работа на тему контроль самбиста

  • 1.1 Содержание и организация комплексного контроля
  • 1.1.1. Оперативный, текущий и этапный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям
  • 1.1.2. Основные критерии осуществления комплексного контроля
  • 1.1.3. Основные показатели, используемые в комплексном контроле
  • 2.1. Комплексный контроль в борьбе самбо
  • 2.1.1. Морфо-физиологические особенности детей при отборе для занятий борьбой самбо
  • 2.1.2. Самбо – как вид спорта
  • 2.1.3. Техника борьбы самбо
  • 1.1. Общая характеристика обследуемых
  • 2.1. Методы проведения исследования
  • 2.1.2. Повторный метод
  • 2.1.3. Игровой метод
  • 2.1.4. Соревновательный метод
  • 2.1.5. Методы тренировки
  • 2.1.6. Программа ОФП
  • 2.1.7. Математико-статистический метод обработки данных, полученных в ходе эксперимента по Стьюденту
  • 4.1. Оценка проведенного исследования
  • 4.1.1. Статистический анализ полученных результатов

  • Скачать 116.56 Kb.


    Дата28.11.2018
    Размер116.56 Kb.

    Скачать 116.56 Kb.


    Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение профессионального высшего

    образования Нижегородский государственный педагогический университет факультет физической культуры кафедра теоретических основ физического воспитания






    Тряхов Алексей Сергеевич


    ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕНИРОВАЧНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБ.

    Курсовая работа

    Научный руководитель – преподаватель кафедры ТОФВ

    Бурханова И. Ю.






    Нижний Новгород

    2009


    Содержание

    Введение 3

    ГЛАВА 1 ОПЕРАТИВНЫЙ, ТЕКУЩИЙ И ЭТАПНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА САМБИСТА. 5

    1.1 Содержание и организация комплексного контроля 5

    1.1.1. Оперативный, текущий и этапный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям 6

    1.1.2. Основные критерии осуществления комплексного контроля 9

    1.1.3. Основные показатели, используемые в комплексном контроле 10

    2.1. Комплексный контроль в борьбе самбо 11

    2.1.1. Морфо-физиологические особенности детей при отборе для занятий борьбой самбо 12

    2.1.2. Самбо – как вид спорта 14

    2.1.3. Техника борьбы самбо 14

    ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 16

    1.1. Общая характеристика обследуемых 16

    2.1. Методы проведения исследования 18

    2.1.1. Основные методы спортивной подготовки 18

    2.1.2. Повторный метод 19

    2.1.3. Игровой метод 19

    2.1.4. Соревновательный метод 20

    2.1.5. Методы тренировки 20

    2.1.6. Программа ОФП 21

    2.1.7. Математико-статистический метод обработки данных, полученных в ходе эксперимента по Стьюденту 26

    3.1. Ход проведения исследования 27

    4.1. Оценка проведенного исследования 29

    4.1.1. Статистический анализ полученных результатов 29

    Выводы 36

    Список используемой литературы 38

    Приложение 1 40







    Введение


    Двигательная активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья человека, повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни и повышенных требований, которые предъявляются к работникам всех сфер труда.[5]

    Велико значение физической культуры и спорта в профилактике преждевременного старения человека и предупреждения возникновения заболеваний.

    В связи с тем, что физкультурой и спортом у нас в стране занимаются миллионы людей, поэтому имеет место система управления тренировочным процессом.

    Совершенствование системы управления на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде спорта является одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной подготовки.[13]

    Один из важнейших элементов системы управления подготовкой спортсменов – врачебно-педагогический контроль, под которым понимается совокупность организационных мероприятий для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, эффективности тренировочного процесса, а также учета адаптационных перестроек функций организма спортсменов. Таким образом актуальность работы состоит в том, что врачебно-педагогический контроль в спорте предусматривает практическую реализацию различных видов контроля (этапного, текущего, оперативного), применяемого в структурных звеньях тренировочного процесса для получения объективной разносторонней информации о состоянии спортсмена и его динамике с целью управления процессом спортивной подготовки. В нашем регионе существует большое количество спортивных школ по разным видам спорта, например, футбол, баскетбол, теннис, велосипедный спорт, волейбол, легкая атлетика, борьба, плавание и так далее. Более детальное рассмотрение текущего контроля мы будем проводить на виде спорта – борьба самбо. Каждый год происходят наборы юных спортсменов в секции борьбы самбо и постоянно проводятся соревнования, поэтому контроль на разных этапах подготовки спортсменов имеет огромное практическое значение.[10]

    Таким образом, объектом исследования являются развитие физических качеств. Предмет исследования – использование функциональных проб для коррекции процесса развития физических качеств. Целью проведенного нами исследования было осуществление системы текущего контроля и отслеживание развития физических качеств спортсменов с помощью функциональных проб.

    Задачи исследования:

    1. Изучить состояние вопроса в отечественной и зарубежной литературе.

    2. Осуществить текущий контроль в процессе подготовки спортсменов.

    3. Оценить необходимые качества для самбистов.

    4. Провести анализ полученных результатов.

    Гипотеза исследования: если осуществлять текущий контроль в учебно-тренировочном процессе, то можно более точно определить степень необходимой нагрузки для достижения максимального тренировочного эффекта, так как показатели функциональных проб дают необходимые данные о функциональном состоянии спортсмена во время нагрузки.




    ГЛАВА 1 ОПЕРАТИВНЫЙ, ТЕКУЩИЙ И ЭТАПНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА САМБИСТА.


    1.1 Содержание и организация комплексного контроля


    Основным источником получения информации при подготовке спортсменов к соревнованиям является комплексный контроль их состояния после выполнения определенных нагрузок. Возрастающее значение методологии комплексного контроля подготовленности спортсменов и управления тренировочным процессом обусловлено многими характерными для современного спорта причинами, среди которых значительное усложнение системы подготовки спортсменов; отставание качества комплексного контроля от требований по организации спортивной тренировки как управляемого процесса; увеличение числа измеряемых показателей, регистрируемых в процессе тренировок и соревнований; повышение требований к метрологическому обеспечению сбора и анализа информации о подготовленности и готовности спортсменов.[2]

    Контроль со стороны тренера, осуществляемый соответственно его профессиональным функциям, называется педагогическим.

    Педагогический контроль проводится с целью оценки динамики физического развития, уровня общей и специальной подготовленности, функционального состояния организма, адекватности тренировочных нагрузок возможностям занимающихся. Важной составляющей контроля являются параметры тренировочных и соревновательных нагрузок.[16]


    1.1.1. Оперативный, текущий и этапный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям

    Для эффективного управления процессом подготовки спортсменов чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме.

