Программа по музыке 6 класс по ФГОС

  • Универсальные учебные действия

  • Скачать 110.99 Kb.


    Дата14.10.2017
    Размер110.99 Kb.
    ТипПрограмма по музыке 6

    Скачать 110.99 Kb.

    Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 клас­са составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с рекомендациями примерной программы по музыке для основного общего образования с учетом авторской программы по музыке - «Музыка V—VII клас­сы», авторов: Г.П.
    Общее образование Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.
    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .
    Сергеевой, Е.Д.Критской: М.« Просвещение», 2013 г. Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, включающим программу по предмету «Му­зыка» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений, учебник «Музыка 6 класс» (М.: Про­свещение, 2012), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя: «Методика работы с учебниками Музыка. 5-6 классы» (М.: Про­свещение, 2006). Общая характеристика учебного предмета Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
    Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние - объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.
    Карти́на ми́ра - совокупность основанных на мироощущении, мировосприятии, миропонимании и мировоззрении, целостных и систематизированных представлений, знаний и мнений человеческих общностей и отдельного человека (мыслящего субъекта) о мире (Земле) и мироздании (Вселенной, Мультивселенной), а также о познавательных и творческих возможностях, смысле жизни и месте человека в нём.
    Содержание курса формирует у обучающихся базовые компетенции в области искусства, знакомит учащихся с основными содержательными линиями предмета, определенными в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования». Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Цели и задачи учебного предмета Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности. Задачи: - приобщение к музыке, как неотъемлемой части духовной культуры человека, развитие внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
    Му́зыка (греч. μουσική, субстантивированное прилагательное от греч. μούσα - муза) - вид искусства. Согласно А. Н. Сохору (МЭ 3, 1976 г.), этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов».
    Национа́льная иденти́чность или национа́льное самосозна́ние - одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Национальная идентичность не тождественна понятиям национальности или гражданства, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.
    Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.
    - воспитание эмоциональной отзывчивости к музыкальным явлениям; - развитие творческого потенциала, художественного вкуса, интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве: пении, инструментальном музицировании, музыкально - пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
    Музыка́льное произведе́ние (опус) в широком смысле - всякая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация. Также музыкальное произведение есть категория музыкальной эстетики, обозначающая ограниченный историческими и культурными рамками результат композиторской деятельности.
    Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).
    Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
    - формирование слушательской культуры школьников на основе приобщения к лучшим образцам классического и современного музыкального искусства; - освоение знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений, обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве, взаимодействие различных видов искусств. Содержание учебного предмета Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
    Религиозный опыт (также духовный опыт, мистический опыт) - субъективный жизненный опыт встреч с высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, ощущение зависимости от божественной силы или от невидимого порядка вещей, чувство вины и страха перед божьим судом или внутреннее умиротворение в надежде на божественное всепрощение.
    Жанр (от фр. genre - род) - общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий.
    Мирова́я худо́жественная культу́ра (МХК) - в российском образовании учебный предмет в школе и высшей школе, изучающий основы художественной культуры.
    В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Программа состоит из двух разделов, содержание которых раскрывается в учебных темах каждого полугодия: 1.Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 часов) Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Образы русской народной и духовной музыки. Образы духовной музыки Западной Европы. Авторская песня: прошлое и настоящее.
    Духо́вная му́зыка (нем. geistliche Musik, итал. musica sacra, англ. sacred music) - музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту.
    Инструментальная музыка - музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса.
    Авторская песня, или бардовская музыка - песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
    Джаз-искусство XX века. 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 часов) Вечные темы искусства и жизни.
    Симфо́ния (др.-греч. συμφωνία - «созвучие, стройное звучание, стройность») - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.
    Образы камерной музыки.
    Ка́мерная му́зыка - музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов-инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон.
    Образы симфонической музыки.
