Рабочая программа по спец.- коррекционному обучению 8 вида по математике


Скачать 159.97 Kb.


Дата28.09.2017
Размер159.97 Kb.
ТипРабочие программы

Скачать 159.97 Kb.

Пояснительная записка


Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.

До́ктор нау́к - учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук) в СССР, Российской Федерации (России), а также в ряде стран СНГ и в некоторых бывших социалистических странах.
Воронковой и авторской программы М.Н.Перовой – М.; Просвещение, 2011г. и на основе основной образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ с.
Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.
Большие Каркалы Миякинского района РБ.
Мия́кинский райо́н (башк. Миәкә районы) - административно-территориальная единица (район) и муниципальное образование (муниципальный район) в её границах под наименованием муниципальный район Миякинский район (башк. Миәкә районы муниципаль районы)

Предлагаемая программа ориентирована на учебник М.Н.Перовой «Математика». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2011г.

Цель: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.


Задачи:

  1. Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.

  2. Научить читать и записывать числа до 100.

  3. Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

  • таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

  • названия компонентов умножения, деления;

  • меры длины, массы и их соотношения;

  • меры времени и их соотношения;

  • различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

    Умножение Умноже́ние - одна из основных бинарных математических операций (арифметических действий) двух аргументов (множимого и множителя), результатом которой является новое число (произведение). Например для натуральных чисел: c = a ⋅ b = a + a + ⋯ + a ⏟ b = a 1 + a 2 + … + a b = ∑ i = 1 b a i _=a_+a_+\ldots +a_=^a_}}
    Геометрия Геоме́трия (от др.-греч. γεωμετρία, от γῆ - земля и μετρέω - измеряю) - раздел математики, изучающий пространственные структуры и отношения, а также их обобщения.

  • названия элементов четырехугольников.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

  • практически пользоваться переместительным свойством умножения;

  • определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

  • решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

  • самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи;

  • самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в 2 действия;

  • различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

    Ло́маная, ломаная линия - геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединенных своими концами.

  • вычислять длину ломаной;

  • узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

  • чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие основных мыслительных операций;

    Зрение человека (зрительное восприятие) - способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона, осуществляемая зрительной системой.
    Мышле́ние - это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


Место курса математики в учебном плане

В 4 классе урок математики проводится 4 раза в неделю. Курс рассчитан на 140 ч (35 учебных недель).


Планируемые результаты освоения курса

«Повторение»

Учащиеся должны знать:

- числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;

- сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц;

- присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 100;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток;

- решать простые и составные арифметические задачи, кратко записывать содержание задачи

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- знание состава двузначных чисел


«Сложение и вычитание чисел в пределах 100»

Учащиеся должны знать:

- различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

- письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд;

- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи

Учащиеся должны уметь:

- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи

ПРИМЕЧАНИЯ.

- решение составных задач с помощью учителя


«Умножение и деление»

Учащиеся должны знать:

- таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;

Таблица умножения Табли́ца умноже́ния, она же табли́ца Пифаго́ра - таблица, где строки и столбцы озаглавлены множителями, а в ячейках таблицы находится их произведение. Используется для обучения школьников умножению.

- правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;

Правило умножения (правило «и») - одно из основных правил комбинаторики. Согласно ему, если элемент A можно выбрать n способами, и при любом выборе A элемент B можно выбрать m способами, то пару (A, B) можно выбрать n·m способами.

- названия компонентов умножения, деления;

- зависимость между стоимостью, ценой, количеством;

- составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями

Учащиеся должны уметь:

- практически пользоваться переместительным свойством умножения;

Арифме́тика (др.-греч. ἀριθμητική; от ἀριθμός - число) - раздел математики, изучающий числа, их отношения и свойства. Предметом арифметики является понятие числа в развитии представлений о нём (натуральные, целые и рациональные, действительные, комплексные числа) и его свойствах.

-самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия

ПРИМЕЧАНИЯ.

- необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного.