    Для этого необходимо проводить три вида контроля: оперативный, текущий и этапный.[8]

    Оперативный контроль в процессе подготовки спортсменов предполагает оценку реакций организма занимающегося на физическую нагрузку в процессе занятия и после него, а также мобильные операции, принятие решений в процессе занятия, коррекцию заданий, основываясь на информации от занимающегося.[9]

    Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. Важно определить величину и направленность биохимических сдвигов в организме спортсмена, установив тем самым соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения.

    При организации оперативного контроля одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие – непосредственно в процессе тренировки.[11]

    Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются только:

    • внешние признаки утомления;

    • динамика частоты сердечных сокращений;

    • значительно реже – показатели биохимического состава крови.

    До и после тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения:

    а) при выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости:

    • массы тела;

    • функционального состояния сердечно-сосудистой системы;

    • функционального состояния системы внешнего дыхания;

    • морфологического состава крови;

    • биохимического состава крови;

    • кислотно-щелочного состояния крови;

    • состав мочи;

    б) при выполнении скоростно-силовых нагрузок:

    • функционального состояния центральной нервной системы;

    • функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

    в) при выполнении сложнокоординационных нагрузок:

    • функционального состояния центральной нервной системы;

    • функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

    • функционального состояния максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов.

    Текущий контроль проводится для регистрации и анализа текущих изменений функционального состояния организма (каждодневных, еженедельных). Важнейшей его задачей является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления.[3;15]

    Текущий контроль может осуществляться:

    • ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок – утром и перед второй тренировкой);

    • три раза в неделю (1 – на следующий день после дня отдыха, 2 – на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 – на следующий день после умеренной тренировки);

    • один раз в неделю – после дня отдыха.

    При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние:

    • центральной нервной системы;

    • вегетативной нервной системы;

    • сердечно-сосудистой системы;

    • опорно-двигательного аппарата.

    Этапный контроль проводится как правило дважды в году (в начале и в конце сезона). На основе сопоставления результатов повторных исследований с первичными данными делают выводы о направленности адаптационных изменений в функциональных системах ив деятельности целостного организма под воздействием составленных программ занятий. Его задачами являются: 1) определение изменения физического развития, общей и специальной подготовленности занимающегося; 2) оценка соответствия годичных приростов нормативным с учетом индивидуальных особенностей темпов биологического развития; 3) разработка индивидуальных рекомендаций для коррекции тренировочного процесса и перевода занимающегося на следующий этап многолетней подготовки. Назначение этого вида контроля – интегрально, целостно оценить систему занятий в рамках завершенного этапа, периода, цикла контролируемого процесса, сверить намеченное и реализованное, получить необходимую информацию для правильной ориентации последующих действий.[14]

    При проведении этапного контроля определяют кумулятивные изменения, возникающие в организме спортсмена в процессе тренировочных занятий.

    Регистрируются:

    • общая физическая работоспособность;

    • энергетические потенции организма;

    • функциональные возможности ведущих для избранного вида спорта систем организма;

    • специальная работоспособность.


    1.1.2. Основные критерии осуществления комплексного контроля

    Для получения информации об этапах подготовки спортсменов к соревнованиям используют субъективные и объективные критерии контроля.

    К субъективным критериям, свидетельствующим о достижении предельно допустимой нагрузки, относят: одышку, покраснение или побледнение кожных покровов, тошноту, головокружение, боль и чувство тяжести в области затылка, шум в ушах, боль за грудиной, под лопаткой, отдающая в левую руку. Появление бессонницы, беспокойства, ухудшения настроения, нежелания заниматься свидетельствуют о перенапряжении. Все это тренер может определить визуально или путем опроса.[4]

    О положительных изменениях под влиянием занятий свидетельствует улучшение самочувствия, появление бодрости, чувства радости.

    К объективным критериям относят параметры морфофункционального состояния физической работоспособности и подготовленности.[6]

    Так, развивающееся утомление проявляется в количественных характеристиках выполняемого упражнения (скорость, частота шагов, темп, амплитуда движений, координация).

    Для контроля интенсивности нагрузок в спорте используют показатели частоту сердечных сокращений, артериальное давление, ориентируясь на их динамику в процессе занятия.[7]

    Комплексный контроль в процессе занятия учитывает также изменение внешних условий окружающей среды: понижение температуры воздуха, изменения направления ветра, появления дождя, снега, что приводит к необходимости внесения изменений в содержание занятий, распределение средств, методов и так далее.


    1.1.3. Основные показатели, используемые в комплексном контроле

    Благодаря контролю собираются данные о физическом состоянии, развитии и подготовленности спортсмена. С помощью контроля проверяют эффективность применения средств и методик тренировки. Для этого используют различные показатели комплексного контроля.[12;16]

    В процессе оперативного контроля предусматривается оценка таких показателей:

    1) поведенческих реакций занимающихся на управляющие команды тренера. Методом наблюдения и опроса тренер получает информацию об интересе к занятию или конкретному заданию, понимание задания и желание его выполнить, правильности выполнения заданий, что определяет последующие действия тренера – поощрения, порицание, поиск стимулов, коррекция задания;

    2) техники выполнения упражнений. Методом визуального наблюдения, а также видеосъемки возможна оценка и регистрация технических характеристик выполняемых упражнений с их последующим анализом и исправлением ошибок;

    3) адекватности выбранной программы поставленным задачам занятия.

    Оценка кумулятивных изменений в состоянии занимающихся, долговременных сдвигов в уровне их тренированности и физической подготовленности осуществляется по абсолютным и относительным показателям.[1]

    Проводя тестирующие процедуры в системе текущего и этапного контроля, важно соблюдать метрологические требования, которые предусматривают стандартность измерения и условий тестирования, наличия унифицированных оценочных шкал.

    Контроль по абсолютным показателям предусматривает измерение результатов тестирования в естественных величинах (метрах, сантиметрах, секундах, ударах в минуту и так далее), сопоставление с оценочными шкалами, разделенными на функциональные классы, качественные уровни (низкий, средний, высокий), констатацию уровня физической подготовленности занимающегося в конце цикла занятий (четверти, семестра). Таким образом, динамика результатов определяется переходом из одного уровня, ограниченного средневозрастным диапазоном, в другой.[5]

    Общий положительный оздоровительный эффект в процессе тренировочного процесса оценивается повышением уровня индивидуального физического здоровья, критериями которого могут быть:

    • Уменьшение количества острых повторных заболеваний, обострений хронических заболеваний; ускорение процессов восстановления после перенесенных заболеваний и так деле;

    • Снижение выраженности факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний (нормализация или уменьшение избыточной массы тела, нормализация или снижение артериального давления, нормализация липидного обмена, отказ от вредных привычек, повышение двигательной активности);

    • Снижение ЧСС в состоянии покоя, после сна и при стандартных физических нагрузках;

    • Улучшение результатов в двигательных тестах;

    • Повышение уровня физического состояния;

    • Повышение мотивации к занятиям.