    Симфони́ческая му́зыка - понятие, характеризующее и объединяющее широкий спектр музыкальных форм и жанров, которые обладают специфическими признаками, атрибутивными свойствами и важнейшими внутренними качествами симфонизма[источник не указан 1468 дней].
    Симфоническое развитие музыкальных образов. Программная увертюра. Мир музыкального театра. Образы киномузыки. Формы контроля учебного предмета В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, тесты. При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные. Место учебного предмета в учебном плане В учебном плане МБОУ Молоковской СОШ на изучение предмета «Музыка» в 6 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю) - 35 учебных недель. Планируемые результаты Личностные результаты: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
    Исто́рия Росси́и - описание истории Российского государства, насчитывающей более тысячелетия.
    Э́тнос (греч. ἔθνος - народ) - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое.
    знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
    Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 190 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны.
    Культу́рное насле́дие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
    ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти­вации к обучению и познанию; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа­лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со­переживание им; коммуникативная компетентность в общении и сотруд­ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; участие в общественной жизни школы в пределах возра­стных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
    Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.
    О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.
    признание ценности жизни во всех ее проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; эстетические потребности, ценности и чувства, эстети­ческое сознание как результат освоения художественного на­следия народов России и мира, творческой деятельности му­зыкально-эстетического характера. Метапредметные результаты: умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; умение анализировать собственную учебную деятель­ность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать осно­вания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и де­лать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху­дожественному самообразованию. Предметные результаты: сформированность основ музыкальной культуры школь­ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциа­тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об­раза; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слуша­ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма­тизация музыкальных произведений, импровизация, музы­кально-пластическое движение и др.); воспитание эстетического отношения к миру, критичес­кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес­ких способностей в многообразных видах музыкальной дея­тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо­писью; расширение музыкального и общего культурного круго­зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; овладение основами музыкальной грамотности: способ­ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ­ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер­минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
    Но́та (лат. nōta - «знак», «метка») в музыке - это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам.
    приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це­ленаправленной и содержательной музыкально-учебной дея­тельности, включая информационно-коммуникационные тех­нологии; сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес­ких проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Тематическое планирование. № пп Разделы Кол-во часов 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки 17 2. Мир образов камерной и симфонической музыки 18 3, Итого 35 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Технические средства обучения • Фортепиано • Музыкальный центр • Компьютер • Мультимедийный проектор • Интерактивная доска Печатные пособия •  Сборник рабочих программ.
    Те́хника (от др.-греч. τεχνικός, от τέχνη - искусство, мастерство, умение) - обобщающее наименование технических средств ("средства труда"). Понятие техники охватывает технические изделия, ранее не существовавшие в природе и изготовленные человеком для осуществления какой-либо деятельности - машины, механизмы, оборудование, аппараты, приспособления, инструменты, приборы и т. д.
    Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. - М.: «Просвещение», 2013 г • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы» - М., «Просвещение», 2011 г. • «Музыка 6 класс» фонохрестоматия. СD, mp 3 • «Музыка 6 класс» учебник - М., «Просвещение», 2014г. Интернет-ресурсы. • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа: http:school-collection.edu.ru; • Детские электронные книги и презентации - http:viki.rdf.ru Единая коллекция - http:collection.cross- edu.rucatalogrubrf544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 • Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку» • Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий» • Российский общеобразовательный портал - http:music.edu.ru Календарно-тематическое планирование № пп Дата Тема урока (страницы учебника) Решаемые проблемы Понятия Планируемые результаты ( в соответствии с ФГОС) 6А 6Б Предметные результаты Универсальные учебные действия (УУД) Личностные результаты П Ф П Ф Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17часов) 1. Удивительный мир музыкальных образов.
    Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».
    Стр. 6-7 Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
    Вокальная музыка - это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры - музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры - кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые - вокальная миниатюра (песня, романс).