«Числа, полученные при измерении»

Учащиеся должны знать:

- меры длины, массы и их соотношения;

- меры времени и их соотношение, двойное обозначение времени;

Учащиеся должны уметь:

- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

- различать числа, полученные при счете и измерении;

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- определение времени по часам хотя бы одним способом


«Геометрический материал»

Учащиеся должны знать:

- различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

Фигура (лат. figura) - термин, формально применимый к произвольному множеству точек; тем не менее, обычно фигурой называют замкнутые множества на плоскости, которые ограничены конечным числом линий. В этом случае фигура обычно имеет площадь и периметр.

- названия элементов четырехугольников;

- замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дугу

Учащиеся должны уметь:

- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

- вычислять длину ломаной;

- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания;

- черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.

Основные виды организации учебного процесса.

Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;

Объедине́ние мно́жеств (тж. су́мма или соедине́ние) в теории множеств - множество, содержащее в себе все элементы исходных множеств. Объединение двух множеств A и B обычно обозначается A ∪ B , но иногда можно встретить запись в виде суммы A + B .
устное решение примеров и задач;

практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;

работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;

работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;

индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.

Способы и формы оценки образовательных результатов

Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

Способы и формы оценки образовательных результатов
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
Письменные работы (домашние и классные) учащиеся выполняют в тетрадях. Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится ученику, если он: 
а) даст правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; 
б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; 
в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; 
г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; 
д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: 
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; 
б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; 
в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;

Реше́ние зада́ч - процесс выполнения действий или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления. С точки зрения когнитивного подхода процесс решения задач является наиболее сложной из всех функций интеллекта и определяется как когнитивный процесс более высокого порядка, требующий согласования и управления более элементарными или фундаментальными навыками.
 
г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; 
д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится ученику, если он: 
а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; 
б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; 
в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; 
г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя, или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; 
д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала, соответствующего его познавательным возможностям.


Письменная проверка знаний и умений учащихся
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение


геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, — это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: 35—40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.


В комбинированную контрольную работу могут быть включены: 1—3 простые задачи, или 1—3 простые задачи и составная, или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточное применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.


Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
Оценка «5»
 ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, по не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не приступил к решению задач, не выполнил других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно.
Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые.
Оценка «2» ставится, если допущены 3—4 грубые ошибки и ряд негрубых.
Оценка «1» ставится, если допущены ошибки в выполнении большей части заданий.
Итоговая оценка знаний и умений учащихся
1. За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

Календарно-тематическое планирование


Нагрузка

2013

2014

Проверочные работы . Практическая часть

2013

2014

количество часов в год

136


Арифметические диктанты



количество часов в неделю

04


Самостоятельные работы



количество часов в I четверти

37


Контрольные работы



количество часов в II четверти

28


Исследовательские работы



количество часов в III четверти

39





количество часов в IV четверти

32






Распределение нагрузки по темам


Наименование разделов

Всего часов

1

Повторение

23

2.

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

14

3.

Умножение и деление

73

4.

Меры времени.

04

5.

Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени.

05

6.

Все действия в пределах 100.

07

7.

Геометрический материал.

05

8.

Повторение пройденного за год.

09


Итого:

140



Календарно-тематическое планирование



Раздел Тема

Коли-чество

часов

Коррекционная цель

Оборудование

М. Н. Перова Математика Учебник для 4 класса

Дата

План

Дата

Факт



Повторение-22ч



I четверть-37часов



1

Нумерация чисел в пределах 100


1

Развивать концентрацию внимания на основе упражнения «Считай по 10».

Концентра́ция внима́ния - удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Такое удержание предполагает выделение «объекта» в качестве понятия из общего представления о мире.

Пучки палочек; счеты; таблица с числами 1 -100; массажные мячи; разрядные таблицы.



2

Таблица разрядов


1

Развивать аналитическое мышление на основе игры «Разложи числа»


Разрядная таблица; счетный материал; магнитные числа.



3

Самостоятельная работа Чётные и нечётные числа.


1

Коррекция пространственной ориентировки на основе игры « Назови ответ».

Таблица 1-100.; плакат с задачей.



4

Однозначные и двузначные числа


1

Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Назови число»

Таблица 1-100.; плакат с задачей, карточки.



5

Меры стоимости: рубль, копейка.ариф. диктант.

1

Развитие памяти, мышления, внимания на основе упражнения «Считай»

Игра «Магазин»; монеты; рубли; массажные мячи; линейка; простой карандаш; счеты.