    Повышение уровня физического состояния служит основой для внесения коррекции в параметры оздоровительных программ в соответствии с возрастным уровнем физического состояния.[15]


    2.1. Комплексный контроль в борьбе самбо


    Осуществление текущего контроля мы решили произвести в таком виде спорта как борьба самбо. Этот вид спорта является довольно распространенным в нашем регионе. В городе Кстово существует четыре спортивных школы, воспитанники которых постоянно участвуют в областных, региональных, европейских и мировых соревнованиях.[13]

    Каждый год в спортивные секции самбо приходит большое количество ребят. При подготовке новичков текущего контролю уделяется большое внимание. В начале тренировочного процесса осуществляется следующее: постановка целей и задач, подбор адекватных средств и методов, применение принципов обучения и тренировки, распределение содержания обучения и тренировки по времени, контроль за эффективностью процесса тренировки и его коррекцию.[3]


    2.1.1. Морфо-физиологические особенности детей при отборе для занятий борьбой самбо

    Для рационального построения спортивной тренировки необходимы знания о возрастных особенностях организма будущих самбистов. Это позволяет тренеру избежать грубых ошибок при подборе средств и методов тренировки, адекватных возрасту его подопечных.[14]

    В современной практике спорта принято различать три основные возрастные группы: младший школьный (7 – 12 лет); средний школьный – подростковый (13 – 16 лет) и юношеский возраст (17 – 21год).

    Каждая возрастная группа имеет свои особенности. Например, для младшего школьного возраста типичными является: отсутствие скачкоподобных показателей в развитии систем организма, его функциональных и структурных превращений, умеренные и медленные темпы возрастания показателей, способностей и возможностей.[4;7]

    В этом возрасте почти невозможно сложить впечатление о приеме, который изучается, только с помощью речевого объяснения. Имеет место некоторое несоответствие (20%) между нагрузками и увеличением силы мышц сгибателей и разгибателей. Скорость восстановления сердечно-сосудистой системы замедленно. Относительная масса крови составляет приблизительно 9% массы тела (у взрослых 7 – 8%). Наблюдается склонность к дублированию и точности выполняемых движений, нестойкое внимание и интерес в процессе обучения.

    Основным методом при работе с детьми этой возрастной группы является игровой. Широкий спектр несложных упражнений, умеренные нагрузки и положительный эмоциональный фон – основные методические условия повышения интереса к занятиям, поддержания порядка и дисциплины.[8;12]

    В подростковом возрасте не следует увеличивать объем упражнений, которые выполняются с интенсивностью более 50-60% от максимальной, нельзя использовать больших нагрузок и даже значительных тренировочных, а тем более соревновательных нагрузок. Необходимо избегать возможных толчков и влияний на косно-мышечный аппарат. Строго запрещается привлекать подростков к выполнению программ подготовки взрослых самбистов.

    Благодаря хорошей ориентации в пространстве, в этом возрасте полезными являются упражнения, которые развивают ловкость (координационные способности), быстро усваиваются и закрепляются технико-тактическими приемами. Во время обучения целесообразно применять комплексный метод.[9]

    Юношеский возраст характеризуется завершением (в целом) развития организма. Способности в реализации скорости и частоты движений достигают почти предельных показателей. Повышается способность организма выполнять работу, которая требует выносливости. После достижения совершеннолетия возможности сердца приближаются к уровню взрослых. В тоже время по сравнению со взрослыми спортсменами критерии скоростной выносливости ниже. Поскольку процесс развития организма в этом возрасте в основном останавливается, возможный постепенный переход к напряженным режимам спортивной тренировки.[11]


    2.1.2. Самбо – как вид спорта

    Самбо (от «самозащита без оружия»), вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Борьба самбо подразделяется на два вида: спортивное и боевое.

    Спортивное самбо – вид борьбы с большим арсеналом болевых и удушающих приемов, а также бросков, применяемых в стойке и в партере. Боевое самбо (принятое в спецподразделениях МВД и Министерства обороны) помимо приемов борьбы включает ударную технику, работу с оружием, специальную технику: связывание, конвоирование и т.д.[7]

    Зародившись в СССР, спортивное самбо со временем получило широкое распространение за пределами страны. Регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы среди мужчин и женщин, др. соревнования.

    В основу самбо положены приемы и технические элементы многих национальных видов борьбы народов СССР (узбекской кураш, грузинской чидаоба и др.), а также дзюдо кодокан. Формирование самбо как самостоятельного вида борьбы началось в 1920-е, центром его развития стал московский клуб «Динамо». Первые соревнования прошли в 1923. Сразу наметились два направления дальнейшего развития самбо – спортивное и прикладное. Первоначально борьба называлась «сам», «самоз», «вольная борьба», «борьба вольного стиля», пока – уже в 1940-е – официально не утвердилось привычное для нас название.[13]

    2.1.3. Техника борьбы самбо

    По классификации создателя самбо А.Харлампиева, техника этого вида борьбы делится на: технику борьбы стоя, борьбу лежа и переход от борьбы стоя к борьбе лежа, включающий комбинации из бросков и приемов борьбы лежа .

    Техника борьбы стоя. Включает: стойки, захваты (основные, ответные, предварительные и оборонительные), передвижения и обманные движения, броски и комбинации бросков, защиты от бросков и контрброски.[7]

    Броски делятся на: броски с участием ног – подножки, зацепы, подсечки, подбивы; броски с участием корпуса – через тазовый пояс, через спину, через плечевой пояс, через грудь; броски с участием рук или выведение из равновесия, захваты ног, броски кувырком, перевороты. К работе в стойке относится и контроль дистанции. В самбо различают пять дистанций. Дистанция вне захвата – самбисты не касаются друг друга и маневрируют, передвигаясь по ковру без захватов. Дальняя дистанция – борцы захватывают друг друга за рукава куртки. Средняя дистанция – захваты проводятся за куртку и туловище. Ближняя дистанция – захваты проводятся за рукав и куртку на спине или за ворот куртки, пояс, ногу противника и т.д. Дистанция вплотную – самбисты захватывают друг друга, прижимаясь туловищем. Техника борьбы лежа (в партере ). В нее входят: заваливания (перевод противника из положения стоя на колене или коленях в положение лежа на спине), перевороты, удержания, болевые приемы на суставы рук и ног, защитные и контрприемы (борец отвечает на атаку соперника своим атакующим действием – броском, захватом и прочее).[16]



    ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


    1.1. Общая характеристика обследуемых


    Целью нашей работы является осуществление текущего контроля в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям. Для достижения цели мы исследовали 40 мальчиков, возрастом 11 – 12 лет. Все они имеют нормальное физическое развитие и нормальное состояние здоровье. Противопоказаний к занятиям борьбой самбо нет. Эти показатели были критерием отбора для проведения исследования. Из участников эксперимента были составлены контрольная и экспериментальная группы.

