Статья на тему "Воспитательный потенциал уроков биологии в рамках осуществления процесса воспитания в образовательном учреждении."

  • Всесоюзный институт растениеводства
  • Иван Владимирович Мичурин
  • Ивана Петровича Павлова
  • Методика обучения

  • Скачать 131.16 Kb.


    Дата29.09.2017
    Размер131.16 Kb.

    Скачать 131.16 Kb.







    Воспитательный потенциал уроков биологии в рамках осуществления процесса воспитания в образовательном учреждении.

    Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).















    Зайченко Ольга Леонидовна

    учитель биологии

    МБОУ «СОШ № 14»

    г. Симферополь











    2015 г.

    СОДЕРЖАНИЕ.


    I. Введение.

    II. Система воспитывающего обучения биологии в российской общеобразовательной школе.

    Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).

    1.1. Значение трудового и эстетического воспитания в процессе обучения биологии для формирования культуры труда.

    1.2. Экологическое и гигиеническое воспитание в процессе обучения биологии.

    1.3. Взаимосвязь этического, патриотического и гражданского воспитания на уроках биологии и экскурсиях.

    III. Способы реализации основных направлений воспитания через содержание предмета «Биология».

    IV. Заключение.

    V. Литература



















    I. Введение.

    Цели и задачи предмета биологии носят яркий воспитательный характер.

    Воспитанием называют целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника. Воспитание направлено на передачу социального опыта и общечеловеческой культуры, на организацию продуктивной деятельности и здорового образа жизни, а также на создание условий для развития личности, оказание помощи в общении и учении при возникающих затруднениях.

    Культура Культу́ра (от лат. cultura - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
    Здоровый образ жизни Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

    Воспитание может быть успешным при условии, если оно связано с обучением и проводится в системе взаимодействующих элементов. Правильное воспитание при обучении биологии сможет сформировать у обучающихся систему ценностных отношений к природе и роли человека в ней, способствовать формированию мировоззрения.

    Целью воспитания  является появление ожидаемых изменений в личности обучающихся, которые выражаются в отношении к миру, к обществу, к самому себе. Выпускник должен быть личностью всесторонне и гармонично развитой, готовой к жизни и труду в современных условиях. В соответствии с этой целью в процессе обучения биологии должно осуществляться трудовое, эстетическое, этическое, патриотическое, гражданское, гигиеническое и экологическое воспитание.

    Задачей воспитания является помощь в становлении личности ученика, осознании им собственных потребностей и интересов. Целенаправленное превращение социального опыта в личный опыт, приобщающей человека к богатству мировой человеческой культуры является сущностью воспитания.

    Воспитание, связанное с обучением, очень сложно. Оно не может ограничиваться только подачей информации, имеющей воспитательное значение. В процессе воспитывающего обучения, обучающиеся не только должны запоминать знания соответствующего характера, но и уметь трансформировать их в убеждения, из которых постепенно будет формироваться мировоззрение.

    II. Система воспитывающего обучения биологии в российской общеобразовательной школе.

    1.1. Значение трудового и эстетического воспитания в процессе обучения биологии для формирования культуры труда.

    Особое значение в биологическом образовании имеет трудовое воспитание школьников, их подготовка к самостоятельной жизни и труду. Задачами трудового воспитания в современной общеобразовательной школе являются:

    - развитие готовности к труду;

    - добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности как важнейшей потребности и обязанности человека;

    - формирование навыков учебного труда.

    Обучающиеся должны получить знания:

    - о необходимости уважительного отношения к труду и творчеству старших и сверстников;

    - о ценностном отношении к учебе как виду творческой деятельности;

    Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

    - о бережном отношение к результатам своего труда, труда других людей, к

    имуществу, учебникам, личным вещам;

    - о необходимости отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе,

    - о недопустимости небережливого отношению к результатам труда людей.

    - приобрести навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов, а также умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.

    На понимание учащимися того, что труд является главным в отношениях человека и природы направлено изучение живой природы.

    Приро́да - материальный мир Вселенной, в сущности - основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

    В процессе овладения биологическими знаниями обучающиеся знакомятся с приемами выращивания культурных растений, ухода за ними, проращивания семян, вегетативного размножения растений. Также они получают представления о работе по охране редких и исчезающих видов животных, о выращивании домашних животных.

