рабочая прогорамма внеурочной деятельности по литературе.

  • Министерство образования Российской Федерации , Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста
  • Калмыцкое книжное издательство

  • Скачать 105.75 Kb.


    Дата08.10.2017
    Размер105.75 Kb.

    Скачать 105.75 Kb.

    Пояснительная записка Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс внеурочной деятельности в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
    Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
    Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, киноискусство, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
    Исто́рия (др.-греч. ἱστορία[⇨]) - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом.
    Русский язык Ру́сский язы́к (инф.) (МФА: [ˈruskʲɪi̯ jɪˈzɨk])[~ 3][⇨] - один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира - шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным.
    Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературного практикума в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
    Духо́вный мир - мир причин; в отличие от мира последствий - вещественного мира.
    Ру́сская литерату́ра - комплекс литературных произведений, написанных на древнерусском и русском языке. Зародилась во второй половине X века, однако до XIX века, когда начался её «золотой век», была практически неизвестна в мире.
    Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησι - «чувство, чувственное восприятие») - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
    освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;
    Кни́га - один из видов печатной продукции: непериодическое издание, состоящее из сброшюрованных или отдельных бумажных листов (страниц) или тетрадей, на которых нанесена типографским или рукописным способом текстовая и графическая (иллюстрации) информация, имеющая, как правило, твёрдый переплёт.
    История литературы - историческое развитие литературных трудов в прозе или поэзии, которое было призвано обеспечить развлечение, просвещение или инструкцию читателю/слушателю/наблюдателю, а также развитие литературных методов, используемых в этих трудах.
    умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Общая характеристика программы: Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию основных требований, заложенных в стандартах второго поколения. Данная программа составлена таким образом, чтобы ее реализация помогла упрочить связь изучаемого предмета как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями учащегося. Чтобы сформировать компетентного ученика, мотивированного на учебный процесс, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
    Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
    Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
    При разработке концепции программы учитывались рекомендации ФГОС по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций. Кроме того, в основу реализации программ положен системно-деятельностный подход. Реализация программы по литературе (внеурочная деятельность) поможет далее формировать основные компетенции, основанные на социальном заказе общества и главных целях общего образования. Напомним, что к таким компетенциям относятся - Общекультурные компетенции - Ценностно-смысловые компетенции - Учебно-познавательные компетенции. - Информационные компетенции - Коммуникативные компетенции Литература как учебная дисциплина прежде всего способствует духовно-нравственному развитию учащихся, что отвечает первостепенным задачам ФГОС.
    Уче́бные предме́ты - учебные курсы, изучаемые в школах России и других постсоветских государствах.
    Развитие эмоциональной сферы необходимо как альтернатива прагматичному и рациональному взгляду на мир. Такие понятия как «милосердие», «совесть», «доброта» составляют основу базовой системы духовных ценностей. В современных документах об образовании указывается, что одна из главнейших задач школы – формирование личности гражданина России. Следовательно, учитель литературы имеет возможность решать поставленную задачу посредством освоения программ урочной и внеурочной деятельности. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге.
    Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние - объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.
    Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика. Программа этого курса включает в себя произведения русской, калмыцкой и зарубежной литературы, поднимающие нравственные вопросы. Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). В решении важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства. Существенным моментом данного курса является опора на собственный опыт учащихся. В основу этого курса взят учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – мир» (6 класс). Данный комплекс разработан в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ», в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста, также включены произведения калмыцких писателей.
    Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины - стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины.
    Российский Красный Крест (РКК) - общественная благотворительная организация, которая является участником международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
    Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодёжной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
    Международный комитет Красного Креста Междунаро́дный комите́т Кра́сного Креста́ (сокращённо МККК, англ. International Committee of the Red Cross; ICRC, фр. Comité international de la Croix-Rouge) - гуманитарная организация, осуществляющая свою деятельность во всём мире, исходя из принципа нейтральности и беспристрастности.
    Произведения взяты согласно программе по калмыцкой литературе.
    Калмыцкая литература - литература на калмыцком языке или написанная калмыцкими авторами на других языках. Калмыцкая литература имеет многовековую историю, подразделяется на старокалмыцкий или ойрат-калмыцкий (до Октябрьской революции)[⇨] и новокалмыцкий периоды[⇨].
