Россия в системе международных кредитных отношений

  • Национального банка Республики Беларусь
  • Евразийского банка развития
  • Международный валютный фонд
  • Международная финансовая корпорация
  • Международная ассоциация развития
  • Центрального банка Российской Федерации

  • Скачать 18.63 Kb.


    Дата08.06.2019
    Размер18.63 Kb.
    Типкурсовая работа

    Скачать 18.63 Kb.

    ЕАЭС был образован в 2014 г. в результате заключения договора между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, в основу была положена Декларация о евразийской экономической интеграции 2011 г. Впоследствии к данному Союзу присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика. Договор о ЕАЭС закрепляет то, что данный Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью [6, c. 117].
    Международная экономи́ческая интегра́ция - процесс международного объединения экономики стран и государств в один, общий рынок, при котором постепенная отмена тарифных и нетарифных ограничений приводит к унификации экономической политики в отраслях экономики и имеет ряд выраженных последствий.
    Как справедливо отмечает С.Н. Пасько, ЕАЭС выступает механизмом евразийской экономической интеграции [10, c. 15]. Цель создания данного Союза обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных государствами-союзниками в Договоре о ЕАЭС и международными договорами между ними. В рамках ЕАЭС функционирует ЕАБР, являющийся международной финансовой организацией, призванной содействовать экономическому росту государств-участников, а также расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве посредством осуществления инвестиционной деятельности. ЕАБР был учрежден на основании межгосударственного соглашения в 2006 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. В настоящее время участниками банка, кроме его учредителей, выступают: Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Армения. Уставный капитал Банка составляет 7 млрд долл., в том числе оплаченный - 1,5 млрд. долл., и капитал до востребования - 5,5 млрд. долл.[13, c. 34] Одним из основных видов деятельности ЕАБР является кредитно-инвестиционная деятельность, связанная с финансированием крупных инвестиционных проектов в евразийском регионе в формах долгосрочного кредитования государственных или частных предприятий, с выпуском гарантий.[10, c. 16] ЕАБР осуществляет управление средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), который является региональным финансовым фондом объемом 8,5 млрд долл. ЕФСР был учрежден в 2009 г. Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Таджикистаном в целях преодоления негативных кризисных последствий, а также обеспечения долгосрочной устойчивости и содействия интеграции экономик государств-участников. Деятельность ЕФСР координируют министерства финансов государств-участников. Высшим руководящим органом Фонда является Совет Фонда в составе министров финансов государствучастников под председательством министра финансов РФ А.Г. Силуанова.[11, c. 5] В своей деятельности Фонд использует показатели платежеспособности заемщика, разработанные международными финансовыми организациями, и взаимодействует с данными организациями по следующим направлениям: - координация рекомендаций в области экономической, в том числе долговой политики;
    Международная финансовая организация - организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.
    - совместная подготовка аналитических материалов по вопросам экономического развития, интеграционных процессов, фидуциарных, социальных и иных стандартов; - изучение и применение лучшей практики корпоративного управления, принятой среди международных финансовых институтов. Для реализации своей деятельности ЕФСР использует следующие финансовые инструменты: - финансовые кредиты, предоставляемые только центральным правительствам, в целях поддержки их стабилизационных программ, имеющих целью укрепление устойчивости экономики в связи с угрозой внутренних и внешних кризисов. Данные кредиты поддерживают бюджеты государств и могут использоваться на поддержку национальных валют; - инвестиционные кредиты, которые выдаются правительствам, а также юридическим лицам, осуществляющим инвестиционные проекты, способствующие интеграции между государствами-членами; - гранты из доли чистой прибыли Фонда для финансирования государственных программ в социальной сфере.[13, c. 35] Правила предоставления кредитов базируются на общепризнанных условиях кредитования: 1) кредиты предоставляются на возвратной и платной основе только в долларах США или евро; 2) при кредитовании стран с низкими доходами руководствуются рекомендациями МВФ относительно льготности финансовых условий предоставляемых кредитов, т.е. потенциальный заемщик не должен иметь просроченных обязательств по задолженности перед Фондом, государствами-участниками Фонда или международными финансовыми организациями. [5, c. 118] Фондом установлены лимиты кредитования для стран-участниц, которые определяют максимальный уровень доступа к средствам ЕФСР для конкретного государства по всем типам кредитов. Данные лимиты установлены пропорционально валовому национальному доходу (ВНД) на душу населения в конкретном государстве. [10, c. 17] За время существования ЕФСР были выданы финансовые кредиты Беларуси (2011) и Таджикистану (2010) и инвестиционные кредиты Кыргызстану и Армении. Финансовый кредит Беларуси был выделен в размере 3 млрд. долл. для поддержки Стабилизационной программы Правительства и Национального банка Республики Беларусь, направленной на укрепление платежного баланса и пополнение международных резервов.[5, c.
