Статья на тему "Новые педагогические технологии на уроках истории"

  • Федерального государственного образовательного стандарта
  • Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе
  • Типология проектов

  • Скачать 76.87 Kb.


    Дата27.09.2017
    Размер76.87 Kb.
    ТипСтатья

    Скачать 76.87 Kb.


    Инновационные технологии при внедрении ФГОС. Проектные технологии на уроках истории.

    Инновация — это внедрение чего - то нового, повышающего эффективность действующих элементов, входящих в систему.

    Развитие современного российского образования характеризуется сменой установок, переходом от установки обучения к установке учения. В связи с этим, в настоящее время в условиях российской школы в методике обучения происходят серьезные сложные изменения целей образования. В результате появилась необходимость разработки Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.

    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования .
    Данные обстоятельства стимулируют поиск новых методик преподавания предметов, инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.
    Методы обучения Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
    Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).
    Образование Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).

    Технология – совокупность основных методов, направленных на достижение цели.

    Признаки педагогической технологии:

    - исходный объект

    - средства осуществления основных, корректирующих и блокирующих воздействий

    - механизмы обратной связи

    - технологическая карта

    - средства диагностики

    - конечный продукт

    Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе

    - информационно-коммуникативные технологии;

    Технологическая карта - это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта. Технологическая карта (ТК) должна отвечать на вопросы: Какие операции необходимо выполнять В какой последовательности выполняются операции С какой периодичностью необходимо выполнять операции (при повторении операции более одного раза) Сколько уходит времени на выполнение каждой операции Результат выполнения каждой операции Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции.

    - диалог культур;

    - коммуникативное обучение;

    - проектная технология;

    - игровые технологии (в развивающем обучении используется принцип обучения — от простого к сложному — в сочетании с принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям.

    Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.
    )

    - проблемное обучение (активизация обучения школьника заключается в организации учебной деятельности, в процессе которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

    Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.
    Обучение Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
    Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание.
    Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но неизвестно, как это сделать.
    Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.)

    - развивающее обучение

    - дидактическая многомерная технология;

    - групповые технологии;

    - компетентностный подход;

    - деятельностный подход;

    Теория деятельности или деятельностный подход - школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского.

    - личностно-ориентированный подход

    Организационные формы:

    - учебная исследовательская деятельность. Стимулирует развитие интеллектуально-творческого потенциала через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом,

    - изготовление учебных продуктов;

    - работа в системе погружения.

    Использования современных развивающих технологий, обеспечивает формирование базовых компетентностей современного человека:

    - коммуникативной (умение взаимодействовать в социуме)

    - информационной

    - самообразования

    - самоорганизации

    На своих уроках я использую технологию проектов:


    - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным результатом;

    - предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить поставленную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагают презентацию этих результатов.

    Цели технологии:

    - формирование культуры чтения, умение ориентироваться в разных источниках информации;

    - стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, самообразования и самоорганизации;

    - развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка;

    - предоставлять ученикам максимальную степень свободы в выборе содержания и форм работы, сложности заданий.

    Основные требования:

    - наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы;

    - практическая, теоретическая, познавательная, воспитательная значимость предполагаемых результатов;

    - самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

    - использование исследовательских методов.

    Формы представления результатов проектной деятельности:

    Наглядно-образные: Письменные: Устные:

    Выставка Реферат Доклад

    Презентация Публикация Отчет

    Видеоролик Альманах Обзор

    Плакат Сборник Сообщение

    Видеофильм Сценарий Сравнительный анализ

    Стенгазета

    Типология проектов:

    - по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные (практико-ориентированные), ознакомительно – ориентировочные;

    - по предметно – содержательной области: межпредметные проекты и монопроекты;

    - по характеру контактов: среди участников одного класса, школы, города;

    - по характеру координации проекта: с непосредственной и со скрытой координацией;

    - по количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые

    - по продолжительности проекта: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные




    Этапы работы над проектом:

    - Определение проблемы и вытекающих из нее задач

    - Выдвижение гипотезы их решения

    - Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдения, анкетирования и др.)

    - Сбор, систематизация и анализ полученных данных

    - Обсуждение способов оформления конечных результатов

    - Подведение итогов, оформление результатов, их презентация

    - Выводы

    Проект «Моя семья

    Тип проекта :

    - Исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели)

    Цели проекта :

    - Установление связи между историей семьи и историей Отечества

    - Включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков

    - Исследование вклада предков в историю родины, региона, города, села.

    Практический результат проекта:

    создание иллюстрированной биографии предка в форме альбома, буклета, «раскладушки»

    Проект «Край, в котором я живу»

    Тип проекта:

    исследовательский, интегрированный (история, природоведение), средней продолжительности (1 месяц), индивидуальный.

    Цели проекта:

    - собрать информацию об условиях проживания людей на территории родного края в различные периоды истории;

    - узнать больше о флоре и фауне своего села, края;

    - познакомиться с традициями, национальными играми, одеждой, местным фольклором.

    Практический результат проекта:

    Создание презентации Power Point по теме: «Природа нашего края», «Коренные народы края и их традиции»,

    альбом «История нашего села.

    Проект «У роковой черты»

    Тип проекта:

    Ролевой, интегрированный (обществознание, география), групповой, средней продолжительности (1 месяц)

    Цели проекта:

    - Привлечь внимание к экологической проблеме;

    - Найти пути выхода из кризисной ситуации с использованием разных ролей («Природы», «Человека», «Природоохранных органов»)

    Практический результат проекта:

    - Создание презентаций, плакатов, схем, планов по преодолению экологического кризиса.

    Ожидаемый результат:

    - Активное участие личности в процессе своего учения

    - Умение работать с информацией, трансформировать ее и применять полученные знания

    - Развивать умение презентовать себя, оценивать свою деятельность, со сформированной в той или иной степени учебной, исследовательской, коммуникативной, личностными компетенциями.