6

Контрольная работа. Входная .

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст самостоятельной работы, счеты.



7

Меры длины: метр, дециметр, сантиметр.

1

Коррекция внимания на основе игры «Точно измерь».


Полоски в 1 см, 1 дм, 1 м; линейки, простой карандаш, таблица – опора «Меры длины»



8

Единица (мера) длины – миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1см=10 мм. Виды углов.

1

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти угол»

Плакат «Углы»;

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.
простой карандаш; линейка; таблица – опора «Меры длины»



9

Деление и умножение

Таблица умножения и деления числа 2. . Название компонентов умножения и деления.

1

Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игры «Повтори таблицу».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; массажные мячи.



10

Таблица умножения и деления числа 3.

1

Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнения «Вставь недостающее число».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; массажные мячи; «Карандаш».



11

Таблица умножения и деления числа 4.

1

Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнения «Вставь недостающее число».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; массажные мячи; «Карандаш».



12

Таблица умножения и деления числа 5.

1

Коррекция логического мышления на основе игры «Лишнее число».

Ло́гика (др.-греч. λογική - «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος - «рассуждение», «мысль», «разум») - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; полиэтиленовые мешки.



13

Меры массы: килограмм, центнер.

1

Коррекция памяти на основе упражнения «Запомни»

Различные виды весов, гири; пакеты с продуктами.



14

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление».

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст к/р, линейки, счеты



15

Самостоятельная работа Закрепление. Умножение и деление. Работа над ошибками.

1

Коррекция внимания и логического мышления на основе работы над ошибками.

Плакаты с задачей



16

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через десяток

Сложение вида: 24 6

Ариф.диктант.

1

Развивать оперативную память на основе игры «Математические бусы».

Операти́вная па́мять (англ. Random Access Memory, RAM, память с произвольным доступом) или операти́вное запомина́ющее устро́йство (ОЗУ); комп. жарг. па́мять, операти́вка - энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код (программы), а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором.


Таблица 1-100; счеты; «Карандаш», простой карандаш; разрядные таблицы.



17

Сложение вида: 24 16

1

Развивать оперативную память, логическое мышление «Вставь недостающее число».


Таблица 1-100; счеты; «Карандаш»; простой карандаш; разрядная таблица.



18

Вычитание вида: 40 – 2. Сам. Работа.

1

Коррекция пространственной ориентировки на основе игры « Назови ответ».


Таблица 1-100; счеты; «Карандаш»; разрядные таблицы; магнитные числа.



19

Вычитание вида: 30 - 12

1

Развитие долговременной памяти на основе игры «Продолжи ряд»

Таблица 1-100;

Па́мять - это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным.
пучки (десятки) палочек; разрядная таблица; счеты



20

Вычитание вида: 100 - 4

1

Коррекция пространственной ориентировки на основе игры « Назови ответ».


Таблица 1-100; счеты; «Карандаш»; разрядные таблицы; магнитные числа.



21

Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разрядсам. Работа.

1

Коррекция внимания и зрительного восприятия на основе счета по таблице «Шульте»

Таблица 1-100; пучки (десятки) палочек; таблица Шульте.

Таблицы Шу́льте (англ. Schulte Table) - таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке.



22

Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд».

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст контрольной работы; тетради для к/р; линейка, простой карандаш.



23

Работа н.о. Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Работа над ошибками

1

Коррекция внимания и логического мышления на основе работы над ошибками.

Плакаты с задачей; индивидуальные карточки; счеты.



2



Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд..-14часов




1

Сложение с переходом через разряд.ариф.диктант

1

Коррекция логического мышления на основе игры «Лишнее число».

Счеты; «Карандаш»; счетный материал.



2

Присчитывание и отсчитывание по 5 и по 6.

1

Развивать концентрацию внимания на основе упражнения «Считай по 5 и 6».

Счеты; «Карандаш»; счетный материал.



3

Письменное сложение.

1

Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Запомни»

Счеты; «Карандаш»; счетный материал; бразец выполнения письменного сложения.



4

Письменное сложение с переходом через разряд.