    Валовой национальный доход (ВНД) / Gross National Income (GNI) - это совокупная ценность всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории государства (то есть валовой внутренний продукт, ВВП), плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами.
    Национальный банк Республики Беларусь (белор. Нацыянальны банк Рэспублiкi Беларусь) - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь.
    118] Срок погашения данного кредита 10 лет, с плавающей процентной ставкой, но не более 4,9 . Таджикистану предоставлен кредит в размере 70 млн. долл. сроком погашения 20 лет с фиксированной ставкой 1 . Кредит выделен для поддержания бюджетного финансирования социальных отраслей. Инвестиционные кредиты предоставлены Армении и Кыргызстану с целью развития дорожной инфраструктуры и сельскохозяйственного сектора экономики в объеме 150 млн. долл. и 80 млн. долл., соответственно. [10, c. 18] Таким образом, приходим к выводу, что деятельность данных региональных финансовых организаций на евразийском пространстве способствует укреплению бюджетной политики государств-участников ЕАЭС и развивает долговые отношения на условиях, не связанных с политико-экономической модернизацией данных государств, в отличие от МВФ. Кроме того, данные взаимоотношения позволяют РФ избегать негативного влияния долгового бремени со стороны международных финансовых организаций с более строгими правилами возврата предоставленных денежных средств и предлагаемыми направлениями трансформации экономики.[13, c. 37] В завершение второй главы курсовой работы можно сделать следующие выводы. С начала 90-х годов Россия начала принимать активное участие в международных кредитных отношениях. До определенного периода времени, Российская Федерация выступала, как правило, в качестве заемщика денежных средств, которые должны были быть направлены на преодоление сложностей перехода к рыночной экономике. В последствие, задолженность Российской Федерации перед международными кредитными институтами была погашена. В последние годы в отношении России были введены международные санкции, которые стали следствием определенных внешнеполитических противоречий. Международная кредитная дискриминация, которая была применена к России в качестве инструмента давления, заставляет руководство страны искать внутренние резервы развития, а также принимать активное участие в создании международных кредитных союзов преимущественно в азиатско-тихоокеанском региона. Исходя из этого, объективной является тенденция к тому, что увеличивается круг субъектов долговых отношений с участием России за счет финансовых организаций регионального масштаба и относительно новых геополитических союзов, например, Евразийского банка развития (ЕАБР), Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также Банка развития БРИКС и др.
    Новый банк развития (НБР) - международная финансовая организация, банк развития, который создан cтранами-членами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Цель деятельности банка - финансирование инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах.
    Евразийский банк развития (ЕАБР) (англ. Eurasian Development Bank, EDB) - региональный банк развития, учрежденный Российской Федерацией и Республикой Казахстан в 2006 году.
    Евразийский экономический союз (сокр. ЕАЭС:Ст. 1, ЕврАзЭС[источник не указан 16 дней] арм. Եվրասիական տնտեսական միություն, белор. Еўразійскі эканамічны саюз, каз. Еуразиялық экономикалық одақ, кирг. Евразиялык экономикалык биримдик) - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе:Ст. 1. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
    Заключение В заключение данной курсовой работы можно сделать следующие основные выводы. Мировая кредитная система - форма организации международных кредитных отношений. Международные кредитные отношения имеют в качестве основы те принципы, которые принимаются участниками этой системы. Элементы мировой кредитной системы представлены: - субъектами международных кредитных отношений; - формами международного кредита; - условиями международного кредита. Виды международного кредита представлены: - кредитом международных кредитно-финансовых организаций; - международным банковским кредитом; - межгосударственным кредитом; - международным коммерческим (фирменным) кредитом. Международный кредитный рынок - сфера и форма организации движения кредитных ресурсов между странами. Это часть рынка ссудных капиталов, где предоставляются средне- и долгосрочные иностранные кредиты. Условия международного кредита: - валюта кредита и валюта платежа; - сумма кредита; - срок кредита; - условия использования и погашения кредита; - стоимость кредита; - вид обеспечения кредита; - методы страхования рисков. Основными международными кредитными организациями являются: - Международный валютный фонд;
    Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) - специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.
    - Международный банк реконструкции и развития; - Международная финансовая корпорация;
    Междунаро́дная фина́нсовая корпора́ция (МФК; англ. International Finance Corporation, англ. IFC) - международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне (США).
    - Международная ассоциация развития;
    Междунаро́дная ассоциа́ция разви́тия, МАР (англ. International Development Association, IDA) - кредитная организация, входящая в группу Всемирного банка. Создана в 1960 году.
