Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе в современных условиях

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог
  • Подводящий к теме диалог
  • Сообщение темы с мотивирующим приемом
  • "яркое пятно"
  • Методы поиска решения учебной проблемы
  • Примеры использования проблемных методов обучения на уроках в начальной школе.
  • Проблемная ситуация создается при выполнении практического задания.
  • Проблемная ситуация создается с помощью заданий – ловушек.
  • Проблемная ситуация создается с помощью проблемного вопроса.
  • Проблемная ситуация создается при необходимости сделать теоретическое обобщение, вывод (в форме правила, определения, алгоритма, схемы и т.п.)
  • Проблемная ситуация создается при необходимости выполнить исследование на основе проведения опытов и сделать выводы.
  • Проблемная ситуация создается при организации дискуссии в процессе анализа литературного произведения, заключающего в себе проблему или противоречие.
  • Основные выводы
  • - носит общепедагогический
  • Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

  • Скачать 45.94 Kb.


    Дата16.03.2018
    Размер45.94 Kb.

    Скачать 45.94 Kb.

    Проблемно-диалогическое обучение в начальной школе в современных условиях



    Переход к обновлённой системе начального образования требует от современного учителя умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде. В связи с этим закономерно возникает вопрос: «Как достичь предметных, метапредметных и лисностных результатов, то есть сформировать универсальные учебные действия у обучающихся?»

    Таким образом возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность на уроке.Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

         Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

    В словосочетании проблемный диалог первое слово "проблемный" означает, что на уроке изучения нового материала обязательно должны быть проработаны два звена: "постановка проблемы" и "поиск решения". Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопросов для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания.

    Слово "диалог" означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

    Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

    • по­буждающий от проблемной ситуации диалог;

    • подводящий к теме диалог;

    • сообщение темы с мотивирующим приемом.

    Побуждающий от проблемной ситуации диалог

    Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуще­ствления четырех педагогических действий:

    1) создания проблемной ситуации;

    2) побуждения к осознанию противоречия проблемной си­туации;

    3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

    4) при­нятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

    Рассмотрим эти действия.

    Приемы создания проблемной ситуации.

    Создать проблемную ситуа­цию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.

    В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

    Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие на­учные теории или чьи-то точки зрения.

    Прием 2 состоит в том, что пе­дагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

    Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обна­жает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

    В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противо­речие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на но­вый материал, а их различие - в сути задания.

    Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

    Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

    Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учи­тель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.

    Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоре­чие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоре­чиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шес­ти приемов будет свой. Приведём пример:

    • Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

    • Вопрос был один? А мнений сколько?

    • Что вас удивило? Что интересного заметили?

    • Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

    Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

    Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

    Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют спе­циальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

    В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой ма­териал, способный заинтриговать и за­хватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "акту­альность" состоит в обнаружении смыс­ла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

    Методы поиска решения учебной проблемы

    Побуждающий к гипотезам диалог

    Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

    1) побуждения к выдвижению гипотез;

    2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

    3) побуждения к проверке гипотез;

    4) принятия предлагаемых учениками проверок.

    Подводящий к знанию диалог

    Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно про­ще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

    Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нель­зя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

    Существуют различные классификации создания проблемных ситуаций.

    Примеры использования проблемных методов обучения на уроках в начальной школе.


    1. Проблемная ситуация создается при выполнении практического задания.

    В набор заданий включается задание, внешне похожее на уже знакомое, но способ выполнения которого неизвестен. Учащимся предлагается открыть новый способ действия.

    ПРИМЕР 1. Математика 1 класс Тема урока: «Сложение с переходом через десяток»


    Фрагмент урока

    Формирование УУД

    - Проведем соревнование. Решите примеры по вариантам:

    2 + 3 7 + 2

    4 + 1 9 + 1

    5 + 2 6 + 3

    8 + 5 9 + 4

    - Саша и Катя будут решать примеры на доске


    Решение последних примеров в каждом столбике вызывает затруднения, т.к. учащиеся еще не знакомы со способом сложения с переходом через десяток.

    - Почему же возникло затруднение? ( Мы еще не решали такие примеры)

    - Что же делать? (Нужно открыть способ решения таких примеров)

    Личностное УУД: интерес к способу решения.