    6 класс. Данная программа: • дополняет учебники основного курса литературы; • согласовано с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки РФ; • решает задачи литературного образования в гармоническом сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера; • способствует решению задач литературного образования (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала уч-ся.
    Творческий потенциал (англ. Creative potential) - совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.
    Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.
    их речи и т.п.) Для методической специфики УМК характерны системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов: литературоведческого, этического, правого. Существенным моментом в методике УМК является опора на собственный опыт учащихся. Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки в классе. Основная задача учителя заключается не столько в расширении фонда знаний, а скорее в том, чтобы помогать  ученикам  видеть смысл, общую направленность их деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей.   Цели курса: Образовательные овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;
    Самой большой книгой в мире является Кодекс Гигас (Codex Gigas) - грандиозный рукописный свод начала XIII века (640 (624) страницы, размер переплёта - 92 см в высоту, 50 см в ширину; толщина книги - 22 см, а вес - 75 кг).
    умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Формирование устойчивого познавательного интереса. Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения. Развивающие • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; • формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; Воспитательные •воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; • воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; • обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать. Задачи программы: • Приобщение учащихся к богатству русской классической и зарубежной литературы. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
    Функциональные стили речи - исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
    • Познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, читательской деятельности учащихся по изучению литературы. Расширение кругозора учащихся. Развитие их воображения и эмоциональной сферы. Последовательное приобщение учащихся к справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней. Сроки реализации программы: 1 год Требования к результатам образования Личностные результаты В 5 классе осуществляется переход от начального литературного образования (уроков чтения) к систематическому курсу литературы. Одной из приоритетных задач изучения литературы является формирование эстетического идеала, развитие художественного вкуса. Основной составляющей урока литературы должна быть мировоззренческая проблема. Достигнутые личностные результаты помогают социализации учащегося, в том числе его отношению к окружающему миру, к людям, с которыми он вступает в контакт. Вырабатывая свое мнение при изучении произведений, учащийся формирует свою жизненную позицию, в том числе уважительное отношение к России. Разрабатывая творческие проекты на материале рассказов, ученики могут организовать свое выступление перед младшими школьниками, что способствует приобретению важного социального опыта. Метапредметные результаты В соответствии с ФГОС ООО метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой набор основных ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в ходе применения сформированных универсальных учебных действий.
    Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».
    Общее образование Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.
    В соответствии с п. 7 ФГОС ООО к метапредметным результатам относятся освоенные учащимися так называемые универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и способность их использования в общении, а также в учебной (познавательной), социально ориентированной (трудовой) деятельности. Эти действия проявляются в самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности, в организации учебного сотрудничества с участниками образовательного процесса, в проектировании и реализации индивидуальной образовательной траектории.
    Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «персонализированное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут» и др.
    При реализации данной программы у учащихся должны быть сформированы предпосылки для индивидуализации учебной работы (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»), а также основные группы способностей и умений: – планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы; – производить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения; – выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения. Предметные результаты Предметные результаты в познавательной сфере состоят в умении: анализировать и интерпретировать произведение устного народного творчества;
    Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
    сопоставлять произведения русских и зарубежных авторов; находить общее и различное в сюжетике, системе персонажей, конфликте и т. д. Предметные результаты в коммуникативной сфере состоят в: осмысленном чтении и адекватном понимании текста;
    Понимание текста - умственная деятельность, в результате которой содержание текста становится доступной читающему.
    осуществлении опосредованного диалога с героями сказок, с автором литературной сказки; умении вести диалог по прочитанному тексту, составлять монолог; написании творческой и исследовательской работы; умении работать в коллективе. В процессе освоения содержания программы учащиеся выявляют особенности рассказа, смысла противопоставления героев-антиподов, роли художественно-изобразительных средств и т.д. Также в процессе внеурочной деятельности особое внимание уделяется лексической работе. Педагог обращает внимание на задания, требующие активного участия учащихся. Содержание программы учебного предмета «Вокруг тебя мир» Раздел I. Тогда и теперь. Гуманистический компонент. Человечество закономерно шло к необходимости создания правил, организующих совместное существование различных индивидуальностей. Уважение правил, в том числе и таких , которые ограничивали бы проявление насилия в конфликтах между людьми, - обязательное сохранение человечества. Литературоведческий компонент. Мифологическое повествование. Роль лексических и композиционных повторов. Аллегория. Метонимия. Лексический анализ текста.
