проект по экологии

  • Почвенный покров

  • Скачать 113.63 Kb.


    Дата11.10.2017
    Размер113.63 Kb.

    Скачать 113.63 Kb.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 97 Проект по озеленению школьной территории Классный руководитель 5 а класса Богомолова Татьяна Анатольевна г.Н.
    Учитель (жен. род - учительница) - ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог. Содержание профессии учителя - воспитание и обучение следующих поколений (шире - учащихся).
    Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
    Школа Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
    Новгород, 2012 Содержание Введение Глава 1. Современные подходы к проблеме экологического образования младших школьников Концепция современного экологического образования в школе Основные принципы формирования экологической культуры Глава 2.
    Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.
    Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
    Дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование 2.1 Ландшафтный дизайн 2.2 Элементы ландшафтного дизайна Список литературы Введение Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
    Ландша́фтный диза́йн - искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект) и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии.
    Экологическая проблема - это изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.
    О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.
    Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).
    Ускорение темпов научно-технического прогресса характеризуется все усиливающимся антропогенным воздействием на природную среду.
    Нау́чно-техни́ческая революция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил, качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.
    Антропогене́з - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
    При этом неизмеримо возросли практические возможности как положительного, так и негативного влияния человека на природу. Своим потребительским отношением к природе люди уже нанесли ей непоправимый ущерб. Почвенный покров земли, атмосфера и гидросфера загрязняются отходами производства. Началось загрязнение околоземного космического пространства частями разрушающихся космических аппаратов.
    По́чва - поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой полифункциональную гетерогенную открытую четырёхфазную (твёрдая, жидкая, газообразная фазы и живые организмы) структурную систему, образовавшуюся в результате выветривания горных пород и жизнедеятельности организмов.
    Космический аппарат (КА) - общее название технических устройств, используемых для выполнения разнообразных задач в космическом пространстве, а также проведения исследовательских и иного рода работ на поверхности небесных тел.
    Косми́ческое простра́нство, ко́смос (др.-греч. κόσμος «мир», «Вселенная») - относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. Вопреки распространённым представлениям, космос не является абсолютно пустым пространством: в нём есть, хотя и с очень низкой плотностью, межзвёздное вещество (преимущественно молекулы водорода), космические лучи и электромагнитное излучение, а также гипотетическая тёмная материя.
    По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа. В Госстандарте общего образования (2004 г.
    Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.
    ) среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально - ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение [27, 51]. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития. Теоретической базой подготовки учащихся к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум знаний по экологии, который предусмотрен программой по ознакомлению с окружающим миром и другими учебными предметами в начальных классах.
    Нача́льная шко́ла - уровень среднего или общего образования, на котором учащемуся даются самые необходимые и поверхностные знания, а также прививается пристрастие, любовь и уважение ко всему духовному, нравственному, кроме того, умение логически мыслить.
    Усто́йчивое разви́тие (англ. sustainable development) - это процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
    Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
    Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга [108]. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на природоведческие вопросы, интересующие детей. Проведение внеклассной работы, направленной на всестороннее развитие личности младшего школьника, способствует более прочному освоению изученного материала на уроках, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания [108]. Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П.Симоновой и др. Этими авторами раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания. Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена также в работах А.Н.Захлебного, Н.В.Добрецовой, А.В.Миронова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой и др. Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, А.В. Миронова, А.А.Плешакова, Л.П.Симоновой и др. Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л.И. Божович, А.И. Леонтьева, В.Н. Мясницова и др. Вопросам экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе посвящены исследования В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И Тарасовой и др., в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания. В настоящее время в школе широко применяются инновационные технологии.
    Иннова́ция, нововведе́ние - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
    Это значительно расширяет возможности внеклассной работы в воспитании экологической культуры учащихся. Но методика внедрения их в практику в литературе отражена, на наш взгляд, недостаточно. Поэтому актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование компонентов экологической культуры младших школьников во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир». Цель - разработать содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы, направленной на формирование такого компонента экологической культуры младших школьников как экологическая воспитанность. Объект исследования - внеклассная работа по курсу «Окружающий мир» как средство формирования экологической воспитанности учащихся.
    Объе́кт иссле́дования - в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении).
