Рабочая программа по внеурочной деятельности "В век компьютерных технологий"

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
  • Дополнительное образование
  • Техника безопасности
  • Буфер обмена . Проверка правописания

  • Скачать 63.86 Kb.


    Дата15.10.2017
    Размер63.86 Kb.

    Скачать 63.86 Kb.

    Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа по информатике «В век компьютерных технологий» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO).

    Общее образование Общее образование (первый уровень образования) - непрофессиональное и неспециальное образование.

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .

    Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося, творческой самореализации, умственного и духовного развития. Необходимость разработки данной программы обусловлена потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

    Массовая коммуникация (англ. mass communication) - процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК) - сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации.

    Духо́вность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.

    О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

    Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. Дополнительное образование по информатике «В век компьютерных технологий» основной школы является частью организационного изучения курса информатики, который включает в себя профильное обучение информатике в старших классах. Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

    Дополнительное образование - совокупность форм образования, получаемого в дополнение к основному в целях получения новых или развития существующих компетенций учащегося.

    Профильное обучение - система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года.

    Цивилизация Цивилизации Цивилиза́ция (от лат. civilis - гражданский, государственный): общефилософское значение - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); историко-философское значение - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы, дифференцированности общественного сознания); локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

    Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения. Цель программы: Формирование информационной компетенции и культуры обучающегося, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки, хранении и передачи информации.

    Предме́тная о́бласть - множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в научной теории. В логике - подразумеваемая область возможных значений предметных переменных логического языка.

    Передача информации - физический процесс, посредством которого осуществляется перемещение знаков (сведений, способных предоставлять информацию) в пространстве или осуществляется физический доступ субъектов к знакам.

    Данная цель достигается решениями следующих задач: Задачи: развивать основные навыки и умения использования компьютерных устройств; формировать представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развивать алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; развивать умения составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формировать знания об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

    Профессиона́л - человек, сделавший определённое занятие своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности специалистом; подготовленный для работы в определённой сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию, а при необходимости и допуск к выполнению обязанностей по своей специальности.

    Язык программи́рования - формальный язык, предназначенный для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, определяющих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (обычно - ЭВМ) под её управлением.

    формировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

    Компью́терная програ́мма - 1) комбинация компьютерных инструкций и данных, позволяющая аппаратному обеспечению вычислительной системы выполнять вычисления или функции управления (стандарт ISO/IEC/IEEE 24765:2010); 2) синтаксическая единица, которая соответствует правилам определённого языка программирования, состоящая из определений и операторов или инструкций, необходимых для определённой функции, задачи или решения проблемы (стандарт ISO/IEC 2382-1:1993).

    воспитать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

    Существова́ние (лат. exsistentia/existentia от exsisto/existo - выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) - аспект всякого сущего, в отличие от другого его аспекта - сущности.

    Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

    При изучении курса «В век компьютерных технологий» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты: 1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. 3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

    Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

    Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

    О́браз жи́зни (лат. modus vivendi) - типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, склада мышления.

    При изучении курса «В век компьютерных технологий» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 3. Умения определять понятия, создавать об общения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. 4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ - компетенции). При изучении курса «В век компьютерных технологий» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты: 1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств. 2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства 3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической. 4. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. 5.

    Програ́ммное обеспе́чение (допустимо также произношение обеспече́ние) (ПО) - все или часть программ, процедур, правил и соответствующей документации системы обработки информации (ISO/IEC 2382-1:1993).

    Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Место предмета в учебном плане Дополнительная образовательная программа по информатике «В век компьютерных технологий» рассчитана на учеников 5 классов сроком на 1 год обучения. Всего 34 ч., по одному часу в неделю. Занятия проводятся в группе по 10-12 человек. Формы и методы обучения определены возрастом учащихся.

    Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

    При проведении занятий используются компьютеры, проектор, сканер, принтер, компьютерная сеть с выходом в Интернет. Теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения. Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты. Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи. Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические. Содержание учебного курса 34 часа в год, 1 час в неделю 1. Управление компьютером. 4 час. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

    Техника безопасности (ТБ) - устаревший термин, обозначавший часть функции «охраны труда» - управления производственной деятельностью, направленной на предотвращение травм и заболеваний, связанных с производством.

    Рабо́чее ме́сто - это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.

    Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

    Те́хника (от др.-греч. τεχνικός, от τέχνη - искусство, мастерство, умение) - обобщающее наименование технических средств ("средства труда"). Понятие техники охватывает технические изделия, ранее не существовавшие в природе и изготовленные человеком для осуществления какой-либо деятельности - машины, механизмы, оборудование, аппараты, приспособления, инструменты, приборы и т. д.

    Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол, панель задач.

    В компьютерной среде термин панель задач - это элемент интерфейса, отображающийся на его краю, и использующийся для быстрого запуска программ или слежения за изменениями уже запущенных программ. Microsoft представила свою панель задач в Windows 95 в 1995 - это дало толчок в распространении этого элемента интерфейса в системах Windows и не только: во многих операционных системах и средах рабочего стола.

    Интерфе́йс по́льзователя, он же по́льзовательский интерфейс (UI - англ. user interface) - интерфейс, обеспечивающий передачу информации между пользователем-человеком и программно-аппаратными компонентами компьютерной системы (ISO/IEC/IEEE 24765-2010).

    Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. 2. Информация вокруг нас. 13 час. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Действия с информацией. Код, кодирование информации. Язык жестов.

    Кодирование информации - процесс преобразования сигнала из формы, удобной для непосредственного использования информации, в форму, удобную для передачи, хранения или автоматической переработки (см., например: Аналого-цифровой преобразователь).

    Же́стовый язы́к, язы́к же́стов - самостоятельный язык, состоящий из комбинации жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела.

    Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Хранение информации. Носители информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному или нескольким признакам. Передача информации. Систематизация информации. Поиск информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. 3. Подготовка текстов на компьютере. 8 час. Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор.

    Те́кстовые да́нные (также те́кстовый форма́т) - представление информации строкового типа (то есть, последовательности печатных символов) в вычислительной системе. В MIME закодированным таким образом данным соответствует тип text/plain.

    Информа́ция (от лат. informātiō - «разъяснение, представление, понятие о чём-либо», от лат. informare - «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») - сведения, независимо от формы их представления.

    Те́кстовый проце́ссор - компьютерная программа, используемая для написания и модификации документов, компоновки макета текста и предварительного просмотра документов в том виде, в котором они будут напечатаны (свойство, известное как WYSIWYG).

    Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования. Фрагмент. Буфер обмена. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными. 4. Компьютерная графика.

    Систе́ма прове́рки правописа́ния (также спелл-че́кер от англ. spell checker) - компьютерная программа, осуществляющая проверку заданного текста на наличие в нём орфографических ошибок. Найденные ошибки или опечатки отмечаются специальным образом - обычно для этого используется подчёркивание.

    Бу́фер обме́на (англ. clipboard) - промежуточное хранилище данных, предоставляемое программным обеспечением и предназначенное для переноса или копирования между приложениями или частями одного приложения через операции вырезать, копировать, вставить.

    Компью́терная гра́фика (также маши́нная графика) - область деятельности, в которой компьютеры наряду со специальным программным обеспечением используются в качестве инструмента, как для создания (синтеза) и редактирования изображений, так и для оцифровки визуальной информации, полученной из реального мира, с целью дальнейшей её обработки и хранения.

    4 час. Компьютерная графика. Простейший графический редактор.

    Графический редактор - программа (или пакет программ), позволяющая создавать, просматривать, обрабатывать и редактировать цифровые изображения (рисунки, картинки, фотографии) на компьютере.

    Инструменты графического редактора. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами. 5. Создание мультимедийных объектов. 4 час. Анимация. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. 6. Резерв. 1 час. Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»; различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

    Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

    приводить примеры информационных носителей; иметь представление о способах кодирования информации; уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение; определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

    Аппара́тное обеспе́чение, аппаратные средства, компьютерные комплектующие, «железо», (англ. hardware) - электронные и механические части вычислительного устройства, входящие в состав системы или сети, исключая программное обеспечение и данные (информацию, которую вычислительная система хранит и обрабатывает).

    запускать программы из меню Пуск; уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна; вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

    Те́кстовый реда́ктор - самостоятельная компьютерная программа или компонент программного комплекса (например, редактор исходного кода интегрированной среды разработки или окно ввода в браузере), предназначенная для создания и изменения текстовых данных в общем и текстовых файлов в частности.

    уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор; знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Календарно-тематическое планирование № Дата Наименование раздела программы Тема урока Кол-во часов Управление компьютером. 4 1 Правила по технике безопасности в компьютерном классе. Как устроен компьютер. 1 2-3 Знакомство с клавиатурой с использованием приложения «Baby type» 2 4 Управление компьютером при помощи мыши. Тренажёр «Дойди до финиша». 1 Информация вокруг нас. 13 5 Викторина «Как человек воспринимает информацию» 1 6 Формы представления информации. Игра «Шарады». 1 7 Кодирование информации. Игра «Юный шифровщик». 1 8 Решение логических задач табличным способом. 1 9 Хранение информации. Игра « Спрячь сокровище в недрах компьютера». 1 10 Носители информации. 1 11 Поиск информации. Конкурс «Найди верное решение». 1 12 Передача информации. Игра «Передай другому». 1 13 Систематизация информации. Игра «От А до Я». 1 14 Преобразование информации. Викторина «Я знаю правила!» 1 15-17 Создание проекта на тему «Человек и информация» 3 Подготовка текстов на компьютере. 8 18 Текст как форма представления информации. 1 19 Практическая работа «Вводим и редактируем текст» 1 20 Практическая работа «Форматирование текста» 1 21 Практическая работа «Создаём простые таблицы» 1 22 Практическая работа «Строим диаграммы» 1 23-25 Проект «Моя газета» 3 Компьютерная графика. 4 26 Изучаем инструменты графического редактора. Компьютерная игра «Я учусь рисовать». 1 27-29 Творческий проект «Я – художник» 3 Создание мультимедийных объектов. 4 30 Беседа на тему «Анимация. Что это» 1 31 Практическая работа «Создаём движущиеся объекты на компьютере» 1 32 Творческий проект «Создаём слайд-шоу». 2 34 Резерв 1 Список используемой литературы Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Методическое пособие по информатике для 5 класса ФГОС. http:metodist.lbz.ruauthorsinformatika3filesmp-5kl-fgos.pdf Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. http:school-collection.edu.ru Бородин М.Н. Информатика. УМК для основной школы. Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. Программные средства Операционная система Windows 8. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы). Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы). Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы). Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

    Проигрыватель Windows Media Проигрыватель Windows Media (Windows Media Player, сокращённо WMP) - стандартный проигрыватель звуковых и видеофайлов для операционных систем семейства Windows. Версии Windows Media Player были также выпущены для Mac OS, Mac OS X и Solaris, но развитие этих версий с тех пор было прекращено.

    Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы). Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы). Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы). Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0. Программа-архиватор WinRar. Клавиатурный тренажер «Руки солиста». Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

    Систе́ма управле́ния ба́зами да́нных (СУБД) - совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных.

    Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.

    Оптическое распознавание символов (англ. optical character recognition, OCR) - механический или электронный перевод изображений рукописного, машинописного или печатного текста в текстовые данные, использующихся для представления символов в компьютере (например, в текстовом редакторе).

    Сканер.