    В контрольную группу входили 20 мальчиков. Наблюдение за ними проводилось в условиях СОШ “Запрудновская”. Они были разделены на две подгруппы: в первую подгруппу входили мальчики 11 лет, во вторую – 12 лет. Уроки физической культуры были у них два раза в неделю. Дополнительно никто из них не занимался ни в спортивных секциях, ни самостоятельно.

    В экспериментальную группу также входило 20 мальчиков и они также были разделены на две подгруппы по тому же принципу. Наблюдение за этой группой проводилось в Международной Олимпийской Академии спорта. Участники исследования были набраны в секцию спортивной борьбы самбо. Занимались они на протяжении одного месяца. Методика занятий, по которой они занимались изложена в разделе 2.

    Специалисты пришли к выводу, что отбирать детей в секцию самбо необходимо в пятом классе общеобразовательной школы. Отбор, проведенный до 11 лет, считается наиболее рациональным, поскольку период полового созревания еще не начался. Поэтому мы решили производить исследование на мальчиках именно 11 – 12 лет.[5]

    По врачебно-медицинской характеристике начинающие самбисты имели соответствующее состояние здоровья и физического развития. Противопоказаний для занятий борьбой не выявлено.

    Для проведения исследования мы снимали показатели у детей в контрольной и экспериментальной группах на протяжении всего эксперимента. Для обработки полученных данных по методике Стьюдента мы взяли показатели в начале исследования и в конце исследования.


    Таблица 1

    Показатели функционального состояния в экспериментальной группе в начале исследования

    п/п



    Фамилия,

    Имя,

    отчество,

    возраст

    ЧСС

    АД

    Проба

    Штан-

    ге

    Проба

    Генчи

    САД

    ДАД

    1

    Велинский А.

    11 лет

    75

    95

    50

    44

    11

    2

    Матвеев Ю.

    11 лет

    76

    100

    65

    43

    13

    3

    Головин А.

    11 лет

    78

    98

    60

    45

    10

    4

    Волков С.

    11 лет

    75

    105

    66

    49

    8

    5

    Шепилов Н.

    11 лет

    79

    110

    67

    41

    12

    6

    Зубко И.

    12 лет

    74

    96

    50

    47

    15

    7

    Виноградов М.

    12 лет

    73

    102

    56

    49

    13

    8

    Купряжин К.

    12 лет

    75

    110

    60

    48

    12

    9

    Савин А.

    12 лет

    77

    115

    66

    44

    14

    10

    Белов Д.

    12 лет

    73

    106

    58

    50

    9


    Таблица 2

    Показатели функционального состояния в контрольной группе в начале исследования

    п/п



    Фамилия

    имя

    отчество,

    возраст

    ЧСС

    АД

    Проба

    Штан-

    ге

    Проба

    Генчи

    САД

    ДАД

    1

    Новиков А.

    11 лет

    76

    100

    60

    43

    11

    2

    Гаврилов С.

    11 лет

    78

    105

    65

    46

    12

    3

    Суровцев К.

    11 лет

    74

    98

    62

    47

    10

    4

    Гринкевич В.

    11 лет

    75

    95

    50

    44

    9

    5

    Шашков Н.

    11 лет

    77

    105

    62

    41

    13

    6

    Фелеев И.

    12 лет

    76

    100

    55

    42

    14

    7

    Петров М.

    12 лет

    73

    100

    60

    40

    15

    8

    Шиян К.

    12 лет

    71

    95

    55

    49

    13

    9

    Николаев А.

    12 лет

    73

    102

    68

    45

    14

    10

    Сердюк Д.

    12 лет

    75

    105

    55

    40

    11


    2.1. Методы проведения исследования


    2.1.1. Основные методы спортивной подготовки

    В спортивной подготовке используются различные методы воспитания, обучения и тренировки. Эти методы определяют способы приемы и организацию выполнения упражнений, заданий, требований. Цель любого метода — обеспечивать наибольшую эффективность используемых средств, воздействий и нагрузок, успешно решать поставленные задачи.

    Большинство методов основываются на главном – упражнении, реализуемым тремя его разновидностями: повторным методом, игровым и соревновательным.[15]

    2.1.2. Повторный метод

    Основная цель повторного метода — выполнять движения, действия, задания определенное число раз, стараясь придерживаться требуемой формы и характера и добиваясь совершенствования в них. Подобные методы называют также тренировочными, иногда гимнастическими. Такие методы могут различаться по характеру и величине проявляемых усилий (методы максимальный, умеренного воздействия и другие); по характеру повторности (методы повторный, интервальный и другие); по характеру выполнения (темповой, равномерный, переменный и другие); по составу упражнения (целостный, расчлененный и другие); по направленности (облегчающий, усложняющий и другие). Различия в методах определяются также внешними условиями, в которых выполняются учебные и тренировочные задания, а также использованием снарядов, тренажеров, специальной аппаратуры и прочее.[3;12]

    2.1.3. Игровой метод

    Игровой метод весьма эффективен. Он широко используется, особенно в подготовке юных спортсменов. Движения, действия, задания, выполняемые с учебной, воспитательной и тренировочной целями в форме игры, проводимой для увеличения нагрузок и более успешной адаптации, для сохранения интереса в процессе занятия. Чаще используется выполнение отдельных упражнений и заданий в подвижных играх и их частей, элементов спортивных игр и спортивные игры в разных вариантах. При этом игровые методы позволяют решать не только задачи тренировки, но также обучения и воспитания волевых качеств.

    2.1.4. Соревновательный метод

    При таком методе упражнения и задания выполняются в виде состязаний, вызывающих проявления резервных сил и возможностей, воспитывающих бойцовские качества, создающих психологическую подготовленность. Особенно соревновательный метод используется при развитии силы, быстроты, выносливости и других качеств.

    Соревновательные методы используются также в обучении спортивной технике, её элементам и связкам, точности движений и другое. Такие методы также эффективны при воспитании способности более быстро решать поставленные задачи, умения выбрать оптимальный вариант действий в сложной обстановке. Соревновательные методы незаменимы при необходимости сравнить результативность и выбрать наилучшие из нескольких вариантов решения одной и той же задачи (разные способы выполнения упражнений, действия, тактической комбинации и так далее).

    2.1.5. Методы тренировки

    В основе всего многообразия методов тренировки лежит метод повторного выполнения. В зависимости от задач, средств и внешних условий, а также от индивидуальных особенностей спортсменов, разновидности главного метода предусматривают различные его повторности, характер выполнения, количественные и качественные уровни.

    В зависимости от выбранных методов воспитания, обучения и тренировки каждое средство спортивной подготовки может быть использовано по-разному, изменяя тем самым свое воздействие и нагрузку в количественном и качественном отношениях. Вместе с тем один и тот же метод, примененный для одного средства, но в разных внешних условиях, может дать различный эффект.