    Предметом исследования является сформированность экологической воспитанности школьников. Нами была выдвинута гипотеза - эффективному формированию экологической воспитанности школьников во внеклассной работе способствует: · включение учащихся в исследовательскую и практическую деятельность; · организация игровых и творческих форм работы экологического содержания; · проведение с учащимися экологических акций. Опираясь на цель, объект, предмет, гипотезу исследования, нами определены основные задачи исследования: 1. Изучить и провести анализ педагогической и методической литературы по проблеме формирования экологической культуры школьников. 2. Выявить уровень сформированности экологической культуры учащихся. 3. Разработать комплекс внеклассных мероприятий, способствующих формированию экологической культуры школьников. 4. Апробировать разработанный комплекс мероприятий в практике школы. 5. Проверить эффективность предложенного дидактического материала внеклассной работы в повышении уровня экологической культуры младших школьников. Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались следующие методы исследования: · изучение методического наследия по исследуемой проблеме · анализ и обобщение опыта работы школы;
    Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.
    Иссле́дование ( «следование изнутри») в предельно широком смысле - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование - научный метод (процесс) изучения чего-либо.
    · анкетирование учащихся; · наблюдение за поведением школьников в природе, за их отношением к ней; · эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); · статистическая обработка полученных данных. Глава 1. Современные подходы к проблеме экологического образования младших школьников 1.1 Концепция современного экологического образования в школе В настоящее время в целях предотвращения экологической катастрофы первостепенное внимание уделяется экологическому образованию школьников. Оно становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды -- все это создает угрозу существования самой жизни на Земле.
    Экологи́ческая катастрофа - необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов.
    Земля́ - третья от Солнца планета. Пятая по размеру среди всех планет Солнечной системы. Она является также крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.
    Только в конце XX века человечество осознало всю пагубность своего бездумного «хозяйствования» на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли. И.Д. Зверев, Б.Г. Йоганзен, В.М. Минаева, Н.Н. Моисеев считают, что экологический кризис на планете в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования [59].
    Охрана окружающей среды Охрана окружающей среды - комплекс мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния человеческой деятельности на природу.
    Важным принципом этой системы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад -- школа -- вуз (колледж, техникум, училище) -- послевузовское образование.
    Разви́тие челове́ка - биологический процесс роста и созревания от одноклеточной зиготы до взрослого человека.
    Послеву́зовское профессиона́льное образова́ние - система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование. Хотя по названию эта система - часть образования, по содержанию она представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу, по результатам которой присуждается ученая степень.
    В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет второе звено -- школа, а в школе -- начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают.
    Школьный возраст - определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения.
    В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования [60]. В Концепции экологического образования под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью [48, 269]. Л.П. Симонова в своей статье «Этические беседы по экологии в экологическом образовании выделяет следующие аспекты: · научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес школьника к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
    Научная картина мира - одно из основополагающих понятий в философии науки - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.
    Для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношений детей к своему дому - природно-социальному окружению. · ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Данный аспект является ведущим в содержании образования вообще, а экологического образования в особенности. Для сохранения жизни на нашей планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая среда. Поэтому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности, формирование гуманистических идеалов, новой системы ценностей: - жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность; - человек как компонент сложной системы, которую изучает экология; универсальные ценности природы; - ответственность за развитие биосферы и человеческого общества.
    Сложная система - система, состоящая из множества взаимодействующих составляющих (подсистем), вследствие чего сложная система приобретает новые свойства, которые отсутствуют на подсистемном уровне и не могут быть сведены к свойствам подсистемного уровня.
    Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
    Челове́чество - совокупность всех людей, когда-либо населявших мир. Иногда под термином «человечество» подразумевают совокупность ныне живущих людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).
    · нормативный аспект содержания экологического образования - это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении.
    Социа́льное взаимоде́йствие - система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.
    Следование общечеловеческим нормам морали - показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью.
    Общечелове́ческие це́нности - теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности.
    Основы экологической культуры, как любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания. · практически - деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность - конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В тоже время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с природой. Следует отметить, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать[89, 28]. И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова и др. считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель экологического образования школьников может быть сформулирована следующим образом: становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость; стремление овладеть методами изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям. В целевой установке экологического образования отмечена и такая специфическая особенность - неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической культуры. Следовательно, стратегическая цель экологического образования в начальной школе, как отмечают специалисты, предполагает планируемый результат: идеал - модель выпускника начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач: · обучение - формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения; · воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
    Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье. Меру важно во всём соблюдать - в еде и напитках И в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.
    Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
    · развитие интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды. Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т. е. воспитание у школьников экологической культуры [96]. В статье «Формирование экологической культуры» С.В. Лескова говорит о том, что истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой.
