям начальной школы показать, чему они научили учащихся за 4 года.
В этот период детям предстоит не только привыкнуть к новой школе и учителям, им предстоит пережить «кризис 10 лет», так я решила назвать этот период. Так в чем же кризис? Для этого есть несколько причин: низкая само организованность, снижение интереса к учебе и ее результатам, снижение самооценки, а у многих еще и высокий уровень тревожности. Конечно, в таких жестких условиях тяжело не только учащемуся, но и учителям-предметникам.
Перед взрослыми возникают следующие задачи «преемственности»: изучить и использовать психологические возможности детей младшего подросткового возраста, разработать методику повышения мотивации к обучению у детей, разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся снизить падение успеваемости при переходе в основную школу, скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в 4-х и 5-х классах.
Рассматривая вопрос преемственности в общих чертах, обычно выделяют содержание учебного материала, которое нужно не забыть к началу 5 класса. Но одним из главных параметров является согласование методов обучения учащихся младших классов, достаточных для дальнейшего восприятия нового материала: правил, законов, постепенную адаптацию школьников к дедуктивному методу изложения.
Вся программа 5-6 класса, также как и в начальной школе, построена на конкретных примерах. Выводы относительно свойств предмета или математических суждений делаются исходя из наглядных примеров, однако более подготовленные дети смогут сделать их – в общем виде. Дети от неполной индукции и аналогии постепенно переходят к дедуктивным умозаключениям, и могут почувствовать математическую логику.
Важнейшее условие, позволяющее правильно строить учебный процесс, сделать обучение эффективным, доступным, заключается в том, чтобы в каждой теме выделять главные стороны.
В конце четвертого класса и первой четверти пятого класса необходимо повторять и прорабатывать до автоматизма следующие вопросы:
Счет десятками, сотнями и т.п.
Повторять таблицы сложения и умножения однозначных чисел.
Тренировка памяти на удержание в уме промежуточных результатов вычислений.
Устный счет.
Устные математические диктанты.
Примеры для повторения письменных алгоритмов выполнения арифметических действий (от двух действий и больше).
Решение текстовых задач.
Полезный приём, который следует практиковать, предлагать детям пересказывать условие задачи, составлять краткую запись даже в легких задачах.
В трудных задачах необходимо зрительно представить их с помощью рисунка, с помощью математической модели.
Следует поощрять решение задачи разными способами, выясняя различия в ходе рассуждения. Полезно также предлагать детям придумывать задачи, добавлять вопросы и задания: «А что ещё можно было бы узнать? А что надо сделать, чтобы найти не только это, но еще и…» Каждая задача может стать предметом обсуждения.
Перевод единиц измерения (длины, площадь, масса).
Дроби.
Очень часто эта тема пропускается в курсе начальной школы, но хочется отметить, если тема хотя бы на начальном этапе пройдена, то в 5 классе учащие изучают ее с большим интересом и успехом.
Изначально, у некоторых школьников ослаблен интерес к учению, они пассивны, поэтому с самого начала надо всеми средствами вовлекать их в активную учебную деятельность: дать возможность побывать детям в роли обучающих (придумывать задания друг для друга, проверять работы друг у друга), в роли учителя (дать проверить детям тетради своих одноклассников, или провести урок), оценивать не только отметками, но и всевозможными печатями и наклейками. Стремиться проводить всевозможные математические игры, турниры. Хорошо, если дети дома будут рассказывать об интересных задачах, вовлекать взрослых в свои «математические» проблемы.
Рекомендации для учителей:
1. Поддерживать интерес к учёбе, используя методы положительной мотивации, и использовать игровые моменты.
2. Во время уроков проводить физкультурные минутки.
3. Установить единые требования к учащимся, единый ритм и режим работы каждого класса.
4. Работать с учениками, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
5. В начальной школе больше уделять внимания темам, которые вызывают трудности.
6.Создать памятки родителям по работе с младшими подростками.
Литература:
Александрова Л.А. Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой.// Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».- М., 1998.
Володина С.А. Проблема преемственности. // Математика в школе. - М., 2000.- №7.
Воителева Г.В. Преемственность в изучении чисел в начальной и основной школе. - М.:МГОПУ, 1999.
Городниченко О.Э. Преемственность в изучении уравнений между начальной и средней школой. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2000.
Дорофеев Г.В. Единая концепция курса математики как решение проблемы преемственности. // Стандарты и мониторинг в образовании. - М., 1999.
Дубровина И.В. и др. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов. - М.: Просвещение, 2003.
Истомина Н.Б. Преемственность при изучении чисел в начальной и основной школе. - М.:МПСИ, 2003.
Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. - Саратов: «Лицей», 2000.
Мубараков А.М. Преемственность в методах обучения математике. // Дополнительное образование. – М., 2003.