    Интеллектуальный анализ текстов (ИАТ, англ. text mining) - направление в искусственном интеллекте, целью которого является получение информации из коллекций текстовых документов, основываясь на применении эффективных в практическом плане методов машинного обучения и обработки естественного языка.
    Развивающий компонент. Развитие навыков диалогового общения, пересказа и составление устного рассказа, развитие способности соотносить обсуждаемое на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни. Вводимые понятия: обычай, правило, договор. Раздел.II. Извечный спор: Кто лучше Кто сильнее Гуманистический компонент. Правила, ограничивающие проявление насилия в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию. Правовой компонент. Необходимость соблюдения в ситуации вооруженного конфликта правил, основанных на принципе гуманности, направленных на ограничение чрезмерного насилия. Сущность международного гуманитарного права.
    Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) - совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.
    Литературоведческий компонент. Сравнительный анализ художественных текстов, близких тематически. Исторический и приключенческий романы. Прием контраста на образном и композиционном уровнях стихотворного текста. Развивающий компонент. Развитие исследовательских способностей учащихся: формирование навыка работы с определением правового понятия по ключевым словам, развитие навыка аргументации в устном ответе; обогащение словарного запаса.
    Ключевое слово - слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами дать высокоуровневое описание содержания текстового документа, позволяющее выявить его тематику. В вебе используется главным образом для поиска.
    Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός - «относящийся к слову», от ἡ λέξις - «слово», «оборот речи») - совокупность слов того или иного языка, части языка и которые знает тот или иной человек или группа людей.
    Вводимые понятия: соревнование, соперничество, конфликт. Раздел III. Право безоружного Гуманистический компонент. В различии индивидуальностей заключено богатство мира. Даже в ситуации вооруженного конфликта каждый переставший участвовать в военных действиях человек имеет право на уважение достоинства. Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - например, больные, раненые, пленные, - по каким бы признакам они ни отличались (национальным, религиозным, социокультурным), нуждаются в защите. Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите военнопленных . Уважение достоинства военнопленного без всяких различий. Литературоведческий компонент. Формирование навыка работы с определением правового понятия по ключевым словам; развитие навыка аргументации в диалоговом общении; развитие навыка устного рассказывания: обучение пониманию правовой информации; обогащение словарного запаса; развитие ассоциативного мышления. Вводимые понятия: достоинство, честь, личность, индивидуальность. Раздел V Порочный круг Гуманистический компонент. Те, кто оказался жертвой стихии в результате стихийного бедствия или действий других людей, особенно уязвимы.
    Ассоциация (лат. Associatio - соединение, взаимосвязь), в психологии и философии - закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.
    Слова́рный запа́с, лексико́н - набор слов, которыми владеет человек.
    Стихи́йное бе́дствие - разрушительное природное или природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.
    Каждый, кто претерпел кораблекрушение по причине стихийного бедствия или в ходе вооруженного конфликта, нуждается в помощи. Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море. Литературоведческий компонент. Анализ поэтического текста. Авторская позиция и читательская оценка героев. Анализ фрагмента художественного произведения. Публицистика, очерк. Исторический фон литературного произведения.
    Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - 1. Произведения, в которых отражены научные, художественные, философские и пр. взгляды человечества или какого-либо народа. 2. Вид искусства, в котором произведения создаются с помощью слова. 3.
    Исторический роман.
    Истори́ческий рома́н - роман, построенный на историческом сюжете, который воспроизводит в художественной форме какую-либо эпоху, определённый период истории. В историческом романе историческая правда сочетается с художественной, исторический факт - с художественным вымыслом, настоящие исторические лица - с лицами вымышленными, вымысел помещён в пределы изображаемой эпохи.