    Природные ресурсы - компоненты природы, используемые человеком. Компоненты, которые используются человеком в своих нуждах.
    Дре́вний мир - период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии - империи Чола, а в Америке - начало европейской колонизации.
    Жизнь - основное понятие биологии - активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи - генетическая информация, используемая для репликации.
    Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям [54] . С.Н. Глазачев рассматривает экологическую культуру с позиции культурологии. Под экологической культурой он понимает такое осознанное отношение к природе у человека, которое обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и совершенствования человека; это мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержание ее целостности [28,15]. Педагогами экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Например, Л. П. Симонова характеризует человека, овладевшего такого рода культурой, как личность, подчиняющую все силы своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботящегося об улучшении окружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей среды [66]. В.
    Природопо́льзование - 1) использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических и культурно-оздоровительных потребностей общества; 2) наука о рациональном (для соответствующего исторического момента) использовании природных ресурсов обществом -- комплексная дисциплина, включающая элементы естественных, общественных и технических наук.
    Систе́ма це́нностей - понятие теории ценностей, обозначающее совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений, встречаемых в природе и обществе («социальных установок»). Человек опирается на систему ценностей при сравнении и выборе решений.
    Стаценко и Г. Петрова рассматривают особенности младшего школьного возраста. По их мнению, младший школьный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачек, в значительной степени опережающий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем выражающейся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру. Он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевать в своем мироощущении расстояние от «я - природа» до «я и природа». У ребенка в этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, происходит накопление личностью опыта по взаимодействию с окружающим миром, что приводит к формированию прочной наглядно-образной картины мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем.[92,60] Формирование экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания. И.В. Цветкова выделяет три уровня формирования экологической культуры. Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски осеннего неба, закат солнца и т.д.). В работах методистов по природоведению Н.Ф. Виноградовой, Г.Н. Аквилевой, З.А. Клепининой и др., отмечается, что в этом процессе огромную роль играет не только беседа педагога по ходу любования природой на экскурсии, но и произведения устного народного творчества, литературы, музыки, живописи, других видов искусства.
    Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
    Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
    Ближе и дороже становится ребятам родная природа, если прямо в лесу провести праздник, соревнование. Произведения искусства нельзя рассматривать только как иллюстрационный материал к картинам и «настроению» природы.
    Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние - объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.
    Они в какой-то мере действительно служат иллюстрацией, но в основном призваны формировать экологическую культуру ребенка, которая включает в себя гуманное отношение к природе, и чувство ответственности за ее судьбу как наивысшую человеческую ценность. Второй уровень предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе. Любовь к природе должна формироваться как чувство деятельное. Загородные прогулки, экскурсии, турпоходы должны стать для учащихся школой любви и активного отношения к природе. Показателями сформированности экологической культуры ребенка на втором уровне, как считает И.В. Цветкова, являются следующие: · ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции хорошо - плохо; · с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности; · эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества: рассказ, рисунок; · старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте;
    Поведе́ние - определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой. Поведение определяется способностью человека и других животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
    · проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, растениям и животным; · пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде [92,61]. Третий уровень сформированности экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип рачительного отношения к природе, ее ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства. На этом уровне личный опыт ребенка пополняется новым содержанием: · анализом наблюдения за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния; · сознательным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; · действительной заботой о представителях растительного и животного мира;
    Живо́тные (лат. Animalia) - традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии.
    · использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; · воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества. О показателях сформированности экологической культуры ребенка на данном уровне можно судить по следующим проявлениям: · соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку: ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды; · выражена потребность в заботе о тех или иных представителях растительного и животного мира;
    Фа́уна (новолат. fauna, от лат. Fauna - богиня лесов и полей, покровительница стад животных) - исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих в данной области и входящих во все её биогеоценозы.
    · ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; · доброта, отзывчивость и любовь к окружающим людям, природе сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней [92,61]. В концепции экологического образования в Российской школе, разработанной в 1994 году, указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности предполагает: --формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек -- природа -- общество; формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды; воспитание ценностных ориентаций экологического характера; формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам; участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды [86]. Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении. П.П.
    Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
    Блонский писал, что есть старое, но удачное сравнение, в котором развитие ребенка сравнивается с ростом семени, а среда - с почвой, влагой и т.п. Как почва и влага для растения, так и благоприятная среда для развития ребенка имеет огромное значение: в плохой среде ребенок уродуется и чахнет. Но каждое семя требует своей почвы и той или иной влажности, и при уходе за растением надо считаться с тем, какое это семя, каковы законы его роста. И отношение растения, как всякого живого существа, к среде активно. Оно берет и усваивает из среды одно и не принимает другого. Оно само в свою очередь влияет на среду и создает ее. В несравнимо более активной форме то же делает ребенок. На рубеже XX и XXI веков видные ученые в области экологического образования: А.Н.Захлебный, А.Ю. Либеров, Н.Н. Моисеев, Н.В. Мамедов, Д.Н.Кавтарадзе, Н.В.Добрецова, Н.В.Скалон, Л.П.Симонова, И.Н.Пономарева, И.Т.Суравегина, А.Д.Урсул и др. переосмысливают основные положения концепции общего экологического образования. Раздаются голоса ученых, ратующих за более сбалансированное культуросообразное образование, предлагают преодолеть господство одностороннего «знаниевого» подхода, потеснить знания в пользу деятельностного подхода, позволяющего продуктивнее усваивать компоненты содержания экологического образования, сделать его более практикоориентированным, пригодным для использования в повседневной жизни каждым выпускником школы. В связи с этим следует больше внимания уделять практикумам в окружающей природной и социальной среде, проблемным ситуациям и задачам, их решению, что требует тесного взаимодействия урочной, внеурочной и внеклассной работы в школе.
    Теория деятельности или деятельностный подход - школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского.
    Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности.
    Социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
    В 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро была принята Концепция Устойчивого развития и за прошедшие годы стала одной из наиболее влиятельных стратегий развития человечества. Она принята 179 странами мира. Важное место в реализации стратегии устойчивого развития отводится образованию для устойчивого развития, над проблемами которого в настоящее время задумываются многие специалисты. А.Д.Урсул приводит толкование понятия «устойчивое развитие» и свой взгляд на образование для устойчивого развития. Под устойчивым развитием понимается развитие, обеспечивающее: · сбалансированное решение демографических проблем; · решение социально-экономических задач; · сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Сущность устойчивого развития заключается в сохранении человечества и биосферы Земли благодаря значительному уменьшению антропогенного давления на нее.
    Биосфе́ра (от др.-греч. βιος - жизнь и σφαῖρα - сфера, шар) - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «плёнка жизни»; глобальная экосистема Земли.
    Устойчивое развитие как новая социоприродная форма развития ориентировано на формирование ноосферного будущего, она изменит все сферы деятельности людей, в том числе и образование. Образование, по мнению профессора Урсул А.Д., потребуется не модернизировать, а трансформировать, т.е. необходимо создание новой модели образования XXI века в целом. Современное образование автор характеризует как информационно - коммуникативное, передающее информацию, накопленную предыдущими поколениями, другим, следующим поколениям. Сегодня прогнозируется, что во всей образовательной системе мирового сообщества должен произойти кардинальный переворот, поворот к будущему, определяемый целями устойчивого развития.
    Мирово́е соо́бщество (междунаро́дное соо́бщество) - политический термин, часто употребляемый в работах по политологии, выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира.
    Сознание человека должно быть ориентировано на будущее, для этого необходимо формировать экологическое сознание людей в качестве доминирующей составляющей будущего ноосферного мышления. Чтобы изменить сознание и культуру действий большинства населения планеты, потребуется интенсификация общего экологического образования и экологизация прочих видов образования, а так же средств массовой информации [91, 9]. Экологическое образование и экологизация образования - важнейшие элементы опережающего образования. Ученые пытаются показать новое видение экологического образования. По мнению академика Н.Н.Моисеева, экологическое образование должно существенно изменить свое содержание. От решения локальных, региональных проблем оно должно перейти к глобальным проблемам, ибо глобальный переход к устойчивому развитию сопряжен с обеспечением экологической безопасности в планетарном масштабе.
    Экологическая безопасность (ЭБ) - допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.
    Глобальные проблемы современности - это совокупность социально-природных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества.
    Экологическое образование в системе образования для устойчивого развития должно носить характер моделирования, прогнозирования и конструирования будущего, должен действовать механизм экспертизы учебного материала на соответствие его целям и принципам устойчивого развития.
    Система образования - модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, др.), основной целью которых является образование обучающихся в них.