1

Коррекция внимания и зрительного восприятия на основе счета по таблице «Шульте»

Счеты; «Карандаш»; счетный материал; таблица Шульте; образец выполнения письменного сложения.



5

Вычитание с переходом через разряд.

1

Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Запомни»

Образец выполнения письменного вычитания; счеты; «Карандаш»; счетный материал.



6

Присчитывание и вычитание по 4 Самостоятельная работа

1

Развивать концентрацию внимания на основе упражнения «Считай по 4».


Счеты; «Карандаш»; счетный материал.



7

Присчитывание и вычитание по 9 ариф.диктант.

1

Развивать концентрацию внимания на основе упражнения «Считай по 9»

Счетный материал; предметные картинки; массажные мячи



8

Письменное вычитание

1

Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Запомни»

Счеты; «Карандаш»; счетный материал; геометрический материал.



9

Письменное вычитание с переходом через разряд.

1

Коррекция зрительного восприятия на основе игры «Что изменилось»

Счеты; «Карандаш»; счетный материал; геометрический материал.



10

Письменное сложение и вычитание.

1

Коррекция зрительного восприятия на основе игры «Повтори узор»

Счеты; «Карандаш»; счетный материал; геометрический материал.



11

Контрольная работа за I четверть

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст контрольной работы; тетради для к/р; линейка, простой карандаш.



12

Письменное сложение и вычитание. Работа над ошибками.

1

Коррекция внимания и логического мышления на основе работы над ошибками.

Плакаты с задачей



13

Закрепление. Письменное сложение с переходом через разряд.

1

Коррекция логического мышления на основе игры «Лишнее число».

Счеты; «Карандаш»; счетный материал; геометрический материал.



14

Закрепление. Письменное вычитание с переходом через разряд.

1

Коррекция зрительного восприятия на основе игры «Что изменилось»

Счеты; «Карандаш»; счетный материал; геометрический материал.



3




Умножение и деление 73часа




1

Умножение и деление числа 2. ариф.диктант.

1

Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игры «Повтори таблицу».

Таблица умножения; предметные картинки, расположенные по 2; счетный материал; простой карандаш; массажные мячи.




Взаимосвязь таблицы умножения числа 2 и таблицы деления на 2.

1

Коррекция внимания и мышление на основе игры «Вставь недостающее число»


Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш.




Таблица умножения числа 3.



1

Коррекция логического мышления на основе игры «Лишнее число».

Таблица умножения; предметные картинки, расположенные по 3; счетный материал; простой карандаш; полиэтиленовые мешки.



4

Закрепление. Умножение числа 3. Самостоятельная работа

1

Коррекция памяти на основе игры «Кто быстрее».


Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; «домики».



5

Деление на 3 равные части.


1

Коррекция функций анализа и синтеза на основе игры «Помоги озорнику».

Таблица умножения; счетный материал; массажные мячи; «Карандаш».



2

Взаимосвязь таблицы умножения числа 3 и таблицы деления на3.

1

Коррекция памяти и логического мышления на основе игры «Продолжи ряд»

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; массажные мячи; «Карандаш»; магнитные числа.



3

Умножение и деление чисел 2 и 3. ариф.диктант.

1

Коррекция памяти на основе игры «Кто быстрее».


Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; «домики».



8

Контрольная работа «Умножение и деление чисел 2 и 3».

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст контрольной работы; тетради для к/р; линейка, простой карандаш.



9

Закрепление «Умножение и деление чисел 2 и 3». Работа над ошибками.

1

Коррекция внимания и логического мышления на основе работы над ошибками.


Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; массажные мячи; «Карандаш»; магнитные числа.



10

Таблица умножения числа 4.


1

Коррекция памяти, внимания на основе игры «Установи закономерность»


Таблица умножения; предметные картинки, расположенные по 4; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



11

Умножение числа 4.

1

Коррекция памяти на основе игры «Кто быстрее».


Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; массажные мячи; «Карандаш»; магнитные числа.



12

Линии: прямая, кривая, ломаная, луч

1

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти»

Линейка, простой карандаш, «Карандаш»; таблица «Линии».



13

Деление на 4 равные части. ариф.диктант.

1

Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игры «Смекай – считай»

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш, массажные мячи, «Карандаш».



14

Взаимосвязь таблицы умножения числа 4 и таблицы деления на 4.