    Культурные растения (агрокультуры) - растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.
    Вегетати́вное размноже́ние - образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам. У водорослей и грибов происходит путём отделения неспециализированных участков таллома или посредством образования специализированных участков (выводковые почки водоросли сфацелярии и др.).
    Живо́тные (лат. Animalia) - традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии.
    Кроме того, в ходе изучения биологии рассматриваются вопросы охраны здоровья людей, а также раскрываются значение трудов ученых-биологов, изучающих законы природы.
    Здравоохране́ние - государственная отрасль, организующая и обеспечивающая охрану здоровья населения..
    Зако́н - вербальное и/или математически выраженное утверждение[источник не указан 2573 дня], имеющее доказательство (в отличие от аксиомы), которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с ними.
    Осуществляется знакомство с приемами работы биотехнологов и селекционеров. Это дает основу для формирования представлений о том, что труд человека является не только производительным, но и интересным творческим процессом. Учителю необходимо воспитывать у обучающихся культуру умственного труда: формировать умение выступать с сообщениями, докладами перед аудиторией. Большое внимание необходимо обращать на культуру выполнения индивидуальных работ, заданий (точные замеры, аккуратная и грамотная запись, оформление коллекции, качественная подготовка доклада или реферата). Все работы, которые обучающиеся выполняют на уроках, экскурсиях, дома, должны быть не только правильными, но и красиво выполненными и оформленными.

    Культура труда тесно связана с эстетическим воспитанием.

    Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у школьника эстетического отношения к действительности. На этой основе формируется не только эстетико-ценностная ориентация личности, но и развивается способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере учебной деятельности, в быту, в поступках и поведении, формируется эстетический вкус и представление об окружающем мире.

    Окружа́ющая среда́ - обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.
    Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

    В целях развития интереса к природе необходимо пробудить в учащихся эстетические чувства, способность увидеть прекрасное в природных объектах. Для этого учитель должен не только обращать внимание на внешнюю красоту, а постоянно развивать умение видеть скрытую красоту и гармонию в пропорциональности и изяществе форм тела, в красоте пения птиц, в шуме леса.

    В процессе эстетического воспитания учитель биологии может обращаться к различным художественным произведениям - стихам, видеозаписям, картинам, музыке, фотографиям и использовать их в обсуждении научных вопросов. Необходимо побуждать в школьниках желание видеть, познавать и охранять все красивое в природе, в труде, быту и общении. Учитель может подчеркнуть роль науки как источника прекрасного, показывая единство науки и искусства. Важным является развитие у школьников чувства удовольствия от красоты.

    Эстетические чувства и идеалы - продукт систематического воспитания. Эстетическое воспитание возможно в процессе непосредственного чувственного восприятия действительности и произведений искусства, которое оставляет большой след в сознании.

    Восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio) - чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным.
    Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum - опыт, проба); ст.-слав. искоусъ - опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

































    1.2. Экологическое и гигиеническое воспитание в процессе обучения биологии.

    Достижение этико-экологической компетентности (овладение кругом соответствующих знаний и умений) является условием развития творчески развитой личности.

    Экологическое воспитание это формирование у школьников заботливого,
    бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному
    природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще.

    Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.

    Биоло́гия (греч. βιολογία; от др.-греч. βίος - жизнь + λόγος - учение, наука) - система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле.

    Задачей просветительско-воспитательной деятельности в этом направлении является приобретение обучающимися через предметное и метапредметное обучение:

    - знаний о человеческом организме и его сосуществовании в окружающем мире;

    Челове́к - общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Возник на Земле в результате эволюционного процесса - антропогенеза, детали которого продолжают изучаться.

    - общих представлений о факторах риска здоровью человека, включая влияние неблагоприятных природно-экологических и социально-психологических условий;

    Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье. Меру важно во всём соблюдать - в еде и напитках И в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.

    - систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере,

    - элементарных гигиенических знаний по режиму жизнедеятельности, рационального питания, санитарно-эпидемиологической грамотности, способов первичной профилактики заболеваний;

    - знаний и умений применять меры безопасности в экстремальных ситуациях;

    - понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления своего здоровья;

    - знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических, эпидемиологических, транспортных, социально-конфликтных;

    - понятий о воздействии на организм человека наркологических и психоактивных веществ, знаний об отдаленных последствиях их употребления;

    Человеческое тело - физическая структура человека, человеческий организм. Тело человека образовано клетками различных типов, характерным образом организующихся в ткани, которые формируют органы, заполняют пространство между ними или покрывают снаружи.
    Психоактивное вещество - любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния иногда вплоть до изменённого состояния сознания.

    Для осознания механизма функционирования природы и понимания того, как легко можно нарушить существующие взаимосвязи, важно прочное усвоение учащимися таких понятий, как «биосфера», «взаимозависимость организма и среды», «смена биогеоценозов», «смена природных сообществ», «устойчивость экосистем» и «человек как экологический фактор».

    При изучении антропогенных факторов воздействия на живую природу необходимо обращать внимание не только на неблаговидную роль человека, но и рассматривать вопросы природопользования.

    Антропогенные факторы (греч. anthropos - человек, genesisum - происхождение, лат. factor - дело) - экологические факторы, обусловленные различными формами влияния деятельности человека на природу. Антропогенные факторы могут быть первичными, или прямыми (истребление, акклиматизация, интродукция), и вторичными, или косвенными (вырубка лесов, осушение болот, распашка земель и тому подобное).
    Жизнь - основное понятие биологии - активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи - генетическая информация, используемая для репликации.
    Это позволит сформировать у обучающихся настоящую оценку реальной действительности и вызвать стремление к участию в созидательной работе.

    Сведения о продуктивности и устойчивости биосферы, об экологическом равновесии в биосистемах, о сложности взаимодействия между популяциями, видами в экосистемах, о биологическом разнообразии могут помочь обучающимся понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе.

    Реа́льность (от лат. realis - вещественный, действительный) - философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно.
    Природоведение (от рус. природа и ведать; рус. дореф. природовѣдѣнiе) - совокупность знаний о природе, или естествознание как предмет преподавания.

    Воспитание экологической культуры должно сформировать у обучающихся понимание закономерностей взаимоотношения человека с природой.

    Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом. С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.
    Необходимо стремиться к формированию у школьников представлений о взаимосвязи основных компонентов экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни. В образовательно-воспитательной деятельности учителя биологии воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающего

    сообщества путем соблюдения гигиенических, профилактических и эпидемиологических правил поведения должны стать приоритетными.

    В методике преподавания биологии гигиеническое воспитание обучающихся рассматривается, как правило, в связи с изучением организма человека. Однако необходимо усилить гигиенический аспект охраны природы при изучении как курсов анатомии, физиологии и гигиены человека, так и других курсов биологии. Гигиеническое воспитание - задача всех биологических предметов, а не только курса анатомии, физиологии и гигиены человека, который, конечно, играет ведущую роль в этом деле. В ряде публикаций по методике анатомии, физиологии и гигиены человека рассматривается определенная система гигиенических понятий с учетом преемственной связи с гигиеническим материалом в курсах природоведения, ботаники н зоологии.

















    1.3. Взаимосвязь этического, патриотического и гражданского воспитания на уроках биологии и экскурсиях.

    Этическое воспитание - основа нравственного воспитания человека. Целью этического воспитания в процессе обучения является формирование у учащихся убеждений, чувств и привычек в соответствии с определенными нравственными принципами.

    Главные задачи этического воспитания:

    - накопление обучающимися положительного нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения, о разумном использовании свободного времени;

    - развитие таких качеств, как внимательное отношение к людям, к порученному делу, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство чести и долга, уважение человеческого достоинства.

    Достоинство - уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория.

    У школьников в процессе обучения биологии необходимо воспитывать нравственное отношение к труду, природе, к своей Родине. Природа является мощным фактором воспитания чувства уважения и любви к своему Отечеству. Содержание школьного курса биологии во многом содействует формированию патриотических чувств у учащихся: уважения и любви к родине; стремления сберечь и защитить свою родную землю. С этой целью на уроках биологии необходимо использовать краеведческий экологический материал, что способствует формированию у школьников чувства заботливого хозяина своего края. Необходимо постоянно обращать внимание учащихся на самоотверженный труд российских ученых во имя развития биологической науки.

