Природно -территориальный комплекс Казахского мелкосопочника-Сарыарки

  • Казахская складчатая страна

  • Скачать 82.96 Kb.


    Дата09.10.2017
    Размер82.96 Kb.
    ТипИнтегрированный

    Скачать 82.96 Kb.

    Интегрированный урок « Природно -территориальный комплекс Казахского мелкосопочника-Сарыарки» Цель: изучение уникального ПТК Сарыарки по­средством компьютера, повторение и закрепление зна­ний, умений и навыков по темам «Графический редак­тор «Paint», «Текстовый редактор «Word». Учебно-воспитательные задачи: 1. Закрепить понятие «ПТК» на основе изученных природных компонентов путем работы в группах, пред­ставляющих научные дисциплины. 2. Развивать умение сочетать географические зна­ния с применением компьютерной графики. 3. Воспитывать любовь к природе, формировать куль­туру общения. 4. Учить соблюдению правил техники безопаснос­ти в работе с персональным компьютером.
    Нау́ка - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
    Компью́тер (англ. computer, МФА: [kəmˈpjuː.tə(ɹ)] - «вычислитель») - устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую, изменяемую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции ввода-вывода.
    Наглядность: Физическая карта Казахстана. Оборудование: Атласы, музыкальное оформление (кюй Курмангазы «Сарыарка»), марш­рутные листы с заданиями для групп, ПК, прикладные программы (графи­ческий редактор «Paint», текстовый редактор «Word», «Роwer Роint»).
    Прикладная программа или приложение - программа, предназначенная для выполнения определённых задач и рассчитанная на непосредственное взаимодействие с пользователем. В большинстве операционных систем прикладные программы не могут обращаться к ресурсам компьютера напрямую, а взаимодействуют с оборудованием и другими программами посредством операционной системы.
    Те́кстовый реда́ктор - самостоятельная компьютерная программа или компонент программного комплекса (например, редактор исходного кода интегрированной среды разработки или окно ввода в браузере), предназначенная для создания и изменения текстовых данных в общем и текстовых файлов в частности.
    Тип урока: интегрированный. Методы: словесно-наглядный, графический, частич­но-поисковый. Ход урока Вводное слово учителя географии: Г.М.
    Вводное слово - слово (или словосочетание), входящее в состав предложения, но не вступающее с его членами в синтаксическую связь. Как правило, выражает отношение говорящего к высказыванию, его оценку, даёт сведение об источнике сообщения или связи с контекстом.
    Есть много стран замечательных, есть много красивейших уголков зем­ного шара, которые не перестают удивлять людей. Та­ким удивительным местом нашего Казахстана является Сарыарка со своими неповторимыми и замечательны­ми дарами природы. Нам предстоит встретиться с чу­десами природы, которые находятся во власти челове­ческих рук и самой природы. Слово учителя Н.О. Сегодня на уроке нашим верным помощником бу­дет персональный компьютер (ПК), с помощью которого в качестве иллюстративного материала нам будут пре­доставлены слайды (1-54) по теме «Природно-территориальный комплекс (ПТК) Казахского мелкосопочника-Сарыарка». Итак, смотрим слайды 1, 2, 3 (картины приро­ды). Учитель географии: Г.М. Хочу прославить я тебя навеки, Родная материнская земля. (Т. Абдрахманова) Учитель информатики: Н.О. Всегда тепла родная сторона! Всем до могилы дорога она. И мне земля, богатая несметно, Судьбою благодатною дана. (С. Муканов) Учитель географии: Сегодня у нас присутствуют «ученые», которые расскажут о том, как формировалась Са­рыарка, как взаимосвязаны природные компоненты и как человек использует дары природы в хозяйствен­ной деятельности. Учитель информатики: Н.О. Пусть напутствием в вашей работе станут слова: О том поразмысли, что ждет впереди, Цель, выбрав благую, к ней прямо иди. (Фирдоуси) Учитель географии: Изучение природных компонентов Сарыарки начнем с географического положения. Ученик (у карты): (Показ слайда Рельеф РК) Сарыарка расположена в цент­ральной части Казахстана: на западе граничит с Торгайским плато, на севере - с Западно-Сибирское равнинной, на востоке граница проходит с Алтаем Саур-Тарбагатаем, на юге - Бетпакдалой; юго-запа­де - Туранской низменностью.
    Географическое положение - «положение географического объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии…». Оно характеризует «место данного объекта в системе пространственных связей и потоков (вещественных, энергетических, информационных) и определяет его отношения с внешней средой».