    Музыкальный образ. Вокал. Вокальная музыка. Инструментальная музыка. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке. Регулятивные: анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Познавательные: наблюдать за развитием музыкальных образов Коммуникативные: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, понимание особенности музыкального воплощения стихотворных текстов Информационные: формирование умения применять ИКТ Воспринимать музыкальный образ, как отражение жизненных явлений средствами музыки. 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Стр. 8-9 Знакомство с жанром романса, сравнение его с народной песней. Романс. Интонация музыкальная речь. Воспринимать вокально- инструментальную музыку как процесс становления музыкального образа в сознании слушателя. Регулятивные: воплощать характер песен о Родине в своем исполнении. Познавательные: Определять жизненную основу музыкальных интонаций. Коммуникативные: исполнять песни о родном крае современных композиторов. Информационные: расширение с помощью Интернета представлений о музыкальных традициях своей страны Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. 3. Песня-романс.
    Класси́ческая музыка (также - музыкальная классика) - свободное от терминологической строгости понятие, употребляемое, в зависимости от контекста, в различных значениях, имеющее вполне определённый исторический смысл и менее определённый оценочный.
    Мир чарующих звуков. Стр. 10-13 Сходство и различие романса и песни. Принадлежность романса к камерной музыке. Мелодия. Аккомпане мент. Рефрен. Диалог. Научиться определять на слух музыкальную форму романса, его жанровые особенности.
    Музыка́льная фо́рма (от лат. forma - вид; образ; красота; лат. слово происходит от др.-греч. μορφή вид, очертания; внешность; красота) - многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения.
    Регулятивные: самостоятельно оценивать значимость романса в жизни русского народа Познавательные: осознавать единство музыкальной и поэтической речи романса. Коммуникативные: определять поэтическое и музыкальное выражение главной мысли романса. Информационные: использовать ИКТ для нахождения и подбора романсов русских композиторов Речевая декламация и романс - это связь прошлого и настоящего. 4. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Стр. 14-23 Знакомство с шедеврами вокальной и инструменаль ной музыки М. И. Глинки; выявление своеобразия почерка композитора. Содержание. Форма. Контраст. Реприза. Вступление. Кода. Фразировка. Ритм. Жанры музыки. Приемы развития. Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора. Регулятивные: понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов в музыке. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных и литературных произведений Познавательные:определять выразительные возможности оркестра в создании музыкальных образов Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
    Пи́сьменность - знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера.
    Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - 1. Произведения, в которых отражены научные, художественные, философские и пр. взгляды человечества или какого-либо народа. 2. Вид искусства, в котором произведения создаются с помощью слова. 3.
    Информационные: использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Понимать особенности воплощения стихотворных текстов в вокальной музыке и интерпретации образов вокальных произведений в инструментальной музыке. 5. Уноси мое сердце в звенящую даль… Стр. 24-25 Знакомство с творчеством С.Рахманинова, выявление мелодических особенности музыкального языка в произведениях композитора. Образы покоя. Выразитель ность. Изобразитель ность. Приемы развития Научится проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников Регулятивные: ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения. Познавательные: знать терминологию, помогающую передать музыкальные и поэтические образы романса. Коммуникативные: знать приемы развития музыки в романсе. Информационные: подбирать необходимый материал в Интернете для выполнения презентации музыки различного образного содержания в её связи с литературными источниками Выявлять различные музыкальные интонации, понимать особенности стиля композитора. 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Звучащие картины Стр.26-29 Формирование представления о воплощении музыкального образа сквозь призму мастерства исполнителя. Ария. Песня. Речитатив. Рондо. Научится различать тембровые и регистровые разновидности певческих голосов. Регулятивные: высказывать суждения о средствах и формах воплощения главной идеи произведения. Познавательные: знать имена известных исполнителей, понятие бельканто. Коммуникативные: проявлять навыки вокально-хоровой работы. Информационные: работать с электронными энциклопедиями. Проявлять интерес к русскому исполнитель скому искусству 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Стр. 30-37 Знакомство с музыкальными образами народных песен и произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов.   Диалог. Приемы развития. Куплетная форма. Народные напевы. Хор в опере. Жанры народных песен. Контраст и повтор интонаций. Различать в музыкальных произведениях Интонации русской народной песни.