    Воспитание уважительного чувства к своей Родине тесно связано с гражданским воспитанием учащихся. Гражданское воспитание заключается в воспитании самосознания и ответственности за свою страну. Задачи гражданского воспитания состоят в том, чтобы воспитать готовность защитить свое Отечество, отстаивать принципы морали, поддерживать чувство национальной гордости за свой народ и за его достижения, ответственность за сохранность и приумножение национальных и общечеловеческих ценностей.

    Патриоти́зм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.
    Общечелове́ческие це́нности - теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности.

    Особенно большое значение приобретает гражданское воспитание в старших классах, когда активно формируются мировоззрение, ответственность, чувство долга, когда убеждения начинают влиять на поведение. Должная воспитанность учеников не может быть достигнута реализацией системы воспитания лишь в старших классах, так как должна обеспечивается в процессе непрерывной системы воспитывающего обучения во всех предшествующих классах.

































    III. Способы реализации основных направлений воспитания через содержание предмета «Биология».


    Поскольку курс биологии связан с выполнением практических и лабораторных работ, оформлением рефератов, презентаций, то в процессе такой разнообразной трудовой деятельности у школьников формируются такие важные нравственные качества, как трудолюбие, взаимопомощь и активное участие в совместной творческой деятельности, умение эффективно работать в коллективе.

    В 6 классе учащиеся знакомятся с приемами выращивания культурных растений, ухода за ними, проращивания семян, вегетативного размножения растений. В 7 классе они получают представления о работе по охране редких и исчезающих видов животных, о выращивании домашних животных. В 8 классе рассматриваются вопросы охраны здоровья людей, а в 9–11 классах раскрывается значение трудов ученых-биологов, изучающих законы природы.

    При выполнении практических работ по вегетативному размножению растений, школьники имеют возможность овладевать умениями обрабатывать почву, сеять семена, сажать, поливать растения. Внеурочное время позволяет цветоводам школы заниматься озеленением школьного здания, выращивать растения в классах для оздоровления воздушной среды, создания уютной и комфортной обстановки. Данные мероприятия могут являться важным этапом в формировании эстетической культуры учащихся, основой для которой является культура восприятия. Отмечая значение этого свойства личности, В. А. Сухомлинский писал: «С восприятия и познания красоты начинается воспитание эстетической культуры, воспитание чувств». Однако, далее он отмечает, что сам ребёнок не обратит внимание на эту красоту, если её ему не показать, не рассказать о ней. Поэтому уже с первых уроков биологии следует начинать работу по формированию культуры восприятия. Сначала раскрывать эстетические свойства изучаемых объектов, а в дальнейшем добиваться всё большей самостоятельности от ребят в выделении эстетических сторон веществ и явлений. Такой целенаправленный подход к изучению биологии даёт возможность значительно расширить и совершенствовать сферу эстетического восприятия в старших классах, а также выработать приёмы эстетических оценок и суждений, что в дальнейшем скажется на формировании эстетического вкуса и идеала обучающихся.

    Эмоциональный настрой приобщает учащихся к творческой деятельности, вызывает интерес к предмету, способствует воспитанию эстетического вкуса, любви и уважения к великому русскому языку.

    Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησι - «чувство, чувственное восприятие») - философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
    Ру́сский язы́к (инф.) (МФА: [ˈruskʲɪi̯ jɪˈzɨk])[~ 3][⇨] - один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира - шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным.
    Большие возможности использования художественной литературы открываются и при изучении различных разделов биологии.
    Художественная литература - вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, киноискусство, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
    Так, на уроках можно использовать отрывки из стихотворений, загадки.

    Например: 5 класс, тема урока «Царства живой природы»

    Отрывок из стихотворения «Взгляд на природу» (автор Юрий Шмидт)

    Дикой ягоды вкус.

    Ю́рий Ма́ркович Шмидт (10 мая 1937, Ленинград - 12 января 2013, Санкт-Петербург) - российский адвокат, правозащитник. Депутат Национальной Ассамблеи Российской Федерации.[значимость факта?]