    Тура́нская ни́зменность (Туранская равнина) - равнинная часть Средней Азии и Южного Казахстана.
    (На дисплей ПК выво­дится слайд «Границы Сарыарки»: ширина на восто­ке - 400 км, на западе - 900 км; длина с запада не восток - 1 200 км). Учитель географии: Г.М. Давайте вспомним, как формировался Ка­захский мелкосопочник. Об этом нам расскажет ученый - геолог. Ученик. (ученый–геолог): (Показ слайда геологическая карта РК) Зарождение Сарыарки началось в палеозое в каледонскую складчатость, а к концу данной эры - герцинскую. На территории сформировались высокие горы, образование которых сопровождалось изверже­нием вулканов, поэтому здесь появились магматичес­кие горные породы. В мезозое территория начала выравниваться; разрушаясь, образовались осадочные горные породы.
    Геологическая карта - карта, отображающая на топографической основе, геологическое строение определенного участка внешней поверхности земной коры. На геологической карте изображается распределение на земной поверхности различных геологических образований.
    Осадочные горные породы Осадочные горные породы (ОГП) - горные породы, существующие в термодинамических условиях, характерных для поверхностной части земной коры, и образующиеся в результате переотложения продуктов выветривания и разрушения различных горных пород, химического и механического выпадения осадка из воды, жизнедеятельности организмов или всех трёх процессов одновременно.
    В кайнозое произошло вторичное об­разование современного рельефа, где сочетались маг­матические, осадочные и метаморфические горные породы.
    Метаморфические горные породы Метаморфические горные породы (или видоизменённые горные породы) - горные породы, образованные в толще земной коры в результате метаморфизма, то есть изменения осадочных и магматических горных пород вследствие изменения физико-химических условий.
    Месторождения богатых полезных ископаемых (каменный уголь, медь, железо, марганец, полиметаллы) располагались близко к друг другу, поэтому их добыча очень удобна.
    Поле́зные ископа́емые - минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива).
    (Показ слайда Полезные ископаемые РК) Учитель географии: Как выглядит рельеф Сарыарки расскажет ученый геоморфолог. Ученик (ученый–геоморфолог): (Показ слайда Физическая карта РК) Сарыарка - очень древняя, сильно разру­шенная горная область. Состоит из выравненных возвышенностей: Кокшетауская, Атбасарская и низкие горы: Кызылрай (высшая точка г. Аксоран - 1565 м), Каркаралинские (1403 м), Улытау (1133 м), Чингизтау (1300 м), Баянаульские (950 м), Кокшетауские (965 м). Казахская складчатая страна представлена такими формами рельефа (класс выполняет схему в тетради): Низкогорья ВозвышенностиУлытау Кокшетауская Каркаралинские Атбасарская Чингизтау Ерментау Акшатау (далее описание Казахской складчатой страны дает­ся на музыкальном фоне - кюй Курмангазы «Сарыар­ка» и иллюстрируется выведенными на дисплей ПК па­мятниками природы - «Окжетпес»;
    Форма рельефа - искажение поверхности литосферы. Форма рельефа - это единица геоморфологии.
    Казахский мелкосопочник (Сары́-Арка́, Центрально-Казахстанский мелкосопочник, каз. Сары Арқа - «жёлтый хребет») - степь в центральном Казахстане, с небольшими, обрывистыми низкогорными массивами (отсюда и название «мелкосопочник», то есть мелкие сопки).
    «Боро­вое»): Своеобразен облик этой страны. Многие ее рай­оны выступили из моря в конце палеозоя. С тех пор их омывают дожди, раскаляют лучи солнца, студят лютые морозы, размывают талые воды и покрывают пески, гонимые ветром. Миллионы лет хозяйничают силы природы, и не осталось уже высоких гор, сохранились только их остовы. А за пределами равнин, покрытых щебнем, про­стирается мелкосопочник, который представляет собой чередование то узких скалистых гребней, то каменных пирамид, то странных скал, названных казахским наро­дом шоку - «скалистые сопки», разбитые множеством трещин, являющихся прекрасными «хранителями» воды. Учитель географии: Такие уникальные пейзажи природы Сарыарки были созданы на протяжении веков особенно­стями здешнего климата. Ученик (ученый–климатолог): (Показ слайдов Климатическая карта РК 2 карты) Сарыарка имеет довольно большую про­тяженность с севера на юг и особенно с запада на восток, поэтому изменяются и климатические условия, что видно по диаграммам осадков для го­родов Кокшетау, Астаны и Жезказгана (на доске представлены диаграммы).