1

Корригировать мыслительную деятельность на основе практических упражнений «Помоги Незнайке».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; Незнайка.



15

Замкнутая и незамкнутая кривые.


1

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти»

Линейка, простой карандаш, «Карандаш»



16

Самостоятельная работа Окружность. Дуга.

1

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти»

Циркули; простой карандаш; таблица «Дуга, окружность».



17

Самостоятельная работа «Умножение и деление числа 4»

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст самостоятельной работы.



18

Таблица умножения чисел 5.


1

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Составь задачу».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа; массажные мячи.



19

Умножение числа 5.

1

Развивать долговременную память путем упражнения «Установи закономерность».

Таблица умножения; предметные картинки, расположенные по 5; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



20

Деление на 5 равных частей.

1

Корригировать внимание, память на основе упражнения «Найди ошибку».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



21

Взаимосвязь таблицы умножения числа 4 и таблицы деления на 4.

1

Корригировать мыслительную деятельность на основе практических упражнений «Помоги Незнайке».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; Незнайка.



22

Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

1

Коррекция памяти, мышления на основе игры «Запомни»

Счетный материал, таблица умножения,



23

Закрепление «Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз».

1

Корригировать внимание, память на основе упражнения «Найди ошибку».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



24

Контрольная работа за II четверть

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст к/р; простой карандаш, линейка.



25

Закрепление. Умножение и деление. Работа над ошибками.

1

Коррекция внимания и логического мышления на основе работы над ошибками.


Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; массажные мячи; «Карандаш»; магнитные числа.



26

Умножение и деление. Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

1

Корригировать внимание, память на основе упражнения «Найди ошибку».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



27

Самостоятельная работа Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

1

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти»

Линейка, простой карандаш, «Карандаш»; таблица «Линии».



28

Таблица умножения числа 6.

1

Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Составь таблицу».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



29

Умножение числа 6. ариф.диктант.


1

Коррекция памяти, внимания, мышления на основе упражнения «Вставь нужное число»

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



30

Таблица деления на 6 .

1

Развивать долговременную память путем упражнения «Установи закономерность».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



31

Деление на 6 равных частей.

1

Коррекция памяти на основе игры «Кто быстрее».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



32

Взаимосвязь таблицы умножения числа 6 и таблицы деления на 6.

1

Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнения «Вставь недостающее число».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



33

Длина ломаной линии.

1

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти»

Линейка, простой карандаш, «Карандаш»



34

Самостоятельная работа по теме: « Умножение и деление числа 6».

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст самостоятельной работы



35

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.

1

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Задача».

Опорная таблица; счеты.



36

Таблица умножения числа 7.

1

Коррекция памяти и логического мышления на основе игры «Продолжи ряд»

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



37

Умножение числа 7.

1

Корригировать внимание путём выполнения упражнения «Найди ошибку».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



38

Деление на 7 равных частей.

1

Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнения «Вставь недостающее число».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



39

Деление на 7 . ариф.диктант.

1

Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игры «Смекай – считай»

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



40

Прямая линия. Отрезок.

1

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти»

Линейка, простой карандаш, «Карандаш»



41

Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и таблицы деления на 7.

1

Развитие долговременной памяти на основе упражнений «Засели домики».


Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



42

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление чисел 2- 7».

1

Коррекция внимания, мышления на основе выполнения контрольных заданий.

Текст контрольной работы; тетради для к/р; линейка, простой карандаш.



43

Закрепление. Умножение и деление на 2 – 7. Работа над ошибками

2

Корригировать внимание путём выполнения упражнения «Найди ошибку».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; массажные мячи.



44

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.

1

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Задача».

Таблица – опора.



45

Таблица умножения числа 8.

1

Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнения «Вставь недостающее число».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



46

Умножение числа 8.

1

Коррекция памяти и логического мышления на основе игры «Продолжи ть»

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



47

Деление на 8 равных частей.

1

Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игры «Смекай – считай»

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



48

Таблица деления на 8.

2

Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнения «Вставь недостающее число».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



49

Взаимосвязь таблицы умножения числа 8 и таблицы деления на 8

1

Корригировать внимание путём выполнения упражнения «Найди ошибку».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



50

Самостоятельная работа на тему:

«Умножение и деление числа 8».