    Соловьиные, звонкие трели,

    Запах спелых садов,

    Родника ледяной перелив.

    Снега первого хруст,

    Первоцветы в начале апреля,

    Желтых листьев покров

    И дождя незнакомый мотив.

    (Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов с картинами природы)

    6 класс, тема урока «Цветок»

    Отрывок из стихотворения В. Солоухина

    Вы проходите мимо цветка?

    Наклонитесь, поглядите на чудо,

    Которое видеть вы раньше нигде не могли.

    Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

    Из одной и той же черного цвета земли

    Он - то красный, то - синий, то - сиреневый, то – золотой!


    К теме «Царство Грибы».

    И на горке, и под горкой,

    Под березой и под елкой,

    Хороводами и в ряд

    В шапках молодцы стоят. (Грибы)


    или

    Есть два разряда путешествий:

    Один – пускаться с места вдаль,

    Другой – сидеть себе на месте. Листая старый календарь…


    В 7  классе, при  изучении  сезонных  явлений в жизни млекопитающих можно прочитать стихотворение Е. Головина «Собрались и полетели»


    Собрались и полетели

    Утки в дальнюю дорогу.

    Под корнями старой ели

    Мастерит медведь берлогу.


    Заяц в мех оделся белый,

    Стало зайчику тепло.

    Носит белка месяц целый

    Про запас грибы в дупло.


    Рыщут волки ночью темной

    За добычей по лесам.

    Меж кустов к тетерке сонной

    Пробирается лиса.


    Прячет на зиму кедровка

    В старый мох орехи ловко.

    Хвою щиплют глухари.

    Зимовать к нам прилетели

    Северяне-снегири.

    На уроке в 6 классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, можно предложить вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака:

    Мы в букет собрали маки жаркие,

    Много незабудок голубых.

    А потом цветов нам стало жалко.

    Снова в землю посадили их.

    Только ничего не получается:

    От любого ветерка качаются!

    Почему осыпались и вянут?

    Без корней расти они не станут.


    На уроках о растениях и животных занесенных в Красную книгу можно прочить следующие строки:

    Вы слышали, когда березы плачут?

    Вы видели, когда березы плачут?

    Вы знаете, когда березы плачут—

    То вместе с ними стонет мать-земля».


    Урок на тему «Цветок-орган семенного размножения растений» можно начать с поэтических слов Каримизе Жанэ:

    Цветы, как люди, на добро щедры,

    И, щедро нежность людям отдавая,

    Как маленькие теплые костры».


    На уроке, при изучении способов распространения плодов и семян можно прочитать стихотворение Хейну Эрхарда об одуванчике:

    Пока тихо, он - молчит,

    Но лишь ветер налетит,

    Шлет в воздушный океан

    Парашютный свой десант….


    О распространении плодов и семян водой хорошо сказано в стихотворении А. Рыбочкина «Желудь»


    Лесной ручей певуч и звонок.

    Мы гоним плот к большой реке.

    Вот желудь – крошечный боченок,

    Упав, плеснулся в омутке.

    По всем законам полагалось

    Ему бы здесь пойти ко дну,

    Да спас листок – случайный парус:

    Он вынес желудь на волну.

    Волна на искорки дробится.

    И дар свой к берегу несет.

    Ему в земле бы укрепиться,

    А там уж он не пропадет!

    В зеленом станет океане,

    Где без границ лесная ширь…

    Как в сказке о царе Салтане,

    Плывет в бочонке богатырь».


    При изучении темы «Голосеменные растения» можно использовать несколько стихотворений.

    А. Левушкин «Сосна»


    Никто не любит солнце, как сосна,

    И летним днем,

    В июльский зной палящий,

    Всех выше в небо тянется она

    Из непролазной, глухоманной чащи…


    Можно также использовать отрывок из книги Ю. Никоновой «Как в лесу бумага выросла».

    Ведь хвойные ветки,

    Что так зелены,

    Стране нашей очень

    И очень нужны.


    В приборах, которые

    С химией дружат,

    Хвоя совершенно

    Изменит свой вид.


    Ей пастою стать

    Каротиновой нужно.

    А паста – она

    Чудеса сотворит.