    В спортивной практике всегда учитывается возможность решения нескольких задач одним методом. В названии метода обычно выделена его преимущественная направленность. Разумеется, необходимо принимать во внимание и сопутствующие воздействия. Наряду с этим выполнение упражнения или задания, а также ваше влияние могут быть осуществлены одновременно несколькими методами. Например, выполнение спортивного упражнения в утяжеленном снаряжении, в переменном темпе и с ускорениями. Другой пример — объяснение тренером ученику с одновременным показом. Одновременно действуют несколько методов и тогда, когда один из них определяет организацию, а другой способ выполнения, так происходит в групповом, круговом, поточном или других методах. В каждом отдельном случае выбор метода определяется решаемой задачей, возрастом и подготовленностью занимающихся, применяемыми средствами, условиями и другими факторами.[7]

    Для решения той или иной задачи вы обычно используете в занятии ряд методов, средств и приемов, составляющих в комплексе методику. В широком смысле в методику входит все то, что обеспечивает решение поставленных задач и достижение цели.


    2.1.6. Программа ОФП

    Нередко встречаются новички с отличным физическим развитием и для них нужен индивидуальный подход в программе ОФП.

    Программа ОФП включает в себя все основные группы упражнений, которые можно использовать. Составляется программа ОФП, включающая упражнения, которые необходимы для самбистов. Используются упражнения без снарядов, с предметами и на снарядах, а также с партнером и упражнения для развития силы.[12]

    Примерная программа ОФП

    1. Главная задача — увеличение мышечной массы.

    Сопутствующие задачи: а) повышение способности проявлять силу; б) повышение силовой выносливости; в) улучшение эластичности мышц и подвижности в суставах; г) исправление дефектов телосложения и осанки.

    Средства:

    1. Упражнения со штангой, гирями и другими отягощениями (жим, толчок, рывок, выжимание лежа, приседания, наклоны, повороты и такое прочее). Выполняются до значительного мышечного утомления (до тех пор, пока не нарушится правильность движений) в 1—3 подходах с интервалом отдыха 2—5 минут. Интенсивность упражнения 50—70% от максимальной для данного ученика. Эти упражнения включаются в основные занятия 3 раза в неделю.

    2. Упражнения на преодоление веса тела (отжимания в упоре лежа, подтягивания на высокой перекладине, приседания «пистолетом» и т.п.). То же на гимнастических снарядах (гимнастической стенке, скамейке, перекладине). Упражнения выполняются «до отказа» в 1—3 подхода с интервалом отдыха 1—3 минуты. Применяются в утренней тренировочной зарядке 3—4 раза в неделю.

    3. Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах одновременно). Выполняются «до отказа». Повторяются 1—2 раза с интервалом отдыха 3—5 мин. Прыжковые упражнения включаются в основные занятия 2—3 раза в неделю.

    II. Главная задача — развитие способности проявлять силу в различных движениях.

    Сопутствующие задачи: а) воспитание воли к проявлению максимальных усилий; б) повышение способности концентрировать внимание и усилия; в) повышение быстроты движений.

    Средства:

    4. Упражнения со штангой (жим, толчок, рывок, «тяга», выжимание лежа, приседания с весом и т.п.) — интенсивность 80—95% от максимальной. Выполняются однократно в 2—3 подхода. Интервал отдыха 2—5 мин. Включаются в основные занятия 2 раза в неделю.

    5. Те же упражнения со штангой, выполняемые 2—4 раза подряд в 2—4 подхода с интервалами отдыха 2—5 мин. Интенсивность выполнения 75—80% от максимальной. Включаются в основные занятия 2 раза в неделю.

    6. Изометрические (статические) упражнения (направленность на выжимание, подтягивание, скручивание и т.п.). Выполняются однократно с максимальным напряжением в течение 6—8 сек, в 2—4 подхода с интервалами 1—2 мин. Включаются в основные занятия 2 раза в неделю.

    7. Прыжковые упражнения с предметной нацеленностью (дотянуться до подвешенного предмета, прыгнуть с места на гимнастический стол, перепрыгнуть через препятствие, преодолеть прыжками 30 м в кратчайшее время или наименьшим количеством прыжков и т.д.). Интенсивность максимальная. Сделать в сумме 30—60 отталкивании. Включаются в основные занятия 2 раза в неделю.

    8. Метание снарядов весом 1—5 кг (набивной мяч, граната, ядро, камень и т.п.) в цель. Расстояние до нее постепенно увеличивается. Интенсивность максимальная. В сумме 20— 30 бросков 2 раза в неделю.

    III. Главная задача — повышение общей быстроты движений.

    Сопутствующие задачи: а) улучшение координации движений; б) повышение ловкости; в) повышение общей выносливости.

    Средства:

    9. Общеразвивающие подготовительные упражнения, выполняемые с возможно большей быстротой. В каждом из 4—5 упражнений 2—3 подхода, серия движений в течение 10 сек. Включаются в 3—4 основных занятия.

    10. Бег на 20—50 м с ходу и со старта, эстафетный и с гандикапом, эстафетный с преодолением препятствий. Выполняется повторно с интервалами 2—3 мин. В сумме пробегать 100—300 м в каждом из трех основных занятий в неделю.

    11. Спортивные и подвижные игры (баскетбол, волейбол, хоккей, футбол на уменьшенном поле, борьба за мяч и т.п.). Играть по правилам. Время может быть укороченным. Проводятся как специальное занятие, а также как часть основного занятия вместо разминки или в конце тренировки.

    IV. Главная задача — развитие общей выносливости. Сопутствующие задачи: а) воспитание воли к перенесению утомления; б) укрепление мускулатуры и суставно-связочного аппарата; в) выработка умения расслабляться.

    Средства:

    12. Бег в равномерном темпе при ЧСС 130—140 уд/мин. Проводится в основном занятие 2 раза в неделю с постепенным увеличением времени бега от 10—15 мин в первом занятии до 2—3 ч в конце двух месяцев тренировки. Бег можно заменять ходьбой на лыжах (3—4 ч), ездой на велосипеде (1 - 2 ч) или бегом на коньках (20—30 мин непрерывно). В утренней ежедневной тренировке используется бег в равномерном темпе.

    13. Общеразвивающие подготовительные упражнения с предметами (гантели, скакалки, набивной мяч, палка и др.) и без них. Непрерывное выполнение комплекса упражнений (поточным и круговым методом) со средней интенсивностью в течение 5—15 мин 5 раз в неделю в утренней тренировочной зарядке. Включаются также в основные занятия 3 раза в неделю после разминки.

    14. Упражнения в своем виде спорта (лыжный, гребля, велосипедный и т.п.) или его варианты или только бег, выполняемые по возможности непрерывно с малой и средней интенсивностью в течение 10—30 мин. Включаются в разминку в основных занятиях.

    Кроме того, могут выполняться в течение 45—60 мин непрерывно на вечерней прогулке 3 раза в неделю.

