Преемственность. Переход в среднюю школу – взгляд учителя математики

  • Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

  • Скачать 17.04 Kb.


    Дата25.05.2018
    Размер17.04 Kb.

    Скачать 17.04 Kb.

    Преемственность. Переход в среднюю школу – взгляд учителя математики

    Преемственность. Согласно «Большой Советской Энциклопедии», - это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций.

    Попробуем разобраться в задачах преемственности начальной и средней школы, а также в трудностях, с которыми могут столкнуться учителя математики в 5 классе, и методами их решения. Составим список методических рекомендаций, как для учителей начальной школы, так и для – «среднего звена».

    Переход учащихся в среднюю школу – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это «испытание» не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся. Учителям – предметникам – научить детей следовать новым правилам. А учителям начальной школы показать, чему они научили учащихся за 4 года.

    В этот период детям предстоит не только привыкнуть к новой школе и учителям, им предстоит пережить «кризис 10 лет», так я решила назвать этот период. Так в чем же кризис? Для этого есть несколько причин: низкая само организованность, снижение интереса к учебе и ее результатам, снижение самооценки, а у многих еще и высокий уровень тревожности. Конечно, в таких жестких условиях тяжело не только учащемуся, но и учителям-предметникам.

    Перед взрослыми возникают следующие задачи «преемственности»: изучить и использовать психологические возможности детей младшего подросткового возраста, разработать методику повышения мотивации к обучению у детей, разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся снизить падение успеваемости при переходе в основную школу, скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в 4-х и 5-х классах.

    Рассматривая вопрос преемственности в общих чертах, обычно выделяют содержание учебного материала, которое нужно не забыть к началу 5 класса. Но одним из главных параметров является согласование методов обучения учащихся младших классов, достаточных для дальнейшего восприятия нового материала: правил, законов, постепенную адаптацию школьников к дедуктивному методу изложения.

    Вся программа 5-6 класса, также как и в начальной школе, построена на конкретных примерах. Выводы относительно свойств предмета или математических суждений делаются исходя из наглядных примеров, однако более подготовленные дети смогут сделать их – в общем виде. Дети от неполной индукции и аналогии постепенно переходят к дедуктивным умозаключениям, и могут почувствовать математическую логику.

    Важнейшее условие, позволяющее правильно строить учебный процесс, сделать обучение эффективным, доступным, заключается в том, чтобы в каждой теме выделять главные стороны.

    В конце четвертого класса и первой четверти пятого класса необходимо повторять и прорабатывать до автоматизма следующие вопросы:

    1. Счет десятками, сотнями и т.п.

    • Повторять таблицы сложения и умножения однозначных чисел.

    • Тренировка памяти на удержание в уме промежуточных результатов вычислений.

    • Устный счет.

    • Устные математические диктанты.

    1. Примеры для повторения письменных алгоритмов выполнения арифметических действий (от двух действий и больше).

    2. Решение текстовых задач.

    • Полезный приём, который следует практиковать, предлагать детям пересказывать условие задачи, составлять краткую запись даже в легких задачах.

    • В трудных задачах необходимо зрительно представить их с помощью рисунка, с помощью математической модели.

    • Следует поощрять решение задачи разными способами, выясняя различия в ходе рассуждения. Полезно также предлагать детям придумывать задачи, добавлять вопросы и задания: «А что ещё можно было бы узнать? А что надо сделать, чтобы найти не только это, но еще и…» Каждая задача может стать предметом обсуждения.

    1. Перевод единиц измерения (длины, площадь, масса).

    2. Дроби.

    • Очень часто эта тема пропускается в курсе начальной школы, но хочется отметить, если тема хотя бы на начальном этапе пройдена, то в 5 классе учащие изучают ее с большим интересом и успехом.

    Изначально, у некоторых школьников ослаблен интерес к учению, они пассивны, поэтому с самого начала надо всеми средствами вовлекать их в активную учебную деятельность: дать возможность побывать детям в роли обучающих (придумывать задания друг для друга, проверять работы друг у друга), в роли учителя (дать проверить детям тетради своих одноклассников, или провести урок), оценивать не только отметками, но и всевозможными печатями и наклейками. Стремиться проводить всевозможные математические игры, турниры. Хорошо, если дети дома будут рассказывать об интересных задачах, вовлекать взрослых в свои «математические» проблемы.

    Рекомендации для учителей:

    1. Поддерживать интерес к учёбе, используя методы положительной мотивации, и использовать игровые моменты.

    2. Во время уроков проводить физкультурные минутки.

    3. Установить единые требования к учащимся, единый ритм и режим работы каждого класса.

    4. Работать с учениками, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

    5. В начальной школе больше уделять внимания темам, которые вызывают трудности.

    6.Создать памятки родителям по работе с младшими подростками.



    Литература:

    1. Александрова Л.А. Преемственность в обучении математике между начальной и средней школой.// Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».- М., 1998.

    2. Володина С.А. Проблема преемственности. // Математика в школе. - М., 2000.- №7.

    3. Воителева Г.В. Преемственность в изучении чисел в начальной и основной школе. - М.:МГОПУ, 1999.

    4. Городниченко О.Э. Преемственность в изучении уравнений между начальной и средней школой. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2000.

    5. Дорофеев Г.В. Единая концепция курса математики как решение проблемы преемственности. // Стандарты и мониторинг в образовании. - М., 1999.

    6. Дубровина И.В. и др. Практическая психология образования: Учеб. пособие для вузов. - М.: Просвещение, 2003.

    7. Истомина Н.Б. Преемственность при изучении чисел в начальной и основной школе. - М.:МПСИ, 2003.

    8. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. - Саратов: «Лицей», 2000.

    9. Мубараков А.М. Преемственность в методах обучения математике. // Дополнительное образование. – М., 2003.


    Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

    Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

    Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

    Скачивание материала начнется через 60 сек.
    А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
    (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
    №3715 от 13.11.2013).
    Получить доступ
    Узнать подробнее
    • Другое
    Описание:

    Преемственность. Взгляд учителя математики. Основные трудности перехода учащихся из начальной школы в среднюю.