    Она превратится

    В душистое мыло,

    В состав ароматный

    Для чистки зубов.

    Чистка зубов - процедура личной гигиены для очистки поверхности зубов от остатков пищи и мягкого зубного налёта. Обычно выполняется с помощью зубной щётки или/и зубной нити.




    В лекарство больному.

    Дающее силу,

    Чтоб стал он, как прежде,

    И бодр, и здоров.


    И ветку в процессе

    Химическом сложном

    Подобно хвое

    Переделать возможно.


    Этиловый спирт

    Мы из веток добудем,

    Немалую пользу

    Приносит он людям.


    Он часть состаная

    Пластмассы, резины,

    Искусственной ткани

    С рисунком цветным.


    Как будто из сказки

    В наш дом древесина

    Приходит на праздник

    Подарок любимым.


    Так же для эстетического воспитания важно использовать экскурсии, во время которых школьники воспринимают гармонию красок, красоту природы.

    Экологическое образование школьников - одна из сложных областей. Знания по современной экологии формируются на стыке нескольких наук -биологии, географии, химии, физики и др. В курсе биологии уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы и сохранения собственного здоровья. Большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы.

    Исследовательская деятельность обучающихся может основываться на:

    1. Наглядности (можно увидеть, потрогать);

    2. Жизненном опыте обучающихся (знания должны быть личностно значимы);

    3.Ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится).

    На уроках биологии исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения самостоятельных работ с дополнительной литературой, лабораторных и практических работ, ролевые игры, написание и защита рефератов, которые имеют проблемный характер и исследовательскую направленность. Работа должна соответствовать интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований должны отбираться такие объекты и явления, которые ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений, отражающие влияние природы на здоровье человека.

    Так, например, с учащимися 5 - х и 6 - х. классов можно изучать растительность, произрастающую на территории школы и микрорайона. В теме «Общее знакомство с растениями» изучение жизненных форм растений происходит в ходе экскурсии.

    Жизненная форма растений Жи́зненная фо́рма расте́ний, биологи́ческая фо́рма, биомо́рфа - внешний облик растений (габитус), отражающий их приспособленность к условиям среды. Термин предложен датским ботаником Эугениусом Вармингом в 1884 году, понимавшим под ним «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от семени до отмирания».
    В 7 классе в теме «Общие сведения о многообразии животных» понятия темы рассматриваются на сообществах животных, которые знакомы учащимся (кошках, собаках). Какие виды домашних животных содержатся в квартирах учеников и  на подворье в деревне у бабушки, их количество, породы, возрастной и половой состав. Последствия влияния на человека окружающей среды рассматриваются в ходе изучения темы «Биотические и абиотические факторы среды» в курсе «Общая биология».
    Абиоти́ческий фа́ктор (др.-греч. α - отрицание, βίος - жизнь) - совокупность прямых или косвенных воздействий неорганической среды на живые организмы; подразделяется на физический (климат, орография), химический (состав атмосферы, воды, почвы).
    Эколо́гия (рус. дореф. ойкологія) (от др.-греч. οἶκος - обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος - понятие, учение, наука) - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

    Реализация экологического воспитания предусматривает:

    • формирование экологической грамотности, экологической культуры,

    • проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

    Учителем должна быть предусмотрена также просветительская работа с родителями (законными представителями), которая включает:

    - экологическое просвещение родителей;

    - проведению дней экологической культуры и здоровья.

    Гигиеническое воспитание лучшим образом может реализовываться именно на уроках биологии, так как разделы и темы данного предмета напрямую связанны с воспитанием у учащихся «правильного» отношения к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.

    Так, например, при изучении раздела «Растения» вопросы гигиены затрагиваются в темах «Отдел Цветковые растения» (ядовитые и лекарственные растения).

    Лека́рственные расте́ния (лат. Plantae medicinalis) - обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.
    Наиболее актуальным гигиеническое воспитание оказывается при изучении бактерий и грибов. В разделе «Животные» в каждой теме рассматривается значение животных в жизни человека. Особенное внимание следует уделить тем темам, в которых речь идет о ядовитых животных, переносчиках возбудителей болезней или паразитах. Учителю необходимо сделать акцент на вопросы гигиены при изучении простейших, червей, насекомых, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

    Наибольшие возможности для преподавания основ гигиены имеются при прохождении курса анатомии и физиологии человека.