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст самостоятельной работы



51

Таблица умножения числа 9

1

Коррекция памяти и логического мышления на основе игры «Продолжи ряд»

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



52

Умножение числа 9

1

Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнения «Вставь недостающее число».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



53

Деление на 9 равных частей.

1

Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблице и  упражнения "Заполни пробел»

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа; таблица «Заполни пробел»



54

Взаимосвязь таблицы умножения числа 9 и таблицы деления на 9.

1

Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнения «Вставь недостающее число».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



55

Таблица деления на 9

2

Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игры «Смекай – считай»

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



56

Взаимное положение прямых, отрезков.

1

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти»

Линейка, простой карандаш, «Карандаш»



57

Закрепление. Умножение и деление числа 9.

1

Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблице и  упражнения "Заполни пробел»

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа; таблица «Заполни пробел».



58

Самостоятельная работа на тему:

«Умножение и деление числа 9».

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст самостоятельной работы



59

Умножение единицы и на единицу.

1

Развивать оперативную память на основе игры «Математические бусы».

Таблица - опора; счетный материал; простой карандаш; массажные мячи.



60

Деление на единицу.

1

Развитие мышления, внимания на основе игры «Лишнее число».

Таблица - опора; счетный материал; простой карандаш; массажные мячи; «Карандаш».



61

Умножение нуля и на ноль.

1

Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблице и  упражнения "Заполни пробел»

Таблица - опора; счетный материал; простой карандаш; массажные мячи; «Карандаш»



62

Деление нуля.

1

Корригировать внимание путём выполнения упражнения «Найди ошибку».

Таблица - опора; счетный материал; простой карандаш; массажные мячи; «Карандаш»



63

Контрольная работа за III четверть

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст контрольной работы; тетради для к/р; линейка, простой карандаш.



64

Закрепление. Умножение и деление чисел 1 -9. Работа над ошибками.

2

Корригировать внимание, мышление на основе упражнения «Найди ошибку».

Индивидуальные карточки; таблица умножения.



65

Взаимное положение окружности, прямой, отрезка.

1

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти»

Линейка, простой карандаш, «Карандаш»



66

Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка.

1

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти»

Линейка, простой карандаш, «Карандаш»



67

Умножение числа 10 и на 10.

1

Коррекция памяти и логического мышления на основе игры «Продолжи ряд»

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



68

Деление чисел на 10.

1

Корригировать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнения «Вставь недостающее число».

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.



69

Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление на 10».

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст самостоятельной работы; счеты






Меры времени -4часа

Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени.-5часов



1

Числа, полученные при измерении стоимости

1

Коррекция памяти на основе упражнения «Назови по порядку

Развитие памяти, мышления, внимания на основе упражнения «Считай»

Игра «Магазин»; таблица – опора; монеты; рубли; массажные мячи; линейка; простой карандаш; счеты. Макеты часов; массажные мячи; счеты.



2

Числа, полученные при измерении длины.

1

Коррекция внимания на основе игры «Точно измерь».


Полоски в 1 см, 1 дм, 1 м; линейки, простой карандаш; метр; таблица - опора.



3-4

Секунда - мера времени.

2

Коррекция памяти на основе упражнения «Назови по порядку».

Макеты часов; массажные мячи; счеты.



5

Числа, полученные при измерении времени.

1

Коррекция памяти на основе упражнения «Назови по порядку».

Макеты часов; массажные мячи; счеты.



6

Числа, полученные при измерении времени, длины, стоимости.

1

Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Найди и исправь ошибку»

Счеты; предметные картинки; счетный материал.



7

Взаимное положение геометрических фигур.

1

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти»

Линейка, простой карандаш, «Карандаш»; геометрические фигуры.



8

Контрольная работа по теме: « Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени».

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст контрольной работы; тетради для к/р; линейка, простой карандаш.



9

Закрепление. Числа, полученные при измерении времени, длины, стоимости. Работа над ошибками

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно. Коррекция внимания и логического мышления на основе работы над ошибками.

Карточки; простой карандаш; таблица «Меры длины, времени»







Все действия в пределах 100 7-часов






1-2

Все действия в пределах 100.Сложение.

