Рабочая программа по русскому языку

  • Каменская средняя общеобразовательная школа №2
  • _____________________________________________________________________________________
  • Планируемые предметные результаты освоения русского языка
  • Содержание учебного предмета, формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности.
  • 3.Календарно-тематическое планирование.
  • Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

  • Скачать 121.49 Kb.


    Дата30.11.2019
    Размер121.49 Kb.

    Скачать 121.49 Kb.



    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Каменская средняя общеобразовательная школа №2

    Дмитровского района Московской области

    _____________________________________________________________________________________









    Утверждаю

    Директор школы

    ________ (Савкевич Л.П.)

    «31» августа 2019 г.

    Приказ № 106-3

    от «31» августа 2019 г.







    Рабочая программа

    по русскому языку

    2 а класс

    на 2019-2020 учебный год

    учитель Шумилина Светлана Николаевна

















    Рабочая программа учебного предмета «Русский язык" для 2 класса составлена на основе:


    - Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

    - приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    - Основной образовательной программы начального общего образования;

    - Примерной основной образовательной программы начального общего образования(Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1. – 4 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 400с. – (Стандарты второго поколения) ;

    - Авторской программы Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы (УМК "Школа России").

    для учителя:

    - Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 3 класс;

    для учащихся:

    - Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1;

    - Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.2;


    1. Планируемые предметные результаты освоения русского языка

    1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

    2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

    3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

    4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);

    5) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;

    6) умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объеме изученного);

    7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

    8) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

    9) способность проверять написанное.

    Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:

    Устный ответ

    «5» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочетаhello_html_m54b17bcf.gif; логичность и полнота изложения.
    «4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
    «З» - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
    «2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

    Диктант.

    «5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

    «4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

    «3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

    «2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

    «1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

    Ошибкой в диктанте следует считать:

    нарушение правил орфографии при написании слов;

    пропуск и искажение букв в словах;

    замену слов;

    отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

    неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

    За ошибку не считаются:

    ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;

    единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

    единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

    За одну ошибку в диктанте считаются:

    два исправления;

    две пунктуационные ошибки;

    повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

    Негрубыми ошибками считаются следующие:

    повторение одной и той же буквы в слове;

    недописанное слово;

    перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

    дважды записанное одно и то же слово в предложении.

    Грамматическое задание.

    «5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

    «4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

    «3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

    «2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

    «1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

    Списывание текста.

    «5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;

    «4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и

    1 исправление (2 и 3 кл.);

    «3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);

    2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);

    «2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.)

    Контрольный диктант.

    Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).

    Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);

    перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.

    Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

    При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

    Оценки за контрольный диктант.

    «5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;

    «4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;

    «3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;

    «2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;

    Оценки за грамматические задания.

    «5» – всё верно;

    «4» – не менее 3/4 верно;

    «3» – не менее 1/2 верно;

    «2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;

    Словарный диктант Количество слов

    для словарного диктанта.

    «5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;

    «4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;

    «3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;

    «2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.

    Контрольное списывание.

    «5» – нет ошибок;

    «4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);

    «3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);

    «2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);

    Объем диктанта:

    1-й класс- 15 - 17 слов.

    2-й класс - 1 - 2 четверть - 25 - 35 слов, 3 - 4 четверть - 35 - 52 слова.

    3-й класс - 1 - 2 четверг - 45 - 53 слова, 3 - 4 четверть - 53 - 73 слова.

    4-й класс - 1 - 2 четверть - 58 - 77 слов, 3 - 4 четверть - 76 - 93 слова.

    Тест

    «5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

    «4» - верно выполнено 3/4 заданий.

    «3» - верно выполнено 1/2 заданий.

    «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.


    2. Содержание учебного предмета, формы организации учебных занятий, основные виды учебной деятельности.


    Содержание учебного предмета

    Наша речь. (4 ч.)

    Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

    Текст. (5 ч.)

    Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.

    Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

    Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.

    Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

    Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.

    Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

    Предложение. (12 ч.)

    Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

    Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

    Слова, слова, слова… (16 ч.)

    Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов). (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

    Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.

    Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

    Звуки и буквы. (56 ч.)

    Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко - буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. 

    Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

    Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила.  Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

    Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.

    Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

    Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

    Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. (23 ч.)

    Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.

    Части речи. (42 ч.)

    Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

    Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

    Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

    Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

    Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

    Повторение. (17 ч.)

    Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.  Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко - буквенный анализ слов.

     

    Формы организации учебных занятий:

    Индивидуальные;

    Индивидуально-групповые;

    Фронтальные;

    Работа в парах;

    Работа в группах;

    Проектная деятельность.

    Основные виды учебной деятельности

    Виды речевой деятельности

    Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

    Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

    Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации

    Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

    Обучение грамоте

    Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

    Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

    Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

    Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

    Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

    Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

    Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

    Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

    Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

    Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

    Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

    раздельное написание слов;

    обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

    прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

    перенос слов по слогам без стечения согласных;

    знаки препинания в конце предложения.

    Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

    Систематический курс

    Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

    Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.

    Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

    Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

    Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

    Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

    Состав слова. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

    Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

    Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

    Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

    Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

    Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

    Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

    Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

    Наречие. Значение и употребление в речи.

    Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

    Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

    Частица. Частица не, её значение.

    Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

    Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

    Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

    Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

    Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

    Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

    Применение правил правописания и пунктуации:

    • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

    • сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;

    • перенос слов;

    • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

    • проверяемые безударные гласные в корне слова;

    • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

    • непроизносимые согласные;

    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов), (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова);

    • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

    • разделительные ъ и ь;

    • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

    • соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

    • е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

    •безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

    • безударные падежные окончания имён прилагательных;

    • раздельное написание предлогов с именами существительными;

    • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

    • раздельное написание частицы не с глаголами;

    • мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

    • мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

    • безударные личные окончания глаголов;

    • раздельное написание предлогов с другими словами;

    • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

    • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

    • запятая при обращении в предложениях;

    • запятая между частями в сложном предложении.

    Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

    Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

    Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

    Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

    Последовательность предложений в тексте.

    Последовательность частей текста (абзацев).

    Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

    План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

    Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

    Знакомство с жанрами письма и поздравления.

    Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

    Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.


    3.Календарно-тематическое планирование.


    Тема раздела программы, тема урока

    Дата план

    Дата факт



    Наша речь. (4 ч.)



    1.

    1.

    Знакомство с учебником. Какая бывает речь?



    2.

    2.

    Что можно узнать о человеке по его речи?



    3.

    3.

    Как отличить диалог от монолога?



    4.

    4.

    «Проверь себя».





    Текст. (5 ч.)



    5.

    1.

    Что такое текст?



    6.

    2.

    Что такое тема и главная мысль текста?



    7.

    3.

    Части текста.



    8.

    4.

    Части текста. Закрепление.



    9.

    5.

    Обобщение и закрепление по теме «Текст».





    Предложение. (12 ч.)



    10.

    1.

    Что такое предложение?



    11.

    2.

    Как составить из слов предложение?



    12.

    3.

    Главные члены предложения (основа).



    13.

    4.

    Контрольное списывание № 1 по теме «Предложение».



    14.

    5.

    Второстепенные члены предложения.



    15.

    6.

    Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.



    16.

    7.

    Распространённые и нераспространённые предложения.



    17.

    8.

    Связь слов в предложении.



    18.

    9.

    Сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».



    19.

    10.

    Анализ сочинений.



    20.

    11.

    Контрольный диктант № 1 по теме: «Предложение».



    21.

    12.

    Работа над ошибками, допущенными в диктанте.





    Слова, слова, слова... (16 ч.)



    22.

    1.

    Слово и его значение.



    23.

    2.

    Что такое антонимы?



    24.

    3.

    Родственные (однокоренные) слова.



    25.

    4.

    Родственные (однокоренные) слова. Закрепление.



    26.

    5.

    Корень слова. Однокоренные слова.



    27.

    6.

    Корень слова. Однокоренные слова. Закрепление.



    28.

    7.

    Слог как минимальная произносительная единица.



    29.

    8.

    Контрольное списывание №2 по теме «Слова, слова, слова…»



    30.

    9.

    Повторение темы «Слова, слова, слова…»



    31.

    10.