    Физиоло́гия (от греч. φύσις - природа и λόγος - знание) - наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов (см. нормальная физиология)
    Почти в каждой теме программы по этому предмету есть материал, который тесно связан с вопросами охраны и укрепления здоровья человека.

    На уроках биологии необходимо применять разнообразные методические приемы и средства для изучения гигиены и формирования гигиенических навыков учащихся:

    1) постановка простейших опытов гигиенического содержания;

    2) рассказы обучающихся о выполнении гигиенических правил;

    3) показ гигиенически правильных поз при работе за письменным столом, при приеме пищи и т. п.;

    4) обсуждение данных самонаблюдений;

    5) обсуждение материалов экскурсий;

    6) использование художественных произведений соответствующей тематики.

    Произведе́ние иску́сства, худо́жественное произведе́ние - объект, обладающий эстетической ценностью; материальный продукт художественного творчества (искусства), сознательной деятельности человека.

    Показателем владения анатомо-физиологическими знаниями является умение обучающихся самостоятельно объяснить практические вопросы гигиены.

    Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. В этом плане курс биологии имеет большие возможности, так как осознание значимости научных достижений выдающихся русских ученых-биологов воспитывает чувство гордости за свою страну.

    Академик Н.И. Вавилов - выдающийся генетик и селекционер, который организовал научные экспедиции в разные регионы Земли для сбора образцов культурных растений, их диких предков. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), в котором хранится мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур.

    Растениево́дство - отрасль сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием культурных растений. Растениеводческая продукция используется как источник продуктов питания для населения, как корм в животноводстве, как сырьё во многих отраслях промышленности (особенно в пищевой, текстильной, фармацевтической и парфюмерной промышленности), а также в декоративных (в цветоводстве) и многих других целях.
    Всеросси́йский институ́т растениево́дства им. Н. И. Вави́лова (ВИР) - научно-исследовательский институт в Санкт-Петербурге.
    Иван Владимирович Мичурин вывел около 300 новых сортов плодовых растений.
    Ива́н Влади́мирович Мичу́рин (15 (27) октября 1855(18551027), небольшое поместье Вершина близ деревни Долгое Пронского уезда Рязанской губернии, - 7 июня 1935, город Мичуринск Тамбовской области) - русский биолог и селекционер, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники, почётный член Академии наук СССР (1935), академик ВАСХНИЛ (1935).
    С именами этих великих ученых обучающиеся знакомятся при изучении темы
    «Методы селекции растений».

    С работами А. И. Опарина, который высказал гипотезу о возникновении жизни в процессе биохимической эволюции углеродных соединений, школьники знакомятся при изучении гипотез происхождения жизни.

    Возникновение жизни или абиогенез - процесс превращения неживой природы в живую; в узком смысле слова под абиогенезом понимают образование органических соединений, распространённых в живой природе, вне организма без участия ферментов.

    С еще одним выдающимся русским ученым Владимиром Ивановичем Вернадским - создателем современного взгляда на биосферу знакомство происходит при изучении темы «Эволюция биосферы». При изучении темы «Оплодотворение», изучается процесс двойного оплодотворения у растений, который был открыт русским ботаником С. Г. Навашиным в 1898г.

    При изучении темы «Фотосинтез» отмечаем, что данный процесс открыл Тимирязев. Имя И.И. Мечникова вписано золотыми буквами в историю науки, так как многие болезни ушли в прошлое и представляют лишь исторический интерес благодаря его вкладу в науку.

    Втори́чный эндоспе́рм - ткань, образующаяся в семенах большинства цветковых растений во время оплодотворения. Эндосперм окружает зародыш и обеспечивает его питание за счет крахмала, растительных масел и белков.
    История науки - исследование феномена науки в его истории[источник не указан 153 дня]. Наука, в частности, представляет собой совокупность эмпирических, теоретических и практических знаний о Мире, полученных научным сообществом.
    Много сделали для развития микробиологии и другие отечественные ученые и просто врачи. Врач Н.К. Завьялова в 1951 г. сама заразилась легочной формой чумы. Этот материал используется на уроке по теме «Иммунитет». Имена двух великих ученых: Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова, которые изучали высшую нервную деятельность, упоминаются при изучении темы «Высшая нервная деятельность.
    Ива́н Петро́вич Па́влов (14 (26) сентября 1849, Рязань - 27 февраля 1936, Ленинград) - русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог , создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
    Вы́сшая не́рвная де́ятельность - это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных (в том числе и человека) в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях.


