    Сравнительный анализ текстов разных жанров. Развивающий компонент. Развитие умения усваивать содержание научно-популярного текста; формирование навыков диалогового общения; развитие навыка устного рассказывания; обогащение словарного запаса. Вводимые понятия: выбор, месть, нравственность Раздел VI Жестокие игры Гуманистический компонент. Любой человек может оказаться в ситуации силового соперничества. Учет возможных последствий совершаемых поступков может ограничить проявление жестокости по отношению к сопернику. Развивающий компонент. Развитие навыка диалогового общения, развитие навыка составления рассказа, обогащение словарного запаса. Вводимые понятия: жертва, переосмысление. Раздел VII Твой выбор… Гуманистический компонент. Человек несет ответственность за ту линию поведения, которую избирает, за те поступки, которые совершает, - ответственность перед самим собой, перед обществом. Выбирая ту или иную модель поведения в конфликтной ситуации, во взаимоотношениях с людьми, следует помнить о возможных последствиях.
    Конфли́кт (лат. conflictus - столкнувшийся) - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
    Человечеству, состоящему из множества индивидуальностей, необходимы определенные правила, ограничивающее чрезмерное насилие. Развивающий компонент. Развитие умения составлять план, обогащение словарного запаса, развитие творческих способностей детей на основе решения речевой задачи. Вводимые понятия: гуманный. Гуманитарный, гуманистический, гуманизм. Календарно-тематическое планирование № пп Тема Цели Компоненты 1 2 3 4 1 Тогда и теперь Формирование жизненных ценностей школьников Гуманистический компонент: разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей. Литературоведческий компонент: Мифологическое повествование. Аллегория, метонимия. Лексический анализ текста Развивающий компонент: обогащение словарного запаса;
    В информатике лексический анализ («токенизация», от англ. tokenizing) - процесс аналитического разбора входной последовательности символов на распознанные группы - лексемы, с целью получения на выходе идентифицированных последовательностей, называемых «токенами» (подобно группировке букв в словах).
    выполнение заданий в ситуации диалогического общения. 2-3 Гесиод «Пять веков» (отрывок из поэмы «Труды и дни» в переложении Н.Куна) Познакомить учащихся с представлениями Гесиода о логике развития человеческого общества Гуманистический компонент: Соблюдение определенных правил способствует защите людей.
    Челове́чество - совокупность всех людей, когда-либо населявших мир. Иногда под термином «человечество» подразумевают совокупность ныне живущих людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных).
    Литературоведческий компонент: Обогатить представление  об эпитете, аллегории, метонимии Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; 4-5 Р.Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе» Дать представление о нравственных категориях Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства- вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Литературоведческий компонент: литературная сказка, композиция, роль художественной детали. Развивающий компонент: составление устного рассказа; формулирование основной мысли произведения. Обучение дискуссионной речи. 6 Хасыр Сян-Белгин. Материнская любовь. Привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов Иллюстрирован.прочитанных произведений Развивающий компонент: составление устного рассказа; обучение дискуссионной речи 7 Извечный спор: кто лучше Кто сильнее Привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «уважение»; Расширить представление о способах выражения авторского отношения к персонажам Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства Развивающий компонент: составление устного рассказа; обучение дискуссионной речи 8-9 В.Скотт «Айвенго»(отрывки из романа) А.Дюма «Три мушкетёра» (отрывки из романа). Привлечь учащихся к обсуждению вопросов, связанных с уважением достоинства. Гуманистический компонент: взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий- вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Литературоведческий компонент: сравнительный анализ произведений Развивающий компонент: обогащение словарного запаса; формулирование основной мысли произведения. 10-11 Г.Иванов «Отвратительнейший шум на свете…» Привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятием «сострадание»; Гуманистический компонент: понятия «сострадание», «милосердие». Литературоведческий компонент: лексический анализ текста Развивающий компонент: обучение дискуссионной речи 12-13 Народная калмыцкая сказка. Кедя Иллюстрирован.прочитанных произведений; защита творческий работ Доброта- основа жизни 14-15 Творческая мастерская Иллюстрирован.прочитанных произведений; защита творческий работ Гуманистический компонент: понятия «сострадание», «уважение» Литературоведческий компонент: работа над основной мыслью произведения. Развивающий компонент: развитие монологической речи уч-ся 16 Право безоружного Привлечь внимание учащихся к теме «война и мир»;
    Монолог (от др.-греч. μόνος - один и λόγος - речь) - речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.