    Русская народная песня Русская народная песня - фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.
    Знать различные способы выражения чувств человека в народной музыке и в композиторс кой. Регулятивные: самостоятельно различать диалог в русских народных песнях. Познавательные: Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении и высказывать свою точку зрения Информационные: обобщать и систематизировать информацию по русской народной песне. Осознание своей принадлеж ности к России, её истории и культуре на основе изучения русских народных песен, понимание обрядовых традиций в жизни русского народа. 8. Образы песен зарубежных композиторов. Стр.38-39 Знакомство с вокальным стилем бельканто. Бельканто. Баркарола. Мастерство исполнителя. Уметь слушать и анализировать музыкальное произведение по принципу тождества и контраста. Регулятивные: формирование умения наблюдать за развитием музыки от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом; Познавательные: знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения- бельканто.
    Музыка́льный жанр - род музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; а также отдельные разновидности этого рода.
    Коммуникативные: эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. Информационные: самостоятельная работа с электронными энциклопедиями Расширять музыкальный кругозор. 9. Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь». Стр.40-47 Знакомство с творчеством Ф.Шуберта, с жанром баллады. Образы песен. Жанры песен. Сходство. Контраст. Находить жанровые параллели между музыкой и литературой. Регулятивные: понимать специфику деятельности композитора и поэта на основе взаимодополнения средств выразительности. Познавательные: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке Коммуникативные: выделять музыкальные средства выразительности, передавать свои музыкальные впечатления в устрой форме. Информационные: осуществлять поиск музыкальной информации в сети Интернет. Оценивать характерные черты творчества зарубежных композиторов. 10. Образы русской народной и духовной музыки. Стр.48-53 Особенности развития народной и духовной музыки Древней Руси. Народные инструмент. Напевы. Наигрыши. Знаменный распев. Партесное пение. A capella Понимать образную природу и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья Регулятивные: знать обряды, традиции, сопровождаемые пением, пляской, игрой. Познавательные: знать народные музыкальные инструменты.
    Народная музыка Народная музыка, музыкальный фольклор - музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение.
    Коммуникативные: приводить примеры преобразующего влияния музыки на человека Информационные: применять ИКТ для самообразования. Постижение мира духовных ценностей музыкального искусства своей страны. 11. Духовный концерт. Стр. 54-57 Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Духовный концерт. Полифония. Хоровое многоголосие По характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю- музыка народная, духовная. Регулятивные: владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Познавательные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Коммуникативные: уметь размышлять о музыке, делать интонационно – образный анализ музыкального произведения. Информационные: находить информацию о значимых явлениях музыкальной жизни нашей страны. Понимать особенности народного и религиозного искусств. 12. Фрески Софии Киевской. Стр. 58-61 Выразительные средства современной музыке для воплощения религиозных сюжетов и образов Арфа. Музыка в народном духе. Повтор. Варьирование Определять средства раскрытия сюжетов и образов религиозной тематики. Регулятивные: соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Познавательные: владеть музыкальными терминами и понятиями Коммуникативные: выполнять задания в рабочей тетради, уметь письменно выражать свои впечатления от прослушанных музыкальных произведений. Информационные: систематизировать собранные сведения о православной культуре России. Познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку духовного содержания 13. Перезвоны. Молитва. Стр.62-65 Знакомство с хоровой симфонией -действом по прочтению В.Шукшина «Перезвоны» В.Гаврилина; выявление глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством. Контраст-сопоставле ние. Хор. Солист. Молитва, вокализ, песня без слов, благовест, трезвон, набат, перезвоны Знать связь между русским народным творчеством и интонационно-жанровым богатством в музыке композиторов. Регулятивные: оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников. Познавательные: находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Коммуникативные: участвовать в коллективном хоровом исполнении. Информационные: использовать Интернет-ресурсы для самообразования Знать значение колокольности в церковных обрядах и русской музыки. 14. Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Стр.66-71 Познакомить с творчеством И.С.Баха и особенностями полифонической музыки. Стиль барокко. Токката, фуга, хорал, Двухчастный цикл, развитие темы, полифония, аккорд, Контрапункт, Канон, орган, светская и духовная церковная музыка. Знать особенности полифоничес кой Музыки Западной Европы. Регулятивные: самостоятельно определять импровизационный характер в музыке на принципе контраста. Познавательные: сравнивать темы токкаты и фуги. Коммуникативные: определять близость хоралов к народным песням Информационные: использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений по теме урока. Знать и любить шедевры духовной полифоничес кой музыки. 15. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Стр. 72-79 Дать представление об образе печали в религиозной музыке Кантата, контраст образов, полифония, гомофония, тембры инструментов, голоса хора, сценическая кантата, хор, оркестр, особенности ритма. Уметь выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с другими видами искусств. Регулятивные: исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Познавательные: рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Коммуникативные: творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности Информационные: подбирать необходимый материал для выполнения творческих заданий с использованием ИКТ. Проявлять эмоциональ ную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении 16. Авторская песня: прошлое и настоящее. Стр.80-87 Расширить представление об авторской песни, её жанрах и особенностях. Бард, авторская песня, ваганты, гитара, городской фольклор. Знать историю становления авторской песни. Регулятивные: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д. Познавательные: знать жанры и особенности авторской песни. Коммуникативные: самостоятельное выполнение творческого задания. Информационные: составить музыкальный альбом из произведений авторской песни, используя ИКТ. Формировать художествен ный вкус. 17. Джаз-искусство XX века. Стр.88-93 Знакомство с истоками джазовой музыки, с джазовыми импровизациями и обработками, расширить преставления о взаимодействии лёгкой и серьёзной музыки. Спиричуэл, джаз, блюз, молитва, свинг, симфоджаз, бит, импровизация, ритм, тембр, джазовая обработка. Знать историю становления джаза и блюза. Регулятивные: самостоятельно определять особенности джазовых ритмов. Познавательные: находить главные музыкальные темы в импровизациях джаза. Коммуникативные: разучивание песни. Информационные: работать с образовательными Интернет-ресурсами Отдавать предпочтения тем или иным жанрам джазовой музыки. Мир образов камерной и симфонической музыки»( 18 часов) 18. Вечные темы искусства и жизни. Стр.96-97 Осмысление основного принципа музыкального развития, построения музыкальной формы Музыкальное произведение, вокальные, инструментальные,программные и непрограммные произведения. Знать основные принципы развития и построения музыкальной формы (сходство-различие; повтор-контраст) Регулятивные: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая музыка, опера, балет. Познавательные: уметь отличать камерную музыку от симфонической. Коммуникативные: различать жанры камерной музыки ( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра) Информационные: осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. Понимать своеобразие и специфику художествен ных образов камерной и симфоничес кой музыки. Знать выдающихся исполнителей симфоничес кой и камерной музыки. 19. Образы камерной музыки. Стр.98-103 Знакомство с шедеврами фортепианной музыки Ф.Шопена. Баллада, контраст-сопоставление, форма, этюд, прелюдия, музыкальный язык, вальс, мазурка, полонез. Знать особенности форм фортепианных миниатюр, уметь различать их. Регулятивные: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена Познавательные: эмоционально откликаться на музыкальные шедевры Шопена. Коммуникативные: исполнять музыкальные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием. Информационные: подбирать различные произведения изобразительного искусства созвучные музыкальным произведениям.
    Национальность - в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности.
    Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) - раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
    Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 20. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Стр.104-107 Сформировать представление о музыкальном жанре ноктюрна. Ноктюрн, квартет, повтор, контраст, вариацион ность. Знать, какие принципы развития музыки в ноктюрне имеют главное значение. Исполнительс кий состав квартета. Регулятивные: уметь распознавать художественный смысл различных форм построения музыки Познавательные: определять средства муз. выразительности, помогающие понять содержание музыки. Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Информационные: самостоятельно работать с обучающими образовательными программами. Расширять образно-эмоциональ ный диапазон своих музыкальных познаний. 21. Инструментальный концерт. Итальянский концерт. Стр.108-113 Расширить понятие жанра инструментальный концерт на творчество Баха и Вивальди. Контраст, темп, рефрен, эпизоды, форма, концерт. Иметь представление о строении камерной инструменталь ной музыки. Регулятивные: соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Познавательные: восприятие жанра концерта как соревнования между солистом и оркестром Коммуникативные: использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Информационные: находить в сети Интернет примеры жанра концерта в творчестве отечественных и зарубежных композиторов. Проявлять эмоциональ ную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. 22. Космический пейзаж. Стр. 114- 115 Осмысление звукового мира произведения американского композитора Ч. Айвза. Выразительность, изобразительность. Тембры. Понимать оригинальность Музыки композитора и особенную манеру её изложения. Регулятивные:. самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ. Познавательные:. осмысливать звуковой мир произведений космической тематики. Коммуникативные: импровизировать в соответствии с самостоятельно выбранным образом. Информационные: собирать музыкальную коллекцию с включением в неё других видов искусства. Интересовать ся современной музыкой. 23. «Быть может, вся природа – мозаика цветов» Стр.116-119 Расширение представлений учащихся о выразительных возможностях электромузыкальных инструментов. Колорит, гармония, синтезатор, мозаика. Понимать выразительные возможности электромузыкального инструмента. Регулятивные: самостоятельно определять характерные свойства современной музыки Познавательные: выявлять общие признаки классической и современной музыки. Коммуникативные: исполнять музыкальные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием. Информационные: использовать ИКТ при подготовке домашнего задания, с целью сбора дополнительной информации Ориентироваться в средствах музыкальной композиции. 24. Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина. Стр.120-127 Образы природы в музыке Г.Свиридова, взаимодействие музыки и литературы. Романс, диалог, муз.пьеса, форма, тембр, пастораль, сходство, контраст, лад, темп, вальс, приемы развития, выразитель ность, изобразительность, интонация. Знать возможности симфоничес кого оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Регулятивные: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Познавательные: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Коммуникативные: исполнять музыкальные произведения, передавая их художественный смысл. Информационные: составление зрительного ряда к музыкальным иллюстрациям. Выявлять возможности эмоциональ ного воздействия музыки на человека. 25. «Над вымыслом слезами обольюсь…»» Стр.128-131 Дать представление образности и выразительности в музыкальных иллюстрациях. Военный марш, контрастно-образная форма, лирический образ, драматический образ, гомофония, полифония. Расширение представлений учащихся о выразительных возможностях симфоничес кого оркестра. Регулятивные: оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради. Познавательные: распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. Коммуникативные: высказывать свое отношение к тому или иному музыкальному произведению. Информационные: осуществлять поиск информации по теме в сети Интернет. Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам 26. Симфоническое развитие музыкальных образов. Стр. 132-135 Осознание сходства и различия, как основного принципа музыкального развития; Симфония, контраст образов, тембры инструментов динамика, Знать особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструменталь ной музыки Регулятивные: самостоятельно анализировать основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Познавательные: узнавать тембры инструментов симф. оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Коммуникативные: различать группы музыкальных инструментов симфонического оркестра. Информационные: составление зрительного и звукового ряда по теме. Уметь оперировать терминами и понятиями в пределах изученной темы. 27. Связь времен. Стр. 136-137 Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сюита, обработка, интерпретация, трактовка. Знать, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям. Регулятивные: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане» Познавательные: выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Коммуникативные: использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. Информационные: использовать ИКТ для составления презентаций. Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. 28. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Стр. 138-141 Знакомство с жанром программной увертюры. Программная увертюра, разделы сонатной формы: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода; Контраст, конфликт. Уметь различать виды увертюр. Регулятивные: выполнять творческие задания в тетради. Познавательные: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Коммуникативные: участвовать в коллективной исполнительской деятельности Информационные: с помощью Интернет-ресурсов проводить сравнительный анализ некоторых музыкальных произведений. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям. 29. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Стр. 142-149 Взаимосвязь литературы и музыки, общность идейного замысла драматурга и композитора. Дуэт, лирический образ, сонатная форма, увертюра, контраст образов. Знать и определять разделы сонатной формы. Регулятивные: высказывать суждение об основной идее музыкально произведения, средствах и формах её воплощения Познавательные: осознание приема волнообразного развития мелодии. Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях. Информационные: собирать коллекцию музыкальных произведений по пройденным темам. Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров. 30. Мир музыкального театра. Стр.150-154 Расширение представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, и литературы на примере жанра балета. Балет, метод острых конфликтных сопоставлений, декорации, костюм, образ-портрет, массовые сцены, контраст тем. Понимать смысловое единство музыки, сценического действа, ИЗО, хореографии, декорации. Регулятивные: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Познавательные: владение терминами по теме. Коммуникативные: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. Информационные: расширение источников информации. Осмысление взаимодействия искусств. 31. Мюзикл «Вестсайдская история». Стр.154-155 Интерпретация литературного произведения в различных музыкально- театральных жанрах: Сходство и различие, музыкальный язык, мюзикл. Знать, как контраст образных тем помогает раскрыть сюжет произведения. Регулятивные: анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Познавательные: раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусств. Коммуникативные: принимать участие в коллективном музицировании. Информационные: подбор картин, созвучных образному строю музыкальных произведений. Понимание эмоционального воздействия музыки на человека. 32. Опера «Орфей и Эвридика» Стр. 156-157 Познакомить с творчеством немецкого композитора К.В.Глюка Контраст образов, ария, хор, флейта, опера, мелодия. Сравнивать различные исполнительские трактовки одного и того же произведения и выявления их своеобразия. Регулятивные: анализировать художественно–образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Познавательные: понимать характерные особенности музыкального языка сочинения, принадлежность к определенному стилю Коммуникативные: приводить примеры преобразующего влияния музыки Информационные: находить информацию о наиболее значительных явлениях в музыкальной жизни страны. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. 33. Рок-опера «Орфей и Эвридика». Стр. 158-159 Определение жанра рок-оперы. Рок-опера, вокально-инструментальный ансамбль, опера, хор, солист Воплощение средствами рок-музыки вечных тем жизни. Регулятивные: определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и литературных произведениях. Познавательные: узнавать и называть изученные музыкальные произведения и их авторов. Коммуникативные: исполнять музыку, передавая её художественный смысл. Информационные: подбор песен по теме. Расширение музыкального кругозора. 34. Образы киномузыки. Стр. 160-161 Воплощение сюжета трагедии Шекспира в музыке к кинофильмам. Киномузыка, вокальная музыка, инструмен тальная музыка. Особенности жанровой основы музыкальных произведений. Регулятивные: формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация), сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Познавательные: понимание воплощения музыкальных образов средствами кино Коммуникативные: формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы. Информационные: подбирать музыку к произведениям в сети Интернет. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. 35. Музыка в отечественном кино. Стр. 162-163 Познакомить с различными жанрами киномузыки. Песни для кино, главные роли, образы героев, фильм, музыка в кино. Знать о неразрывной связи музыки и многих видов искусства ( кино в частности) Регулятивные: выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях Познавательные: определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях. Коммуникативные: коллективное исполнение песен Информационные: осуществлять компьютерную презентацию проекта в рамках класса. Проявлять стойкий интерес к самостоятельным занятиям музыкальным творчеством.