    IV. Заключение.

    Сущность воспитания заключается в целенаправленном превращении социального опыта в личный опыт, приобщающей человека ко всему богатству мировой человеческой культуры. Воспитание способствует также формированию мировоззрения, которое формируется всю жизнь человека, но его становление особенно интенсивно идет в школьные годы, определяясь, в первую очередь, содержанием учебных предметов в общеобразовательной школе.

    С начала изучения биологии подростки приобщаются к научной системе взглядов на окружающий мир, у них закладываются основы научного миропонимания. Изучение свойств и строения живой клетки, законов наследственности, причин изменчивости, естественного отбора, обсуждение вопросов адаптации к среде обитания, происхождения жизни и структурных уровней ее организации создает в сознании учащихся биологическую научную картину мира.

    Среда обитания (экологическая ниша) - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
    Есте́ственный отбо́р - основной эволюционный процесс, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.
    Научная картина мира - одно из основополагающих понятий в философии науки - особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определённые способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.

    Важный элемент формирования мировоззрения является развитие гуманистических взглядов. Именно благодаря урокам биологии ребенок может получить основы гуманного отношения к природе, окружающему миру в целом. Здесь могут формироваться и развиваться особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.

    Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание или изменение личности перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

    Таким образом, изучение биологии в школе дает обучающимся определенный круг знаний и тем способствует формированию их мировоззрения и воспитанию нравственных качеств.






    V. Литература.

    1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших школьников. - Москва: «Просвещение», 2009г.

    2. Зверев, И. Д. Введение в экологические системы: учеб. пособие для школьников / И.Д. Зверев. - М.: Тобол, 1995. - 71 с.

    3. Зверев, И. Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения / И.Д.

      Экосисте́ма, или экологи́ческая систе́ма (от др.-греч. οἶκος - жилище, местопребывание и σύστημα - система) - биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.
      Сре́дства обуче́ния - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
      Зверев. - М.: Центр "Экология и образование", 1993. - 86 с.

    4. Зверев, И. Д. Проблемы социальной экологии: Дидакт. материалы для учащихся ст. кл. сред. шк. / И.Д. Зверев. - М.: Тобол, 1994. - 96 с.

    5. Каптерев, П.Ф. Что может сделать школа для развития характера учащихся? / П.Ф Каптерев. М.: Наука, 1982. - 90 с.

    6. Коротов, В.М. Воспитывающее обучение / В.М. Коротов. - М.: Просвещение, 1980. - 191 с.

    7. Корнетов, Г. Б. История педагогики: введение в курс «История образования и педагогической мысли»: учеб.

      Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική - искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → παιδος – подросток + ἄγω – веду) - наука о воспитании и обучении человека,прежде всего в детско-юношеском возрасте.
      пособие / Г.Б. Корнетов. - М.: Изд. УРАО, 2002. - 296 с.

    8. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Кутецкий. - М.: Просвещение, 1976. – 115 с.

    9.  Макаревич Е.В., Королёва Н.В. Биология. - Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005г.

    10. Никишов А.И., Шалаев В.Ф., Середенко Э.В. Методика обучения зоологии. - Москва: «Просвещение», 2003г.

    11. Русская поэзия, М.

      Методика - это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик - как методика.
      Ру́сская литерату́ра - комплекс литературных произведений, написанных на древнерусском и русском языке. Зародилась во второй половине X века, однако до XIX века, когда начался её «золотой век», была практически неизвестна в мире.
      : «Детская литература», 1988 г.


    23



    Первая страница
    Наша команда
    Контакты
    О нас

        Главная страница



    Статья на тему "Воспитательный потенциал уроков биологии в рамках осуществления процесса воспитания в образовательном учреждении."

    Скачать 131.16 Kb.