    Познавательное УУД: постановка проблемы

    - Подумайте, как можно решить пример 8 + 5

    Познавательное УУД: анализ

    При затруднениях учащимся предлагается использовать модели (индивидуальный дидактический материал)

    Познавательное УУД: моделирование

    Если ученики предложили один вариант, то учитель может дать и другие варианты, например:

    8+5= 8+1+1+1+1+1

    8+5= 8+3+2

    8+5= 8+2+3

    В процессе обсуждения дети приходят к выводу, что первый способ является нерациональным. Второй – трудный, т.к. пример 8+3 также является новым. Правильным является третий способ

    Познавательное УУД: анализ

    - Решим пример 9+4 таким же способом.

    - Научите Незнайку решать такие примеры.

    Он считает , что нужно сначала прибавить 2, т.к. в примере 8+5 мы сначала прибавляли 2. Прав ли Незнайка?

    - Давайте составим памятку по решению таких примеров.

    Ученики под руководством учителя составим памятку, например, такую:

    - буду прибавлять число по частям

    - сначала прибавлю столько, чтобы получилось 10

    - определю, сколько осталось прибавить. Для этого вспомню состав второго числа

    - прибавлю к 10 оставшиеся единицы

    - прочитаю ответ

    Познавательное УУД: анализ и обобщение


    ПРИМЕР 2. Окружающий мир. 1 кл. Тема урока «Деревья, кустарники, травы» (учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова)


    Фрагмент урока

    Формирование УУД

    - Рассмотрите рисунки. Определите, какому из растений на рисунке соответствует понятие: дерево, кустарник, травянистое растение (даются иллюстрации с подписями растений: береза, горох, дуб, гвоздика, рожь, яблоня смородина, сирень, банан)

    Познавательное УУД: анализ, классификация

    Дети в группах выполняют задание


    Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    - Легко ли вам было распределить растения по группам? При работе с каким растением у вас возникла проблема? (банан)

    - как же решить эту проблему?

    Дети в группах обсуждают проблему, предлагают свои варианты ее решения: вспомнить существенный признак, который поможет определить дерево, кустарник, травянистое растение, вспомнить признаки, которые относятся ко всем трем группам растений. Обсуждая в группах существенные признаки понятий, доказывая участникам группы свою точку зрения, дети приходят к определенному выводу. Результаты работы каждой группы оглашаются и делается общий вывод: банан относится к травянистым растениям.

    Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации


    Познавательное УУД: постановка проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, анализ, обобщение




    1. Проблемная ситуация создается при необходимости выбора одного из предложенных вариантов решения задачи, выполнения практического задания, одного из мнений или суждений т.п.

    Могут предлагаться два верных варианта, верный и неверный, рациональный и нерациональный.

    ПРИМЕР 1. Русский язык. 1 кл. (учебник Л.Я. Желтовской)

    Упражнение из рубрики «Как устроен наш язык» (задание повышенного уровня)

    - Найди и выпиши слова, в которых буквы е, ю не обозначают мягкости предшествующего согласного.

    Проверь себя.

    Сережа писал четыре слова (ел, объелся, рыбою, улыбается), а Оля – пять (ел, объелся, рыбою, улыбается, целый). Кто из ребят выполнил работу правильно? Почему?

    Учащиеся доказывают правильность ответа Оли, т.к. буква е в слове целый также не обозначает мягкости предшествующего согласного. После доказательства учащиеся по просьбе учителя перечисляют все случаи, когда буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость предшествующего согласного, а когда обозначают два звука.


    ПРИМЕР 2. Окружающий мир. 2 кл. Тема урока «Смена времен года» (учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова)

    Выбери два ответа – почему на Земле происходит смена времен года:

    1. Земля вращается вокруг своей оси.

    2. Ось Земли имеет наклон.

    3. Солнце по-разному нагревает поверхность Земли.

    4. Земля вращается вокруг Солнца.


    1. Проблемная ситуация создается с помощью заданий – ловушек.