2

Развитие мышления, внимания на основе игры «Лишнее число».

Таблица 1-100; пучки (десятки) палочек; разрядная таблица



3-4

Все действия в пределах 100. Вычитание


2

Развивать оперативную память на основе игры «Математические бусы».


; счеты. Таблица 1-100; пучки (десятки) палочек; разрядная таблица; счеты.



5

Все действия в пределах 100. Умножение и деление.

1

Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игры «Повтори таблицу».

Счетный материал; таблица-опора.



6

Самостоятельная работа. Все действия в пределах 100 .(с. 170)

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст самостоятельной работы; счеты; линейка, простой карандаш.



7

Деление с остатком.

1

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры "Узнай и запомни",

Таблица умножения; счетный материал; простой карандаш; магнитные числа.






Геометрический материал -5часов




1

Треугольники.

1

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти»

Линейка, простой карандаш, «Карандаш»; треугольник



2

Определение времени по часам.

1

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры "Узнай и запомни",

Макеты часов; игрушка «Будильник»



3

Четырехугольники.

1

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти»

Линейка, простой карандаш, «Карандаш»



4

Контрольная работа за VI четверть

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст контрольной работы; тетради для к/р; линейка, простой карандаш.



5

Работа над ошибками.

1

Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Найди и исправь ошибку»







Повторение пройденного за год-8часов




1

Повторение пройденного за год. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

1

Развивать оперативную память на основе игры «Математические бусы».


Счеты; таблица 1-100; массажные мячи; карандаш, линейка.



2

Повторение пройденного за год. Умножение и деление чисел.

1

Развивать произвольное зрительное и слуховое внимание, память на основе игры «Повтори таблицу».

Счетный материал; игрушки; таблица-опора.



3

Повторение пройденного за год Арифметические задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

1

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Задача».

Таблица «Задача»; счеты.



4-5

Повторение пройденного за год. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

2

Коррекция логического мышления на основе упражнения «Задача».

Таблица «Задача»



6

Повторение пройденного за год. Числа, полученные при измерении времени, длины, стоимости

1

Развитие памяти, мышления, внимания на основе упражнения «Считай»

Счеты; таблица «Меры времени, длины»



7

Повторение пройденного за год. Геометрический материал.

1

Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти»

Линейка, простой карандаш, «Карандаш»; плакат «Геометрические фигуры»



8

Контрольная работа за год.

1

Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Текст контрольной работы; тетради для к/р; линейка, простой карандаш.



9

Повторение. Работа над ошибками. Взаимное положение геометрических фигур.

1

Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Найди и исправь ошибку» Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики на основе упражнений «Начерти»

Карточки; счеты, простой карандаш; линейка. Линейка, простой карандаш, «Карандаш»; геометрические фигуры.







Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса



Основная


1. Перова М.Н. Математика: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.–М.

Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).
: Просвещение, 2002.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2001.


Дополнительная


1. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2005.

2.ЖильцоваТ.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.

3. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г.Петровой. – М: Просвещение, 1976

4. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе.

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός - поучающий) - раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.

5. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по математике. 1 класс. – М.: ВАКО, 2005.

6. Эк В.В. Дидактический материал по математике для учащихся 3 класса вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1992.

7 Алексанров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: Начальная школа: Учебно-методическое пособие. – М., 2006.

8 Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 1993.

Нача́льная шко́ла - уровень среднего или общего образования, на котором учащемуся даются самые необходимые и поверхностные знания, а также прививается пристрастие, любовь и уважение ко всему духовному, нравственному, кроме того, умение логически мыслить.
Развлекательная математика, занимательная математика, математические развлечения - направления и темы в математике, проявляющиеся в бо́льшей степени в рамках досуга, развлечения, самообразования и популяризации математики, нежели в профессиональной математической деятельности.

  1. Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение, 1990.

  2. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Контрольные работы в начальной школе по математике. – М., 2004.

  3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 2007.

  4. Обучение учащихся IIV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.

  5. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.

    Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
    : Просвещение, 1984.

  6. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе.

    Дидакти́ческие и́гры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988)
    Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.

  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Сборник контрольных работ и диктантов по математике. – М. «Астрель», 2007.

  8. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1990.