    показать актуальность данной темы в современное время Гуманистический компонент: даже на войне можно проявлять человечность. Литературоведческий компонент : различные жанры произведений. Развивающий компонент: развитие исследовательских способностей, развитие словарного запаса уч-ся. 17-18 Дж.Купер «Последний из могикан» (отрывки из романа) Формировать умение собирать материал для сравнительной характеристики героев; расширить представление о художественной детали. Гуманистический компонент: даже на войне можно проявлять человечность Литературоведческий компонент: сравнительная характеристика героев; исторический фон художественного произведения. Развивающий компонент: развитие умения рассуждать, развитие исследовательских способностей (ассоциативного мышления, творческого воображения, умения сравнивать) 19-20 «Три рисунка» Анализ системы образов Каждый человек имеет право на  уважение достоинства 21-22 К.Воробьёв «Немец в валенках» Сопоставление художественных образов Милосердие-основа жизни 23-24 Жестокие игры Л.
    Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов.
    Толстой «Детство» (отрывок из повести, глава 19 «Ивины» Роль второстепенных персонажей Чувство ответственности, умение предусмотреть все последствия, способность к переосмыслению совершённого 25-26 В.Железников «Чучело» (фрагменты повести) Анализ фрагмента Умение способствовать предотвращению чрезмерной жестокости, насилия в ситуации силового соперничества 27-28 В.Распутин «Уроки французского» (отрывок из рассказа) Речевая характеристика персонажей Доброта- основа жизни 29-30 Твой выбор А.Грин «Победитель» Способы выражения авторской позиции Доброта- основа жизни 31 Е.Носов «Тридцать зёрен» Роль многозначных слов и слов с символическим значением 32-33 Сказка о родном крае Способы выражения авторской позиции Доброта- основа жизни 34 Творческая мастерская Развитие творческих способностей уч-ся Защита творческих работ Литература для учителя: Большой энциклопедический словарь.-Изд.2-е, переработ.-М.-СПб,1997. «Вокруг тебя-Мир…» Методические рекомендации.5 класс. К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, ООО «Гендальф», 2001 -44 стр. Томан И. «Россия и Красный Крест (1917-1945)».-М: 1998- стр.11-16 Хасыр Сян- Белгин. Любовь и песня. Стихи, рассказы, статьи, очерки.Элиста. Издательский дом «Герел».2009 г. Стр.384 Калмыцкие сказки. Элиста. Калмыцкое книжное издательство.
    Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (также известное как Международный Красный Крест или Международный Красный Полумесяц) - международное гуманитарное движение, основанное в 1863 году и объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру.
    Энциклопе́дия (новолат. encyclopaedia (не ранее XVI века); от др.-греч. ἐγκύκλιος παιδεία - «обучение в полном круге» от κύκλος - круг + παιδεία - обучение, пайдейя) - приведённое в систему обозрение всех отраслей человеческого знания или круга дисциплин, в совокупности составляющих отдельную отрасль знания.
    Калмыцкое книжное издательство - издательство, находящееся в городе Элиста, Калмыкия.
    1982- стр.36, 119 Литература для учащихся: Вокруг тебя - Мир…- Книга для чтения. 6 класс В.ЮВыборнова, А Делетроз, М.Р.Савова и др.- М.: Издательство МАИК «Наука», 1996 Хасыр Сян- Белгин. Любовь и песня. Стихи, рассказы, статьи, очерки.Элиста. Издательский дом «Герел».2009 г. Стр.384 Калмыцкие сказки. Элиста. Калмыцкое книжное издательство.1982- стр.
    Самой маленькой книгой в мире является «Хамелеон» А. П. Чехова размером 0,9×0,9 мм. Она содержит 30 страниц по 11 строк текста на каждой, 3 цветные иллюстрации. Книга была отпечатана и переплетена А. И. Коненко в 1996 г. в г. Омске РФ.
    36, 119