    Таким образом, очевидно, что образование надо переориентировать на новые общечеловеческие принципы, ценности и цели, соответствующие новой цивилизационной парадигме [91, 10]. В Законе РФ «Об охране окружающей среды»(2002 г.) среди основных принципов охраны окружающей среды выделяются следующие: 1. научно обоснованные сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития; 2. организация и развитие системы экологического образования, и формирование экологической культуры. В 71-й статье Закона обращается внимание на усилие роли экологического образования на всех ступенях системы образования. В августе 2002 г. Правительством РФ одобрена Экологическая доктрина, в которой еще раз подчеркивается важность решения задач экологического образования, при этом указано: · вопросы экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития РФ включать в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса; · усилить роль социальных и гуманитарных аспектов экологического образования; · вести подготовку и переподготовку педагогических кадров для экологического образования; · разработать стандарты образования, ориентированные на разъяснение вопросов устойчивого развития. Ученые ищут пути к образованию устойчивого развития, подтверждают, что создание целостной модели образование для устойчивого развития - задача серьезных исследований в ближайшем будущем. Уже сегодня они пытаются определить цель образования для устойчивого развития, видят ее в том, чтобы помочь учащимся развить такие знания, умения и ценности, которые позволят им принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без экологической угрозы для будущего планеты.
    Ка́чество жи́зни - понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками.
    В образовании для устойчивого развития школа должна формировать определенные личностные качества, способности и умения учащихся. По мнению ученых, таких как А.Д. Урсул, Н.Н. Моисеев, Н.В. Мамедов и др., ими являются: · принятие общечеловеческих ценностей; · понимание взаимосвязей в окружающей среде в глобальных масштабах; · умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений; · уважительное отношение к разнообразию в природе и в обществе. Эффективными на пути к образованию для устойчивого развития рассматриваются интерактивные технологии, методы и формы: межпредметные проекты, в ходе реализации которых рассматриваются различные аспекты какой-либо экологической проблемы; работа в малых группах, использование детского самоуправления, взаимодействие с местной общественностью и муниципальной властью. Это позволит переходить от экологизации содержания учебных предметов к экологизации образовательных технологий и методов обучения[91, 11]. В решении этой проблемы велика роль внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», которая дополняет, расширяет, углубляет урочную работу. 1.2. Основные принципы формирования экологической культуры Объектом формирования экологической культуры является население, рассматриваемое и как единое целое, и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов, видам производственной деятельности, а в конечном счете — по менталитету, уровню сознания, гражданской ответственности.
    Гражда́нско-правовая отве́тственность - последствия, возникающие на основании гражданского правонарушения.
    Место проживания - терминология, под которой понимается каким-либо способом оформленное место индивидуума.
    Произво́дство, в экономическом смысле - процесс создания какого-либо продукта.
    Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
    Предметом формирования экологической культуры населения является совокупность образовательных, мировоззренческих, нравственных, этических и культурных качеств населения. Формирование экологической культуры базируется на следующих принципах: учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений; подход к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики города;
    Экологическая политика - это система мероприятий, связанных с влиянием общества на природу. Экологическая политика - это определенная организацией совокупность намерений и принципов относительно экологических показателей её деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач.
    учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения, использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности; соблюдение демократических норм и требований, приоритета гражданских прав и свобод человека; связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем; культивирование гуманистического отношения к природе; открытость и доступность экологической информации для населения города; вовлечение предпринимателей, общественных и иных некоммерческих объединений в решение задач по формированию экологической культуры; использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов России и зарубежных стран; соблюдение экологического законодательства и наступления ответственности за их нарушения. Реализация названных принципов должна осуществляться в рамках реализации городской экологической политики. III. Основные направления деятельности по формированию экологической культуры В процессе формирования экологической культуры населения важная роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам, привычкам людей. В зависимости от того, какими ценностями и идеалами руководствуются люди, во многом зависит характер их взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим особое значение приобретает непрерывная целеустремленная работа всех структур обучения, воспитания и образования, прежде всего подрастающего поколения, чтобы бережное, заботливое отношение к природным объектам, к эколого-санитарному состоянию мест проживания становилось органичной частью мировоззрения, установкой, привычкой горожан. Формирование экологической культуры зависит от общего духовно-нравственного и социально-психологического климата общества, от ценностей и норм, которые преобладают среди представителей власти, крупного бизнеса, культуры и транслируются населению посредством массовых каналов телевидения и радио, газетно-журнальных изданий, сети «Интернет». Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования — в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, в центрах профессионального обучения и повышения квалификации, а также в трудовых коллективах и по месту жительства. Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются традиционные российские религиозные конфессии, а также средства массовой информации и реклама.
    Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращённо вуз, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами) Образовательная организация высшего образования (ООВО) с 2016 г. - учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.
