Статья: "Синтаксис. Типы предложений (по цели высказывания, по интонации)."

  • (по цели высказывания, по интонации).
  • Восклицательные предложения

  • Скачать 56.14 Kb.


    Дата06.10.2017
    Размер56.14 Kb.

    Скачать 56.14 Kb.

    Синтаксис. Типы предложений

    (по цели высказывания, по интонации).


    Синтаксис – раздел языкознания, изучающий способы соединения слов в словосочетания  и предложения, различные типы синтаксических единиц, их строение, функции и условия употребления. Другими словами, синтаксис изучает строй связной речи.

    Синтаксическими единицами являются предложение и словосочетание. Их роль и назначение в речи неодинаковы. Предложение – основная синтаксическая единица, так как оно служит главным средством выражения и сообщения мысли в процессе общения между людьми. Вместе с тем предложение и одна из самых сложных языковых единиц, так как его основа – грамматическое, в значительной степени абстрагированное понятие. Именно поэтому мы обратились к проблеме изучения одного из аспектов синтаксиса предложения – к изучению двух первых характеристик в плане анализа предложения – по цели высказывания и по интонационной окраске..

    В зависимости от функции (цели высказывания) простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

    Едини́ца языка́ - элемент системы языка, неразложимый в рамках определённого уровня членения текста и противопоставленный другим единицам в подсистеме языка, соответствующей этому уровню. Может быть разложима на единицы низшего уровня.

    Сло́жное предложе́ние - предложение, имеющее две или более грамматических основ и представляющее собой смысловое единство, оформленное интонационно. Выделяют 3 вида сложных предложений: сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, бессоюзное сложное предложение к примеру (- =,-=.).

    (слайд)Эти разновидности называются функциональными или коммуникативными типами предложений.

    Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут иметь эмоциональную окраску, то есть выражать отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Если эмоциональность передаётся с помощью интонации или специальных служебных слов, то такое предложение является восклицательным.

    Эмо́ция (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоции характеризуются тремя компонентами: переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции; процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым.

    Служе́бные слова́ - лексически несамостоятельные слова, не имеющие в языке номинативной функции (не называют предметов, свойств или отношений) и выражающие различные семантико-синтаксические отношения между словами, предложениями и частями предложений.

    И следующая классификация предложений как восклицательные и невосклицательные.

    Восклицательные предложения – это предложения, эмоционально ярко окрашенные, в них сообщение, вопрос или побуждение сопровождается сильно выраженными чувством говорящего.

    И повествовательное, и вопросительное, и побудительное предложения могут быть восклицательными, если они приобретают в речи эмоциональную окраску, например: 1) Какой упоительный аромат! (Паустовский); 2) Ох, полезно человеку увидеть себя со стороны, да еще в увеличительное стекло! (Вигдорова).

    Предложения, в которых сообщение, вопрос или побуждение не сопровождается ясно выраженным чувством говорящего, называются невосклицательными.

    Например: Для меня все ново в мире (Борисов) - по­вествовательное невосклицательное предложение.

    Традиционно у младших школьников возникает проблема при различении этих классификации предложений. Критерии, по котором выделяются типы предложений в данных классификациях в сознании учащихся смешиваются и часто понятия побудительное и восклицательное или повествовательное и невосклицательное предложения воспринимаются как синонимичные и даже взаимозаменяемые.

    Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. Это важно учитывать при организации учебной деятельности, превращая её по форме иногда в игровой процесс.

    Геймпле́й (англ. gameplay), гейм-плей - игровой процесс с точки зрения игрока. Геймплей включает в себя разные содержательные аспекты компьютерной игры, в том числе технические, такие как внутриигровая механика, совокупность определённых методов взаимодействия игры с игроком и др.

    Учебная деятельность - это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

    Для младшего школьника очень характерна потребность во внешних впечатлениях. Впоследствии она преобразуется в познавательные потребности.

    Для младшего школьника определённую трудность представляет понимание читаемого текста. Его затрудняет отсутствие интонации, мимики жестов в письменных текстах. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

    Школа Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά - досуг, учебное занятие, школа) - учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).

    В младшем школьном возрасте, когда велика роль наглядно-образного мышления, наглядной памяти, при обучении младших школьников необходима различного рода наглядность.

    Нагля́дно-о́бразное мышле́ние - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

    Школьный возраст - определённый возрастной период жизни человека, который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения.

    Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые ребёнка окружают и с которыми он действует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминания словесного материала. Комплекс упражнений, который мы разработали, он основан на материале детского кино. Выбор этот не случаен, потому что мы учитывали возрастные особенности младших школьников.

    В этой связи в своем исследовании мы обратились к возможностям использования мультимедиа в процессе изучения названных выше типов предложений. Нами проанализирована программа по русскому языку УМК «Начальная школа XXI века» (автор Н.Ф.

    Русский язык Ру́сский язы́к (инф.) (МФА: [ˈruskʲɪi̯ jɪˈzɨk])[~ 3][⇨] - один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа. Является одним из наиболее распространённых языков мира - шестым среди всех языков мира по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным.

    Виноградова) и пришли к выводу о том, что по данной теме всего 10 упражнений, поэтому на наш взгляд, учителю в практике преподавания необходимо использовать дополнительные задания и дидактический материал с целью более качественного формирования ЗУНов по данной теме. Мы разработали комплекс упражнений, где представлены 3 вида заданий различных по форме и способу подачи материала: текстовые задания, аудио-задания, видео-задания.

    Все эти виды заданий, разработаны с учетом возрастных особенностей младших школьников.

    «Текстовые задания» представляют собой, по сути, анализ прочитанного текста, предложений. С одной стороны эти задания более традиционны, по сравнению с остальными, но с другой стороны, их выполнение осложняется отсутствием вспомогательных компонентов в виде звучащей речи или визуальных изображений.

    «Аудио-задания» с точки зрения рассмотрения типов предложений по цели высказывания и интонационной окраске имеют значительную ценность, обусловлено тем, что в аудио-фрагментах интонация существует «В ЧИСТОМ ВИДЕ», она задана, то есть такие аудио-текксты – более объективный материал для анализа предложений по интонационной окраске.

    Точка зрения (англ. point of view, POV) - жизненная позиция, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события. Термин произошёл от «точки зрения» - места, где находится наблюдатель и от которого зависит видимая им перспектива.

    «Видео-задания», тоже имеют определенную специфику. Фрагменты из кинофильмов, те видеоряды, которые использованы в них, помогают младшим школьникам не только проанализировать свои предположения посредством анализа мимики, жестов, телодвижений и других средств невербального общения.

    Таким образом, мы считаем, что подобного рода мультимедиа дидактический продукт может использоваться в качестве эффективного средства обучения в ходе изучения типов предложения по цели высказывания и интонационной окраске.

    Невербальное общение (жестовое общение, язык тела)- это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

    Сре́дства обуче́ния - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.