    Определение ударного слога.



    32.

    11.

    Перенос слов. Правила переноса.



    33.

    12.

    Перенос слов. Правила переноса. Закрепление.



    34.

    13.

    Однокоренные слова.



    35.

    14.

    Закрепление темы «Слова, слова, слова…»



    36.

    15.

    Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.



    37.

    16.

    Проверочная работа № 1 «Слова, слова, слова…»





    Звуки и буквы. (56 ч.)



    38.

    1.

    Алфавит.



    39.

    2.

    Алфавит. Закрепление.



    40.

    3.

    Употребление прописной (заглавной) буквы.



    41.

    4.

    Как определить гласные звуки.



    42.

    5.

    Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Проверочное и проверяемое слово.



    43.

    6.

    Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Как подобрать проверочное слово?



    44.

    7.

    Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.



    45.

    8.

    Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Закрепление.



    46.

    9.

    Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.



    47.

    10.

    Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Словарный диктант.



    48.

    11.

    Развитие речи. Обучающее сочинение. С.А. Тутунов «Зима пришла. Детство».



    49.

    12.

    Работа над ошибками.



    50.

    13.

    Диктант № 2 по теме «Безударные гласные».



    51.

    14.

    Работа над ошибками, допущенными в диктанте.



    52.

    15.

    Определение согласных звуков.



    53.

    16.

    Согласный звук [и'] и буква «и краткое».



    54.

    17.

    Согласный звук [и'] и буква «и краткое». Закрепление.



    55.

    18.

    Слова с удвоенными согласными.



    56.

    19.

    Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.



    57.

    20.

    Наши проекты. И в шутку, и в серьез.



    58.

    21.

    Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.



    59.

    22.

    Мягкий знак (ь) .



    60.

    23.

    Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.



    61.

    24.

    Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Закрепление.



    62.

    25.

    Проверочная работа № 2 по теме «Звуки и буквы».



    63.

    26.

    Правописание слов с мягким знаком.



    64.

    27.

    Обобщающий урок.



    65.

    28.

    Контрольное списывание № 3 по теме «Звуки и буквы».



    66.

    29.

    Развитие речи. Обучающие изложение.



    67.

    30.

    Закрепление темы «Твердые и мягкие согласные».



    68.

    31.

    Наши проекты. Пишем письмо.



    69.

    32.

    Повторение темы «Звуки и буквы».



    70.

    33.

    Повторение темы «Твердые и мягкие согласные».



    71.

    34.

    Буквосочетания чк,чн, чт, щн, нч.



    72.

    35.

    Проект «Рифма».



    73.

    36.

    Буквосочетания жи—ши, чаща, чу—щу.



    74.

    37.

    Буквосочетания жи—ши, чаща, чу—щу. Словарный диктант.



    75.

    38.

    Как отличить звонкие согласные звуки от глухих.



    76.

    39.

    Как отличить звонкие согласные звуки от глухих. Закрепление.



    77.

    40.

    Проверка парных согласных в корне слова.



    78.

    41.

    Проверка парных согласных в корне слова. Закрепление.



    79.

    42.

    Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста.



    80.

    43.

    Правописание парных звонких и глухих согласных.



    81.

    44.

    Правописание парных звонких и глухих согласных. Словарный диктант.



    82.

    45.

    Правописание парных звонких и глухих согласных. Изложение повествовательного текста по вопросам плана.



    83.

    46.

    «Проверь себя».



    84.

    47.

    Контрольный диктант № 3 по теме: «Парные согласные».



    85.

    48.

    Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам.



    86.

    49.

    Разделительный мягкий знак (ь).



    87.

    50.

    Разделительный мягкий знак (ь.) Закрепление.



    88.

    51.

    Разделительный мягкий знак (ь). Обобщение изученного материала.



    89.

    52.

    Контрольное списывание № 4 по теме «Разделительный мягкий знак (ь)».



    90.

    53.

    Обучающее сочинение. Зимние забавы.



    91.

    54.

    Работа над ошибками.



    92.

    55.

    Обобщение изученного материала.



    93.

    56.

    Повторение пройденного по теме «Звуки и буквы».