    Сре́дства массовой информации (СМИ, то есть средства массовой информации, в отличие от СМК, то есть средств массовой коммуникации) - совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств; до сих пор более употребительное в русском языке (по сравнению с термином «средства массовой коммуникации») обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям.
    Экологическое просвещение В целях формирования экологической культуры населения осуществляется экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей города о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, а также общественными объединениями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.
    О́рганы госуда́рственной вла́сти - организации (учреждения) госуда́рственной вла́сти.
    Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого). При этом особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и — главное — практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией. Основные направления формирования экологической культуры не могут быть эффективно реализованы, если природоохранные принципы не будут внедрены в сознание общества путем массового воспитания и пропаганды охраны окружающей среды. В Санкт-Петербурге в этом отношении положительно зарекомендовала себя практика проведения общегородских массовых экологических мероприятий: Дни защиты от экологической опасности, Неделя окружающей среды, День Балтийского моря, международный фестиваль экологических фильмов «Зеленый взгляд».
    День Балтийского моря - ежегодный День охраны окружающей среды Балтийского моря, отмечается 22 марта
    Накопленный опыт проведения общегородских экологических мероприятий показал необходимость ориентации мероприятий по экологическому просвещению на различные социальные группы, самые широкие слои населения. Решение задач по экологическому просвещению сопряжено с необходимостью централизации, контроля и координации со стороны исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В качестве основных приоритетов этой работы могут быть названы: вовлечение органов местного самоуправления, промышленников и профсоюзов, общественных объединений, средств массовой информации, образовательных учреждений и учреждений культуры в организацию и проведение общегородских экологических мероприятий;
    О́рганы публичной вла́сти - органы, реализующие публичную власть в обществе (государстве).
    Местное самоуправление - организация деятельности граждан, обеспечивающие самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью исходя из интересов всех жителей данной территории.
    информирование населения о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и обеспечению экологической безопасности; привлечение к экологической проблематике учреждений культуры, музеев, библиотек, природоохранных учреждений, организаций спорта и туризма, других учреждений; формирование экологически ориентированного общественного мнения и «экологически воспитанных» людей. В целях повышения экологической сознательности граждан необходимо: привлекать внимание населения к городским экологическим проблемам; пропагандировать бережное отношение к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий;
    Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны".
    проводить акции и мероприятия, побуждающие к консолидации жителей города вокруг проблем улучшения и сохранения окружающей среды; повышать квалификацию специалистов в области экологического образования; воспитывать экологическое мировоззрение у всех возрастных категорий населения; проводить специальные экологические информационные компании на основе социальных заказов; создавать информационные материалы и средства наглядной агитации для распространения среди населения; изготавливать видеоролики, радиопрограммы и размещать их в средствах массовой информации. В целях привлечения средств массовой информации к экологическому просвещению и формированию экологической культуры населения необходимо: совершенствовать профессиональное мастерство журналистов путем организации мастер-классов, семинаров, круглых столов, экскурсий; организовывать ежегодные городские конкурсы на лучшую публикацию, теле- и радиопередачу по экологической проблематике; привлекать ученых и журналистов к созданию популярных книг и брошюр по актуальным экологическим проблемам. Глава 2. Дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование Экологическое образование — это непрерывный процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации. В городе созданы условия для повышения результативности экологического образования подрастающего поколения, а именно: наличие квалифицированных педагогических кадров; разработка предметной области «Экология» в рамках образовательного стандарта; издание учебно-методического комплекса по предметной области «Экология»; включение курсов экологического профиля в учебные дисциплины соответствующих специальностей; формирование перечня экологических специальностей, в рамках которых вузы готовят специалистов-экологов; проведение Международной экологической олимпиады и других международных конкурсов по экологии. Приоритетными для города являются следующие взаимосвязанные «блоки» проблем: разработка городского стандарта на квалификацию педагога-эколога на основе государственного образовательного стандарта; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования; подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования в учреждениях общего, среднего, дополнительного и высшего образования; распространение в учебных и социальных заведениях города экологической литературы и организация выпуска городского периодического экологического издания для населения; объединение школьных и студенческих коллективов вокруг социально значимых экологических проблем микротерритории, района, города; совершенствование системы и качества экологического образования; организация системы информационной поддержки экологического образования, привлечение внимания общественности к этой тематике; создание информационного банка по экологическому образованию, включающего реестры авторских программ по экологии учебно-методической литературы, нормативных документов. 2.1 Ландшафтный дизайн Ландшафтный дизайн – это одновременно и наука и искусство создания благоустроенных, гармоничных садово-парковых ансамблей. Модный нынче термин «ландшафтный дизайн» пришел к нам с Запада, где он появился всего лишь в начале ХХ века, но истоки самого мастерства облагораживания территорий уходят в глубокую древность. Самый древний и удивительный пример садового дизайна – Висячие сады Семирамиды.