    15. Плавание 30—60 мин эпизодически в свободное время. Используется для активного отдыха.

    V. Главная задача — развитие общей гибкости. Сопутствующие задачи: а) повышение эластичности мышц; б) улучшение координации движений. Средства:

    16. Упражнения с большой амплитудой во всех суставах и во всех направлениях (наклоны, повороты, вращения, сгибания, размахивания и т.п.) на снарядах, с предметами и без них. Каждое упражнение выполняется в виде серии из 4—6 повторений с увеличивающейся амплитудой. 2—3 серии с интервалами отдыха 10—20 сек. На все упражнения отводится 8—10 мин. Выполняются ежедневно в утренней тренировочной зарядке. При плохой гибкости повторять упражнения вторично вечером.

    VI. Главная задача — улучшение координации движений и развитие ловкости.

    Сопутствующие задачи: а) развитие способности к проявлению «взрывной» силы; б) воспитание смелости и решительности; в) развитие гибкости; г) повышение эластичности мышц; д) укрепление мускулатуры.

    Средства:

    17. Акробатические упражнения (кувырки, перевороты, сальто и др.). Упражнения на подкидной доске и батуте. Выполнять повтор, но затрачивая 15—25 мин на все упражнения, включая интервалы отдыха. Включать в основные занятия раз в неделю.

    18. Упражнения на гимнастических снарядах (опорные прыжки, размахивания, перевороты, подъемы и т.д. ,на брусьях и перекладине). Выполнять повторно с интервалами отдыха 1—2 мин, затрачивая 15—30 мин на все упражнения. Включать в основные занятия 3 раза в неделю.

    19. Горнолыжный спорт. Заниматься в свободное время 1-2 часа.

    20. Прыжки в воду (8—12 прыжков, а после овладения элементарной техникой больше). Заниматься в свободное д время, соединяя с плаванием.

    Необходимо как можно более эффективнее использовать время занятий. В частности, в интервалах отдыха можно выполнять упражнения, требующие меньших усилий (например, сжимание теннисного мяча кистью) или иной направленности (например, отработка техники какого-либо движения или разучивание нового).





    2.1.7. Математико-статистический метод обработки данных, полученных в ходе эксперимента по Стьюденту

    Вся совокупность участвующих в эксперименте детей образуют так называемую генеральную группу. Данная группа в последствии разделяется на 2 группы: контрольную и экспериментальную по 10 человек.

    В экспериментальной группе проводят занятия по предлагаемой мною методике, в контрольной группе проводят традиционные методики.

    Целью работы является определение эффективности используемой методики с применением определенных средств, приемов и способов организации занятий.

    Для решения этой задачи проводится сравнительный математический анализ изучаемых показателей.

    Данное сравнение позволит определить наличие достоверных или недостоверных отличий между группами. Достоверные отличия позволяют говорить о наличии разницы между группами, недостоверные отличия не позволяют сделать такие выводы.

    Одним из методов определения наличия достоверного отличия является – t – критерий Стьюдента. (Приложение 1)








    3.1. Ход проведения исследования


    Наше исследование проводилось с февраля 2009 года по апрель 2009 года. Обследуемые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.

    В ходе исследования мы измеряли следующие показатели: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, и функциональные пробы с задержкой дыхания

    В начале исследования мы измеряли эти показатели и занесли в таблицу 1, 2.

    В начале исследования все показатели и в контрольной и в экспериментальной группах не имели существенного отличия, так как начинающие спортсмены только начинали свою спортивную деятельность.

    Измерение показателей производилось по методикам изложенным в главе 2, 2.1.

    В экспериментальной группе артериальное давление мы регистрировали 2 раза в неделю, частоту сердечных сокращений мы исследовали на каждом занятии. Остальные показатели мы исследовали 1 раз в неделю.

    В контрольной группе мы сняли показатели в начале и в конце эксперимента.

    В процессе тренировок показатели в экспериментальной группе начали расти и в конце исследования мы провели итоговые измерения в двух группах. Результаты этих измерений изложены в таблицах.







    Таблица 3

    Показатели функционального развития в экспериментальной группе в конце исследования

    п/п



    Фамилия

    имя

    отчество,

    ЧСС

    АД

    Проба

    Штан-

    ге

    Проба

    Генчи

    САД

    ДАД

    1

    Велинский А.

    71

    100

    55

    59

    23

    2

    Матвеев Ю.

    70

    100

    60

    56

    24

    3

    Головин А.

    73

    95

    60

    57

    23

    4

    Волков С.

    69

    105

    60

    58

    22

    5

    Шепилов Н.

    73

    110

    65

    60

    25

    6

    Зубко И.

    67

    95

    50

    67

    26

    7

    Виноградов М.

    70

    105

    55

    68

    27

    8

    Купряжин К.

    71

    110

    60

    65

    25

    9

    Савин А.

    72

    110

    65

    62

    23

    10

    Белов Д.

    70

    100

    55

    61

    25


    Таблица 4

    п/п



    Фамилия

    имя

    отчество,


    ЧСС

    АД

    Проба

    Штан-

    ге

    Проба

    Генчи

    САД

    ДАД

    1

    Новиков А.

    74

    100

    60

    45

    12

    2

    Гаврилов С.

    73

    105

    65

    47

    12

    3

    Суровцов А.

    72

    95

    65

    47

    11

    4

    Гринкевич В.

    73

    95

    60

    46

    13

    5

    Шашков Н.

    74

    105

    65

    43

    15

    6

    Фелеев И.

    72

    110

    59

    42

    16

    7

    Петров М.

    72

    100

    60

    41

    13

    8

    Шиян К.

    70

    105

    65

    52

    13

    9

    Николаев А.

    73

    95

    65

    47

    14

    10

    Сердюк Д.

    72

    100

    55

    44

    12

    Показатели функционального развития в контрольной группе в конце исследования



    4.1. Оценка проведенного исследования


    Оценка проведенного исследования производилась с помощью математико-статистического метода по Стьденту.


    4.1.1. Статистический анализ полученных результатов

    По методике Стьюдента по всем показателям мы произвели анализ полученных данных. (Приложение 1) Для определения критерия Стьюдента по каждому показателю мы подсчитывали необходимые величины. Подсчет производился по величинам, полученным в контрольной и экспериментальной группах в конце исследования.