    а) Задания – ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Например, учитель дает суждение,а детям предоставляется выбор: либо согласиться с учителем, либо попробовать ответить самостоятельно. Учитель: « Грибы - это животные, т.к. они не зеленого цвета как растения. Грибы - это растения, т.к. они не передвигаются как животные. Кто со мной согласен?»


    1. Проблемная ситуация создается с помощью проблемного вопроса.


    ПРИМЕР 1. Русский язык. 2 класс. (учебник Л.Я. Желтовской)


    Учитель предлагает детям ответить на вопрос «Бывает ли буква одна, а орфограммы две?»

    Учащиеся высказывают гипотезы. Далее выполняют задание в учебнике.

    - Отгадай загадку:

    С окна зеленый е [жы]к

    Не убе[жы]т:

    Нет но[жы]к.

    В словах со слогом [жы] определи ударение и найди одно слово, к которому можно применить правило о правописании жи – ши под ударением. Выпиши это слово.

    - Почему к другим словам правило о жи – ши не подходит?

    Затем учащиеся сравнивают свои ответы с мнением авторов учебника.


    Правило. В слогах, которые произносятся как [жы-шы] , только под ударением пишется и. В безударных слогах могут быть правильными и другие буквы: ёжик, ножек.


    1. Проблемная ситуация создается при необходимости сделать теоретическое обобщение, вывод (в форме правила, определения, алгоритма, схемы и т.п.)


    ПРИМЕР. Математика. 2 кл. (учебник Башмакова, Нефедовой)

    Найди значения выражений.


    8 – 4 – 3 8 – (4 + 3) 8 – 4 + 3

    Сравни выражения и их значения. Сделай вывод.

    Как из числа вычесть сумму двух других чисел?

    Закончи фразу:

    Для того чтобы из числа вычесть сумму двух других чисел, можно сначала из числа вычесть… , а затем вычесть… .

    Примени это правило для выражения: 9 – (3 + 2) = …



    1. Проблемная ситуация создается при необходимости выполнить исследование на основе проведения опытов и сделать выводы.


    ПРИМЕР 1. Окружающий мир 3 кл. Тема «Исследуй превращения воды»

    (учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова)


    Опыт 1. Измерь температуру воды и налей ее в формочки. Поставь их в морозильную камеру. Наблюдай, когда на поверхности воды появятся льдинки. Измерь еще раз температуру воды.

    Опыт 2. Опусти лед из формочек в воду. Наблюдай, плавает или тонет лед.

    Опыт 3. Положи сосуд с водой в морозильную камеру. Наблюдай, как изменится объем воды при замерзании.

    Опыт 4. Налей немного воды в блюдце и поставь в теплое место. Понаблюдай испарение воды. Виден ли водяной пар?

    Опыт 5. Нальем в чайник соленую воду, доведем до кипения. Поместим блюдце со снегом или льдом над носиком кипящего чайника, а под ним поставим тарелку. Наблюдай, что происходит. Попробуй на вкус капельки, которые стекли на тарелку.

    - Сделай выводы по результатам наблюдений.


    Вода замерзает при _____________________________________ градусов.


    Лед ________________________________________________ воды.


    Он занимает ____________________________ объем, чем вода.


    Водяной пар _______________________________________________ .


    Вода в облаках ______________________________________________ .



    1. Проблемная ситуация создается при организации дискуссии в процессе анализа литературного произведения, заключающего в себе проблему или противоречие.


    ПРИМЕР 1. Литературное чтение. Тема: Л.Н. Толстой «Косточка»

    - Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?

    - Все засмеялись над Ваней? Радовались тому, что с ним случилось?

    - Хорошо или плохо поступил Ваня?

    - Как автор относится к Ване? Почему? Докажите словами из текста.

    - Значит, брать без разрешения, то есть воровать, можно?

    - А вам Ваня нравится? Вы простили бы его?

    - А приятно прощать слабого? Почему? Много раз вам удавалось прощать?


    Основные выводы

    Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

    Данная технология является:

    - результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

    - носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.



    Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

    Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

    Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

    Скачивание материала начнется через 60 сек.
    А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
    (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
    №3715 от 13.11.2013).
    Получить доступ
    Узнать подробнее
    • Другое