    Кли́мат (др.-греч. κλίμα (род. п. κλίματος) - наклон; (имеется ввиду наклон солнечных лучей к горизонтальной поверхности) - многолетний (порядка нескольких десятилетий) режим погоды. Погода, в отличие от климата - это мгновенное состояние некоторых характеристик (температура, влажность, атмосферное давление).
    Здесь пре­обладает засушливый, континентальный климат, и это сказывается на процессах выветривания горных пород, на малом количестве рек, на засолен­ности озер.
    Континентальный климат - тип климата, характеризующийся стабильно жарким летом, стабильно морозной зимой и малым количеством осадков. Континентальный климат формируется в результате преобладающего воздействия на атмосферу крупных массивов суши.
    Учитель географии: Слово предоставим ученому - гидрологу, ко­торый расскажет нам о состоянии внутренних вод. Ученик (ученый–гидролог): (Показ карты Внутренние воды РК) Внутренние воды из-за кли­мата имеют слабое развитие: постоянным водотоком является только Есиль, а остальные - Нура, Сарысу, Селеты - мелеют и даже пересыхают. Питание внут­ренних водоемов происходит за счет весеннего сне­готаяния. Пресные озера расположены в районе Кокшетауской возвышенности, остальные озера: Тенгиз (соленое), Кургальджино (пресное), Карасор (самое со­леное в Казахстане). Для обеспечения водой Сарыарки построен канал Иртыш-Караганды-Жезказган. (Показ слайдов озер) Учитель географии: Обратим внимание на самый важный компонент природы, который используется в хозяйственной деятельности человека - почвы.
    Промы́шленность (от рус. промышлять, промысел) - совокупность предприятий (заводов, комбинатов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда (как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности), добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой продуктов, полученных в промышленности или произведённых в сельском хозяйстве - производством потребительских товаров.
    Ученик (ученый–почвовед): (Показ слайда Почвы РК) Почвы Сарыарки меняются с севера на юг, так как в этом направлении меняются климатические условия. В степной зоне расположены черноземы, бо­гатые гумусом (от 9 до 6 ), южнее – темно-каштано­вые и светло-каштановые почвы, которые используются для посева зерновых культур.
    Степь - равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является отсутствие или очень малое количество деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов и путей сообщения).
    Зерновы́е культу́ры - важнейшая в хозяйственной деятельности человека группа возделываемых растений, дающих зерно, основной продукт питания человека, сырьё для многих отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных.
    Пустынно-бурые почвы бедны питательными веществами, поэтому они пригод­ны только для пастбищ. Почвы в настоящее время требуют пристального внимания со стороны человека, по­этому необходимо для сохранения их плодородия при­менять мелиорацию и рекультивацию.
    Пи́ща (еда́) - то, что едят, чем питаются - любое вещество, пригодное для еды и питья живым организмам для пополнения запасов энергии и необходимых ингредиентов для нормального течения химических реакций обмена веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов и микроэлементов.
    Настоя́щее - часть линии времени, состоящая из событий, которые происходят в данный момент, то есть определенная область пространства-времени. При определённых допущениях под настоящим временем понимаются текущие дни, месяцы и даже годы.
    Учитель географии: Вашему вниманию предостав­ляется описание растительного и животного мира Са­рыарки.
    Живо́тные (лат. Animalia) - традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии.
    Ученик (ученый–биолог): (Показ слайда Растительный мир РК) Сарыарке присущ ландшафт степной, полупу­стынной и пустынной зон. Растительный мир богат и раз­нообразен. Флора приспособилась существовать в зависимости от количества влаги и температурного режима: в северной части мелкосопочника среди степного разно­травья встречаются сосновые боры и березово-осиновые колки. Южнее, где климат становится суше, в раститель­ном покрове преобладают полынь, типчак, ковыль. По доли­нам рек растут тополя, березы, можжевельник, тальник. К зоне пустынь картина меняется еще резче. Пустынная зона Сарыарки представлена резко-кон­тинентальным климатом, малым количеством осадков, здесь произрастают особые виды растений: песчаная карагана, биюргун, терескен, ковыль, боялыч.
    Species plantarum (лат.) («Виды растений») - работа в двух томах, написанная шведским учёным Карлом Линнеем (1707-1778). Опубликована впервые в мае 1753 года. Условная дата опубликования Species plantarum, 1 мая 1753 года, принята за исходный пункт ботанической номенклатуры (это обозначает, что научные названия растений, обнародованные ранее этой даты, не считаются действительно обнародованными).