    Расчеты показателей

    Частота сердечных сокращений:

    контрольная группа х1 = (74+73+72+73+74+72+72+70+73+72)/10=72,5

    эксперементальная группа х2 = (71+70+73+69+73+67+70+71+72+70)/10=70,6

    контрольная группа ơ1 = (74-70)/3,08=1,29

    экспериментальная группа ơ2 = (73-67)/3,08=1,95

    контрольная группа m1 = 1,29/√10-1=0,43

    экспериментальная группа m2 = 1,95/√10-1=0,65

    критерий Стьюдента t = 72,5-70,6/√0,432+0,652=2,44

    САД:

    контрольная группа х1 = (100+105+95+95+105+110+100+105+

    95+100)/10=100,1

    экспериментальная группа х2 = (100+100+95+105+110+95+105+110+100+

    100)/10=103,0

    контрольная группа ơ1 = (110-95)/3,08=4,87

    экспериментальная ơ2 = (110-95)/3,08=4,87

    контрольная группа m1 = 4,87/√10-1=1,62

    экспериментальная группа m2 = 4,87/√10-1=1,62

    критерий Стьюдента t = 103,0-100,1/√1,622+1,622=1,4

    ДАД:

    контрольная группа х1 = (60+65+65+60+65+59+60+65+65+55)/10=61,9

    экспериментальная группа х2 = (55+60+60+60+65+50+55+60+65+55)/10=58,5

    контрольная группа ơ1 = (65-55)/3,08=3,25

    экспериментальная ơ2 = (65-50)/3,08=4,87

    контрольная группа m1 =3,25/√10-1=1,08

    экспериментальная группа m2 = 4,87/√10-1=1,62

    критерий Стьюдента t = 61,9-58,5/√1,082+1,622=1,74

    Проба Штанге:

    контрольная группа х1 = (45+47+47+46+43+42+41+52+47+44)/10=45,4

    экспериментальная группа х2 = (59+56+57+58+60+67+68+65+62+61)/10=61,3

    контрольная группа ơ1 = (52-41)/3,08=3,57

    экспериментальная ơ2 = (68-56)/3,08=3,89

    контрольная группа m1 = 3,57/10-1=1,19

    экспериментальная группа m2 = 3,89/10-1=1,29

    критерий Стьюдента t = 61,5-45,4/√1,192+1,292=9,03

    Проба Генче:

    контрольная группа х1 = (12+12+11+13+15+16+13+13+14+12)/10=13,1

    экспериментальная группа х2 = (23+24+23+22+25+26+27+25+23+25)/10=24,3

    контрольная группа ơ1 = (16-11)/3,08=1,62

    экспериментальная группа ơ2 = (27-22)/3,08=1,62

    контрольная группа m1 =1,62/√10-1=0,54

    экспериментальная группа m2 =1,62/√10-1=0,54

    критерий Стьюдента t = 12,3

    Таблица 5

    Показатели критерия Стьюдента

    Группы и показатели по методике Стьюдента


    ЧСС

    АД

    Проба

    Штан-

    ге

    Проба

    Генчи

    САД

    ДАД

    Эксперимен-тальная группа, х1

    70,6

    103,0

    58,5

    61,3

    24,3

    Контрольная группа, х2

    72,5

    100,1

    61,9

    45,4

    13,1

    Эксперимен-тальная группа, ơ1

    1,95

    4,87

    4,87

    3,89

    1,62

    Контрольная группа, ơ2

    1,29

    4,87

    3,25

    3,57

    1,62

    Эксперимен-тальная группа, m1

    0,65

    1,62

    1,62

    1,29

    0,54

    Контрольная группа, m2

    0,43

    1,62

    1,08

    1,19

    0,54

    Критерий Стьюдента, t

    2,44

    1,4

    1,74

    9,03

    12,3


    4.1.2. Оценивание результатов исследования

    По всем показателям при помощи методики Стьюдента мы произвели анализ и получили следующие результаты:

    1.Частота сердечных сокращений. По этому показателю критерий Стьюдента t = 2,44. Это значение по таблице находится между значениями (Р – 0,05) и (Р – 0,01), что говорит о наличии достоверного отличия в контрольной и экспериментальной группах. Такой результат объясняется тем, что при постоянной физической нагрузке ЧСС в покое имеет тенденцию снижаться. Снижение частоты сердечных сокращений в покое связано с отрицательным хронотропным (замедляющим ритм) влиянием блуждающего нерва. Так как в борьбе самбо преобладает динамическая работа большой и умеренной интенсивности, мы наблюдаем у спортсменов урежение пульса в покое. Тогда как частота сердечных сокращений у школьников осталась в соответствии с их возрастом.

    2. Артериальное давление. Критерий Стьюдента систолического артериального давления t составил 1,4, а диастолического – 1,74. Значение t меньше значения (Р – 0,05), следовательно достоверного отличия в контрольной и экспериментальной группах между изучаемым показателем нет. В состоянии относительного мышечного покоя у юных спортсменов артериальное давление выше, чем у взрослых спортсменов. Тенденция к падению давления в результате систематических занятий спортом у юных спортсменов является маловыраженной. Поэтому в контрольной и экспериментальной группах мы не наблюдаем существенного отличия.

    3. Проба Штанге. Критерий Стьюдента t = 9,03. это говорит о наличии достоверного отличия между контрольной и экспериментальной группой. Объясняется это тем, что в экспериментальной группе проба Штанге проводилась один раз в неделю и участники эксперимента в этой группе систематически занимались спортом. С улучшение физической подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки дыхания нарастает. Следовательно, можно сделать вывод, этот показатель при итоговом обследовании увеличился, что говорит об улучшении подготовленности спортсменов.

    4. Проба Генчи. Критерий Стьюдента t составил 12,3. это свидетельствует о наличии достоверного отличия в двух группах. Эта проба в экспериментальной группе также велась постоянно, поэтому мы наблюдаем тенденцию к нарастанию данного показателя.









    Рис.1. 1 Динамика показателя пробы Генчи

    hello_html_6ea4faca.gif









    На графике изображены две кривые, которые отображают динамику изменения показателей пробы Генчи на протяжении всего исследования. В контрольной группе произошли минимальные изменения. В экспериментальной – мы наблюдаем значительный прирост данного показателя.

    Это объясняется тем, что в экспериментальной группе проба проводилась 3 раза в неделю, то есть проводилась постоянно , в динамике.

    Рис. 2. Динамика показателя пробы Штанге

    hello_html_3dabbabe.gif


    На графике отображена динамика изменения данного показателя в двух группах. В экспериментальной группе значение пробы Штанге возросло, так как постоянно производилась эта проба.


    Рис. 3. Динамика показателя пробы артериального давления

    hello_html_368abdd6.gif

    В состоянии относительного мышечного покоя у юных спортсменов артериальное давление выше, чем у взрослых спортсменов. Тенденция к падению давления в результате систематических занятий спортом у юных спортсменов является маловыраженной. И все-таки тенденцию падения давления мы наблюдаем, менее заметна в контрольной группе.

    Рис. 4. Динамика показателя пробы частоты сердечных сокращений

    hello_html_m53061aa3.gif

    По результатам существенного измерения мы не видим. Это связано с тем, что в экспериментальной группе спортсмены тренируются несколько месяцев, а брадикардия у спортсменов наступает при более длительном периоде тренировки.