    Вися́чие сады́ Семирами́ды - одно из Семи чудес света. Точно неизвестно, существовали ли они. Более корректное имя для этого сооружения - Висячие сады Амитис (по другим источникам - Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора II, ради которой сады были созданы.
    Современный ландшафтный дизайн, фото варианты которого представлены в данном материале, поражает многообразием и богатством креативных идей для сада, среди которых каждый может найти то, что придется по душе именно ему. На самом деле идей настолько много, что просто глаза разбегаются и не знаешь, за что хвататься, но все же голову терять не стоит. Главный ориентир – простота, красота, удобство и гармония. 2.2 Элементы ландшафтного дизайна Ландшафтные элементы столь многообразны, что человеку не имеющего должного опыта будет сложно создать гармоничный ландшафтный ансамбль, который сможет вписаться в проект ландшафтного дизайна. Мы считаем, что проектирование ландшафтного дизайна, которое выполняется после завершения строительных работ, достаточно сложно будет воплотить, поскольку вам придется облик садового участка подстраивать под построенный коттедж или дачный дом, принимать во внимание уже существующие коммуникации и инженерные сети. Оптимально готовить проект ландшафтного дизайна после того, как уже выбран участок. Наша работа начинается с анализа рельефа участка, определение его местоположения относительно сторон света, изучения грунта и вод, определения степени освещенности. Возможно, на вашем участке уже растут деревья или есть водоем, при желании мы сможем провести благоустройство территории и выполнить ландшафтный дизайн в соответствии с вашими пожеланиями. Мы работаем с любой местностью, если на площадке есть какие либо недостатки, то по окончанию работ проведенный ландшафтный дизайн вокруг дома позволит забыть о них навсегда. Подтверждением грандиозной работы станет фотографии ландшафтного дизайна до проведения работ и после. Однако до того момента как вы сможете оценить проделанную работу, пройдет некоторое время, на подготовку проекта может уйти месяц, а на его реализацию, в зависимости от необходимых работ по благоустройству до 12 месяцев. Разрабатывая садово -ландшафтный дизайн заранее , вы сможете сэкономить деньги и одновременно выполнить строительные работы. Для того чтобы ландшафтный дизайн участка получился гармоничным, мы используем маленькую хитрость, учимся у самой природы, осматриваем местность вокруг самого участка, дополняем все идеями и фантазиями. В результате этого появится сад, который идеально впишется в окружающую атмосферу. К основному элементу ландшафтного дизайна относится газон, он является своеобразной широкой зеленой рекой с изящно очерченными берегами. Ландшафтный дизайн газона включает разнообразные места для отдыха, игр, растения и кустарники. Первое, на что мы обращаем внимание, попадая на участок загородного дома это великолепный газон, с красиво замощенными различными материалами дорожками, которые ведет к дому. Ландшафтный дизайн двора также предусматривает живые островки из цветов и кустарников. Цветы на островах могут быть подобраны в теплой гамме, это могут быть красные маки, оранжевые книфофии, желтые соцветия манжетки мягкой. Усилить их красочное звучание поможет ярко-розовый боярышник обыкновенный. По краю газона можно выполнить окантовку холодными по колориту композициями, это может быть серебристая полынь, артишок и злаки, синяя герань, незабудки, фиолетовые шары декоративного лука и бело-розовые соцветия люпина. Ландшафтный дизайн территории обязательно предусматривает места для отдыха. Если у дома есть терраса, то отличным решением будет примкнуть ее к небольшому круглому газону, на который вы всегда сможете выйти выпить чашечку кофе, или почитать любимую книжку. Можно окружить газон растениями, обыгрывающими цветовой переход от теплых тонов к холодным. Границу перехода можно выделить своеобразным мостом, декорировав его рисунком. На другой стороне газона можно расположить дорожку, ведущую нас к месту отдыха. Местом отдыха может служить небольшое возвышение, на котором можно устроить деревянный квадратный настил, и на нем разместить скамейки, из состаренного дерева. Добавить зоне отдыха уюта и комфорта помогут терракотовые горшки с пеларгонией, геранью, герберами и садовая скульптура. В таком тихом интимном месте, вы сможете уединиться и насладиться тишиной. Ландшафтный