    Части речи. (42 ч.)



    94.

    1.

    Что такое части речи.



    95.

    2.

    Общее представление об имени существительном как части речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.



    96.

    3.

    Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.



    97.

    4.

    Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.



    98.

    5.

    Собственные и нарицательные имена суще­ствительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, название книг, журналов и газет.



    99.

    6.

    Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных).



    100.

    7.

    Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.



    101.

    8.

    Заглавная буква в именах собственных (географических названиях).



    102.

    9.

    Обучающее изложение.



    103.

    10.

    Работа над ошибками.



    104.

    11.

    Обобщение знаний. Написание слов с заглавной буквой.



    105.

    12.

    Число имён существительных.



    106.

    13.

    Единственное и множественное число имен существительных.



    107.

    14.

    Единственное и множественное число имен существительных. Закрепление.



    108.

    15.

    Обучающие изложение.



    109.

    16.

    Контрольный диктант № 4 по теме «Имя существительное».



    110.

    17.

    Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени существительном.



    111.

    18.

    Глагол как часть речи. Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи.



    112.

    19.

    Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи. Закрепление.



    113.

    20.

    Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста.



    114.

    21.

    Число глагола. Изменение глагола по числам.



    115.

    22.

    Число глагола. Изменение глагола по числам. Закрепление.



    116.

    23.

    Правописание частицы не с глаголом.



    117.

    24.

    Обобщение знаний о глаголе.



    118.

    25.

    Что такое текст - повествование? Какова в нем роль глаголов?



    119.

    26.

    «Проверь себя».



    120.

    27.

    Имя прилагательное как часть речи. Связь имен существительных с именами прилагательными.



    121.

    28.

    Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению.



    122.

    29.

    Изменение имён прилагательных по числам.



    123.

    30.

    Понятие о тексте-описании Роль имён прилагательных в тексте-описании.



    124.

    31.

    Обобщение знаний об имени прилагательном. «Проверь себя».



    125.

    32.

    Что такое местоимение.



    126.

    33.

    Что такое текст- рассуждение.



    127.

    34.

    «Проверь себя».



    128.

    35.

    Предлог как часть речи.



    129.

    36.

    Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи.



    130.

    37.

    Восстановление предложения.



    131.

    38.

    Проверочная работа № 3 по теме «Части речи».



    132.

    39.

    Контрольный диктант № 5 по теме «Части речи».



    133.

    40.

    Работа над ошибками, допущенными в диктанте.



    134.

    41.

    Обобщение знаний о частях речи.



    135.

    42.

    «Проверь себя».





    Повторение. (17 ч.)



    136.

    1.

    Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа.



    137.

    2.

    Сочинение по картине И.И. Шишкина. «Утро в сосновом лесу».



    138.

    3.

    Предложение. Знаки препинания в конце предложений.



    139.

    4.

    Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении.



    140.

    5.

    Слово и его лексическое значение.



    141.

    6.

    Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.



    142.

    7.

    Части речи их различение. Разбор слова как части речи.



    143.

    8.

    Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи.



    144.

    9.

    Части речи их различение. Разбор слова как части речи.



    145.

    10.

    Звуки и буквы. Алфавит. Звуко - буквенный разбор слов.



    146.

    11.

    Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.



    147.

    12.

    Упражнения в применении изученных правил правописания.




    148.

    13.

    Правописание безударных гласных.



    149.

    14.

    Упражнения в применении изученных правил правописания. Закрепление.



    150.

    15.

    Правописание слов с разделительным мягким знаком.




    151.

    16.

    Повторение и закрепление изученного материала.




    152.

    17.

    Обобщение и систематизация знаний.







    Согласовано

    Заместитель директора по УВР

    ______________________Иванова О.В.

    «31» августа 2019 г.

    Рассмотрено на заседании МО

    Руководитель МО ____________Логунова Н.О.

    Протокол МО №1

    от «31» августа 2019 г.




    Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

    Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

    Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

    Скачивание материала начнется через 60 сек.
    А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
    (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
    №3715 от 13.11.2013).
    Получить доступ
    Узнать подробнее
    • Другое