    Выводы


    В нашей исследовательской работе мы поставили цель, которая достигалась поставленными задачами. В процессе исследования мы достигли нашей цели и теперь можно сделать следующие выводы:

    1. Одним из наиболее существенных резервов повышения эффективности современной методики тренировки, безусловно, является улучшения качества проведения текушего контроля.

    2. В процессе подготовки спортсменов к соревнованиям был осуществлен текущий контроль, что позволило вести постоянное наблюдение за тренировочным процессом и оценить динамику физического развития детей под влиянием физических нагрузок.

    2. Наиболее информативными и приемлемыми средствами и методами текущего контроля детей 11 – 12 лет являются следующие показатели: частота сердечных сокращений, артериальное давление, показатели функциональных проб Штанге и Генчи. Занятия борьбой самбо оказывает позитивное влияние на динамику развития основных физических качеств детей 11-12 лет. При этом наиболее выраженные изменения обнаруживаются в параметрах, характеризующих скоростно-силовые возможности организма, менее выраженные — в показателях общей и силовой выносливости.

    4. Занятия борьбой самбо в возрасте 10-12 лет вызывают некоторое ускорение физического развития, достоверно повышают силовые возможности организма, не стимулируя при этом прироста массы тела, и в определенной степени способствуют экономизации функции сердца.

    5. Возрастной период 11-12 лет оптимален для организации целенаправленной начальной спортивной подготовки. Такая подготовка позволяет в полной мере использовать растущие физические и функциональные возможности организма школьников при освоении сложных в координационном отношении двигательных действий самбиста и в процессе совершенствования физических качеств.

    6. В ходе исследования мы сравнили полученные результаты в контрольной и экспериментальной группах и выяснили, что занятия спортом, в частности борьбой самбо, положительно влияют на динамику прироста физических качеств функциональных возможностей организма в целом.

    Список используемой литературы


    1. Берулава Г.А. Стили индивидуальности. - М.: МАГО, 2006. – 44 с.

    2. Волков Л. В. Обучение и воспитание юного спортсмена. Киев, 1984.-С.47-88.

    3. Галочкин Г.П., Ефремов А.К., Санников В.А. Тактическая подготовка спортсменов в единоборствах: Учеб. пособ. – Воронеж, 2003. – 116 с.

    4. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте.-М,1988.-273с.

    5. Еганов А.В. Теоретико-методическое обоснование педагогической системы формирования спортивного мастерства в дзюдо. Монография. – Челябинск: УралГАФК, 2006. - 176 с.

    6. Жемчуг Ю.С., Н.Б. Воробьёв Н.Б. Тематика и методика выполнений заданий практикума по психологии физической культуры. Н. Новгород: НГПУ, 2003. 45 с.

    7. Калыгин В. В. Борьба самбо. Киев «Здоровье», 1977.-С.34-56.

    8. Курцевич Т. Ю. Общие основы теории и методики физического воспитания. Том 1.- Киев, 2003.-65с

    9. Матвеев Л. П. Основы общей теории и системы подготовки спортсменов. Киев. Здоровье, 1977.-118с.

    10. Матвеев С. Ф., Наухатько О. К. Самбо: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. Киев,2001.С.10-48.

    11. Новиков А. А., Каргин Н. Н. Спортивная ходьба Физкультура и спорт, - М, 1983.-84с.

    12. Пилоян Р.А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств: Автореф. дис. … д-ра пед. наук – М., 2005. – 48 С.

    13. Подливаев Б.А. Моделирование тренировочных заданий в спортивной борьбе // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2. - С. 55 - 58.

    14. Теория и методика физического воспитания: Учебник. Ч.1 / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. М., 1974. 17 с.

    15. Тихвинского С. Б, Хрущева С. В. Детская спортивная медицина. Медицина.- М, 1980.-113с.

    16. Сорванов В.А. Тренировка в спортивной борьбе: Учеб. метод. пособ. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та. 2003. - 80 с.






























    Приложение 1

    МЕТОДИКА РАСЧЕТА t-КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА

    Для математического сравнительного анализа изучаемых показателей по методу t – Стьюдента определяются следующие значения:

    х (икс среднее) – среднее арифметическое значение величины показателя;

    σ (сигма) – среднее квадратичное отклонение значения показателя;

    m (м) – ошибка средней арифметической.

    х определяется по формуле: х =Σх/n ,где Σх – сумма значений показателя в группе;

    n – количество людей в группе.

    σ – определяется по формуле: σ = R(max-min)/A, где

    R – разность между максимальным и минимальным значением показателя;

    А – табличное значение из значений n (количества людей в группе);


    m определяется по формуле: m = σ / √N – 1, где

    σ – среднее квадратичное отклонение;

    N – количество людей в группе.

    Зная величины х и m каждой группы можно определить значение критерия t-Стьюдента по формуле: х1 – х2

    t =√m12 + m22 , где

    х1 – средняя арифметическая;

    m – ошибка средней арифметической.

    После определения значения t остается только установить – достоверно или недостоверно различие в величине изучаемого показателя между контрольной и экспериментальной группами. Для этого используется таблица:



    Граничные значения t-критерий Стьюдента для 5% и 1%-ного уровня значимости в зависимости от числа степеней свободы.

    В данной таблице, в одной из колонок находятся значения так называемых «степеней свободы».

    Степень свободы (f) определяется по формуле: f = (n конт. + n эксп.) – 2, где

    n – количество человек в контрольной и экспериментальной группах.

    Таким образом, зная значение степени свободы (f) и значение критерия t-Стьюдента, определяем достоверность отличий. Для этого в таблице напротив найденного значения степени свободы, имеются 2 значения Р. Именно с этими значениями Р нужно сравнить полученные значения t.

    Если значение t будет меньше значения (Р – 0,05), следовательно достоверного отличия между изучаемым показателем в контрольной и экспериментальной групп нет.

    При описании данного сравнения в тексте работы, после слов об отсутствии достоверного отличия, обязательно следует указать, что Р > 0,05. Именно знак > говорит об отсутствии достоверности.

    Если значение t будет равно значению (Р – 0,05); или будет находиться между значениями (Р – 0,05) и (Р – 0,01); или будет больше значения (Р – 0,01) – это говорит о наличии достоверного отличия между величинами показателей контрольной и экспериментальной групп.

    При описании этого сравнения в тексте работы, после слов о достоверности отличия, необходимо указать, что Р < 0,05 (если значение t равно табличному значению (Р – 0,05) или находится между значениями (Р – 0,05) и (Р – 0,01).

    Если значение t равно табличному значению (Р – 0,01) или больше данного значения, то следует указать в тексте работы, что Р < 0,01. Именно знак < указывает о наличии достоверного отличия.



    Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

    Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

    Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

    Скачивание материала начнется через 60 сек.
    А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования "Профессионал-Р"
    (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
    №3715 от 13.11.2013).
    Получить доступ
    Узнать подробнее
    • Другое