    - Международное агентство гарантирования инвестиций; - Банк международных расчетов. После распада Советского Союза Россия стала активным участником международных кредитных отношений.
    Распа́д СССР (также развал СССР) - процессы системной дезинтеграции в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, которые привели к прекращению его существования как государства в 1991 году.
    Россия, как страна с переходной экономикой, активно заимствовала денежные средства на внешних рынках для проведения необходимых реформ, связанных с переходом экономики на рыночный путь развития. Со временем, задолженность Российской Федерации перед международными кредитными институтами была погашена. В связи с международными санкциями и общей кредитной дискриминацией, которая является одним из инструментов давления на Россию в связи с внешнеполитическими причинами, Российская Федерация принимает участие в создании региональных кредитных организаций, в которых является активным участником. Среди таких организаций можно выделить: - Евразийский банк развития; - Евразийский фонд стабилизации и развития; - Евразийский экономический союз; - Банк развития БРИКС. Таким образом, для России в части ее участия в международных кредитных отношения можно выделить следующие рекомендации. Минимизировать влияние внешнеполитических разногласий на взаимодействие России с международными кредитно-финансовыми организациями. Для этого необходимо вести конструктивную работу с представителями международных кредитно-финансовых организацией и не ставить политические амбиции выше, чем объективные экономические потребности каждой и сторон. Активизировать работу по созданию региональных финансово-кредитных организаций, в которых Россия играла бы ведущую роль и определяла основные направления развития. Это позволит не только упрочить политические и экономически позиции Российской Федерации в этих регионах, но и снизит зависимость финансовой системы России от влияния уже существующих международных кредитно-финансовых институтов. Список использованных источников Учебная и научная литература 1. Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения, М., Юристъ, 2013 г. 2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014. 3. Зиниша О.С., Якунина М.С. Международные кредитные отношения России в современных условиях «Экономика и социум» №4(23) 2016 4. Зиниша, О.С. Перспективы формирования международного финансового центра в г.
    Международный финансовый центр (англ. International Finance Centre, кит. упр. 國際金融中心, пиньинь: Guójì jīnróng zhōngxīn, бренд - ifc) - комплексное коммерческое строение, расположенное на береговой линии центрального района Гонконга.
    Москва «Экономика и социум» №1(20) 2016 5. Зубенко В.В., Зубенко В.А. ЕАЭС. Новая евразийская архитектура Инновационное развитие российской экономики: материалы конф., 9-13 дек. 2013 г. Москва, 2013. С. 133-138. 6. Казакова А.Г. Значение экономических пространств в рамках глобализации экономики в современных политических и экономических условиях Вестник университета. 2015. № 8. С. 117-123 7. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям под ред. В.Е. Рыбалкина. -- 9-е изд., иерераб. и доп. -- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 647 с. 8. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: УчебникПодред.Л.Н.Красавиной.-3- е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 576с 9. Орлова Н.В. Финансовые санкции против России: влияние на экономику и экономическую политику Вопросы экономики. - 2014. - № 12. - С. 54-56. 10.
    Са́нкции в связи́ с присоедине́нием Кры́ма к Росси́и и конфли́ктом на восто́ке Украи́ны - ограничительные политические и экономические меры, введённые в отношении России и ряда российских и украинских лиц и организаций, которые, по мнению международных организаций и отдельных государств, причастны к дестабилизации ситуации на Украине, а также ответные действия России.
    Пасько С.Н. Развитие инвестиционных процессов в условиях международной экономической интеграции стран ЕАЭС : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. Краснодар, 2014. 11. Спивачевский П.М. Банки развития и их роль в формировании единого Евразийского экономического пространства : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. Санкт-Петербург, 2012. С. 5. 12. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2014. 13. Цареградская Ю.К. Долговые отношения России с международными финансовыми организациями: региональные аспекты финансово-правового регулирования Вопросы экономики и права. 2016. № 3 14. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. - СПб: Питер, 2012. 15. Янов, В.В. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для вузов по направлению подгот. Экономика В. В. Янов, И. Ю. Бубнова. - М.: КНОРУС, 2014. - 235 с. Электронные ресурсы 16. Кравченко Л. Россия и санкции: сценарии экономического развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.sgline.orgcat718243. 17. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации (Банка России) [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.
    Центральный банк Российской Федерации (Банк России) - главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами, при этом Банк России также является юридическим лицом.
    cbr.ru 18. Официальный сайт Сбербанка Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.sberbank.comru Приложение 1 Современная структура рынка ссудных капиталов