    К пустын­ным условиям обитания приспособился и животный мир: змеи, грызуны, черепахи, ящерица-агава; из птиц обитают солончаковый и хохлатый жаворонок, пустын­ная славка;
    Хохла́тый жа́воронок (лат. Galerida cristata) - вид птиц семейства жаворонковых.
    из хищных встречаются орел-могильник, канюк-курганник. (Показ слайдов растений) Представим растительный мир Казахстана согласно закону зональности следующей схемой: (работа в тетрадях) Степь Полупустыня сосновые боры ковыль ковыль типчак типчак терескен шиповник чий блестящий березово-осиновые колки Пустыня биюргун полынь таволга обыкновенная карагана тамариск Ученик (ученый–зоолог): (Показ слайда Животный мир РК) Животный мир состоит из различных видов животных, приспособленных к условиям существования в степной, полупустынной и пустынной зонах Сарыарки.
    Та́волга обыкнове́нная, или Лаба́зник обыкновенный, или Лабазник шестилепестко́вый (лат. Filipéndula vulgáris) - растение семейства Розовые (Rosaceae), типовой вид рода Таволга. Растение также известно под названием Земляные орешки.
    Пусты́ня - природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной.
    В сосновых лесах обитают олени, косули;
    Сосно́вый лес, сосняк - лес, в древостое которого главной лесообразующей породой является сосна. Это вечнозелёный светлохвойный лес, который произрастает в основном в умеренной лесной и лесостепной зоне Северного полушария, также встречается в тропиках и субтропиках.
    в степной и полупустынной местностях — волки, лисицы, сайгаки. На озерах гнездится много птиц. (Показ слайдов животных и птиц) Представим животный мир Казахстана согласно закону зональности следующей схемой: (работа в тетрадях)Степь Полупустыня Пустынясуслик утка змея-полоз тушканчик лебедь суслик сурок фламинго ящерица барсук орел черепаха сайга вараны косулялисица-корсак Учитель географии: Сарыарка с течением времени очень сильно изменена хозяйственной деятельностью человека. Каково же ее состояние на сегодняшний день и какие проблемы имеются, об этом нам расскажет ученый – эколог. Ученик (ученый–эколог): (Показ слайда Экологическая карта РК) Сарыарка в течение многих лет используется человеком для посева зерновых культур, выпаса скота, добычи полезных ископаемых.
    Добыча полезных ископаемых Добы́ча поле́зных ископа́емых - процесс извлечения твёрдых, жидких и газообразных полезных ископаемых из недр Земли с помощью технических средств. Добыча полезных ископаемых относится к первичному сектору экономики.
    Вследствие этого почва подверглась эрозии (антропогенной, водной и ветровой). Здесь возникло много промышленных объектов (металлургических заводов, шахт), которые создали самые неблагоп­риятные условия для проживания людей и для самой природы. На территории Сарыарки возникли экологически бедственные районы: чрезвычайно-опасные, опасные и умеренно-опасные. Создавшиеся экологические проблемы требуют от человека мер по сохранению ПТК. На территории Казахского мелкосопочника созданы особо охраняемые территории(Показ слайда Национальные парки РК), например, Кургальджинский заповедник (показ слайдов Кургальджинский заповедник). Я люблю тебя, большое время, Но прошу - прислушайся ко мне: Не убей последнего тайменя, Пусть гуляет в темной глубине. Не губи последнего болота, Загнанного волка пощади, Чтобы на земле осталось что-то, От чего щемит в моей груди. Учитель географии: Итак, ребята, мы с вами закончили знакомиться с природно-территориальным комплексом Сарыаркой. Следующим этапом нашего урока будет закрепление. Задание на закрепление. 10 минут. (Учащиеся выполняют задания на маршрутных листах расположенных на Рабочем столе ПК) Заключительное слово учителя географии: В завершении я вас попрошу выразить ваше отношение к увиденному и услышанному на уроке. полюбоваться беречь отдохнуть Заканчивая наш урок, хотелось бы отметить, что все справились со своими заданиями и с помощью выступления наших «ученых» и продуктивной работы на компьютере мы смогли рассмотреть особенности уникального природного комплекса - Сарыарки. (На доске вывешивается таблица оценок учащихся по двум предметам). Выполняя домашнее задание, нанесите на контурную карту физико-географические элементы Сарыарки (границу ПТК, рельеф, полезные ископаемые, внутренние воды).