дизайн водоемов также является популярным элементом ландшафтного дизайна, его разработке мы уделяем немалое внимание. У каждого заказчика свои видения, каким должен быть декоративный водоем. Для удобства наших клиентов, представлена фотогалерея ландшафтного дизайна с различными видами водоемов, фонтанов, водопадов. Рукотворные пейзажи загородных домов не мыслимы без декоративных водоемов, поскольку они главное украшение любого участка. Проект ландшафтного дизайна допускает искусственных водоем в двух основных состояниях воды - статическом (спокойном) и динамическом (движущимся). Формой спокойного существования воды можно назвать пруд, озеро, декоративный бассейн. Это обширное открытое водное пространство, привлекательное своей просторностью и неподвижностью. В его глади, как в зеркале, отражается небо, деревья, кустарники, архитектура. Примеры ландшафтного дизайна с движущейся водой являет собой фонтан, водопад, каскад, ручей, источник. Такой водный источник привлекателен своим непостоянством, журчанием бегущей воды. Он рождает зрительные и звуковые переживания. Ландшафтный дизайн пруда, фонтана, ручья, каскады и водопады, сооружаемый искусственным путем, представлен в виде замкнутого гидроцикла,. Большая часть воды хранится в накопительном резервуаре пруду, фонтане). Движение воде задается насосом, который подает ее в нужное место и на определенную высоту. Далее поток падает или обрывается, и снова его путь лежит в накопительную емкость. Ландшафтный дизайн участка выглядит выигрышно при декоративном оформлении водных потоков. В темное время и ночью, освещенная фонарями струя воды придает загадочности саду. В жаркий и сухой день, дизайн ландшафтный такого элемента как фонтан, будет способствовать повышению влажности воздуха, и вы будете чувствовать себя комфортно вблизи такого оазиса.. Ландшафтный дизайн сада, в котором предусмотрен искусственный водоем, станет любимым местом для вас и ваших гостей, здесь вы сможете расслабиться, окунуться в свои мысли и скинуть тяжесть дня. В ландшафтный дизайн пруда можно включить композицию из серых плоских камней, а также островов которые представлены пышными зелеными шапками злаков, ирисов, манжеток. Интересным элементом оформления являются округлые булыжники, которые создают акцент для высаженных растений и цветов. Оформление искусственных водоемов может быть самым разнообразным, фотогалерея ландшафтного дизайна выполненного специалистами нашей компании, является наглядным тому примером. Ландщафтный дизайн участка будет неполным без деревьев и кустарников. Деревья и кустарники, важные элементы ландшафтного дизайна. Именно они придают саду объем, осуществляют защиту от зноя летом и мороза зимой. Ландшафтный дизайн с крупномерами создает в саду неповторимый запах листьев, форм, всевозможных цветов. Если в вашем саду будут еловые и сосновые деревья то зимой, когда лиственные деревья уже порадовали вас увядающей красотой, вы сможете в полной мере насладиться декоративностью их красоты. Деревья и кустарники формируют определенный стиль сада. Выбирая крупномеры для сада, мы учитываем их предназначение. Для скрытия недостатков участка целесообразно использовать вечнозеленые пышные деревья, для декорирования заборов или небольших построек идеально использовать кустарники которые образуют живую изгородь, для одиночной посадки лучше выбирать деревья, имеющие интересную форму листьев, яркий необычный окрас. Разрабатывая ландшафтный дизайн садового участка можно взять любую идею обыграть ее, добавив фантазии и мастерства, главное, чтобы элементы ландшафтного дизайна гармонично сочетались между собой, являли собой единый органичный механизм. Цветы, которые используются: 1.календула 2.бархотки Список литературы Энциклопедия Мир вокруг нас. М., 2000 Под ред. М.В.Хотулевой. Как организовать общественный экологический мониторинг: Руководство для общественных организаций Е.А.Васильева и др - М.: Социально-Экологический Союз, 1997. - 256с. Владимиров А.М. и др. Охрана окружающей среды. - Л.: Гидрометеоиздат, 1991. Кузнецова М.А., Ибрагимов А.К. и др. Полевой практикум по экологии. Пособие для учителей. - М.: Наука, 1994. Агеева А.И., В.И. Новоселова Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников: Метод, рекомендации. Кемер. обл. институт усовершенствования учителей, Информ.-метод. центр упр. образования администрации г. Полысаево.- Кемерово : Изд-во облИУУ, 2001.-63 с.