Статья по физической культуре "Роль игры в развитии общества"




Дата08.10.2017
Размер58.4 Kb.


Роль игры в развитии общества. Есина Марина Васильевна. Среди большого разнообразия средств физического воспитания одно из ведущих мест занимают игры. «Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку». (Былеева Л.,Яковлев В.) Игры возникли в глубокой древности, их эволюцией интересовались ученые разных стран. Возникновение игры непосредственно связано с трудовой деятельностью человека, обеспечивающей его превосходство над природой. Поддержание жизни, первоначально связанное с охотой, а позднее со скотоводством и обработкой земли, послужило реальной основой для отражения реальных жизненных процессов в играх детей.

Физи́ческая культу́ра (греч. phýsis, природа + культура) - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Дре́вний мир - период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе. В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии - империи Чола, а в Америке - начало европейской колонизации.

Игра Игра́ - вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Социальная функция игры заключается в подготовке к труду.

Структу́рный функционали́зм - методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.

С совершенствованием труда и развитием сознания, подражательные игры приняли символический характер. В играх стали применяться мячи из шкур, палки вместо копья и т.д. Символические игры затем перешли в состязательные и заняли видное место в жизни общества, превратились в средство воспитания. Старинные памятники культуры и литературные источники позволяют утверждать, что игры в мяч, похожие на современные спортивные игры, применялись в Древней Греции, в Риме, позднее в Германии, во Франции и других странах. В Древней Руси в 11-15 веках молодежь играла в «городки», «бабки». В 15-18 веках появились «лапта», «горелки» и другие игры с мячом. Современные виды спортивных игр начали складываться в конце 19 и в начале 20 веков. Они представляют собой высшую степень развития народных игр. В игре моделируются реальные жизненные условия, наилучшим образом формируются качества личности, определяющие успешность трудовой деятельности человека. Направленность этой деятельности разнообразна. В процессе труда удовлетворяются материальные потребности, в игре же, для которой характерно максимальное проявление творческих способностей, в первую очередь удовлетворяются духовные потребности.

Потре́бность - способность живой системы к избирательному контакту с окружающей средой, с целью сохранения гомеостаза внутренних процессов.

Поэтому игровая деятельность направлена на совершенствование самого человека, его психической и физической деятельности. Отмеченные особенности отмечают ту тесную взаимосвязь и взаимное влияние, которое существует между трудом и игрой. В этом находит свое отражение социальная функция игры, обеспечивающая развитие как отдельного индивидуума, так и общества в целом. Многие проявления в культурной жизни и искусстве обязаны своим существование игре, под влиянием которой формируются способности к творческому самовыражению.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), - уникальность его результата.

Культура Культу́ра (от лат. cultura - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

Развитие фантазии, интуиции, изобретательности, так необходимых в сфере науки и техники, так же происходит в процессе игры. Но самым важным аспектом влияния игры следует признать осуществляемую через нее социальную интеграцию. И в этом отношении особенно важны спортивные игры как социальная форма организации совместной деятельности по достижению цели. Каждый коллектив играющих есть не что иное, как социальная микроструктура со своим распределением ролей и характером взаимоотношений между участниками. Игра – специфическая форма упражнений, возникшая с развитием человеческого общества.

Социальная интеграция - (лат. integratio- восстановление, восполнение; лат. integer - целый): Принятие индивида другими членами группы. Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы её части на основе общих целей, интересов. Формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений. В дефектологии - успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.

О́бщество - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствуют воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств. Круг игр, используемых в целях физического воспитания, в настоящее время очень велик и разнообразен. В мире насчитывается свыше 100 игр, по которым регулярно проводятся спортивные состязания.

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport - «игра», «развлечение») - организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и/или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.

Совсем недавно в нашу жизнь вошли такие спортивные игры, как гольф, боулинг, керлинг и завоевали невиданную популярность наряду с традиционными видами спорта.

Вид спо́рта - совокупность видов спортивных соревнований, объединённых по признакам схожести правил, одной спортивной федерации и т. п.

Социальная значимость игр в их доступности, популярности, привлекательности, зрелищности, это делает их прекрасным средством для привлечения к занятиям физической культурой широких масс населения различного возраста. Игровое состязание – это великолепное спортивное зрелище. Высокий накал страстей, непредсказуемость результата, предельное напряжение и мастерство, и на ряду с этим это отдых от трудовой деятельности. Все существующие игры делятся на две группы подвижные и спортивные. К подвижным относятся простые игры с элементарными правилами, несложными взаимодействиями, несложные в исполнении. Игра – это самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических качеств и возможностей, развитие смекалки, логики, стремления к победе. Спортивные игры отличаются от подвижных - едиными правилами. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Борьба - единоборство, рукопашная схватка двоих людей, в которой каждый старается осилить другого, свалив его с ног.

Важная особенность спортивных игр – это сложные коллективные и индивидуальные действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех игроков. Трудность хорошего взаимодействия состоит в том, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровой ситуации, действия игроков будут различны, но они должны быть направлены на решение общей задачи. От игроков требуется максимум инициативы, творчества, смелости, мастерства. Игра воспитывает такие качества, как лидерство, ответственность, умение подчинять личные интересы интересам коллектива. Игры решают необычайно широкий круг задач, начиная с укрепления здоровья населения, отвлекают молодежь от пагубного влияния улиц, являются средством активного отдыха для всех категорий населения, особенно для лиц, занимающихся напряженной умственной деятельностью.

Здоровье Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье. Меру важно во всём соблюдать - в еде и напитках И в упражненьях для тела, и мера есть то, что не в тягость.

В наше время популярность игр, а, следовательно, и выполняемая ими социальная функция значительно возросли. В семье, в школе, в учебном заведении, на производстве – везде игры ценятся за высокую эмоциональную насыщенность двигательной деятельности, коллективный характер, за соревновательный характер, который каждому дает возможность творческого самовыражения.

Уче́бное заведе́ние - прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Игру называют «упражнение в радости», она открывает возможность полезно использовать свободное время - будь то шашки, шахматы, футбол или боулинг. Тем самым игра выполняет исключительную по своей важности функцию – функцию воспроизводства творческого потенциала нашего общества.